• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Безопасность - это жизнь.

Опубликовано Скляренко Антонина Николаевна вкл 28.02.2015 - 22:17
Скляренко Антонина Николаевна
Автор: 
Скляренко Артём Геннадиевич

Это статья, посвящённая актуальности изучения правил дорожного движения в школе. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_-_eto_zhizn.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность изучения ПДД в школе

          Моя мама Скляренко А.Н. работает в школе учителем биологии и ОБЖ (консультацию и материалы  по данной теме я получил от неё). Три года назад я сам закончил школу. Уроки по ОБЖ велись у нас с 5 класса по 11 класс. Темы интересные, поучительные. Но нам тогда казалось, что не всегда актуальные. Сейчас мир, ситуации в мире изменились. Те темы, что примерно 8-9 лет назад мы слушали для общего интеллектуального развития, сейчас являются необходимыми для безопасной жизнедеятельности. К таким темам относятся темы по дорожной безопасности. Вот, например, 5 класс: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения», «Пешеход.  Пассажир. Безопасность пешехода. Безопасность пассажира». В 8 классе изучаются следующие темы: «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей», «Велосипедист – водитель транспортного средства». Почему же так актуально и необходимо изучение Правил дорожного движения в школе? А может и не надо изучать эти самые Правила в школе? На этот счёт существует много мнений. Я приведу некоторые из них. Это мнения разных людей, в том числе и родителей:

  • «Не нужно пытаться в школе научить ребенка всему без исключения. А то получается, что абсолютно всем навыкам, даже самым элементарным, нужно обучать на специальных уроках. Давайте тогда введем занятия по использованию лифта, например. Устроим зачет по использованию метро и банкоматов? Только тогда на действительно важные дисциплины времени не останется. Пусть школа занимается образованием детей, а бытовым премудростям их научат родители. Специальных знаний, для того чтобы выучить малыша переходить дорогу, не требуется, а вот чтобы объяснить ребенку законы физики, такие знания необходимы. Поэтому пусть преподаватели занимаются своим делом, а родители – своим».
  • «Не так давно в подъезде столкнулся с молодой мамашей. Коляску впереди себя толкает прямо в лифт! В коляске ребенок! Сделал ей замечание, объяснил, что малыша нужно на руках держать, что двери лифта может заклинить, в общем, рассказал про технику безопасности. По лицу девушки понял, что она об этом впервые слышит! Как вы думаете, такая мама сумеет объяснить своему сыну, как нужно себя на дороге вести? Лично мне кажется, что она сама об этом весьма смутное представление имеет! Так что пусть хоть в школе уроки по правилам дорожного движения будут!»
  • «Не вижу смысла тратить на изучение правил дорожного движения учебное время. У школьников и так нагрузка немаленькая, а о том, как правильно переходить улицу, они должны узнать еще до школы. Моей дочке пять лет. Она прекрасно знает, на какой сигнал светофора нужно переходить дорогу, с какой стороны обходить автобусы и трамваи. Чтобы объяснить все это, мне потребовалось не более часа. Так зачем же создавать специальную дисциплину в школе? Лучше пусть дополнительный урок чтения или математики введут! Пользы больше будет!»

Как видим, мнения разделились. Я за то, чтобы Правила дорожного движения изучались в школе. Попробую аргументировать.

           На дорогах очень быстро возрастают и скорость движения, и плотность транспортных потоков, и, следовательно, жертвы этого самого дорожного движения. Согласитесь, что мы привыкли к такому количеству машин на дорогах, мы считаем их частью своей жизни, порой забывая, какую опасность они в себе таят. Под колёсами автомобилей гибнет большое количество людей, и среди них много детей. В половине случаев причиной дорожного происшествия становятся дети. Самые распространённые причины ДТП по неосторожности детей – это нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение сигналам светофора; неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом. Трудно предположить, что человек откажется от автомобилей ради своей безопасности. Тогда надо сделать так, чтобы эту опасность свести к минимуму. И начинать необходимо с обучения культуре поведения на дороге самых маленьких пешеходов – детей, учеников, школьников.

        Обучение детей  Правилам дорожного движения в нашей школе начинается ещё с детского сада (приложение 1). Вначале дети узнают, кто такой регулировщик, что такое светофор, дорожная «зебра», дорожные знаки, а также знакомятся с их функциями. Далее формируется у детей привычка правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения Правил дорожного движения пешеходом, какие опасности подстерегают  пешехода на дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь. Поэтому именно школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма на дорогах. Но нельзя исключать также и роль родителей в этом процессе.

           В школе на учебный год составляется общий план воспитательной работы. На основании этого плана каждый классный руководитель составляет свой план работы с классом. И в школьном, и в классном планах обязательно обозначены темы по профилактике ПДД. В основном это беседы на  классных часах. Внеклассные мероприятия проводятся учителем ОБЖ во внеурочное время. Я хочу предложить для примера игру-соревнование между командами начальной школы «Автопробег».

       

Соревнования «Автопробег»

Цель: актуализация знаний ПДД, развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции.

Оборудование и материалы: 1.два листа бумаги; 2. два маркера; 3. две детские машинки на верёвочке; 4. мячи; 5. две полоски картона для корпуса светофора; 6. наборы кругов: два красных, два жёлтых, два зелёных; 7. пластилин; 8.четыре дощечки; 9. четыре тряпочки; 10.набор дорожных знаков; 11. два карандаша с верёвочкой; 12. две маленькие игрушечные машинки; 13. книга правил дорожного движения для приза; 13.листы с надписями для обозначения цветов светофора.

