Ученицей был проведен анализ исторического становления театральной деятельности и состояния в настоящее время в Новосибирске.
Управление образования администрации Каргатского района
Новосибирской области
МКОУ Маршанская средняя школа
Исследовательская работа по теме:
«Анализ исторического становления театральной деятельности и состояния в настоящее время
в Новосибирске»
Выполнила: Морозова Ирина,
обучающаяся 10 класса
МКОУ Маршанская СШ
Руководитель: Лушникова И.И,
учитель русского языка и литературы
2020год
Оглавление.
(1930-1940)………………………………………….………….с.8
(1941-1945)………………….………………………………….с.9
(1960-1971)…………………………………………………….с.10,11
(1971-1993)……………………………………………………..с.11-13
4.Заключение…………………………………………………………..с.20
5. Список используемой литературы………………………………..с.21
1.Введение.
Сегодня театр переживает труднейший момент в своей истории. Телевидение, кино, шоу-бизнес, которые рентабельнее и более популярны у массового зрителя, серьёзно потеснили театр. Культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания. Самостоятельно жить театрам тяжело, с трудом, но они выживают. И для того, чтобы театр снова встал на ноги, выполняя все свои социальные функции, он нуждается как в общественной, так и в государственной поддержке.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2019 год в Российской Федерации объявлен годом театра.
Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются сохранение и популяризация лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступность лучших образцов театрального искусства для жителей разных городов; совершенствование организации театрального дела и привлечение внимания к вопросам театрального образования.
А раз театр существует, то он влияет на сегодняшнее общество, потому что только театр, а не телевидение, кинематограф или шоу-бизнес остаётся хранителем ценностей. Я имею в виду настоящий театр, театр, который несёт ответственность за своё искусство. Он и в настоящее время не утратил своей актуальности.
Актуальность: если подрастающему поколению прививать интерес к театру, то от того, как будет развиваться театр, будет зависеть будущее нашего общества в целом.
Ходить в театр- это значит давать своей душе развиваться, расти, за счет включенности, максимального присутствия, размышлений, поисков ответов на разнообразные вопросы. А это свидетельствует о стремлении к высокому, к красоте и совершенству. В театре всегда присутствует момент искренности, несмотря на то, что актеры просто играют свои роли. Они в этот момент наиболее искренни с залом и с самим собой. Они переносятся в своем сознании в другую эпоху, в другую ситуацию и позволяют переживать вместе с ними. И если актеры талантливы, и у них есть способность играть, то они этим и ценны, потому они и любимы. На актуальность театра не сможет что-то повлиять, пока есть интеллектуальные, глубокие и мыслящие люди. Театр жил, живет и будет жить, пока горит огонь в сердцах и в глазах людей.
Но этот огонь все реже и реже появляется в глазах молодежи. Все реже и реже она посещает театры. Возникла проблема, которая привела к культурному спаду подрастающего поколения. Ведь основная функция театров- это развивать и воспитывать сегодняшнего зрителя.
Я считаю, что только театр способен научить нас думать и любить. И чтобы поднять интерес молодежи к театру, я думаю, нужно обратиться к истории возникновения театров. Не зная истоков, мы не сможем дальше развиваться, и не сможет развиваться театр.
Какова же история становления театральной деятельности и каково состояние этой деятельности в настоящее время? Это те вопросы, которые волнуют меня, и я в них хочу разобраться . Потому и выбрала эту тему для своей исследовательской работы. Я попытаюсь познакомиться с зарождением театральной культуры в Новосибирске, в практической части своей работы я остановлюсь на сопоставительном анализе двух театров: ТЮЗа и «Глобус»- в период зарождения и в настоящее время.
Гипотеза: если мы не будем воссоздавать историю театра, то наши потомки никогда не узнают о культурной жизни нашего города.
Целью моей работы будет исследование и анализ исторического становления театральной деятельности и состояния этой деятельности в настоящее время. Объектом исследования является театр, предметом – театральная деятельность.
Данная цель определила следующие задачи:
- познакомиться с зарождением театральной культуры в Новосибирске;
-раскрыть историческое становление ТЮЗа и театра «Глобус»;
-проанализировать их театральную деятельность и сравнить с состоянием этой деятельности в настоящее время;
-расширить представление о театральных деятелях ТЮЗа и театра «Глобус»;
-вызвать интерес к театру.
2. Основная часть.
