Тема проекта: «Особенности изображения гастрономического аспекта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Актуальность исследования заключается в том, что гастрономическая тема в романе Пушкина недостаточно изучена, а ведь в русских семьях застолье играет большую роль – это центр дома, своеобразный очаг. Ученица задалась вопросами: Зачем Пушкину понадобились «кулинарные» отступления в произведении? Названия каких блюд встретились на страницах романа Пушкина? Какое место в жизни героев романа занимает застолье? Отличалась ли трапеза столичного и поместного дворянина?
В ходе работы над данной темой ученица установила, что для предков А. С. Пушкина Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема пищи был одним из главных составляющих жизни. Изучая особенности изображения гастрономического аспекта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», ученица убедилась в справедливости слов В.Г. Белинского, что «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни», в нем очень точно представлен быт дворян и крестьян 10–20-х годов 19 века.
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист работы | 19.64 КБ |
План исследования | 22.29 КБ |
Исследовательская работа ученицы | 86.5 КБ |
Приложения | 1.46 МБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Особенности изображения гастрономического аспекта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Секция «Литературоведение»
Автор: Мухамадуллина Карина Радиевна,
обучающаяся 9В класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа№8»
Руководитель: Телегина Лариса Леонидовна,
Почётный работник общего образования РФ,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №8».
2018
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Секция «Литературоведение»
Шифр ___________________
2018
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза | Описание метода исследования | Библиография |
1 | Введение. Актуальность темы. | Анкетирование- это опрос респондентов с целью изучения их мнения и оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения. Я провела анкетирование. Было предложено 3 вопроса:
| 1.Ступицкая М.А.. Что такое учебный проект?- Москва: Первое сентября,2010г. 2.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г 3. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов. -Спб.: Изд-во МБИ, 2006.-40с |
2 | Выдвижение цели и задач. Формулировка гипотезы. Актуальность темы Предмет исследования Объект исследования | Целью исследования является: - проанализировать роман «Евгений Онегин» и выявить роль кулинарного антуража - выявить кулинарный фон романа, отображающий и дополняющий быт дворян и крестьян той эпохи. Гастрономическая тема в романе Задачами исследования являются: 1. знакомство с аспектами кулинарного антуража в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 2. Исследовать материал романа, посвященный еде и ресторациям; 3. Собрать и проанализировать культурологический материал по данной теме; 4. Определить значение кулинарного антуража в романе “Евгений Онегин”. Гипотеза: - Гастрономическая тема играет не последнюю роль в романе, и является отсылкой к созданию правильного и полноценного фона Актуальность темы заключается в том, что читатели имеют весьма туманное представление о том, как жили дворяне и крестьяне того века, какой кухней интересовались, и какую значимость несет этот самый кулинарный фон. Предмет исследования: роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Объект исследования: Гастрономические взгляды А.С. Пушкина и их отражение в его произведении. | 1.Ступицкая М.А.. Что такое учебный проект?- Москва: Первое сентября,2010г. 2.Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г 3. Прохоров Д.А. Как написать исследовательскую работу: методическое пособие для школьников, учителей, студентов.- Спб.: Изд-во МБИ, 2006.-40с. 4. Беленький Г.И. «Литература» 8 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2011г. 5.Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. – Л. Сов.писатель, 1986. – 512 с. 6.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре, СПб, 2002 г. 7.Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий, Л., 1983 г. 8.Марченко Н. Приметы милой старины, М, Эксмо, 2002 г. 9.Мещеряков В. П., Сербул М. Н. Дела давно минувших дней… Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII–XIX веков |
3 | Гастрономические основы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | Проблемно- поисковый. Поиск теоретического материала, выделение главного в тексте, систематизация информации. |
|
4 | Изображение Пушкиным русских людей XVIII века в романе «Евгений Онегин»… | Проблемно-поисковый метод, методы анализа и сравнения. | 1.Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе .5-8 классы – М.: Дрофа ,1996г. 2.Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. – Л. Сов.писатель, 1986. – 512 с. 3.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре, СПб, 2002 г. 4.Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий, Л., 1983 г. 5.Марченко Н. Приметы милой старины, М, Эксмо, 2002 г.
|
5 | Анкетирование одноклассников. | Метод опроса, систематизации и обобщения результатов анкет. | Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся.- Нижневартовск: МБУ «Центр развития образования», 2012г. |
6 | Составление библиографии. | Метод составления библиографии. | http://www.gramota.ru/spravka/ |
Содержание
| 2стр. |
1.Теоретическая часть. 1.1 «Кулинарные» отступления в романе «Евгений Онегин» 1.2 «И за столом у них гостям носили блюда по чинам» 1.3 Любимые и традиционные блюда онегинской поры. 1.4 Домашнее застолье поместных дворян.
|
3 стр. 3-4 стр. 5 стр. 6 стр. 7 -8 стр. |
Заключение | 9 стр. |
Использованная литература | 10 стр. |
Приложения I- III
| I-IV стр. V-VI стр. VII стр. |
Введение
А. С. Пушкин имел большую домашнюю библиотеку. В пору написания романа «Евгений Онегин» в домашней библиотеке поэта среди многочисленных книг по литературе, истории, философии хранились и кулинарные книги. Откуда же у поэта интерес к кулинарному искусству? Оказывается, «… для предков А. С. Пушкина Ганнибалов и для семьи поэта ритуал приготовления и приема пищи был одним из главных составляющих жизни. Чтобы удивить гостей каким-нибудь блюдом, его готовили по различным печатным или рукописным книгам. В доме таких книг было несколько. Так в Петровском поместье Ганнибалов долгие годы находилась книга Василия Левшина с рассказами о том, как нужно строит дома, мельницы, дороги, как готовить различные кушанья, делать припасы и хранить провиант. Этого своеобразного энциклопедиста Пушкин упоминает в седьмой главе «Евгения Онегина»[1].
Меня очень заинтересовала гастрономическая тема в романе, в русских семьях застолье играет большую роль – это центр дома, своеобразный очаг. С удивлением узнала, что Пушкин является автором «Гастрономических сентенций» — заметок, наскоро набросанных Пушкиным на листке, вложенном в парижское издание «Физиология вкуса». Его выражение: «Никогда не откладывай до ужина того, что можно съесть за обедом», как утверждали современники, быстро вошло в моду и стало крылатым.
Кроме того, мне захотелось получить ответы на вопросы: Зачем Пушкину понадобились «кулинарные» отступления в произведении? Названия каких блюд встретились на страницах романа Пушкина? Какое место в жизни героев романа занимает застолье? Отличалась ли трапеза столичного и поместного дворянина?
Цель работы: знакомство с аспектами кулинарного антуража в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В процессе работы решались следующие задачи:
Методы исследования:
По словам В.Г. Белинского, «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни», в нем очень точно представлен быт дворян и крестьян 10–20-х годов 19 века. Следовательно, знанием прошлого своей страны мы обязаны не столько историкам, которые изложили события в хронологической последовательности, констатируя «голые» факты, сколько поэтам и писателям, отразившим в произведениях картину жизни
«Особенности изображения гастрономического аспекта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Мухамадуллина Карина Радиевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№8» 9В класс
1.1 «Кулинарные» отступления в романе «Евгений Онегин»
«…Люблю я час определить обедом, ужином и чаем»
А.С. Пушкин
По словам литератора Бориса Евгеньевича Иванова (1886 – 1975), в своём романе Пушкин двадцать строк отвел театру, семьдесят три – женским ножкам, а вот яствам и напиткам во всех их проявлениях – «давай обедать поскорей!» – 232 строки! Нельзя не согласиться с автором кулинарной книги XIX века «Кушать подано» В.В. Похлебкиным, который писал, что «еда – не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда – лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием».
