• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творческие работы обучающихся

Опубликовано ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА вкл 17.07.2020 - 12:36
ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА
Автор: 
обучающиеся

Творческие работы и проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе "Путешествие по записной книжке "В начале было слово ма-ма" Дудникова Полина32.19 КБ
Файл эссе "Перечитываем классику" Дудникова Полина17.86 КБ
Файл эссе "Вместе дружная семья" Долгова Полина20.86 КБ
Файл Дети войны. Дудникова Полина16.38 КБ
Файл Эссе "Духовность: пятый элемент власти" Лукашова Анастасия20.81 КБ
Файл Эссе "Кино - могучая творящая сила" Борисик Анастасия19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Вначале было «ма-ма»

экскурсия по записной книжке юного филолога

По-русски мама, по-грузински нана
И по-аварски - ласково баба.                

Расул Гамзатов

       Какое слово человек произносит первым в своей жизни? Чаще, чем другие? Конечно же, мама. Звательная интонация слова сохраняет неразрывную связь между людьми на долгие годы. Помните детский лепет, невнятные звуки, что складывались в самое важное для человечества слово,  помните, как впервые по слогам было прочитано «ма – ма», как  на тетрадном листе нетвёрдой рукой выводились эти заветные четыре буквы. Это слово самое понятное для всех людей на планете. Как могло такое случиться, что понимается и звучит оно практически одинаково на многих языках мира? Посмотрим, что есть в моей записной книжке.

Страница первая. Понимается всеми

       Вы знаете историю  фразеологизма «Вавилонское столпотворение»? Тогда слушайте. В этой библейской истории, говорится о том, что, вопреки воле Божией, Нимрод, один из сыновей Ноя, задумал создать всемирную монархию и построить «башню вышиною до небес», которая должна была символизировать его власть. Началась работа, сопровождаемая суетой и столпотворением. Чтобы остановить Нимрода, Господь смешал язык людей так, что они перестали понимать друг друга, поэтому не могли продолжать строительство. Оставшись без работы, они и вовсе разбрелись по разным землям.

      Что же получается, согласно этой легенде, когда-то люди говорили на одном языке. Может, это объяснит феномен слова «мама»? Как вы думаете? Поищем доказательства.         

     Некоторые считают, что слово «мама» появились раньше, чем человек начал говорить. Другие предполагают, что оно произошло, как и другие слова, обозначающие родственные связи (папа, баба), путем повторения одного и того же слога и имело одно значение «женщина, родившая ребенка», «женщина по отношению к своим детям». 

     В книге «Индоевропейская предыстория» Владимир Юрьевич  Полуботко    пишет, что «мама - древнее индоевропейское слово, восходящее к корню, состоящему из  двух согласных (MX), служащих для обозначения матери, роженицы, а также любой другой женщины, которая присматривает за детьми. Первоначальное значение этого слова: та, которая присматривает за детьми у огня».

      Есть мнение, что последовательности звуков «ма», «мама» и похожих на них во многих языках соответствуют слову «мать». Так ли это?

     В этимологическом словаре русского языка А.В. Семенова значится: «Слово «мать» - славянское по происхождению. В русском языке используется с XI в. Мать - это «женщина по отношению к ее детям» или «самка по отношению к ее детенышам». Слова с похожим значением и написанием встречаются во многих языках с древних времен, например, древнерусское – мати, старославянское – мати, общеславянское – мати, литовское (мотина), латышское (мате), индийское (матар)».

      При сравнении слов легко доказать наличие производной основы «ма». Но нам также известно слово «матерь». Может, они однокоренные?  Или синонимы?

      В этимологическом словаре Н.М. Шанского нахожу: «Суф. производное (суф. -ter-) от детского ma, ср. мама». Согласно этой словарной статье, они однокоренные. Докажем: ма-теринский, пра-ма-терь… А вот Владимир Юрьевич придерживается другой точки зрения: «Слово мама имеет другое происхождение и не является однокоренным по отношению к словам мать и матерь… корень TR передавал идею трения. Мать – это та, которая ласково прижимает к своему телу ребёнка, совершая при этом процесс трения».

