Серия уроков по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Макеева Жанна Викторовна

В подборе собрана серия уроков по произведению АюСюгрибоедова "Горе от ума". Материал содержит анализ произведения, уроки по развитию речи, темы сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.griboedov.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Серия уроков по теме А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Творчество А.С.  Грибоедова

Урок  1

Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова

История создания комедии «Горе от ума»

Цели: познакомить учащихся с судьбой А.С. Грибоедова и историей создания комедии, повторить специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии.

I.Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова (1795-1829).

1.Рассказ учителя о Грибоедове

1)Детство и юность писателя

Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. 1803 год - обучение в Московском университетском благородном пансионе. 1806 год - студент словесного отделения Московского университета. Ранее проявление одаренности: знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. Военная служба – 1812-1816 года.

2) Начало литературной деятельности и гражданской карьеры

1815 год – дебют Грибоедова – драматурга (комедия «Молодые супруги»); в конце 1810-х годов – пьесы «Студент», «Притворная неверность»; 1817 год – поступление на службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря; 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии

3) 1812-1824 года – работа над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году

4) 1825-1829 года – последние годы жизни. Привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов.

Грибоедов на Кавказе. Роль писателя в заключении Туркманчайского мира (1828). Назначение полномочным министром – резидентом России в Персии.

30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.

2.Индивидуальные сообщение учащихся:

  • Грибоедов и декабристы;
  • Грибоедов и Пушкин;
  • Грибоедов – дипломат.

3.В сильном классе – обзор романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир - Мухтара».

II.Повторение типологических черт драматургического рода литературы, специфика композиции драматургического произведения и жанровых особенностей комедии.

III.История создания комедии.

IV.Домашнее задание

1.Прочитать первое действие комедии. Каковы экспозиция и завязка комедии?

2.Пронанализировать диалоги Чацкого и Софьи: поведение героев, их отношение друг к другу, характер высказываний.

3.Что вызывает осуждение Чацкого в нравах московского барства?

Урок 2

Анализ первого действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа первого действия обозначить завязку комедии, сформировать первоначальное представление о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

I.Вступительное слово учителя

В 1919 году, через век после создания «горя от ума», великий русский поэт Александр Блок писал: «XIX век создал сразу великую комедию. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей литературы».

Сегодня прошло уде два столетия, а грибоедовскую комедию не только продолжают ставить на сцене, но и по-прежнему о ней отчаянно спорят. казалось, о «Горе от ума» было сказано все: образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на разные лады, но «хрестоматийный глянец» не мешает новым читателям восхищаться мастерством Грибоедова и видеть за хрестоматийными образами живых людей. Давайте и мы вместе с Грибоедовым «войдем» в дом Фамусова.

II.Анализ первого действия.

Каковы экспозиция и завязка первого действия? В чем состоит внешний конфликт и как он развивается?

Знакомство с домом московского барина Фамусова, возникновение интриги: тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого – завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.

Диалог Чацкого и Софьи – сатирическое обличение Чацким московских нравов. Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? Завязка общественно – политического конфликта комедии между Чацким и московским барством.

III.Обобщение

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софья влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайном от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговоров Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург,  затем за границу.  

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылка признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник-  - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безводен, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

IV.Домашнее задание

1.Подготовить устное сообщение по первому действию комедии. Где происходит действие комедии? Какое событие становиться завязкой комедии? Какая интрига движет действием? Как в первом диалоге Чацкого и Софьи раскрывается отношение героя к барской Москве?

2.Прочитать второе действие комедии. В чем суть конфликта, наметившегося между Чацким и Фамусовым? Обозначьте позиции спорящих. Как выглядит Москва в восприятии героев? Охарактеризуйте полковника Скалозуба.

3.В чем, по-вашему, состоит конфликт пьесы? Как он развивается во втором действии?

4.Проанализировать диалоги Чацкого и Молчалина. Можно ли назвать героев антиподами? Почему?

Урок 3

Анализ второго действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа второго действия определить неоднозначность конфликта комедии; показать столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в монологах Фамусова и Чацкого.