2.1. Зарождение театральной культуры в Новосибирске
В 1896 году завершилось строительство моста в Ново-Николаевске, город стал интенсивно разрастаться. И в Вокзальной части города, на пересечении улиц Сибирской и Нарымской уже в 1905 году появился городской сад с помпезным названием «Альгамбра». Именно сад "Альгамбра" считается «отцом» театральной культуры Новосибирска. Вообще Альгамбра – это дворец в Испании, памятник архитектуры. Он был построен в 13 -14 веках. Очень красивый! Богатое декоративное убранство залов, помпезность, пышность орнаментов стали нарицательными. Наверное, жители Ново-Николаевска видели свой сад именно таким, раз уж дали ему такое название. На территории сада размещались летний театр, открытая сцена, ресторан, дом-читальня (библиотека) и аттракционы. В саду постоянно играл духовой оркестр, устраивались празднования, народные гуляния, фейерверки, работал небольшой буфет. А летом 1906 года на сцене летнего театра Ново-Николаевским Товариществом драматических артистов была показана первая пьеса, она была посвящена 20-летию со дня смерти великого драматурга А.Н. Островского. Вообще в "Альгамбре" выступали многие известные артисты русского драматического искусства, певцы, музыканты, театральные труппы и ансамбли. Выступала Вера Комиссаржевская, Анастасия Дмитриевна Вяльцева (знаменитая исполнительница русских песен и романсов). А через 10 лет, в 1916 году городская управа передала летний театр «Альгамбра» в распоряжение театральной труппы артиста Г. А. Соколова. Потом произошла революция, но после революции сад продолжал существовать. В 1930-е гг. на территории сада построили детский комбинат, а затем в 1931 году открылся Сад имени Сталина. Сейчас это Центральный парк отдыха.
Первый настоящий (стационарный) театр в Новосибирске открывается 4 апреля 1930 года. Он располагался в Доме Ленина, на Красном проспекте (сейчас здесь находится Филармония). Первым спектаклем, открывшим Театр Юного Зрителя, была пьеса Леонида Макарьева «Тимошкин рудник». Новосибирский ТЮЗ стал продолжателем Ленинградского ТЮЗа, большую часть труппы театра составили актёры и режиссёры ленинградского ТЮЗа. ТЮЗ стал любимейшим театром юных новосибирцев.
Вторым театром в Новосибирске стал «Красный факел». Он был создан в 1920году в Одессе группой молодых актёров во главе с режиссёром Владимиром Татищевым. В Новосибирске же «Красный факел» впервые играл 1 ноября 1932 года. Тогда, специально для дебюта, театр возобновил одну из лучших своих постановок— пьесу Эрнста Толлера «Гоп-ля, мы живем!». Здание «Красного факела» (как и многие другие) было спроектировано знаменитым новосибирским архитектором Андреем Крячковым и построено в 1914 году как Купеческое собрание. В то время это был самый большой, самый красивый зал в городе, и здесь происходили главные культурные события: гастроли, концерты, спектакли любительских коллективов. Одно из первых крупных зданий, появившихся в Новосибирске.
Он остаётся одним из наиболее интересных и красивых по сей день.
Театр "Старый дом", что находится на «Речном вокзале», начал свою историю 20 октября 1933 года спектаклем по пьесе Чуркина «Прорыв в любви».
Затем в 1934году появился кукольный театр.
В 1945году – Оперный театр.
Вывод: С 1930 года по 1945 год появилось в Новосибирске 5 театров. Сегодня в городе открыты двери 14 театров, идут спектакли для детей и взрослых. Некоторые театры, как «Глобус», «Театр Оперы и Балеты», «Факел» или театр «На Левом берегу» стали своеобразной визитной карточкой Новосибирска, многие известные театралы и киноартисты начинали работу именно здесь. А спектакли стали любимыми не только новосибирцам, но и жителям других городов.
2.2. Зарождение ТЮЗа
В 1929 году первый слет пионеров Западной Сибири от имени юных новосибирцев обращается к Ленинградскому ТЮЗу с просьбой помочь в организации детского театра. Первыми добровольцами приехавшими организовывать театр в Сибири были пятеро артистов Ленинградского ТЮЗа. И 10 июля 1930 года спектаклем «Тимошкин рудник» по пьесе Л. Макарьева открылся Новосибирский Театр Юного Зрителя. До 1935 года театр существовал в клубе «Молодые ленинцы», потом известного как кинотеатр «Пионер», а затем переехал в новое здание – Дом Ленина (ныне камерный зал Новосибирской Филармонии). В довоенном Новосибирске работало уже несколько театров, но ТЮЗ был одним из любимейших театров, он стал неотъемлемой частью культурной жизни города.