В своём произведении Пушкин изображает Ресторан «Талон» в Петербурге. Уже в начале романа Евгений едет к известному ресторатору Пьеру Талону, чье заведение находилось на Невском проспекте, 15, в Доме Чичерина. Французский повар и кулинар Пьер Талон, хозяин этого заведения, появился в России в 1810-х годах. Именно его и упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин». В 1825 году Талон отбыл на родину, а ресторан перешел в руки француза Фелье. «Появиться в том или ином ресторане (особенно в таком, как Талона или позже Дюме) означало явиться на сборный пункт холостой молодежи - "львов" и "денди". А это обязывало к определенному стилю поведения и на все оставшееся до вечера время».[2]
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый вороник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.(1,XVI)
Ресторан «Талон» был из-за высоких цен доступен немногим. Пушкин дает представление не только о своеобразии фирменных блюд французской кухни, но и о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и избалованного.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым. (1, XVI)\
Прокомментируем каждое блюдо, упоминаемое в этом отрывке.
Пробка в потолок – это, конечно, шампанское. Но что значит – «вино кометы»? Подразумевается шампанское урожая 1811 года: именно в тот год астрономы наблюдали в небе Европы, в том числе в Санкт-Петербурге, большую безымянную комету. Шампанское этого года выделки снабжалось изображением кометы на пробке и высоко ценилось знатоками.
Roast-beef окровавленный – «Ростбиф окровавленный» – кусок говядины, поджаренный не до конца, так, что проступает кровь. Блюдо английской кухни, у аристократов той эпохи было в моде.
Трюфли – грибы с подземными клубневидными мясистыми плодами. «Роскошью юных лет» трюфели названы потому, что они являются тяжелой пищей и людьми в возрасте усваиваются плохо. И Стразбурга пирог нетленный – жирный слоеный пирог, наполненный паштетом из гусиной печени. Это блюдо могло подаваться и холодным, и горячим. В XIX веке оно было очень популярно благодаря одному незаменимому качеству: правильно приготовленный "пирог" не портился более недели. Именно поэтому А.С. Пушкин награждает его эпитетом "нетленный". «Живой» лимбургский сыр – сыр из Бельгии, очень мягкий, острый и пахучий, с сильным запахом; при разрезании он растекается – отсюда и «живой». Из-за резкого запаха лимбургский сыр опасались есть перед выходом в свет. Ананас и в наши дни не является продуктом повседневного употребления, а уж в пушкинскую эпоху, когда колониальные товары доставлялись из-за морей, и вовсе был экзотическим и дорогим лакомством. Таким образом, изысканные яства, которые вкушал Онегин у Талона, уже характеризуют его как денди самого высокого полета.
Из горячих ресторанных блюд в романе «Евгений Онегин» упоминаются жирные котлеты и бифштекс. Список фирменных блюд ресторана можно продолжить, если обратиться к черновикам I главы романа «Евгений Онегин»:
Пред ним roast-beef окровавленный,
Двойной бекас и винегрет,
И трюфли, роскошь юных лет.
Вторая строка зачеркнута и сверху рукой Пушкина написано: «Французской кухни лучший свет», и затем изменен порядок 2-й и 3-й строк (как в печати). «Двойной бекас (дословный перевод с французского) и винегрет» – очевидно, эти блюда входили в меню ресторана Талона.
1.2 «И за столом у них гостям носили блюда по чинам» (2, XXXV).
В 20–30-е годы XIX века знать обедала на час, а то и на два часа позже среднего дворянства, провинциальное дворянство, строго соблюдая обычаи предков, обычно кушало в 12 часов. В столице время обеда сместилось к 5–6 часам, поэтому отпала необходимость в обильном ужине.
Гости съезжались к назначенному часу, но за стол садились не сразу. Мужчины, например, общались в зале, женщины - в гостиной, девицы - в диванной. До обеда хозяева обычно предлагали гостям легкую закуску - икру, сыры, рыбу - и водку. Затем дворецкий торжественно объявлял: "Кушать подано". Все шли в столовую, кавалеры галантно вели дам. Гости рассаживались за столом и обслуживались в соответствии с чинами и положением в обществе. Пушкин, описывая быт Лариных, упоминает:
И за столом у них гостям
Носили блюда по чинам. (2,XXXV)
Гости занимали свои места за столом согласно определенным правилам, принятым в светском обществе. Сажали гостей за стол соответственно их чину или достоинству, летам и личному уважению. Обычай, согласно которому слуги «носили блюда по чинам», в начале XIX века сохранялся в среде помещичьего дворянства, в домах московских дворян, в петербургском же быту этот обычай воспринимался как устаревший. Чаще всего хозяин и хозяйка сидели напротив друг друга, а место по правую руку хозяина отводилось почетному гостю. На именинах Татьяны в романе «Евгений Онегин» мужчины и дамы сидят друг против друга:
Но кушать подали. Четой
Идут за стол рука с рукой.
Теснятся барышни к Татьяне;
Мужчины против; и, крестясь,
Толпа жужжит, за стол садясь. (5, XXVIII)
Особое внимание прислуги было обращено на наиболее знатных персон, а неименитых она могла и вовсе "не заметить". Званные обеды длились долго - три - четыре часа. Закончив трапезу, все переходили в гостиную, где стояли вазы с фруктами и сладостями. Слуги разносили кофе и ликеры, мужчины закуривали трубки.
Нередко богатые хозяева держали отрытый стол и угощали всех, кто пожелает.
1.3 Любимые и традиционные блюда онегинской поры.
К середине XVIII века чай в России употребляли больше, чем в Европе, а в Москве больше, чем в Петербурге. Петербуржцы начинали день с кофе:
А я, проспавши до полудня,
Курю табак и кофий пью.
Державин (Фелица, 1782).
У дворян вошло в привычку пить по утрам кофе. Особенно любили дворяне пить чай с вареньем. Варенье было любимым кушаньем русских дворян. В черновиках третьей главы романа Пушкина «Евгений Онегин» в описании «обряда известного угощенья» упоминается «варенье медовое», то есть сваренное на меду. Со времен войны 1812 года широко известен был чай с ромом. Чай с ромом упоминается и в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Оставя чашку чая с ромом,
Парис окружных городков
Подходит к Ольге Петушков.(5, XXXVII)
Чайный стол сервировали заранее. Удовольствие разливать чай за столом хозяйка могла уступить только взрослой дочери. Так, чай у Лариных в «Евгении Онегине» разливает гостям не хозяйка дома, а ее дочь Ольга:
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал... (3, XXXVII)
И если помещичий обед поэт описывал с явной иронией, то к описанию чайного стола, игравшего не последнюю роль в повседневной, неторопливой дворянской усадебной жизни, он явно относится с симпатией.
Любое застолье украсит изысканное меню. В екатерининское время обед обычно состоял из четырех подач: холодное блюда; горячие похлебки; соусы и жаренное; пирожные. Стол того времени отличался не столько изяществом, сколько разнообразием и изобилием.
Москва издавна славилась своим гостеприимство, и в первую очередь стерляжьей ухой, калачами и кулебяками.
Москва Онегина встречает
Своей спесивой суетой
Своими девами прельщает
Стерляжьей потчует ухой. («Путешествие Онегина», VIII)
Вошли в историю и московские кулебяки. Снискали себе славу и московские пряники, которые упоминаются в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
«Как Таня выросла! давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла!
А я так пряником кормила!»
1.4 Домашнее дворянское застолье.
Особое место в быту дворян занимает пир. В XXXVI строфе V главы "Евгения Онегина" поэт шутливо замечает:
И, кстати, я замечу в скобках, |
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа. Праздновалась она шумно и весело. В течение Масленой недели разрешалось «есть до пересыта, упиваться до недвижности». Хозяева старались угостить приглашенных на славу. И главным угощением на Масленице были блины.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на масленице жирной
Водились русские блины
Им квас, как воздух, был потребен. (2, XXXV)
Пушкин очень серьезно относится к кулинарному антуражу, используя его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как аргумент в развитии действия.
Конечно, не один Евгений
Смятенье Тани видеть мог;
Но целью взглядов и суждений
В то время жирный был пирог... (5,XXXII)
Так, жирный ларинский пирог спас влюбленную Татьяну от нескромных взглядов соседей по столу. Не случайно, что отвлек внимание гостей не суп или жареный цыпленок, а именно пирог. Само название этого кулинарного изделия происходит от слова «пир». Всякое праздничное застолье не обходилось без пирога, а именины в патриархальных русских семьях просто были немыслимы без капустного или мясного пирога.
Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино; (2, V)
Резкость манер Онегина и его столичные привычки заслужили множество неодобрительных отзывов от деревенского сообщества, куда он явился в связи с кончиной дяди. Отдельного комментария удостоилась привычка пить «одно стаканом красное вино». По местным меркам — это большая роскошь пить дорогое вино в таких объемах.
Да вот в бутылке засмоленной,
Между жарким и блан-маже,
Цимлянское несут уже; (5,XXXII)
Освободись от пробки влажной,
Бутылка хлопнула; вино
Шипит; … (5, XXXIV)
Большинство обитателей деревни предпочитали цимлянское игристое вино, изготовленное в Области войска Донского, которое было дешевле французских, а также домашние напитки — наливки, яблочную и брусничную воду. Воды эти изготавливали с добавлением дрожжей или хмеля. Опасения Онегина насчет того, не повредит ли ему эта самая брусничная вода, связаны как раз с привкусом дрожжей.
Во второй главе романа поэт описывает убранство кабинета дядюшки главного героя:
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другой наливок целый строй...
Наливки были одним из излюбленных некрепких алкогольных напитков на Руси. Их приготовляли из всяких ягод и фруктов. Ягоды брали, непременно зрелые и чистые, яблоки только кислые, водку только хорошего сорта, крепости 25°. Готовую наливку закупоривали и к горлышку привязывали дощечки с надписью и номером бутылки. Словосочетание "наливок целый строй" несет определенную смысловую нагрузку. Здесь, как в строю, у каждой свое место и номер.
Татьяна воспитывается в семействе, где все идет по издавна заведенному порядку. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». У Лариных «водились русские блины», они солили «на зиму грибу», «любили круглые качели, подблюдны песни, хоровод», «им квас как воздух был потребен» – все это взято из народного обихода. Сравним это с тем, что подают Онегину в ресторане. Даже ритм жизни Онегина и Татьяны не совпадает: в Петербурге он просыпается после полудня, Татьяна любит «на балконе предупреждать зари восход».
Заключение
В романе есть несколько «кулинарных» отступлений, в которых описывается меню ресторана «Talon» в Петербурге и домашнего дворянского застолья в поместье у Лариных. По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках. Все это создает «кулинарный» фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.
Пушкин очень серьезно относится к кулинарному антуражу, используя его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как убедительный аргумент в развитии действия, без этих подробностей мы не смогли бы представить ту эпоху, жизнь и привычки молодого человека тех времен.
А.С. Пушкин с уважением относится и к отечественной кухне и к зарубежной, любит их своеобразие, оригинальность и традиции. Поражает удивительная осведомленность А.С. Пушкина в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоев российского дворянства. Это и позволило В.Г.Белинскому назвать роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”.
Исследование еще раз доказывает, что гений велик и в малом. Пушкин не только художник слова, но и знаток кулинарного дела, энергично и точно изображающий кулинарные пристрастия своих героев, тем самым раздвигает рамки характеристик отдельных героев, например, пишет о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и избалованного, и обстановки романа в целом. С помощью «кулинарного» фона поэт подчеркивает всю несовместимость Онегина с провинциальной средой, бытом Лариных, готовит читателя к событиям с горькими последствиями.
Использованная литература:
[1] Романов П.В. Застольная история государства Российского, с 182
[2] Ю. М. Лотман Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.
Северное сияние
Снеговик
Рисуем "Осенний дождь"
Петушок из русских сказок
Девчата