I.Краткое устное обобщение учащихся по первому действию (ответы на вопросы домашнего задания).

II.Анализ второго действия

1.Чтение и анализ второго действия, явления 2.

В чем суть конфликта, наметившегося в диалогах Фамусова и Чацкого? Выявите позиции спорящих.

Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего – то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов – такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович как образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства. Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова.

2.Москва в восприятии героев

Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.

Для Чацкого Москва – мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников.

Развитие общественно – политического конфликта комедии, столкновение старого и нового поколений.

3.Характеристика полковника Скалозуба. Новый поворот любовной интриги: Скалозуб как возможный претендент на руку Софьи. Новый поворот общественного конфликта: не столько конфликт поколений, сколько конфликт передовых и консервативных взглядов, жизненных ценностей.

4.Современные интерпретации конфликта комедии, неоднозначность оценок, стремление снять классовый антагонизм.

III.Обобщение

Во втором действии развивается не столько любовный, сколько социальный конфликт комедии. В нем можно выделить несколько сторон. толкование конфликта комедии как конфликта поколений (Фамусов – Чацкий), как столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» можно расценивать как верное, но это довольно узкое толкование. Более широкое понимание конфликта – это столкновение передовых взглядов на жизнь и косного, застойного мировоззрения (барская Москва и Чацкий).

IV.Домашнее задание

1.Прочитать третье и четвертое действия комедии. Дать краткую характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана?

2.Проанализировать сцену бала как кульминационную (см. вопросы к анализу в ходе следующего урока на с. 64)

3.Репетилов и его роль в пьесе.

Урок 4-5

Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

I.Обобщение по второму действию комедии

Развитие любовного и социального конфликта комедии. Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

II.Анализ третьего действия

1.Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине. Молчалин в восприятии Софьи – нравственный идеал, по сути христианский, с его смирением, любовью к ближнему, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию, нежелание судить и т.д..

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого – низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник, крайне не умен.

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

2.Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штрихов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Платон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся жене. Его реплики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может сказать бывшему другу: «Теперь, брат, я не тот…».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клеветников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по проводу скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветанного  товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями. Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно выдать замуж дочерей, злая и язвительная графиня – внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих; «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорецкий, сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся грубоватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаменательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!»), и знаменитое хлестовское «Все врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе – в совокупности они являют собой мир дворянской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скалозубом они «сходились» один на один, то сцена бала открыла полное одиночество Чацкого.

3.Кульминация пьесы

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасшествии героя. Как это произошло? Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего развития действия, или это все- -таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, но светские сплетники Г.Н., потом Г.Д. увидели возможность поразвлечься, распространяя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуту рядит, Угодно ль на себя примерить?»

Сплетня распространилась с необычной быстротой. Почему? Во-первых, с точки зрения фамусовского общества, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайловичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях – и нивесть что скажет? (Фамусов)

Сказала что-то я  - он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчалин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня – внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

И общий вердикт – «безумен по всему».

Приехав на бал, графиня – внучка, войдя в комнату, полную людей скажет бабушке:

Ну кто рано приезжает!

Мы первые!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или душевной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собравшиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чацкого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

III.Заключение

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чацкого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои передовые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забыли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражанье», но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его речи – стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

IV.Анализ четвертого действия

1.Чацкий и Репетилов. Саморазоблачение Репетилова.

Репетилов выдает себя за человека передовых убеждений, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов – своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубляет одиночество и драматизм положение Чацкого.  

2.Развязка комедии.

V.Обобщение

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства – пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объявить героя безумным похоже на месть, расправу с инакомыслием. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П.Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел  до своего логического финала на балу в доме Фамусова.

Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

VI.Домашнее задание

1.Индивидуальное задание: восстановить по тексту пьесы биографию Чацкого.

2.Привести примеры из текста комедии, доказывающие неоднозначность характера Чацкого.

3.Сформулировать точку зрения Чацкого на основные проблемы времени. Подтвердить цитатами.

