• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изучение этимологии «школьных» слов.

Опубликовано Шабельникова Клавдия Степановна вкл 19.12.2019 - 9:20
Шабельникова Клавдия Степановна
Автор: 
Сергеев Артемий Олегович - 3 б класс
У каждого человека своя судьба, своя профессия, своя малая родина. Но есть одно, что нас всех объединяет, что дает старт в большую жизнь – это ШКОЛА. Для меня школа − это не просто здание, это особый мир, мир знаний, открытий, возможностей. В этом году придя в новую школу, в которой для меня все было новым и непривычным: класс, учитель, одноклассники - даже школьные предметы казались поначалу совсем иными. Это заставило меня задуматься над значением этих слов, которые мы так часто произносим (говорим) и не знаем, откуда они взялись: «школа», «учитель», «класс», «ручка», «тетрадь». Школьная традиция, к сожалению, такова, что все такие вопросы остаются за рамками обучения. В школе обучают грамматике и орфографии родного языка и элементам иностранного, но не дают даже самых первоначальных представлений о том, как языки изменяются во времени. Изучением этимологии слова занимались еще в 281/278 до н. э. — 208/205 древнегреческий стоик Хрисипп, в 116 — 27 гг. до н. э. древнеримский грамматист Варрон, в 1703—1769 русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, в 1694—1778 Вольтер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitnaya_kartochka.docx29.02 КБ
Microsoft Office document icon anntotatsiya_k_etimologii_2.doc28 КБ
Office presentation icon izuchenie_etimologii_shkolnyh_slov_2.ppt1.91 МБ
Файл etimologiya_shkolnyh_slov.docx92.02 КБ
Microsoft Office document icon retsenziya_na_etimologiyu.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль ученических проектов

"Визитная карточка" проекта

Автор проекта[1]logo_grani

Фамилия, имя, отчество автора

Сергеев Артемий Олегович

Класс, школа, город

3 б класс МБОУ «СШ №13» г. Нижневартовск

Эл. адрес, ICQ

нет

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта и его должность[2]

 Шабельникова Клавдия Степановна учитель - логопед

ТЕМА ПРОЕКТА

 Изучение этимологии «школьных» слов.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

изучение этимологии слов по школьной тематике, при помощи науки о языке - лингвистики.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Итогом  моей работы стало создание словаря «О школьной жизни», для младших школьников содержанием которого являются слова, их значение и происхождение.

Данный словарь  можно использовать на уроках русского языка и литературы, для уточнения значений слов и повышения уровня грамотности школьников. Каждый ученик может дополнять и расширять словарь самостоятельно интересными для него словами. Так же словарь можно посмотреть на сайте нашей школы.

ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ

1. Провести теоретический анализ   специализированной литературы  по происхождению слов.

2. Исследовать происхождение и значение слов по школьной тематике.

3.  Проанализировать полученные результаты исследования.

4. Провести просветительскую работу среди школьников о происхождении слов, для повышения грамотности обучающихся. 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЕМ ПРОЕКТЕ

 Для проведения исследования по  изучению происхождения слов по школьной тематике, при помощи науки о языке – лингвистики была проделана следующая работа:

1. Проведен теоретический анализ   специализированной литературы  по происхождению слов. Результатом которого явился следующий вывод: этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и   его первоначальное значение.

2. Для проведения практической части исследования нами была выбрана следующая группа слов, на школьную тему: школа; учитель, тетрадь, класс, дневник, доска, каникулы, парта, шпаргалка. При помощи сравнительно-исторического анализа и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы. Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время. Результаты практического этапа исследования представлены в третьей главе проекта.

3.  Анализ результатов исследования позволяет сделать следующий вывод: чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени.

4.  При помощи созданного словаря среди школьников 4х классов проведена просветительская работа о происхождении слов, которая позволила повысить уровень грамотности обучающихся.

Итогом  исследовательской работы стало создание словаря «О школьной жизни», для школьников содержанием которого являются слова на школьную тематику, их значение и происхождение. Изучение этимологии слов школьной тематики стало для меня настоящим открытием, и я думаю, для многих будет интересным ознакомиться с результатами моего исследования.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по исследованию истинного значения слова и его происхождения в области молодежного сленга.

