• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Роль Русской Православной церкви в истории России в 1917-2017 гг.

Опубликовано Молдаванцева Наталия Викторовна вкл 22.02.2017 - 21:34
Молдаванцева Наталия Викторовна
Автор: 
Липстов Даниил

«Без героизма не может быть жизни человеческой, потому что героизм – это пример, это идеал. И как бы ни пытались многие сегодня отвернуться от этого идеала, сказать, что идеалом является что-то другое – богатство, слава, почёт, комфортные условия жизни, в глубине сердца нашего всегда хранится этот образ положительного героя, образ того, кто беззаветно любит страну свою и жизнь свою готов положить за ближних своих.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_rozhdestvenskie_chteniya_2017_doklad1.doc93 КБ
Microsoft Office document icon detskie_rozhdestvenskie_chteniya_2017_doklad1_prilozheniya.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа»

 «Роль Русской Православной церкви в истории России в 1917-2017 гг.»

Доклад

Учащийся: Липстов Даниил,  8 класс,

Руководитель: Молдаванцева Наталия Викторовна, учитель начальных классов, преподаватель факультатива «Истоки»

г. Балахна


Оглавление

  1.  Оглавление                        стр. – 1
  2.  Введение                                стр. – 2
  3.  Основная часть                        стр. – 4
  4.  Заключение                        стр. – 9
  5.  Используемая литература        стр. – 10
  6. Приложения                        стр. – 11


«События ХХ века стали для нашей страны и народа веком небывалого величия духа, неслыханного прорыва вперёд и, вместе с тем, горнилом испытаний и очищения».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Введение

В 2017 году исполняется 100 лет с начала Октябрьской революции и всех дальнейших коренных перемен в российском обществе. Поэт Фёдор Глазков писал: «Век двадцатый – век необычайный. Чем столетие интересней для историка, тем для современника печальней…»

 В своём докладе мне хочется разобраться: чем отмечен этот век? Какую роль сыграла Русская Православная церковь в истории России в 1917-2017 годах? В современном сознании героизм, подвиг считаются чем-то ярким, эффектным.  Герой воспринимается как человек особый, как некий супермен. Но так ли это с точки зрения христианства? Кого мы называем героями? Что такое для нас подвиг? Рассмотрим эти понятия во временном промежутке прошедшего столетия.

 Целью данного доклада является  христианское понимание героизма в прошлом и настоящем нашей страны.

 Передо мной стоят следующие задачи.  Разобраться, почему события октября 1917 года  потрясли мир? Что пережило наше Отечество за минувшее столетие? Как православная церковь помогала своим соотечественникам в годы Великой Отечественной войны? Чему учит нас наша история?

Чтобы  получить ответы на поставленные задачи, мне пришлось исследовать следующую литературу: православный журнал «Фома», газету «Ведомости Нижегородской Митрополии», сборник по гражданско-патриотическому воспитанию школьников «Память жива», созданный педагогами нашей школы.  

«Многие наши современники воспринимают начало ХХ века как эпоху цветения России: поёт Шаляпин, пишут Чехов, Гумилёв и Блок, реформируют театр Станиславский и Немирович-Данченко, бешено развивается техника, Россией правит истинно православный государь, Церковь ещё не знает позора и унижения будущих десятилетий советской тьмы…Благодать! (Приложение № 1)

 Но в то же время страна разодрана политическими страстями, сотни тысяч солдат вернулись с Русско-японской войны в угрюмом озлоблении, террористы наносят обществу многочисленные раны, интеллигенция возлюбила оккультизм, а простой народ ударился в сектантство. Корысть, ложь и злоба волнами перекатываются по русским просторам.

