3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Ещё 150 лет назад В.И. Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточное понимание вопроса определили тему исследования: «Как победить сквернословие в жизни школьников».
Цель исследования: Рассмотреть сущность явления сквернословия в жизни людей и причины его существования в культуре; поиск путей искоренения сквернословия из жизни школьников.
Объект исследования: сквернословие как негативное явление в жизни человека, общества в целом.
Предмет исследования: сущность, место и роль сквернословия в жизни людей; причины его существования в культуре.
Гипотеза исследования: предполагаем, что изучив и поняв сущность, место, роль и причины существования этого негативного явления в культуре людей, мы сможем найти пути искоренения сквернословия из жизни школьников.
Задачи:
1.Проанализировать лексическое значение слова «сквернословие» и реализацию слова в словарях синонимов и антонимов.
2.Рассмотреть этимологию и историю сквернословия. Узнать, велась ли борьба со сквернословием в историческом времени (с древности и до наших дней)?
3.Выявить причины употребления сквернословия – ненормативной лексики.
4.Проанализировать имеющиеся материалы, влияет ли сквернословие на здоровье человека.
5.Проанализировать, как проявляется слово и понятие сквернословие в жизни школьников: их понимание и отношение (на основе анкетирования среди школьников нашей школы №7 г.Бирск).
6.Обобщить результаты исследования, выявить причины, следствия этого явления.
7.Определить возможные пути искоренения сквернословия из жизни школьников.
При решении поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение литературы, лингвистический анализ словарных статей, культурологический анализ явления сквернословия в жизни людей и, в частности, школьников, анкетирование учащихся, обобщение и систематизация материала.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 252.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Исследовательский проект:
«Сквернословие»
Ученик 6А класса Соколов Михаил
Руководитель: Кабирова Анфиса Нурихановна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Бирск
Бирск 2021
Оглавление.
Введение...................................................................................................3
Глава 1. Сквернословие как негативный феномен культуры и русского языка.
Лексическое значение слова сквернословие и его реализация в словарях синонимов и антонимов………………………………………………………...............................4
Причины употребления сквернословия – ненормативной лексики…...…….......5
Истоки сквернословия………………………………………………………...…....7
Мистические корни сквернословия…………………………………………….....8
Влияет ли сквернословие на здоровье людей?.......................................................8
Пути искоренения сквернословия…………………………………………….......10
Глава II. Исследование и результаты исследования…………………….....12
Заключение.........................................................................................................14 Литература...................................................................................................................15-22
ъ Приложение 1.Результаты анкетирования.
Введение.
3 февраля отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. Ещё 150 лет назад В.И. Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут». Сегодня матом разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?
Издревле ненормативная лексика в русском народе именуется сквернословием — от слова «скверна». А с какой лёгкостью люди относятся к произнесению ругательств! Они явно убеждены, что в этом нет ничего страшного. Но, дав права скверному слову, мы облегчаем путь скверным делам и постепенно уродуем свой духовный мир. «Сквернословие — это склонность к совершению дурных поступков», — сказал Аристотель. Недаром в древности сквернословов изгоняли из общества, как прокажённых. «Говорить нецензурными словами — это умываться грязью» (пословица). Матерная ругань — явное проявление зла в человеке. Если раньше ненормативная лексика была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других «опустившихся» лиц, то теперь всё в корне изменилось.
Сквернословие, согласно Новому словарю русского языка, это «неприличные, непристойные слова и выражения, брань и ругательства». Это нецензурная речь, мат, это самая груба форма выражения речи.
МАТ ЕСТЬ СКВЕРНОСЛОВИЕ, ТО ЕСТЬ СЛОВЕСНАЯ СКВЕРНА.
СКВЕРНА — ЭТО МЕРЗОСТЬ, ГАДОСТЬ, ПАКОСТЬ, ВСЁ ГНУСНОЕ, ПРОТИВНОЕ, ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ, НЕПОТРЕБНОЕ, ЧТО МЕРЗИТ ПЛОТСКИ И ДУХОВНО, НЕЧИСТОТА, ГРЯЗЬ И ГНИЛЬ, ТЛЕНИЕ, МЕРТВЕЧИНА, ИЗВЕРЖЕНИЯ, КАЛ; СМРАД, ВОНЬ; НЕПОТРЕБСТВО, РАЗВРАТ, НРАВСТВЕННОЕ РАСТЛЕНИЕ; ВСЁ БОГОПРОТИВНОЕ.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА В. ДАЛЯ
Причинами для матерщины являются далеко не только раздражение или гнев. «Гнилые» слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми. «Невинная» привычка употреблять матерные слова привела к тому, что многие используют их для связки слов, вставляя через каждое нормальное слово.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточное понимание вопроса определили тему исследования: «Как победить сквернословие в жизни школьников».