ГРАНИ ПОЗНАНИЯ - 2018


[1] -у групповых проектов заполняются данные о всех членах авторской группы

[2] -число руководителей не более трех


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

К  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ  

“ Изучение этимологии «школьных» слов ”.

Работу выполнил ученик МБОУ «СШ№13» г. Нижневартовска:   Сергеев Артемий Олегович 3 б класс.

Научно-исследовательская работа   “Изучение этимологии «школьных» слов” состоит из введения, 3 пунктов литературного обзора, методики проведения исследования, результатов собственных исследований, выводов и списка использованной литературы.

Во введении отражены актуальность выбранной темы работы, сформулирована цель и задачи работы, предмет, объект, методы исследования, гипотеза. Здесь же отражена научная и практическая значимость полученных данных  для применения на уроках русского языка и литературы при изучении соответствующих тем.

В 3 пунктах литературного обзора рассмотрены теоретические вопросы касающиеся:

- подходов к определению понятия «этимология»;

- возникновение термина;

- примеры народной этимологии.

В методике проведения исследования, детально описан объект и предмет исследования. В этом же пункте научно-исследовательской работы подробно описана примененная  методика  изучения этимологии «школьных» слов.  

Результаты исследования содержат данные, полученные самостоятельно в ходе проведенного исследования, сравнения и анализа полученных данных.  Результаты исследования представлены в виде словаря «школьных» слов.

В выводах  подведен итог исследования этимологии «школьных» слов.  

С результатами  исследования были ознакомлены учащиеся 3-х классов МБОУ «СШ №13». Материалы исследования помещены на школьном сайте для информирования общественности.

 

В дальнейшем ученик планирует продолжить свои исследования по данной теме и исследовать происхождение и значение подросткового сленга в школьной среде.  

Список использованной литературы состоит из 7 источников изученной литературы и 3 электронных источников.

В приложении приведен словарь «школьных» слов.    


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение этимологии «школьных» слов Автор работы: Сергеев Артемий Олегович Руководитель работы: Шабельникова Клавдия Степановна, учитель-логопед МБОУ «СШ№13»

Слайд 2

Цель: изучение этимологии слов по школьной тематике, при помощи науки о языке - лингвистики. Задачи: Провести теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов. Исследовать происхождение и значение слов по школьной тематике. Проанализировать полученные результаты исследования. Провести просветительскую работу среди школьников о происхождении слов, для повышения грамотности обучающихся.

Слайд 3

Объект исследования : группа слов по школьной тематике. Предмет исследования : этимология группы слов по школьной тематике. Методы : Теоретический анализ Сравнительно-исторический метод Метод сравнения по парам

Слайд 4

Гипотеза: следует предположить, что, изучив происхождение и значение слов по школьной тематике, можно увидеть изменения в значении слов.

Слайд 5

Выбранные слова: Школа; Учитель; Тетрадь; Класс; Дневник; Доска; Каникулы; Парта; Шпаргалка.

Слайд 6

Слово Историческое значение Значение в данный момент Школа Досуг, праздность, отдых Учебноезаведение Учитель Тот кто приучает, тот к кому привыкают, доверяют Тот, кто передает кому-нибудь какие-нибудь знания, навыки Тетрадь Буквально означает сложенное вчетверо Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь Класс Созванные, собранные Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу

Слайд 7

Дневник Ежедневный, поденный. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении Доска Кружок, диск, блюдо В аудитории, классе: укрепленная на стене или на ножках большая пластина, на которой пишут мелом Каникулы Собачонки. Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время.

Слайд 8

Парта Особо, в отдельности Школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей Шпаргалка Пеленка, измаранный клочок бумаги У учащихся, неуверенных в своих знаниях, бумажка с записями для подглядывания во время экзамена.

Слайд 9

Выводы Проведен теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов. Результатом которого явился следующий вывод: этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и его первоначальное значение. Для проведения практической части исследования нами была выбрана следующая группа слов, на школьную тему: школа; учитель, тетрадь, класс, дневник, доска, каникулы, парта, шпаргалка. При помощи сравнительно-исторического анализа и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы. Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время. Результаты практического этапа исследования представлены в третьей главе проекта. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующий вывод: чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени. При помощи созданного словаря среди школьников 4х классов проведена просветительская работа о происхождении слов, которая позволила повысить уровень грамотности обучающихся.

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

эмблема школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД  ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

 СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 13

Изучение этимологии «школьных» слов.

