Объект исследования – первая литературная сказка России XIX века.
Предмет исследования – средства языка в создании фантастического и реального мира, увиденного глазами ребенка.
В сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» есть два сюжета. Волшебный сюжет находится внутри реального. Можно сказать, что в сказке два мира: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы.
Реальный мир передан глазами взрослого, в роли которого выступает рассказчик. Благодаря его рассуждениям мы видим изображение колорита уходящей эпохи, даются отступления с философским и психологическим оттенком.
Фантастический мир мы видим глазами ребенка, восприятие которого передается размышлениями и впечатлениями Алёши. С помощью него в общую канву повествования вводится сказочный образ королевства и его жителей.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 28.71 КБ |
dvva_mira_v_skazke_a._pogorelskogo.docx | 28.71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Исследовательский проект:
«Два мира в сказке А.Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители»»
Ученицы 6А класса Яикбаева Виктория и Яикбаева Валерия
Руководитель: Кабирова Анфиса Нурихановна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Бирск
Бирск 2021
Цель исследования: проанализировать текст сказки и определить средства создания двух миров.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Проанализировать произведение с точки зрения точности изображения реального мира и сказочности вымышленного мира.
3. Подобрать иллюстрации к отрывкам из произведения.
Обоснование: на уроках литературы мы рассматриваем произведения не только с точки зрения «А что хотел сказать писатель» (смысл произведения), но и «С помощью каких средств ему удалось передать основную мысль». Исследовательская работа поможет научиться анализировать произведения литературы и даст возможность обогащать собственный словарный запас.
Гипотеза исследования: использование различных изобразительных средств языка в художественном произведении позволяет автору максимально точно и образно передать своё видение мира и оказать воздействие на воображение читателя.
Методы исследования:
1.Работа с первоисточником (произведением Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»;
2. Работа с разными источниками информации (книги, словари, учебники, Интернет-ресурсы, и др.);
3.Наблюдение.
Объект исследования – первая литературная сказка России XIX века.
Предмет исследования – средства языка в создании фантастического и реального мира, увиденного глазами ребенка.
В сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» есть два сюжета. Волшебный сюжет находится внутри реального. Можно сказать, что в сказке два мира: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы.
Реальный мир передан глазами взрослого, в роли которого выступает рассказчик. Благодаря его рассуждениям мы видим изображение колорита уходящей эпохи, даются отступления с философским и психологическим оттенком.
Фантастический мир мы видим глазами ребенка, восприятие которого передается размышлениями и впечатлениями Алёши. С помощью него в общую канву повествования вводится сказочный образ королевства и его жителей.
Антоний Погорельский прожил короткую, но весьма насыщенную жизнь. Его настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский. Псевдоним был взят по названию родового имения Погорельцы.
Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг. Будучи внебрачным сыном графа Разумовского, будущий писатель получил отличное домашнее образование, затем стал студентом Московского университета.
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» написана Погорельским для десятилетнего племянника Алёши, который нам известен как поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. Более того, в сказке есть как автобиографические моменты (какое-то время сам Погорельский обучался в подобном пансионе), так и мотивы из биографии маленького Алексея Толстого.
Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру литературной сказки: описан волшебный мир, есть герой, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора.
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен «свободный и изящный» слог сказки.
Сказка раскрывает внутренний мир ребёнка, особенности его психологии, мышления, формирования характера человека.
Главным действующим персонажем произведения является мальчишка по имени Алеша. Он живет в городе Санкт-Петербург. Обучается в том же городе в пансионате. С самого начала мальчика можно охарактеризовать как любознательного и умного парня. Ему нравится учиться и познавать новое. У него много друзей. Алеша с нетерпением ждет выходных, чтобы получить весточку от родителей. Мальчик по своей натуре очень добрый. Он постоянно кормит куриц во дворе, а когда узнает, что Чернушку хотят зарезать, начинает защищать ее. Алеша ради спасения курицы отдал кухарке золотой империал. Однако по мере развития событий произведения характер Алёши меняется.
В сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» есть два сюжета. Волшебный сюжет находится внутри реального. Можно сказать, что в сказке два мира: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы.
Реальный мир передан глазами взрослого, в роли которого выступает рассказчик. Благодаря его рассуждениям мы видим изображение колорита уходящей эпохи, даются отступления с философским и психологическим оттенком.
