Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения. Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)
материал по литературе (8 класс)

Карачёва Елена Валентиновна

22.01.2015 г. в МБОУ ООШ № 1 н.п. Африканда Мурманской области проходил городской семинар по теме "Эффективность использования технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе". Представляю выступление (теоретическую часть) и фрагмент урока литературы по теме "Изучение произведения И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения.

Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина «Кавказ»

          «Страшная это опасность – безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

     Слова В.А. Сухомлинского очень точно передают суть технологии, которая заявлена у меня в теме нашего семинара.

     В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

2) активная – ученик выступает в роли «субъекта» обучения (самостоятельная работаученика);

3) интерактивная – inter (взаимный), akt (действовать).

    Интерактив – взаимодействие.

     Технология интерактивного обучения (ТИО) – это такая организация процесса обучения, при использовании которой процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности учителя. Учитель лишь помощник в работе.

     Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.

      Одна из целей интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

     Технология интерактивного обучения  развивает познавательные универсальные учебные действия и коммуникативные УУД. Учащиеся учатся вступать в диалог и вести его. Взаимодействие осуществляется на основе диалога. Умение вести диалог предполагает, что собеседники не только слушают друг друга, но еще и слышат. Каждый участник диалога учится не просто говорить, а изъясняться так, чтобы его поняли другие.

     Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли и мнения.

     На уроках русского языка и литературы стараюсь активно применять элементы  технологии интерактивного обучения. Наиболее удачно проходит   внедрение таких приёмов данной технологии, как например,  

1. «Дерево решений». 

     Класс делится на 3 – 4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи «на своём дереве» (лист ватмана). Потом группы меняются местами и дописывают «на деревьях» соседей свои идеи и мысли.

     Я предлагала такие вопросы:

- Почему произведение Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», если в плен попадают двое? (5 кл.)

- Что помогло Васютке спастись? (В.П. Астафьев «Васюткино озеро») (5 кл.)

- Почему рассказ М.М. Пришвина называется «Кладовая солнца»? (6 кл.)

- Смысл названия рассказа А.П. Платонова «Возвращение». (8 кл.)

2. «Дебаты», «Займи позицию». 

     Работа в группах. Одни доказывают – за, другие – против.

- Что лучше – любить или быть любимым? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

 (9 кл.)

3. «Ромашка качеств». 

     Работа в группах.

     На доске 4 бумажных круга с надписями героев произведения И.С. Тургенева «Муму» (5 кл.) – Герасим, барыня, Татьяна, Капитон.

     Каждой группе выдаются лепестки ромашки, на которых необходимо написать качества героев; слова, характеризующие героев, или обобщённое понятие, характеризующее героя по сюжету.

     Лепестки (качества) прикрепляются к соответствующему кругу.

Дети отмечали такие качества:

Герасим: честность, порядочность, работящий, хозяйственный, чуткий, могучий, сила души.

Барыня: капризная, властная, недовольство, самодурство, изменчивость характера, человек настроения.

Татьяна: смиренность, покорность, бесправность, русский национальный характер.

Капитон: пьянство, ничегонеделание, легкомыслие, обиженное существо, испорченная нравственность.

4. «Реклама».

     В 5 классе дала задание: на листе формата А4 придумать рекламу на понравившееся произведение, изученное в первом полугодии. Пятиклассники сделали рекламу на произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и рассказ И.С. Тургенева «Муму».

5. Кроссворды.

     Очень нравится ученикам разгадывать кроссворды по текущим темам и по русскому языку, и по литературе. Работают в группах по три человека.

     Следующий приём называется «Микрофон». Для этого мне хочется пригласить учащихся 8 класса. Здесь же будет использован ещё один приём технологии интерактивного обучения – «Буктрейлер».  

6. «Микрофон».

     Класс делится на 4 группы. Каждая группа составляет вопросы по произведению И.А. Бунина «Кавказ». После составления вопросов группы задают их друг другу, используя микрофоны.

«Портретисты»             (Пепчук Р., Петров В., Федотов Д.)

     Составляют вопросы о героях произведения, их именах, внешности, поступках, действиях героев.

- Как вы думаете, почему у героев в рассказе нет имён?

- Как вы считаете, кто герой произведения?

- Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

- В чём счастье и несчастье героев?

«Художники»         (Ракшина Ян., Павлова Ан., Бабухин Ал.)

     Составляют вопросы по описанию природы в произведении, пейзаж в рассказе.

- Как автор вводит в рассказ описание природы? Что этим достигается?

- Найдите описание окружающей среды в Москве, затем на юге. В чём смысл противопоставления этих описаний?

- Какие функции описания природы в произведении?

«Психологи»         (Кайрис Ан., Богданова Ан., Бронников Д.)

     Составляют вопросы о настроении произведения, о впечатлениях от прочитанного.

- Какие впечатления оставляет рассказ в душе читателя?

- Что хотел пробудить в читателе писатель?

«Критики»           (Абдулоева Г.,)

     Составляют вопросы о проблемах, поднятых в рассказе, об актуальности произведения.

- Над чем заставил задуматься рассказ?

- Можно ли считать рассказ важным и для сегодняшних дней?

        - Кто вспомнит, что такое буктрейлер?

7. «Буктрейлер»

     Буктрейлер – небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-то интересной книге; видеоролик по мотивам книги; короткий видеорассказ о книге на 2 – 3 мин.

         - Как вы думаете, какова задача буктрейлера?

     Задача – рассказать о книге, заинтересовать и заинтриговать. Необходимо выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю захотелось прочитать эту книгу.

         - Пепчук Р. и Петров В. приготовили буктрейлер к произведению И.А. Бунина «Кавказ». Давайте посмотрим, что у них получилось.

Просмотр буктрейлера.

        - Я надеюсь, что посмотрев этот буктрейлер, человек возьмёт и прочитает не только рассказ И.А. Бунина «Кавказ», но и другие произведения этого автора.

     Ребята, спасибо вам большое за работу!

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии интерактивного обучения на уроках химии

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....

Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»

Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию....

Мастер класс по теме: «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка»

Предоставлен мастер-класс по теме  «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка», где в рамках реальной ситуации можно познакомиться с этапами данной технологии....

Мастер-класс «Технология интерактивного обучения на уроках физики»

Мастер-класс «Технология интерактивного обучения на уроках физики» Автор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол. Задачи мастер-клас...

статья "Некоторые приёмы работы с текстом на уроках английского языка в 5-9 классах"

в статье автор писывает эффективные приемы работы с художественными текстами на анлийском языке...