• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Несколько страниц из жизни Героя Советского Союза"

Опубликовано Бушмакина Юлия Васильевна вкл 21.12.2015 - 9:48
Автор: 
Кузвесова Дарья

Данная работа посвящена Герою Советского Союза - Евдокимову Григорию Петровичу, уроженцу деревни Ожги Вавожского района Удмуртской Республики. Нелегок был путь к великой Победе, какова же была роль этого человека?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neskolko_stranits_iz_zhizni_geroya_sovetskogo_soyuza1.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волипельгинская средняя общеобразовательная школа»

Вавожского района Удмуртской Республики

Районные чтения,

посвященные 70-летию Победы в ВОВ

Направление: Военная история

Исследовательская работа

«Несколько страниц

 из жизни Героя Советского Союза»

                                     

               

                                           

с. Волипельга  2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………. 3 – 4

Глава 1. Детство Г. П. Евдокимова …………………………………………...5 – 8  

Глава 2.  Юность Г.П. Евдокимова ………………………………………….. 9 – 10

Глава 3.  В годы Великой Отечественной войны …………………………..11 – 12

        3.1.Пикирущий бомбардировщик ………………………………………. 13 Глава 4. Жизнь после войны ………………………………………………….. 14

Заключение …………………………………………………………………….. 15

Литература ………………………………………………………………………16

Приложение ………………………………………………………………… 17 – 25  

ВВЕДЕНИЕ

Уже 70 лет минуло с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю каждого уголка нашей страны. Коснулась она и нашего села. В нашем селе жили люди, которые защищали наш край, нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны.

Актуальность исследования: ежегодно наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны.  Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана Великой Отечественной войны будет жить, история к его прадеду, прапрадеду, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом.

        Гипотеза данной работы:  историческая  память  о  великом  подвиге  наших  земляков  в  годы  Великой  Отечественной  войны  не  утратится,  если учащиеся  в  ходе  исследовательской  деятельности  будут  овладевать  знаниями  о  правде  времён  Великой Отечественной войны,  о  подвигах  героев-земляков.

Цель данного исследования: рассказать о судьбе Героя Советского Союза Евдокимове Г. П.

       Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  1. выяснить военный путь Евдокимова Григория Петровича;
  2. изучить документы и публикации газет «Авангард», «Советский патриот»;
  3. обобщить и систематизировать изученные материалы;
  4. на примере жизни Героя Советского Союза, усилить патриотическое  воспитание подрастающего поколения.

Наша задача – донести ныне живущим творчество ветеранов. Чтобы молодое поколение помнило о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, чтобы унаследовало все лучшие человеческие качества; чтобы училось брать пример со старших, помнить и не забывать, какую цену заплатили предшественники за наше право свободно жить здесь, трудиться, учиться. 

Объектом исследования в данной работе является жизнь Григория Петровича.

 Предмет исследования – биография  ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Евдокимова Григория Петровича.

Методы исследования: анализ семейных фото и документальных источников (писем, фотографий, газетных заметок, воспоминания родственников), систематизация и обобщение рассказа о Герое Советского Союза. 

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данные

материалы можно использовать для оформления экспозиции в школьном музее, при проведении классных часов, уроков Памяти, при изучении краеведения, истории и литературы, написании творческих работ.

Глава 1. ДЕТСТВО Г.П. ЕВДОКИМОВА

 Евдокимов Григорий Петрович родился 2 сентября 1919 года (Приложение 1). Герой Советского союза Григорий Петрович Евдокимов – уроженец д. Ожги, ученик Волипельгинской школы, выпускник Можгинского педагогического училища, автор книги «300 вылетов за линию фронта» о своем детстве рассказывал так: «Деревня наша называется Ожги, это в 25 километрах от Можги. Тянется она одной улицей – двумя рядами деревянных домов. В одном из этих рядов расположен дом, где прошли моё детство и отрочество. Он и сейчас уцелел, правда, стал очень ветхим (сейчас на месте этого дома построен уже другой – прим. автора). На улице, возле дома, стоит черёмуха, где по вечерам собирались парни и девчата, водили хоровод, и до утра слышались песни (Приложение 2).

