• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изображение природы в стихотворениях Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», Ф.И. Тютчева «Листья» и романсе С.В. Рахманинова «Весенние воды».

Опубликовано Луканина Марина Юрьевна вкл 20.01.2015 - 13:02
Луканина Марина Юрьевна
Автор: 
Хардина Диана

Творческая работа рассматривает аспекты изображения природы в поэтических текстах Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева и музыкальном произведении С.В. Рахманинова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazhenie_prirody_v_stikhotvoreniyakh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение лицей №8 имени Н.Н.Рукавишникова

Изображение природы в стихотворениях

Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…»,

Ф.И. Тютчева  «Листья» и романсе С.В. Рахманинова  «Весенние воды».

                                           Выполнила: ученица 6 В класса

                                                                                        Хардина Диана

                                                              Научный руководитель:

                                                                                         Луканина М.Ю.

                                           Томск - 2014

Оглавление:

  1. Введение
  2. Цель работы – проследить, как поэты и композиторы воплощают в своём творчестве многообразие природных красок.
  3. Задачи работы:

- выяснить, почему стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья» - драматический монолог деревьев, их прямая речь;

-  проследить сюжетную параллель между жизнью листьев и жизнью людей;

 - эмоциональная тональность стихотворения;

 - взаимоотношения туч и скалы в стихотворении Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…»;

 - роль образно-выразительных средств в развитии сюжета и композиции произведения;

 - романс С.В.Рахманинова «Весенние воды» как музыкальное изображение пробуждающейся весенней стихии.

  1. Объект исследования: стихотворения Ф.И.Тютчева «Листья», Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи», романс С.В.Рахманинова на стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды».

Введение.

Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник творчества. В поэзии издавна осень,  зима, весна, лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет картинной красоты, она полна спокойствия, раздолья, степенности и веселья.

Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности. Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического воздействия так велика, что, не будь её, у нас не было бы блистательных поэтов, художников, композиторов.

Поэты XIX века оставили нам проникновенные лирические произведения о России и её просторах.

Творчество Я. Полонского, Ф.И. Тютчева и С. Рахманинова  наглядный тому пример.

Основная часть:

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья» многогранно по своему содержанию. Поэт рассказывает о том, что законы природы едины, и поэтому всё вокруг желает покоя и гармонии.  

   Пусть сосны и ели

   Всю зиму торчат,

   В снега и метели

   Их тощая зелень,

   Как иглы ежа,

   Хоть ввек не желтеет,

   Но ввек не свежа.

В начале стихотворения поэт иронично и задиристо говорит о том, что всё устало от зимы, поэтому «тощая зелень» сосен и елей торчит и не желтеет, но торчит, «как иглы ежа». И эпитет, и сравнение лишний раз подчёркивают, что от такой зелени нет никакой радости ни человеку, ни окружающему миру.

Мгновенно меняется тональность стихотворения, когда речь заходит о листьях:

  Мы ж, лёгкое племя,

  Цветём и блестим…

 Передаётся радость, счастье листьев. Они едины с солнцем , ветром, птицами и со всей природой. Да, «красное лето» (поэт как будто из сказки берёт этот постоянный эпитет) всегда приветствует зелень деревьев, несмотря на то, что скоро всё буйство красок померкнет и задуют холодные осенние ветры. Но энергичные листья после солнечного тепла, бодрящей росы не будут мириться с тем, что «…птички отпели, цветы отцвели…». Их печаль, грусть, тоска по лету сменяется смелой решимостью – лететь вместе с ветром:

   Так что же нам даром

    Висеть и желтеть?

    Не лучше ль за ними

    И нам улететь!

Восклицательный знак в конце строки подчёркивает смелость листьев, ведь они не «тощая зелень» сосен и елей и не будут желтеть на ветках и ждать зимы.

Если в третьей строфе один раз поэт использовал восклицательный знак, то в финале произведения трижды. Этим передаётся радость листьев, их готовность лететь вместе с птицами и «буйными» ветрами. Употребление глаголов повелительного наклонения «сорвите, умчите» подчёркивают горячую просьбу о, возможно, опасном путешествии, но  опасность не страшна листьям, ведь для них это движение – жизнь.