     Гипотезы абсолютно разные, но каждая имеет место быть. Склоняясь к мнению, Н.М. Шанского, хочу добавить, что она, на  мой взгляд, больше имеет соответствий в индоевропейской языковой семье.

     Сузим наш поиск до коренных народов Севера, которые говорят на финно-угорских языках, образующих уральскую языковую семью. Что обнаружим там?

       На языках коренных народов, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, это слово звучит так: у ханты – анки,  у ненцев – небя, у селькупов – ама, у коми - мам.

     Давайте сравним: анки – небя – ама – мам. Слова с похожим значением и написанием встречаются у коми и селькупов, но есть и отличие: наличие одного согласного при неизменной последовательности ам-ма. Разделим на слоги слова ан-ки, не-бя, их состав (два слога, два согласных) такой же, как и слова «ма-ма». Возможно, не самый веский аргумент, но морфемный состав, чередование слогов, их последовательность позволят нам отметить сходство с рассматриваемым словом, указывающее на наличие и в финно-угорских языках производной «ма».

     

Страница вторая. Слово «мать» в этнографии народов Севера

      Во многих источниках можно встретить такие сочетания: земля-мать, вода-мать, солнце-мать, огонь-мать. Ими называют матерей природы, богинь. Это  еще раз подтверждает, что человек  издревле использовал в речи слова «мать, матерь». Найдем ли подтверждение нашей гипотезы в традициях коренных народов Севера?  

      Первый же источник, утверждает, что у многих народов Севера  принято считать, что образ матери имеет сакральное значение, понятие «богиня» тождественно слову «мать». Например, у манси существовала Най-эква, богиня огня, охраняющая семейный очаг.

     Ненцы также связывали огонь с женским началом: ту’ерв хада – бабушка-хозяйка огня. Если вы помните, В.Ю. Полуботко, давая определение слову «мама», писал:  «та, которая присматривает за детьми у огня».

     Как думаете, это случайное совпадение? Возможно, это сходство говорит, что люди в первобытнообщинном строе вели совместное хозяйство и за детьми присматривали все женщины, находящиеся у очага. А этот период проходил у народов, населяющих землю, одинаково, поэтому и закрепилось оно у большинства, в.ч. и у ненцев.

     Ханты верили в существование Анки-Пугос – богине, дарующей новорожденному душу и жизненную силу. Существует поверье, что детский лепет, возможно, даже слово «ма-ма» – это разговор младенца с Пугос. По традициям малыша на Земле ждали сразу четыре мамы: первая – та, которая родила, вторая – принимала роды, третья – первой подняла на руки, четвёртая – крёстная мама.

    Вот еще одна интересная деталь: в наименованиях женских божеств в разных финно-угорских языках встречаются лексемы ема, ава, има. Видите сходство?  У селькупов ама (мать), има (женщина). И вновь один согласный, чередование той же последовательности, на лицо фонетическое и семантическое сходство со словом «мама».

    Но вернемся к матерям природы, любой учебник истории покажет, что религиозные формы почитания земли-матери характерны для народов, занимающихся земледелием,  но на севере этого культа не существовало, как и не существовало земледелия из-за климатических условий. Поэтому, видимо, народы, населяющие наш округ, не имеют таких культовых образов и лексических единиц, их называющих, кроме огня, важность которого в жизни северян очень велика. Подтверждение нашлось лишь у нганасан, у которых  пантеон богинь составляют матери природы.

    Более точно, на мой взгляд, слово «мать» для народов Севера раскрывают мифы, смысл которых в том, что наша вселенная построена по принципу семьи: прародителями являются Небесный Отец (небо) и Богиня-Мать (земля), рожденные ими есть народ,  который населяет планету.