В таких условиях героизмом иногда было просто остаться в стране, продолжать заниматься своим делом, исполнять свой долг». (3, с.75)

А дальше история развивается ещё стремительнее и ужаснее. Первая мировая война, голод в Поволжье, Февральская революция, отречение императора Николая II от престола, захват власти Временным правительством, Октябрьская революция, захват власти большевиками, убийство царской семьи. (Приложение № 2)

«Практически сразу, как установилась советская власть, начались гонения на верующих. Большевики один за другим закрывали храмы и монастыри, убивали священников и активных мирян. Причём, формально советская власть не запрещала религию, вера объявлялась частным делом гражданина, но на практике уже сам факт сознательной, убеждённой религиозной веры становился в глазах большевиков большой опасностью. (Приложение № 3)

За годы гонений тысячи верующих были убиты, отправлены в ссылку, заточены в тюрьмах… Подвиг мученичества за Христа – высший подвиг. И эти люди – эти герои – ныне прославлены Русской Православной Церковью в лике святых.»(4, с.91) От голода, болезней, террора и в боях погибло, по различным данным, от 8 до 13 млн. человек, до 2 млн. эмигрировало из страны.

Как много было пролито крови, много зла и жестокости, много невинных жертв. Могло ли нашу страну ждать светлое будущее? Да, люди мечтали об этом. Но впереди советское государство ожидали суровые испытания. «Пройдя через ужасы репрессий, гонений, раскулачивания, голода и разрухи, страна и народ подошли к новому страшному рубежу – Второй мировой и Великой Отечественной войнам. По всей человеческой логике, утеснённая и задавленная государством Церковь непременно должна была стать на сторону врага. Но, несмотря на совершенное надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, Православная Церковь в тяжёлую для страны и народа годину без колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую победу».(1, с.6)


Основная часть

«Русский солдат всегда шел на войну не убивать, а умирать за Отечество.  (Приложение № 4)

Война посылается нам как промыслительное испытание, когда народ перестает жить высокими чувствами, когда ему нужно крепкое вразумление. И вот Господь попускает людям пройти через это страшное испытание для того, чтобы человек обновился. И человек, который правильно, по совести выполняет эту задачу, которая поставлена перед ним на войне, становится лучше. Военные психологи говорят, что на войне в экстремальных условиях, в человеке пробуждаются высшие чувства: любовь, стремление к развитию, религиозные чувства. Не случайно существует поговорка, что в окопах атеистов не бывает». Это пишет о войне иеромонах Савва Молчанов. (6, с.71)

 Патриарх Кирилл так пишет о жертвенности русского народа: «Тысячелетняя система духовных ценностей составляла сердцевину сознания русского человека, вошла в его плоть и кровь едва ли не на генетическом уровне. Годы безбожия и атеизма не сумели сломить эту духовную закалку народа. Тысячелетняя духовная традиция Православия, воспитывающая людей в следовании идеалам жертвенности, стала залогом нашей Победы. Немецкая армия была лучше организована, вооружена и обеспечена всем необходимым, ее вели в бой отлично обученные полководцы. С точки зрения формальной логики у нас не было шансов выстоять и победить в этой битве. Но русский Алёша, не достаточно вооруженный, плохо одетый и голодный, сумел на равных вступить в схватку с закованным в стальные латы тевтонцем и разбить его. Победу в этой страшной кровопролитной войне можно объяснить только силой духа русского народа!» (6, с.71)

Что же явилось для русского народа источником его силы? Силу народ черпал в Церкви. Она всегда была и остается началом, объединяющим наш народ. Эта сила на протяжении многих веков привлекала к русскому народу соседние народы.

«Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три явления. (Приложение № 5)

ПЕРВОЕ: Он увидел Божию Матерь, Святого Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставлял России.

Спаситель отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония.

Все святые и Богородица продолжали молиться со слезами. Наконец Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».

ВТОРОЕ: Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стояли перед престолом Спасителя и молили Его о спасении России. Спаситель снова ответил: «Я не оставлю Россию».

ТРЕТЬЕ: Матерь Божия одна стояла перед Сыном Своим и со слезами молила Его о спасении России.

«Вспомни, Сын Мой, - говорила Она, - как Я стояла у Твоего Креста», - и хотела встать на колени.

«Не надо, - сказал Спаситель, - Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

Старец, которому были видения, окончил жизнь в Псково - Печерском монастыре в возрасте около ста лет.

В самом начале войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи земле Русской.

Промыслом божиим другом и молитвенником за Россию был избран из братской церкви - из Антиохийского Патриархата - митрополит гор Ливанских Илия. (Приложение № 6)

Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил ее открыть, чем можно помочь России.

И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божие для этой страны. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет. (Приложение № 7)

Для спасения России должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить в храмах.

Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна дойти с войсками до границ России. А когда война кончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать людям, как была спасена великая страна. (Приложение №8)

 Тогда владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божие. Сталин вызвал к себе митрополита Сергия, митрополита Алексия и обещал исполнить переданное митрополитом Илией.

Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией матери и обошли с крестным ходом вокруг города.» Фашисты окружили Ленинград блокадным кольцом, пытались его прорвать, бомбили, обстреливали город 900 дней и ночей. Голодные, замерзающие, безоружные люди мучительно погибали, но не сдавались. Вот они герои!  Захватить Ленинград оккупанты не смогли, хотя и преобладали явным преимуществом. « Блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва».  В тайне ночью над Москвой был совершён облёт столицы. На борту самолёта находилась Казанская икона Божией Матери. Немцы стояли в нескольких километрах от Москвы, мечтали пройтись своим шествием по Красной площади. Битва за Москву стала решающим сражением в ходе ВОВ. Именно там прозвучала всем известная фраза политрука Василия Георгиевича Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» Наши деды и прадеды стояли насмерть, показав истинный героизм и мужество, но Москву не сдали!

« После Москвы Казанскую икону Божией матери перевезли в Сталинград, где пред нею непрестанно служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, а немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но фашистам не удалось столкнуть наших воинов и осуществить прорыв. Среди советских войск была чудотворная икона. А Сталинградская битва стала переломным моментом в ходе войны и одним сплошным подвигом на передовой.

Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни - Кёнигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город.

«Наши войска уже совсем выдохлись, немцы были все еще сильны... Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ним... священники с иконами.

Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? - во весь рост - их же всех перебьют... Но они спокойно пошли в огонь.

И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-крепости - с суши и с моря.

Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, Которая была видна всей немецкой армии, и... абсолютно у всех отказало оружие... Тогда - то наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Во время этого явления Божией Матери немцы падали на колени и очень многие поняли... Кто помогает русским». (Приложение № 9)

Киев - матерь городов русских - был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

В то время по всей стране открыли 22 тысячи храмов. Были открыты духовные семинарии, академии, Троице - Сергиева, Киево - Печерская Лавры, некоторые монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Московский Богоявленский собор, где всю войну стояла та самая чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была с ополчением 1612 года. Наступило возрождение веры на Руси.» ( Из книги иеромонаха Филадельфа «Заступница Усердия») (6, с.75)

О помощи Христа Спасителя в Великую Отечественную войну

(рассказ Алексея Павловича Клокова  о том, как он обрёл веру)

На фронт Отечественной войны я попал в 1941 году двадцатилетним юношей. Был я связистом. Воевал на ленинградском направлении, участвовал в обороне города на Неве, за что был награждён медалью «За оборону Ленинграда». Немцы рвались к городу, он был окружён. Мы были молодые и отчаянные: однажды отбили у немцев мотоциклы - и разъезжаем на них... Пытаясь во что бы то ни стало захватить город, немцы обрушивали на нас лавину огня. Один за другим погибали боевые друзья.

И вот в одну из бомбёжек, когда шквал огня обрушился на город, и, казалось, началось светопреставление, произошло настоящее чудо. Ночное небо вдруг озарилось розовым светом, и на розовом небе появился образ Спасителя. От неожиданности увиденного все находившиеся в блиндаже бойцы, не сговариваясь, попадали на колени и стали креститься. (Приложение № 10)

Образ Спасителя исчез. Небо стало обычным. Но кромешный ад прекратился. А мы долго еще не могли прийти в себя.

После этого, как только случался артобстрел или бомбежка, все наши солдаты начинали креститься.

С тех пор я и уверовал в Бога. С этой верой прошел через всю войну и после победы возвратился домой без единого ранения. Образ Христа навсегда остался в моей памяти.

Алексей Павлович, мой муж, умер в 1987 году. Я пересказала его историю так, насколько запомнила. Он был добрым и общительным. Таким его знали и помнят не только родные, но и сослуживцы по генеральному штабу министерства обороны. У него были золотые руки, он многое умел: реставрировать иконы, писать картины, сделать беседку... Много фотографировал в последнее время, особенно любил снимать храмы, купола, кресты...

Надежда Гавриловна Клокова, 1993г., Москва (6, с.72)

Явление Божией Матери во время войны, на Курской дуге

Мы беседовали втроем. Никита Л-в, молодой драматург, сын режиссера. Владимир М-о, студент института кинематографии, операторское отделение (впоследствии фотокорреспондент при издательском отделе патриархии, затем диакон православной Церкви...); и В.Г., автор этих строк.

В то время, когда мы беседовали слово Бог в газетах и книгах писали с маленькой буквы. Его существование отвергалось, и против «Несуществующего Бога» боролись в детских яслях, школах и институтах. Существование души, духовной сущности, не признавалось даже в художественной литературе и в психологии, науке о душе.

Мы тогда говорили о Боге. И В.М. сказал:

«Мой дядя видел во время войны Матерь Божию. Это было на Курской дуге. Она явилась на небе, сияющая, сделала рукой движение в сторону немцев, как бы указывая направления наступления. И с этого дня война пошла в обратную сторону.

  • Дядя твой был верующим?
  • Нет.
  • Он один видел Ее?
  • Нет, вся рота видела. И все упали на колени. Все уверовали. И дядя стал верующим.

К этому можно добавить, что все участники беседы сейчас живы (в 1993г.) и могут подтвердить сказанное. Причем, каждый из троих сам пришел к Богу. А диакон стал священником». (6, с.76) (Приложение № 11)

Помощь Божией Матери при выходе из окружения

во время Великой Отечественной войны

Рассказывает многолетний наместник Псково-Печорской лавры архимандрит Алипий (Воронов).

В молодости он был неверующим человеком. Как началась Великая Отечественная война, его, офицера, призвали на фронт. На прощание мать дала сыну иконку Божией Матери со словами: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице - Она тебе поможет!» (Приложение № 12)

Однажды с группой солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трёх сторон немцы, с четвёртой - вязкое болото. Тут-то и вспомнил он материнский наказ, достал иконку, как мог стал молиться: «Богородице Дева, если Ты есть - помоги!»  Помолился и стали солдаты пробираться к своим. Тут рядом с ними оказалась старушка, обращается к ним: «Что, заплутали, сынки? Пойдёмте, я вам тропочку покажу!» И вывела всех по тропочке к своим. Отец Алипий отстал и спрашивает: «Ну, мать, не знаю, как тебя благодарить!?» А старушка ему отвечает: «А ты Мне всю жизнь служить будешь,» - и пропала, как будто и не было. Тут он вспомнил прощальное материнское напутствие и понял, Кто была эта старушка!

Больше всего рассказов о чудесах военного времени связано с явлениями людям Божией Матери. Эти явления подтверждают видение, которое имел перед началом войны один Валаамский инок: Божия Матерь просила Сына Своего помиловать Россию. И он обещал Ей: «Накажу, но помилую».

Немало рассказов также о помощи нашим бойцам отдельных святых: Николая Чудотворца, Матроны Московской, прп. Серафима Саровского и прп. Серафима Вырицкого, прп. Феодосия Кавказского. Часты рассказы о том, как хранила бойцов материнская молитва, молитва крестных и вообще близких людей. (3, с.76)

Старец Кирилл (Павлов) так разъясняет различные испытания военных и чудеса: «Эта страшная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России покончить с религией, с верой, с Церковью. Господь не попустил их осуществления, Господь попустил войну… И мы видим, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-другому отнеслись к Церкви. С фронтов в Москву шли телеграммы о направлении священников в действующую армию». (6, с.77)


Заключение

«Середина XX века. Не так давно завершилась великая и страшная война с фашистской Германией, раны от неё ещё заметны, но оптимизма становится всё больше. Страна бурно развивается по всем направлениям – и в экономике, и в культуре, и в политике. А самое зримое доказательство – это успехи в освоении космоса. В 1957 году СССР первым запустил на околоземную орбиту спутник, затем начались эксперименты с запуском в космос животных. И вот уже пришёл черёд лететь в космос человеку». (5, с.117) Юрий Алексеевич Гагарин -  это имя знают во всём мире! Дорога в космос стала открыта! (Приложение № 13)

Наше государство продолжает развиваться: масштабные стройки ГЭС по всей стране, освоение целинных земель, строительство БАМа, растут новые города, СССР – самая читающая страна в мире, авторитет науки, развитие атомной энергетики, успехи оборонной промышленности.