4.Выписать отзывы о Чацком А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И. Ильина прокомментировать их.

5.используя книгу М. Нечкиной «Декабристы», найти параллели между образами Чацкого и декабристов.      

Урок 6

Образ Чацкого (семинар)

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о герое комедии, дать развернутую характеристику образа в историческом и культурном контексте, через историко – функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа.

I.Биография Чацкого

Примерное содержание ответа

Биография героя типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 годов.

Детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, «когда все мягко так, и нежно, и незрело», юное сердце его остро реагирует на впечатления от быта московского барства. Дух «века минувшего», «низкопоклонничество» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусовых.

…уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом, -

рассказывает Софья.

Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная любовь к Софье не могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него, -

продолжает свой рассказ о его жизни Софья.  

Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение «либералистов», сначала еще неопределенное по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого.

Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодежи. Многие из декабристов были литераторами.

Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министром связь». Однако не надолго…  В комедии ясно сказано, что «с министрами связь» закончилась у  Чацкого разрывом («потом разрыв»).

После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Он, по словам Фамусова, «наблажил». Очевидно, это «блажь», приведшая к «оплошному управлению» имением,  означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и прогрессивные хозяйственные реформы.

Затем Чацкий отправился за границу.  На «путешествия» стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости.

Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития.

После трех лет отсутствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова.

II.Неоднозначность характера героя; противоречивость его натуры: смеющийся над другими, он сам бывает смешон, при этом не чувствует насмешки над собой и глубоко страдает; достаточно проницателен, а сам находится во власти самообмана» обвиняя других, никогда не чувствует себя виноватым. Неоднозначность характера героя вызывает и неоднозначность оценок: и ирония, и сострадание. Чацкий – одновременно герой – любовник, включенный в комический сюжет, и герой – резонер.  

III.Роль Чацкого в пьесе и истории литературы определяется не характером, а убеждениями. Взгляды героя характеризуют его как передового человека своего времени:

  • протест против крепостничества, гуманное отношение к крепостным;
  • борьба с невежеством, необходимость просвещения;
  • осуждение чинопочитания и карьеризма;
  • призыв к свободе мысли и высказывания против рабской морали;
  • протест против преклонения перед иностранщиной.

IV.Русская критика, начиная с А.С, Григорьева и А.Герцена, образ Чацкого стала сближать с декабристами. Этому способствовали не только взгляды героя, но и определенные биографические параллели: Чацкий не хочет служить, оставили службу Муравьев и Рылеев; путешествие по Европе как признак вольнодумства; высокий строй речи, ораторские интонации («говорит, как пишет»), свойственные декабристам.

Одиночество Чацкого смягчено тем, что у него есть единомышленники: в историческом контексте это декабристы, в пьесе – внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор).

V.Чацкий – фигура трагикомическая. «двойной» трагизм воплощен в его судьбе: он отвергнут Софьей и обществом. Трагедия Чацкого – это трагедия умного человека, когда его ум, талант, честность не востребованы.

VI.Чацкий в зеркале критики.

А.С. Пушкин считал, что Чацкий неумен, так как «мечет бисер» перед Репетиловым, и единственный умный человек в пьесе – сам Грибоедов.

И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» подчеркивает, что Чацкий – герой, появляющийся при смене одного века другим. Он «передовой воин, застрельщик, но всегда жертва».

И. Ильин, религиозный философ начала XX века, отмечал, что драма Чацкого состоит в том, что его ум омрачен гордыней. Ум, направленный только на критику и обличение, становится бессердечным и является страшной и пустой силой.

В современных трактовках Чацкий – личность, несомненно, яркая, человек передовой, образованный, честный, но при этом во многом заблуждающийся и совершающий промахи. Его образу присущ трагический конфликт между умом, идеями, с одной стороны, и сердцем, нравственной природой человека, с другой. Возможно, Чацкий научится жить не только умом, но и сердцем, о его способности глубоко чувствовать говорит «мильон терзаний», который         он испытывает в конце комедии.