Цель исследования: Рассмотреть сущность явления сквернословия в жизни людей и причины его существования в культуре; поиск путей искоренения сквернословия из жизни школьников.
Объект исследования: сквернословие как негативное явление в жизни человека, общества в целом.
Предмет исследования: сущность, место и роль сквернословия в жизни людей; причины его существования в культуре.
Гипотеза исследования: предполагаем, что изучив и поняв сущность, место, роль и причины существования этого негативного явления в культуре людей, мы сможем найти пути искоренения сквернословия из жизни школьников.
Задачи:
1.Проанализировать лексическое значение слова «сквернословие» и реализацию слова в словарях синонимов и антонимов.
2.Рассмотреть этимологию и историю сквернословия. Узнать, велась ли борьба со сквернословием в историческом времени (с древности и до наших дней)?
3.Выявить причины употребления сквернословия – ненормативной лексики.
4.Проанализировать имеющиеся материалы, влияет ли сквернословие на здоровье человека.
5.Проанализировать, как проявляется слово и понятие сквернословие в жизни школьников: их понимание и отношение (на основе анкетирования среди школьников нашей школы №7 г.Бирск).
6.Обобщить результаты исследования, выявить причины, следствия этого явления.
7.Определить возможные пути искоренения сквернословия из жизни школьников.
При решении поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение литературы, лингвистический анализ словарных статей, культурологический анализ явления сквернословия в жизни людей и, в частности, школьников, анкетирование учащихся, обобщение и систематизация материала.
Глава 1. Сквернословие как негативный феномен культуры и русского языка.
Лексическое значение слова сквернословие и его реализация в словарях синонимов и антонимов.
Изучение литературы по теме показало, что сквернословие является одним из проявлений обсценной лексики. Обсце́нная ле́ксика (от лат. Obscenus —«непристойный, распутный, безнравственный»). Она характеризуется как: непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие — это сегмент бранной лексики, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию [1].
Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат. В русском языке присутствует также другие обсценные слова, не являющиеся матерными и значительно менее табуированные, но тоже считающиеся «неприличными» или неблагозвучными[2].
Мы узнали также, что такая лексика называется ещё инвективной, то есть оскорбительной, существующей во многих языках и культурах. Такие слова называются ещё словом мат. Это замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу.
Образовано это слово от слова инвектива – [от лат. invectivus - бранный, ругательный]. Резкое выступление против кого-, чего-либо; оскорбительная речь; Синонимы слова инвектива: выпад, обвинение, обличение, оскорбительная речь, осмеяние, ругательства[2; 11, с.664].
В нашем исследовании мы исследуем понятие сквернословие в значении мат, матерщина, матерные слова, которые используют школьники в своей речи. С этой точки зрения изучаем теоретические материалы.
При изучении словарных статей, установлено, что в словарях слово «сквернословие» имеет близкое толкование. Так, в словаре Ожегова: Слово «сквернословие» – это речь, наполненная скверными, непристойными словами» [9, с.626].
В Большом энциклопедическом словаре: «Сквернословие» – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань [3]. В Словаре русского языка: «Сквернословие» – Речь, наполненная непристойными словами и неприличными выражениями; брань [12, с.106]. В энциклопедическом словаре педагога это слово определяется как 1)Употребление злых, оскорбительных и унизительных слов. 2) Поругание веры, антипод молитвы, 3) Разрушает атмосферу и душу. 4) Бранные слова «взрывают» генетический аппарат человека, ведут к вырождению. 5) У тех, кто произносит нецензурную лексику, и кто их слышит, вызывает мутагенный эффект» [19].
В Викисловаре сквернословие это: 1) Речь, наполненная неприличными выражениями; непристойными словами, матерными ругательствами. 2) матерщина, обсценная лексика[5].
В словарных статьях православных сайтов сквернословие определяется как словесный грех, основой которого является произнесение бранных, неприличных выражений, ругань и нецензурная лексика. Всем своим существом сквернословие противоречит молитве: вместо того, чтоб взывать к Богу, сквернослов открывает все демоническое и черствое в человеке[10].
В общем толковом словаре сквернословие это 1) Словесный грех, основой которого является произнесение нецензурной лексики.
Итак, анализ толкований в словарях показал, что сквернословие в значении мат– это значительная часть абсцентной (непристойной, безнравственной) и инвективной лексики (безнравственной, оскорбительной). Слово «сквернословие», в целом, означает речь, наполненную скверными, неприличными словами и выражениями, употребление злых, оскорбительных и унизительных слов, антипод молитвы, словесный грех.
