• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

210 лет со дня рождения А.И.Полежаева

Опубликовано Нуварьева Олеся Кузьминична вкл 10.04.2016 - 19:50
Нуварьева Олеся Кузьминична
Автор: 
Сонина Юлия

В данной работе рассматривается тема: "Идеи свободомыслия и просвещения в лирике А.И. Полежаева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 210_let_so_dnya_rozhdeniya_a.i.polezhaeva.docx61.38 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\олеся\Desktop\m_24327.jpg

                         

«210 лет со дня рождения А.И.Полежаева»

   

      Номинация: конкурс сочинений «Вся жизнь моя – гроза!»                                                                                                       Тема: «Идеи свободомыслия и просвещения в лирике А.И. Полежаева»                         

       Работу выполнила: ученица 10 «а» класса 

       МБОУ «СОШ №17» Сонина Юлия Сергеевна, 1998 г.р.                                                                                 Руководитель: учитель русского языка и литературы,

      Нуварьева Олеся Кузьминична

 

«Что если средства нет спастись

От угнетенья и цепей,

То жизнь страшнее ста смертей -

И что свободный человек

Свободно кончить должен век…»

Александр Иванович Полежаев родился 30 августа 1804 года в селе Рузаевка, бывшего Инсарского уезда Пензенской губернии, ныне Рузаевского района республики Мордовия. Детство А. Полежаева прошло в людской, при господском доме. Огромное влияние на него имела общая атмосфера семьи Струйских, типичных крепостников, очень грубо и необузданно обращавшихся с дворовыми. Побои, самодурство - все это мальчик наблюдал ежедневно.

Однако, несмотря на все это, благодаря сохранившейся памяти о деде, Николае Еремеевиче Струйском, самозабвенно любившим литературу, литературные интересы были привнесены в семью, и не только Полежаев, но и его двоюродный брат Дмитрий стал поэтом.

По окончании частного Московского пансиона, в 1820 году Полежаев поступил вольным слушателем в Московский университет на словесный факультет. В университете Полежаев пробыл шесть лет. Это были годы, в которые определилось мировоззрение и литературное призвание поэта. Уже в университете Полежаев проявил большую политическую активность. Среди студентов им распространялись запрещенные стихи К.Ф Рылеева, и свои, поразительно смелые атеистические стихи в рукописях. Среди передовой части студенчества Полежаев приобрел симпатии не только как поэт, но и как пропагандист свободолюбивых идей.

Осваивая опыт предшественников, Полежаев ищет свой собственный путь в литературе. Как противопоставление только что вышедшей в свет первой главе «Евгения Онегина» А.С Пушкина, возникла поэма «Сашка». Полежаев противопоставляет своего героя, студента - разночинца, Сашку - герою пушкинского романа, дворянину, светскому человеку. Сюжетную линию поэмы «Сашка» составляет описание похождений студенческой молодежи. Однако идейный смысл поэмы, ее политическое звучание, в которой   Николай I увидел «следы» и «остатки» декабризма, заключается в прямых высказываниях автора на политические темы. Затрагивает многие актуальные вопросы своего времени. Здесь и смелая критика самодержавного строя и сознание необходимости борьбы с ним. Здесь проявляется образ лирического героя - свободолюбивого, смелого разночинца - поэта. Большое значение в этом смысле имеет постановка Полежаевым вопросов просвещения в крепостной России. Поэт вспоминает о родных местах, об отсталой провинции - о мордовском крае, с его «несносными городишками» и «малыми селишками», где по вине самодержавия и крепостников - помещиков люди прозябают в невежестве, где нет школ, учителей, где даже полуграмотный самоучка - лакей из дворни считается «ментором – славным», где помещики - самодуры издеваются над своими крепостными.

