В работе рассмотрена история возникновения бала как важного элемента культуры. Ученица проанализировала сцены подготовки бала, сам бал из романа Л.Н.Толстого "Война и мир".В ходе исследования подтверждена гипотеза о том, что бал играет важную роль в воспитании эстетической культуры человека, помогает развить чувство прекрасного.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota-3.docx | 51.46 КБ |
Оглавление
4.Многоэтапная подготовка к балу. 10
5.Танцы, исполняющиеся на балах 11
6.Значение балов и бального этикета для молодых девушек позапрошлого века 13
Список использованной литературы 15
Во время моей учёбы в музыкальной школе я изучала историю бальных танцев, училась танцевать их самостоятельно, и также мною было выполнено несколько пособий по данной теме. Поэтому тема бальных танцев всегда интересовала меня.
Каким был бальный этикет XIX века? Какие танцы были в моде и танцевались на балах, которые давали знатные особы в своих домах? Какую роль играли балы в жизни молодого поколения далекой эпохи? Стремление найти ответы на эти и другие вопросы побудило меня обратиться к данному исследованию.
Актуальность темы, выбранной для исследования, заключается в отсутствии интереса подростков к бальной культуре и незнании ими бального этикета.
В наше время лишь немногие люди знают бальный этикет, принятый на балах в позапрошлом веке, умеют танцевать бальные танцы и правильно обращаться с веером, пышными платьями и другими аксессуарами. Сейчас большую популярность среди молодёжи снискали танцевальные клубы, в которых нет места определенным правилам поведения и программе, которой следуют годами, где в практически кромешной темноте, изредка нарушаемой яркими всполохами резкого света и громкой музыкой, люди проводят свои вечера, намереваясь расслабиться.
Особой подготовки к этому событию в нашем веке уже не требуется, из моды давно вышли муслиновые, шелковые, бархатные, кисейные, газовые платья всевозможного покроя с невообразимым количеством различных кружев и лент.
Больше нигде не танцуют мазурку или контрданс, девушки уже не учатся бальным танцам специально, нанимая образованного танцмейстера.
Изучение литературных произведений прошлого века, показывающих сцены бала, может являться дополнительным багажом литературных знаний.
Полученный в ходе исследования материал можно будет использовать на классных часах или на уроках МХК и литературы с целью повышения эстетической культуры у подростков.
Объектом для исследования является роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», предмет исследования – сцена бала, бальный этикет.
Цель исследовательской работы:
Задачи:
Методами исследования в нашей являются работа с источниками информации, изучение критических статей, анализ художественного произведения.
Безусловно, бал и бальный этикет имели огромное значение в жизни молодого поколения XIX века. В ходе исследования мы подтвердим или опровергнем нашу гипотезуо том, что бал — это, прежде всего, воспитание в людях эстетической культуры и любви к прекрасному, развитие хорошего вкуса.
Во времена давно ушедших веков балы, дававшиеся знатными особами, всегда являлись важными событием в жизни любого человека, чье имя окажется вписанным в роскошное приглашение. Большее волнение охватывало девушек и юношей, которые были должны посетить столь пышное мероприятие впервые.
Бал — это, прежде всего, праздник, поэтому не случайно балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников.
Таким примером является, возможно, первый бал в истории — бал в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской в 1385 г. во французском городе Амьене.
«Широкое распространение и развитие балы получили во Франции во времена правления Екатерины Медичи и ещё более при галантном короле Генрихе IV».[1]
Со времён Людовика XIV балы постепенно привились во многих немецких резиденциях и стали составлять существенную часть большинства придворных празднеств.
В России балы появились при Пётре 1 с 1718 года. Первые русские балы назывались ассамблеями. На протяжении 18 – 19 вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре проникли во все слои общества.
К середине 19 века балы получили очень широкое распространение. К примеру, в Петербурге и в Москве проходили тысячи балов в год.
Но и в небольших уездных городах балы были очень популярны. Например, в небольшом уездном городе – Ростове Великом в Ярославской области проходило в то время порядка сотни балов в год.
Балы делились на две категории. Это придворные балы и общественные балы.
«Придворные балы были довольно чопорные и скучные и считались официальными мероприятиями. Такие балы чаще всего проводились в Петербурге. На них часто присутствовали императорская свита и представители самых знатных семей Москвы и Петербурга.»[4]
Московские балы несколько отличались от Петербургских. В зале Благородного собрания в Москве два раза в неделю устраивались балы, на которые собирались до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в Петербурге.
Общественные балы в России устраивались дворянством, купечеством, ремесленниками, художниками и даже артистами. Они имели довольно свободную форму проведения и очень широкий круг участников. Можно сказать, что бал в 19 веке был основной формой общения и просвещения для большинства городских жителей.
В бальной культуре существовали общие для всех балов правила проведения.
Все гости встречались хозяевами у парадной двери; они обменивались друг с другом разного рода любезностями и комплиментами, после чего гости расходились по залу, чтобы поздороваться с остальными присутствующими.