Но в то же время происходит вымирание деревень, период «застоя» в экономике и идеологии, нет свободы совести, ввод советских войск в Афганистан, спад производства, обнищание населения.

Начало XXI века. Кончилась советская эпоха. Мы живём в стране, где нет никакой общеобязательной государственной идеологии, где каждый вправе думать, говорить и делать всё, что хочет. Нынешнему уровню личных свобод и материального достатка могли бы позавидовать многие поколения. А с другой стороны… когда нет великих жизненных целей, точнее, целью становится потребление – вещей, услуг, развлечений.

Передо мной возникает вопрос: «Может ли в такой среде родиться настоящий героизм, самопожертвование? Способен ли современный человек к подвигу?» (Приложение №14)

Я думаю, способен. Оказывается, то начало, что двигает человека, что позволяет ему преодолеть себя, никуда не делось – пускай и хуже заметно за яркой мишурой обыденности. Совесть, честность, любовь к людям и к Богу – всё это присуще человеческой природе и потому проявляется в любую эпоху. « Мы должны в чём-то ограничивать себя ради других – ради жены или мужа, детей, родителей, ради друзей, ради тех, с кем мы общаемся. Способность к самопожертвованию – это и есть героизм, этому учит Церковь». Патриарх Кирилл. (2, с.4) (Приложение № 15)

«Без героизма не может быть жизни человеческой, потому что героизм – это пример, это идеал. И как бы ни пытались многие сегодня отвернуться от этого идеала, сказать, что идеалом является что-то другое – богатство, слава, почёт, комфортные условия жизни, в глубине сердца нашего всегда хранится этот образ положительного героя, образ того, кто беззаветно любит страну свою и жизнь свою готов положить за ближних своих.» (2, с.5)

Ныне Россия переживает не лучшие времена, но она не раз доказывала свою способность подняться с колен и восстановить державную стать. Мы призываем соотечественников обновить в своих душах веру, нравственный идеал, готовность прожить жизнь не ради денег, удовольствий, развлечений, но ради ближних и ради Отчизны. (Приложение №16)


Литература

  1. Митрополит Георгий. 1917 – 2017: уроки столетия / Митрополит Георгий // «Ведомости Нижегородской митрополии». – 2016. - №22 (106). – С.6
  2. Патриарх Кирилл. Способность к самопожертвованию – это и есть героизм / Патриарх Кирилл //  «Фома». – 2015. - специальный выпуск. – С. 4-5
  3. Михайлова В. Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович Романовы / В. Михайлова //  «Фома». – 2015. - специальный выпуск. – С. 75-83
  4. Игумен Дамаскин (Орловский). Новомученики / Игумен Дамаскин (Орловский) //  «Фома». – 2015. - специальный выпуск. – С. 91-97
  5. Каплан В. Юрий Гагарин. Новый формат подвига / В.Каплан //  «Фома». – 2015. - специальный выпуск. – С. 117-119
  6. Память жива: сборник сценариев по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников / МБОУ «Липовская ООШ». – Балахна. – 2015. – с. 84
  7. Иллюстрации и фотографии. // Электронный ресурс удаленного доступа (Internet)


Предварительный просмотр:

Приложения

Николай 2

Приложение №1

abf0e854c6b7548130b56a8b5e309c20

Приложение №2

518220822

Приложение №3

4320

Приложение №4

12cada3a8993971048edae4860ed5a5f

Приложение №5

mitropolit-iliya-v-moskve

Приложение №6

Пюхтицкая

Приложение №7

img25

Приложение №8

_богородица-669x300-2f99

Приложение №9

real-pictures-of-jesus-in-the-clouds-7613

Приложение №10

2092255

Приложение №11

icon_shigri_smolenskaya2

Приложение №12

img12

Приложение №13

0030-030-Buduschee-Rossii

Приложение №14

2послеееедняя_VSN0203

Приложение №15

09-05-16-02_1

Приложение №16


Поделиться:

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Как зима кончилась

Мост из бумаги для Киры и Вики

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Как нарисовать портрет?