Данный проект рассчитан на учащихся 9 класса.
Темы для самостоятельных исследований:
Творческое название проекта: «Между небом и землей»
Цель проекта: выяснить, как поэту удается через одухотворенный образ моря разгадать «глубокую тайну» человеческой души.
Задачи проекта:
Основополагающий вопрос: Как связаны между собой скрытая душа моря и загадочная человеческая душа?
Гипотеза исследования: Море – живое, тонко чувствующее и мыслящее существо, которое, подобно человеку, тянется «из земной неволи» к «далекому» идеалу – небу.
Проблемные вопросы:
Учебные темы
Данный проект можно использовать при изучении следующих учебных тем (в соответствии с авторской программой по литературе для 5 – 11 классов под ред. В. Я. Коровиной):
1. В. А. Жуковский. Обзор жизни и творчества.
2. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка.
3. Тема свободы и власти в стих. А. С. Пушкина «К морю».
Предметные области, в рамках которых проводится учебный проект:
литература, информатика, изобразительное искусство, музыка.
Оформление результатов проекта:
Форма презентации проекта: научно-практическая конференция учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
v.a.zhukovskiy_obraz_morya.ppt | 618 КБ |
Слайд 1
"Безмолвное море, лазурное море..." (Образ моря в элегии В. А. Жуковского, стихотворении А. С. Пушкина и в опере Н. А. Римского-Корсакова) МОУ Челсменская ООШ Автор презентации: Григорьева Юлия, ученица 9 класса Руководитель: Посыпкина Е. Ю. 2010 год В. А. ЖуковскийСлайд 2
Цель работы: выяснить, как поэту удаётся через одухотворённый образ моря разгадать «глубокую тайну» человеческой души . Вопросы для исследования : Какие романтические образы-символы встречаются в элегии «Море»? Какими способами В. А. Жуковский рисует образ моря? Как ритм помогает создать картину моря? В. А. Жуковский Какую роль играет в стихотворении звукопись? Как меняется звуковой образ моря по ходу текста? Как меняется настроение лирического субъекта? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь? Как и почему А. С. Пушкин признается в своей любви к морю в одноименном стихотворении? Что символизирует образ моря в опере Н. Римского-Корсакова?
Слайд 3
Гипотеза исследования Море – живое, тонко чувствующее и мыслящее существо, которое, подобно человеку, тянется «из земной неволи» к «далекому» идеалу – небу.
Слайд 4
Актуальность исследования «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство» (В. А. Сухомлинский).
Слайд 5
Человек и природа в лирике Жуковского Предметом своего творчества В. А. Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве. Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека. В. А. Жуковский
Слайд 6
Элегия В.А. Жуковского “ Море ” – одна из лучших и известных элегий поэта. Она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Морская стихия ассоциируется с бездной человеческого «Я». «Волна», 1889. Худ. И. К. Айвазовский
Слайд 7
Элегия «Море» (1822) , Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Слайд 8
Критика об элегии В. А. Жуковского Литературный критик В. И. Коровин в своей статье "От Державина до Тютчева" писал: "Элегическая эмоция включила теперь и "вечные" философские вопросы — противоречия между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные — неудовлетворенность насущной действительностью, в которой гибнут высокие духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем), и психологические — желание передать неповторимые и гуманные чувства, свойственные отдельной личности, родственным ей душам". Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. В.А.Жуковский придал элегической грусти всепроникающий и всеохватывающий характер. Элегическое настроение — это господствующая тональность его лирики. Элегия - песня всей человеческой жизни, выражающая глубокое и неискоренимое разочарование в действительности.
Слайд 9
Композиция элегии «Море» Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части. I часть (начало элегии) - лирическое обращение к морской стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во II части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что, несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества стиху придает рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием. Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому отсутствие рифмовки не замечается.
Слайд 10
Поэт рисует эту стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее. Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь неба, и "облака золотые", и блеск звезд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся волны: Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... Не сразу море успокаивается и после шторма: Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид… Образ моря в элегии «Среди волн», 1898. Худ. И. К. Айвазовский
Слайд 11
Особенности стиха По звучанию элегия напоминает движение и шум волны, ощущаются приливы и отливы моря. Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн. Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений.
Слайд 12
Динамика стиха Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря, Жуковский использует множество глаголов . Почти в каждой строке стихотворения лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной любовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять, что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, - основа жизни. Динамика развития образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий применяется антитеза . Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина» противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
Слайд 13
Морской пейзаж Морской пейзаж великолепен, но не сам по себе он занимает воображение. Нетрудно заметить, что герой хочет сказать здесь о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое таит в себе "глубокую тайну". Герой вызывает его на откровенность, словно друга: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Ответ на этот вопрос дается как предположение. В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире. Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется "из земной неволи" к "далекому, светлому" небесному краю, любуется им и "дрожит за него".
Слайд 14
Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» Прощание Пушкина с морем – это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Четвертая строфа – признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в «свободной стихии»? «Глухие звуки», «глас бездны», «тишину», «своенравные порывы» – все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, «навек оставить скучный, неподвижный брег» осталось неосуществленным. «Вотще рвалась душа моя» – восклицает Пушкин, очарованный «могучей страстью» моря. «Прощание Пушкина с Черным морем», 1887. Худ. И. К. Айвазовский и И. Е. Репин
Слайд 15
А. С. Пушкин и море: две стихии Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. К «неукротимой» стихии он смело обращается на «ты»: «Ты ждал, ты звал …» И море отвечает ему, рождая в воображении образы и судьбы двух знаменитейших исторических личностей: французского полководца и английского поэта. Пушкин вспоминает о бесславной кончине «среди мучений» на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с «шумом бури» и призывает море, чьим духом был создан Байрон, «взволноваться непогодой». «Оплаканного свободой» гения английской поэзии Пушкин называет «властителем дум» и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. «Лунная ночь», 1878. Худ. И. К.Айвазовский
Слайд 16
Политический мотив 13-я строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, «на страже» всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Вновь и вновь возвращаясь к прощанию с морем, поэт так и не смог с ним расстаться. Связано это было с тем, что «свободная стихия» жила в его сердце. Наполненный ею, уезжая в ссылку, Александр Сергеевич унес в себе – в своих мыслях и в своей душе – «скалы», «заливы», «блеск», «тень» и «говор волн». Разлука не состоялась, ведь на Пушкине, так же как и на Байроне, «был означен образ» моря.
Слайд 17
Марина Цветаева о стихотворении Пушкина Стихотворение «К морю» – яркое и сильное по своей поэтической глубине – волновало умы и сердца не только современников Пушкина, но и его последователей. Марина Цветаева – поэт серебряного века – в очерке «Мой Пушкин» как никто другой описала свое впечатление от этого стихотворения. Будучи еще маленькой девочкой, никогда не видевшей моря, она полюбила море всем своим трепетным сердцем, прочитав однажды «К морю» Пушкина. Только море ее навсегда стало морем прощания. Вместе с поэтом XIX в. она «переносила» море в «леса» и «молчаливые пустыни», и никогда не давала «свободной стихии» остыть в своей душе.
Слайд 18
Образ моря в классической музыке « Садко » — одна из самых известных опер Н. А. Римского-Корсакова. Воплощать в музыке легенду о Садко Римский-Корсаков начал ещё в 1867 году, когда написал симфоническую поэму под одноимённым названием. Темы из этого сочинения впоследствии вошли в оперу. . Николай Андреевич Римский-Корсаков В музыке оперы Римский-Корсаков активно использует русские народные темы и «морские» лейтмотивы. Образ моря как бы символизирует вековую мечту России о выходе на морские просторы (оркестровое вступление «Океан – море синее»). Трехзвучный короткий мотив создает ощущение бескрайней грозной и могучей стихии. Н.А. Римский-Корсаков создает величественный образ России.
Слайд 19
Образ моря в живописи Незабываемый образ морской стихии воссоздал на своих полотнах величайший художник – маринист И. К. Айвазовский . И. К. Айвазовский «Девятый вал», 1850. «Девятый вал», «Среди волн», «Лунная ночь», «Черное море», «Волна» - эти и многие другие неповторимые марины передают сложный и многообразный колорит моря.
Слайд 20
Выводы: Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии В. А. Жуковского. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что образ морской стихии тонко и глубоко раскрыт не только поэтами, но и художниками, и композиторами. Обращение к пейзажной лирике, точнее морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и ярче понять изменения души человека. Выдвинутая ранее гипотеза в ходе исследования нашла свое подтверждение.
Слайд 21
Информационные ресурсы: «Литература. Учебник для 9 класса» под ред. В. Я. Коровиной (М., «Просвещение», 2008 г.). 2. http ://lit.1september.ru/ - мотивная структура элегии В. А. Жуковского «Море» 3. http :// www.zhukovskiy.net.ru / lib / op / author /484 - анализ элегии В. А. Жуковского «Море»: восприятие, истолкование, оценка 4. http :// www.school-city.by / index.php - природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского
Рукавичка
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
А теперь — мультфильм
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Две снежинки