Автор работы:

Сергеев Артемий Олегович - 3 б класс

Руководитель работы:

 Шабельникова Клавдия Степановна, учитель-логопед

Нижневартовск – 2018 г.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Литературный обзор

5

1.1. Подходы к определению с разных точек зрения.

5

1.2 Возникновение термина.

6

1.3 Примеры народной этимологии.

7

Глава II. Методика проведения исследования

8

Глава III. Результаты исследования

10

Выводы  

14

Список использованной литературы

16

Введение

Актуальность. У каждого человека своя судьба, своя профессия, своя малая родина. Но есть одно, что нас всех  объединяет, что дает  старт в большую жизнь – это ШКОЛА.   Для меня школа − это не просто здание, это особый мир, мир знаний, открытий, возможностей. В этом году придя в новую школу, в которой для меня все было новым и непривычным: класс, учитель, одноклассники - даже школьные предметы казались поначалу совсем иными.

Это заставило меня  задуматься над значением этих слов, которые мы так  часто произносим (говорим) и не знаем, откуда они взялись: «школа», «учитель», «класс», «ручка», «тетрадь».

Школьная традиция, к сожалению, такова, что все такие вопросы остаются за рамками обучения. В школе обучают грамматике и орфографии родного языка и элементам иностранного, но не дают даже самых первоначальных представлений о том, как языки изменяются во времени.

Изучением этимологии слова занимались еще в 281/278 до н. э. — 208/205  древнегреческий стоик Хрисипп, в  116 — 27 гг. до н. э. древнеримский грамматист Варрон, в 1703—1769 русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, в 1694—1778 Вольтер.  

Цель: изучение этимологии слов по школьной тематике, при помощи науки о языке - лингвистики.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ   специализированной литературы  по происхождению слов.

2. Исследовать происхождение и значение слов по школьной тематике.

3.  Проанализировать полученные результаты исследования.

4. Провести просветительскую работу среди школьников о происхождении слов, для повышения грамотности обучающихся.

Объект исследования: группа слов по школьной тематике.

Предмет исследования: этимология  группы слов по школьной тематике.

 Методы:

- Теоретический анализ

- Сравнительно-исторический метод

- Метод сравнения по парам

Гипотеза: следует предположить, что изучив происхождение и значение слов по школьной тематике, можно увидеть изменения в значении слов.

Научная и практическая значимость.  

Изучение этимологии слов школьной тематики стало для меня настоящим открытием, и  думаю, для многих будет интересным ознакомиться с результатами моего исследования.

Итогом  моей работы стало создание словаря «О школьной жизни», для младших школьников содержанием которого являются слова, их значение и происхождение.

Данный словарь  можно использовать на уроках русского языка и литературы, для уточнения значений слов и повышения уровня грамотности школьников. Каждый ученик может дополнять и расширять словарь самостоятельно интересными для него словами. Так же словарь можно посмотреть на сайте нашей школы.

Глава 1  Литературный обзор.

1.1. Подходы к определению с разных точек зрения

Все знают, что есть такие науки, как физика и химия; а о том, что есть и наука о языке — лингвистика, — многие и не подозревают.

Для большинства людей язык, на котором они говорят, представляет собой не только необходимый для практической жизни инструмент, но, по крайней мере, в какие-то моменты, также и объект живого бескорыстного интереса.

Люди самых разных жизненных занятий и уровней образования время от времени задаются вопросами, связанными с языком. Откуда произошло, как появилось то или иное слово? В поисках ответа человек, далекий от лингвистики, нередко начинает строить догадки, основанные на случайном сходстве слов.

Например: что в точности значит слово аляповатый? Откуда оно произошло? Когда оно появилось? Или: есть ли какая-то связь между словами мятый и мята? или суд и судно? или калий и кальций? или укусить и покуситься?

Изучением происхождения слова занимается этимология. К определению этимологии в разные времена подходили по разному. [3]

Например, в словаре В. Даля дано следующее определение:

Этимология (ж. греч.) - словопроизводство, корнесловие, ученье о образовании из одного слова другого. [2]

В словаре Ушакова –

Этимология, и, ж. [от греч. etymos — истинный и logos — учение] (лингв). 1. Отдел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Самое происхождение того или иного слова. [5]

В современной энциклопедии в интернете «Википедия»:

Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος  (этимос)— «истинный, правильный, верный» и др.-греч. -λογια (логос) — «учение», «наука») — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова. [8]

1.2. Возникновение термина

Термин зародился в среде древнегреческих стоиков, приписывается Хрисиппу (281/278 до н. э. — 208/205 до н. э.). Древнеримский грамматист Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) определял этимологию как науку, которая устанавливает «почему и отчего появились слова».

