Афанасьева Анна 10 А класс. «Русский бунт в кинематографе и литературе»
Вложение | Размер |
---|---|
Афанасьева Анна 10 А класс. «Русский бунт в кинематографе и литературе» | 15.48 КБ |
«Русский бунт в кинематографе и литературе»
Афанасьева Анна Сергеевна,
учащаяся 10А класса
МАОУ Гимназия №1
Русская литература и кино. Их взаимосвязь очевидна. Многие режиссеры за сюжетами к своим фильмам обращаются к классической литературе. По мотивам романов, повестей, рассказов классиков снимаются фильмы.
Произведения А.С.Пушкина не исключение. «Пушкин - это наше все!», поэтому можно с уверенностью сказать, что все его сказки, рассказы, повести, романы, исторические хроники экранизированы.
«Капитанскую дочку» А.С. Пушкина читали все, но мало кто знает, что одновременно с ней он писал и историческую хронику «История Пугачёвского бунта» или просто «История Пугачёва». Фильм «Русский бунт» был снят режиссером Александром Прошкиным по мотивам этих двух произведений к двухсотлетию поэта и писателя.
Посмотрев фильм «Русский бунт», я нашла несколько различий между книгой и фильмом. Например, такие эпизоды, как убийство царя Петра Фёдоровича, сцена ярмарки в Белогорской крепости, приговор Емельяну Пугачёву, достаточно подробно показаны в фильме, а в книге они лишь упомянуты. Режиссер решил не экранизировать и так называемую «Пропущенную главу», которая есть в повести. Несмотря на названные различия, ни фильм, ни книга хуже от этого не стали. Хочется отметить и то, что образы многих героев, их поступки и действия, описания природы переданы очень достоверно. Прелесть фильма заключается как раз в этих тонкостях кинематографа, которые внимательный ценитель кино и литературы сразу заметит и поймёт.
Радует зрителя и замечательно подобранный актёрский состав «Русского бунта». Образы героев, которые рисовало мое воображение при чтении «Капитанской дочки», на удивление точно воплотили актёры фильма. Парадоксально, но главных героев в фильме сыграли польские актёры. Матеуш Даменцки сыграл роль Петра Гринёва, а Каролина Грушка - Маши Мироновой.
По-моему, образ Емельяна Пугачёва самый яркий и противоречивый и в книге, и в фильме. Артист Владимир Машков в роли Пугачева сумел показать ту самую силу и мощь русского духа, человека, являющегося лицом взбунтовавшегося русского народа. Для меня, как и для режиссера, Емельян Пугачёв - это Личность с большой буквы. Он сражался до конца, не сдавался, не предавал своей цели. Да, для правительства, для императрицы Екатерины Второй Емелька Пугачёв – это «проблема», которую нужно «устранить», он злодей и бунтовщик. Глядя на экранного Пугачева, сразу вспоминаю слова Пушкина из «Капитанской дочки»: «Не приведи Господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Очень сильный, на мой взгляд, в «Русском бунте» эпизод казни Пугачева. Когда его проводят по улицам, он кричит: «Прости меня, народ православный!» В этих словах все: любовь к жизни, вера в народ, искреннее раскаяние в грехах… Это я увидела в глазах Пугачева, настоящего Пугачева, я верила, это он, Емелька, просит сейчас у народа прощения за грехи и прощается с жизнью. Так, как это сыграл артист Машков, уверена, не сыграл бы никто.
Был ли у Пугачёва выбор? Наверное, был. Можно было покаяться перед императрицей или пуститься в бега. Но Пугачёв не сделал этого. Перед казнью ему задают вопрос:
- Как ты, вор, посмел пойти на это?
- Я не вор, я вороненок - ворон-то ещё летает….
Ответ Пугачева – это собственная задумка режиссёра, у Пушкина такого в тексте нет. Но зритель сразу вспоминает эпизод из повести «Капитанская дочка», когда Пугачёв и Гринёв едут в Белогорскую крепость спасать Машу от Швабрина и Пугачёв рассказывает Петру Гриневу сказку о вороне. В этой сказке вся жизнь Пугачева, его путь, с которого он никогда не свернет. Он такой, какой есть. Донской казак, поднявший русский народ на борьбу за свои права. Я его понимаю, и я им восхищаюсь.
Фильм «Русский бунт» неоднозначен, и внимание критиков он к себе притягивает. Так, критик А.Экслер на своём сайте http://www.exler.ru даёт такую оценку фильму: «Дело в том, что никакого особого «русского бунта» в «Русском бунте» нет. Есть экранизация «Капитанской дочки» с парой батальных сцен, снятых, на мой взгляд, пышно, но неумело и бестолково, а образ Пугачева и вообще «русского бунта» как такового сделан очень поверхностно».
У критика А.Иванова свой взгляд на Русский бунт». Он положительно отзывается о фильме (сайт «Видеогид»): «Кино снято на самом высоком уровне современного международного кинематографа. Отличные батальные сцены, хороший подбор и добротная игра актеров. Маковецкий прекрасно сыграл Швабрина, а Владимир Ильин великолепно отыграл Савельича. Хорош и Машков в роли Пугачева».
Мне ближе мнение критика А. Иванова. Фильм «Русский бунт» мне понравился. Я считаю, что эта достойная для просмотра картина будет интересна как детям, так и взрослым. Стоит отметить, что фильм получил Кинопремию Ника в 2001 году, а также специальный приз жюри на фестивале «Кинотавр» в 2000 году, а Сергей Маковецкий – приз за лучшую мужскую роль.
Я благодарна режиссеру Александру Прошкину за прекрасный фильм. Ведь так замечательно посмотреть фильм после прочтения книги, увидеть любимых героев, сопоставить литературные и кинематографические образы. Что же может быть лучше?
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Круговорот воды в пакете
Волшебная фортепианная музыка
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Акварель + трафарет = ?