 И все это происходит в то время, когда экономическая и культурная жизнь страны нуждалась и требовала большого количества грамотных людей, когда в школу и университет все больше проникали разночинцы, встала насущная потребность в демократизации школьного дела в России. Полежаев сумел показать, что высшая школа в условиях монархического режима никак не могла удовлетворять растущие потребности России в образованных людях. Поэт подчеркивает страстное стремление к науке людей своей отчизны, разоблачал виновников застоя умственной жизни при крепостничестве, протестовал против сословных привилегий, телесных наказаний в школе и выступал с призывом:

Отринем, свергнем с себя бремя

Старинных умственных цепей,

Которых гибельное время

Еще щадит до наших дней.

Полежаев был не только обличителем самодержавного деспотизма, но и страстным певцом свободы.

«Свобода, - писал В.Г Белинский о Полежаеве, - было его любимым словом, его любимой рифмой».

Поэт рос и формировался в мрачные годы жестокой реакции, установившейся после казни декабристов. В этих условиях развивался и креп мужественный голос поэта - революционера. Его не сломили ни аресты, ни тюремные казематы, ни поднадзорная солдатская служба. В 1828 году, будучи в тюрьме, он написал поэму «Арестант». После тяжелых переживаний, находясь в тюрьме, поэт не сломлен: «Он смрадный воздух жизни пьет и самовластие клянет».

Темы, которые занимали поэта в этот период - это размышления о делах государства, изменение образа правления страной, невозможности народного благополучия при самодержавном строе. Поэт, обращаясь к царю заявляет:

Поймешь ли ты, что твой народ

Есть пышный сад, а ты - Ленотр,

Что должен ты   его беречь,

И ветви свежие не сечь...

В поэме «Арестант» впервые у Полежаева появляются представители протестующего народа. Это солдаты, разделяющие антиправительственные настроения поэта. В основе поэмы жизнь и страдания самого поэта в «железной клетке» деспотизма времен николаевской реакции. Поэт вышел из тюрьмы еще более закаленным и убежденным борцом за свободу родной страны.

Кроме «Арестанта», в 1828 году Полежаев написал стихотворение «Провидение», «Песнь пленного ирокезца», «Песнь погибающего пловца», «Ожесточенный», «Осужденный» и другие.

В стихотворениях «Вечерняя заря», «Рок», «Цепи» Полежаев мечтает о мести царю, но не видя путей к ее осуществлению, приходит в отчаяние и говорит о роке, фатальности судьбы.

Вскоре Полежаеву пришлось принять участие в длительных походах и боевых операциях русской армии на Кавказе , в своих кавказских произведениях поэт высказывает свое видение, патриотические мысли, раздумья о тяжелой участи горцев, страстно выступал против врагов России, высказывал сочувствие людям труда, которые оказались в данной ситуации жертвами.

В этот период (1830 г) создается поэма «Эрпели», в которой показывает прогрессивное значение присоединения народов Кавказа к России. Русские войска обеспечили мирную жизнь этого края.

Далее создается поэма «Чир – Юрт», в которой еще ярче и реалистичнее, чем в «Эрпели», описываются события на Кавказе.

Особенно характерной чертой последнего периода творчества Полежаева  являются более глубокие раздумья о роли народа в судьбах государства.

16 января 1838 года Полежаев умер.

Стихи Полежаева издавались редко. Некоторые наиболее сильные творения поэта, почти на столетия были погребены в архивах цензуры. А сколько произведений погибло, но благодаря советским исследователям В.В.Баранову, Н.И.Воронину, В.И Безъязычному и другим, проделана огромная работа по выявлению текстов произведений, новых фактов в его биографии и по установлению истинного значения для истории русской культуры поэтического наследия Полежаева, как одного из родоначальников разночинной, революционно - демократической литературы.

В процессе подготовки данного сочинения, я ознакомилась с книгами И.Д Воронина «А.П Полежаев. Жизнь и творчество», прочитала стихотворения и поэмы, которые оставили неизгладимый след в моей душе. И я хочу закончить свою работу словами поэта Полежаева:

«Что ж будет памятью поэта?

Мундир?... Не может быть... Грехи?...

Они оброк другого света...

Стихи, друзья мои, стихи...»


Поделиться:

Машенька - ветреные косы

Рисуем ананас акварелью

Цветущая сакура

Лиса-охотница

Заяц-хваста