• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа "История одного монастыря"

Опубликовано Молдаванцева Наталия Викторовна вкл 22.02.2017 - 21:39
Молдаванцева Наталия Викторовна
Автор: 
Кознов Антон

«Церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неизвестно когда построенная, а трапезная в 1879 году, семипрестольная».Такая запись сделана в «Адресе-календаре Нижегородской епархии» за 1888 год о главном храме села Пурех. Чем же прославилась эта церковь в селе Пурех, какое отношение она имеет к князю Дмитрию Пожарскому, как связан этот храм с событиями народного ополчения 1612 и 1812 годов, какими историческими нитями переплетены судьбы Преображенской церкви и Макарьевского монастыря древнего села Пурех, какой вклад внёс этот монастырь в историю Нижегородского края, историю России? В своей работе я попробую найти ответы на поставленные вопросы, изучив книгу В.П. Лукина «Листая времени страницы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_otechestvo_-_pureh.doc77 КБ
Microsoft Office document icon konkurs_otechestvo_-_pureh_prilozheniya.doc1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Номинация «История нижегородских монастырей»

«История одного монастыря»

Кознов Антон Сергеевич, 6 класс,

 МБОУ «Липовская ООШ»;

Котомина Ольга Петровна,

 учитель истории;

Молдаванцева Наталия Викторовна,

учитель начальных классов,

преподаватель факультатива «Истоки»

БАЛАХНА

2016


Содержание

страница

Ведение

2

Глава 1     История образования Макарьевского Преображенского мужского монастыря

3

Глава 2     История возникновения Спасо - Преображенского храма.

6

Заключение

8

Литература

10

Приложения


Введение

Действующая церковь на территории села Пурех освящена в честь Преображения Господня (Приложение№1). О чём гласит евангельское предание о славном Преображении Господа нашего Иисуса Христа?

Чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу.

Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор, покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины.

Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка – Моисей и Илия и беседовали с Ним о страдании и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.

Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!»

Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа Св. Православною Церковью празднуется 6 (19) августа. День этот почитается одним из великих праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.

«Церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неизвестно когда построенная, а трапезная в 1879 году, семипрестольная».Такая запись сделана в «Адресе-календаре Нижегородской епархии» за 1888 год о главном храме села Пурех.

 Чем же прославилась эта церковь в селе Пурех, какое отношение она имеет к князю Дмитрию Пожарскому, как связан этот храм с событиями народного ополчения 1612 и 1812 годов, какими историческими нитями переплетены судьбы Преображенской церкви и Макарьевского монастыря древнего села Пурех, какой вклад внёс этот монастырь в историю Нижегородского края, историю  Росии?  В своей работе я попробую найти ответы на поставленные вопросы, изучив книгу В.П. Лукина «Листая времени страницы».

Глава 1. История образования Макарьевского Преображенского мужского монастыря

Село Пурех в административном делении России XIX века значилось волостным центром, входящим в Балахнинский уезд Нижегородской губернии. В это время Пурех стоял на старом тракте Нижний Новгород – Ярославль.

Пурех имеет долгую и интересную историю. Основание первого поселения на этом месте краеведы относят к началу XIII века.

В 1613 году за вклад в дело спасения Отечества от польских интервентов воевода князь Д.М. Пожарский в дополнение к суздальским владениям получил огромные пустующие земли к северу от Балахны до Холуя (ныне Ивановской области). В их число входила и Петряевская пустошь, что находилась на месте современного Пуреха.

В «Адресе-календаре Нижегородской епархии» год постройки Пурех храма Преображения не называется. Однако краевед В.Е. Шматов доказательно утверждает:

«И в 1622–1625 годах князь Пожарский заложил и построил на Петряевской пустоши около села Крапивино каменный мужской монастырь в честь святых чудотворцев Макария Желтоводского и Унженского и Евфимия Суздальского, с двумя каменными церквями: верхнюю – в честь Преображения Христова, с папертями о пяти верхах, и нижнюю (в исподи) – в честь Успения Пресвятыя Богородицы»*.

Князь Д.М. Пожарский известен был своей исключительной приверженностью вере Христовой (Приложение№2).  Монастырь был построен князем в знак благодарности к Господу нашему, под покровительством которого и был предпринят поход Нижегородского ополчения в Москву для спасения Отечества. Кроме того, монастырь был построен как «пречистая обитель и общежительный монастырь» для проживания там людей (монахов), посвятивших полностью свою жизнь служению Господу Богу нашему.

«Таких людей было немало и среди соратников Д.М. Пожарского по Нижегородскому ополчению. Многие из них были ранены в боях с поляками и не прочь были прожить остаток своей жизни в монастырской тиши»[1]∗.