По рассказам матери, родился я 2 сентября 1919 года в поле, где она дожинала полосу ржи. Событие это не представляло исключение в деревенской жизни. Как правило, крестьянские женщины работали до самых родов, а спустя три-четыре дня снова выходили на работу. Матери было 37 лет, и я был последним, четвёртым ребёнком.

Родители жили бедно, и, как себя помню, каждый год ближе к весне, в муку подмешивалась лебеда. Хлеб получался грубый, с горьким привкусом, но мы были рады и такому. Настоящим праздником для нас были дни, когда отец уезжал на базар в Можгу и оттуда привозил белых сушек.

Большим и радостным событием для нас, крестьянской детворы, были праздники, а их было не мало: рождество, масленица, пасха, Петров день и другие. Особенно пышно праздновалось рождество Христово, когда в закромах оставалась ещё мука. Наезжали гости. Большими компаниями ходили из дома в дом. Пели песни, плясали. Мы же, детвора, ходили по дворам славить рождество. В вывернутых наизнанку шубах и шапках заходили в дом и гнусавыми просящими голосами славили рождение Христа, за что получали гостинцы: булки, яйца, реже – конфеты.

Деревня наша расположена на вершине ската, упирающегося в речушку Курчумка. В масленицу – устраивались массовые катания с горы. Взрослые, как правило, катались на больших санях, а мы – на различных самоделках. Чаще на деревянных коньках, подбитых жестяной лентой.

В семье нашей, как я уже упоминал, было четверо детей. Старшие, Семён и Ефалия, окончив три класса школы, вынуждены были помогать родителям по хозяйству. Нас же, младших – сестру Нюру и меня, решено было «вывести в люди».

В 1925 году Нюра пошла в первый класс. Я очень завидовал ей. Мне нравились и новый букварь, и тетради, и карандаши, и даже холщёвая сумка, в которую каждое утро, уходя в школу, сестра аккуратно складывала свои «сокровища». Каждое утро я с завистью провожал сестру вместе с собакой Тузиком, а после уроков – встречал.

В один из дней я пришёл с сестрой в класс, и учительница (к сожалению, не помню её имени) разрешила мне посещать школу «вольным слушателем». Проучившись три года (четвёртого класса в школе не было), мы с сестрой поступили в Тыловыл-Пельгинскую школу – в пяти километрах от нашей деревни. Каждый день туда и обратно мы добирались пешком, чаще бегом.

Наш путь пролегал через мельницу, что в одном километре от деревни. Как-то в один из зимних дней, возвращаясь домой, мы с Нюрой поспорили, кто из нас от мельницы до дома добежит босиком. Сказано – сделано. У мельницы мы скинули валенки и побежали бегом по снегу. Ноги быстро одеревенели. Жгучая боль отдавалась в голове, но всё же мы добежали до дома оба, получив «в награду» зуботычины от отца.

Надо сказать, что отец наш Пётр Иосифович, был не в меру суровым и требовательным во всём – в большом и малом, предпочитал всем существующим методам воспитания физическое воздействие. Перед глазами такая картина: мы с отцом обрабатываем свою узкую полосу земли. Мне шесть лет. Я по сбруе забираюсь на худой круп лошади, запряженной в борону, и еду впереди отца, который идёт в след с лукошком и сеет семена. Стоило в какой-то миг зазеваться, лошадь отклонялась в сторону, и через свою спину я вмиг сознавал оплошность.

Мать же наша, Мария Николаевна, была кроткая, забитая, неграмотная, но сердечная женщина, всегда заступавшаяся за нас перед отцом. Сейчас уже нет в живых ни отца, ни матери.В мыслях возвращаясь к прошлому, я не осуждаю отца. В нелёгкой крестьянской жизни это было обычным явлением.

Вспоминается мне и такой эпизод моего детства, когда пришлось проявить характер. Было воскресенье. На дворе занималось солнечное, с лёгким морозцем утро. Я ещё нежился в постели, как услышал стук в окно. Подошёл и дыханием проделал на стекле глазок. Под окном стояли два приятеля, призывно размахивая руками. Я быстро одел новую обувь на ноги, сплетённые накануне отцом лапти, и выпив стакан молока, кинулся на улицу. Приятели предложили пойти в одну из деревень, что в 12 километрах от наших Ожгов. Кататься с крутых гор. Я согласился.

