• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сочинение по истории на тему: «Мир крестьянской культуры»

Опубликовано Зуева Елена Николаевна вкл 24.04.2020 - 19:46
Зуева Елена Николаевна
Автор: 
Соломонова Ангелина
Интерес к своему прошлому живет в человеке с того момента, когда он начинает осознавать себя, задавать вопросы. И главный из них: а с чего же всё начинается? Дружба, любовь, семья, родина?! В поисках ответа порой проходит целая жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение по истории18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по истории на тему: «Мир крестьянской культуры»

 «… В наших силах не быть равнодушными

к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении».

Д. С. Лихачев

Интерес к своему прошлому живет в человеке с того момента, когда он начинает осознавать себя, задавать вопросы. И главный из них: а с чего же всё начинается? Дружба, любовь, семья, родина?! В поисках ответа порой проходит целая жизнь.

Культура любого народа многослойна, а тем более в такой стране, как наша. Люди разных национальностей, народов, сословий жили бок о бок на протяжении веков, но при этом оберегая свои обычаи, традиции, развивая их. Сложился целый пласт дворянской культуры. Своя культура у купечества, мещан. Обычаи старообрядчества отличаются от обычаев казачества. Культура и традиции сибирского крестьянства не совсем похожи на те, что бытуют в южных районах России. Что уж там, даже говор уроженца одной части Смоленской области отличается от диалекта человека, живущего в другой ее части. Но при этом культура объединяла людей, обычаи и традиции - все то, что осталось от наших дедов-прадедов, что позволяет почувствовать себя не "Иванами, не помнящими родства", а частицей большого рода, в целом - народа. Культура народа наглядно проявляется в народном творчестве.

Народный  костюм. В нем всё - история земледелия, ткачества, прядения, вышивки. Каждый элемент - символ, который можно читать словно книгу.

Основная крестьянская женская одежда нашего Бельского уезда - сарафан. Где-то клетчатый, но в большинстве своем - косоклинный сарафан, холст который красили ольхой. К нему шла холстинная рубаха. Одежда  крестьянки была продумана, не стесняла движения, не мешала в работе. Что до украшений, то накинет девушка или женщина на голову красивый платок, преображается полностью.

Свое мастерство девушка, женщина могли проявить и в вышивке, которая претерпевала изменения с течением времени - от строгих выверенных узоров-символов до разнообразных цветов, сюжетных рисунков.

Свое же подлинное отношение к миру, судьбе, любви, дружбе крестьянин наиболее полно выразил в народном поэтическом творчестве. В сказках, песнях, загадках, скороговорках, пословицах, поговорках - жизнь народа во всех ее проявлениях. Приобщение к народной мудрости начиналось с колыбельных.

Подрастая, ребенок в крестьянской семье начинал петь эти же колыбельные свои братьям, сестрам.

Песни сопровождали жизнь крестьянскую всегда - в горести и радости. Плясовые, хороводные, лирические.  Даже в последний путь в некоторых Смоленских деревнях провожали под своеобразные плачи.

Есть еще один жанр, который дошел и до наших дней - частушка. Вот уж где сатира, юмор, "сильное" словцо - всего хватает. Пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, который еще долго будет "подпитывать" и современную жизнь.

Крестьянский быт невозможно представить без поверий, предрассудков, всяких быличек, "страшных" рассказов. В нашей местности чаще других были распространены верования в домовых и лессовых.

 Самые важные события в жизни крестьян были связаны с праздниками.

Наиболее широко были распространены храмовые и престольные праздники.

Эти праздники посвящались памяти святого или события, во имя которого была построена местная церковь в целом либо один из престолов церкви. Престольным мог быть и один из больших праздников церковного календаря, отмечаемых в данном селении по установленной в приходе очереди.

К празднику в селениях приводили в порядок улицы, вычищали их от грязи и снега, В домах мыли стены, полы, потолки, украшали избу полотенцами, на пол клали половики.

Ко дню престольного праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины -художественные поделки из дерева.

Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.

Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей - родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу.

Может быть, во время этих праздников и зародилась любимая игра детей и подростков - лапта. Сейчас забытая игра еще лет сорок назад дарила столько радости, что нынешнему подростку трудно даже объяснить состояние азарта, общность интересов команды.

О русских крестьянских обычаях, обрядах, народном творчестве издано немало книг. Смолянам повезло, что здесь работал такой собиратель и этнограф, как Н.В. Добровольский.

Крестьянская культура настолько многообразна, что в небольшом эссе невозможно рассказать обо всех ее проявлениях. Нам молодежи двадцать первого века нужно помнить, чтить и передавать следующим поколениям историю своей Родины. Дело это нужное и интересное.


Поделиться:

Сказка "Морозко"

Сказка на ночь про Снеговика

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Астрономический календарь. Май, 2019

Городецкая роспись