Обратимся к роману Л.Н Толстого:
«Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «Очень, очень рады вас видеть», — так же встретили и Ростовых с Перонской». (глава XV, Наташа прибыла на бал) [1,c.492]
Начинался любой бал с торжественного полонеза – марша.
Полонез мог продолжаться около часа. Возглавляли полонез хозяин бала с самой важной гостьей бала, а также хозяйка с самым важным гостем бала.
На великосветских балах это были император с императрицей.
«Государь шёл быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи».
«Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной».(глава XVI) [1,c.494]
Затем шёл вальс. С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, па де патинер, па де спань, па де катр...
На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знали, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец.
Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.
Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами и напитками.
Для дам считалось неприличным приходить на бал без цветов. Основная обязанность кавалера на балу – это всячески развлекать свою даму, делать всё для того, чтобы у дамы было хорошее настроение, и ей было интересно на балу. Основная обязанность дамы – это быть красивой и очаровательной.
Бал – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души.
Аристократизм, достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом бал.
Приняв приглашение приехать на бал, и молодой человек, и девушка берут на себя тем самым обязательство танцевать. Если на балу наблюдается недостаток в дамах или в кавалерах, каждый приехавший на бал обязан восполнить этот недостаток.
Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считается признаком дурного тона. И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считается танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.
На балах действует особая культура приглашения на танец. Допускается приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считается неучтивым, если дама прибывает на бал, пообещав заранее больше трех первых танцев.
« — Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, — сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять её талию ещё прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса»[1,c.496]
Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен следить за тем, чтобы его дама не скучала.
Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию. На балах не уместно шутовство. Даже обычно шумные юноши, пребывая на балу, должны охладить свой пыл и вести себя подобающе воспитанную молодому человеку.
«Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с её удивлением, радостью, и робостью, и даже с ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался с нею. Сидя подле неё, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз и улыбки, относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастию».[1,c.497]
Дамы являются главным украшением любого бала. Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества. Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.
Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.
В целом, на балу должно господствовать сочетание скромности, доброжелательности и грации. Следует заранее уделить внимание танцевальной подготовке. Но даже при отсутствии склонности к танцам жеманство, излишнее кокетство и грубость на балу вызовут осуждение, осмеяние и жалость.
Костюм дамы и кавалера должен был быть изысканным и красивым. Для мужчин считалось изысканным приходить на бал во фраке, белой рубашке и обязательно в белых перчатках.
Бальная мода 19 века – настоящая сокровищница изысканных фасонов, тканей и аксессуаров. В России высшее общество, а тем более столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, нередко заказывая наряды из Парижа или Лондона.
Дамы должны были носить бальное платье с короткими рукавами, само платье должно быть открыто и приоткрывать ноги до щиколоток. В течение 19 века женские бальные платья отличались глубоким декольте, желательно обнажающим плечи. Такие наряды подразумевали наличие на шее украшений, ведь бал был не только местом для танцев, но и поводом показать себя и свой достаток.
В романе «Война и миремы можем увидеть следующее короткое описание дамских туалетов, отвечающих правилам бального этикета того времени:
«Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».
[1,c.492]
В самом начале 19 века было модным украшать платья живыми или искусственными цветами. Если дама была не замужем, ей подобало надевать наряд светлых тонов и не усердствовать со сложными прическами.
Замужние женщины могли позволить себе более кичливые наряды ярких цветов и массивные дорогие украшения.
Обувь обычно надевали без каблука, удобную и мягкую, чтобы можно было легко выдержать многочасовой бал.
Например, юная Наташа Ростова была обута в «белые атласные башмачки с бантиками».
А в XVI главе описан туалет Андрея Болконского, одного из главных героев выбранного нами произведения:
«Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире (по кавалерии), в чулках и башмаках, оживленный и весёлый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых».[1,c.495]
Мужская бальная мода не отличалась разнообразием. Кавалерам полагалось являться на бал во фраках, жилетах и галстуках. В первой половине века предпочтение отдавали белым галстукам, а во второй – черным. Фраки были исключительно черного цвета. Если мужчина был военным служащим, то бал для него был поводом надеть свой парадный мундир с поправкой на бальную обувь.
Важным аксессуаром бального костюма были перчатки. Они должны были быть не просто белыми, а белоснежными. Дамы предпочитали модели перчаток, заканчивающиеся выше локтя. Перчатки не снимались на протяжении всего бала, за исключением времени ужина. Голые руки на балу считались моветоном. В том случае, если перчатки внезапно рвались, а запасных не было, дамы предпочитали оставаться в рваных.
Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала. Приглашенные в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на мероприятии или же выражали сожаление о невозможности посетить бал, ввиду весьма веских причин или по болезни.
Сборы на бал были непростым делом. Для того чтобы собраться, мало было обзавестись одним лишь платьем. Необходимо было составить полный комплект, в который входили:
«Дамы готовились к балу заблаговременно, делая модные прически, подолгу выбирая наряды, соответствующие мероприятию украшения, дорогие платья и бальные туфли. Использование косметики допускалось в умеренном количестве.»[3]
Важной составляющей дамского наряда являлся также веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.