Страница третья. Устное народное творчество и слово «мама»

      В фольклоре народов Севера образ матери показан в разных жанрах: сказке, мифах, песнях, пословицах.

      Например, в селькупской сказке говорится о значении огня в жизни людей, это не просто очаг, а жизнь в значение «родиться», «дать жизнь». Утерянный огонь можно вернуть в стойбище, только жертвуя жизнью матери. Она зажигает пламя огня своим сердцем, еще раз дарует ребенку жизнь. Тема самопожертвования является главной в сюжете.  

     О силе огня говорит и пословица; «Жену потеряешь - потухнет огонь». Ассоциация огня с женским началом здесь очевидна, у ненцев огонь связан с такими понятиями, как семья, род.

     Широко известна ненецкая сказка «Кукушка», в которой поучительная история поясняет значение приложения «мать-кукушка», та, что «не вьет себе гнезда, не растит сама своих детей», показывает сходство в определении слова «мать», данном в этимологическом словаре русского языка А.В. Семенова, «женщина по отношению к своим детям».

Страница четвертая. Сильные чувства

     Продолжили ли фольклорные традиции ямальские писатели? В каком значении звучит слово «мама» в их произведениях?

     Хочется остановиться только на поэзии, потому что лирика, на мой взгляд, показывает все оттенки лексического значения этого слова: от безграничной любви до умения прощать.    Хантыйский поэт Роман Ругин в своём стихотворении «Материнская любовь» с волнением говорит о любви матери, о самопожертвовании: «Смерть не страшна ей: уже в камыши тихо вплывают её малыши».

      В стихотворении «Мать» Романа Прокопьевича  появляется мотив вечности: он подчёркивает, что всё в мире стремительно движется, но лишь одно остаётся неизменным: «Только сердце матери сквозь годы светит одинаково тепло». Ключевыми в тесте являются слова «мать», «мама», «матерям», повторяя их, он создает образ матери-женщины.

      Ненецкий поэт Леонид Лапцуй в произведении «Мать» говорит о матери-родине: «На разных земных наречиях/ Зовут тебя люди матерь./И землю мы тоже матерью/ Зовем на любых наречиях…». Поэт определяет его значение: «Мать» - слово тихое…, но великое». Его силу и мощь он подчеркивает, расширяя пространство. Мама – имя «светлое» в творчестве поэтов.

      Наша экскурсия завершилась, надеюсь, она была интересной, мы ответили на вопрос: почему…проходят эпохи, человек строит новые города, борется за мир, изобретает новые машины.  Языки пополняются новыми словами, и лишь одно вечно.

                    На это слово не ложатся тени,
                   И в тишине, наверно, потому
                   Слова другие, преклонив колени,
                   Желают исповедаться ему

    Оно в каждом доме в Чехии, Германии, Японии, на Ямале  все также понимаемо, наверное, потому что связывает каждого с самым дорогим человеком, давшим жизнь, с МАМОЙ!


Предварительный просмотр:

