Ученица, руководствуясь самостоятельным выбором произведения, произвела анализ небольшого стихотворения на лексическом, фонетическим, морфологическом и синтаксическом уровнях, сопоставила героя стихотворения с героем романа И.С.Тургенева; отметила особенности строфики и ритмики, которые, по её мнению, подчеркивают осоенности характера тургеневского героя. Очень интересно и обоснованно сопоставлены и противопоставлены образы "лишних" людей. Работа отличается самостоятельностью, эмоциональностью и личностной оценкой довольно спорного героя русской литературы 19 века.
Вложение | Размер |
---|---|
otzyv_o_stihotvorenii_rudin.docx | 17.75 КБ |
Отзыв о стихотворении Турбиной Л.Н. «Рудин»
ученицы 10 класса Платоновой Валерии,
представленный на олимпиаду школьников Союзного государства
«Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Рудин
Лишние русские люди –
Это не барская блажь...
Нет, не Онегин, а Рудин –
Вот удивительно наш.
Нет, не Печорин, а Рудин,
Бедности жесткой в когтях –
Ибо бюджет его скуден –
Часто обедал в гостях.
Нет, не Обломов, а Рудин,
Идеалист, книгочей,
Речь произносит, и чуден
Взор его в блеске свечей.
Благоухает жасмином
Южная русская ночь...
Поздно - опять по равнинам
Мчится в кибитке он прочь.
Небольшое стихотворение Турбиной Л.Н, состоящее всего из шестнадцати строчек, поражает своей необычностью. Во-первых, названием, сразу отсылающим читателя к одноименному роману И.С.Тургенева. Во-вторых, категоричностью авторской интонации, которая проявляется и в чётком ритме стихотворения, написанного трехстопным дактилем; и в коротких, как будто рубленых строчках, оканчивающихся усечённой стопой; и в повторе однотипных синтаксических конструкций. В-третьих, нетрадиционным взглядом на литературных героев, которых мы привыкли называть «лишними людьми».
По форме стихотворение – монолог, но это не монолог-размышление, потому что в произведении дан результат раздумий над вопросом «Кого из литературных героев XIX века можно назвать «лишним человеком?». Причём лирический герой (а с ним и автор) ведёт спор с воображаемым собеседником, убедительно доказывая свою точку зрения. По его мнению, к типу «лишних людей» можно отнести только Рудина, а не Онегина, Печорина и Обломова. Почему? Ответ содержится в первых двух строчках:
Лишние русские люди –
Это не барская блажь...
«Хандра» Онегина, разочарование Печорина, лень и бездеятельность Обломова названы «ядовитым» словом «блажь», то есть «нелепая причуда, дурь». Ирония лирического героя усиливается прилагательным-эпитетом «барская», который традиционно заключает в себе отрицательную оценку какого-либо человека или явления. Вполне понятно, что в стихотворении выстраивается логическая цепочка: «русские лишние люди» - «удивительно наш Рудин». Каков же он? Бессребреник (не барин с имением и крепостными), «идеалист», «книгочей», мечтатель-романтик, странник, скиталец. Бедность героя подчёркнута и эпитетом «жестокая», и точным употреблением слова «в когтях», выражающим невозможность вырваться из нужды, пополнить «скудный бюджет», поэтому далее назван чисто житейский выход из положения: «часто обедал в гостях». Обедали в гостях и названные в стихотворении герои, но совсем по другой причине – ради развлечения, удовольствия, в силу законов и правил, принятых в обществе.
Характеризующее Рудина существительное «идеалист» явно употреблено в значении «мечтатель, руководствующийся в жизни высокими нравственными идеалами». Но он ещё и романтик. Это подтверждает и интонация в той части стихотворения, где лирический герой рассказывает о Рудине: замедляется темп, появляется напевность. Это достигается внутристиховым переносом: «…Речь произносит, и чуден// Взор его в блеске свечей…»; и аллитерацией (повторением свистящих и шипящих согласных «с», «ч», «з», «ж»). Изменяется и характер лексики: «чуден взор его в блеске свечей», «благоухает жасмином южная русская ночь…». Блеск свечей, южная ночь, запах жасмина – это романтическая обстановка, в которой «действует», по законам литературы, герой-романтик. Идеалист, мечтатель-романтик, Рудин искренне верит в то, о чём говорит. И пусть его называют «человеком слова, а не дела» («речь произносит»), он исполняет своё предназначение: вселяет в души и сердца молодого поколения стремление служить высоким идеалам.
Героев А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Гончарова трудно назвать идеалистами-романтиками. Литературная формула, характеризующая Онегина, – «эгоист поневоле»; жизненная философия Печорина – эгоцентризм, когда в центре вселенной собственное «Я» и собственные желания. Может быть, ближе к Рудину Обломов, склонный к мечтательности и пекущийся о горестях и бедах человечества. Но это только «внутренняя» жизнь Ильи Ильича, его личные переживания.
Ещё одна отличительная черта Рудина подчёркивается устаревшим словом «книгочей» - это человек, любящий читать, увлекающийся чтением. Ни к одному из лирических персонажей стихотворения неприменимо это существительное-определение: Онегин «читал, читал, да всё без толку»; у Обломова книга много лет открыта на одной и той же странице; Печорина с книгой в руках автор романа читателям не представляет.
Следовательно, нет ничего общего у Рудина с героями Пушкина, Лермонтова и Гончарова, и «лишними» они названы ошибочно. Это убеждение лирического героя выражено коротким словом-предложением «нет», а частица «не» усиливает это отрицание. Рядом с отрицанием – противопоставление с союзом «а» в трижды повторяющейся синтаксической конструкции: «Нет, не Онегин, а Рудин…», «Нет, не Печорин, а Рудин…», «Нет, не Обломов, а Рудин…». Таким образом, имена литературных героев становятся контекстными антонимами.
В последних строчках стихотворения звучит хорошо известный в русской литературе мотив дороги: «летит на почтовых» в деревню Онегин, в великолепной коляске отправляется в Персию Печорин, «мчится в кибитке прочь» Рудин… В чём разница? Может быть, стоит вспомнить один из главных эпизодов романа – объяснение Рудина с Натальей Ласунской. Именно после ночного свидания, о котором говорится в стихотворении, Рудин вынужден спешно покинуть барское имение. И многоточие в стихотворении – это знак несбывшихся надежд? разочарования? отчаяния? Не по своей воле Рудин уезжает «прочь», он – изгнанник, он «лишний» в обществе дворян-аристократов. Мотив странничества и бесприютности подчёркивается наречием «опять» и употреблённым во множественном числе существительным «по равнинам».
В слове «лишний» заключён горький смысл – «бесполезный, ненужный». Но всё стихотворение Турбиной Л.Н. доказывает обратное: эта литературная формула применима только к Рудину – «нашему русскому» человеку, который, благодаря автору, достоин уважения.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
На горке
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Снежная книга
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью