Этот рассказ о моей семье, которая живет на Крайнем Севере. Я приехала сюда недавно с города Воронежа. Изучая историю нашего поселка, нам воспитатели рассказали о людях, которые трудятся в нем. Я узнала, по их рассказам, что и моя семья является гордостью нашего поселка.
Вырезка из газеты «Рабочий Надыма»:
Когда спрашивают, какая профессия любит точность?
Мы отвечаем – токарь!
«Чтобы попасть в ремонтно-механическую мастерскую Надымского ПТУ «Надымгазремонт», нужно пройти в конец коридора административного здания Правохеттинского ЛПУ МГ. Не ошибешься - издали услышишь, как весело поют токарные станки.
Немножко постояв у массивной двери, открываю и сразу же зажмуриваю глаза от, ворвавшихся в большие, расположенные под самой крышей окна, солнечных лучей.
Слушаю веселый «дуэт» токарных станков. На двух станках работают два высококлассных токаря – уважаемые на производстве и в поселке люди. Игривыми блестящими спиральками закручивается металлическая стружка, за руками токаря не успеваешь уследить. Вот и все – деталь готова. Интересно, сколько же деталей изготовили за свою жизнь эти люди? Сколько механизмов спасли от простоя их умелые, натруженные руки?
Основательно покопавшись в тайничках своей памяти, вспоминаю все, что знаю о токарных станках», пишет Татьяна Зубарева, корреспондент в газете «Рабочий Надыма» про моего дедушку Зайцева Владимира Васильевича.
Для работы на них токарю нужно многое знать и уметь. Опытные токари знают устройство и принцип работы станков, технические требования к обрабатываемой детали. Они умеют читать рабочие чертежи и техническую документацию, обрабатывать детали сложной конфигурации, добиваются высокой чистоты и точности обработки детали.
В Правохеттинской РММ ПТУ «Надымгазремонт» практически с истоков, работает высококлассный токарь-универсал 6 разряда, Владимир Васильевич Зайцев.
Получить профессию токаря может каждый, а вот стать настоящим мастером своего дела удается не всем. Такую статью мы нашли про моего дедушку.
Мой дедушка (папа мамы): Владимир Васильевич Зайцев окончил ПТУ в 1978 году, получил квалификацию токаря. Работал на заводе по специальности, оттуда ушел служить в ряды Вооруженных Сил. После службы приехал по комсомольской путевке в северный поселок Лонгьюган, а через 3 года - весной 1984 года, прибыл на новую КС-3 Правохеттинская.
До 1998 года работал токарем Правохеттинского ЛПУ МГ, после реорганизации работает токарем-станочником ПТУ «Надымгазремонт». Приверженец универсальных станков, дедушка очень любит сложную работу, над которой можно поколдовать.
Из энциклопедии я узнала, что у настоящего токаря должен быть «Глаз, как алмаз», представителям этой профессии очень важно иметь хорошее зрение. Высокоразвитый глазомер помогает токарю лишний раз не останавливать станок, чтобы замерить деталь, облегчает его работу, помогает экономить время и силы.
Важен также и хороший слух. Опытный токарь среди десятка работающих станков услышит свой, по звуку определит неисправность в нем какого-нибудь механизма. Не менее важно также внимание, сосредоточенность и скорость реакции - ведь это очень ответственная и опасная работа!
Профессия эта любит точность, ошибешься на какой-нибудь миллиметр – и все, деталь не годится, нужно переделывать все заново, поэтому, ошибаться токарю никак нельзя.
Заказов у токарей много. Практически каждый день внедряются рацпредложения. Токари изготовляют детали из металла, пластика, при необходимости - из дерева.
Дедушка мне рассказывал, о профессии своей, говорил он с теплотой и любовью. Поведал о том, что приходилось заниматься не только непосредственно своим делом, а и другой работой, например перестройкой помещения, установкой оборудования: все станки были собственными силами поставлены на фундамент и выставлены по нивелиру. Рассказывал, что мастерскую невозможно закрыть даже на пару дней, для выполнения каких-нибудь строительных работ. Один раз, из-за отделочных работ в помещении, попытались закрыть мастерскую на два дня, но не вышло – поступил срочный заказ: маляр красит, а токарь тут же точит деталь.
Человеку обычно запоминается все самое первое. Летчику – первый полет, моряку – первое плавание, учительнице – первый урок, музыканту – первый концерт. А токарю запоминается на всю жизнь тот день, когда станок ему подчинился. И дрогнет сердце токаря только тогда, когда он услышит песню своего станка.
Мой дедушка отличный рыбак и охотник. Осенью со мной он ходил за ягодами и грибами.
Тут же на севере мой дедушка встретил мою любимую бабушку Наташу.
Моя бабушка (мама мамы) Наталья Федоровна Зайцева приехала на север по окончании Семилукского ПТУ в 1981 году.
Вырезки из газеты «Рабочий Надыма про мою бабушку:
- Мне очень нравится моя профессия, - говорит она, - хотя выбрала я ее совершенно случайно. У меня интересная работа, я от нее никогда не устаю. Люблю узнавать все новое, совершенствовать свое мастерство.
Думаю, что основные черты метролога - внимательность и терпение. Всегда с удовольствием вспоминаю начало нашей северной жизни и то, какими мы были в молодости: веселыми, жизнерадостными, энергичными, нам все было по плечу. Я заметила, что бывалые северяне с тех пор не изменились
С удовольствием езжу с мужем на рыбалку, выращиваю зелень и цветы, пою в женском вокальном ансамбле «Заряница».
Дети выросли - сын и дочь уже студенты, а Наталья Федоровна по-прежнему полна сил и энергии, продолжала ударно трудиться на ЛПУ.
За доблестный труд ей вручена благодарность Минэнерго РФ.
Теперь мои дедушка и бабушка находиться на заслуженном отдыхе и уехали на Большую Землю, в Воронежскую область.
Моя мама Зеличенок (Зайцева )Марина Владимировна:
В газете я нашла статью про мою маму Марину, в котором написано о любви своей малой родине.
Моя мама Марина Владимировна (Зайцева) Зеличенок, закончила Воронежский кооперативный институт, в настоящее работает в Правохеттинском ЛПУ МГ в КСК.
Было ей два месяца от роду, когда ее родители-газовики привезли ее в Правохеттинский, который она и считает своей малой Родиной. Моя мама ходила в детский сад «Красная Шапочка», ее воспитателем была Аладьина Расима Галимзяновна Разлука с поселком заставила многое переосмыслить, пересмотреть свои позиции по отношению к поселку, к его истории, жителям и взяться за перо. Сегодня мы предлагаем читателям познакомиться с фрагментом ее зарисовки, посвященной родному краю:
ЭТО СЧАСТЬЕ – ПУТЬ ДОМОЙ (Зайцева М.В.) (опубликовано в 2007 году)
Ощущение Родины приходит к нам с детства. Это сугроб, в который ты падаешь со
смехом, и ручеек, в который ты пускаешь свои бумажные кораблики, и березка под окном.
Это смех счастливой мамы, рассказы бабушки, это друзья, ожидания и настроение. А еще это место, где тебя любят и ждут.
Все свое детство и юность я провела в краю оленей, нефти и газа. В начале восьмидесятых по призыву комсомола для освоения ямальских нефтегазовых месторождений приехали мои родители и до сих пор проживают в поселке Правохеттинский. Когда я уехала учиться в город Воронеж, меня не покидало чувство ностальгии. И год назад, сдав летнюю сессию, я вновь отправилась на Ямал. Тем более что мне нужно было заменить просроченный паспорт.
Итак, ранним утром 4 июля старенький «Боинг» домчал до Надыма. Изменился город
за время моего отсутствия. Похорошел. Но меня ждал родной Правохеттинский.
Машина мчит меня домой. Время в пути - немногим меньше часа. Я не могу насмотреться на эти красоты. Кругом сосны, ели, лиственницы, цветет иван-чай. А вот белка с одного дерева перепрыгивает на другое и старается бежать быстрее нас. Как будто бы заигрывая с нами.
Вдоль автомобильной дороги идет железнодорожное полотно. Лет пять назад его привели в нормальное состояние, переложили рельсы и шпалы. А раньше это была сталинская дорога.
