Данная работа посвящена исследованию одной из героинь русских народных сказок:история появления Бабы-Яги,откуда она к нам пришла,образы героини в кино
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_baba_yaga.pptx | 1.24 МБ |
Слайд 1
Открытая научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2115 » Автор проекта : Склярова Василиса Станиславовна ученица 4-Д класса Руководители проекта : Парсегова Кристина Михайловна (классный руководитель) Баба Яга – кто она: злодейка или берегиня ? Исследовательский проект (Секция: Начальная школа )Слайд 2
Идея проекта Баба Яга – персонаж многих сказок, представленный старой злой бабкой. Но я слышала, что этот образ не всегда был таким и решила разобраться, кто же она – Баба Яга? Добрая она или злая? Что мы знаем о Бабе Яге, кроме того, что она жила в избушке на курьих ножнах в лесу? 2
Слайд 3
Цели проекта Узнать, кто такая Баба Яга, найти причину, почему персонажи сказок стали отрицательными. План исследования: Изучение литературы по теме Использование компьютера для получения информации Проведение анкетирования 3
Слайд 4
Содержание работы Введение Образы, в которых выступает Баба Яга Баба Яга на экране Откуда пришла Баба Яга День рождения Бабы Яги Итоги анкетирования Выводы 4
Слайд 5
Введение Мы все с детства любим читать сказки. Это волшебные истории, пришедшие из старины, наполненные мудростью, в которых даются уроки, в которых добро побеждает зло. Практически во всех русских сказках присутствует Баба Яга. Во всех современных интерпретациях сказок Баба Яга представлена в образе страшной, злобной старухи, которая крадет детей и уносит в ступе в лес. Но в то же время она может и в баньке попарить, и накормить, и спать уложить. И на дорогу или совет дать, или клубок волшебный, который путь укажет. 5
Слайд 6
Введение Так кто же она – Баба Яга? Добрая она или злая? Что мы знаем о Бабе Яге, кроме того, что она жила в избушке на курьих ножнах в лесу? Вдумчивый анализ знакомых с детства сказок позволит иначе взглянуть на «плохих» персонажей и найти причины, почему они стали отрицательными. 6
Слайд 7
Образы, в которых выступает Баба Яга Лесная хозяйка – ведунья, знахарка, собирающая лечебные травы, делающая целебные снадобья и зелья. Повелительница мира мертвых - привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводницей в иной мир. Она испытывает героев, пытающихся проникнуть мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал Воительница - сражается с героями и побеждает многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю, нападает во главе целого воинства. «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» ( «Баба-Яга ») 7
Слайд 8
Образы, в которых выступает Баба Яга Похитительница - в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, после чего следует бегство и спасение. Она показывает себя в ней с самой нехорошей стороны, недвусмысленно проявляя свои людоедские способности. «…Как вдруг... Зашумели, закричали, налетели гуси-лебеди, подхватили и унесли бедного Ванюшку, младшего братца Машеньки» («Гуси – Лебеди ») Дарительница - провожатым для героя является ее подарок – волшебное средство (клубочек) или волшебный помощник (конь). Сама Яга обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника. 8
Слайд 9
Образы, в которых выступает Баба Яга Советчица - Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью. «… - Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать» (« Финист – ясный сокол», русская народная сказка) Охранительница – с помощью волшебных помощников ( блюдечно с яблоком) следит за героем. 9
Слайд 10
Баба Яга на экране Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр в фильмах «Морозко», « Кащей Бессмертный», «Конёк-Горбунок». 10
Слайд 11
Баба Яга на экране Очень нетрадиционную Бабу-Ягу сыграла Майя Булгакова в сказке 1971 года «Лада из страны берендеев» 11
Слайд 12
Баба Яга на экране В новогодней сказке 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити» коварную старушку сыграла Валентина Кособуцкая 12
Слайд 13
Баба Яга на экране В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» самую добрую Бабу-Ягу исполнила Татьяна Пельтцер 13
Слайд 14
Баба Яга на экране И это не весь перечень фильмов, в которых есть роль Бабы Яги. В мультипликационных фильмах, наверное, самыми запоминающимся были Бабки Ёжки в мультфильме «Летучий корабль» 14
Слайд 15
Откуда пришла Баба Яга? Баба Яга — персонаж, знакомый нам с детства. А знаете ли вы, что «та сказочная старуха — вовсе не плод народной фантазии, а историческая персона? Когда-то она была божеством, хранительницей домашнего очага. Каким же образом берегиня домашнего очага трансформировалась в злую ведьму? И сейчас мало кто верит , что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня . Баба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику 15
Слайд 16
Откуда пришла Баба Яга? Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги. Так М. О. Без- Корнилович в книге "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" пишет: "За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое : о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги". Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Интересен также сам факт установки кумира Яги рядом с образом Перуна 16
Слайд 17
Откуда пришла Баба Яга? Теперь попытаемся понять, почему же к слову «Баба» добавляется слово «Яга». Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Этим термином славяне в своих сказаниях называли древнего ящура — существо, которое являлось прародителем всего сущего. Получается , что Баба Яга – это прародительница. А прародительницу никак нельзя называть нечистой силой, ведь она дала жизнь любому из нас. Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Славяне многие поколения перед тем, как принять христианство, поклонялись берегиням . А Баба Яга – главная из все славянских берегинь . Она могла выступать не просто в роли защитницы, но и в роли воительницы, способной любой ценой добиться справедливости. 17
Слайд 18
Откуда пришла Баба Яга? Чтобы понять, почему Бабе Яге были даны отрицательные черты, обратимся к истории. В конце X столетия Русь прошла через христианизацию. В этого времени начинается страшное гонение на все, что связано с языческими божествами. Им придаются насмешливые облики, добавляются уродливые черты. Некоторых просто заставляют забывать, сбрасывая их изображения в воду или сжигая. Вот так Баба Яга получила статус страшной ведьмы с клюкой и крючковатым носом. Такой ее сделало, как ни странно, христианство. Но А. Андреев, долгое время проживший у стариков - хранителей Традиции пишет: «Старик, бывший моим первым учителем, подарил мне инструмент для возвращения утерянного времени. Он сказал: если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире» 18
Слайд 19
Откуда пришла Баба Яга? Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд " перепекания ", или " припекания ", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать! 19
Слайд 20
День Рождения Бабы Яги В рамках культурно-туристического проекта «Сказочная карта России» село Кукобой Ярославской области не так давно было признано официальной родиной сказочной старухи и каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги. Позже День рождения Бабы Яги стали праздновать в Сочи-парке. 20
Слайд 21
День Рождения Бабы Яги Кроме того, туристический проект "Кукобой — родина Бабы Яги" считается одним из самых успешных российских маршрутов в области событийного и детского туризма, реализованных в последние годы . 21
Слайд 22
Итоги анкетирования Мною было проведено анкетирование моих одноклассников и одноклассников младшей сестры. В моем классе большинство считает, что Баба Яга – злая ведьма, которая убивает и ест людей, но есть и те, кто в это не верит, которые считают, что она помогает людям, а детей не запекает в печи, а лечит. Первоклассники считают, что (будет написано по обработке итогов) 22
Слайд 23
Выводы Покопавшись в истории, мы и близко не обнаружили ни одного из тех ужасных качеств, которыми наделили Бабу Ягу в сказках. Как же это божество вдруг стало символом зла? Не иначе во времена борьбы с язычеством служители церкви приписали ей уродливые черты. Все противоречия исчезнут, если мы увидим в бабке древнюю забытую богиню — деревянный или костяной идол, стоявший в незапамятные времена в каком-нибудь лесном «лабазе» (так до сих пор называются в Сибири крошечные домики, поставленные на столбик в укромном уголке леса). Ну, а Баба Яга из наших сказок навсегда останется забавным и не таким уж и страшным персонажем. Наши любимые Бабки- Ёжки . 23
Слайд 24
Список литературы: Википедия ( https://ru.wikipedia.org / ) М. О. Без- Корнилович " Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" СПб., 1855 Андреев А. Русские боги в Зазеркалье. Баба Яга . Вып . 3. Под редакцией А.Платова . М.: Менеджер, 1996 Захаров А. На неведомых дорожках//Фольклор и Этнография, АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Издательство "Наука", Ленинградское отделение; 1970 Слово о полку Игореве 24
Два морехода
Весёлая кукушка
Лиса-охотница
Хрюк на ёлке
Каргопольская игрушка