2.3. Зарождение театра «Глобус»
ТЮЗ постоянно искал новые темы, идеи, старался говорить со зрителем о современных ему проблемах. В 60-х годах встал вопрос о новом здании для театра, и в 1965 году был заложен символический камень в основание здание. Но само строительство растянулось на 20 лет! Проект архитекторов А. А. Сабирова, М. Н. Стародубова был настолько необычной формы, что это очень смущало высшее руководство. Закончилось строительство лишь в 1984 году. Здание театра выполнено в виде парусного судна, вместо обычных окон иллюминаторы, просторные холлы, два зрительных зала (большой зал на 500 мест и малый на 118 мест), большая гардеробная, буфеты. Просторно и очень красиво!
3. Практическая часть.
3.1. Театральные деятели и репертуар ТЮЗа довоенного периода
(1930- 1940)
Наибольшее влияние на творческую жизнь Новосибирского ТЮЗа первого десятилетия оказал Николай Федорович Михайлов (1902-1969) – актер, режиссер, педагог, один из художественных руководителей театра, впоследствии народный артист РСФСР. Им будут определены репертуарные пути театра по брянцевской модели ТЮЗа, сформирована труппа, даны художественные цели и задачи в пору становления театра. Всего на сцене Новосибирского ТЮЗа Н.Ф. Михайлов поставил 14 спектаклей. Среди них: «Винтовка № 492116» А. Крона (1930), «Аул Гидже» Н. Шестакова (1931), «Боевое звено» Я. Задыхина (1931), «Мы и другие» Л. Бочина (1931), «Молодой пласт» Л. Бочина (1932), «Музыкантская команда» Д. Дэля (1936), «Дубровский» Н. Каткова по повести А. Пушкина (1937), «Арсен» С. Шаншиашвили (1938), «Правда» А. Корнейчука (1938) – спектакли, которые определили в художественной программе театра его путь как театра героики и романтики.
Открытие театра пьесой «Тимошкин рудник» глубоко закономерно. Это была первая реалистическая пьеса о советской современности с героем-подростком, вступающим в борьбу с социальным злом. Она положила начало целому ряду произведений об участии детей в классовой борьбе, об их вкладе в процесс создания нового социалистического строя. Во второй половине 30-х годов на сценах ТЮЗа ставят первые пьесы С. Михалкова, В. Любимовой, Л. Кассиля, А. Барто, П. Маляревского, Т. Габбе, М. Даниэля. Произведения многих из названных авторов войдут в жизнь Новосибирского ТЮЗа.
В первые годы Новосибирский ТЮЗ был театром для подростков и старшеклассников. Малыши пришли в 1935 г., когда в ТЮЗе появилась сказка. Первой сказкой театра стал «Конек-Горбунок» П. Ершова. Премьера совпала с переездом театра в новое здание – Дом Ленина на Красном проспекте, 54.
Современники оценивали появление сказки в репертуаре ТЮЗа как новый и важный этап его развития. За «Коньком-Горбунком» пришли «Синяя птица» М. Метерлинка (1936), «Красная Шапочка» Е. Шварца (1937), «Кот в сапогах» Л. Макарьева (инсценировка сказки Ш. Перро, 1938), «Снежная королева» Е. Шварца (1939).
Тюзовские пьесы о современности, лучшие пьесы-сказки с их необычными героями дали возможность проявиться искусству сибирских актрис-травести, создавших яркие, волнующие образы детей и подростков.
Среди травести 30-х годов – Е.Г. Агаронова, В.И. Афонина, А.Т. Березовская, З.Ф. Булгакова, И.Н. Курушкина, Е.П. Куршева, З.В. Новик. А. Розеноер, В.С. Толоконникова.
3.2. Театральные деятели и репертуар ТЮЗа в военный период
(1941- 1945 )
В сентябре 1941 года в город стали прибывать эвакуированные из Ленинграда: Пушкинский театр, Новый ТЮЗ, филармония. С 1941 по 1945 годы в жизни коллектива Новосибирского ТЮЗа начинается особый, военный период. Осенью 1942 года театр уезжает в Анжеро-Судженск, предоставив сценическую площадку Ленинградскому Новому Театру Юных Зрителей под руководством Б.В. Зона.