Ход занятия

Две команды из 1-4 классов. Выбирается жюри. Оценка по 5-ти бальной системе.

- Сегодня  мы с вами отправимся в путешествие по улицам города. Узнаем,  как вы знаете правила дорожного движения. Всё это пройдёт в форме соревнований. Команды построены. Дайте название своим экипажам. Условие:  название должно быть  связано с ПДД.

Команды придумывают названия.

- Каждый экипаж выберет главного водителя, т.е. капитана команды.

1 конкурс: - Прежде, чем ваши автомобили отправятся в путь, экипажи должны на листах бумаги нарисовать автомобили, на которых отправятся в путь. Это должны быть автомобили будущего.

2-й конкурс: - Разрешение на выход в путь получено. Но необходимо сдать экзамен на вождение. Вы должны быстро и без аварий довести машину до пункта назначения: детскую машинку на верёвочке между мячами.

3-й конкурс: - Экзамен на вождение сдан. Итак, поехали! Но что мы должны поставить на дороге, чтобы не случилось аварии? Светофор! Сейчас мы

увидим, как вы собираете светофор: на полу возле стены лежат корпуса для светофора:  круги красного, зелёного, жёлтого цвета и пластилин. Необходимо участие 6 членов экипажа. 1 член экипажа бежит, прикрепляет к  стене корпус, 2 прикрепляет первый круг и т.д. После прикрепления кругов необходимо возле каждого круга прикрепить правильную надпись, обозначающую значение данного цвета светофора. Но не забывайте: обозначения вы ставите для водителей.

4-й  конкурс: - Отгадайте загадку:

Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

- Попробуем пройти по пешеходной дорожке. У каждого экипажа по две дощечки. Каждый член экипажа кладёт на пол одну дощечку и становится на  неё ногой. Кладёт вторую дощечку перед собой и становится на нее второй  ногой. Дощечку, которая осталась позади, надо взять и вновь положить перед  собой, чтобы поставить на неё ногу. Таким образом дойти до стены, назад вернуться обычным бегом.

5-й  конкурс: - А теперь отгадаем загадки. Каждой команде по 5 загадок.  1.Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик (милиционер)

2.Дом - чудесный бегунок

На своей восьмёрке ног,

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам (трамвай)

3.Вот так чудо - чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

4.По обочине дороги

Как солдатики стоят,

Все мы с вами выполняем

То, что нам они велят (знаки)

5.Не живая, а идёт.

Неподвижна, а ведёт (дорога)

6.Чтоб тебе помочь

 Путь пройти опасный,

 Горит и день, и ночь -

 Зеленый, жёлтый, красный (светофор)

7.Маленький, удаленький,

 Громче всех кричит (свисток)

8.Дом по улице идёт,

На работу нас везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках (автобус)

9.Пьёт бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Есть большой, есть карапуз,

Но везёт тяжёлый груз (грузовик)

10.Знак зелёный загорится –

Значит, можно нам садиться.

Доставит вас куда хотите,

Если очень вы спешите (такси)

6-й конкурс: - Всегда ли вы, переходя дорогу, смотрите по сторонам? Сейчас мы это проверим.

Прежде чем на дорогу шагнуть,

Всегда осмотритесь: опасен ли путь?

Налево сначала ты посмотри,

Направо потом, в середине пути.

- У каждого экипажа по две тряпочки. Вы ставите на них ноги и начинаете передвигаться, как на лыжах, соблюдая правило: в начале пути смотрите налево, дойдёте до середины зала и посмотрите направо. Назад обычным бегом.

7-й  конкурс: - После гонки мы немножко устали. Остановим автомобили и выйдем передохнуть.   Но время терять не будем. Будем расшифровывать дорожные знаки. Каждому экипажу будут показаны дорожные знаки. Чей экипаж даст больше правильных ответов.

8-й  конкурс: - Снова экзамен по вождению для главных водителей. Главные водители должны намотать на карандаш верёвочку, на конце которой привязана машинка. Кто быстрее?

9-й  конкурс: - Теперь все вы выйдете из своих автомобилей и станете обыкновенными пешеходами. Чей экипаж быстрее и более точно даст ответ  на вопросы:

  • Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
  • Как и где лучше переходить улицу?
  • Как безопасней обходить стоящий автобус?
  • Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?
  • Какое самое опасное место на дороге?

Жюри подводит итоги. Награждение победителей.

         

          Хочу также предложить на рассмотрение презентацию (приложение 2) по профилактике Правил дорожного движения, которую я делал, когда ещё учился в школе. Эту презентацию учитель ОБЖ (моя мама) показывала ученикам начальной школы.

         На данном этапе жизни в нашей стране нашего общества не стоит вопрос, нужно ли изучать Правила дорожного движения в школе. Это просто необходимость. В заключение приведу в пример слова одной мамочки: «Сейчас движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вести себя на проезжей части. Но ведь далеко не все дети растут в благополучных семьях! А элементарные навыки безопасности ребенок должен освоить в любом случае».

         


Поделиться:

Филимоновская игрушка

Калитка в сад

Девчата

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Заяц-хваста