День пролетел быстро. У моих друзей в этой деревне жили родственники, и они уговорили их ночевать. Предложили остаться и мне, но я отказался, так как не предупредил дома, куда пойду. И я один пустился в путь. Скоро стало темнеть. Наступила ночь, а мне нужно было пять километров пройти лесом. В лесу где-то что-то трещало. Я припустился бежать, что было духу. Мне всё время казалось, что кто-то гонится за мной. Наконец, лес оказался позади, а впереди уже маячили огоньки моей деревни.

Ноги подгибались от усталости, и я решил немного отдохнуть. Усевшись на обочине дороги заснул. Подобрал меня сосед, Иван Назарович, возвращавшийся домой на лошади.

Только вошёл я в избу, отец с печи спрашивает:

 - Где тебя носило?

  Говорю:

- С приятелями в Котью ходили.

- Ври, да не завирайся.

Никто из родных не поверил, что я шесть лет за день отмахал 24 километра, да ещё возвращался один и лесом.

Летом же мы днями торчали на реке, которая называется Кылт. Небольшая, но перегороженная у мельницы плотиной, она образовывала довольно обширный пруд, в котором мы купались до «синевы». Плавать нас никто не учил. Безнадзорная детвора (взрослые были в поле) каким-то образом приобретала эти навыки сама. Купались и удили рыбу. Удочки мастерили из ивовых прутьев, леску – из волос конского хвоста, поплавки из бутылочных пробок. Ловили на муху или червя. Клевали ерши и уклейки с палец величиной нас и это радовало. Ещё мы любили соревноваться – кто дальше пройдёт по дну пруда. Взвалив на голову какой-либо груз, идёшь по дну, пока хватает дыхания. Сбросишь груз, выныриваешь.

После окончания четвёртого класса Тыловыл-Пельгинской школы мы с сестрой поступили в Волипельгинскую школу колхозной молодёжи (ШКМ), после окончания которой в 1935 году Нюра осталась в деревне, а я поступил в Можгинское педучилище».

Глава 2.  ЮНОСТЬ Г.П. ЕВДОКИМОВА

Во время учёбы в Можгинском педагогическом училище Евдокимов Григорий был активным комсомольцем и хорошим спортсменом. Григорий Петрович часто вспоминал такой случай: «Стоял март 1936 года, суббота, солнечный денёк. На 14 часов были назначены лыжные соревнования на первенство педагогического училища. Дистанция десять километров проходила вдоль железной дороги Можга – Казань. Пять километров в одну сторону, пять в другую, по разным сторонам насыпи. Мне выпало стартовать предпоследним, и, кроме того, при выходе из города у меня на лыже ослабло крепление. Пока я с ним возился, мои друзья вышли из пределов видимости. На поворотной точке контролер посчитал, что прошла вся группа, и, забрав флажок, ушёл в город. А я впопыхах проскочил поворот и продолжил бег по прямой. Вскоре я почувствовал усталость, а между тем стало темнеть… Сколько времени прошло от старта, я не знал – часы тогда были непозволительной роскошью. Вначале соревнований мороз был 20 градусов, и становилось всё холодней и холодней, а сил оставалось всё меньше и меньше. Стало ясно, что назад вернуться не смогу, и я продолжал идти вперёд. Ещё чуть-чуть, и я вышел на санную дорогу. Радости не было предела! Я прошёл ещё некоторое время по дороге и, наконец, увидел здание. Скрипнула дверь и старческий голос окликнул:

- Кто там?

Я объяснил ситуацию, и дед разрешил мне войти и переночевать на соломе в прихожей. Оказалось, я попал в филиал больницы для пациентов с нарушенной нервной системой. Связи с городом не было, и мне не оставалось иного выбора, кроме как оставаться на ночлег. Тем временем соревнования закончились, и тут не досчитали одного участника! Были организованы поиски с помощью собственных сил   и милиции. Несколько человек прошли по трассе с факелами, но меня, естественно не нашли. Вернувшись, был немедленно зачислен в разряд счастливчиков и героев…  »

    По окончанию училища в 1938 году получил аттестат с хорошими и отличными оценками (Приложение 3).