В годы войны репертуар Новосибирского ТЮЗа значительно взрослеет. Среди премьер 1942-1943 годов, сыгранных в Анжеро-Судженске, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова, «Бедность не порок» А. Островского, «Давным-давно» А. Гладкова и другие.
В годы войны театр много работает для раненых, находившихся в госпиталях. Артисты играли в залах госпиталей и в палатах, давали концерты для одного-двух раненых. В годы войны труппа театра сильно изменилась: почти весь мужской состав ушел на фронт, и она была пополнена эвакуированными актерами – Е.М. Негина, Р.В. Виноградова, И.Б. Эйдинова, И.Е. Слонова, А.И. Попова, А.Р. Фуксина, М.А. Бибер. Возглавили театр столичный режиссер, ученик В.Э. Мейерхольда П.В. Цетнерович и И.С. Деева. Несмотря на трудные условия жестоких военных лет, Новосибирский ТЮЗ создает спектакли высокой сценической культуры. Два из них – «Слуга двух господ» (1942) и «Комедия ошибок» (1943), поставленные П.В. Цетнеровичем, вошли в историю советского театра военных лет как его наиболее яркие достижения.
Новосибирский ТЮЗ с честью выдержал испытания военных лет. В годы войны, как писали историки советского театра для детей, он «вышел на одно из первых мест среди юношеских театров страны».
3.3. Театральные деятели и репертуар ТЮЗа в послевоенный период
( 1946-1960).
В 1946-1949 в труппу вливаются новые молодые: В.Г. Эйрих, Е.С. Лемешонок, Л.Л. Метелева и пятеро выпускников Ленинградского театрального института – В.С. Орлов, А.В. Гаршина, В.Г. Лелеп, В.В. Кузьмин и А.Я. Мовчан. Без этих имен в три последующих десятилетия трудно представить репертуарный поиск театра.
В 1947-1952 гг. театр возглавлял режиссер Исай Михайлови Сапожников, мастер, воспитанный на мхатовских традициях. Его спектакли «Юность отцов» Б. Горбатова, «Гастелло» И. Штока, «Всадник, скачущий впереди» Ю. Принцева. Продолжали на сцене ТЮЗа героико-романтические традиции 30-х годов, которые находили горячий отклик в зрительном зале, хранящем живые воспоминания о днях Великой Отечественной войны.
С 1945-го по 1960 год коллектив театра встретился в работе с целой «труппой» постановщиков, насчитывавшей 36 индивидуальностей. Среди них: заслуженный артист Литовской ССР С.Ф. Владычанский, народная артистка РСФСР В.П. Редлих, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР Р.А. Корох, П.Л. Монастырский. Разнообразие режиссерских почерков и методов работы воспитывало в труппе умение идти к цели разными путями. В это же время первые шаги в режиссуре сделают актеры В.С. Орлов и А.Я. Мовчан.
Энергия творческого состава в конце 50-х годов во многом определялась «оттепелью» в общественной жизни страны, пережившей культ личности Сталина. «Оттепель» дарила надежду, что впереди – лучшее. Романтический порыв героев первых произведений В. Розова — «Страница жизни» (режиссер Р.И. Тихомирова, 1954), «В добрый час» (режиссер Н.А. Игнатова,1955), «В поисках радости» (режиссер Л.В. Луккер, 1958), как и героев пьесы М. Соболя в спектакле «Товарищи романтики» (режиссер Р.Р. Суслович, 1957), принимался залом безоговорочно.
3.4. Театральные деятели и репертуар ТЮЗа в период «Оттепели»
(1960-1971)
Время «Оттепели» дало возможность заново ощутить цену человеческой личности, индивидуальности. С 1960 по 1971 год Новосибирский ТЮЗ возглавил главный «шестидесятник» театра народный артист России Владимир Валентинович Кузьмин (1923-1984 гг.).
В. Кузьмин хорошо знал творческую программу театра прошлых десятилетий и задумался над тем, чтобы его изменить.