Фантастический мир мы видим глазами ребенка, восприятие которого передается размышлениями и впечатлениями Алёши. С помощью него в общую канву повествования вводится сказочный образ королевства и его жителей.
Автор представляет нам детальную реконструкцию настоящей жизни.
Образы Петербурга, если быть точными, одной из его древнейших улиц - Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками – поражают своей достоверностью, это реальные пейзажные зарисовки города.
С самого начала «волшебной повести» дается представление о конкретном месте и времени действия. Автор указывает город, район и улицу, где происходили события, связанные с реальным планом повествования: «в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии». Здесь же мы находим указание на время: «лет сорок тому назад». Автор не конкретизирует год или дату изображаемого события, но, зная о периоде написания сказки и её публикации (1829 г.), мы понимаем, что действие разворачивается примерно в 1789 г., то есть перед нами эпоха конца XVIII века.
На первых страницах мы видим конкретные реалии Петербурга: Васильевский остров, Первая линия, Исаакиевский мост и площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство и Конногвардейский манеж. Рассказчик ведет повествование от первого лица, давая предметам оценочные эпитеты, тем самым, выражая отношение к своему веку: «города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее...».
Во второй половине XVIII века в России открылось большое количество новых учебных заведений. Помещение дома-пансиона, где будут разворачиваться события, наполнено предметами, вещественно детализированными. Голландская черепица, старушки-голландки, лежанка «из голландских изразцов» отсылают нас к личности Петра Великого.
Изображение внутренней жизни мужского пансиона, его нравов и обычаев также являются атрибутами реального мира.
Например, парикмахер, который показал «своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя», а затем «напомадил и напудрил у нее [супруги учителя] локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов» - это отражает стремление к изменению внешнего облика, где для приближения к типу западноевропейской женщины парики стали неотъемлемой частью дамского туалета.
Через восприятие мальчика иронически изображается приезд директора училища: «Алеша <…> увидел... не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алеша, был маленький пучок!».
Проявляется здесь и несовпадение представлений мальчика с реальностью: «Алеша еще более удивился, увидев, что, несмотря на простой серый фрак, бывший на директоре вместо блестящих лат, все обращались с ним необыкновенно почтительно».
Отражены здесь манеры приветствия старого времени, когда женщины, здороваясь и прощаясь, делали реверанс - особый поклон с приседанием. С юмором показывает автор поведение учительницы, которая «начала приседать в ожидании столь почтенного гостя», а по прибытии должностного лица «присела ниже обыкновенного».
Игра в вист, занимавшая гостей пансиона «часу до одиннадцатого», в то время считалась «своеобразной моделью жизни».
Описывает А. Погорельский и детскую одежду, внешний вид и манеры ребенка XVIII века: «Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперед - по обе стороны груди. Так наряжали тогда детей. Потом научили, каким образом он должен шаркнуть ногой, когда войдет в комнату директор, и что должен отвечать, если будут сделаны ему какие-нибудь вопросы».
Переход из мира действительности в волшебный мир происходит постепенно.
Подземный мир в произведении А.Погорельского дан через восприятие главного героя, ребенка.
Наблюдая за его пристрастием к чтению рыцарских романов и волшебных повестей, за неподдельным интересом, который он проявлял по отношению к «деяниям славнейших рыцарей», можно сказать о влиянии его фантазий на изображение волшебного. Всё нереальное является плодом мечтаний ребёнка, тем, что ему хотелось бы видеть наяву: «…когда он бывал разлучен надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, - юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам».
Бессознательное представлено в образах жителей Подземного мира, в убранстве его залов, в желании уйти от одиночества и иметь лучшего друга, кем и становится Чернушка. Неудивительно, что курица обретает способность говорить, очеловечивается именно ночью. В это время суток изображается и весь Подземный мир. Таким образом, можно предположить, что фантастический мир сказки - это сновидение мальчика, а реалии этого пространства воплощают собой то, чего не хватает в стенах пансиона.
Благодаря развитому воображению героя, его способности мечтать, фантазировать, элементы сказочного сопровождают читателя на протяжении всего повествования. Алёше слышится голос любимой Чернушки, которая якобы просит его о спасении, опасаясь быть пойманной кухаркой. Вообразив себя одним из рыцарей, Алёша, стремясь совершить подвиг, отдает за единственного друга «всё имение» - империал, который был «драгоценным» подарком любимой бабушки. В роли славного рыцаря герой отчетливо слышит призыв: «Кудах, кудах, кудуху! Алеша, спаси Чернуху!», или «ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звездочки, и что она тихонько ему говорит: - Алеша, Алеша! Останься со мною!», но стоит подвигу свершиться, как мальчик возвращается в реальность и уже «никак не мог разобрать ее кудахтанья».