VII.Домашнее задание

1.Какие проблемы поднимает Грибоедов в своей комедии? Как связаны заглавие комедии и ее поэтика?

2.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

3.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

4.Как вы понимаете значение ставшего крылатым выражения «Ум с сердцем не в ладу»?

5.Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Какое значение придавалось понятию «умный» в грибоедовскую эпоху?»

Урок 7

Смысл заглавия комедии и проблема ума

Цели: обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии, системе персонажей, раскрыть ключевые для пьесы проблему ума.

I.Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

«А как, по-вашему? По-нашему, смышлен», - говорит Фамусов Чацкому, рассказывая о дяде, Максиме Петровиче. Что значит «смышлен» «по-нашему» и «по-вашему»?

Софья говорит о Молчалине: «Конечно, нет в не этого ума, что гений для иных, а для иных чума». Какого этого?

Читатель сразу видит, что ключевое понятие комедии «ум» трактуется героями по-разному и в целом неоднозначно. Недаром слово «ум» вынесено и в заглавие пьесы.

II.Беседа с классом.

1.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

Для Фамусова, Молчалина, Скалозуба понятие «ум» трактуется с житейской, практической точки зрения. Это ум, несущий процветание его обладателю: продвижение по службе, выгодный брак, полезные знакомства. С их точки зрения, «нельзя не пожелать, что с эдаким умом» Чацкий не желает для себя подобного благополучия.

Нельзя не увидеть и того, что Софья достаточно умна. При этом, хотя она и стоит на голову выше своего отца с его окружением, ее ум совершенно особого рода. Мечтательная и одновременно прагматичная, она видит свой идеал в Молчалине, поскольку он «уступчив, скромен, тих» и будет, как ей кажется, прекрасным мужем. Бунтарство и вольнолюбие Чацкого ее отпугивают: «этакий ли ум семейство осчастливит?»

2.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

С самого начала комедии герой оценивается другими персонажами как человек умный. Ему не отказывает в уме Фамусов («он малый с головой»), Софья вынуждена признать, что Чацкий «остер, умен, красноречив». В чем же проявляется ум Чацкого? Прежде всего в высоком интеллекте, образованности, блестящей речи («говорит, как пишет»). Многие его высказывания афористичны, точны, остроумны (приведите примеры) и – уничижительны (Скалозуб – «создание маневров и мазурки», Молчалин – «на цыпочках и не богат словами» и т.д.).

Чацкий – носитель новых передовых идей, в его суждениях отражены смелость и независимость взглядов.

Но что же заставило сказать Софью: «Он не в своем уме?»

При всем своем уме Чацкий нередко совершает поступки, несовместимые с представлением об умном человеке. Всем знакомо высказывание Пушкина о том, что Чацкий неумен, ибо «мечет бисер» перед недостойными людьми, которые его просто не слышат. Кроме того, он лишен проницательности: не видит никого, кроме себя, пропускаем «мимо ушей» признание Софьи о ее любви к Молчалину, убежден, что она не могла полюбить такого ничтожного человека.

Можно ли назвать умными критические высказывания Чацкого в адрес знакомых и родных Софьи в первые же часы их встречи после долгой разлуки? Умно ли он сделал в финале пьесы, когда, став свидетелем позора и унижения Софьи, обнаружил свое присутствие, да и еще произнес очередную обличительную речь? Таким образом, ум Чацкого проявляется в комедии в его пылких речах и суждениях, он не в поведении и поступках. У Чацкого пылкое любящее сердце, но ум отвлеченный и схематичный, недаром сам он замечает, что у него «ум с сердцем не в ладу».

III.Проблема ума в контексте времени (выступление подготовленного ученика или сообщение учителя).

В демократической критике еще в XIX веке утвердилось мнение, что для Грибоедова и других передовых людей того времени понятие умный напрямую было связано со свободолюбивыми идеалами эпохи. В  грибоедовские времена сама проблема «ума» была чрезвычайно актуальна и осмыслялась очень широко, как вообще проблема интеллигентности, просвещения, карьеры. Понятиям «ум», «умный», «умник» и т.п. придавалось в ту пору, кроме обычного, еще и особое значение. Тогда с этими понятиями, как правило, ассоциировалось представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке независимых убеждений, провозвестнике новых идей.