Мир после Второй мировой войны стремительно менялся: росли большие города, в жизнь внедрялась научно-техническая революция, набирало интеллектуальный рост новое поколение. Подросток 60-х, по данным психофизиологии, медицины и антропометрии, был крепче и способнее к большему интеллектуальному и эмоциональному напряжению, что привело к закреплению тенденции «овзросления» творческой позиции деятелей Новосибирского ТЮЗа. Практически ТЮЗ становится театром рабочей молодежи и студенчества.
В этот период на сцене ТЮЗа идут пьесы о жизни молодого современника, которые значительно расширили репертуар театра для старшеклассников. Среди названий тех лет особой любовью у молодежи пользовались такие спектакли, как «Друг мой, Колька!» А. Хмелика, «В дороге» В. Розова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Алкины песни» А. Иванова, «Московские каникулы» А. Кузнецова, «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина.
Театр расширяет репертуарные поиски, прежде всего, в области классики, где и происходит основная реализация творческого потенциала театра в создании ярких художественных образов актерами разных поколений. На сцене ТЮЗа идут «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1963), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1966), «Чайка» А. Чехова (1966), «На дне» М. Горького (1968), «Горячее сердце» А. Островского (1969). Вводя классику в репертуар театра, В.В. Кузьмин решал и важную творческую задачу – давал труппе материал, отвечавший опыту и мастерству ведущих артистов ТЮЗа.
Каждый сезон в афише ТЮЗа 60-х годов появляются новые названия для ребят младшего и среднего школьного возраста: «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Именем революции» М. Шатрова, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Юность отцов» Б. Горбатова, «Пузырьки» А. Хмелика, «Коко делает фокусы» К. Воденичаровой и другие.
В спектаклях успешно работают актрисы Г. Аверьянова, Т. Анохина, Э. Гарина, Н. Демина, М. Золотарева, З. Лисятина, М. Малахова, К. Осипова, В. Широнина, занятые в ролях травести, а также несшие основную нагрузку во «взрослом репертуаре». Коллектив ТЮЗа тех лет составляли в основном ученики новосибирской театральной школы: А. Дорожко, В. Бирюков, В. Наймушин, Г. Мамлеева, С. Петухов, Г. Шустер. Скоро они станут ведущими актерами ТЮЗа, а позже и других театров города.
В 1969 году за особые заслуги в развитии искусства Новосибирский ТЮЗ был награжден орденом «Знак Почета».
3.5.Театральные деятели и репертуар ТЮЗа на новом этапе жизни театра (1971-1993)
Приход в Новосибирский ТЮЗ на пост главного режиссера в 1971 году Л.С. Белова ознаменовал новый этап в жизни театра (1971-1987).
В эти годы сибирским театром будет предпринята попытка обновления брянцевской модели детского театра во всех его звеньях. В основу художественной программы этого периода будет положена главная театральная идея шестидесятников – «чистка идей революции», что определит понимание специфики искусства театра этого периода. В героической теме, без чего немыслим внутренний мир подростка, Л.С. Белова интересовал, прежде всего, герой мыслящий, психология молодого человека в момент наивысшего напряжения. В связи с постановкой пьесы «Жаворонок» Ж. Ануя (1979), ставшей программной для театра, режиссер заявлял: «Быть человеком в наши дни, значит, отстоять свой идеал, не предавать самого себя, сохранить веру в свое дело и предназначение. Взойти на костер во имя веры – вот высочайшее предназначение человека». Эту мысль режиссер отстаивал в спектаклях: «Сквозь время» по роману В. Кина «По ту сторону» (1977), «Салют динозаврам!» Г. Мамлина (1979), «Старый дом» А. Казанцева (1980), «Свободная тема» А. Чхаидзе (1981).
Л.С. Белов продолжил и основную репертуарную направленность театра, сложившегося за прошедшие десятилетия как театр героики и романтики. К постановке были взяты такие названия, как «А зори здесь тихие...» Б. Васильева (постановка В. Орлова, 1971), «Материнское поле» Ч. Айтматова (постановка Л. Белова, 1972), «Настенька» В. Недоброво (режиссер Л. Белов, 1975) и другие. На материале событий революционных и военных лет театр осмысливал традиции понимания гражданственности и подвига, соотносил их с сегодняшним днем.