Попечительство над монастырем боярин и воевода Д.М. Пожарский не оставлял вплоть до своей кончины. Умер он 20 апреля 1642 года, перед смертью принял схиму, взяв имя Косьмы. Прах Пожарского захоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.

Итак, с 1647 года Макарьевский монастырь стал принадлежать сыну Д.М. Пожарского Ивану. В этом же году Преображенской церкви был выдан антиминс, и она, оставаясь монастырской, вошла в состав приходских церквей «Пурецкой волости» под названием церкви Макария Чудотворца. В 1654 году церкви было возвращено первоначальное название – Преображение Спасово, и оно сохранилось до наших дней.

Со временем Спасо-Преображенский храм обрастал приделами с алтарями во имя особо чтимых князьями Пожарскими святых.

При пристройке приделов с алтарями имелись в виду три воспоминания: родовыя, о Нижнем Новгороде и о походе 1612 года.

К родовым относятся алтари:

– Иоанна Предтечи, построенный князем Д.М. Пожарским в честь своего ангела;

– святой Параскевы – в память первой жены Дмитрия Михайловича, княгини Прасковьи Варфоломеевы, и святой Марфы – в память матери Дмитрия Михайловича.

К нижегородским воспоминаниям – алтари:

– Преображения Господня – в честь Спасо-Преображенского нижегородского собора, в котором князь Пожарский поднял знамя освобождения;

– Евфимия Суздальского чудотворца (нижегородского уроженца, постриженца Печерского монастыря, покровителя земли Нижегородской);

– Макария Желтоводского и Унженского чудотворца (нижегородского уроженца, постриженца нижегородского Печерского монастыря, покровителя земли Нижегородской).

К воспоминаниям похода 1612 года относится алтарь:

– святых Гурия и Варсонафия – в память патриарха всея Руси Гермо-гена, который был душой восстания 1612 года и главным его руководителем.

В 1854 году в Спасо-Преображенской церкви случился пожар, после которого потребовались значительный ремонт и перестройка. В это время вокруг храма была сооружена новая, довольно интересная в архитектурном отношении, ограда. Сделана она была «по-городскому», на каменных столбах с монументальными каменными вратами с трех сторон, с ажурными металлическими решетками. В южной стороне ограды был устроен в виде памятника каменный четвероугольный столб с крестом наверху, в воспоминание того, что тут была прежняя деревянная монастырская церковь. Во время рытья траншеи под фундаментом ограды нашли захоронение древнего русского воина в полном боевом вооружении. Прах воина перезахоронили, отслужили молебен за его упокой, а на месте его прежнего захоронения построили часовню, которая сохранилась до настоящего времени. После Великой Отечественной войны в ней была керосиновая лавка (Приложение№3).

После смерти князя И.Д. Пожарского, наступившей в 1668 году, Макарьевский монастырь с деревнями и пустошами отошел к его жене, Прасковье Михайловне, а она впоследствии отписала его в качестве приданого дочери Аграфене Ивановне, ставшей женой стольника князя Дмитрия Алексеевича Голицына.

В марте 1672 года была учреждена Нижегородская епархия, и Макарьевский монастырь со всеми его землями и деревнями был приписан к ней. Монастырь стал называться Преображенским Макарьевским – чтобы не путать его с Макарьевским монастырем, что располагался на Волге напротив села Лыскова. В 1693 году Прасковья Дмитриевна Нарышкина, вдова кравчего Федора Кирилловича Нарышкина, правнучка Д.М. Пожарского и дочь Д.А. Голицына, заявила о своих наследных правах и подала прошение о возврате ей монастырских земель, угодий и деревень. В том же году царской грамотой приписка монастыря к Нижегородской епархии была отменена, сам монастырь упразднен, а владелицей монастырских земель и деревень стала П.Д. Нарышкина.

Глава 2. История возникновения Спасо - Преображенского храма.

Спасо-Преображенская церковь после упразднения монастыря окончательно получила статус приходской.  Макарьевская слобода, что образовалась когда-то возле монастыря, год от года становилась все более населенной.

В начале XIX века она получила статус села, которое стало называться Макарий Пурех, а впоследствии просто Пурех.

В 1879 году была проведена реконструкция храма. В это время пристроили высокую и обширную трапезную с одним куполом, шатровую колокольню заменили на трехъярусную. На колокольне в 1903 году были установлены башенные часы с боем.

На звоннице колокольни разместили семнадцать колоколов, в самом большом из них, праздничном, весу было 740 пудов – почти 12 тонн!

Спасо-Преображенский собор был знаменит и славен бесценными реликвиями, памятными иконами, древними церковными книгами и утварью.

«Главной реликвией Спасо-Преображенской церкви являлось знамя Нижегородского ополчения, под которым Пожарский вместе с Мининым совершили свой исторический поход по освобождению Москвы от поляков и их приспешников. Знамя это хранилось в Спасо-Преображенской церкви села Пурех до 1812 года как самая драгоценная реликвия. Об этом говорят следующие исторические события.