IV.Обобщение

В комедии Грибоедова проблема ума, понимание, что значит быть умным, определяется и основной конфликт комедии между Чацким и фамусовским обществом, и поведением героев. Сам Грибоедов отмечал, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», но в ходе пьесы становится ясно, что понятие ум неоднозначно. Ум в понимании Фамусова и его гостей связан с умением «достичь степеней известных». Ум  же Чацкого – в его образованности и передовых идеях, носителем которых он является. При этом часто в конкретных ситуациях, в общении с другими людьми Чацкому не хватает тонкости и чуткости, он не всегда владеет ситуацией и может дать объективную оценку происходящему, то есть его ум отвлеченный, по признанию самого героя, «с сердцем не в ладу».

Называя комедию «Горе от ума», Грибоедов в первую очередь имел в виду ум Чацкого как вольнодумие, свободолюбие. Горе от ума, переплетается с горем от любви, стало «движущей силой» всего комедийного действия, определило его конфликты и проблематику.    

Урок 8

Юмор и сатира в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели: обобщить знания учащихся по поэтике комедии, акцентировать внимание учащихся на мастерстве Грибоедова – юмориста и сатирика, дать образец монологической речи по литературоведческой теме; формировать навык восприятия лекции в соответствии с планом, записи основных тезисов.

Лекция учителя.

План лекции

1.Специфика комедии как жанра

2.Юмор и сатира в комедии

А) «двойной» план сцен «Горя от ума»; сочетание драматического и комического.

Б) сатирический пафос в обличении нравов московского барства. Актуальность сатиры.

В) Чацкий как «лицо комическое».

Г) язык пьесы и его роль в создании особой стихии комедийного движения.

3.Заключение

А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

Хрестоматийной является мысль о том, что в основе «Горя от ума» - борьба главного героя с фамусовской Москвой, а роль Чацкого – «роль страдательная». Об этом писал еще И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний».  

А между тем сам Грибоедов определил свою пьесу как комедию, а комедия предполагает наличие в основе сюжета комического (то есть смешного) противоречия между персонажами, их взглядами и действиями, юмор и сатира властвуют в ней.

Смех пронизывает всю пьесу; говоря словами Гоголя, это своеобразный, положительный герой комедии. Героя, который побеждает мрачную среду, кишащую молчалиными, скалозубами, хрюмиными, тугоуховскими. Сила, ощущаемая в Чацком, разлита по всей пьесе и проявляется как раз в том сокрушительном и очистительном смехе, который воспринимается нами в качестве союзника героя.

Главные события, происходящие в «Горе от ума», по сути своей, безусловно, драматичны, и тем не менее едва ли не каждая сцена пьесы несет двойную смысловую нагрузку: помимо серьезных противоречий в ней обнажается юмористическая сущность. Так, во время столкновения главных героев Фамусов, обвиняя Чацкого в вольнодумстве, дожидаясь ответа, быстро забывает уши, «ничего не видит и не слышит», как говорится в ремарке. Тут является Скалозуб. Во всей этой сцене много смешного: Фамусов, как попугай, твердит свое «под суд», а Чацкий тщетно обращает его внимание на то, что кто-то пожаловал в гости. Фамусов же «ничего не видит и не слышит», но зато выкрикивает: «А? бунт?» Налицо комедийно – преувеличенный итог чувства и мыслей благонамеренного и верноподданного Павла Афанасьевича. Нов этой последней реплике – гипербола персонажа – заключен не только юмористический смысл, но и открывается явный страх Фамусова  перед новым образом мыслей. Юмор уступает место иной тональности, в права вступает сатира.

