В истории каждого села, деревни, города есть ещё много неизученных страниц, забытых людей, имена которых достойны памяти потомков. В любой сфере есть люди, которые оставили или могут оставить добрый след и память на долгие-долгие годы.
Целью моей работы было подробнее рассказать о своём земляке, талантливом певце и просто замечательном, добром человеке – Фахри Насретдинове. Я поставила перед собой цель - как можно детальнее изучить жизненный путь этого человека, поделиться своими открытиями.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.37 КБ |
II Межрегиональная конференция
учащихся общеобразовательных организаций
«Горная сторона: история, культура и духовное наследие»
Направление
Их имена достойны памяти потомков
Тема работы:
Татарский Карузо
(исследование)
Хайруллина Инзиля Маратовна, ученица 10 класса
МБОУ «Мурзинская средняя общеобразовательная
школа» Апастовского района Республики Татарстан
422345 дер.Шамбулыхчи, ул.Фахри Насретдинова,
д.15 Mail: Inzilya-hairullina99@mail.ru
Тел.: 89274396145
Руководитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мурзинская средняя общеобразовательная
школа» Галиева Гульшат Шарифовна
2016 год
Оглавление № стр.
I. Введение. 3- 4
II. Основная часть. 4 - 10
III. Заключение. 10
IV. Список использованной литературы. 11
Всем нам очень важно знать свое прошлое. Знания рождают любовь. О формировании этого чувства убедительно сказано академиком Д. С. Лихачевым: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Из чувства привязанности к земле отцов выражается большое и ёмкое понятие Родины. И всё, что мы делаем, прибавляет силы ей. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела. Это славные имена героев, боровшихся за счастье своей страны. И я решила заняться исследовательской работой, чтобы не забыть о своих корнях, истоках, чтобы быть подлинным патриотом и гражданином общества, чтобы быть Человеком с большой буквы.
Говорить о любви к родной земле, к её людям почти перестали. Люди заняты каждодневными проблемами, и иногда в такой «гонке» теряется связь поколений. Но связь времён должна крепнуть! Только тогда можно говорить о воспитании патриотизма у молодого поколения. В истории каждого села, деревни, города есть ещё много неизученных страниц, забытых людей, имена которых достойны памяти потомков. В любой сфере есть люди, которые оставили или могут оставить добрый след и память на долгие-долгие годы.
Целью моей работы было подробнее рассказать о своём земляке, талантливом певце и просто замечательном, добром человеке – Фахри Насретдинове. Я поставила перед собой цель - как можно детальнее изучить жизненный путь этого человека, поделиться своими открытиями. Из вышеизложенной цели последовали следующие задачи:
- закрепить умение пользоваться различными источниками;
- закрепить умение анализировать различные виды источников, обобщать и делать выводы;
- научиться правильно оформлять исследовательскую работу;
- формирование преемственности поколений, сохранение и развитие культуры.
Главная задача исследования - показать, что односельчане помнят своего земляка, из поколения в поколение передаётся эта память. Большой вклад в эту работу, конечно же, вносит Музей Фахри Насретдинова и Бану Валиевой, который был открыт в 1996 году приказом № 46 Министерства Культуры Республики Татарстан от 4 апреля в деревне Шамбулыхчи Апастовского района Республики Татарстан. Этот музей - незабываемый подарок от односельчан любимому певцу.
В данной работе использовались различные источники по принципу «от общего к частному». Была собрана и систематизирована вся литература, где упоминается имя Насретдинова Ф.Х. Источниками информации стали: музей Фахри Насретдинова и Бану Валиевой, интернет, библиотека школы, односельчане. Определив места поиска, я наметила основные направления исследовательской работы: материалы, хранящиеся в музее, СМИ, научно-популярная литература, беседы с руководителем музея, односельчанами.
II. Основная часть.
Чуден Апастовский край! Живописны его холмы и долины, поля и сады, красивы строения… Он взрастил немеркнущие таланты, среди которых и Фахри Насретдинов – один из лучших оперных певцов с завораживающим голосом. Его называли «татарским Карузо».Он был ведущим солистом Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, исполнителем всех основных лирических теноровых партий классического и современного репертуара. Фахри Насретдинов исполнял песни, романсы советских, зарубежных, татарских композиторов. Он очень часто был первым исполнителем многих песен и романсов татарских авторов, некоторые песни писались специально для него, среди которых были песни «Кызыма» Джаудата Файзи и «Не пой красавица» Мансура Музафарова.
За свой огромный и успешный труд Фахри Насретдинов был награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, получил звание лауреата премии имени Г.Тукая, народного артиста Татарской АССР и РСФСР.
А биография этого талантливого певца начиналась в нашем Апастовском районе, в деревне Шамбулыхчи.
23 октября 1911 года в деревне в семье Хусаина абзый Насретдинова родился ребёнок. Мальчику дали имя Фахри, что означало «славный», «прославленный». Он всей жизнью своей доказал, что ему недаром досталось такое имя. Ему суждено было прославить и свой род, и весь народ своей песней, своим солнечным искусством.