Традиционной в репертуарной политике театра оставалась классика – русская и зарубежная. В 70-е годы главный режиссер театра осуществит постановки: «Недоросль» Д. Фонвизина (1971), «Свои люди – сочтемся» А. Островского (1972), «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира (1973), «Без вины виноватые» А. Островского (1976) «Ревизор» Н. Гоголя (1983). Для Л. Белова классика на сцене театра являлась не просто данью истории, традициям театра. Как режиссер-публицист, он видел в ней прежде всего повод, чтобы сказать о сегодняшнем дне, его тревогах и, главное – заставить молодого зрителя думать. Обновление творческих позиций «театра трех поколений» приведет к созданию спектаклей, образующих в репертуарной политике ТЮЗа 70-80-х годов своеобразные циклы. Один из циклов, составили такие спектакли, как «Радуга зимой» М. Рощина (режиссер Н. Задорожный, 1972), «Наталья и русалочка» Э. Шима (режиссер В. Гранат, 1974), «Чудеса в ожидании лета» А. Корина (режиссер К. Воронцов, 1983) и некоторые другие, которые с тревогой говорили об одиночестве подростка, рассматривали одиночество как следствие холодности и бездушия окружающего мира. Одним из самых глубоких прочтений театром темы «трудного подростка» в середине 80-х станет спектакль «Вся надежда...» М. Рощина (режиссер В. Цхакая, 1986). Спектакль был отмечен поразительной жизненной узнаваемостью его героев, точностью их социальных характеристик. Творческое ядро труппы Новосибирского ТЮЗа 70-80-х годов составят: народные артисты России А.В. Гаршина, В.М. Федоров, артисты С. Василешников, В. Калиниченко, В. Кондрашов, И. Кулеш, С. Наливкина, А. Невраев, Л. Одиянкова, С. Петров, С. Прутис, Т. Седельникова, С. Судакова и ставшие заслуженными артистами Н. Александров, С. Байков, А. Игнатков, Т. Кочержинская, А. Кузнецов, И. Нахаева, Н. Орлова, И. Петрова, В. Решетников, В. Соколов, Ю. Соломеин, Л. Трошина.
В 1984 году театр переезжает в новое здание. Переезд совпал с новыми ветрами действительности. В обществе происходят радикальные перемены, смена всей общественной идеологии, с которой в течение десятилетий театр был неразрывно связан. Эра идеологического театра уходила в прошлое. Перестройка дала свободу слову, сделала необходимостью поиск новых тем, интонаций, нового стиля.
В 1992 году художественным руководителем театра становится талантливый композитор, заслуженный деятель искусств России Григорий Яковлевич Гоберник, работавший ранее заведующим музыкальной частью театра.
Поиски новых художественных идей этого периода будут лежать в русле музыкальной эстетики, превращающей спектакль в праздник. В 1990 году Г. Гоберник поставил коллаж-концерт «Мы», который стал началом нового музыкально-пластического направления театра «Глобус». В 1993 г. Новосибирский Театр Юных Зрителей принимает новую художественную программу. С этого времени он Новосибирский молодежный, а с 1997 года академический молодежный театр «Глобус».
Вывод: в каждом периоде становления ТЮЗа огромную роль играют те , кто был «у руля». Это руководители. И от того, какую тактику они выбирали, зависел и репертуар театра. Чтобы театр развивался и в настоящее время, мы, молодое поколение, должны помнить историю становления театра и должны помнить тех, кто был у его истоков. Это память, без которой немыслимо дальнейшее развитие общества.
1. В довоенный период оказал влияние на становление театра Николай Федорович Михайлов (1902-1969) – актер, режиссер, педагог, один из художественных руководителей театра, впоследствии народный артист РСФСР. Им будут определены репертуарные пути театра по брянцевской модели ТЮЗа, сформирована труппа, даны художественные цели и задачи в пору становления театра. В первые годы Новосибирский ТЮЗ был театром для подростков и старшеклассников.
2.В годы войны репертуар Новосибирского ТЮЗа значительно взрослеет. В этот период театр много работает для раненых, находившихся в госпиталях. 3.С 1960 по 1971 годы Новосибирский ТЮЗ возглавил главный «шестидесятник» театра народный артист России Владимир Валентинович Кузьмин (1923-1984 гг.). В. Кузьмин хорошо знал творческую программу театра прошлых десятилетий и задумался над тем, каким должен быть театр 60-х годов, В.В. Кузьмин говорил: «Театр для юношества… Он ведь должен воспитывать, так? Но воспитывать сегодняшнего зрителя все сложнее и сложнее... чем же мы должны отличаться от ТЮЗа прошлых лет? Что нового появилось в нашей ориентации? Показать героику прошлого, героику наших дней! Надо! Но как? Сегодня зрителя интересует в театре не только сам факт, пускай правдиво, убедительно воспроизведенный артистами. Героический поступок сам по себе, конечно, способен волновать. Но показывать одни только факты – задача кинохроники. Перед нами иная цель – показать причины, породившие взлет человеческого духа, показать современные характеры в их стремительном развитии».
