Работа, в которой указаны алкогольные напитки, использованные указанным автором, приведена их история
Вложение | Размер |
---|---|
remark._alkogolnye_napitki.docx | 27.97 КБ |
МБОУ "Гимназия №69"
«Роль алкоголя в литературных произведениях».
Автор: Шумакова Евгения 9 «Б» класс
Руководитель: Пантелеева Юлия Владимировна
30.04.2013
Введение.
Целью данной работы является анализ роли алкогольных напитков в жизни людей на примере героев литературных произведений. Объект исследования – отношение к алкоголю. Предмет исследования – герои произведений Эриха Марии Ремарка. Что заставляет их приобщиться к данной культуре, какие, на самом деле, причины стоят за этой пагубной привычкой, это мы и выясним в ходе исследования. Актуальность этой темы трудно оспорить, т.к. в наше время миллионы людей страдают пристрастием к горячительным напиткам, а зачастую и хроническим алкоголизмом, но мы часто даже не задумываемся, что побуждает людей к такому образу жизни.
В данной работе будут рассмотрены следующие произведения:
«Потерянное поколение».
Причина, по которой я выбрала данные произведения для исследования, довольно очевидна; если вы читали произведения Ремарка, то не могли не обратить внимание на феноменально количество алкоголя, выпитого героями.
Но для начала я бы хотела сказать пару слов об эпохе, в которой довелось родиться писателю, и о которой он писал. Эрих Ремарк родился в 1898 году в эпоху, так называемого, «потерянного поколения». Само понятие возникло в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой). Оно так же стало лейтмотивом произведений таких великих классиков, как Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицжеральд и других. Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18-20 лет, часто ещё не окончившие школу, рано начавшие убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством, некоторые сходили с ума. К потерянному поколению так же относят людей, которые, вынужденные скрываться от набиравшего силу фашистского гнета, не согласные с режимом фашистов и их идеологией, становились незаконными эмигрантами. Судьба таких людей очень достоверно отражена в произведениях Ремарка, поскольку он был не понаслышке знаком с такой жизнью. Точно подмечены и тщательно «прорисованы» черты европейского и американского общества, а также детально описаны переживания людей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть свою родину, положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. В послевоенной Германии царит разруха, бедность, безработица, нестабильность, нервозная атмосфера. У героев Ремарка нет будущего, а есть только настоящее, они живут сегодняшним днем. На фоне общей неустроенности жизни, бессмысленности существования, заглушаемого алкоголем, Ремарку удается описать искренние и сильные чувства.
В романе «Три товарища» писатель предрекает печальную судьбу потерянному поколению.
«Три товарища».
Главные герои произведения – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – друзья, которых объединяют узы пройденной вместе войны, держат автомобильную мастерскую. Действие разворачиваются в Германии, примерно в 1928-м году, на фоне кризиса тех лет. Друзья, выжившие во время войны, и в мирное время стоят друг за друга горой. А когда один из товарищей - Роберт(Робби) влюбляется в Патрицию Хольман, она становится не камнем преткновения, а еще одним товарищем. Развитие их отношений и описывается в романе. Когда обнаруживается, что Пат больна туберкулезом, все три товарища делают всё возможное, чтобы помочь ей вылечиться. Отто Кестер даже принимает решение продать свой любовно собранный гоночный автомобиль. Глубину этого поступка трудно переоценить — автомобиль настолько дорог друзьям, что имеет собственное имя «Карл» и воспринимается почти одушевленным персонажем. Но в то время лишь немногие излечивались от этого заболевания.
Туберкулез – распространенная болезнь того времени, и смертельно больные люди, лечебницы довольно часто фигурируют в произведениях Ремарка, как главная трагедия произведения или как часть общей печальной картины эпохи «потерянного поколения».
Алкоголь является чуть ли не главной составляющей жизни главных героев. Они, безусловно, располагают к себе, их суждения заставляют задуматься о многом, обычно это люди прогрессивные, демократических убеждений и правил, но ведь без алкоголя они не могут прожить не то что дня — часа! На это невозможно не обратить внимание, т.к. описание сцен дегустаций различных горячительных напитков занимает чуть ли не треть всего произведения.
Примечательно то, что Ремарк, можно сказать, посвящает каждое призведение одному из таких напитков. Например, в «Трех товарищах» главные герои отдавали предпочтение коньяку. В романе «Жизнь взаймы» круг напитков был более широким, но особая роль отводилась розовому вину. В «Триумфальной арке» таким напитком стал кальвадос.
Алкоголь - обезболивающее, приносящее облегчение воспалённым нервам. Для героев это – своеобразный уход от тяжелой, безрадостной жизни, в алкоголе они видят временное спасение от всех бед, которые преподносит им нелегкая судьба. Алкоголь настраивает их на философский лад, они говорят глубокими, многозначительными фразами, рождаются диалоги, которые, уже много лет как, разобраны на цитаты. В них рассуждения о смысле жизни, о любви. Алкоголь позволяет расслабиться, выразить свои мысли, насладится маленькими человеческими радостями.
Хочется отметить, что в произведении описываются сцены, где герои хоть и бесконечно пьют, но никогда не напиваются, оставаясь в более-менее здравом рассудке, сохраняя способность мыслить.
«Жизнь взаймы».
Если рассматривать роман «Жизнь взаймы», его атмосфера насквозь пропитана отчаянием, страхом не успеть и жаждой жизни. Читая его переоцениваешь свое существование, значение каждой секунды. Отношение к своей жизни главных героев поражает, заставляет задуматься и, в конечном итоге, понять их.