В сновидении Алёши предметы реальности сочетаются со сказочными, постепенно предваряя появление Подземного мира: «вдруг откуда-то взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше, как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, так светло, как будто днем», «хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась».
С мотивом волшебства связаны и упомянутые в начале старушки-голландки, которые теперь «столетние», а «комнаты у них убраны по-старинному,.. у одной из них большой серый попугай, а у другой серая кошка, очень умная, которая умеет прыгать через обруч и подавать лапку». В подземной зале путешественников встретили те же рыцари, о которых мальчик так любил читать в реальном мире.
Подземный мир был очень похож на то, что Алёша видел наверху: «зала эта освещена была такими же маленькими свечками, какие он видел в своей комнате, но шандалы были не серебряные, а золотые», «стены сделаны из Лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе», деревья - «это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного».
Сон Алёши - воплощение его мечтаний, обрамленное автором волшебными героями и действиями. Подземное королевство - своеобразная реальность в уменьшенном виде, со своей жизнью, порядками, обычаями. Предметы окрашены в яркие, сочные цвета, наряду с героями, придающими повествованию фантастический и сказочный характер, близкий и понятный юному читателю - «деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые».
Вид людей и обстановки Подземного мира не вызывает у ребёнка иронии, а, наоборот, заставляет проявить неподдельный интерес: Алёша смотрит со вниманием, спрашивает с удивлением, с любопытством, пребывает в хорошем настроении и внутренне смеется. Реакция мальчика на «панели и двери <…> из чистого золота, «венец с блестящими драгоценными камнями», дорожки, усыпанные «брильянтами, яхонтами, изумрудами и аметистами» обусловлена не только восхищением окружающим.
Выводы:
Таким образом, можно сделать вывод, что изображение реального и волшебного миров в сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» дано на таком литературном приеме, как контраст. Автор сочетает колорит эпохи конца XIII века с красочными убранствами зал Подземного королевства.
Используются оценочные эпитеты, сравнения, подземный мир изображен с помощью гиперболы (преувеличения).
Два плана художественного времени и пространства даны от автора-повествователя и от лица ребёнка. Мир мужского пансиона взаимодействует с миром фантазий Алёши, оставляя след на формировании характера главного героя.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Исследовательский проект:
«Два мира в сказке А.Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители»»
Ученицы 6А класса Яикбаева Виктория и Яикбаева Валерия
Руководитель: Кабирова Анфиса Нурихановна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Бирск
Бирск 2021
Цель исследования: проанализировать текст сказки и определить средства создания двух миров.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Проанализировать произведение с точки зрения точности изображения реального мира и сказочности вымышленного мира.
3. Подобрать иллюстрации к отрывкам из произведения.
Обоснование: на уроках литературы мы рассматриваем произведения не только с точки зрения «А что хотел сказать писатель» (смысл произведения), но и «С помощью каких средств ему удалось передать основную мысль». Исследовательская работа поможет научиться анализировать произведения литературы и даст возможность обогащать собственный словарный запас.
Гипотеза исследования: использование различных изобразительных средств языка в художественном произведении позволяет автору максимально точно и образно передать своё видение мира и оказать воздействие на воображение читателя.
Методы исследования:
1.Работа с первоисточником (произведением Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»;
2. Работа с разными источниками информации (книги, словари, учебники, Интернет-ресурсы, и др.);
3.Наблюдение.
Объект исследования – первая литературная сказка России XIX века.
Предмет исследования – средства языка в создании фантастического и реального мира, увиденного глазами ребенка.
В сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» есть два сюжета. Волшебный сюжет находится внутри реального. Можно сказать, что в сказке два мира: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы.
Реальный мир передан глазами взрослого, в роли которого выступает рассказчик. Благодаря его рассуждениям мы видим изображение колорита уходящей эпохи, даются отступления с философским и психологическим оттенком.
Фантастический мир мы видим глазами ребенка, восприятие которого передается размышлениями и впечатлениями Алёши. С помощью него в общую канву повествования вводится сказочный образ королевства и его жителей.
Антоний Погорельский прожил короткую, но весьма насыщенную жизнь. Его настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский. Псевдоним был взят по названию родового имения Погорельцы.
Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг. Будучи внебрачным сыном графа Разумовского, будущий писатель получил отличное домашнее образование, затем стал студентом Московского университета.
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» написана Погорельским для десятилетнего племянника Алёши, который нам известен как поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. Более того, в сказке есть как автобиографические моменты (какое-то время сам Погорельский обучался в подобном пансионе), так и мотивы из биографии маленького Алексея Толстого.
Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру литературной сказки: описан волшебный мир, есть герой, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора.
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен «свободный и изящный» слог сказки.
Сказка раскрывает внутренний мир ребёнка, особенности его психологии, мышления, формирования характера человека.
Главным действующим персонажем произведения является мальчишка по имени Алеша. Он живет в городе Санкт-Петербург. Обучается в том же городе в пансионате. С самого начала мальчика можно охарактеризовать как любознательного и умного парня. Ему нравится учиться и познавать новое. У него много друзей. Алеша с нетерпением ждет выходных, чтобы получить весточку от родителей. Мальчик по своей натуре очень добрый. Он постоянно кормит куриц во дворе, а когда узнает, что Чернушку хотят зарезать, начинает защищать ее. Алеша ради спасения курицы отдал кухарке золотой империал. Однако по мере развития событий произведения характер Алёши меняется.
В сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» есть два сюжета. Волшебный сюжет находится внутри реального. Можно сказать, что в сказке два мира: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы.
Реальный мир передан глазами взрослого, в роли которого выступает рассказчик. Благодаря его рассуждениям мы видим изображение колорита уходящей эпохи, даются отступления с философским и психологическим оттенком.
Фантастический мир мы видим глазами ребенка, восприятие которого передается размышлениями и впечатлениями Алёши. С помощью него в общую канву повествования вводится сказочный образ королевства и его жителей.
Автор представляет нам детальную реконструкцию настоящей жизни.
Образы Петербурга, если быть точными, одной из его древнейших улиц - Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками – поражают своей достоверностью, это реальные пейзажные зарисовки города.
С самого начала «волшебной повести» дается представление о конкретном месте и времени действия. Автор указывает город, район и улицу, где происходили события, связанные с реальным планом повествования: «в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии». Здесь же мы находим указание на время: «лет сорок тому назад». Автор не конкретизирует год или дату изображаемого события, но, зная о периоде написания сказки и её публикации (1829 г.), мы понимаем, что действие разворачивается примерно в 1789 г., то есть перед нами эпоха конца XVIII века.
На первых страницах мы видим конкретные реалии Петербурга: Васильевский остров, Первая линия, Исаакиевский мост и площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство и Конногвардейский манеж. Рассказчик ведет повествование от первого лица, давая предметам оценочные эпитеты, тем самым, выражая отношение к своему веку: «города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее...».
Во второй половине XVIII века в России открылось большое количество новых учебных заведений. Помещение дома-пансиона, где будут разворачиваться события, наполнено предметами, вещественно детализированными. Голландская черепица, старушки-голландки, лежанка «из голландских изразцов» отсылают нас к личности Петра Великого.
Изображение внутренней жизни мужского пансиона, его нравов и обычаев также являются атрибутами реального мира.
Например, парикмахер, который показал «своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя», а затем «напомадил и напудрил у нее [супруги учителя] локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов» - это отражает стремление к изменению внешнего облика, где для приближения к типу западноевропейской женщины парики стали неотъемлемой частью дамского туалета.
Через восприятие мальчика иронически изображается приезд директора училища: «Алеша <…> увидел... не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алеша, был маленький пучок!».
Проявляется здесь и несовпадение представлений мальчика с реальностью: «Алеша еще более удивился, увидев, что, несмотря на простой серый фрак, бывший на директоре вместо блестящих лат, все обращались с ним необыкновенно почтительно».
Отражены здесь манеры приветствия старого времени, когда женщины, здороваясь и прощаясь, делали реверанс - особый поклон с приседанием. С юмором показывает автор поведение учительницы, которая «начала приседать в ожидании столь почтенного гостя», а по прибытии должностного лица «присела ниже обыкновенного».
Игра в вист, занимавшая гостей пансиона «часу до одиннадцатого», в то время считалась «своеобразной моделью жизни».