В 30-е годы правительство страны обратилось к молодежи с призывом: «Комсомолец, на самолет!».  По комсомольской путевке Григорий Петрович был направлен в Челябинское авиационное училище штурманов. Лейтенанта Евдокимова и еще несколько его товарищей по окончании летного училища направили служить в резервный авиационный полк Дальневосточного военного округа. Через некоторое время в январе 1941 года Г.П. Евдокимова направляют в 55-й бомбардировочный полк. Здесь они много летали, отрабатывали групповую слетанность, приемы бомбометания на авиаполигоне, стрельбу по воздушным и наземным мишеням. К июню 1941 года звено было готово к полетам днем в простых погодных условиях.  

Глава 3. В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

     После отпуска в августе планировалось приступить к полетам в сложных погодных условиях и ночью. Но этому не суждено было сбыться: 22 июня поздно ночью раздался сигнал боевой тревоги. Командир эскадрильи объявил: «Сегодня, рано утром, немецко-фашистские войска вероломно, без объявления войны, напали на нашу страну». Так началась Великая Отечественная война. Проходили дни за днями, а эскадрилья стояла в боевой готовности близко от Японии и предполагали, что японцы могут напасть в ближайшее время. В июле боевая эскадрилья перелетела на запад. В августе экипаж штурмана Г.П. Евдокимова вместе с другими экипажами звена получает первый боевой приказ – нанести бомбовый удар по моторизованной колонне противника. При выполнении этого задания были уничтожены десятки автомашин с боевой техникой и личным составом. Среди наших потерь не было. За отличное выполнение боевого задания командующий ВВС Юго-Западного направления всему летному составу объявил благодарность. Это был первый вылет штурмана Евдокимова за линию фронта.

С начала Великой Отечественной войны и до ее победного конца Григорий Петрович находился в действующей армии в составе 449-го бомбардировочного авиационного полка. О боевых подвигах Г.П. Евдокимова можно узнать из Наградного листа (Приложение 4).                                Командир 449 бомбардировочного авиационного Нижнеднестровского полка майор Тюшевский В.Ф. отзывался о Евдокимове так: «Как штурман подготовлен отлично, владеет самолетовождением днем и ночью в любых метеоусловиях. Все боевые задания выполняет только отлично. При полете на разведку доставляет ценные данные о противнике.  Им неоднократно было вскрыто передвижение войск и техники противника, скопление ж/д эшелонов на станциях. В эскадрильи не было ни одного случая потери ориентировки ночью и днем. На личном примере воспитывает молодой штурманский состав на отличное выполнение боевых заданий. Эскадрилья все время в боевой работе занимает первое место в полку. За период Великой Отечественной войны им было произведено более 300 боевых вылетов, уничтожено 15 самолетов противника, взорвано 6 складов с горючим и боеприпасами, уничтожено и повреждено до 135 вагонов, 10 цистерн с горючим, до 180 автомашин с живой силой и грузами врага».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевые заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Евдокимову Григорию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

 Кроме этого Григорий Петрович награжден двумя орденами Красного знамени, Орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

   

3.1.    ПИКИРУЮЩИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

В победе над фашистской Германией важную роль сыграла бомбардировочная авиация наших славных Военно-Воздушных Сил. Её экипажи наносили мощные удары по войскам на поле боя и объектам тыла противника. На вооружении бомбардировочной авиации в те суровые годы находился скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2, созданный под руководством талантливого авиационного конструктора В. М. Петлякова.

           Пе-2 был разработан на базе цельнометаллического двухмоторного истребителя ВИ-100, который развивал скорость 623 км/ч. Его серийное производство началось в июне 1940 года. Самолёт стал основным фронтовым бомбардировщиком. Новая машина представлена собой цельнометаллический моноплан со средним расположением крыла и двух-килевым хвостовым оперением (Приложение 5). Она имела два двигателя жидкостного охлаждения М-105Р мощностью по 1100 л. с. каждый. На Пе-2 впервые нашла широкое применение автоматика – были установлены электромеханические приводы агрегатов, дистанционное электрическое управление гидросистемой, устройство для автоматического вывода самолёта из пикирования.  

