• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Тигр- особая порода людей"

Опубликовано Гаспарян Елена Владимировна вкл 14.04.2015 - 14:51
Гаспарян Елена Владимировна
Автор: 
Сладченко Анастасия

В работе раскрывается образ тигра в сказках коренных народов Дальнего Востока, их обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_nauchnoprakticheskuyu_konferentsiyu_tigr-osobaya_poroda_lyudey.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практической конференции

«Шаг в будущее»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  села Бичевая муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Тема: «Амурский тигр – особая порода людей»

Руководитель:

Гаспарян Елена Владимировна

Классный руководитель 6 А класса

Исполнитель: Сладченко Анастасия Дмитриевна

Ученицы 6 А класс

Переяславка  2014

Оглавление:

  1. Введение……………..…………………………………….…………….....3
  2. Основная часть

2.1. Цель и задачи проекта………………………………………………….3

2.2. Тигр в русских народных сказках……………………………………..4

2.3. Амурский тигр в сказках коренных народов Дальнего Востока….....5

  1. Заключительная часть. Результаты исследования………….….………….7
  2. Список  литературы………………………………………..………………..9
  3. Источники информации……………………………………..………………9

  1. Введение

Живя на Дальнем Востоке, мы  часто говорим о тигре, о его роли в природе, о взаимоотношениях человека и тигра. Большинство жителей Дальнего Востока – русские. Но читая сказки, я обратила внимание на то, что в русских сказках тигр не упоминается.  А вот читая сказки коренных народов Дальнего Востока, я встречаю тигра чуть ли не в каждой сказке. И решила  изучить русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока  и посмотреть, как изображается тигр в русском фольклоре и в фольклоре коренных народов Дальнего Востока, для которых тигр не просто животное. И обозначить, что значит тигр для них?

Проблема: Встречается ли образ тигра в русских народных сказках. Так же часто, как и в сказках коренных народов ДВ?

Гипотеза:

Предположим, что тигр является героем только сказок коренных народов ДВ

   2.1. Цель и задачи проекта

Целью данной работы является определение роли тигра в фольклоре коренных народов Дальнего Востока.

   Задачи данной работы:

  1. Изучить русские сказки и сказки коренных народов Дальнего Востока
  2. Изучить роль тигра в фольклоре коренных народов Дальнего Востока.

Методы исследования: поисковый (поиск информации о роли тигра у народов Дальнего Востока), аналитический (анализ художественной литературы).

2.2. Дети знакомятся с русскими народными сказками, прибаутками, скороговорками и поговорками обычно в детстве. И вспоминая, что я когда- либо читала про тигра, я понимаю, что не слышала и не читала в русских народных сказках ничего о тигре, который для меня жителя Дальнего Востока, одно из самых обычных животных. Я взяла сборник Александра Николаевича Афанасьева, самого знаменитого издателя русских народных сказок и проверила. В сборник вошли 138 сказок.

Таблица № 1 Частота упоминания разных животных в русских народных сказках.

Частота упоминания в количестве сказок

Частота в %

тигр

0

0

Лиса

16

12

Волк

13

9

Медведь

8

6

Заяц

4

3

коза

5

3,6

щука

3

2

Петух, курица

7

5

Другие животные

34

24,6

Вывод: Тигр не встречается в русских народных сказках ни разу. Самые популярные животные: лиса, волк, медведь.

2.3. Амурский тигр в сказках коренных народов Дальнего Востока

   А вот на Дальнем Востоке отношение к тигру совсем другое.  С незапамятных времён тигра считали животным сверхъестественным и мудрым, его обожествляли, ему поклонялись.

В книге Дмитрия Нагишкина «Амурские сказки» 32 сказки.

Таблица № 2 Частота упоминания разных животных в сказках коренных народов Дальнего Востока.

Частота упоминания в количестве сказок

Частота в %

тигр

7

22

Лиса

4

12,5

Волк

0

0

Медведь

7

22

Заяц

4

12,5

бурундук

1

3

соболь

3

9

    Тигр и медведь – самые популярные герои сказок. Это эндемические животные, поэтому коренные народности Дальнего Востока почитали тигра и медведя.

   Культ тигра был сильно развит у удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков.  Некоторых народов Приамурья верили, что тигры, подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных  городах  или деревнях. Так, например, нивхи считали тигра особой породой людей, так называемыми "людьми-тиграми". Они считали, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно постоянно оказывать знаки особого почтения: кланяться встрече с ним, обращаться с приветствием и т. д.   Сказка «Жадный Канчуга» начинается так « Это было тогда, когда звери язык человеческий понимали. Тогда тигр с удэгейскими людьми в родстве состоял. Тогда в роду Бисанка тигр желанным гостем был».

