В проекте содержится анализ русских народных сказок: развитие и построение.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yany_s.doc | 69.5 КБ |
Содержание
Введение с.3
Введение
Актуальность проекта:
в настоящее время у большинства моих сверстников имеется компьютер, поэтому они мало знают и читают сказок, а если и читают, то в основном иностранные, а чаще просто смотрят мультфильмы, или играют в компьютерные игры.
Детство человека непрерывно связано со сказками. Я часто прошу бабушку рассказать или прочитать мне сказки. Ожидание волшебства охватывает меня. Например, Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, а Василиса Прекрасная добрая и мудрая. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки. С ними связаны мои первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Это и послужило выбором темы для моего проекта «Эти замечательные сказки».
Цель: обогащение личного опыта в процессе знакомства с историей рождения русских народных сказок.
Для достижения поставленной цели в работе над проектом возникает необходимость в решении следующих задач:
- изучить необходимую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;
- познакомиться со структурой русских народных сказок;
- составить книгу собственных сказок.
Этапы работы над проектом.
Предварительная работа:
а) Знакомство с историей рождения русских народных сказок.
б) Чтение сказок.
в) Анализ композиции сказок (зачин, завязка, кульминация, развязка).
г) Придумывание собственных сказок и оформление книжки.
За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Словно на крыльях они перелетали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому. Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.
Известные русские поэты и писатели восхищались народными сказками. А.С. Пушкин, говорил, что каждая из них является настоящей поэмой.
В.Г. Белинский назвал их драгоценными историческими документами и подчеркивал их социальное значение. А.М. Горький писал о такой важной особенности русской сказки, как способность «заглядывать наперед». Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Народ оттачивал форму и содержание каждой из них, пока они не достигали своего идеального состояния. Именно такими народные сказки дошли к нам. Они являются не произведением отдельного писателя-сказочника. Народная сказка — это уникальное творение многих поколений нашего народа. Сложно сказать, когда появилась первая сказка. Наверное, это не возможно «ни в сказке сказать, ни пером описать». Но известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер и Месяц.
Немного позже они приняли относительно человеческий облик. Например, хозяин воды — это дедушка Водяной, а Баба Яга — это не просто злая ведьма, а хозяйка леса и лесных зверей. Именно эти образы говорят о том, что народные сказки создавались еще в то время, когда люди очеловечивали и одушевляли все стихии и силы природы.
Еще одним важным аспектом верований первобытных людей, который нашел отражение в народных сказках, является почитание птиц и зверей. Именно поэтому часто в русских сказках действуют Ворон Воронович, Сокол или Орел.
О древнем происхождении народных сказок говорит и тот факт, что действие большинства из них происходит в диком, дремучем лесу, где герою нужно пройти целый ряд препятствий.
Народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер наших предков и образ их жизни. Через народную сказку мы открываем для себя и своих детей тысячелетнюю историю нашего народа.
Каждая русская народная сказка имеет реальное основание. Однажды возникнув, на протяжении столетий она менялась вместе с народом. Складываясь веками, народная сказка стала настоящей энциклопедией народного быта и всей жизни наших предков.
Выделяют 3 основных вида сказок:
* Сказки о животных.
* Волшебные сказки.
* Бытовые сказки.
Сказки о животных
Издревле человек существовал бок о бок с животными. Нет ничего удивительного в том, что подобное соседство нашло свое отражение в народном творчестве.
В большинстве своем, в сказках о животных принимают участие «животные», наделенные человеческими чертами.
Такой образ делает персонажа понятным и привлекательным одновременно.
Сказки о животных можно разделить на группы:
- По характеру персонажей:
Дикие животные
Домашние животные
Объекты неживой природы (солнце, ветер, мороз)
Предметы (печь, лапоть)
Смешанные вариации
- По роли человека в сюжете:
Главенствующая
Равноправная
Второстепенная
- По жанру:
Волшебная сказка о животных
Кумулятивная сказка о животных (многократное цикличное повторение элементов сюжета)
Басня
Сатирическая
- По целевой аудитории:
Для детей (для рассказа детям / для рассказа самими детьми)
Для взрослых
Волшебная сказка
Особенность этого вида сказок заключается в том, что действующие лица помещены в некий фантастический мир, который существует по своим законам.