О чем рассказывает роман? О том, что все умирают. Только кто-то всю жизнь, с самого рождения медленно умирает от одного только ожидания неизбежного, а другие — от рождения до смерти несутся в неистовой гонке, стремясь обогнать то ли собственное время, то ли собственный страх, то ли неуемную жажду жизни.
Клерфэ — автогонщик. Навещая в клинике своего знакомого, такого же гонщика, он встречается с неизлечимо больной Лилиан. Туберкулез не оставляет ей шанса на долгую жизнь, но она не желает покорно и обреченно дожидаться неизбежной смерти — Лилиан намерена последние месяцы пожить на полную катушку, и алкоголь становится одним из средств испытания всех радостей жизни. Алкоголь поддерживает настрой героев, они пьют розовое вино вместе и вместе наслаждаются своей короткой жизнью. Днем он помогает им предаться веселью, вечером – расслабится.
Как и всем героям Ремарка, Лилиан и Клерфэ присущи мудрые мысли на тему любви и жизни, в «Жизни взаймы» придается особая важность теме ценности жизни. Жизни главных героев - яркие и короткие, как искры на фоне темного неба надвигающейся войны, насыщены чувствами и яркими эмоциями, и, возможно, без вина они не были бы такими яркими.
«Триумфальная арка»
В «Триумфальной арке» кальвадосу и вовсе отведена особая роль. Популярность романа создала репутацию и кальвадосу. Поясню, что это за напиток, т.к. в наше время он не очень распространен.
Кальвадос - это крепкий алкогольный напиток типа водки, получается перегонкой яблочного сидра. Крепость — около 40 градусов.
Действие романа происходит в 1939 году в Париже. В центре повествования, как всегда, типичный представитель своей эпохи — талантливый немецкий хирург Равик, бежавший во Францию от нацизма. Вынужденный жить нелегально, не имея права на работу и надежды на завтрашний день, доктор Равик оперирует людей вместо французских хирургов, скрывается от полиции, но не может скрыться от внезапно появившейся в его жизни любви. У этой нечаянной любви нет будущего, но разве это важно?
Еще до знакомства со своей любовью – Жоан, Равик пристрастился к кальвадосу. Он обладал особым вкусом и достаточной крепостью, чтобы можно было утопить в нем все свои горести и отголоски страшного прошлого взрослому мужчине, испытавшего на себе пытки немецких лагерей. Сразу же пристрастилась к нему и Жоан. Впоследствии он стал «их» напитком. У кого-то есть своя песня, у кого-то – свое любимое место, а Жоан и Равика объединил кальвадос. Они и сами придавали кальвадосу особенное значение. Как и любой алкоголь, он был ключом в другой мир, способом отречься от реальности, временно уйти от проблем. Жоан в одном из диалогов назвала его «напитком грёз». На этот «напиток грез» влюбленные готовы были потратить много денег.
Символично то, что когда Равик решает порвать отношения, а Жоан пытается всеми силами их сохранить, и в этот промежуток времени они встречаются, Равик отказывается пить с Жоан кальвадос, хотя та настаивает. По этой сцене можно судить о том, как много значил для них этот ритуал. Пить вместе кальвадос – было для них чем-то большим, чем просто распитие алкоголя. Возможно, без кальвадоса этого романа и вовсе бы не было.
«Образ жизни Э.М.Ремарка».
Прочитав все эти произведения, не трудно догадаться, какой образ жизни вел сам писатель. Уже писав свое первое произведение - «Приют грез», он часто посещал питейные заведения. Но Ремарк тоже запил не от легкой жизни. Он сбежал из госпиталя, где долечивался после ранений, полученных на Западном фронте, на похороны своей матери, которую очень любил. Переживший к тому же еще и смерть близкого друга Фрица Хёрстемайера писатель тяжело справлялся с душевными травмами. В этом ему помогала выпивка. Стараясь хоть как-то забыться и заглушить боль утрат, он проводил время в немецких кабаках, как и его герои, заводя интрижки с женщинами легкого поведения. Вскоре он все же берет себя в руки и с головой окунается в писательство. Но пристрастие к алкоголю так и следует с ним по жизни, и в чем-то даже помогает ему. Но в любом случае, у этой привычки больше минусов, чем плюсов.
Эрих Мария Ремарк прожил тяжелую жизнь. Но, даже пройдя смерть близких, войну и эмиграцию, он сумел сохранить способность к искренней любви и талант писателя.
Заключение.
Я нисколько не оправдываю пристрастие людей к спиртному; это – пагубная привычка, все это знают с детства. Но, может быть, прежде чем просто осуждать людей за этот порок, стоит задуматься о его скрытых причинах? Да, алкоголь – это не выход из сложной жизненной ситуации, но иногда нужно просто протянуть руку помощи человеку в решении его истинных проблем, и тогда проблема с алкоголем решится сама собой. Алкоголь – уход от реальности. Но если в реальной жизни все наладится, то и уходить от нее не потребуется. Героям Ремарка не удастся протянуть руку помощи, им никто не смог бы помочь, но ни в коем случае не стоит на них равняться! Им не повезло родиться в то время, в которое они родились, их судьбе не позавидуешь. Их можно понять. Осуждать их или нет – решать вам, но если верить Эриху Марии Ремарку, люди - еще больший яд, чем алкоголь или табак.
Зимний лес в вашем доме
Карандаши в пакете
В Китае испытали "автобус будущего"
За чашкой чая
Как нарисовать осеннее дерево акварелью