Перечитываем классику

Дудникова Полина, 9 класс
МБОУ СОШ № 2

г. Салехард

     Ни для кого не секрет, что духовные ценности превыше материальных. Литература, как и любой вид искусства, - вечное явление. Несмотря на это, не каждое произведение становится, действительно, бессмертным. Именно о такой книге и пойдёт сегодня речь. «Евгений Онегин» - одно из самых значимых произведений русской литературы, отмечает в этом году 185-летие со дня публикации первого полного издания. 
Идею «Онегина» Пушкин начал реализовывать, находясь в ссылке в Кишиневе, а закончил в Болдино через семь с половиной лет. Первый роман в стихах публиковался по главам. Выход каждой новой песни являлся большим событием в литературных кругах.
Нельзя однозначно сказать, как относились современники к «Евгению Онегину». Баратынский в письме к Пушкину отмечал, что о новых главах романа каждый толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят, и все читают. Эти толки вокруг «Онегина» разделяли и крупные издания того времени такие, как «Московский вестник».
Однако даже бессмертные произведения, бывает, пылятся на полках. В 1840-1850-х годах роман, к сожалению, ещё не был включён в школьную программу. Лишь с 1903 года начался путь «Онегина» в учебники. 
В советское время «Евгения Онегина» вновь начинают читать. К произведению выходят новые комментарии, и в 30-х годах роман окончательно включают в учебную программу. 
        Мои родители, чьё школьное время прошло в середине 80-х - начале 90-х годов прошлого века, читали «Онегина» целиком и учили наизусть отрывки из писем Татьяны и Евгения. 
«Равнодушных к этому произведению товарищей у меня не было, а на уроках литературы при упоминании Пушкина в классе начиналось бурное обсуждение сюжета и образов героев романа. Среди мальчиков всегда возникали споры, кто же лучше: Онегин или Ленский и нужна ли была дуэль между ними. Девочки постоянно придумывали свою концовку, где главные герои остаются вместе», - вспоминает папа. Мама периодически проводит вечера за томиком Пушкина и считает, что «Евгений Онегин» - это лучшая книга, чтобы познакомиться и полюбить творчество поэта, в чём с ней я могу лишь согласиться.
        Мои одноклассники называют «Онегина» самым интересным произведением из списка школьной литературы, обязательной для изучения в этом году и охотно делятся друг с другом своим мнением насчёт мотивов главных героев, сюжета и другой концовки книги.
Мне интересны произведения Александра Сергеевича. Удивительно читать, как выразился Белинский, «энциклопедию русской жизни» и отмечать какие-то вещи неизменные, актуальные даже в наше время. Очень увлекательно следить за персонажами, искренне сопереживать им и сравнивать себя с Татьяной Лариной, во многом соглашаться с Ленским и неосознанно влюбляться в загадочный, но при том такой понятный, образ Онегина.
       Близок ли нам главный нам главный герой романа? 
Я считаю, что да. Мы часто можем встретить таких людей, которые попробовали всё и чувствуют себя лишними в обществе. Людей умных, но при том малообразованных или поверхностных в своих знаниях. Людей, которые делают других несчастными и обречёнными на эти страдания.      

         Такие «потерянные» люди, я думаю, что были и будут всегда. Нам же остаётся надеяться, что их история закончится лучше, чем у героя Пушкина.
«Евгений Онегин» - поистине бессмертная книга, что стоит дома на полке у каждого русского человека. Этот роман, как и любое другое произведение Пушкина, невозможно предать забвению. Это та книга, о которой я обязательно расскажу своим детям. 


Предварительный просмотр:

Выполнила обучающаяся 5 «А» класса

Долгова Полина Алексеевна, 11 лет

Руководитель: Кашаева Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Вместе - дружная семья

Я, ты, он, она 
Вместе - целая страна, 
Вместе - дружная семья. 
В слове мы - сто тысяч я… 

   Я, ты, он, она…- слова из знаменитой песни, которую пели и до сих пор исполняют в разных странах мира и несут «на крылатых … языках» всем девочкам и мальчикам главную заповедь жизни: «Вместе - целая страна, вместе - дружная семья..». 

    Однажды я спросила маму.

- Мама, что такое дружба?

- Слово «дружба» означает близкие отношения между людьми. В любом уголке планеты оно имеет огромное значение, так как всегда занимает особое место в жизни каждого человека, потому что учит уважать, понимать, сопереживать, отзываться на беду другого,- объяснила она.

 -А как этому можно научиться?

- Когда - то  в  школах были «Клубы интернациональной дружбы». Я была активным участником такого клуба и по переписке познакомилась с девочкой Эмилией из города Враца республики Болгарии. Мы обменивались друг с другом информацией о своих семьях, городах, странах, рассказывали друг другу о своих друзьях и делах в школе. Также посылали открытки и фотографии с видами городов. Наша переписка длилась много лет.