Выявлено, что слово «Сквернословие» имеет синонимы и антонимы. Так, в словаре синонимов к слову «Сквернословие» приводятся следующие слова: мат, неприличные слова, сильные слова, ругня, лай, черное слово, хула, смрадные, гнилые слова, проклятие, похабщина,ненормативная лексика, бранные слова, матерщина, нецензурная лексика.
В словаре антонимов противоположность слову «сквернословие» называется ненормативная лексика.
В словарях также говорится, что сквернословие, влияет на организм человека, на его духовное и физическое здоровье. Разрушает атмосферу и душу. 4) Бранные слова «взрывают» генетический аппарат человека, ведут к вырождению. 5) У тех, кто произносит нецензурную лексику, и кто их слышит, вызывает мутагенный эффект.
Причины употребления сквернословия – ненормативной лексики
Почему же, зная о том, что сквернословие осуждается людьми, оно продолжает использоваться в речи большим количеством людей? Кто же и в каких случаях употребляет сквернословие?
В поисках ответа на эти вопросы, мы обнаружили исследования учёных-лингвистов В. М. Мокиенко, В. И. Жельвиса и других. Учёные отмечают, что ненормативную лексику в своей речи используют люди разного культурного уровня, но в большей степени – люди малообразованные, с «бедной, скудной речью», то есть, с маленьким словарным запасом.
Так, Мокиенко Валерий Михайлович- доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии филологического факультета Санкт-Петербургского университета в своём труде «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное» отмечает «наличие некоего труднопроходимого барьера между матом и культурой». Он отмечает, что сквернословие часто используется как пожелание зла, неудачи или как восклицания, выражающие стремление избавиться, отделаться от кого-либо.
Владимир Ильич Жельвис, доктор филологических наук выделяет скверные слова как средства, по которым нецензурно высказываются прежде всего некультурные и малообразованные люди. Это:
- средство понижения социального статуса адресата,
- средство установления контакта между равными людьми,
- средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
- «дуэльное» средство,
- выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
- для самоподбадривания,
- для самоуничижения,
- представить себя «человеком без предрассудков»,
- средство привлечение внимания,
- средство «сбить с толку»,
- передача оппонента во власть злых сил, магическая функция,
- как бунт,
- как средство вербальной (с помощью слов) агрессии,
- как междометие – при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.
Учёные обобщают: сквернословие, мат – это демонстрация неуважения к собеседнику, к окружающим, агрессия к миру в целом, он выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете.
Конечно, есть социальные слои, где тот, кто ругается, предстает как полноценный член среди людей низкой культуры. Но если говорить о сквернословии с позиций человеческих, то это – носители зла.
Если осмыслить вышесказанное, то начинаешь понимать, что подвигают людей на использование скверных слов негативные чувства: злоба, обида, гнев, желание таким агрессивным образом самоутвердиться.
Итак, выводим: использование сквернословия в речи объясняется следующим. Мат,нецензурную лексику используют люди разного культурного уровня с бедным словарным запасом вместо нужных слов для объяснения чего-либо или для выражения чаще негативных чувств и эмоций.
Они используют эти слова, чтобы: 1)заполнить те места в своей речи, на которые у них не находится нужных правильных слов, а высказаться хочется; 2)выказать желание, чтобы с ним, как с человеком, несмотря ни на что, считались; 3)чтобы оскорбить, побольнее обидеть; 4) выразить эмоцию, причём любую: гнев, возмущение, изумление, даже восторг; 5) в прямом назначении: для проведения древнего магического обряда.
Из вышесказанного делаем вывод, что в наше время сквернословие употребляется как универсальное средство для общения при нехватке нужных слов в самых разных жизненных ситуациях, как позитивных, так и негативных для самоутверждения.
И это раскрывает нам две важные причины – бедный словарный состав в лексиконе человека и – желание самоутвердиться, выделиться.
Нам представляется, что именно универсализм слов сквернословия играет главную роль, так как малограмотный человек или образованный, но имеющий недостаточно слов в своём лексиконе, чтобы выразить всё, что он хочет другому человеку или другим людям, заполняет ими свою речь.
Как же бороться со сквернословием, с этой нравственной заразой? Попытаемся узнать, а велась ли борьба со сквернословием в историческом времени (с древности и до наших дней)?
Изучив несколько статей в сети интернет, ссылающихся на научные источники, мы можем констатировать: да, велась.