Для иллюстрирования данной информации обратимся к выбранному нами произведению:
«Наташа ехала на первый большой зал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня — были одеты как нельзя лучше.<…> На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны быть причесаны alagrecgue».[1,c.489]
«Всё существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были особенно старательно, по-бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмачки с бантиками; <…>»[1,c.489]
«Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей».[1,c.491]
По этому отрывку мы можем сделать вывод, что к своему туалету и внешнему виду Наташа и её семья относились невероятно тщательно и со вкусом. Заранее были выбраны платья и прически, с самого утра дом Ростовых был наполнен шумом и гамом, шорохом юбок и нетерпеливыми вскриками. Весь день, с раннего утра и до момента, когда кареты были поданы, Наташа была занята тем, что готовилась к балу. Была учтена каждая мелочь. Юной девушке хотелось, чтобы всё было идеально в такой волнительный для неё день.
Для Наташи её первый в жизни бал казался чем-то невероятно огромным и важным, тем, что могло изменить её жизнь.
« <…> озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их ещё куда-то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздавались отчётливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса,»— так повествует Л.Н. Толстой о самой важной части была — танцевальной.[1,c.495]
Как уже было сказано раннее, на балах существовал особый порядок исполняемых гостями танцев, которому свято следовали все присутствующие:
В общей сложноститринадцать танцев должен был знать каждый из присутствующих на балу! Каждое точное выверенное движение, почти неуловимый жест или взгляд, верное чувство ритма и согласие с партнером — всё это составляло утонченную, праздничную атмосферу бала.
«Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в белых атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо сияло восторгом счастия…»[1,c.496]
Писатель продолжает: «Адъютант-распорядитель подошёл к графине Безуховой и пригласил её. Она, улыбаясь, подняла руку и положила её, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант-распорядитель, <…>, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил её левую руку, повернул её…» [1,c.495]
Каждый гость знал наизусть, как правильно исполнять тот или иной танец. Их движения были уверенными, а танцевальные па — точными.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к изучению танцев в XIX веке относились со всей подобающей серьезностью и уважением.
Как уже было сказано, балы являлись одним из главных способов общения между людьми в XIX веке. На балах признавались в любви, флиртовали, заводили новые знакомства и просто хорошо проводили время. Знание бального этикета в те времена имело очень большое значение. Ведь молодые люди и девушки получали эстетическое наслаждение, учились манерам высшего общества и множеству самых разных, но таких важных вещей, которые обязательно входили в список того, что должен был знать порядочный и образованный молодой человек или юная «леди». Каждый бал был огромным событием в жизни любого человека.
Бал всегда был поводом показать себя, зарекомендовать как воспитанную, утонченную и изысканную юную девушку, обратить на себя восторженные взгляды присутствующих, случайно услышать лёгкий одобрительный шепоток за спиной о своем наряде, прическе или поведении или даже — неслыханный успех! — получить лестный комплимент от молодого человека или самого хозяина такого масштабного праздника.
Балы помогали молодым людям и юным девушкам научиться вести себя в светском обществе.
Главную героиню романа «Война и мир» Наташу Ростову тоже обуревала гамма самых разнообразных чувств: от страха и невероятного волнения, до восторженного состояния и нетерпения, достаточно хорошо скрываемых Наташей за блеском её счастливых глаз:
«Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею».
«То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой» [1,c.495]
«То, что её ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты».[1,c.491]
Мы видим, что Л.Н.Толстой очень достоверно рисует внутренние переживания своей героини, чтобы показать значимость данного события в ее жизни.
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
Изучив отдельные главы произведения «Война и мир», рассмотрев в них образ бала, познакомившись с правилами бального этикета, принятыми в позапрошлом веке, приходим к выводу, что балы — одно из лучших изобретений человека для воспитания культуры в молодом поколении.
На рубеже веков, между прошлым и настоящим, балы являлись неотъемлемой и, бесспорно, очень важной частью человеческой жизни. Мероприятие, на котором можно исполнить несколько танцев, познакомиться с новыми людьми или встретиться со старыми друзьями, всегда позволяло людям отдохнуть от каких-то жизненных неприятностей или избавиться от нахлынувшей вдруг хандры.
Проведение балов и глубокое знание всех тонкостей присущего этим масштабным праздникам этикета всегда развивало в людях воспитанность, учтивость и вежливость. Умение танцевать всегда поднимало человека в глазах остальных. Благодаря посещению балов молодежь быстро находила общий язык со старшими людьми, училась вести себя в светском обществе и красиво преподносить себя.
В ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что бал — это, прежде всего, воспитание в людях эстетической культуры и любви к прекрасному, развитие хорошего вкуса.
В наше время особенно остро чувствуется потребность в мероприятиях, которые способны возродить утраченную бальную культуру и помочь развить чувство прекрасного у современных людей. Мы убеждены, что знание бального этикета и его пропаганда среди подрастающего поколения может помочь в этом нелегком, но необходимом деле.
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем "Ночь в лесу"
Ералаш
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Несчастный Андрей