- Вы же находились в разных странах, были разной национальности, говорили на разных языках, как вы подружились?

- Поля, есть одна «национальность», общая для очень многих. Эта «национальность» - дети. Мы подружились детьми и пронесли нашу дружбу через многие годы.

     Все как в песне: «В слове мы - сто тысяч я, большеглазых, озорных черных, рыжих и льняных, грустных и веселых в городах и селах…».  Несмотря на разные языки, страны и континенты, дети быстро находят контакт, потому что у них очень много общих интересов. Например, каждый ребёнок верит в чудо и ждёт его на Новый год от  Деда Мороза. Детям совершенно неважно, как его зовут, Дед Мороз, Санта Клаус, Синтерклаас или Ямал Ири. То же самое можно сказать и об увлечениях: сейчас в России, в Нидерландах и Америке очень популярны герои молодёжного фильма «Хантер Стрит», поэтому детям есть о чём поговорить. В этом я убедилась, когда победила в конкурсе эссе и получила в награду путёвку в МДЦ «Артек», да ещё на международную дипломатическую смену! Теперь я точно могу утверждать, что дети всей планеты дружны. Им ничто не может помещать: ни политика, ни вражда - им нечего делить.

     В лагере мы пели песню, которая так и называется «Дружат дети на планете», мне очень нравятся строчки из этой песни:

                                     Дружат дети на планете,

                           Звонкой, юной, как весна,

                           И одно нам солнце светит,

                           И Земля у нас одна!

      Дружбе, взаимопониманию, уважению нас учили в «Артеке» двадцать один счастливый день. В комнате нас было шесть девочек из разных стран: России, Нидерландов, Италии, Монголии, Беларуси, Франции. Здесь сбылась моя мечта: найти друга. Ее имя Анна-София Левен, она из Нидерландов, из города Гаага. Всю смену мы заботились друг о друге: писали эссе о дипломатии и готовились его защитить, помогали рисовать плакаты, выступали на сцене, участвовали в интеллектуальном марафоне, переводили тексты. А еще делали друг другу красивые причёски. А когда я заскучала, то  Аннушка спела мне песню. Как же мне было приятно! Какое это счастье, когда рядом с тобой  подруга! Сейчас я точно знаю: дружат дети всех народов!

   Теперь  мы постоянно созваниваемся с моей Аннушкой. Общаемся по Интернету. Но мама мне посоветовала ещё иногда писать письма, которые я отправляю по почте. Это так душевно! Я обязательно на каникулах отправлю Аннушке письмо с фотографиями нашего города.

   Мне бы очень хотелось, чтобы мы, дети, повзрослев, сохранили желание общаться с людьми других стран, объединяться для борьбы с природными катастрофами, болезнями. Вместе легче преодолеть все трудности, а дружной семьей тем более. С Аней мы решили стать дипломатами, чтобы участвовать в официальных визитах, переговорах и конференциях, готовить мирные соглашения, которые будут звучать на разных языках, но суть их будет одна: дружба, уважение, взаимовыручка, понимание!

 

   


Предварительный просмотр:

                                Дети войны

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Р. Рождественский

          Подрастая, я все больше узнаю о событиях Великой Отечественной войны. В памяти отпечатываются даты, имена …. Наше поколение не знает, что такое война, и живет мирной жизнью, благодаря прадедам и дедам. Что в моем понимании война? Война - это страдание матерей, тысячи сирот, смерть невинных, безутешное горе. Меня всегда волновали судьбы детей на войне. Почему? Видимо, потому что дети и война – понятия, для меня,  не соотносимые, потому что рядом с детьми не должны рваться снаряды…