Истоки сквернословия. Многие из нас полагают, что мат — глубоко русская традиция. На самом деле сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым! Уже в первые века христианства появилось множество поучений против матерщины. В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями: «...то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби».
Тогдашние православные священники прямо рассматривали матерщину как черту бесовского поведения. Показательно обличение сквернословии в челобитной нижегородских священников, поданной в 1636 году Патриарху Иоасафу I: «Да еще, государь, друг другу лаются позорною лаею, отца и матере блудным позором, в род и горло, безстудною самою позорною нечистотою языки своя и души оскверняют».
При Михаиле Федоровиче сквернословы несли телесное наказание. По рынкам и улицам ходили переодетые государственные люди со стрельцами, брали бранящихся и тут же, всенародно, для всеобщего назидания, наказывали розгами.
Активно боролся с матерщиной и царь Алексей Михайлович. В указе 1648 года он подчеркивает недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили». [11,с.360].Обычай сходиться в святочные и купальные дни «на бесчинный говор и на бесовские песни» осуждается в постановлениях Стоглавого Собора 1551 года. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Все это в конце концов привело к тому, что 200–300 лет назад проблема массовой матерщины на Руси исчезла. Во времена царя Алексея Михайловича услышать на улице мат было просто невозможно.
Но потом пришли иные времена. Петр I ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. Это усугубило воспитание в людях развязность и употребление «запретных» слов»[3].В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. А после революции мат вошел в лексикон политических деятелей. В конце 20 века мат взял ещё одну, последнюю, высоту. Его подхватила интеллигенция».
Мат перекочевал в 21 век. Он полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек и прочую ересь.
Нынче же на языке этом говорят и политики, и актеры с подмостков театра и телеэкрана, и певцы, а особенно так называемые юмористы.
Использование мата считается неприемлемым в приличном обществе и в литературе и обычно цензурируется в периодической печати, на телевидении, радио и в других СМИ. Несмотря на это, употребление мата традиционно очень широко распространено в устной речи у самых разных половозрастных групп общества. Встречается он также и в современной литературе (В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин, М. И. Веллер, М. И. Волохов и др.) и песенном творчестве (С. В. Шнуров, З. Б. Май, Ю. Н. Клинских). Известны и более ранние случаи употребления, в том числе в виде «ребусов» с многоточиями, мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: А. С. Пушкина, В. В. Маяковского и др. Тем не менее большей частью людей, говорящих на русском языке, мат не воспринимается как само собой разумеющееся в публичных местах; и когда, например, популярный певец Ф. Б. Киркоров употребил матерную брань на пресс-конференции, это вызвало как судебное разбирательство, так и негативную реакцию общественности ».
Мистические корни сквернословия. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Древние демонические культы Востока, от которых к нам пришли эти слова, использовали их в ритуальных действиях, сопровождавших человеческие жертвоприношения. Русские люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт: либо ублажали демона, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего злого языка. Подобное можно наблюдать в начале драки, когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть придают себе больше скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.
Влияет ли сквернословие на здоровье людей?
При изучении такой важной темы мы решили обращаться только к исследованиям учёных, к научной доказательной базе и выявили следующее. Приведём только несколько доказанных фактов, которых, конечно, значительно больше.
Сначала – всем известный факт. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой.
Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно творить красоту.
Также, путем опытов установлено, что хромосомы белка содержат всю информацию, необходимую для формирования живого организма. Доказано, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. Поскольку человек состоит более чем на 75% из воды, произносимые человеком слова изменяют структуру воды в организме, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки, меняя их свойства, а, следовательно, меняя генетический код наследственности.
При постоянном отрицательном воздействии скверных слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Это становится проклятием для детей и внуков сквернослова, рождённых с разными тяжёлыми заболеваниями.
Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует развитию различных болезней и таким образом сокращает срок жизни.
И наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни (Доктор биологических наук, академик медико-технических наук П. Горяев).
Занимаясь проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека в течение многих лет, доктор биологических наук И. Б. Белявский с математической точностью доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.
Учёными выявлено еще одно важное наблюдение. В странах и национальных языках, в которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП. А в России, например, эти заболевания встречаются всё чаще.
Одно из новых направлений в медицине – психосоматика (др.-греч. душа и тело) – соединение знаний медицины и психологии, изучает влияние психологических стрессов, в том числе, влияние мата, на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.
Учёными доказано, что если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает детородные органы, то это оказывает на них негативное влияние. Установлено, что матершинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Но самое плохое в том, что человеку достаточно нечаянно услышать ругань, мат, чтобы тоже заболеть. Болезни ожидают и тех, кто живёт в окружении сквернословия.
