• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сочинение Легендарная симфония

Опубликовано Тихонова Любовь Викторовна вкл 01.05.2020 - 15:32
Тихонова Любовь Викторовна
Автор: 
Гречная Софья 8 класс

Сочинение, написанное моей ученицей в рамках Всероссийского конкурса сочинений "Без срока  давности", посвящённом 75 - летию Великой Победы. 1 место в районе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сочинение на конкурс. 1 место.33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Легендарная  симфония

                                                         И словно память тех блокадных дней,

                                                                 Мы свято чтим сокровище сокровищ -        

                                                                 Симфонию, что выковал в огне      

                                                                 Наш легендарный Дмитрий Шостакович.

                                                                                             Наталья  Смирнова

      Музыка и война… Совместимы ли эти понятия? Музыка… Какая сила таится в ней? Какую роль она играет в жизни человека?  Можно ли сравнить её с разрушающей мощью огня?  Каким образом в тяжёлых военных условиях услышанные людьми мелодии вселяли веру в победу, в успех, в желание выжить во что бы это ни стало?

     Блокада Ленинграда… Страшный голод. Постоянные обстрелы. Множество погибших от обстрелов и голода. В таком осаждённом городе жил и работал замечательный советский композитор Д.Д. Шостакович. Зачисленный в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внёс свой вклад в оборону родного города. Но в октябре 1941 года Дмитрий Дмитриевич вместе с семьёй был эвакуирован из Ленинграда. В эвакуации он не забыл про свой родной город, его оружием стала музыка. По плану Гитлера к 9 августа 1942 года Ленинград должен был пасть. Симфонию № 7 Д.Д. Шостакович  заканчивает в эвакуации, в городе Куйбышеве. Там она прозвучала впервые.

      Зимой 1942 года в осаждённом Ленинграде было принято решение создать при радиокомитете симфонический оркестр. Его руководителем был назначен Карл Элиасберг. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди, измученные голодом, физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Пришлось музыкантов искать по фронтам. Позже музыкантов созданного оркестра прикрепили к столовой горсовета – один раз в день они получали горячий обед, чтобы хоть как – то восстановить силы. Вскоре руководитель настолько ослаб, что не мог ходить от истощения. Зимой с диагнозом “дистрофия II степени” он был госпитализирован, но уже 9 апреля 1942 года провёл репетицию созданного оркестра.

       И вот 2 июля 1942 года лейтенант Литвинов под сплошным огнём немецких орудий, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объёмные нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии. С огромным трудом собрав оркестр, начались репетиции. Они длились по пять – шесть часов утром и вечером.

       Через несколько дней в городе появились афиши. Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Прямо под афишей сидела бледная женщина и раздавала программы концерта. На первой её страничке было написано: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович». Эта программа служила входным билетом на концерт. Билеты разошлись очень быстро. Все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт.

        И вот пришёл день 9 августа 1942 года. Шёл 355 – й день ленинградской блокады. Люди шли пешком. Женщины – в нарядных платьях, мужчины – в костюмах. Но этот наряд висел на них, как будто был взят с чужого плеча. Зал филармонии заполняли слушатели. Раздались оглушительные аплодисменты. Весь зал встал, чтобы поприветствовать руководителя оркестра Карла Элиасберга. Начался концерт… Гениальный «эпизод нашествия», мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог «реквием жертвам войны» и в самом деле обладают огромной силой художественного воздействия.

       Концерту придавалось исключительное значение. Все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника, в воздух поднялись сотни самолётов, чтобы измученные войной люди послушали великую музыку. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры. После того, как музыканты отыграли, зрители аплодировали стоя. Откуда – то появилась девочка с букетиком живых цветов. За кулисами все бросились обниматься и целоваться друг с другом. Это был великий праздник. Жители блокадного Ленинграда сотворили чудо. Они поняли, что живы, ощутили силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Пройдут годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, напишет об этом в стихах:

Невидимый диктор сказал Ленинграду:

«Вниманье! Играет блокадный оркестр!..»

И музыка встала над мраком развалин,

Крушила безмолвие тёмных квартир.

И слушал её ошарашенный мир…

Вы так бы смогли,

Если б вы умирали?..

          Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим  силу и непобедимость русского народа. Это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока будет звучать это бессмертное произведение, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили свои собственные жизни, чтобы мы имели сегодня светлое безоблачное мирное небо над головой.

        Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных испытаний, блокады и смерти, голода и разрушений люди умудряются написать столь сильное произведение и даже исполнить его в блокадном городе? Это неповторимый подвиг! Ленинградская симфония была написана Д.Д. Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление русской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки. Она звучит и сейчас. Сверхмузыкальная, патриотическая, непобедимая, героическая, гремящая, невозможная…

Гречная Софья, 8 класс МБОУ «Родомановская средняя школа»

Руководитель: Тихонова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы.


Поделиться:

Лиса-охотница

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

Повезло! Стихи о счастливой семье

Про пингвинов

Сказка "Морозко"