Тема исследовательской работы: «Употребление цветовой лексики в поэтической речи В.С.Высоцкого».
Цвет есть важная грань человеческого восприятия мира. Поэтому уже с древних веков человечество придавало цвету особое значение. За долгую историю своего существования и развития человечество создало целую науку о цветах, связав их с душевной и психической жизнью, с той или иной культурой – каких только преломлений не имеет изучение языка цвета.
Русская литература подарила миру огромное число художников слова, которых с полным правом можно назвать «цветными», - это К.Д.Бальмонт и М.М.Пришвин, С.А.Есенин и М.А.Булгаков и много-много других писателей и поэтов. Не стал исключением и Владимир Семенович Высоцкий. Мы рассматривали творчество В.Высоцкого на предмет выявления цвета. Песни Высоцкого популярны, актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: «русский шансон». Многие его стихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией. А это означает, что его жизнь и творчество не были напрасны.
Тема работы является актуальной, т.к. дает возможность не только определить особенности использования цветовой лексики в стихах В.С.Высоцкого, но также углубить существующие представления о мировоззрении Владимира Семеновича, что важно для исследования творчества писателя в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_nou.doc | 352 КБ |
grishchenko_m.ppt | 2.52 МБ |
Муниципальный форум школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
в рамках краевого форума «Молодежь и наука»
МБОУ Дзержинская средняя школа №1
Исследовательская работа
Секция «Отечественная лингвистика»
«Употребление цветовой лексики в поэтической речи В.С.Высоцкого»
Выполнил:
Грищенко М.,
ученик 7 «Б» класса
МБОУ ДСШ №1
Руководитель:
Алексеева О.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Дзержинская СШ №1
с. Дзержинское, 2017г.
Содержание
Введение
Глава I. Символика цвета в лингвистике и культурологии
1.1.Проблема цветообозначения в лингвистике
Глава II. Колоративная лексика в поэтической речи В.С.Высоцкого
2.2. Цветопись в творчестве В.С.Высоцкого
2.3. Основные цвета в поэзии В.С.Высоцкого
Заключение
Литература
Приложение
1.Словник цветообозначений в стихотворениях В.С.Высоцкого
2.Цвет и оттенки цвета в сборнике «Нерв» (диаграмма 1)
Введение
Тема исследовательской работы: «Употребление цветовой лексики в поэтической речи В.С.Высоцкого».
Цвет есть важная грань человеческого восприятия мира. Поэтому уже с древних веков человечество придавало цвету особое значение. За долгую историю своего существования и развития человечество создало целую науку о цветовых номинациях, связав их с феноменами душевной и психической жизни, с феноменами той или иной культуры, с национальными приоритетами, с политическими ассоциациями – каких только преломлений не имеет изучение языка цвета. И во всех формах общественного сознания - в науке, в искусстве, в психологии - уделяется внимание цветовым номинациям. Поэтому литература, обращенная к постижению явления человека и общества, также обратилась к изучению эстетики и поэтики цветовых ощущений и восприятий человека.
Русская литература подарила миру огромное число художников слова, которых с полным правом можно назвать «цветными», - это К.Д.Бальмонт и М.М.Пришвин, С.А.Есенин и М.А.Булгаков и много-много других писателей и поэтов. Не стал исключением и В.С.Высоцкий. Знакомство с творчеством писателя дает многое человеческой душе. Интересна и сама тема, хотя в настоящее время творчество В.С.Высоцкого изучено достаточно широко. Различные исследователи подходят к его творчеству с разных аспектов изучения. Мы рассматривали творчество В.Высоцкого на предмет выявления цвета, которое до нас еще не было никем изучено. Песни Высоцкого популярны, актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: «русский шансон». Многие его стихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией. А это означает, что его жизнь и творчество не были напрасны.
Тема работы является актуальной, т.к. дает возможность не только определить особенности использования цветовой лексики в стихах В.С.Высоцкого, но также углубить существующие представления о мировоззрении Владимира Семеновича, что важно для исследования творчества писателя в целом.
Объектом нашего исследования является поэтическая речь В.С.Высоцкого.
Предметом нашего исследования является цветовая лексика.
Материалом для исследования послужил сборник стихотворений Владимира Высоцкого «Нерв». Мы проанализировали 133 стихотворения Высоцкого на предмет выявления цвета: учитывались прилагательные и другие части речи с семантикой цвета.
Гипотеза: В.С.Высоцкий – «цветной» писатель.
Цель исследования – доказать, В.С.Высоцкий – «цветной» писатель.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1) рассмотреть историю цветообозначения в лингвистике;
2) выявить цветообозначения в стихотворениях В.С.Высоцкого;
3) проанализировать использование цветовой лексики в стихотворениях В.С.Высоцкого;
4) рассмотреть частеречную принадлежность цветовой лексики в стихах В.С.Высоцкого.
В работе использованы следующие методы и приемы исследования:
1) прием сплошной выборки;
2) количественный подсчет (подсчет числа выявленных фактов употребления цветовой лексики);
3) описательный и сопоставительный.
Глава I. Символика цвета в лингвистике и культурологии
1.1. Проблема цветообозначения в лингвистике
Человечество видит мир в цвете – так устроен его глаз, его зрительная цветовая память. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет – источник многих парадоксов мышления. С самых истоков культуры, своей сознательной жизни человек стремился осознать этот феномен, и уже в древности он связал его с особенностями своих душевных состояний – так возникла психоэмоциональная концепция цвета. Так, для древнего грека белое было связано с ощущением ясности, светлости, гладкости, а черное с ощущением неровности, шероховатости, корявости. И средневековье также подтвердило в своих теориях психоэмоциональное восприятие цвет. Человечество решило использовать цвет в целях создания комфортной среды обитания, оно стало намеренно окрашивать предметы в нужные человеку цвета – и так появилась эстетическая теория цвета. Цвет стал считаться средством познания мира через сферу чувственного восприятия предмета – носителя цвета.