Тем временем мы подъехали к поселку. Он очень яркий в солнечном свете, радует
броской разноцветной раскраской жилых домов, учреждений, предприятий, которые как будто соревнуются в качестве модной современной отделки. У родительского дома, как я и думала, меня встретила наша лайка Альфа. Бегло лизнув меня в щеку, она сразу убежала в вольер. Как потом выяснилось, у нее были маленькие щенки.
Когда я училась в школе, родители на летние месяцы уезжали в отпуск, и я. конечно,вместе с ними. Таким образом, этот приезд - мое первое лето на Крайнем Севере. Мой дядя, брат отца, купил новый внедорожник и предложил путешествие по окрестностям. За неделю мы намотали более двух тысяч километров. Узнала много интересного. Побывала на газокомпрессорной станции, где работают мои родители. Мама занимается поверкой высокоточных приборов, которые используются для учета объемов перекачиваемого газа. От нее узнала, что ГКО перекачивает два миллиарда кубометров газа в сутки. Отец работает в группе ремонта авиамоторов и компрессоров. Мне объяснили, что один компрессор за 24 часа накачивает в трубопроводы газа столько, сколько требуется Москве на восемь суток в промышленных и бытовых целях.
Недалеко от поселка есть озеро удивительной чистоты, вода в нем прозрачно-голубого
цвета. Камни и песок на его дне видно на глубине нескольких метров. Десятки купающихся, казалось, должны бы взмутить воду у берега, как это бывает в других водоемах. Дни моих каникул летели незаметно, и лето постепенно переходило в осень.
Отцветала тундра, желтели трава, листья на березах и хвоя на лиственницах. Созрела клюква, и темно-красные шарики ягод рассыпались на болотных кочках. После трудового дня жители поселка уходили в лес -начался грибной и ягодный сезон. За неполный час можно собрать ведро отборных грибов - белых и подосиновиков. В начале августа полярный день закончился, и непродолжительная темная ночь увеличивалась каждые сутки. Пока еще не было утренних заморозков, но бодрящая свежесть предполагала их скорый приход.
С наступлением прохлады надоедливые комары и туе исчезли. Защищаться от них приходилось только в густом лесу в безветренную теплую погоду, собирая грибы или ягоды. На озерах дикие утки собирались в стаи. Отец пояснил, что им предстоит набираться сил для дальнего перепета в Индию и другие теплые края.
Приход осени внес кое-какие изменения в жизнь поселка. Заметно оживленней стало на улицах. Возвращались из отпусков взрослые и дети. Приближался новый учебный год.
Пришло время и мне отправляться в Воронеж. Утром улечу в другой город, а здесь останутся мои родители, родственники и друзья, благодаря труду которых в домах тепло и есть на кухне газ.
...Самолет набирал высоту, и я испытывала странное, смешанное чувство легкой грусти
и светлейшего душевного праздника. Было жаль, что так быстро ушли годы моего детства и закончились каникулы. И радовалась тому, что так расцвел тот небольшой уголок моей малой родины, который мне очень дорог.
Вот так моя мама любит свой поселок, свою малую родину, что вернулась и работать на благо своего поселка, своей малой родины.
Мой папа Зеличенок Юрий Александрович, работает тоже в нашем поселке, мастером в Газпром Энерго
А это я, Варвара Юрьевна Зеличенок:
Я родилась 2011 году в Воронеже, в 2016 году приехала в поселок Правохеттинский и решила жить здесь. Я хожу в детский сад «Сказка», мои воспитателями являются Рижко Светлана Геннадьевна, Абдулова Джюме Сиражутдиновна, помощник воспитателя Юшкова Надежда Петровна. Логопед Кадыкова Оксана Викторовна.
В детском садике у меня много друзей: Ира, Вова, Рома и т.д. Я люблю собирать роботов и рассказывать своим друзьям всякие истории про них.
Я активная участница всех мероприятий в детском садике. Я очень люблю рисовать, мастерить поделки из разных материалов. Недавно даже сочинила рассказ «Чудесное спасение» и нарисовала к нему иллюстрацию. Выиграла 1 место в нашем детском садике среди наших детей.