  Большим почитанием пользовался тигр у удэгейцев. Они тоже считали его (человеком) из другого рода. В сказке  «Семь страхов» Дмитрия Нагишкина читаем «Видит Индига - на той поляне тигриное стойбище. Тигров - как  пчёл  в дупле! Добычу терзают. Друг к другу ластятся. Друг с другом дерутся. Ревут тигры так, словно стойбищем Агды-гром гремит».

    Или в сказке «Жадный Канчуга» герой сказки нашел в брошенном после чумы  стойбище детей, привел их в стойбище тигров и говорит «Вот дети моего дяди. Кормить их некому... Стали тигры детей кормить. Самые лучшие кости детям отдавали. Стали дети расти. Новое имя детям дали».

    Убивать тигра и есть его мясо категорически запрещалось. Но  если зверь нападает на охотника и тот его убил, то в этом случае греха как бы не было.

   Если тигра встречал нанаец из рода Актенка, он становился лицом к зверю, чтобы тигр мог узнать своего потомка. Аналогично поступали и орочи из рода Еминка.  Например в сказке «Маленькая Эльга» «…стал охотник говорить тигру, что не его хотел убить, в кабана метил, да не стал его амба слушать и разорвал на куски»

   Народы Приамурья и Приморья считали, что тигр может поступать не только как добрый дух предков, но и как злой дух-Амба. Если голодный или больной тигр нападал на собак, домашний скот или человека, удэгейцы считали, что этот тигр "сошел с ума", то есть вышел из-под влияния бога лесов Онку и превратился в злого духа Амбу. Такому тигру объявлялась кровная месть. Этот факт свидетельствует о том, что люди в прошлом не делали различий между человеком и тотемным зверем, поэтому тигр или медведь, как и человек, должны были сполна получить наказание за своё "преступление". Например в сказке  «Маленькая Эльга» читаем, что тигр стал ходить в стойбище собак, людей есть. И люди  «кочевать собрались, тигра боятся. Говорит Эльга: "Куда вы? Не придет больше амба! " "Что ты знаешь, девочка! - молвит самый старый удэ. - Куда тигр пришел раз - придет туда и в другой. Всем нам смерти не миновать!" " Эльга полосатый хвост тигра старикам показала:- Говорю, что больше амба сюда не придет! Вот я у амбы хвост отрубила." Испугались удэ. "- Что ты наделала, девочка! " -закричали они." -Амбу нельзя убивать. Теперь его дух будет ходить в стойбище по ночам и всех нас погубит! Тайга придет в наше стойбище-все тропинки зарастут травой. Болото покроет это место...." Говорит Эльга " - Я знаю закон охотников. Я два раза просила амбу уйти. Он не послушал."  " - Ну, тогда -  другое дело, - говорят старики. -Амба сам виноват! "

   3. Заключительная часть.  Результаты исследования

  Для людей,  живущих на Дальнем Востоке тигр - это не только животное, которое живет рядом с нами в Дальневосточной тайге, это часть жизни многих народов Дальнего Востока. И начав изучать фольклор коренных народов Дальнего Востока, я с уверенностью могу сказать, что  тигр амурский - не такой уж злой и кровожадный, а скорее джентльмен среди мира хищников. Это особая порода людей в представлении коренных народов Дальнего Востока, т.е. такие же, как мы. Он, как и человек может быть добрым и злым. Он вызывает почтение. Он символ силы и могущества. И все это прекрасно изложено в сказках коренных народов Дальнего Востока. Таким представлен тигр в фольклоре Народов Дальнего Востока.

                        

                                

Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. «Художественная литература», 1977
  2. Нагишкин Д. «Амурские сказки» Хабаровское книжное издательство, 1977
  3. Приамурье мое №2 2013  
  4.   Приамурье мое № 3 2013
  5.  «Родное Приамурье» Эколого-публицистический журнал  № 3– 2010
  6.   «Родное Приамурье» Эколого-публицистический журнал  № 3 – 2012
  7.   «Родное Приамурье» Эколого-публицистический журнал  № 1 – 2013

Источники информации:

  1. Clipart \Животный мир\ Кошки, тигры, львы\

      2. kolbasin.livejournal.com

     3. letopisi.org›index…Павлишин,_Геннадий_Дмитриевич


Поделиться:

Смекалка против Змея-Горыныча

Рисуем лошадь акварелью

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Для чего нужна астрономия?

Новый снимок Юпитера