Тогда же, в древности, появилась и символистская концепция цвета. Цвет стал эмблемой, заместителем определенных предметов, состояний человека. Его символика сознательно использовалась в изобразительном искусстве, литературе, богослужении, геральдике. Так черный или темно-коричневый цвет в богослужении - символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния; красный цвет - символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому, но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников; а вот белый цвет - символ Божественного света, белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений. Черный цвет символизирует печаль, благоразумие, смирение, постоянство в испытаниях, скромность, смерть, траур, мир, покой, землю, холод, образованность, осторожность, мудрость; красный цвет в геральдике традиционно символизирует храбрость, смелость, мужество, неустрашимость, право, огонь, теплоту, любовь, великодушие, белый цвет - мир, чистоту, непорочность, совершенство.
В художественной литературе наблюдается тенденция употребления новых цветообозначений, выражающих более тонкие оттенки цвета, а также цветовые нюансы, зависящие от обстоятельств, например, от освещения, контраста цветов. В современной литературе все более широко используются цветообозначения, называющие смешанные цвета с неопределенным значением, например, лиловый, рыжий, сизый.
Глава II. Цветопись и ее функции в стихотворениях В.С.Высоцкого
2.1. Цветопись в творчестве В.С.Высоцкого
Свое исследование мы выполняли на материале первого сборника В. Высоцкого « Нерв». Мы проанализировали 133 стихотворения Высоцкого на предмет выявления цвета: учитывались прилагательные и другие части речи с семантикой цвета. В итоге мы выяснили, что у Высоцкого – поэта с цветом были особые отношения. Творчество Высоцкого не перенасыщено цветовыми образами, можно отметить даже определенную скупость в использовании им цветового спектра при построении своего художественного мира.
В таблице представлены цветообозначения в стихотворениях В.С.Высоцкого.
Таблица.
Цвет | Количество употреблений | Процентное соотношение |
1. Белый | 169 | 27% |
Бледный | 9 | |
Снежный | 3 | |
Белокурый | 1 | |
Седой | 8 | |
2. Черный | 147 | 23,5% |
Темный | 14 | |
3.Красный | 94 | 15% |
Багровый | 2 | |
Розовый | 1 | |
Алый | 2 | |
Кровавый | 5 | |
Рыжий | 5 | |
Малиновый | 2 | |
Коралловый | 1 | |
4. Серый | 88 | 14% |
Седой | 24 | |
Серебрянный | 11 | |
5.Желтый | 53 | 8,4% |
Золотой | 15 | |
Янтарный | 2 | |
6. Синий | 49 | 8% |
Голубой | 13 | |
7.Зеленый | 27 | 4% |
Изумрудный | 1 | |
Всего цветообозначений | 627 | 100% |
Общая цветовая палитра Высоцкого такова: черный, белый, красный и серый – четыре основных цвета, наиболее часто употребляемые В.С. Высоцким, составляют 78% от общей цветовой палитры. Кроме них, синий, зеленый и желтый дают еще несколько «пятен» в спектре, занимая оставшиеся 22%.
Особенностью художественного мышления Высоцкого было умение найти нужные слова. Он относился к слову бережно, старался найти емкие слова, не быть многословным. Поэтому, используя цветообозначения, он стремился их наполнить не только изобразительностью, а усилить их семантику, сделать цветообозначения многофункциональными. Поэтому трудно иной раз определить их конкретную функцию. Высоцкий умеет совмещать изобразительность с символикой, с оценочностью. Так, чёрный цвет встречается у Высоцкого при упоминании предметов поклонения верующих людей (икон). В стихотворении «Старый дом», являющемся заключительной частью дилогии «Очи черные», тавтологическое сочетание «черная копоть» под иконами олицетворяет зло, невежество и безбожие. Отношение героя к дому, в который он попал, проявляется в выборе оценочной лексики: дом как кабак, враг, непрошенный, образа перекошены, припадочный малый, вор, барак чумной. Стихотворение интересно цветовым решением: ожидания героя явно связаны со светом («Укажите мне край, где светло от лампад»), а попал он в дом, погруженный во мрак, где погас свет лампад, где живут впотьмах, в зле да в шепоте, под иконами в черной копоти. Герой обманут, разочарован, он вынужден очертя спасаться бегством из дома, где иконы в черной копоти.
В стихотворениях встречается большое количество колоративов, опосредованно называющих цвет, вызывающих в сознании определенные цветовые впечатления: «трава», «огонь», «снег», «гололед», «зима», «пламя», «аспид», «ворон», «лед», «хлорофилл», «тина», «побеги», «седина», «сталь», «кровь», «закат». В процессе рисования картин природы и явлений Высоцкий прибегает к расширению семантики слова. Цветовую коннотацию у него приобретают такие лексемы, как «светлый» («даль светлая»), «лучезарный», «тенистый», «бледный», «пламенеет», «темнота», «тьма», «яркий», «кровь», «блеск», «смуглый», «лунный», «туман», «медный». Так создается поле психологического напряжения, цветность. Писатель, даже не употребляя колоративы, может нарисовать цветную картину при помощи опосредованных цветообозначений. Вот картина, в которой нет колоративов, но, несмотря на это, у Высоцкого она раскрашена: «Где сугробы намело, где ожидают снегопадов», «Как плодородные поля», «Траурные ленты» и т.д.
Цветовой спектр, представленный в творчестве Высоцкого, достаточно разнообразен в своих оттенках:
Серый: серый, серебряный, серо-голубой, седой, сталистый;
Красный: красный, алый, розовый, малиновый, багровый, ржавый, багряный, кровавый, коралловый;
Желтый: желтый, лунный, рыжий, золотой;
Синий: синий, голубой, небесный, родниковый;
Зеленый: зеленый, изумрудный.
Высоцкий не стремится стать во что бы то ни стало оригинальным, он дорожит общечеловеческим, поэтому и колоративы у него часто даны в привычных, естественных своих сочетаниях. В то же время он умеет подновить привычное: рядом с обычным словосочетанием появляется необычный эпитет «коралловые города», и обычное словосочетание приобрело свежесть.
Цветовые метафоры — также любимое Высоцким средство создания образности. Цветовая метафоризация чаще всего строится на использовании прилагательных как основных носителях и выразителях цвета («желтая спина», «серая бездушная масса», «бледные времена», «белая полоса»). Однако метафоры могут быть выражены именем существительным («чернота», «серость», «синева») и глаголом («друзей чернить неловко», «бледнеют и сохнут рябины»).
Поэтическая мысль автора, поданная в образной форме и передающая определенные цветообразы, может быть воспринята по-разному. В значении глагольной формы «чернить» выделяется значение «клеветать на кого – то, на что - то», например:
«Знаю я, своих друзей чернить неловко,
Но ты мне ближе и роднее оттого,
Что моя - верней, твоя – татуировка
Много лучше и красивей, чем его!».
Глагол «чернеть» употребляется в значении «становиться безрадостным, мрачнеть», например:
«Чернели женщины от горя,
Как плодородные поля,
За ними вслед чернели горы,
Себя огнем испепеляя».
В.С. Высоцкий обращается и к таким образным средствам, как цветовая метонимия («Мой черный человек в костюме сером», «- Ну а мне — вот это желтое в тарелке», «Халат закончил опись и взвился бел, крылат») и цветовой перифраз («Но с красным крестом все идут и идут эшелоны», «И скользит подо мной спутник преданный мой — белый мой силуэт» - об отражении в воде). Следует упомянуть и многочисленные цветовые тавтологические сочетания. Высоцкий их использует для усиления цветового эффекта слов («белый саван», «золотая парча», «белая перхоть», «черная сажа»). Помимо лексических цветовых образных средств, В.С.Высоцкий использует средства синтаксиса, чему способствует использование стилистической фигуры - градации («Молодая, красивая, белая», «А оно — зеленое, пахучее, противное»). Следует отметить, что цветообозначения часто являются составляющими подобных рядов:
«Стрельбе, азарту - все цвета,
Все возрасты покорны:
И стар и млад, и тот и та,
И... желтый, белый, черный».
Цветообозначения у Высоцкого употребляются и в роли анафорического элемента, придавая остроту и выразительность всего текста, подчеркивая цветовое значение предметов:
«А черный дым все шел и шел,
А черный дым взвивался вверх...
И так им было хорошо –
Любить ее он клялся век».
Высоцкий использует аллитерацию, чтобы подчеркнуть цветовое настроение своим звучанием:
«Грязью чавкая жирною да ржавою...
...Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал, -
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!».
Таким образом, цветообозначение служит также средством музыкальности стиха, его благозвучия.
В.С.Высоцкий пользуется «чужими» цветообозначениями, которые остались в его памяти как точные, емкие, красивые, выразительные. Так появилась девушка «с черными очами», (заимствования из Полежаева А.И), «Мой черный человек в костюме сером...» (А.С.Пушкин).
Поэт разнообразит обозначения цвета, используя разные части речи: наречия («белым-бело», «черно», «по-черному»), прилагательные («коралловые города», «рыжие пятна в реке», «красные пятна флажков», «голубое сияние льдов», «черный воронок», «осыпан белой перхотью»), существительные («кровь на снегу», «мы ослепли давно от такой белизны», «впрок пили воду черногорцы», «две синевы у горизонта скрещено»), причастия («почерневший», «окровавленный», «из раненых скал»), деепричастия («белея», «бледнея», «побледнев»), глаголы («поседеть», «покраснеть», «чернеть», «побледнеть»).
Использует писатель и цветообозначения в составе идиом: «средь бела дня», «даль светлая», «тоска зеленая».
Эти данные говорят о том, что Высоцкий был действительно зорким и тонким художником, отличающимся эмоциональными переживаниями цвета. Он пользуется известными цветовыми обозначениями, но в то же время его художнический вкус, фантазия и талант не довольствуются общепринятыми называниями. Это заставляет его придумывать свои цветовые номинации, необыкновенные, красивые, образные, индивидуально-авторские. Так появляются колоремы «белоснежнотелый», «белохлебосольный».
2.2.Основные цвета в поэзии В.С.Высоцкого
Черный цвет
Черный цвет употребляется в стихотворениях В.С.Высоцкого 147 раз. Группа черного цвета представлена такими колоремами: «черный», «темный», «траур», «ворон», «аспид».
Он показывает какое-то необыкновенно глубокое восчувствование трагедийного. Так, в песнях военной тематики – черный цвет везде угрюмо символичен, становится признаком несчастья, ужаса. Это земной поклон тяжкой солдатской страде и сострадание к нашим солдатам, оказавшихся в фашистском плену, а также «загремевшим» в штрафные батальоны смертников:
« Мне хочется верить, что черная наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход»;
Или
«Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя»;
«В плен – приказ: не сдаваться!- они не сдаются,
Хоть им никому не иметь орденов.
Только черные вороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.
…Ну а вороны- словно над падалью- вьются
Над черной колонной врагов».
Черный цвет - цвет болезни, тяжелой доли:
«Чернели женщины от горя,
Как плодородные поля».
Белый цвет в творчестве В.С.Высоцкого
В стихотворениях В.С. Высоцкого белый цвет и его оттенки занимают первое место среди других красок. Поэт использует его 169 раз. Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, осветляет, обновляет все соседние цвета, создает ощущение легкости.
Этот цвет боится «черного» и взывает положительные ассоциации, потому что отражает все цвета радуги.
Все белое создает приподнятость, радостность:
«Как Хорошо устроен белый свет! –
Меня вчера отметили в приказе:
Освободили раньше на пять лет, -
И подпись: «Ворошилов, Георгадзе».
Для лирического героя Высоцкого это очень значимое событие в его жизни. Это праздник для него, а праздники, обычно, ассоциируются у нас с чем-то радостным, светлым.
Так, в произведении «Про меня говорят: он, конечно, не гений…» Высоцкий показывает пробуждение своего героя от кошмарных ночей, от темного и, в какой-то мере, от «белого». А это тоже своеобразный «праздник». Это возрождение к жизни:
«И теперь я проснулся от длительной спячки,
От кошмарных ночей – и вот снова дышу, -
Я очнулся от бело-пребелой горячки…».
С помощью белого цвета Высоцкий показывает нам и красоту, и очарованность этой красотой:
«Я не знаю, что там она делала, -
Видно, паспорт пришла получать -
Молодая, красивая, белая…
И решил я ее разыскать».
Серый цвет в творчестве В. С.Высоцкого
Серый цвет смешивает основные цвета черный и белый, и получает промежуточный серый цвет – блеклый, невыразительный. Ведь когда мы видим его, то «можем сказать, что он похож на черный», равно как «можем сказать, что он похож на белый». Поэтому серый и определяет безликость:
«И взмолилась толпа бесталанная –
Эта серая масса бездушная…».
Или
«Ты мне можешь надоесть с полушубками,
В сером платьице с узорами блеклыми…».
Как видим, сам Высоцкий подчеркивает блеклость и неприметность серого цвета.
Но не только блеклость выражает этот цвет, серое – ассоциируется еще и с чем-то ужасающем, приводящем в панику:
«У тебя глаза – как нож:
Если прямо ты взглянешь –
Я забываю, кто я есть и где мой дом;
А если косо ты взглянешь –
Как по сердцу полоснешь
Ты холодным, острым серым тесаком».
Не случайно Высоцкий к серому цвету добавляет определения «холодный», «острый», и само определяемое, ключевое слово «тесак». Ведь это уже не просто нож, а нечто огромное, опасное, страшное.
Не оставляет безразличным и «седой старик»:
«И хирург – седой старик –
Он весь обмяк и как-то сник:
Он шесть суток мою рану зашивал!».
Символика серого в поэзии В.Высоцкого не идет вслед за традицией: серый не воспринимается поэтом как спокойный нейтральный цвет. Чаще Высоцкий употребляет этот цвет в переносном значении: «посредственный, ничем не примечательный»; «малокультурный, необразованный».
«И взмолилась толпа бесталанная –
Эта серая масса бездушная, -
Чтоб сказал он им самое главное,
И открыл он им самое нужное».
Синий цвет в творчестве В. С.Высоцкого
Голубой цвет, вбирая все характерные для синего значения, приобретает и свои семантические оттенки, связывающие его образ в искусстве, литературе, психоанализе с небесной чистотой, покоем, безмятежностью.
У Высоцкого голубой цвет символизирует мечтательность, но в тоже время и ощущение безнадежности:
«Но где же он, мой «голубой период»?
Мой «голубой период» не придет!».
Голубой ассоциативно или напрямую связан с темой творчества, вдохновения, поиском гармонии и покоя, которые немыслимы без особого лиризма и внутренней свободы.
«Мой «голубой период» не придет!» - в этих горьких словах звучат и отголоски излишней боязни оказаться талантливым не в той мере, в какой хотелось бы.
Голубой цвет ассоциируется еще и с благородностью, с некой привилегией:
«Но имя есть - я повторяю как пароль, -
Не верь, что детективы нелюдимы:
Она играет голубую роль,
Мне голубая роль – необходима»;
или
«Хоть ты - кровь голубая,
Хоть ты - белая кость, -
Ведь родится Он, и знаю -
Не пожалует Христос!».
Красный цвет в творчестве В. С.Высоцкого
Красный, желтый и зеленый цвета ассоциируются со светофором:
«И только красный, желтый цвет – бесспорны,
Зеленый – тоже: зелень в хлорофилле,
Поэтому трехцветны светофоры
Для тех, кто пеш и кто в автомобиле».
Красный цвет Высоцкий соотносит с образом «социального прогресса», превратившийся в неизменный спутник советского быта:
«Сколько лет счастья нет,
Впереди - все красный свет».
Красный – помпезно-революционный:
«Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу - и пятна красные флажков.
Не на равных играют с волками
Егеря - но не дрогнет рука, -
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка».
Красный цвет в лирике Высоцкого — это запрещающий цвет светофора, ограничение свободы. Ярким примером является стихотворение «То ли — в избу и запеть...»:
«Сколько лет счастья нет,
Впереди — всё красный свет...
Недопетый куплет,
Недодаренный букет... Бред!».
Желтый цвет в творчестве В. С.Высоцкого
Желтого цвета у Высоцкого немного.
«Растворимой мне махры,
Зять – подохнет без икры,
Тестю, мол, даешь духи для опохмелки!
Двум невесткам – все равно,
Мужу сестрину – вино,
Ну а мне – вот это желтое в тарелке!».
В этом желтом в тарелке для героя стихотворения заключено не просто представление о еде как таковой, а целый сонм переживаний и дум о прекрасном; с другой же стороны в подобном цветовом обобщении сквозит паническая растерянность «контуженого» изобилием провинциального эмиссара перед реальным воплощением желаемого.
Сам Высоцкий, отвечая на вопрос о природе этого метонимического цветообраза, воплощающего собой и жалкость, и убогость материальных запросов героя, признавался: «Я, правда, не знаю, что это – «желтое в тарелке». Но я помню: были какие-то такие банки консервные, они сейчас исчезли, и на них была нарисована тарелка и на ней – что-то желтое. Может, это было манго…».
Как было сказано выше, Высоцкий мало употребляет желтого цвета в своих произведениях. Вместо желтого он использует золотой цвет, более яркий, экспрессивный, заметный:
«На тебя, отраву, деньги, словно с неба сыпались –
Крупными купюрами, «займом золотым»»;
или
«Здесь и вправду ходит Кот, -
Как направо - так поет,
Как налево - так загнет
анекдот, -
Но, ученый сукин сын,
Цепь златую снес в торгсин,
И на выручку - один -
в магазин».
В своих произведениях Высоцкий обращается не только к «простому» цвету, но и к «блестящему» - золотому, серебряному:
«Дом хрустальный на горе - для нее,
Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!».
Что примечательно, когда речь заходит о музыке, Высоцкий использует «блестящий» цвет:
«Гитара опять
Не хочет молчать -
Поет ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами! »;
или
«У меня гитара есть - расступитесь стены!
Век свободы не видать из-за злой фортуны!
Перережьте горло мне, перережьте вены –
Только не порвите серебряные струны!
Я зароюсь в землю, сгину в одночасье –
Кто бы заступился за мой возраст юный!
Влезли ко мне в душу, рвут ее на части –
Только б не порвали серебряные струны!».
Солнце у Высоцкого окрашено в желтый цвет, но оно холодное, замораживающее:
«И звенела тоска, что в безрадостной песне поется,
Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи:
Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце,
И никто не сказал: «Шевелись, подымайся, не спи!»».
Традиционно оттенки желтого описывают осенний или весенний пейзаж, солнце, луну, звезды. У Высоцкого золотой не несет семантики праздничности и нарядности, а желтый в контексте его произведений приобретает семантику обыденности и скуки.
Зеленый цвет в творчестве В. С.Высоцкого
Зеленый цвет, так или иначе, связан в каждом сознании с обозначением травы или растительного мира в целом:
«И вот опять – вагоны,
Перегоны, перегоны,
И стыки рельс отсчитывают путь,-
А за окном – в зеленом
Березки и клены, -
Как будто говорят: «Не позабудь!».
Но это зеленое обращается порой в «змеиное», «пахучее», «противное»:
«У вина достоинства, говорят, целебные,-
Я решил попробовать – бутылку взял, открыл…
Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:
Может быть, зеленый змий, а может крокодил!
А оно – зеленое, пахучее, противное-
Прыгало по комнате, ходило ходуном,-
А потом послышалось пенье заунывное-
И виденье оказалось грубым мужиком!».
Двойственное значение зеленого издавна лежит в основе цветовой символики (зеленый цвет связан не только с произрастанием, но и со смертью и смертельной бледностью):
«Ободрав зеленый дуб,
Дядька ихний сделал сруб,
С окружающими туп
стал и груб, -
И ругался день деньской».
Можно предположить, что зеленый цвет становится у Высоцкого синонимом равнодушно-пассивного, безропотного «растительного существования».
Заключение
В рамках исследования, посвященного анализу цветообозначений в лирике В.С.Высоцкого, был произведен анализ литературных данных, на основании которого мы пришли к следующему выводу: цветообозначения в русском языке представляют собой тот пласт лексики, который с наибольшей яркостью демонстрирует универсальное и уникальное восприятие окружающего мира языковым сознанием.
В рамках данного исследования выявлены наиболее частотные цветообозначения в лирике В.С.Высоцкого. Общее количество слов со значением цвета составляет 627 употреблений.
Цветовая картина мира В.С.Высоцкого имеет свои яркие индивидуальные особенности, что обусловлено неповторимостью цветовидения и художественного мировоззрения поэта. В своей поэзии поэт использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций.
Цветовой спектр, представленный в стихотворениях, достаточно разнообразен и богат в своих оттенках. Эти данные говорят о том, что Высоцкий был действительно зорким и тонким художником. Он пользуется известными цветовыми обозначениями, но в то же время его художнический вкус, фантазия и талант не довольствуются общепринятыми называниями. Это заставляет его придумывать свои цветовые номинации, необыкновенные, красивые, образные, индивидуально-авторские: «белоснежнотелый», «белохлебосольный».
Можно сделать вывод, что большое количество колоративов наделяет стихотворения поэтичностью. В.С.Высоцкий выступает как краснописец, т.е. художник, умеющий красиво писать. Создать наглядный чувственный образ явлений и предметов ему помогает цветопись. И эта цветопись многокрасочна.
Литература
Приложение 1
Словник цветообозначений
Черный | «Мне хочется верить, что черные наши бушлаты Дадут нам возможность сегодня увидеть восход». |
«Мне хочется верить, что черная наша работа Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход». | |
«Кто поверил, что землю сожгли? Нет, она почернела от горя». | |
«Удача - миф. Но эту веру сами Мы создали, поднявши черный флаг». | |
«Пусть над ним кружат черны вороны, Но он дорог мне и в неволе». | |
«Взорвано, уложено, сколото Черное надежное золото». | |
«Мы ослепли давно от такой белизны. Но прозреем от черной полоски земли». | |
«Как любил я вас, Очи черные... » | |
«Впрок пили воду черногорцы И жили впрок - до тридцати». | |
«Чернели женщины от горя, Как плодородные поля. За ними вслед чернели горы, Себя огнем испепеля». | |
«Все золото мое в Клондайке выбрали, Мой черный флаг в безветрии поник». | |
«Проволоку грызли без опаски. Ночь, темно, и не видать ни зги». | |
«Я шагнул в полутемные сени». | |
«Вот и шторы - долой! Затемненье уже ни к чему». | |
«И мужик - купец иль воин - Попадали в темный лес». | |
«Не бойся заблудиться в темноте И захлебнуться пылью - не один ты! » | |
«И темница тесна, и свобода одна, И всегда на нее уповаем». | |
«Вот они подъехали - показали аспиду! Супротив милиции он ничего не смог: Вывели болезного, руки ему за спину И с размаху кинули в чёрный воронок». | |
«Шабаш калился и лысел, Пот лился горячо, Раздался звон — и ворон сел На белое плечо». | |
«Пусть над нами кружат чёрны вороны, Но он дорог мне и в неволе». | |
«Армян в браслетах и серьгах Икрой кормили где-то, А друг мой в чёрных сапогах — Стрелял из пистолета». | |
«Пришла к нему под черное крыло — И встала рядом белая мадонна!» | |
«А поэта бы уболтало бы, И в три бала бы он померк, А теперь гляди с верхней палубы Черный корпус его, белый верх». | |
«Не сдержать меня уговорами. Верю свято я - не в него ли? Пусть над ним кружат черны вороны, Но он дорог мне и в неволе». | |
«Знаю я, своих друзей чернить неловко, Но ты мне ближе и роднее оттого, Что моя - верней, твоя – татуировка Много лучше и красивей, чем его!» | |
«Тайной покрыто, молчанием сколото – Заколдовала природа-шаман. Черное золото, белое золото Сторож седой охраняет — туман». | |
«Стрельбе, азарту - все цвета, Все возрасты покорны: И стар и млад, и тот и та, И... желтый, белый, черный». | |
«А черный дым все шел и шел, А черный дым взвивался вверх... И так им было хорошо – Любить ее он клялся век». | |
Белый | «Что нам слава, что нам Клава - Медсестра и белый свет». |
«К тому же дамы приглашали кавалеров На белый вальс, традиционный, и захватывало дух. Был белый вальс, конец сомненьям маловеров И завершенье юных снов, забав, утех». | |
«Белее снега белый вальс, кружись, кружись, Чтоб снегопад подольше не прервался. Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, И ты был бел, белее стен, белее вальса». | |
«Тайной покрыто, молчанием сколото – Заколдовала природа-шаман. Черное золото, белое золото Сторож седой охраняет — туман». | |
«В России дамы приглашают кавалеров Во все века на белый вальс, и было все белым-бело. Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, Припомни вальс, как был ты бел - и улыбнешься». | |
«Потеряла и свежесть и прелесть Белизна ненадетых рубах». | |
«Потери подсчитаем мы, когда пройдет гроза, Не сединой, а солью убелённые». | |
«Праздничная, вольная, Бело-хлебосольная». | |
«Эй, слезайте с облачка, Добры люди, Да из белого бычка Ешьте студень». | |
«Вот возьмут кольцо мое с белого блюдица, Хоровод завертится, - грустно в нем». | |
«Хоть и белая ты кость До Христа дойду и знаю». | |
«Выпало ходить ему, задире. Говорят, он белыми мастак». | |
«Как давно снятся нам только белые сны, Все иные оттенки снега замели. Мы ослепли давно от такой белизны». | |
«Ну и забава у людей: Убить двух белых лебедей!». | |
«И войны в легких небесных доспехах Врубаются в белые рати зимы». | |
«Тайком под белым флагом Он собирал войска». | |
«В кабаках зеленый штоф, белые салфетки». | |
«Жил я славно в первой трети Двадцать лет на белом свете по влечению». | |
«Побледнев, срываюсь с места Как напудренный я,- До сих пор моя невеста - Целомудренная!». | |
«Путь блестящий наш - смех и загадка,- Вот и время всех бледных времен. Расплескалась судьба без остатка... Кто прощает, тот не обречен». | |
«Гололёд на Земле, гололёд — Целый год напролет гололёд. Гололёд, гололёд, гололёд — Целый год напролет, целый год». | |
«В саван белый одета планета Люди, падая, бьются об лёд». | |
«Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор». | |
«Потери подсчитаем мы, когда пройдет гроза, Не сединой, а солью убелённые». | |
«На чаше звездных, подлинных весов Седой Нептун судьбу решает нашу». | |
«Ах! На крутом берегу, словно снег среди лета, не тая. Ах! На залетном лугу -лебединая белая стая. Ах! Да не зря он кружил, да и снизился не понапрасну. Ах! Он от стаи отбил лебедь белую - саму прекрасную». | |
«Дивну косу девичью - до полу, до полу Сберегу для милого с проседью». | |
«И теперь седые люди Помнят прежние дела». | |
«Сгорели пламенем дотла - не дела, а зола». | |
«И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины». | |
«По горячим следам мореходов живых и экранных, Что пробили нам курс через рифы, туманы и льды, Мы под парусом белым идем с океаном на равных Лишь в упряжке ветров, не терзая винтами воды». | |
«А поэта бы уболтало бы, И в три бала бы он померк, А теперь гляди с верхней палубы Черный корпус его, белый верх». | |
«Стрельбе, азарту - все цвета, Все возрасты покорны: И стар и млад, и тот и та, И... желтый, белый, черный». | |
Серый | «Дождь кидает на плечи Серебром с эполет». |
«Своими семью Серебряными струнами». | |
«Итак, я оставляю позади Под этим серым неприглядным небом». | |
«Не противился он, серенький, насилию со злом, А сносил побои весело и гордо». | |
«Но к ней в серебряном ландо Он не добрался и не до...». | |
«Дом хрустальный на горе - для нее, Сам, как пес бы, так и рос - в цепи». «Родники мои серебряные. Золотые мои россыпи!» | |
«Дурман фиалок, наготу гвоздик И слезы вперемешку с талым снегом». | |
«Сам, впрочем, занимаюсь авторалли я, Гоняю «ИЖ» - и бел, и сер, и беж». | |
«Очкастый частный собственник В зеленых, серых, белых «Жигулях»!» | |
«И взмолилась толпа бесталанная – Эта серая масса бездушная, - Чтоб сказал он им самое главное, И открыл он им самое нужное». | |
«Нет прохода и давно В мире от нахалов, - Мразь и серость пьют вино Из чужих бокалов». | |
«До свидания, я - в ГУМ, за покупками: Это - вроде наш лабаз, но - со стеклами... Ты мне можешь надоесть с полушубками, В сером платьице с узорами блеклыми». | |
«Нашу жизнь не назовешь ты скучной, серенькой — Тем не менее, не радует сейчас: Ктой-то видел пару блюдец над Америкой, Ктой-то видел две тарелки и у нас». | |
«Жили-были в Индии с самой старины Дикие огромные серые слоны». | |
«Когда бы был я серым — я б не бегал, а сидел. Все ждут меня, всем нужен я — и всем визиты делай». | |
«Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко. Мы все разрушим изнутри и оживим, Мы серость выбелим и выскоблим до блеска, Все теневое мы прикроем световым». | |
«Мой черный человек в костюме сером — Он был министром, домуправом, офицером». | |
«Подшит крахмальный подворотничок И наглухо застегнут китель серый – И вот легли на спусковой крючок Бескровные фаланги офицера». | |
Красный | «Но с красным крестом все идут и идут эшелоны, Хотя и потери по сводкам не так велики». |
«Ей-ей-ей, трали-вали Кабы красна девица жила в полуподвале». | |
«Да, так и есть! Вот густо покраснел Интервьюер: - Вы изменяли женам?» | |
«Когда еще так пелось?! И Роза, в чем была, Сказала: «Ах!» - зарделась – И вещи собрала». | |
«Киль - как старый неровный Гитаровый гриф: Это брюхо вспорол мне Коралловый риф». | |
«Коралловые города... В них многорыбно, но не шумно - Нема подводная среда, И многоцветна, и разумна». | |
«Был развеселый розовый восход, И плыл корабль навстречу передрягам, И юнга вышел в первый свой поход Под флибустьерским черепастым флагом». | |
«Сколько лет счастья нет, Впереди — всё красный свет... Недопетый куплет, Недодаренный букет... Бред!» | |
«А Иван от гнева красный, - Пнул Кощея, плюнул в пол». | |
«В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок». | |
«Со мной смеются складки В малиновом плаще. С покойных взятки гладки, - Смеялся я — вообще». | |
«Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу - и пятна красные флажков». | |
«Личность в штатском — парень рыжий. Мне представился в Париже». | |
«Но туже затянули жгут, Вон вижу я - спиртовку жгут, Всё рыжую чертовку ждут С волосяным кнутом». | |
«...Душу, сбитую утратами да тратами, Душу, стертую перекатами, - Если до крови лоскут истончал, - Залатаю золотыми я заплатами – Чтобы чаще Господь замечал!». | |
«Жизнь - алфавит, я где-то Уже в «це», «че», «ша», «ще». Уйду я в это лето В малиновом плаще». | |
«Грязью чавкая жирною да ржавою...» | |
Зеленый | «Еще несмышленый, зеленый, но чуткий подсолнух Уже повернулся верхушкой своей на восход». |
«Но отказался я от дележа Наград, добычи, славы, привилегий: Вдруг стало жаль мне мертвого пажа... Я объезжал зеленые побеги». | |
«Замок временем скрыт и укутан, укрыт В нежный плед из зеленых побегов». | |
«В кабаках зеленый штоф, белые салфетки. Рай для нищих и шутов, мне ж - как птице в клетке». | |
«Вон орехи рядышком С изумрудным ядрышком». | |
«И только красный, желтый цвет - бесспорны, Зеленый - тоже: зелень в хлорофилле». | |
«Я снижаюсь все ниже и ниже, Я уже отраженья не вижу – Море тиною заволокло». | |
«Играть я буду и на красных и на чёрных, И в Монте-Карло я облажу все углы, - Останутся у них в домах игорных Одни хвалёные зелёные столы». | |
«Он мне не друг и не родственник, Он мне - заклятый враг, - Очкастый частный собственник В зеленых, серых, белых «Жигулях»!». | |
«У вина достоинства, говорят, целебные, - Я решил попробовать - бутылку взял, открыл... Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное: Может быть, зелёный змий, а может - крокодил!... А оно зеленое, пахучее, противное - Прыгало по комнате, ходило ходуном…». | |
«Шел я, брёл я, наступал то с пятки, то с носка, - Чувствую - дышу и хорошею... Вдруг тоска змеиная, зелёная тоска, Изловчась, мне прыгнула на шею». | |
Синий | «И небо поделилось с океаном синевой, Две синевы у горизонта скрещено». |
«В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол». | |
«А вот прошла вся в синем стюардесса, как принцесса». | |
«Вспари, едва крыла раскинь В густую трепетную синь». | |
«Здесь голубым сияньем льдов Весь склон облит». | |
«Коль святой, так Машку брось. Хоть и кровь ты голубая». | |
«Перед солоно да горько-кисло-сладкою, Голубою, родниковою, ржаною». | |
«То же небо, опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода». | |
«Отражается небо в лесу, как в воде, И деревья стоят голубые». | |
«Никто не лается в сердцах, Собачка мается в сенцах, И печка в синих изразцах И с поддувалом». | |
«Мне тяжко под нею, Гляди, я синею, Уже сатанею, Кричу на бегу». | |
«Она жила под солнцем - там, Где синих звезд без счета, Куда под силу лебедям Высокого полёта». | |
«Маринка, слушай, милая Маринка! Далёкая, как в сказке Метерлинка, Ты — птица моя синяя вдали, - Вот только жаль — её в раю нашли!» | |
«Я из дела ушел, из такого хорошего дела! Ничего не унес — отвалился в чем мать родила, - Не затем, что приспичило мне, - просто время приспело, Из-за синей горы понагнало другие дела». | |
«Разомлею я до неприличности, Ковш холодной - и все позади, - И наколка времен культа личности Засинеет на левой груди». | |
Желтый | «В желтой жаркой Африке, В центральной ее части». |
«Где вы, волки, былое лесное зверье? Где же ты, желтоглазое племя мое?!» | |
«Со страниц пожелтевших стекая на нас». | |
«Сон мне: желтые огни, и хриплю во сне я». | |
«Колос - в цвет янтаря, - успеем ли? Нет! Выходит, мы зря сеяли. Что там, цветом в янтарь, светится? Это в поле пожар мечется». | |
«Мне чья-то желтая спина Ответила бесстрастно: «А ваша подпись не нужна – Нам без нее все ясно». | |
«Растворимой мне махры, Зять - подохнет без икры, Тестю, мол, даешь духи для опохмелки! Двум невесткам - все равно, Мужу сестрину - вино, Ну а мне - вот это желтое в тарелке!». | |
«Хотя японец желтолиц - у него шикарный «блиц»». | |
«И стар и млад, и тот и та, И... желтый, белый, черный». | |
«И звенела тоска, что в безрадостной песне поется, Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи: Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце, И никто не сказал: «Шевелись, подымайся, не спи!»». | |
«Я тянусь своей шеей упругой К золотому от пота лицу». | |
«И стекает на плечи Серебро с эполет. Как в агонии бродит Золотое вино...». | |
«Не дам порочить наш совейский городок, Где пиво варят золотое «Жигули»!» | |
«Презирали лесов позолоту». | |
«Еще асфальт не растопило И не позолотило крыш». | |
«Купола в России кроют чистым золотом – Чтобы чаще Господь замечал... ...Душу, сбитую утратами да тратами, Душу, стертую перекатами, - Если до крови лоскут истончал, - Залатаю золотыми я заплатами – Чтобы чаще Господь замечал!». | |
«Стрельбе, азарту - все цвета, Все возрасты покорны: И стар и млад, и тот и та, И... желтый, белый, черный». |
Диаграмма 1
Цвет и оттенки цвета в сборнике «Нерв»
Цвет | Количество употреблений | Процентное соотношение |
1. Белый | 169 | 27% |
2. Черный | 147 | 23,5% |
3.Красный | 94 | 15% |
4. Серый | 88 | 14% |
5.Желтый | 53 | 8,4% |
6. Синий | 49 | 8% |
7.Зеленый | 27 | 4% |
Всего цветообозначений | 627 | 100% |
Слайд 1
Выполнил: Грищенко М., ученик 7 «Б» класса Руководитель: Алексеева О.В., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художест - венного произведения [ Е.В.Кузнецов «Большой толковый словарь русского языка», 2000 ] Цветопись несет глубокую идейно-художественную и эмоциональную нагрузку, участвует в становлении системы ценностей произведения [ Н.И.Каратеева «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня», 2003, с.94 ]
Слайд 3
недостаточная изученность функционирования цветной лексики в поэтической речи В.С.Высоцкого
Слайд 4
В.С. Высоцкий – «цветной» писатель.
Слайд 5
Объект исследования : поэтическая речь В.С.Высоцкого Предмет исследования: цветная лексика
Слайд 6
доказать, что В.С.Высоцкий – «цветной» писатель.
Слайд 7
Задачи исследования: 1. Рассмотреть историю цветообозначения в лингвистике; 2. выявить цветообозначения в стихотворениях В.С.Высоцкого; 3. проанализировать использование цветовой лексики в стихотворениях В.С.Высоцкого; 4 . рассмотреть частеречную принадлежность цветовой лексики в стихах В.С.Высоцкого.
Слайд 8
1.Прием сплошной выборки; 2.количественный подсчет (подсчет числа выявленных фактов употребления цветовой лексики); 3. описательный и сопоставительный.
Слайд 9
Цвет Количество Процентное соотношение 1. Белый 169 27% 2. Черный 147 23,5% 3.Красный 94 15% 4. Серый 88 14% 5.Желтый 53 8,4% 6. Синий 49 8% 7.Зеленый 27 4% Всего цветообозначений 627
Слайд 10
Серый: серый, серебряный, серо-голубой, сталистый; Красный: красный, алый, розовый, малиновый, багровый, ржавый, багряный, кровавый, коралловый; Желтый: желтый, лунный, рыжий, золотой; Синий: синий, голубой, небесный, родниковый; Зеленый: зеленый, изумрудный.
Слайд 11
« Блестеть», «кровь», «аспид», «снег», «темный», «свет», «темнота», «тьма», «огонь», «бледный», «янтарь», «небо», «седина», «гололед» и т.д. «Путь блестящий наш - смех и загадка,- Вот и время всех бледных времен». «Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, Кровь на снегу - и пятна красные флажков». «И теперь седые люди Помнят прежние дела».
Слайд 12
Наречия («белым-бело», «черно», «по-черному»); прилагательные («коралловые города», «рыжие пятна в реке», «красные пятна флажков», «голубое сияние льдов», «черный воронок», «осыпан белой перхотью»); существительные («кровь на снегу», «мы ослепли давно от такой белизны», «впрок пили воду черногорцы», «две синевы у горизонта скрещено»); причастия (« почерневший », «окровавленный», «из раненых скал»); деепричастия («белея», «бледнея», «побледнев»); глаголы («поседеть», «покраснеть», «чернеть», «побледнеть»).
Слайд 13
« Мне хочется верить, что черная наша работа Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход»;
Слайд 14
«Кто поверил, что землю сожгли? Нет, она почернела от горя»; «В плен – приказ: не сдаваться!- они не сдаются, Хоть им никому не иметь орденов. Только черные вороны стаею вьются Над трупами наших бойцов. … Ну а вороны- словно над падалью- вьются Над черной колонной врагов».
Слайд 15
« Чернели женщины от горя, Как плодородные поля».
Слайд 16
«Как Хорошо устроен белый свет! – Меня вчера отметили в приказе: Освободили раньше на пять лет, - И подпись: «Ворошилов, Георгадзе».
Слайд 17
«И теперь я проснулся от длительной спячки, От кошмарных ночей – и вот снова дышу, - Я очнулся от бело-пребелой горячки…».
Слайд 18
«Я не знаю, что там она делала, - Видно, паспорт пришла получать - Молодая, красивая, белая… И решил я ее разыскать».
Слайд 19
1.Большое количество колоративов наделяет стихотворения поэтичностью. 2.Цветопись В.С.Высоцкого многокрасочна.
Слайд 20
Серый цвет смешивает основные цвета черный и белый, и получает промежуточный серый цвет – блеклый, невыразительный. Ведь когда мы видим его, то «можем сказать, что он похож на черный», равно как «можем сказать, что он похож на белый». Поэтому серый и определяет безликость: «И взмолилась толпа бесталанная – Эта серая масса бездушная…».
Слайд 21
У Высоцкого голубой цвет символизирует мечтательность, но в тоже время и ощущение безнадежности: «Но где же он, мой «голубой период»? Мой «голубой период» не придет!».
Слайд 22
Красный цвет в лирике Высоцкого — это запрещающий цвет светофора, ограничение свободы. Ярким примером является стихотворение «То ли — в избу и запеть...»: «Сколько лет счастья нет, Впереди — всё красный свет... Недопетый куплет, Недодаренный букет... Бред!».
Слайд 23
Солнце у Высоцкого окрашено в желтый цвет, но оно холодное, замораживающее: «И звенела тоска, что в безрадостной песне поется, Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи: Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце, И никто не сказал: «Шевелись, подымайся, не спи!»». Традиционно оттенки желтого описывают осенний или весенний пейзаж, солнце, луну, звезды. У Высоцкого золотой не несет семантики праздничности и нарядности, а желтый в контексте его произведений приобретает семантику обыденности и скуки.
Слайд 24
Двойственное значение зеленого издавна лежит в основе цветовой символики (зеленый цвет связан не только с произрастанием, но и со смертью и смертельной бледностью): «Ободрав зеленый дуб, Дядька ихний сделал сруб, С окружающими туп стал и груб, - И ругался день деньской». Можно предположить, что зеленый цвет становится у Высоцкого синонимом равнодушно-пассивного, безропотного «растительного существования».
Есть в осени первоначальной...
Браво, Феликс!
Осенняя паутина
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Огонь фламенко