4.Приход в Новосибирский ТЮЗ на пост главного режиссера в 1971 году Л.С. Белова ознаменовал новый этап в жизни театра. В основу художественной программы этого периода будет положена главная театральная идея шестидесятников – «чистка идей революции», что определит понимание специфики искусства театра этого периода. В героической теме, без чего немыслим внутренний мир подростка, Л.С. Белова интересовал, прежде всего, герой мыслящий, психология молодого человека в момент наивысшего напряжения. Традиционной в репертуарной политике театра оставалась классика – русская и зарубежная.
3.6. Театральные деятели и репертуар «Глобуса»
Современный успешный имидж молодежного театра «Глобус», несомненно, базируется на традициях Театра Юного Зрителя: высоком профессионализме актёров и режиссеров, уважении к публике театра, готовности изменяться. А новое красивое здание театра, напоминающее корабль, плывущий вперед, подчеркивает стремление к совершенству и верность мечте. В настоящее время в труппе театра 45 актеров, 13 из которых имеют звание «Заслуженный артист России» Ежегодно театр выпускает восемь-девять премьер, но есть и спектакли которые становятся классикой «Глобуса». В 2004 году состоялась премьера мюзикла «НЭП» по мотивам «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко, этот спектакль идет до сих пор и я бы порекомендовала посмотреть его и родителям и подросткам. Потрясающе интересный мюзикл появился в репертуаре театра в 2012 году – «Алые паруса» М. Дунаевского. В театре работает много молодых, талантливых актеров и одним из любимейших у детворы – Алексей Архипов. Он пришёл работать в театр в 2004 году, но за это время уже сыграл почти в 50-ти спектаклях. В спектаклях «Аленький цветочек», «Белоснежка и семь гномов», «Дед Мороз попал в курьез», «Незнайка – путешественник», «Снежная королева» сыграл главные роли. Мне посчастливилось побывать на этих постановках вместе с детьми и, скажу я вам, они в восторге от спектаклей! Игра актеров на сцене и со зрителями в зале, очень красивые декораций и костюмы все это производит неизгладимые впечатления. Сейчас на сцене «Глобуса» для маленьких зрителей идут спектакли «Малыш и Карлсон», «Зайка-зазнайка», «Том Сойер», «Три поросенка», «Финист-Ясный сокол», «Денискины рассказы», «Чук и Гек».
Ежегодно «Глобус» выпускает восемь-девять премьер, многие из которых становятся заметным театральным событием. Спектакли репертуара идут на большой сцене (зрительный зал на 500 мест) и на малой сцене (зал на 118 мест). Также театр осваивает нестандартные площадки для показов — спецпомещения. Театр активно гастролирует по России и зарубежью. Особое внимание уделяет выездам в районы Новосибирской области. Поддерживается практика обменных гастролей с ведущими театральными коллективами Сибирского федерального округа.
«Глобус» принимает участие в престижных театральных фестивалях. Среди его наград особое место занимают Российская национальная театральная премия «Золотая Маска», Национальная премия «Музыкальное сердце театра», премия Международного театрального фонда им. К. С. Станиславского, Гран-при Федерального фестиваля «Театральный Олимп» в Сочи, Премия Правительства Российской Федерации за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики и др.
Качество и оригинальность режиссуры, профессионализм актерских работ, уровень сценографии спектаклей не остаются незамеченными и получают высокие оценки ведущих театральных критиков. Практически каждый фестивальный показ спектаклей отмечается наградами.
Театр — обладатель пяти премий «Золотая Маска» и двадцати четырех номинаций конкурсной программы главного театрального фестиваля страны.
«Глобус» всегда считался творческой лабораторией, которая стремится говорить со своим зрителем современным языком. В 2004 году открыт масштабный проект, в ходе которого на сцене драматического театра осуществляются постановки лучших отечественных и зарубежных мюзиклов. На текущий момент выпущено пять мюзиклов.
