Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Макеева Жанна Викторовна

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса пок учебно-методическому комплексу 5-9 классы В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.Материал содержит пояснительную записку, календарнотематическое планирование, в котором отражены малые формы проверочных работ и контрольные работы по разделам программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx68.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель методического

объединения учителей ______

___________________________

___________________________

____________/_______________

                                ФИО

«29» августа 2016 г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №30

____________/ Н.В.Ступак /

                             ФИО

Приказ  № 405

От «31» августа 2016 г.

Директор МОУ СОШ №30

______________/ Т.В.Купцова 

                                    ФИО

Протокол №1

От «26» августа 2016 г.

«ПРИНЯТО»

На заседании педагогического совета

Протокол №1

От «31» августа  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

КЛАСС 9А

Учитель: Макеева Жанна Викторовна

2016/2017 учебный год

Г. Комсомольск-на-Амуре

        

                                                 Пояснительная записка

                                                       Статус документа

              Рабочая программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г., примерной программы основного общего образования по русскому языку  и  программы для общеобразовательных учреждений с изучением русского языка для 5-9 классов В.В. Бабайцевой (М.: Дрофа, 2008 г.), учебного плана МОУ СОШ№30

                                                            Структура документа


            Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
            Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

                                        Общая характеристика учебного предмета


                 Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

             Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

            Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

            В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

            Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

           Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подходак изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

                                                 Цели обучения

              Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

                    Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 210 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 105 час, в IХ классе – 70 час.

                    Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

                                                                      9 класс

             Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 70 часов.   С учетом учебных недель в 2016/2017 учебном году - 34 учебные недели - рабочая программа рассчитана на 67 часов.

            В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов. Количество итоговых контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений, тестирований) представлено в соответствии с программными требованиями для 9 класса:

                                                  Количество контрольных работ.

 Контрольных диктантов  - 4

Контрольных тестирований – 2

Контрольных изложений – 3

Контрольных сочинений – 4

Словарных диктантов – 4

Письмо по памяти – 2

Программа реализована в следующем УМК:

  1. Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Автор В.В.Бабайцева.    – М.: Дрофа, 2012.
  2. Учебник «Русский язык». Практика. 9 класс. Автор В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Учебник «Русский язык». Развитие речи. 9 класс. Автор Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2012.

Учебник имеет лингвометодический характер, характеризуется систематичностью изложения теоретических сведений (в том числе и сведений, обеспечивающих работу по развитию речи), что способствует эффективному их усвоению, а лингвистические знания – самая надежная основа для формирования практических навыков.

                                   Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе

кол-во контрольных

работ

развитие речи

Введение. Богатство, образность, точность русского языка

1

Повторение изученного в 5- 8 классах

3

1

Синтаксис и пунктуация

1

Сложносочиненные предложения

5

1(диктант)

1

Сложноподчиненные предложения

18

3 (сочинение,

изложение, диктант)

5

Сложные бессоюзные предложения

7

2 (сочинение, тестирование)

1

Сложные предложения с разными видами связи

4

1 (диктант)

1

Способы передачи чужой речи

8

2 (диктант, сочинение)

2

Общие сведения о русском языке

6

1 (изложение)

2

Систематизация и обобщение изученного в 5-9классах

13

3 (сочинение,

итоговое тестирование в формате ОГЭ, изложение)

3

ИТОГО

67

13

16

          В учебно-тематический план внесены изменения: 8 часов перенесены из раздела «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах» на сопутствующее повторение материала по орфографии и выполнение контрольных работ в разделы «Сложносочиненные предложения» (2часа), «Бессоюзные сложные предложения» (1час), «Сложные предложения с разными видами связи» (1час), «Способы передачи чужой речи» (3часа).

Содержание учебного курса

Введение

Богатство, образность, точность русского языка (1ч).

Повторение изученного в 8 классе (2 ч).

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение (1 ч) Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.

Сложносочиненные предложения (3 ч) Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненные предложения (13 ч)

Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения. Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения.

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Синонимика простых и сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Запятая в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Сложные бессоюзные предложения (4 ч)

Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

Сложные предложения с разными видами связи (3 ч)

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи.

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Способы передачи чужой речи (4 ч)

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цитаты. Способы цитирования.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.

Знаки препинания при цитатах.

Общие сведения о русском языке (4 ч)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык как развивающееся явление.

Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах (18 ч)

 Развитие связной речи

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания, с использованием разнообразных изобразительно-выразительных средств языка, с соблюдением норм литературной речи.

Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.

В результате изучения русского языка в 9 классе обучающийся должен знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • -основные единицы языка, их признаки;
  • -основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность

аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;
  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
  • чтение:
  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  •  писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа –             ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
  • пользоваться разными видами толковых словарей;
  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  •  проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Учебно-методическое обеспечение

Авторская программа

Авторская Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В.В.Бабайцевой

Учебники и учебные пособия

Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2008

Русский язык. Практика: 9 класс. Учебник./Под редакцией Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2008

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М: Дрофа, 2010

Балахнина В.Ю. Русский языки культура речи

Методические материалы

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. С.Н. Пименевой. - М.: Дрофа, 2005

Поурочное планирование: к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика. «Русская речь», 5-9кл./ А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов.- М.: Дрофа, 2000

Дидактические материалы

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010

Дидактический материал по русскому языку. Использование ХКК ГОС на уроках русского языка в 5-11 классах. /Сост. Л. Федорюк, Н. Кудряшова.- Комсомольск-на-Амуре, 2006

Беликова Н.Н. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Учебное пособие. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2006

Книгина М.П. Русский язык. 9 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2007

Наглядные пособия

Схемы анализов и разборов

Памятки для выполнения творческих работ

Репродукции картин

Таблицы

Материалы для контроля

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010

Книгина М.П. Русский язык. 9 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2007

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н. В. Егорова. – ВАКО, 2010

Список использованной литературы

Авдеенко И.А. Сочинение-рассуждение (рецензия): учебно-методическое пособие для подготовки к третьей части ЕГЭ по русскому языку. – Комсомольск-на-Амуре, 2005

Балахнина В.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009

 Балашова Л.В.и др. Курс русского языка. – Саратов. Лицей,- 2005

Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение. 9 класс.-М.: Вербум-М,2005

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н. В. Егорова. – ВАКО, 2010

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 9 класс, М.: Дрофа, 2005

Русский язык : 9 класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая

тетрадь/ авт.-сост. Е. П. Воронова. – М.: Эксмо, 2009 (АВС.Все уровни ЕГЭ)

 Служевская Т.Л.Д\М по русскому языку – М.: Просвещение, «Учебная литература», 1997

Угроватова Т. Ю. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся. -  М.: Просвещение, 2009


дата

урока

Раздел и тема программы

часы

Актуализация опорных знаний их преемственность

Диагностика знаний, умений, навыков

Развитие речи

03.09

1

Введение. Богатство, образность, точность русского языка(1ч)

Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.

Уметь анализировать изобразительно-выразительные средства русского языка, строить связное монологическое высказывание.

Объяснительный диктант

Развернутый ответ на вопрос по теме урока

Повторение изученного в 8 классе. (2 ч +1)

07.09

10.09

2

3

Запятая в простом и сложном предложении

Простое осложненное предложение

1

2

Систематизация и обобщение основных правил пунктуации в простом и сложном предложе -нии: постановка тире и запятой в простом предложении; постановка запятой в сложном предложении с союзом И

Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями, при однородных и обособленных членах предложения

Комплексный анализ текста, словарная работа, тестовые задания

14.09

4

Р/Р

3

Знать общее содержание учебника «Русская речь»; основные виды словарей.

Уметь анализировать высказывания русских писателей о языке; выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, роль лексических средств в нем; составлять схемы предложений

Комплексный анализ текста

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания.

Синтаксис и пунктуация 1ч

17.09

5

Сложное предложение.

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

Основные виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями

Словарный диктант, синтаксический разбор предложения

Сложносочиненные предложения(4+1 ч)

21.09

24.09

28.09

6

7

8

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей.

Письмо по памяти №1

Значения сочинительных союзов

1

2

3

Знать: понятие сложносочиненное предложение; строение ССП и средства связи между простыми предложениями в его составе; группы сочинительных союзов по значению.

Уметь: различать простые предложения с однородными членами и ССП, определять значение ССП с союзом и; расставлять знаки препинания в ССП и составлять их схемы

Выборочное письмо, комплексный анализ текста, словарная работа

Письмо по памяти №1

01.10

9

Р/Р

4

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Комплексный анализ текста

Обучающее сжатое изложение

05.10

10

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение»

5

Уметь: писать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание к нему

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение»

Сложноподчиненные предложения (13 + 5 р/р)

08.10

11

Анализ диктанта.