        Советские летчики на самолетах Пе-2 внесли достойный вклад в разгром фашисткой Германии. Среди них был и Герой Советского Союза Григорий Петрович Евдокимов.                                                                                После, в мирное время, Григорий Петрович не отказался от любимого дела. Он был военным консультантом в художественном фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика», снятом в 1967 году «Ленфильмом». Как оказалось, в кадр военный консультант все-таки попал. Получилось случайно: показывал технику, как ввинчивать взрыватели в макеты авиабомб. Совет Евдокимова на площадке был нужен всем. «Дорогой Григорий Петрович, спасибо вам за вашу помощь. Жаль, что я не сыграл штурмана. Но все равно спасибо». Эту надпись на обороте своей фотокарточки Даль сделал незадолго перед окончанием съемок (Приложение 6).

Глава 4. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ.                                                                В мирное время Григорий Петрович успешно окончил Военно-воздушную академию (ныне Академия имени Ю.А. Гагарина) и продолжал служить в авиации, отдавая свои силы, знания, опыт обучению и воспитанию молодых штурманов - авиаторов. В 1967 году в звании полковника вышел в отставку.                                                                                        Проживая в Санкт-Петербурге, он не терял связи с земляками, неоднократно приезжал в свою родную деревню Ожги, встречался с односельчанами, посещал могилки своих родителей. Последний раз в родную деревню Григорий Петрович приезжал в мае 2007 года. Тогда ему присвоили звание «Почетный гражданин Вавожского района».                                                  Григорий Петрович часто встречался со школьниками, рассказывал им о полетах и бомбардировках, о героях и врагах, о славе и подвиге русских летчиков. Он писал стихи о родном крае, о подвигах русского солдата… Прифронтовой аэродром,

Вразброс стояли самолеты.

Молчали дружно, как один,

В тени под крыльями пилоты.

Мечтали, думали, скорбели

И наслаждались тишиной…                                                                                 К сожалению, когда-то все заканчивается. И даже жизнь… Так, 16 декабря 2014 года перестало биться сердце Григория Петровича. Но он тот человек, который навсегда останется в памяти людей. Мы гордимся своим земляком.  И то напутствие, которое он даёт нашему поколению мы всегда будем помнить: «Но всё равно я верю, что Россия возродится, и будет иметь такую же мощь, как имел наш великий Советский Союз. Ну а я вам пожелаю насколько это возможно трудиться, жить, надеяться и верить. Воспитывать молодое поколение в духе преданности нашей Родине. Потому что защищать Родину всё равно придётся нам, если случится какая беда. Всего вам доброго, счастья и здоровья. Будьте здоровы!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военочальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.                                                В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший пример для потомства на все времена.                                Народ не забыл и славит тех, кто храбро сражался и погиб смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага.                                                                                         Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы своих городов и сёл. Таково и имя нашего Героя Советского Союза Григория Петровича Евдокимова. Именно в честь его названа улица в его родной деревне.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…
Память…

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Авангард», районная газета от 18.04.1989 г.
  2. Вичужанин А.Г. Нашей юности обитель. Изд. «Удмуртия», 2008г.
  3. Воспоминания жительницы с. Волипельга Ю.М. Тюриной.
  4. Евдокимов Г.П. 300 вылетов за линию фронта. Воспоминания Героя Советского Союза. Издательско- гуманитарное агентство «Александрия», 2012г.
  5. Касимов Р.Н. Ученический реферат по истории и краеведению: Методическое пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2008.
  6. Кузнецов Н.С. Славы воинской творцы. – Ижевск: Удмуртия, 2005.
  7. «Советский патриот» от 08. 05. 1988 г.
  8. Сонина Р.М. Дорогой отцов- героев. Изд. дом «Удмуртский университет», 2000 г.


Поделиться:

Три орешка для Золушки

"Разделите так, как делили работу..."

Сочини стихи, Машина

Рисуем осенние листья

Браво, Феликс!