Конкурсная работа по творчеству М.Е.Вишнякова
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта анализа произведений | 22.3 КБ |
Заявка
на участие в краевой литературной олимпиаде, посвященной творчеству М.Е. Вишнякова (к 70-летию со дня рождения)
Фамилия, имя, отчество: Цыденжапова Виктория Солбоновна
Класс: 10 (результат: 2 место)
Руководитель: Пихаева Баради Тубчиновна, учитель русского языка и литературы:
Образовательная организация: МОУ «Хойто-Агинская средняя общеобразовательная школа»
Адрес: Забайкальский край, Агинский район, с. Хойто-Ага,
ул. Школьная,5
e-mail: khoito-aga@mail.ru
Ответы на задания краевой литературной олимпиады, посвященной творчеству М.Е. Вишнякова (к 70-летию со дня рождения)
Первая часть
1.М.Е.Вишняков родился 2 сентября 1945г. в с.Сухайтуй Шилкинского
района.
Вторая часть
2. «Слово о полку Игореве», братья Игорь, Всеволод.
3. Герои «Кукушки с макушкой» - Мурвейка, медведь Бавгай.
4. Речь идет об А.П.Чехове - «Чехов в Забайкалье».
5. Речь идет о протопопе Аввакуме- «Аввакум».
6. Эти строчки из книги сказок «Кукушка с макушкой».
7. Произведение посвящено И.Пущину – «Иван Иванович Пущин».
8. «Последняя вольность» о декабристе М. Лунине.
9. Своеобразное словотворчество М. Е. Вишнякова: «взяткоемкий век», «дурел, зверел человек», чернокорые березы», несомкнутый космос», «пустой звукоряд», «самокальная сталь»; «добуровился», «пульнуть в акваторию», «чиркает», «паря» и др.
10. «Я, видимо, очень русский, иначе откуда счастливые слезы при виде тропинки во ржи?»
11. Любимая цветопись в стихах М.Е.Вишнякова – сине-голубой.
По золоту лиственниц дым голубой,
По золоту ржи – васильки голубые.
И в развалинах неба – бездонность,
Вечность, золото и синева.
Третья часть
Надо сказать, что М.Е. Вишняков посвятил немало произведений родному краю, его людям, а значит, и большой Родине, частью которой является Забайкалье – родимый край писателя.
Он очень любил свой край и хорошо знал его. И чтобы узнавать побольше о нем, М. Евсеевич не единожды прохаживал по охотничьим тропкам, наблюдая за удивительной природой
любимого края и за повадками лесных обитателей. Такой выход на тропу охотника являлся ещё и отличным способом отвести душу, отдохнуть, набраться душевных сил, восстановить работоспособность.
Впоследствии рождались удивительные рассказы, имеющие реальную основу. Одним из них является «Промысловый сезон», вышедший в 1989 году в журнале «Охота и охотничье хозяйство».
Рассказ впечатляет сочным живым языком, сибирской лексикой, охотничьей лесной терминологией, без словаря которые и не поймешь. «Чуня», «бусая шапка», «дикая чепура», «узкий прогал» и другие описательные обороты заставляют внимательно относиться к чтению. Но, оказывается, очень интересно читать таежный рассказ об особенностях охоты на соболя незнающему человеку, так как автор превосходно изображает весь путь и всю технологию выслеживания зверя, удивительно точно описывая и лаек, и свою одежду, и тайгу со всеми ее особенностями.
В рассказе, казалось бы, одна сюжетная линия, начинающаяся с выхода в лес на охоту и заканчивающаяся успешным ее завершением. Автор сумел в коротких фразах передать свое внутреннее состояние в самом начале рассказа ( «сладость и горечь, пьянящий азарт и счастье соболиного промысла») и в его конце ( «радость ли настоящего мужского дела, наслаждение от честной и суровой работы, редкие ли минуты понимания природы – не объяснить словами это глубоко личное счастье»). По сути, в них заключена идея рассказа.
И читатель азартно следует за каждым шагом охотника, переживая вместе с ним и испытывая такую же любовь к лайкам-помощникам, к рогачу, сумевшему вырвать «глоток» свободы, к хитрому колонку и удивительному красавцу-«чернышу».