Ф.И.Тютчев в стихотворении активно использует олицетворение, оно помогает услышать листья, ведь они сами говорят о себе, словно поэт продолжает ту историю, которую нам  рассказал листок М.Ю.Лермонтова.

В конце стихотворения многоточие показывает, что история листьев ещё продолжается так же, как продолжается жизнь человека, хотя всё проходит очень быстро и не всегда может вернуться. Для поэта это дорогое состояние.

После того, как стихотворение прочитано остаётся взбудораженное, приподнятое, энергичное настроение. Это благодаря рвению и бурным речам листьев.

Любимая пора многих людей, лето, вдохновляло и поэтов, и художников, и композиторов на создание ярких произведений .

Всё становится предметом изображения : жаркий летний день, лазурное небо с плывущими облаками, тихий вечер, рассвет перед ясным солнечным днём , темнеющее перед грозой небо , летний дождь.

В стихотворении Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…» рассказ об отношениях двух тучек друг к другу, будто  бы двух детей между собой, об их ревностном отношении к маме-скале, а скала относится к ним, как мать  к своим шумным детям.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Блуждания «хмурых туч» «знойным вечером» всё-таки закончились ссорой.

В стихотворении изображён летний горный пейзаж, который находится в постоянном движении, хотя начало стихотворения очень спокойное, неспешное, ленивое, но потом энергия тучек помогает повествованию, это подчёркивают глаголы «не уступили, огласили, грянул». Олицетворение и аллитерация( согласные «р», «с», «з») подчёркивают силу грозы-ссоры детей-тучек, которые никак не могут успокоиться, и только для горного эха эта ссора была забавна:

   Грянул гром – по дебрям влажным

   Эхо резко засмеялось…

Однако эта ссора детей огорчает маму-скалу, ей хочется, чтобы дети дружили между собой. Скала показывает своим протяжным , тяжёлым вздохом, стоном, как ей тяжело видеть их ссоры , и тучи , всё поняв, присмирели  у ног матери.

В финале стихотворения тучи « обомлели», то есть впали в оцепенение, замерли, успокоились, они  осознали свою ошибку, сжалились над скалой, «улеглись» у её ног.

Слово «обомлели» помогает нам понять смирение, сожаление, понимание непокорных сначала туч. В сюжете стихотворения можно увидеть не только пейзажную зарисовку, но и словно сценку из нашей жизни, ведь мы – дети не всегда слушаем своих родителей.

Романс С.В.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева «Весенние воды» по своему настроению совершенно противоположен стихотворениям «Листья» и «По горам две хмурых тучи…». Композитор показывает, насколько прекрасна сила весны, сила жизни, могучая смелость ручьёв, которые сметают всё на своём пути, и от зимней грязи не остаётся и следа.  «Молодые гонцы» весны радостно будят всех вокруг и сообщают о грядущем обновлении, ведь его так заждалась природа. Энергия музыки подчёркивает вдохновенную силу этого таинственного превращения, которое повторяется каждый год, однако после долгой зимы и природа, и человек ждут весеннюю капель с нетерпением.

Заключение:

Поэтов XIX века объединяет любовь к родине, родной природе, способность особенно остро чувствовать, внимательно наблюдать  то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного. И еще одним даром обладают поэты: даром «рисовать словами», поэтому стихи открывают нам красоту родного края, учат беречь природу и понимать её, ведь и природа, и поэзия – это настоящее чудо. Но открывается это чудо только умному, доброму и внимательному человеку.

Литература:

«Литературоведческий энциклопедический словарь» М.: 1987

«Энциклопедия Аванта +. Русская литература. От былин и летописей до классики 19 века». М.: 2001

«Энциклопедия юного филолога» М.:1989

http: // www. ovstug. debryansk.ru


Поделиться:

Браво, Феликс!

Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши

Горка

Галка в чужих перьях

Нечаянная победа. Айзек Азимов