Строение сложноподчиненных предложений. Главные и придаточные предложения

1

Знать: понятие сложноподчиненное предложение; строение СПП, средства связи между главным и придаточным предложениями в его составе

Уметь: отличать СПП от других видов сложных предложений, находить средства связи его частей; расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы; различать союзы и союзные слова

Словарный диктант

12.10

12

Р/Р

2

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль; писать сжатое изложение

Комплексный анализ текста

Контрольное сжатое изложение №1

15.10

19.10

13

14

Работа над ошибками. Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения

3

4

Знать: указательные слова, роль указательных слов как средства связи частей СПП

Уметь: находить указательные слова в предложениях, определять их значение и синтаксическую роль; определять, что поясняет придаточное предложение ( все главное предложение или его часть); расставлять знаки препинания в сложных предложениях и составлять их схемы

Самодиктант, тестовые задания

22.10

15

Р/Р

Комплексный анализ текста

5

Уметь анализировать высказывания русских писателей о языке; выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, роль лексических средств в нем; составлять схемы предложений

26.10

16

Виды придаточных предложений: подлежащные и сказуемные

6

Знать: виды придаточных предложений и основные способы их различения

Уметь: анализировать разные виды СПП по строению и значению; применять синтаксические и пунктуационные навыки; составлять и читать схемы предложений; конструировать предложения по схемам

Комментированное письмо, словарная работа, тестовые задания

29.10

17

 Виды придаточных предложений: определительные

7

Знать: разнообразие структуры сложных предложений; признаки придаточных определительных, их функция, способы присоединения к главному предложению

Уметь: распознавать придаточные определительные и определять способ их связи с главным предложением; подбирать примеры предложений с придаточными определительными; редактировать предложения, в которых неправильно употреблено союзное слово который

Работа с дидактическим материалом, словарный диктант, тестовые задания

09.11

18

8

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли.

Комплексный анализ текста

Обучающее сочинение-рассуждение

12.11

19

Виды придаточных предложений: дополнительные

Контрольный словарный диктант №1

9

Знать; признаки придаточных дополнительных, их функцию, способы присоединения к главному предложению, роль придаточных как одного из средств передачи косвенной речи

Уметь: распознавать придаточные дополнительные и определять способ их связи с главным предложением; подбирать примеры предложений с предложений с придаточными дополнительными

Контрольный словарный диктант №1

16.11

19.11

23.11

20

21

22

Виды придаточных предложений: обстоятельственные

10

11

12

Знать: признаки придаточных обстоятельственных, их функцию, способы присоединения к главному предложению, роль придаточных как одного из средств передачи косвенной речи

Уметь: распознавать придаточные обстоятельственные и определять способ их связи с главным предложением; подбирать примеры предложений с предложений с придаточными дополнительными

Комплексный анализ текста, тестовые задания,

словарно-орфографическая работа

26.11

23

Р/Р

13

Текст, признаки текста, отзыв на книгу

Композиционные формы сочинений: рецензия на книгу

Контрольное сочинение-рецензия№1

30.11

03.12

24

25

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Запятая всложноподчиненном предложение с несколькими придаточными

14

15

Знать: понятия однородное/неоднородное/ последовательное подчинение; правила пунктуации в предложениях с однородным подчинением

Уметь: определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными и составлять их схемы

Предупредительный диктант, тестовые задания

07.12

26

Р/Р

16

Знать общее содержание учебника «Русская речь»; основные виды словарей.

Уметь анализировать высказывания русских писателей о языке; выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, роль лексических средств в нем; составлять схемы предложений

Тестовые задания,

словарно-орфографическая работа

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания.

10.12

27

Систематизация и обобщение знаний по теме «Сложноподчиненное предложение

17

Знать: теоретический материал, изученный на уроках

Уметь: расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы

Тестовые задания,

словарно-орфографическая работа

14.12

28

Контрольный диктант №2

по теме  «Сложноподчиненное предложение»

18

Знать: теоретический материал, изученный на уроках

Контрольный диктант №2 по теме «Сложноподчиненное предложение»

                                                             Сложные бессоюзные предложения (6 ч )+1

17.12

29

Работа над ошибками. Значение сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения

1

Знать: понятие сложное бессоюзное предложение; основные признаки и значения сложных бессоюзных предложений; основные средства выражения смысловых отношений между частями СБП;

Уметь: сопоставлять СБП с синонимичными ССП и СПП;

Словарно-орфографическая работа

21.12

30

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях (запятая и точка с запятой в БСП)

2

Знать: условия постановки запятой и точки с запятой в сложных бессоюзных предложениях

Уметь: обосновывать выбор постановки  запятой или точки с запятой в СБП со значением одновременности и последовательности действий

Словарный диктант, тестовые задания

24.12

31

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях (тире и двоеточие в БСП)

3

Знать условия постановки тире и двоеточия в сложных предложениях

Уметь: определять значение БСП, правильно и обоснованно расставлять в них знаки препинания  и составлять их схемы.

Свободный диктант, комплексный анализ текста; тестовые задания

11.01

32

Р/Р

4

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Комплексный анализ текста

Контрольное сочинение-рассуждение №2

14.01

33

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях (тире и двоеточие в БСП)

5

Знать условия постановки тире и двоеточия в сложных предложениях

Уметь: определять значение БСП, правильно и обоснованно расставлять в них знаки препинания  и составлять их схемы.

Тестовые задания,

словарно-орфографическая работа

18.01

34

Систематизация и обобщение знаний по теме «Сложное бессоюзное  предложение»

6

Знать: теоретический материал, изученный на уроках

Уметь: расставлять знаки препинания в СБП и составлять их схемы

Предупредительный диктант, тестовые задания

21.01

35

Контрольное тестирование №1 по материалам демоверсии ОГЭ.  

7

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки

Контрольное тестирование №1

Сложные предложения с разными видами связи (3 ч.+1)

25.01

36

Работа над ошибками. Понятие о сложных предложениях с разными видами связи

1

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках

Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, составлять их схемы; выполнять синтаксический разбор сложных предложений, анализировать тексты разных стилей,

Свободный диктант, комплексный анализ текста

28.01

01.02

37

38

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов

2

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках

Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, составлять их схемы; выполнять синтаксический разбор сложных предложений, анализировать тексты разных стилей,

Объяснительный диктант, тестовые задания

04.02

39

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

3

Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»

08.02

40

Р/Р

4

Знать: понятия текст, тема текста, основная мысль текста; стили речи и их признаки

Уметь: выполнять комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания

Способы передачи чужой речи (6 ч.) + 2

11.02

41

Предложения с прямой речью.

1

Знать: понятие чужая речь, прямая речь/косвеннаяречь, диалог, реплика, цитата; способы передачи чужой речи в письменном тексте; структуру предложений с прямой речью, способы цитирования; правила пунктуации при прямой речи, диалоге и цитировании

Объяснительный диктант, тестовые задания

15.02

42

Р/Р

2

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

Контрольное сочинение -рассуждение №3

18.02

43

Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

3

Знать: понятие чужая речь, прямая речь/косвеннаяречь, диалог, реплика, цитата; способы передачи чужой речи в письменном тексте;

Уметь:определять глаголы говорения, которые вводят прямую и косвенную речь в предложение; определять, сколько человек участвует в диалоге; пунктуационно правильно оформлять диалоги, предложения с прямой и косвенной речью, составлять их схемы, заменять прямую речь  косвенной;

Словарно-орфографическая работа

22.02

44

Цитаты. Способ цитирования. Знаки препинания при цитатах

Контрольный словарный диктант №2

4

Знать: структуру предложений с прямой речью, способы цитирования;

Уметь:; вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки препинания при цитировании;

Контрольный словарный диктант №2

25.02

45

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

5

Знать: структуру предложений с прямой речью, способы цитирования; правила пунктуации при прямой речи, диалоге и цитировании

Уметь: конструировать предложения с прямой и косвенной речью; составлять по схемам диалог, употребляя в нем обращения и вводные слова

Словарный диктант, синтаксический разбор предложения

01.03

46

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью

6

Знать: структуру предложений с прямой речью, способы цитирования; правила пунктуации при прямой речи, диалоге и цитировании

Уметь: конструировать предложения с прямой и косвенной речью; составлять по схемам диалог, употребляя в нем обращения и вводные слова