Описывает А. Погорельский и детскую одежду, внешний вид и манеры ребенка XVIII века: «Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперед - по обе стороны груди. Так наряжали тогда детей. Потом научили, каким образом он должен шаркнуть ногой, когда войдет в комнату директор, и что должен отвечать, если будут сделаны ему какие-нибудь вопросы».
Переход из мира действительности в волшебный мир происходит постепенно.
Подземный мир в произведении А.Погорельского дан через восприятие главного героя, ребенка.
Наблюдая за его пристрастием к чтению рыцарских романов и волшебных повестей, за неподдельным интересом, который он проявлял по отношению к «деяниям славнейших рыцарей», можно сказать о влиянии его фантазий на изображение волшебного. Всё нереальное является плодом мечтаний ребёнка, тем, что ему хотелось бы видеть наяву: «…когда он бывал разлучен надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, - юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам».
Бессознательное представлено в образах жителей Подземного мира, в убранстве его залов, в желании уйти от одиночества и иметь лучшего друга, кем и становится Чернушка. Неудивительно, что курица обретает способность говорить, очеловечивается именно ночью. В это время суток изображается и весь Подземный мир. Таким образом, можно предположить, что фантастический мир сказки - это сновидение мальчика, а реалии этого пространства воплощают собой то, чего не хватает в стенах пансиона.
Благодаря развитому воображению героя, его способности мечтать, фантазировать, элементы сказочного сопровождают читателя на протяжении всего повествования. Алёше слышится голос любимой Чернушки, которая якобы просит его о спасении, опасаясь быть пойманной кухаркой. Вообразив себя одним из рыцарей, Алёша, стремясь совершить подвиг, отдает за единственного друга «всё имение» - империал, который был «драгоценным» подарком любимой бабушки. В роли славного рыцаря герой отчетливо слышит призыв: «Кудах, кудах, кудуху! Алеша, спаси Чернуху!», или «ему показалось, что глаза у Чернушки светятся в темноте, как звездочки, и что она тихонько ему говорит: - Алеша, Алеша! Останься со мною!», но стоит подвигу свершиться, как мальчик возвращается в реальность и уже «никак не мог разобрать ее кудахтанья».
В сновидении Алёши предметы реальности сочетаются со сказочными, постепенно предваряя появление Подземного мира: «вдруг откуда-то взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше, как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, так светло, как будто днем», «хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась».
С мотивом волшебства связаны и упомянутые в начале старушки-голландки, которые теперь «столетние», а «комнаты у них убраны по-старинному,.. у одной из них большой серый попугай, а у другой серая кошка, очень умная, которая умеет прыгать через обруч и подавать лапку». В подземной зале путешественников встретили те же рыцари, о которых мальчик так любил читать в реальном мире.
Подземный мир был очень похож на то, что Алёша видел наверху: «зала эта освещена была такими же маленькими свечками, какие он видел в своей комнате, но шандалы были не серебряные, а золотые», «стены сделаны из Лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе», деревья - «это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного».
Сон Алёши - воплощение его мечтаний, обрамленное автором волшебными героями и действиями. Подземное королевство - своеобразная реальность в уменьшенном виде, со своей жизнью, порядками, обычаями. Предметы окрашены в яркие, сочные цвета, наряду с героями, придающими повествованию фантастический и сказочный характер, близкий и понятный юному читателю - «деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые».
Вид людей и обстановки Подземного мира не вызывает у ребёнка иронии, а, наоборот, заставляет проявить неподдельный интерес: Алёша смотрит со вниманием, спрашивает с удивлением, с любопытством, пребывает в хорошем настроении и внутренне смеется. Реакция мальчика на «панели и двери <…> из чистого золота, «венец с блестящими драгоценными камнями», дорожки, усыпанные «брильянтами, яхонтами, изумрудами и аметистами» обусловлена не только восхищением окружающим.
Выводы:
Таким образом, можно сделать вывод, что изображение реального и волшебного миров в сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» дано на таком литературном приеме, как контраст. Автор сочетает колорит эпохи конца XIII века с красочными убранствами зал Подземного королевства.
Используются оценочные эпитеты, сравнения, подземный мир изображен с помощью гиперболы (преувеличения).
Два плана художественного времени и пространства даны от автора-повествователя и от лица ребёнка. Мир мужского пансиона взаимодействует с миром фантазий Алёши, оставляя след на формировании характера главного героя.
Упрямый зяблик
Что общего у травы и собаки?
Привередница
Швейня
Северное сияние