Детство Фахри ничем не отличалось от детства других подростков тех лет: мальчишеские забавы, занятия в школе и снова игры с ребятами.
Учеба Фахри давалась легко, и учился он хорошо. Свободное от занятий время, особенно летом, он любил проводить в лесу, где его привлекало пение птиц. Часами, как зачарованный, он слушал переливы и возвращался домой, переполненный лесными звуками.
Вечерами семья собиралась дома. «На огонек» иногда заходили соседи. Каждый занимался своим делом, но всех объединяла песня. В семье Насретдиновых любили песни и умели их петь. Все Насретдиновы от старого деда до маленького Фахри имели хорошие голоса и музыкальную одаренность. Его отец Хусаин абзый был известным скрипачом Тетюшского уезда.
Обычно пелись старинные протяжные песни. Эти импровизированные домашние песнопения оставили глубокой след в сознании Фахри и отразились впоследствии в глубоком ощущении татарского народного мелоса.
В 1921 году, спасаясь от голода, семья Насретдиновых уехала в Сибирь, в г. Тюмень. Вскоре по приезде в Тюмень их постигло несчастье: умерла мать. Четверо детей остались сиротами. Старшей сестре было семнадцать лет. Фахри с братом были устроены в приют, но пробыли там недолго.
После издания декрета о переселенцах, в 1922 году все четверо детей вместе с односельчанами вернулись в родные края. Но в деревне, разоренной войной, голодом, никто не ждал их. Хозяйство было в полном упадке. Жить было не на что. Поспорив немного на «семейном совете», было решено: Фахри со старшим братом Шайхи, которому уже исполнилось шестнадцать лет, ехать на заработки в Москву, а сестре с маленьким братишкой остаться в деревне.
В Москве Шайхи поступает на шелкотекстильную фабрику (в Щелково) учеником-молотобойцем. Фахри принимают в национальную семилетнюю школу, организованную при фабрике для рабочих – татар.
Брат советовал ему овладеть какой-нибудь «надежной» профессией, но Фахри все больше и больше тянуло учиться пению и музыке. В Щелково приехал на гастроли Московский татарский театр. Известные артисты А. Измайлова, С. Садыкова и режиссер театра Г. Айдарский услышали пение Насретдинова и уговорили его ехать в Москву. Сборы были недолгими. В 1930-1934гг. Фахри уже артист Московского театра и студент музыкального техникума им. Н. Рубинштейна.
Попал он в класс очень хорошего педагога В.И.Садовникова, который многое дал юному певцу, бережно и чутко развивал природные данные Насретдинова.
Год окончания музыкального техникума совпадает с открытием национальной студии при Московской государственной консерватории. В студию были вовлечены лучшие певцы и музыкально одаренная молодежь Татарии. В числе принятых оказался и Фахри Насретдинов. Здесь окончательно завершается формирование Ф.Насретдинова как певца.
С благодарностью вспоминает Ф.Насретдинов годы, проведенные в студии. «Руководили мною,- пишет он, - опытные профессора консерватории. Многим я обязан моему педагогу профессору Садовникову В.И. В студии я многому научился, овладел искусством исполнения ответственных партий из опер великих русских и западноевропейских классиков».
В декабре 1938 года вместе с группой татарских композиторов, певцов и музыкантов Насретдинов едет в Казань. С тех пор его жизнь и творческая судьба неразрывна с татарским оперным театром. Здесь расцветает его талант, здесь он обретает и совершенствует вокальное и актерское мастерство, здесь он охотно передает свой опыт молодежи. А ему есть что рассказать и посоветовать.
На базе коллектива студии открывается татарский оперный театр. Первой оперой, поставленной на этой сцене, была опера молодого талантливого композитора Н. Жиганова «Качкын». Первый день спектакля 17 июня 1939 года - день рождения татарской национальной оперы, стал днем рождения и Фахри Насретдинова как оперного певца. Первое выступление Ф.Насретдинова произвело сильное впечатление. Прекрасный голос и большое сценическое дарование Ф.Насретдинова отмечалось всеми. В ряде газет, как республиканских, так и столичных, появились многочисленные отзывы и рецензии, единогласно признающие успех молодого певца.
С 1939г. по 1983г. - солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля. Участвовал в более 50 операх и музыкальных комедиях. Вел концертную деятельность. Основные партии: Кирамет, Джик («Беглец», «Алтынчеч» Н. Жиганова), Галимзян, Вали, Зиннат («Башмачки», («Галиябану» М. Музаффарова), Ленский («Евгений Онегин» П.Чайковского), Берендей («Снегурочка» Римского-Корсакова), Юродивый, («Борис Годунов» М. Мусорского), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Альфред (Травиата» Д. Верди) и другие. Всегда очень много работал. Никогда не приходил на прослушивания с нотами в руках: у него была феноменальная память.
Большую творческую работу Ф.Насретдинов всегда совмещал с общественной и военно-шефской. Ф.Насретдинов часто встречается с рабочими промышленных предприятий. Особенно интересными были встречи с рабочими Тульского оружейного завода, с трудящимися Пензы, Чебоксар. Знакомства с предприятиями обычно завершаются концертом, принимаемым слушателями с восторгом.