Вместе с моими родителями смастерила макет Ямала. Теперь он висит в мини-музее «Ямал - мой край родной» .Вместе с мамой создали видеоролик «Не допусти пожар», и выиграла 1 место среди детей Надымского района, продолжила участвовать в региональном конкурсе «Осторожно, пожар» и т. д…
А еще я люблю, играть в театральных постановках, например, я играла роль Бабы Яги в открытом занятии «Теремок на новый лад». В открытом занятии «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского я сыграла роль Федоры, в сказке Красная Шапочка на новый лад» была Красной Шопочкой. Выступала в поселковом мероприятии «Этот День Победы». Читала стихотворение В.Высоцкого «Братские могилы» в конкурсе чтецов в детском садике выиграла 1 место.
Скоро пойду в школу. Нам с мамой повезло, у нас с ней одна первая учительница Кармакова Юлия Васильевна.
В школе буду учиться хорошо. Потом поступлю в медицинский институт и вернусь в свою Правую Хетту и буду работать стоматологом.
Приложение№1
Рассказ «Чудесное спасение»
Составила: Варвара Зеличенок
На берегу Обской губы в поселке Нори жил ненец Яшка. Было у него три сына. Младшие сыновья помогали маме ухаживать за оленями, а старший сын Юрка часто с отцом ходили на рыбалку. В летнее время Яша с сыном уезжали на остров и жили в чуме.
Однажды они отправились рыбачить, много тогда попалось рыбы. Когда отец уже собирал сети, увидел, что в них запутался детеныш нерпы, а его мать плавала рядом, издавая крик о помощи. Яшка уже было замахнулся ножом на белька, как его остановил Юрка.
-Не трожь, отец! – крикнул сын, - давай отпустим, пусть живет!
После они вдвоем освободили малыша из сетей и поплыли домой. А спасенный белек с мамой нерпой провожали их до самого берега, как бы благодаря о помощи. А дальше было все по-прежнему, Яшка с сыном ездили на рыбалку, ходили на охоту. Прошли годы, у Юрки подрос сын Прокоп. Яшка сильно постарел, и на рыбалку ходить уже не мог. Тогда Юрка стал брать с собой маленького Прокопа. Почти каждый раз к ним подплывала нерпа, Юрка говорил сыну, что скорее всего это та нерпа которую они с дедом Яшей освободили из сети. Однажды, когда они рыбачили, поднялся шторм, и сильным порывом ветра сдуло маленького рыбака в воду, отец даже этого не заметил. Одежда моментально намокла, стала тяжелой и тянула Прокопа на дно. Силы его уже покидали, он никак не мог подняться на поверхность воды, чтобы крикнуть отцу. И вдруг он почувствовал, что кто-то его подталкивает наверх. А в это время, отец в лодке увидел, что Прокоп куда то пропал, вокруг бушевали волны. Юрка метался по лодке, не зная где искать сына. Рядом с лодкой раздался детский крик о помощи. Отец протянул руку и затянул сына в лодку. А следом увидел знакомую усатую мордочку.
Когда они приехали домой, Прокоп сидя на коленях у дедушки Яшки рассказал историю о том, как ему помогла выбраться из пучины нерпа. Дедушка загадочно улыбнулся и вспомнил, как когда-то они с Юркой помогли освободиться из сети запутавшемуся бельку.
- Однако внучек — это наш белек! – сказал дед Яшка, и глядя на сына добавил – Не забыл он доброту твою, сынок!
Приложение№ 2
Учитель в моей судьбе.
Составила: Зеличенок Марина Владимировна
Профессия учителя – одна из самых важных на земле.
Роль учителя в жизни каждого человека необходима,
Ведь каждый учитель является носителем светлых знаний,
Которые передаются следующим поколениям.
1 сентября 1994 года начался мой первый учебный год. Бывшие выпускники детского сада вступили в новую жизнь, теперь мы стали школьниками. Я стояла на праздничной линейке с букетом цветов, большими белыми бантами и сильно волновалась. Старшеклассники кружились в вальсе, а директор школы Иванова Людмила Алексеевна читала нам напутственные слова.
Тот первый осенний день запомнился мне надолго. Выстроив нас парами, мы отправились в наш класс. Нам предстояло познакомиться с нашим первым учителем. Профессия учителя начальных классов является основополагающей во всей системе обучения. Именно первый учитель дает нам первые самые важные уроки: уроки честности, добра, любви к природе и Родине. А еще для новоиспеченных первоклашек первая учительница – это вторая мама.