До появления сравнительно-исторического метода большинство этимологий носило совершенно фантастический характер. Русский поэт и филолог XVIII века В. К. Тредиаковский (1703—1769) считал, что название страны Норвегия есть искаженная форма слова «наверхия», так как эта страна расположена наверху географической карты, а название Италия восходит к слову «удалия», потому что страна эта на много верст удалена от России. Подобные «штудии» вынудили Вольтера (1694—1778) сказать, что «этимология — это наука, в которой гласные ничего, а согласные почти ничего не значат». Инструментарий этимологии дал сравнительно-исторический метод — совокупность приемов, позволяющих доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории (Я. Гримм, Ф. Бопп, Р. Раск, А. Х. Востоков и др.).

За время существования исторической лингвистики в этой науке сделано два главных открытия — открытие самого факта, что языки со временем изменяются, и открытие основного принципа их изменения. [8]

1.3. Примеры народной этимологии

Помимо исторической лингвистики, изучающей происхождение слова и изменение его во времени с помощью сравнительно-исторического анализа, существует так же любительская или народная лингвистика. Она строит свои догадки на основе близкого звучания слов.

Народная этимология – ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия, но позднее воспринимаемая так же и классическим литературным языком. [8]

Например, мы читаем, что слово маска произведено от глагола мазать, — это якобы «нечто намазанное на лицо». Хотя достаточно заглянуть в словарь Фасмера, чтобы узнать, что слово маска пришло в русский язык из немецкого Maske или французского masque.

 Как известно, немало иностранных имен собственных совпадает с теми или иными русскими словами. Таковы, например, личные имена Боб, Том, Люк, Кнут, названия городов Вена, Рига, Киль; в Эфиопии есть город Горе, под Ливерпулем протекает река Морда и т.д.

Как мы видим, отыскать на карте любой страны географические названия, похожие на слова родного языка любителя, — дело довольно несложное. Понятно тем самым, что такие находки сами по себе, без лингвистического и историко-географического анализа, не имеют ровно никакой цены в изучении действительного происхождения соответствующих географических названий.

Например, испанский любитель быстро сообразил бы, что Кама и Ока — это просто испанские слова cama ‘кровать’ и oca ‘гусь, гусыня’; итальянец догадался бы, что река Пьяна — итальянское piana ‘тихая’, а турок — что Дон и Нева — турецкие don ‘мороз’ и neva ‘богатство’.  [3]

  Таким образом,  этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и его первоначальное значение .                                                                                                                    

Глава II. Методика проведения исследования

Для изучения этимологии слов по школьной тематике нами было проведено исследование, которое проводилось в несколько этапов.

Этап 1. В ходе первого этапа нами были выбраны слова, связанные со школьной деятельностью. В данную группу слов вошли следующие:

- школа;

- учитель;

- тетрадь;

- класс;

- дневник;

- доска;

- каникулы;

- парта;

- шпаргалка.

Этап 2. При помощи сравнительно-исторического метода и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы.

Сравнительно-исторический метод - научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития.

Этап 3. В ходе данного этапе нами был применен метод сравнения по парам. В этом методе сравнивается изначальное значение слова с его значением в настоящее время.

 Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время.

Для удобства нами была создана таблица, в первом столбце которой написано само слово в двух последующих его историческое значение и значение в настоящее время.

Глава 3. Результаты исследования

В ходе изучения  слов, связанных со школьной деятельностью получили следующие результаты:

Этап 2. 

Слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как "схолэ". И означало совсем не учебное заведение, а "досуг", "праздность", "отдых". Короче говоря, очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу - как очень приятное и полезное занятие. [1] [6]

«Учитель». Были в древнерусском языке слова учити, учитися, ученье, ученый, учитель, ученикъ, учьба (учеба). В памятниках начала XI века встречается и слово укъ - "учение". Именно древний корень -ук, восходящий к созвучному индоевропейскому, и был прародителем этих слов и многих других: наука, навык, привыкать... Слова, от него образованные, есть во многих славянских языках. А означал индоевропейский ук - "приучаться", "привыкать", "доверять". [1] [7]

«Тетрадь». Это слово происходит от греческого " тэтрадион", что буквально означает сложенное вчетверо. Именно так древние греки делали тетради. Часто эти четыре листочка для удобства сшивались. Сейчас тетрадь может состоять из различного количества листов.
«
Класс». Заимствовано в конце XVII в. из французского языка, где classe разряд, социальная группа, восходит к латинскому classis (исходное слово Calare – звать, созывать). Класс – буквально созванные, собранные.  [7]

«Дневник». Это слово чисто русское, и образовано оно от корня дн - (день) с помощью суффиксов-евн -, -ик(ср.дн/евн/ой. дн/ева/ть).Появилось оно в XVIII веке и представляет буквальный перевод(кальку)французского слова "журналь" - " ежедневный, поденный". Интересно, что сейчас у нас живет и французский оригинал (слово журнал) и его русская копия (слово дневник), но значения их различны. [7]

«Доска». В английском языке desk (близкое по созвучию слову доска) означает вовсе и не доску, а парту ("письменный стол"). "Наша" доска восходит к латинскому discus - "кружок", "диск", "блюдо", заимствованному, в свою очередь, из греческого языка. Странная этимология: кружок, диск, доска... А может, и действительно раньше доска была каким-то маленьким кружком или походила на блюдо - они-то разные по форме бывают? Заглянем в историю. В старину у школьников были не тетрадки, а маленькие аспидные (покрытые черным слоем сланца-аспида) доски в деревянной рамке. Сколько было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, то и дело приходилось пускать в ход тряпочки - не хватало места "для новых страничек". То ли дело современные тетради.
  С той поры прошло много лет, никто не пишет на аспидных досках. Но память о них все же сохранилась. Классная доска - это ведь тоже доска-тетрадка, только очень большая, для всего класса. А быть может, все и того проще: и доска, и диск, и блюдо - плоские? А может быть, блюдо как-то связано со столом, а отсюда и до доски, на которой можно писать, недалеко? В общем, версии, как всегда, могут быть самые разные, но все они требуют подтверждения.  [7]

Каникулы». Если слово "каникулы" вызывает довольную улыбку на лице каждого школьника, то его происхождение должно доставить не меньшее удовольствие. В буквальном переводе оно означает "собачонки" от латинского "канис" - собака. Как это получилось? История довольно сложная. "Каникулой" - собачонкой именовали римляне звезду Сириус, считая ее охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда Сириус появлялся на небосклоне, в Риме начинались самые жаркие летние дни и объявлялся перерыв во всяких занятиях. Естественно, он и получил название "каникулы" [7]

«Парта». Лет тридцать назад школьник сто раз на день повторял парта, на парте, за партой, а откуда взялось это парта, даже и ученые не очень-то ясно себе представляют. Слово это нерусское. Скорее всего, оно произошло от немецкого apart - "особо", "в отдельности" (апартаменты): когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям. Она была изобретена в России, в североуральском (ханты - мансийском) селе Брусняты Белоярского района. В конце XIX века за участие в деятельности тайного революционного общества народников "Земля и воля" сюда был сослан студент Петербургского университета Петр Феоктистович Коротков.

Работая в Бруснятах сельским учителем, он и изобрел парту с наклонной верхней плоскостью, за которой можно писать не горбясь. За что и получил в 1887 году серебряную медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке. Конструкция оказалась настолько удачной, что вскоре распространилась повсеместно. [7]

Тем из учащихся, которые пользуются шпаргалками, невредно было бы знать истинное значение этого слова. А означает оно "пеленка", по-латински "спарганум", по-гречески "спарганом". Затем оно перешло в польский язык, где обозначало "измаранный клочок бумаги". И только в русском языке оно стало называть учебное пособие для нерадивых учеников. Так что те, кто пользуется шпаргалками, по сути еще не вышли из пеленок. [7]

Результатом проведения исследований по данному этапу явилось выяснение первоначального значения слов.

Этап 3.  Полученный результат исследования представлен в таблице.