В изображении «века минувшего» сатирический пафос достигает своего накала. Грибоедов обличает нравы московского барства, высмеивает фамусовские  взгляды на карьеру, тупое солдафонство. Скалозуба, подобострастность и бессловесность Молчалина. Острие грибоедовской сатиры направлено против умственного и духовного застоя, против мира, где процветают «знатные негодяи» и подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни». К сожалению, следует признать, что пороки эти не были порождением крепостничества. Сатира Грибоедова носит общечеловеческий характер и актуально сегодня как никогда.

Это предвидел еще И.А, Гончаров, заметив, что «едва ли состарится когда – нибудь  грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Главный герой Чацкий – «лицо страдательное», он вступает в непримиримый конфликт с фамусовским обществом, судьба его драматична. Но еще современник драматурга П.А. Вяземский заметил, что Чацкий – «лицо комическое». Он «без памяти влюблен» и поэтому делает глупости. Действительно, Грибоедов не побоялся в ряде случаев поставить героя в комическое положение. Так, недоверчивость Чацкого по поводу любви Софьи к Молчалину смешна, но за подобным изображением героя видно умение Грибоедова создать не риторическую фигуру, а живого человека. «Недоверие Чацкого… прелестно! – и как натурально!» - восхищался Пушкин. Но этот комедийный оттенок в образе Чацкого существует вместе с высоким накалом подлинного драматизма положения и поведения героя, с проникновенным лиризмом выражения его чувств.  

Стихии быстрого комедийного движения способствует, без сомнения, и сам стихотворный язык пьесы.

«Горе от ума» написано разностопным ямбом. Такой размер замечательно передает живые, разговорные интонации. Недаром строки комедии стали пословицами. Пожалуй, нет в русской литературе другого произведения, которое вместило бы в себя такое обилие фраз, искрящих юмором.

«Ах,  злые языки страшнее пистолета!», «вот то-то невзначай, за вами примечай», «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом».

В целом вся языковая, стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит, и национального характера русского человека.

Об этом очень точно написал Пушкин в связи с баснями Крылова: «… отличительная черта в наших нравах есть какое- -то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться…»

Обращаясь к грибоедовской комедии, мы всякий раз восхищаемся ее броскими, емкими фразами, бьющими точно в цель, не отрываясь, следим за неожиданными поворотами сюжета, ситуациями, полными неотразимого юмора и сатирической энергии.

Урок 9

Развитие речи

Темы сочинений по творчеству Грибоедова

1)Почему до сих пор не состарился грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?

2) Конфликт двух эпох в комедии «Горе от ума».

3) Тема просвещения в комедии «горе от ума».

4) Тема национального самосознания в комедии «Горе от ума».

5) Проблема ума в комедии «Горе от ума».

6) Анализ эпизода и его роль в композиции комедии (эпизоды: сцена бала, встреча с Репетиловым, диалог Чацкого и Молчалина).

7) Друзья Чацкого на сцене и за сценой (в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков по литературе "Игра "Кто хочет стать пятионером" по произведениям А.С.Пушкина "Дубровский" и "Капитанская дочка" и сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина.

данная разработка дает возможность провести интересный урок и проверить знания по произведениям большого количества учащихся....

Разработка серии уроков с презентациями по Экологии Южного Урала , 11 класс

Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 11 классы или группы изучающие раздел "Экология"...

Серия уроков на материале произведений М.М.Пришвина

Урок №1. Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка. 5-6 классы.Урок №2. Метафора, олицетворение, сравнение как изобразительно-выразительные средства языка. 5-6 классы....

Серия уроков по творчеству Л.Н. Толстого в 10 классе

Дана серия уроков по изучению творчества Л.Н. Толстого в 10 классе.( "Севастопольские рассказы", "Война и мир")...

Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения. Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)

22.01.2015 г. в МБОУ ООШ № 1 н.п. Африканда Мурманской области проходил городской семинар по теме "Эффективность использования технологий, направленных на формирование универсальных учебных дейст...

Презентация. Обобщающий урок по произведениям русских писателей XIX века. 7 класс.

Презентация. Обобщающий урок по произведениям русских писателей XIX века. 7 класс....

Теоретический материал для серии уроков в 8 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Данный материал предназначен для проведения цикла уроков  литературы в 8 классе...