В годы войны вместе с другими артистами оперного театра Насретдинов выступал в концертах, обслуживавших бойцов Красной армии в госпиталях и военных гарнизонах. Или давались концерты, спектакли, сбор с которых поступал в фонд помощи фронтовикам, их семьям и партизанам Белоруссии. Обслуживание воинских частей и в мирное время всегда являлось для Насретдинова неотъемлемой частью его творческой жизни.
Правительство ТАССР, отмечая его большие заслуги в деле служения татарскому искусству, в 1944 году присваивает Ф.Насретдинову звание заслуженного артиста ТАССР. В 1945 году его награждают орденом «Трудового Красного Знамени» и присваивают звание народного артиста ТАССР, а в 1960 году он становится лауреатом Государственной премии им. Г.Тукая.
5 . И в памяти народа ты навсегда.
Яркое многогранное дарование Ф.Насретдинова сделало его любимым народным певцом республики.
В искусстве заключался весь смысл его жизни, до последних дней он не порывал связи с театром и творчеством. Хотя болезнь и подточила здоровье певца, его голос оставался таким же звонким и мелодичным.
4 октября 1986 года всеми любимый народный артист навсегда ушел из нашей жизни. Ф. Насретдинов – артист, который достиг самой высокой ступени творчества.
Своего любимого певца Ф.Насретдинова народ называет соловьем татарской сцены. Поэтому народ его не забывает. Улица, на которой жила семья Насретдиновых, носит его имя. На месте дома Насретдиновых, конечно же, стоит другой дом. Каждое лето здесь живёт сын сестры Рифкат. Большой вклад в дело сохранения памяти об известном земляке вносит и музей Фахри Насретдинова и Бану Валиевой. Он расположен в левом крыле Шамбулыхчинского сельского клуба с отдельным входом. Общая площадь - 73 кв.м. Из них экспозиционный зал- 58 кв. м. Под фондохранилище отведено - 15 кв.м.
Основные темы экскурсий: “Жизнь и творчество Фахри Насретдинова”, “Жизнь и творчество Бану Валиевой”, “Авыл тарихы” (“История села”), “Татар Карузасы” (“Татарский Карузо”), ”Башкорт сандугачы”(“Башкирский соловей”), ”Авылыбызның йөзек кашлары”, ”Авыл сандугачлары” и др.
Здесь проходят музейные занятия, лекции, «круглые столы», уроки-мужества, экскурсии и другие мероприятия.
Музей Ф.Насретдинова и Б.Валиевой состоит из 3-х основных разделов:
Первый раздел посвящен жизни и творчеству народного артиста ТАССР и РСФСР, Лауреата Государственной премии ТАССР им.Г.Тукая Фахри Насретдинову. Экспозиция богата ценными предметами из жизни певца (документы, награды, фотоматериалы, письма и др.). Здесь воспроизведен фрагмент рабочего уголка певца. Мемориальная коллекция насчитывает 1542 единиц хранения.
Второй раздел посвящен жизни и творчеству народной артистки РСФСР и БАССР, профессору Бану Валиевой. Раздел состоит из стенда с фотографиями из личного архива певицы, также витрины, где размещены предметы украшения, сувениры, награды и депутатские значки. Всего коллекция состоит из 633 единиц хранения.
Третий раздел состоит из краеведческого материала. Здесь предметы быта, утвари конца XIX - начала XX века, нумизматики, книг и фотоматериалов, архивных документов. Краеведческие предметы являются дополнением существующих экспозиций, также отдельной темой, раскрывающей историю села. В коллекции 1657 единиц хранения.
Наиболее ценной частью фондов является фото. Среди них имеются уникальные, их больше нигде не встретишь (особенно из семейного альбома). Ценными являются письма, пригласительные билеты, почетные грамоты, адреса, концертные костюмы, ордена, медали, предметы украшения: серьги, браслеты, колье, наручные часы и др.
Основной контингент посетителей Шамбулыхчинского музея составляют учащиеся и учителя близлежащих школ, работники сельского хозяйства, медицинских, культурных и других учреждений района.
Охват городов, из которых приезжают посетители очень широкий. Москва, Магнитогорск, Ульяновск, Санкт -Петербург, Казань, Зеленодольск и многие другие города и районы, как Республики, так и всей России.
III. Заключение.
Постоянное совершенствование знаний, неугасимый поиск нового, исследовательская работа отчего края – вот что поможет молодому поколению сохранить связь поколений, сберечь для потомков память об истории родного края, людях. Благодаря поисковой работе, мы знакомимся с героическими страницами истории родного края и Родины. Именно об этом говорил Я. С. Рахмалин: «Каждый человек, прожив жизнь, должен оглянуться назад, как дальнейший путник, посмотреть, что он оставил после себя будущему поколению, близким и дальним родственникам. И главное - что сделал для своей матери-Родины. Все, что ты сделал, опиши, хотя бы кратко, отчитайся за пережитое».
IV. Список использованных источников и литературы:
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Музыка космоса
На горке
Красочные картины Джастина Геффри
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши