• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Анализ стихотворения

Опубликовано Кашперова Татьяна Викторовна вкл 26.11.2017 - 14:04
Кашперова Татьяна Викторовна
Автор: 
Шевердук Алёна

Целостный анализ лирического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Владимир Романенко.

 Моя первая смерть.

Я в прошлой жизни вожаком был в стае.

Любил охоту, волю и волчиц.

Но в том далеком, злополучном мае

Я лег на «мушку» областью ключиц.

Из мутных луж лакал с червями воду,

О быстрой смерти Господа просил…

Бог буркнул зло: «В такую непогоду

За этой пулей черт тебя носил».

Под носоглоткой скапливались храпы.

(Что мог тогда я возразить Творцу?)

Немел язык, слегка дрожали лапы…

Вот только слезы были не к лицу

Мне, вожаку, пусть даже и на грани

Существованья плоти на земле.

Я умирал. Слетались мухи к ране

И дерева двоились в полумгле.

Но все же слух мой песий лай услышал.

Какая радость – расчехлить клинки!

Я встал, шатаясь, и навстречу вышел,

До самых десен оголив клыки.

Полдюжины босых стелились в беге,

Надеясь волчий мой увидеть драп.

Не быть тому. Я, выросший не в неге,

Прирос к земле подушечками лап.

А дальше было лишь круженье смерти.

Я глотки рвал и сухожилья рвал.

…Но прогремели в этой коловерти

Двухстволок залпы через интервал.

«Слабак, однако…» – егеря сказали

И пнули зверя мертвого под дых.

Хотя с травы мои мозги лизали

Уже не шесть, а только две борзых.

Анализ стихотворения.

        Стихотворение В.Романенко «Моя первая смерть» повествует нам о последних мгновениях жизни волка, который был вожаком. Но, несмотря на этот сюжет, мы можем понять, что здесь «волк» - это воплощение души лирического героя. Владимир Романенко в какой-то мере высказывает нам своё мнение и даже веру в реинкарнацию через слова своего героя. Об этом ясно даёт понять первая строчка:

Я в прошлой жизни вожаком был в стае…

Этим же можно объяснить название произведения «Моя первая смерть», ведь человек умирает единожды и безвозвратно, но, по буддистской теории о реинкарнации, душа перерождается в различных телах, то есть волк для лирического героя – это этап в жизни его души, который закончился тем, о чём повествуется в стихотворении: его первой, но не единственной смертью.

        В.Романенко не просто хочет передать через своё произведение веру в реинкарнацию лирического героя, но и «очеловечить», волка, наделив его возможностью как бы рассказать свою историю, показать, как не правы в своих суждениях бывают люди, и доказать, что даже волк, немое существо, может обладать разумом, честью и достоинством, а ведь это те качества личности, которые порой трудно найти у человека.

        Трагичность стихотворению придаёт то, что волк верит в Бога, он молится Творцу. Автор выразил это тем, что использовал прямую речь (7,8 строки), а также риторический вопрос (10 строка), он как бы показывает нам диалог между бедным умирающим животным и тем, кто его создал, одушевил и дал такую смерть.  Также на восприятие стихотворения влияет и его размер – шестистопный ямб – при этом в каждом четверостишии чередуются женская (1 и 3 строки) и мужская (2 и 4 строки) рифма. Такая конструкция словно «раскачивает» повествование, придает некую монотонность, но это используется для того, чтобы читатель ощутил мгновенность происходящего; мы переживаем с волком не череду событий, а то, что произошло для него безумно быстро и неизбежно. Придаёт стихотворению яркие краски и такая языковая форма, как риторическое восклицание в 18 строчке:

Какая радость – расчехлить клинки!

Автор этим передаёт лёгкую иронию, которую видит в своём положении герой, но также показывает, что волк до конца готов сохранить свою честь, своё достоинство, он согласен умереть, но только не бежать в страхе от охотников, псов и смерти (18 – 20 строки).

        Стихотворение впечатляет своей глубиной и яркостью образа волка. Чтобы создать такой эффект, автор использует большое количество средств художественной выразительности: эпитеты, которые можно увидеть в каждом четверостишии, например, «злополучном мае», «мутных луж»; асиндетон («немел язык, слегка дрожали лапы»); метафоры  («прирос к земле подушечками лап»). При этом Романенко не только чередует, но и совмещает их, например, в строке «Я лег на мушку областью ключиц» кроме метафоры мы можем увидеть ещё и метонимию «мушка». При помощи этих средств автор передаёт нам то, что волк – высокодуховное существо, способное испытывать сильные человеческие чувства.

Удивительно и то, как автор передаёт нам рассуждения волка. Сначала он бежал, молил Бога о помощи, но поняв, что тот не сделает этого, волк решается умереть гордо. Для того чтобы показать эту перемену, Романенко объединяет 3, 4 и 5 четверостишия в один абзац, показывая нам, что поступки героя вытекают один из другого, что это было обдуманное решение. Также в этом отрывке мы можем увидеть две стороны одной личности: бедное, загнанное животное («Немел язык, слегка дрожали лапы…»), но при этом гордое существо, которое противостоит таким качествам, как трусость и страх («Вот только слёзы были не к лицу»).

На протяжении всего стихотворения можно заметить не только борьбу двух противоположностей души главного героя, но и противостояние волка и людей. В конце повествования каждая из двух сторон считает, что она победила. Но что есть победа над телом по сравнению с победой духа? Ничтожные, мелкие крупицы самоудовлетворения! В своём стихотворении  В. Романенко, используя противопоставление стоящего за моральные принципы волка и удовлетворяющих за счёт страдания животных свои низменные, жалкие потребности егерей, показывает, что нужно всегда сохранять чувство собственного достоинства, иметь честь и отвагу.

Ранее уже упоминались буддистские мотивы этого стихотворения. Ими же можно объяснить, почему же лирический герой помнит эту жизнь своей души. Дело в том, что душа, по мнению буддистов, не перерождается вечно, как и в любой другой религии, чистая душа стремится к совершенству, свету и покою. При реинкарнации дух существа забывает свою прежнюю жизнь, прежде чем вступить в новую. Но наш лирический герой прекрасно помнит её. Из этого можно сделать вывод, что, возможно, благодаря поступку, описанному  в стихотворении, душа волка стала настолько чистой, что заслужила света и вечного покоя. Животное превзошло тех людей, которые считали себя выше его. Это ещё раз указывает на то, что в этом «поединке» победил волк, а не егеря, убившие его.

Владимир Романенко в своём стихотворении «Моя первая смерть» передаёт читателям не просто жалостливую историю смерти несчастного, но вольного животного, он старается раскрыть перед нами особое мировоззрение, показать своё восприятие жизни и места любого существа в этой Вселенной. Обдумав каждую строчку, прочувствовав её, пронеся сквозь себя, читатель должен понять, как важно оставаться в гармонии с собой, с окружающим миром, любыми живыми существами, а также то, что всегда нужно выбирать не самый лёгкий путь, а самый правильный, что наше тело не так важно, как наша душа, и именно её мы должны совершенствовать, даже если иногда ради этого приходится жертвовать телом.


Поделиться:

Как нарисовать портрет?

Сказка об осеннем ветре

Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)

Лиса и волк

Стеклянный Человечек