Комплексный анализ текста

04.03

47

Контрольный диктант №3 по теме «Способы передачи чужой речи»

7

Знать: теоретический материал, изученный на уроках

Контрольный диктант №3 по теме «Способы передачи чужой речи»

11.03

48

Р/Р

8

Знать: понятия текст, тема текста, основная мысль текста; стили речи и их признаки

Уметь: выполнять комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Систематизация и обобщение основных понятий связной речи, служащих базой для создания высказываний в устной и письменной формах в соответствии с определенной темой и основной мыслью высказывания, типом речи и стилем высказывания

Общие сведения о русском языке (4 ч.) +2

15.03

49

Работа над ошибками. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения

1

Знать: понятие государственный язык; назначение и состав национального языка; особенности русского национального языка, его связь с русской историей и культурой

Комментированное письмо, словарная работа

18.03

50

Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков.

Письмо по памяти №2

2

Знать: роль, функции  русского языка в современном мире; имена выдающихся ученых лингвистов и их научные труды

Уметь: выделять микротемы текста и членить абзацы; определять основную мысль высказывания; пользоваться словарями

Письмо по памяти №2

22.03

51

Р/Р

3

Знать: признаки научного и художественного стилей  речи;

Уметь: анализировать статьи толкового словаря

Комплексный анализ текста

Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы

25.03

52

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

4

Знать: о взаимосвязи языка и культуры;

Уметь: составлять подробный план, выделять тему высказывания, связно и аргументированно высказывать о языке как о средстве межнационального общения

Комментированное письмо; работа с дидактическим материалом

05.04

53

Русский язык как развивающееся явление.

5

Знать: основные сведения о русском языке как развивающемся

Уметь: выделять микротемы текста и членить абзацы; определять основную мысль высказывания; пользоваться словарями

Объяснительный диктант, тестовые задания

08.04

54

Р/Р

6

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль; писать сжатое изложение

Комплексный анализ текста

Контрольное сжатое изложение №2

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.  (10 ч)+3

12.04

55

Р/Р

1

Знать: признаки научного и художественного стилей  речи;

Уметь: анализировать статьи толкового словаря

Комплексный анализ текста

Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы

15.04

56

Фонетика. Графика.

2

Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст;

Словарная работа, комплексный анализ текста, тестовые задания, проверочный диктант

19.04

57

Орография. Орфоэпия.

3

Уметь оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий»

Комментированное письмо; работа с дидактическим материалом

22.04

58

Р/Р

4

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Словарно-орфографическая работа,

Контрольное сочинение-рассуждение №4

26.04

59

Морфемика и словообразование

5

Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор, различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова»

Словарно-орфографическая работа, комментированное письмо; работа с дидактическим материалом

29.04

60

Контрольное тестирование № 2 по материалам демоверсии.  

6

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки

Контрольное тестирование №2

03.05

61

Лексика и фразеология

7

Уметь выполнять лексический разбор, работать с разными видами словарей

Тестовые задания, самостоятельная работа в группах

06.05

62

Работа над ошибками.

Морфология и синтаксис

8

Уметь находить и определять лексические и грамматические средства связи

Работа с дидактическим материалом, тестовые задания

10.05

63

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

9

Знать: теоретический материал, изученный на уроках

Уметь: расставлять знаки препинания в СПП и составлять их схемы

Объяснительный диктант

13.05

64

Р/Р

10

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Словарно-орфографическая работа,

Контрольное сжатое изложение

17.05

65

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Запятая с сложноподчиненном предложение с несколькими придаточными

11

Знать: понятия однородное/неоднородное/ последовательное подчинение; правила пунктуации в предложениях с однородным подчинением

Уметь: определять вид подчинения в СПП с несколькими придаточными и составлять их схемы

Объяснительный диктант, работа с дидактическим материалом

20.05

66

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях (тире и двоеточие в БСП)

12

Знать условия постановки тире и двоеточия в сложных предложениях

Уметь: определять значение БСП, правильно и обоснованно расставлять в них знаки препинания  и составлять их схемы.

Предупредительный диктант

24.05

67

Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов

13

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках

Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, составлять их схемы; выполнять синтаксический разбор сложных предложений, анализировать тексты разных стилей,

Свободный диктант, комплексный анализ текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....