В войну 1812 года с Наполеоном Бонапартом о знамени Пожарского вспомнили и затребовали его в Москву для благословения народного ополчения на борьбу с французами. Знамя поместили в Спасо-Преображенском соборе, а в 1813 году по указу императора Александра I его вернули обратно в Пурех.

В 1826 году знамя Пожарского было вновь затребовано из Пуреха в Москву, для помещения его в Оружейную палату. Узнав об этом, жители села Пурех взбунтовались и не позволили отдать дорогую им реликвию. Чтобы покончить с бунтом, власти арестовали зачинщиков (около 25 человек) и сослали в Сибирь»[2]∗.

Вскоре для Пуреха была сделана копия этого стяга, а через некоторое время такая же копия была выполнена и для Нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора.

Немало в храме было и других древних памятников и реликвий: Владимирская икона Божьей Матери в сребропозлащенной ризе, Казанская икона Божией Матери, шитая по желтому атласу, Пуреховский  Животворящий крест, множество древних книг и рукописей. Все они хранились в Спасо - Преображенской церкви до 1936 года.

«В 1936 году храм был разграблен по чьему- то указанию сверху, и все его реликвии свалены на подводу и увезены в Василеву слободу. Судьба многих реликвий до настоящего времени неизвестна, но ни одна из них до сих пор не возвращена законному владельцу – Спасо - Преображенскому храму села Пурех, историческому памятнику народному герою и освободителю России князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и подвигу русского народа в 1612 году»[3]∗.

Пуреховский Животворящий крест в настоящее время находится в церкви Живоначальной Троицы в Н. Новгороде (Приложение№4).

В военные и послевоенные годы в помещении храма располагалось зернохранилище местного колхоза «Заветы Ильича».

В 1998 году были выделены значительные средства для ремонта храма.

Через год-другой храм преобразился: был проведен внутренний и внешний ремонт, восстановлена ограда с въездными воротами и часовней (Приложение№5).  

Спасо - Преображенский собор в Пурехе имеет большое значение для духовной жизни села, жителей Чкаловского района и всех верующих людей Нижегородской Епархии. Кроме того он является храмом - памятником Всероссийского значения.

Первый документ о возвращении храма православным верующим датирован 1991 годом.

Первая служба в храме совершена была на Пасху 1991 года. Это было как бы новое дыхание этого собора и всего Пуреха в целом.

Заключение

Возвращаясь к вопросу об историческом значении Спасо - Преображенского храма села Пурех, его можно рассматривать,  как весьма значимое историческое наследие, созданное в первой четверти XVII века,  как памятник народному ополчению 1612 года и как памятник великому гражданину России - Д. М. Пожарскому. Реликвия Спасо - Преображенского храма, знамя Нижегородского ополчения, в 1812 году явилась благословением народного ополчения на борьбу с французами.

История создания  монастыря и  храма – это и история создания самого села Пурех, история развития этого села, история быта и жизни как его жителей, так и жителей его окрестных деревень (к приходу Спасо - Преображенской церкви было приписано 35 деревень с общим количеством жителей более 3500 человек, включая жителей села, которых было 547 – данные на середину XIX века). Данная работа помогла раскрыть  неизвестные страницы исторической судьбы Макарьевского Преображенского монастыря. История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имели огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции.  Монастыри являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. И прикосновение к этой истории имеет огромное воспитательное значение – патриотизма, любви к Родине, высокой гражданской и человеческой нравственности

Восстают из тлена храмы

Храмы рушит, веру рушит

Нехристь – лиходей.

Только светят свечи в душах

У святых людей.

И горят неугасимо

По Святой Руси

Свечи зримо и незримо

Их не погасить.

В эту темень свечка веры,

Как в ночи маяк.

И опять вернулось время

На круги своя.

Восстают из тлена храмы

Всем смертям назло

И над Русью, будто пламя,

Свет их куполов.

Произволом не нарушить

Связь веков, времен.

И опять плывет над Русью

Колокольный звон!...

В.Лукин

Литература

1        Лукин, В.Е. Листая времени страницы. Из истории храмов Василевской округи / В. Лукин. – Нижний Новород: Кварц, 2011. – 103 с

2         Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с

3        Электронный ресурс удаленного доступа (Internet). - А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях). Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов) [http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/?id=3661]

4        Электронный ресурс удаленного доступа (Internet). - Пурех. Церковь Спаса Преображения.Спасо-Преображенская церковь; Храм в честь Преображения Господня

[http://sobory.ru/article/?object=12974]


[1]∗  Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с

[2]∗ Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с

[3]∗ Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Дерево в снегу

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Денис-изобретатель (отрывок)

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Юрий Алексеевич Гагарин