Автор обогащает сюжетную линию волшебными событиями.
Как правило, действие в подобных сказках строится по определенному шаблону.
Волшебные сказки можно классифицировать:
-героические сказки, связанные с победой над волшебным существом (змеем, великаном);
- героические сказки, связанные с приключениями в поисках волшебного предмета;
-архаические сказки;
-сказки о волшебных предметах;
-волшебные сказки, связанные со свадебными испытаниями.
Бытовые сказки
Особенность данного вида заключена в отражении повседневной обыденной жизни, социальных проблем, высмеивание плохих человеческих качеств. Выделяют:
-сатирико-бытовые;
-социально-бытовые;
- новэллистические;
- с элементами волшебной сказки;
-смешанного типа.
Русские народные сказки создаются следующим образом, сначала идёт присказка.
Присказка – это набор шуток, небылиц. Присказка – лишь краткое вступление, не связанное с содержанием.
«Было это дело на море, на океане; на острове Кидане стоит дерево золотые макоуки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идёт песню поёт, а вниз идёт сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Будет сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведём…»
Далее идёт зачин. Зачин – начало сказки. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. «Жил-был старик и было у него три сына…». «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь», «Бывало – живало, жили – были три брата…».
И все мы понимаем, что началась сказка.
Затем следует развитие действия.
В основной части сказки разворачиваются действия с главным героем. Ведется борьба светлых и темных сил.
После этого начинается развязка событий. Преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
В конце сказки вставляют концовки, которые завершают сюжет: «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить – поживать, добра наживать».
Когда мы произносим слово сказка, перед нами возникает прекрасный сказочный мир, живущий таинственной жизнью, согласно необычным сказочным законам. Этот мир «тридевятого царства, тридесятого государства», где добро побеждает зло, правда – ложь, свет – тьму.
Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Этапы работы над созданием альбома «Сказки»
Моя работа мне понравилась. В альбоме еще осталось место, куда я в будущем вклею новые сказки.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая, познакомилась с незнакомыми мне сказками, встретила много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнила свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Работая над проектом, я достигла поставленной цели, научилась сочинять свои сказки. Это мои первые сказки, пусть они не являются совершенством, но я на этом не буду останавливаться. Ведь сказка развивает фантазию, воображение и сочувствие.
1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.:Просвещение, 2003.
2.Крючков С.В. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2005.
3.Сказки русских писателей /Сост., предисл., Н.Сидориновой/; Худож. Е. Монин и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
4. Сказки русских писателей – М.: «Детская литература», 1986.
Использованные ресурсы.
-http://xreferat.ru/71/1460-1-russkie-narodnye-skazki.html
- http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/kollektivnyi-proekt-skazka--lozh-da-v-nei-namek-…
- http://www.ocnt.isu.ru/zal/rskazka.htm
- http://detskie-skazki.com/stati/osobennosti-skazki.html
- http://randal.pochtamt.ru/skazka.html
- http://www.studbirga.info/narodnaya-skazka/
- http://russkazka.narod.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E0
- http://cor.edu.27.ru/dlrstore/cb9cacde-4ca9-fff5-e936-2005dfd3ee25/1010907A.htm
- http://rusprogram.ru/f22
- http://www.bayushki.ru/tales_volshevstvo.htm
- http://xn--80aaaoyih4bric0i.xn--p1ai/skazkaieezhanryozhivotnyhvolshebnyeavantyurnonovellisticheskiebytovyeisatiricheskie
- http://www.bayushki.ru/tales.htm
- http://www.spektr.info/articles/kultura/133/
Филимоновская игрушка
Почему Уран и Нептун разного цвета
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Лавовая лампа
Рисуем осень: поле после сбора урожая