Особенно тяжело это отражается, разрушительно действует именно на женщин и детей. Вероятно, в старину это уже знали и не использовали запретные слова в обычном общении.
Опираясь на исследования медиков и психологов, учёные-филологи называют сквернословие «лингвистической бомбежкой», «убийственной привычкой», «нравственной заразой», «эпидемией», «психовирусами».
Учёными доказано: слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна. Вывод ученых: ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые "уши" ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. Особенно страшно, что при этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем. Человек употребляющий или слышащий мат постоянно подвержен неизлечимым заболеваниям, губителен для детей.
Влияет мат на формирование бесплодия. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан. Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации.
Мат "пробуждает" в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью "психовирусы". Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.
Часто можно услышать, что в мате ничего плохого нет, человек просто сбрасывает негативную энергию и язык не может обойтись без мата. Но ведь он сбрасывает негативную энергию на других людей, на родных, на детей!
Есть и другое мнение: сквернословие имеет прямое отношение к миру темных, низких энергий. В каком состоянии может находиться человек, если из него или на него выливается подобный негатив? Мат "пробуждает" в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью "психовирусы". Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. [т, у и др.].
Матерщина основана на гнусно-оскорбительном употреблении слова «мать». Одно из самых высоких понятий для человека принижается до уровня цинично-вульгарного. Здесь уместно привести слова А. П. Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».
Итак, опираясь на данные опытов учёных, доказано, что из-за мата значительно страдает здоровье человека и окружающих его людей, и прежде всего – родных и близких! Ругань оскверняет человека, убивает его душу. Даже нескольких примеров достаточно, чтобы убедиться, что в сквернословии скрыта огромная разрушительная сила. А их множество.
Представьте себе: матерное слово, как мощный отрицательный заряд взрывается и летит в вас, поражая ударной волной! Я сам лично не раз ощущал такую ударную волну. Как от неё скрыться, ведь чаще всего она бывает неожиданной?! А тогда что творится в душе и теле произнёсшего бранные слова?
Кроме того, мат оказывает разрушительное влияние и на нашу жизнь. Ведь многие из нас верят, что слова и мысли материальны. То есть, всё то, что мы говорим и о чем думаем, мы благополучно притягиваем в свою жизнь.
И это, действительно, так.
Это подтверждается и на примерах успешных, счастливых и богатых людей. Основной секрет успеха большинства из них –это правильное позитивное мышление и добрые слова.
Чем больше мы сосредотачиваем свое внимание на чем-то отрицательном, жалуемся, ссоримся, злимся, спорим и раздражаемся, тем больше негативного мы получаем в свою жизнь.
Ведь, действуя так, мы неосознанно притягиваем в свою жизнь череду плохих событий.
Если мы перестанем употреблять в разговоре матерные и отрицательные слова, мы ступим на лучший путь, открыв двери навстречу добру, удаче и счастью.
Мы нашли ответ на этот вопрос: человек теряет совесть, а он и его родные, его дети перестают ощущать стыд – а это уже признак вырождения человеческого, потому что совесть и стыд – это главные показатели лучших «божественных» человеческих качеств[4].
Пути искоренения сквернословия.
Очень часто от подростков можно услышать фразу «Я матом не ругаюсь, я на нем разговариваю!» Не является ли это жутким падением не только культуры, но и интеллекта? Особенно острой проблемой становится сквернословие в подростковом возрасте. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ «взрослости». Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников и речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам или политикам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - это оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и якобы защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.
Сквернословие корыстно и направлено, прежде всего, на унижение человеческого достоинства, используется как инструмент оскорбления. А тот, кто полагает, что с помощью нецензурных слов избавляется от стресса, нервного напряжения, глубоко заблуждается. Не на разрядку рассчитывайте, а скорее — на зарядку агрессивности.
К сквернословам нужно относиться как к хулиганам, лицам, унижающим честь и достоинство других лиц в неприличной форме. Так трактует действующий закон.
Откроем статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Читаем: «Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до 15-ти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток».
К сожалению, запреты проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Ведь любая хозяйка не выльет ведро помоев посреди комнаты, но разве сквернословие не является теми же помоями? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.
Но один из самых сильнейших законов - общественное мнение. Неприятие сквернословия должно пронизывать все поры нашего бытия. Я считаю, что Государственная Дума должна принять законы о языке, его нормах, и тогда станет невозможным «публичное воспроизведение» особо опасных слов. Многое зависит от воспитания, которое ребенок получает в семье. И если семья поощряет употребление бранных слов, а ребенок, как губка их впитывает, что можем мы изменить. Я считаю, что нужно в первую очередь через средства СМИ, общественность изменить отношения к сквернословию, а начинать нужно каждому человеку с себя. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.
Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что отказавшись от уродливого, грязного, матерного языка, вы обретете ясность мыслей и поступков, здоровье и, в конечном итоге, счастье.
Глава II. Исследование и результаты исследования.
Мы решили исследовать положение дел по этому вопросу в нашей школе среди учащихся 5-х и 6-го классов. В анкетировании участвовало 60 человек.
1. Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляет бранные слова, ругательства?,
30% опрошенных ответили - «чтобы выпустить злобу, свои эмоции»
6,75%- «чтобы казаться «крутым», значимым»
18,3%- «чтобы оскорбить окружающих»
40%-Чтобы выпустить злобу, свои эмоции,
5%- по привычке
Никогда -55%. Но, думаю, многие слукавили.
Редко – 31.7%.
Иногда – 11.6%
Часто-1.7%
«Не использую» - 41.7%
«Выражаю свои эмоции» -23.3%.
«Случайно «выскакивают», не замечаю этого» - 33.3%
Плохо – 36.6%
Не знаю – 38.4%
Никак не влияют – 25%
Не было ни одного ответа «хорошо»
Неприятно - 60%.
Плохо - 16.6%.
Хорошо-1.7%
Все равно - 20%.
Нет- 60.
8. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов
Нужно самому сдерживать свои эмоции - 45%.
Расширять словарный запас: читать, смотреть хорошие фильмы- 10%.
Запретить их или ввести штраф - 13.3%.
Ничего не делать, пусть каждый решает сам, как разговаривать-18.3%
Не знают -13.3%.
Выводы::
В школе я и мои одноклассники придумали лозунги – антирекламу мату, которые расклеили на стенды в школе.
-Кто использует мат, тот умишком небогат!
-Мат - помоев ушат!
-Мат - дорога в ад.
-Мат уродует девчат.
-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
-Мат - это ядов концентрат!
-В школе мы найдём управу на словесную отраву!
-В школе учимся, друзья, сквернословить нам нельзя!
-Матом не выражаться - значит вежливым остаться!
-Кто сквернословит, тот уважения не стоит!
Выводы работы:
1.Корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Бранные слова использовались в ритуальных действиях, сопровождавших человеческие жертвоприношения. Мат являлся языком общения с демоническими силами.
2.Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым!
3. Сквернословие оказывает разрушительное влияние на нашу жизнь. Слова и мысли материальны. Всё то, что мы говорим и о чем думаем, мы благополучно притягиваем в свою жизнь. В скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Заключение.
Выполняя работу, я пришёл к выводу, что любое злое слово, никак не может способствовать увеличению добра ни в нашем мире, ни в душе человека. Слово — это то, что отличает нас от животного. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит. Всё важное зачинается в духовно-словесной сфере — как доброе, так и злое, поэтому матерщина должна считаться тяжким преступлением против самого человека и общества. Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит, главным образом, от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном, неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи.
Проводя исследование, я познакомился с интересными книгами, прочитал много статей, узнал много нового интересного о своем родном русском языке. Меня удивило, как много разных людей и в прошедшие века и в настоящее время придают большое значение чистоте родной речи. Проводя исследовательскую работу, я получил большой опыт работы с текстом, что не всегда давалось легко. Я научился проводить социологический опрос и на основе полученных результатов делать выводы. Работа научила меня быть самостоятельным и уверенным в себе. Полученные навыки пригодятся мне в процессе учёбы и при выполнении других исследовательских работ.
Но самый главный итог, к которому я пришёл, мне хочется сказать словами великого знатока разговорной речи Владимира Даля. "С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом".
С каким именно духом имеется связь у матерщинника, думаю, всем понятно.
Список литературы
1. Академический словарь// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/es/84217/ ОБСЦЕННАЯ
2. Академический словарь // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/es/
3. Большой энциклопедический словарь // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/53644/.
4. И. Б. Белявский. Сайт «Русская правда» // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://ruspravda.info/Vliyanie-mata-na-zdorove-soznanie-zhizn-cheloveka-1812.html
5. Викисловарь// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/сквернословие
6. Гаряев П. П. Принципы лингвистико-волновой генетики// [Электронный ресурс] Режимдоступа:http://slawa.su/lichnocni/garyaev/3038-garyaev-printsipy-lingvistiko-volnovoj-genetiki-2017.html
7. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. /[Текст]/ - М.: 2001.- 44 с.
8. Мокиенко В. М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное»/ /[Текст]/ Русистика. - Берлин, 1994, № 1/2. - С. 50-73.