Слово

Историческое значение

Значение в настоящее время

Школа

Досуг, праздность, отдых

Учебное заведение

Учитель

 Тот кто приучает, тот к кому привыкают, доверяют

Тот, кто передает кому-нибудь какие-нибудь знания, навыки

Тетрадь

Буквально  означает сложенное вчетверо

Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь

Класс

Созванные, собранные

Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу

Дневник

Ежедневный, поденный

Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Доска

Кружок, диск, блюдо

В аудитории, классе: укрепленная на стене или на ножках большая пластина, на которой пишут мелом

Каникулы

Собачонки.

Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в некоторых странах - также в работе парламента) на праздничное или летнее время.

Парта

Особо,  в отдельности

Школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей

Шпаргалка

Пеленка, измаранный клочок бумаги

У учащихся, неуверенных в своих знаниях, бумажка с записями для подглядывания во время экзамена.

Таким образом,  мы можем сделать вывод, что чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени.

Выводы

Для проведения исследования по  изучению происхождения слов по школьной тематике, при помощи науки о языке – лингвистики была проделана следующая работа:

1. Проведен теоретический анализ   специализированной литературы  по происхождению слов. Результатом которого явился следующий вывод: этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и   его первоначальное значение.

2. Для проведения практической части исследования нами была выбрана следующая группа слов, на школьную тему: школа; учитель, тетрадь, класс, дневник, доска, каникулы, парта, шпаргалка. При помощи сравнительно-исторического анализа и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы. Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время. Результаты практического этапа исследования представлены в третьей главе проекта.

3.  Анализ результатов исследования позволяет сделать следующий вывод: чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени.

4.  При помощи созданного словаря среди школьников 4х классов проведена просветительская работа о происхождении слов, которая позволила повысить уровень грамотности обучающихся.

Итогом  исследовательской работы стало создание словаря «О школьной жизни», для школьников содержанием которого являются слова на школьную тематику, их значение и происхождение. Изучение этимологии слов школьной тематики стало для меня настоящим открытием, и я думаю, для многих будет интересным ознакомиться с результатами моего исследования.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по исследованию истинного значения слова и его происхождения в области молодежного сленга.

Список использованной литературы

1. Волков Л.А. «Этимология некоторых лицейских слов»

2. Даль В. Толковый словарь

3. Зализняк А.А. «О профессиональной и любительской лингвистике». Наука и жизнь № 1 , № 2, 2009г.

4. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка.

5. Ушаков Толковый словарь

6. Шанский Н.М.  «Школьный этимологический словарь».

 7. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера.

8. ru.wikipedia.org

9. www.slovnik.narod.ru

10. www. slovopedia. com

 


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на  исследовательскую работу  

“ Изучение этимологии «школьных» слов ”.

Работу выполнил ученик  3б класса: Муниципальной бюджетной общеобразовательной средней школы  № 13 г. Нижневартовска Сергеев Артемий Олегович

Представленная научно-исследовательская работа является самостоятельно выполненной и завершенной по филологии. Ученик четко определил актуальность исследования, цели, задачи, объект, предмет исследования, гипотезу. Кроме того во введении отражена   практическая значимость  полученных данных для использования на уроках русского языка и литературы.

Выбранная тема “Изучение этимологии «школьных» слов” выражает актуальную проблему значения слов по школьной тематике, которые часто используют в своей речи обучающиеся, не зная их происхождения и истинного значения.  

 Ученик продемонстрировал хороший уровень знаний русского языка и теоретические аспекты лингвистики. Продемонстрировал умение проводить исследование, анализировать, сравнивать и обобщать полученный результат. На основании полученных результатов ученик формулирует собственные  выводы.

Работа характеризуется смысловой ценностью, логично построена, последовательно продумана. В работе используются научные термины и определения, прослеживается связь с другими предметами.

Четко представлен литературный обзор, методика и объект исследования, полученный результат. На основании полученного результата,   в дальнейшем, ученик планируют продолжить свои исследования по данной теме и исследовать происхождение и значение подросткового сленга в школьной среде.   

 Материал исследования размещен на школьном сайте для ознакомления общественности с полученными результатами.

 

Рецензент:

Кандидат пед. наук,

зам. директора по

УВР МБОУ «СШ №13»                                                           Ю.Н.Зобелева


Поделиться:

Сказка "Узнай-зеркала"

Где спят снеговики?

Горячо - холодно

Есть в осени первоначальной...

Рисуем осень: поле после сбора урожая