   Дети на войне работали на заводах, вместе со взрослыми сеяли хлеб, ухаживали за домашним скотом. У нас, на Ямале, заготавливали рыбу, ягоды, грибы для фронта и госпиталей.  В тылу врага помогали партизанам: ходили в  разведку, выносили оружие со вражеских складов, вместе с подпольщиками устраивали побеги военнопленных из концлагерей. Как, например, герой  рассказа Людмилы Козловой «Толя Захаренко» распространял листовки со сводками Совинформбюро об уничтоженных самолётах, танках и живой силы противника. Благодаря таким, как он, жители оккупированных территорий могли знать, где линия фронта, как победоносно движется Красная армия. Весной 1943 года, гитлеровское командование начало подготовку нового наступления в районе города Курска. Поражение под Москвой, разгром и капитуляцию под Сталинградом фашистские генералы пытались оправдывать суровыми условиями русской зимы. Каждый день эшелон за эшелоном направлялись в район готовящегося наступления. Немецкое командование очень надеялось на новые марки танков: «Тигров» и «Пантер». Гитлеровцы были уверены, что это наступление принесёт им победу.Через Речицу в направлении Курска проходили танки «Тигр». Однажды один танк остановился у здания комендатуры. Толя вместе с мальчишками играл рядом в прятки, воспользовавшись моментом, он с помощью "магнитки" подорвал немецкий танк и задержал колонну машин, а партизаны тем временем успели заминировать мост и дорогу на Курск, где шли ожесточённые бои, изменившие ход событий Великой Отечественной войны.

           Так мальчик внес свою лепту в победу над фашизмом. Он отдал своё детство за победу, за Родину. На мой взгляд, вклад в победу таких, как Толя Захаренко, неизмерим, несопоставим. Они – герои. Мы должны помнить о них и жить только с чистыми помыслами в душе, великим уважением ко всему и к каждому. Мы должны беречь мир!


Предварительный просмотр:

Главный элемент системы власти: духовность

       По древнегреческой легенде, великие и всемогущие боги сотворили на земле пять веков. Первый – золотой. В этот период люди жили счастливо, не знали войн и лишений. Второй век - серебряный. Жестокие и воинственные люди не поклонялись богам, и те их уничтожили. Третий – бронзовый. Четвертый каменный век – век героев. Сейчас на земле пятый век. Покинули людей Доброта и Справедливость.

   Это легенда, и каждый вправе к ней относиться по-своему. Но многовековое  пророчество, к сожалению, отражает нашу с вами действительность, Владимир Владимирович Путин дает меткую характеристику нашей эпохе: "Мне больно об этом говорить, но сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп, милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились".

     Невежественность, равнодушие все больше затягивают подростков, личностей несформированных и самых не защищенных, легко поддающихся пагубному влиянию. Есть ли выход?

   Есть! Когда я стану президентом России,  главным элементом системы власти станет духовность, потому что это качество основывается на эрудиции, культуре, проявлении человечности, сердечности, доброты, искренности, открытости для других людей, которые помогут решить …..  

   Мы вспомним  опыт наших предков, обратимся к золотому веку древнерусской культуры, к эпохе правления Ярослава Мудрого и:

- возродим духовные и культурные центры;

- представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенного в общественном сознании Древней Руси;

- будем активно пропагандировать  важнейшее  значение литературы в образовании и воспитании;

- включим в школьную программу произведения богословского содержания: о любви и милосердии, о душевной пользе, о человечности, произведения героического эпоса, духовную поэзию;

- обеспечим доступность книг широкому кругу читателей, т.к. духовному развитию способствует именно книга, она своеобразный мостик между поколениями, через который приходит к нам и проникает в души сострадание, взаимопонимание, человеколюбие;

 -  будем способствовать развитию культуры и образования;

      Русский поэт Николай Заболоцкий писал, открывая для всех универсальное средство формирования духовности: «Не позволяй душе лениться!... хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она….

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

   В результате мы сформируем общество людей, нравственно ориентированных, способных созидать и творить, служить отечеству и людям, истинных патриотов.


Предварительный просмотр:

Эссе

Кино - могучая творящая сила

Вы помните сказку «Белый кораблик»? «С давних времен существует небо, днем оно голубое, а ночью – черное. С тех же времен существует и океан, в тихую погоду он синий, а в бурю – зеленый. В ту давнюю - давнюю пору  появилось солнце, и было оно желтым. Все так и было бы, если бы…», если бы однажды не появилось в жизни человека кино, которое запечатлело и небо, и океан, и солнце, и кораблик, и людей и заменило нам реальный мир на мир в кадре. Прекрасное  и уродливое, могучее и хрупкое, доброе и злое, подавляющее и возвышенное, загадочное и понятное, откровенное и лживое – все находит отражение в кино, которое  будоражит  и успокаивает, веселит и огорчает, ужасает и воплощает, учит и отупляет…

     Что кино для меня? Что я нахожу в нем? Для меня кино – вид искусства, сочетающий  в себе театр, живопись, музыку, литературу -  все, что делает нашу жизнь ярче, красочнее и прекраснее.  Это влиятельная сила, формирующая  наше духовное начало, признак нашей человечности, наполняющая  нашу жизнь смыслом.  Я убеждена, что кино - это культурное достояние народа, транслирующее историю государства и  языка, культурные и семейные ценности, традиционные устои многонационального государства, которые являются жизнеутверждающими, уникальными, неповторимыми, самобытными.

     Мы литературу называем учебником жизни, а разве кино исключение? По-моему, только в российском кино есть  художественные фильмы, раскрывающие тайны бытия, окружающего мира, взаимоотношений, становления личности. Для меня таким учебником стал фильм режиссера Александра Птушко по мотивам одноименной повести Александра Грина «Алые паруса».

       Вы только всмотритесь: сила желания, мечты переворачивает жизнь и меняет героиню. Ассоль, воспитанная добрым и любящим отцом, несмотря на то, что ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, сохраняет чистоту души, способность прощать и любить даже тех, которые, как говорил Эгль, «…не рассказывают сказок, ..не поют песен… А если рассказывают и поют, то истории…, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые…четверостишия…», смеются над ее мечтой, твердят: «Лонгрен  с дочерью одичали, повредились в рассудке…». И только великая сила любви, вера в чудо возвышает ее над серой массой бездушных и безнравственных жителей Каперны.

     Замысловатая история о двух людях, созданных друг для друга, их экранные образы, созданные великими актерами Анастасией Вертинской и Василием Лановым,  открывают передо мной многогранный мир взаимоотношений, заставляют переживать судьбу героини как свою собственную. В какой – то момент я перестала быть зрителем, сюжетные перипетии унесли меня на берег моря, в лес, на борт  алого «Секрета»…И уже я  - Ассоль, живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, сафитов, с тайной соседства слов, во всей взаимосвязи их теней и света, падающих от одного на другое. Это я читаю жизнь между строк, перерождаюсь, ночами тайно выхожу на берег моря и высматриваю корабль с алыми парусами. А рядом со мной Грэй, человек со стальной волей, желанием идти собственной дорогой, с тягой к романтике и приключениям, к яркому и прекрасному, с внутренней свободой от чужого мнения, чужой воли, с добрым сердцем, умеющим любить.

      Благодаря этому киноучебнику, я поняла, что, во-первых,  умение прощать и любить тех, кто тебя ненавидит, -  великая добродетель, во-вторых, добро и любовь - главные семейные ценности, на которых необходимо строить отношения как в семье, так и между поколениями, в-третьих, вера в чудо, в себя – это то, что делает человека сильнее, добрее, милосерднее и человечнее, в-четвертых, мечта, если в нее поверить, отдать ей жизнь, становится могучей творящей силой, такой же, как  кино, ставшее для меня нравственным ориентиром.


Поделиться:

Нора Аргунова. Щенята

Этот древний-древний-древний мир!

Как нарисовать черёмуху

Горячо - холодно

Выбери путь