Театр обеспечивает преемственность поколений. С 1989 года для одаренных детей и юношества действует студия пластики, с 1994 года работает вокальная студия. Студийцы занимаются профессиональными дисциплинами и выступают на сцене театра «Глобус», обогащая детский и молодежный репертуар новыми яркими красками, выпускают собственные проекты. В 2004 году в «Глобусе» организованы молодежные симфонический оркестр и хор.
«Глобус» по-прежнему является организатором крупных культурных акций всероссийского значения, благодаря которым жители города имеют уникальную возможность знакомства с достижениями российского и зарубежного искусства. В декабре 1995 года по инициативе театра в Новосибирске впервые состоялся Международный Рождественский фестиваль искусств. За время своего существования Рождественский форум укрепил статус международного и обрел постоянных участников и поклонников в разных странах.
Единственный театр в городе, исторически ориентированный прежде всего на детей и молодежь, «Глобус» постоянно ищет новые формы работы с юным зрителем — проводит фестивальные, культурно-просветительные, дискуссионные и благотворительные проекты, театральные экскурсии, циклы познавательных и развлекательных программ, квесты, выставки.
Деятельность театра высоко оценивается представителями различных структур власти. Театр имеет Благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина за большой вклад в развитие театрального искусства и эстетическое воспитание молодежи; награжден Премией Правительства Российской Федерации имени Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства. «Глобус» — лауреат премии мэрии Новосибирска в номинации «Дети и город» за большой вклад в эстетическое воспитание детей, занесен в «Золотую книгу культуры Новосибирской области». В почетных грамотах и благодарственных письмах Правительства Новосибирской области и министерства культуры региона особо подчеркивается просветительская работа театра.
В год Театра объявлен марафон, который пройдет по всей России. Новосибирский «Глобус» не остался в стороне. Алтайский краевой театр драмы примет эстафету марафона от своих новосибирских коллег из театра «Глобус».
С 26 по 28 февраля 2019 года на алтайской сцене пройдут три спектакля нашего театра. Как стало известно, это будут спектакли «золотой» классики русского и мирового театрального репертуара.
26 февраля- «Дни Турбиных» Михаила Булгакова.
27 февраля- «Учитель танцев» Лопе де Вега
28 февраля- «Крейцерова соната» Льва Толстого
В 2015 году спектакль стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Специальная премия жюри за главную мужскую роль». Ее получил заслуженный артист России Лаврентий Сорокин за роль Позднышева.
Если первые два спектакля сыграют в привычной театральной форме, то зрителей «Крейцеровой сонаты» ждет сюрприз и разрушение «четвертой стены». И зрители, и актеры разместятся на большой сцене театра.
Проанализировав литературу, касающуюся истории зарождения и развития ТЮЗа и театра «Глобус», я сделала вывод, что Новосибирский Академический Молодежный театр «Глобус» во многом отличается от своего предшественника. «Глобус» – это не только новое название, но и абсолютно новый статус театра, более широкая зрительская аудитория, разноплановый репертуар, современные системы работы со зрителями. Как было сказано в одном из материалов газеты «Молодость Сибири» (май 1993 года): «Если театр меняет имя, значит, он меняется сам». Из всего вышесказанного следует, что «Глобус» является абсолютно новым театром, по сравнению с ТЮЗом. Но не стоит забывать о том, что именно благодаря богатой истории Новосибирского Театра Юного Зрителя, мы сегодня можем наслаждаться нашим замечательным Новосибирским Академическим Молодежным Театром «Глобус». Современный успешный имидж молодежного театра «Глобус», несомненно, базируется на традициях Театра Юного Зрителя, высоком профессионализме актеров и режиссеров, уважении к публике театра, готовности изменяться. А новое красивое здание театра, напоминающее корабль, плывущий вперед, подчеркивает стремление к совершенству и верность мечте.
4. Заключение.
Изучив литературу, касающуюся театральной культуры в Новосибирске, я сделала выводы: познакомилась с зарождением театральной культуры в Новосибирске; раскрыла историческое становление ТЮЗа и театра «Глобус»; проанализировала театральную деятельность двух театров и сравнила с состоянием этой деятельности в настоящее время; задумалась о театре в современном мире и о том влиянии, которое он может оказывать на формирование взглядов зрителя; повысила навыки в исследовательской деятельности.
5. Список используемой литературы.
На берегу Байкала
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Лавовая лампа
Ералаш
Рисуем весеннюю вербу гуашью