Второй мамой для меня стала Кармакова Юлия Васильевна. Я думаю, что именно моему классу повезло больше всех. Добрая, отзывчивая молодая девушка учила нас очень многому. Первое время Юлия Васильевна преподавала русский язык и литературу в старших классах. А потом ее подопечными стали малыши. И первыми маленькими учениками для нее стали именно мы. Несмотря на то, что у нее не было опыта с первоклашками, она быстро освоилась, заслужила доверие родителей и любовь детей.
Помимо основных уроков, где она нас учила читать и писать, мы с ней ходили в лес, собирали грибы и ягоды, а заодно и знакомились с окружающим миром не только по учебникам. Собирали листья и делали гербарии. Благодаря ей мы научились определять стороны света по муравейникам и деревьям. Зимой мы устраивали соревнования на лыжах, и если кто-то шел последним и сильно расстраивался, она помогала нам мужественно идти вперед и добиваться своей цели. Каждое утро, видя Юлию Васильвну в школьном коридоре, мы бежали к ней всем классом и обнимали, а самым важным для нас, было помочь донести ей портфель. Наша классная мама не забывала и про дни рождения, и каждый раз после уроков мы пили чай со сладостями, поздравляя именинника.
Нелегкий учительский труд не проходил даром. Мы взрослели. Благодаря стараниям учителя, мы получали новые и новые знания. Первые годы учебы пролетели для меня очень быстро. Юлия Васильевна вложила в нас все силы, что бы из несмышленых малышей получились не просто ученики, а все выросли хорошими людьми.
В 11 классе на последнем звонке Юлия Васильевна поздравляла нас с окончание учебы. С одной стороны нам было радостно, теперь мы будущие абитуриенты, а с другой нам предстояло попрощаться со школой. Нас ждали ВУЗы за тысячи километров от дома. И было немного грустно. Дружно обнявшись, мы немного всплакнули.
Став студенткой Воронежского института, я не забывала об уроках моей первой учительницы, они пригодились мне и во взрослой жизни. А однажды на лекции по философии преподаватель спросил меня про северные ягоды, и о том, как мы их собирали, вручную или комбайном. «Конечно комбайном!»: - ответила я. В аудитории раздался смех.
«Представляю, в лесу, между деревьев на комбайне!»: - воскликнул одногруппник. Философ улыбнулся, и сказал, что комбайн это специальный совочек для сбора ягод.
Через время я со своей семьей вернулась в поселок на крайнем севере. Очень сильно он изменился и сама школа. Практически не осталось учителей, которые преподавали мне. Встретилась я со своей учительницей Лучинской Верой Максимовной. Многие годы она преподает химию и биологию. Ее ученики неоднократно становились призерами олимпиад. Педагог она очень требовательный и к своим ученикам и к себе. А совсем недавно я со своей дочкой побывала в гостях у первой учительницы. За чашкой чая мы стали вспоминать те годы. Мне стало интересно, и я решила узнать у Юлии Васильевны, что дня нее значит быть учителем.
«Педагогика, это моя жизнь!» :- ответила она.
Окончив Таджикский педагогический университет по стопам своей мамы, она решила стать педагогом, хотя в детстве мечтала быть ветеринаром. А спустя некоторое время Юлия Васильевна поняла, что специальность выбрала именно ту, по душе. И если было бы возможным вернуть время назад и что-то поменять в своей жизни, профессию она бы точно не поменяла. После начала гражданской войны в Таджикистане Юлия Васильевна приехала в маленький северный поселок Надымского района. И вот уже 29 лет изо дня в день, она преподает уроки детям. Каждые 4 года Юлия Васильевна набирает новых учеников и выпускает в старшие классы. И каждый ученик для нее особенный, каждый выдающийся.
Я принадлежу к числу тех, про которых говорят, что им повезло. Мне повезло на хороших преподавателей. Юлия Васильевна была моим первым учителем. Наш класс тоже у нее был первым. Судьба так сложилась, что через год и у моей дочки Юлия Васильевна будет первым учителем.
Вложение | Размер |
---|---|
zelichenok_varvara_moya_semya.doc | 2.89 МБ |
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
На горке
Мост Леонардо
Именинный пирог
Рисуем кактусы акварелью