9. Ожегов С. И. – М., Русский язык, 1986. – 797 с. [2] с. Ил. ISBN 978-5-488-01717-7
10. Православный сайт // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://skvernoslovie.ru/?p=17
11. Словарь русского языка в четырёх томах [Текст] //АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1987. – т.1. – 672 с.
12. Словарь русского языка в четырёх томах [Текст] //АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1987. – т.4. – 795 с.
13. Словарь антонимов// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://myantonyms.ru/s-letter/skvernoslovie-134618
14. Словарь Владимира Даля// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-dala/25317
15. Словарь синонимов// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://словарь-синонимов.рф/words?keyword= сквернословие
16. Энциклопедический словарь// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://slovar.cc/enc/slovar/ 1793415.html
17. Энциклопедический словарь педагога// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/ dictionary/spiritual-culture/fc/slovar-209-4.htm
18. Цитаты // [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/themes/50283.html?page=1
19. Масару Эмото.- Любовь и вода/[Текст]/ – М.: София, 2008.-134 с.
20. Федеральный закон от 22.06.2007 N 116-ФЗ с КонсультантПлюс, 1992-20. 14/ ст.20.01
21. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 - № 20.
22. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.
23. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15.
24. Васильева Т. “Сокрытое Сокровище” № 8 (172) август 2011г.
25.НаумовВ.«Сквернословие – это грех?».«Сокрытое Сокровище» №5(181) 5.2012
26.Рыжова О. «Сквернословие от слова «скверна». № 4(144) апрель 2009г.
27.Щеглова Н. «Словно травы, шелестят слова». “Сокрытое Сокровище” № 10 (174) октябрь 2011 г
Приложение 1. Результаты анкетирования 6 А класс. В опросе участвовали 22 учащихся. |
1.Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
а) Чтобы казаться «крутым», значимым | 5 |
б) Для связки слов, как «слова-паразиты» | 0 |
в) Чтобы оскорбить окружающих | 4 |
г) Чтобы выпустить злобу, свои эмоции | 11 |
д) Свой вариант (привычка, без них никак) | 2 |
2. Как часто ты используешь в своей речи бранные слова?
а) постоянно | 0 |
б) часто | 0 |
в) иногда | 3 |
г) редко | 3 |
д) никогда | 16 |
3.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
а) Выражаю свои эмоции | 2 |
б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого | 4 |
в) Хочу оскорбить собеседника | 0 |
г) Это придает мне значимости | 0 |
д) Не использую | 16 |
4.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?
а) никак не влияют | 5 |
б) плохо | 9 |
в) хорошо | 0 |
г) не знаю | 8 |
5. Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?
а) Нет, не перестал бы | 1 |
б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы | 0 |
в) конечно перестал бы | 21 |
6. Как ты себя чувствуешь, когда в твоем присутствии или по отношению к тебе употребляют бранные слова?
а) неприятно | 14 |
б) плохо | 5 |
в) хорошо | 0 |
г) обижаюсь | 0 |
д) все равно | 3 |
7.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
а) Да | 0 |
б) Нет | 22 |
8.Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
а) Нужно самому сдерживать свои эмоции | 10 |
б) Запретить их или ввести штраф | 4 |
в) Расширять словарный запас: читать, смотреть хорошие фильмы и т. д. | 6 |
г) Ничего не делать, пусть каждый решает сама, как разговаривать | 2 |
д) Не знаю | 0 |
Результаты анкетирования: 5Г класс.
В опросе участвовали 21 ученик.
1.Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
а) Чтобы казаться «крутым», значимым | 6 |
б) Для связки слов, как «слова-паразиты» | 3 |
в) Чтобы оскорбить окружающих | 2 |
г) Чтобы выпустить злобу, свои эмоции | 9 |
д) Свой вариант (привычка, без них никак) | 1 |
2. Как часто ты используешь в своей речи бранные слова?
а) постоянно | 0 |
б) часто | 0 |
в) иногда | 2 |
г) редко | 10 |
д) никогда | 9 |
3.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
а) Выражаю свои эмоции | 5 |
б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого | 10 |
в) Хочу оскорбить собеседника | 0 |
г) Это придает мне значимости | 0 |
д) Не использую | 6 |
4.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?
а) никак не влияют | 5 |
б) плохо | 10 |
в) хорошо | 0 |
г) не знаю | 6 |
5. Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?
а) Нет, не перестал бы | 0 |
б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы | 2 |
в) конечно перестал бы | 19 |
6. Как ты себя чувствуешь, когда в твоем присутствии или по отношению к тебе употребляют бранные слова?
