Учебно-исследовательская работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
2.epigrammy.ppt | 1.07 МБ |
Слайд 1
Эпиграммы А.С.Пушкина Учебно-исследовательская работа по литературе Ратайко МихаилСлайд 2
Эпигра́мма ( греч. «надпись») — 1)небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление ( Словарь иностранных слов ); 2)краткое стихотворение, с основою острой и колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки ( В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка ); 3)короткое сатирическое стихотворение ( Словарь русского языка С.И.Ожегова)
Слайд 3
ВВЕДЕНИЕ Творчество А.С.Пушкина изучено всесторонне, однако и в нём есть не слишком разработанные темы. На наш взгляд, предлагаемая работа является актуальной, так как эпиграммы в школе практически не изучаются. Цель работы – осветить историю жанра и проанализировать некоторые эпиграммы А.С.Пушкина. В задачи работы входят поиск и осмысление фактического материала и работа с материалами исследований этой стороны творчества Пушкина учёными-пушкиноведами. Весьма привлекательной кажется мне возможность эпиграммы передать в небольшом стихотворении точное, ироническое отношение к событиям, колко высмеять или показать недостатки собеседника. Это является одним из тех умений, которыми я хотел бы владеть. Благодаря эпиграммам можно понять отношение её автора к человеку или проблеме. Эпиграммой можно ответить на обидные оскорбления, и если получится метко и остроумно, то эпиграмма может оказаться сильнее стрелы, выпущенной из лука. Великое мастерство - писать эпиграммы!
Слайд 4
Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических. От эпических форм поэзии эпиграмму отличали краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами. Расцветом эпиграммы в римской литературе было сатирическое творчество Марциала ( I век н. э. ). Он справедливо упрекает литературного жулика в наглом плагиате: Мне говорят, будто ты, Фидентин, мои сочиненья Всем декламируешь так, точно их сам написал. Коль за мои признаешь, стихи тебе даром отдам я, Коль за свои, - покупай: право получишь на них. Перевод А.А. Фета
Слайд 5
Эпиграмма представляет собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. К мастерам острых сатирических эпиграмм относят Р. Бёрнса в Англии. В приводимой эпиграмме Роберт Бернс высмеивает снобов(люди,стремящиеся слепо подражать вкусам и манерам буржуазно – аристократического «высшего общ-ва») и снобизм «мещан во дворянстве»: ПОКЛОННИКУ ЗНАТИ У него - герцогиня знакомая, Пообедал он с графом на днях... Но осталось собой насекомое, Побывав в королевских кудрях.
Слайд 6
В XIX веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но и орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов первых трёх десятилетий XIX века — П. А. Вяземский. Для сравнения эпиграмма П.А.Вяземского на Булгарина: Булгарин — вот поляк примерный, В нем истинных сарматов кровь: Смотрите, как в груди сей верной Хитра к отечеству любовь. То мало, что из злобы к русским, Хоть от природы трусоват, Ходил он под орлом французским И в битвах жизни был не рад. Патриотический предатель, Расстрига, самозванец сей — Уже не воин, а писатель, Уж русский, к сраму наших дней. Двойной присягою играя, Подлец в двойную цель попал: Он Польшу спас от негодяя И русских братством запятнал.
Слайд 7
Эпиграммы писались многими другими выдающимися поэтами и прозаиками (такими как Ф. И. Тютчев) Например, всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма: Не Богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые, и злые, — Все было ложь в тебе, все признаки пустые: Ты был не царь, а лицедей.
Слайд 8
Проанализируем характер русской эпиграммы XIX в. на примере творчества А.С.Пушкина. Сам А.С.Пушкин выразил свое отношение к жанру следующей фразой: «Благоговею перед созданием Фауста, но люблю и эпиграммы». Понятие "эпиграмма" в пушкинскую эпоху обозначало не только "один из жанров сатирической поэзии, представляющий собой небольшое стихотворение, заключающее в себе насмешку, обычно в форме неожиданного вывода в конце", или же "отдельное произведение" этого жанра. У эпиграммы есть и другой, разговорный пласт, во многом взаимодействующий с ее литературным воплощением. В "Словаре языка Пушкина" дается следующее определение: "Колкое, остроумное замечание, насмешка, острота". Именно такие, едкие, колючие эпиграммы часто встречаются в творчестве Пушкина.
Слайд 9
Например, сатирическая эпиграмма на А.Н.Голицына <НА КН. А. Н. ГОЛИЦЫНА.> Вот Хвостовой покровитель, Вот холопская душа, Просвещения губитель, Покровитель Бантыша! Напирайте, бога ради, На него со всех сторон! Не попробовать ли сзади? Там всего слабее он.
Слайд 10
Эпиграмма могла послужить поводом к вызову на дуэль. Спор из-за политических эпиграмм однажды чуть не привел к дуэли Пушкина с будущим декабристом А. И. Тургеневым. А одна из самых известных эпиграмм "За ужином объелся я..." (ее пpинадлежность Пушкину не установлена) стоила поэту дуэли с обидевшимся Кюхельбекером. К счастью, дуэль после неудачного выстрела Кюхли закончилась, по воспоминаниям современников, шуткой: ""Послушай, товарищ, - сказал Пушкин, - без лести - ты стоишь дружбы; без эпиграммы - пороху не стоишь", - и бросил пистолет".
Слайд 11
В другом случае эпиграмма, напротив, как бы заменила дуэль. В январе 1822 г. в Кишиневе между Пушкиным и статским советником И. Н. Лановым произошло столкновение, чуть не закончившееся поединком. Вместо выстрела поэт сочинил и пустил по рукам весьма смелую и обидную эпиграмму: Бранись, ворчи, болван болванов, Ты не дождешься, друг мой Ланов, Пощечин от руки моей. Твоя торжественная рожа На бабье гузно так похожа, Что только просит киселей.
Слайд 12
Стратегический принцип эпиграммы - ее действенность. Эпиграмму можно уподобить и летящей стреле. Не случайно именно это сравнение в пушкинском стихотворении "Прозаик и поэт" стало символом не только эпиграммы, но и поэзии вообще: О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь: Ее с конца я завострю, Летучей рифмой оперю, Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую, И горе нашему врагу!
Слайд 13
В 1825 году Жуковский писал о частной жизни самого Пушкина: "Она была очень забавною эпиграммою, но должна быть возвышенною поэмою". А.С. Пушкин отвечал ему: "Согласен, что жизнь моя сбивалась на эпиграмму, но вообще она была элегией в роде Коншина". Эпиграмма, таким образом, становится своего рода символом жизни поэта, хотя и шутливым.
Слайд 14
Эпиграммы позволяют нам лучше понять мировоззрение поэта, его пристрастия, симпатии и антипатии, его участие в общественной жизни своего времени. Остроумие Пушкина и точность характеристик, беспощадная сатира или мягкая ирония – таков диапазон тональности его эпиграмм. Становится понятной характеристика Пушкина как одного из умнейших людей своей эпохи. Эпиграммы поэта – достойная составляющая его творчества.
Любимое яичко
Заяц-хваста
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Флейта и Ветер
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?