В пробуждении читательского азарта и кроется писательский успех. Ведь читатель смог проникнуть в задумку автора и, возможно, получил настоящее удовольствие от зимнего лесного путешествия, вбирая в себя то единение человека и природы, которое дается ему в очень редкие минуты.
Далее в произведении усиливается публицистический мотив, направленный на подчеркивание уникальности и красивости первозданной тайги Чикоя, где произрастают вековые кедры, богатая витаминами ягода и водятся бесценные зверьки, несущие в себе редкостные целебные вещества.
Если человек повернется лицом к природе, то он сумеет создать хорошие условия для улучшения природоноскости этого края и получит не только экономическую выгоду, но и чистейшие средства для укрепления здоровья. Все эти мысли сопровождаются примерами и подсчетами добычи орехов и пушнины, приносящих экономическую «выгоду» в освоении Сибири. Но это освоение должно быть разумным! И главное внимание автор обращает на то, как сохранить редкостную красоту тайги и сколько средств необходимо вложить в неё, чтобы она не иссякала, а процветала и давала и богатство, и здоровье человеку и стране.
Для этого, конечно, нужно составить экологическую программу защиты природы, как это сделали, хоть и с опозданием, в Америке.
По таким экологически-экономическим вопросам данное произведение, на мой взгляд, является очень своевременным, актуальным и заставляющим неравнодушного читателя задуматься.
Это короткое стихотворение привлекает читателя естественностью и точностью описания и вызывает удивительное чувство любования багульником.
По жанру стихотворение скорее посвящение одического характера, так как здесь воспевается один из старейших кустарников, испокон веков произрастающих в Сибири – даурский багульник. Автор стремится донести до читателя свое восхищение даурским багульником, способным пустить корни в не очень плодородных землях, выжить, да ещё и яростно цвести.
При чтении стихотворения возникают образы неутомимого трудяги-крестьянина, сплошных горных склонов, усеянных розовым цветом, тенистых низин с рыжеватым песком, так же охваченных нежным багуловым цветом.
Авторское отношение к предмету своего восхищения передается через метафорические эпитеты – реликтовый старец – живучий, колючий, упрямый кустарник. И здесь же есть образное сравнение кустарника с пахарем, который неустанно обрабатывает землю. Подобно пахарю, багульник глубоко вскапывается в почву, чтобы пустить все новые корни, схватиться всей силой за жизнь и дать природе буйный чудо-цвет.
Раскрытию образа багульника, его неутомимой деятельности способствуют глаголы настоящего времени множественного числа и в неопределенной форме «трудятся корни», «вцепиться и выжить», которые обозначают долговременность производимого багульником действия. И результат этого упорного действия налицо – буйный и яркий цвет, радующий всех любителей природы.
«Я родился для песен в непесенный полдень России»
Стихотворение написано трехсложным анапестом и представляет собой глубоко лирическую, протяжную песню-воспоминание о рождении маленького человечка в неурочный час. Время было послевоенное, осеннее, полное крестьянской суеты, так как нужно было убирать хлеб, заполнить пустые погреба… А тут человечек рождается прямо на жатве, и он впитывает в себя весь этот неуют и в то же время чудный запах спелого наливного зерна.
Все происходит очень буднично, вместе с тем исключительно: «и вечером с хлебным обозом он отправлен домой».
Рождение нового человека посреди поля в звуках перелетных осенних косяков в один из драматических моментов в истории России накладывает свой отпечаток на судьбе новорожденного. Может быть, поэтому впоследствии во всем творчестве поэта будут звучать особые нотки глубокой любви и привязанности к родной земле, тайге и к людям Сибири.
Весь лексический строй стихотворения погружает читателя в ту именно осень, когда стране нужны были каждые крестьянские руки – «вдовы голосили в несжатых полях» и эти всхлипы слышны были далеко, в них отражается полное хлеба поле. Развернутая метафора передает состояние и полей, и крестьянок, не покидающих жатву в момент рождения ребенка. Как не впитать ему вместе с молоком матери запах «нив сырых» и ту атмосферу страдальческой жатвы?
Таким образом, обратившись к исследованию творчества Михаила Евсеевича Вишнякова, я была приятно удивлена тонким лиризмом стихотворений о родном крае, о детстве. Пожалуй, впервые открыла для себя прозаика-юмориста, очень правдиво изображающего характер и привычки забайкальских жителей.
Швейня
Прекрасная химия
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Знакомые следы
Без сердца что поймём?