а) неприятно | 13 |
б) плохо | 3 |
в) хорошо | 0 |
г) обижаюсь | 1 |
д) все равно | 4 |
7.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
а) Да | 0 |
б) Нет | 21 |
8.Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
а) Нужно самому сдерживать свои эмоции | 10 |
б) Запретить их или ввести штраф | 1 |
в) Расширять словарный запас:читать, смотреть хорошие фильмы и т. д. | 2 |
г) Ничего не делать, пусть каждый решает сама, как разговаривать | 0 |
д) Не знаю | 8 |
Результаты анкетирования: 6Г класс.
В опросе участвовало 17 учеников.
1.Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
а) Чтобы казаться «крутым», значимым | 7 |
б) Для связки слов, как «слова-паразиты» | 1 |
в) Чтобы оскорбить окружающих | 5 |
г) Чтобы выпустить злобу, свои эмоции | 4 |
д) Свой вариант (привычка, без них никак) | 0 |
2. Как часто ты используешь в своей речи бранные слова?
а) постоянно | 0 |
б) часто | 1 |
в) иногда | 2 |
г) редко | 6 |
д) никогда | 8 |
3.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
а) Выражаю свои эмоции | 7 |
б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого | 6 |
в) Хочу оскорбить собеседника | 0 |
г) Это придает мне значимости | 1 |
д) Не использую | 3 |
4.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?
а) никак не влияют | 5 |
б) плохо | 3 |
в) хорошо | 0 |
г) не знаю | 9 |
5. Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?
а) Нет, не перестал бы | 0 |
б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы | 4 |
в) конечно перестал бы | 13 |
6. Как ты себя чувствуешь, когда в твоем присутствии или по отношению к тебе употребляют бранные слова?
а) неприятно | 9 |
б) плохо | 2 |
в) хорошо | 1 |
г) обижаюсь | 0 |
д) все равно | 5 |
7.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?
а) Да | 0 |
б) Нет | 17 |
8.Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
а) Нужно самому сдерживать свои эмоции | 7 |
б) Запретить их или ввести штраф | 3 |
в) Расширять словарный запас: читать, смотреть хорошие фильмы и т. д. | 3 |
г) Ничего не делать, пусть каждый решает сама, как разговаривать | 4 |
д) Не знаю | 0 |
БИБЛИЯ о сквернословии.
Как же Библия относится к сквернословию? Вот один из отрывков: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Послание Ефесянам 5:4). Это заявление апостола Павла находится во второй части его послания, которая посвящена вопросам практической жизни. Завершив богословский раздел, представление истины, автор далее демонстрирует, как жить тем, кто принял эту истину в свое мировоззрение, и в начале практического раздела пишет: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Послание Ефесянам 4:1). Частью этой достойной жизни является свобода от сквернословия.
Эта мотивация для чистой речи – «поступать достойно звания» – обладает большой силой. Как в известном наставлении мамы своему малолетнему сыну: «Негоже тебе, умному мальчику, будущему врачу, принимать пищу неумытыми руками!» Однако, к сожалению, подобной мотивации бывает недостаточно. Поэтому Дух Святой побудил апостола предупредить и о последствиях нарушения Божьей воли в следующем же предложении указанного послания, где содержится неодобрение сквернословия: «ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Послание Ефесянам 5:5,6). Человек «нечистый» устами «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога… за это приходит гнев Божий» на тех, кто противится, грешит сознательно и упорно.
Вот еще один отрывок на изучаемую тему: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Послание Колоссянам 3:8). Как и в послании Ефесянам, ближайший контекст этого призыва содержит два вида мотивации для отклика. Сразу после процитированного стиха следуют такие слова: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (cт. 9,10). Вы теперь новые люди – говорит апостол Павел, – а новым людям присуща новая лексика! Непосредственно перед изучаемым стихом, однако, содержится предостережение: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5,6). За «нечистоту» уст противники вкусят гнев Божий.
«Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след. Оно живёт среди нас и действует на сердца наши. Ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) .
А вот отрывок из сказки, относящейся к европейскому фольклору.
У девушки, говорившей доброжелательно и сердечно, из уст падали розы. А у девушки, говорившей грязно и грубо, изо рта выпрыгивали жабы и выползали змеи…
Какой точный художественный образ!
Мы считаем, что эти культурные средства усилят нравственное воспитание в нашей школе и помогут нам победить сквернословие в нашей школе.
Наше условие – долой сквернослов.
Э. Асадов «О скверном и святом»
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли. подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово "мат” идёт от слова "мать”,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.


Как зима кончилась

Рисуем ананас акварелью

Рисуем осенние листья

Как я избавился от обидчивости

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский