• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательские проекты

Опубликовано ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА вкл 16.03.2021 - 19:15
ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА
Автор: 
обучающиеся

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-исследовательская работа "Роль интернета в социализации школьника" Борисик Анастасия80.04 КБ
Файл Научно-исследовательская работа "Читающая страна:миф или реальность?" Горбунова Виктория495.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль интернета в социализации школьника»

Борисик Анастасия Константиновна

Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 класс

Аннотация

  Эта научная работа рассказывает о роли Интернета  в социализации детей школьного возраста.

Цель работы: На основе анализа современных показателей влияния информационного пространства, в т.ч. интернета определить  причины и практические решения проблемы воспитания детей школьного возраста.

   В работе использованы компаративный анализ, системный подход , анкетирование, метод фокус- групп. Данная работа состоит из 2-х глав: I. - Информационное пространство в социальном контексте, II - Роль интернета в социализации школьника.

Учащаяся приходит к следующим выводам:

-роль идеологии интернета в социализации детей школьного возраста определяется в большей степени  наличием родительского контроля, содержанием информации или видео, игр ;

- обучающиеся 6-7 классов  МБОУ «СОШ № 2» пока в меньшей степени подвергаются информационному воздействию;

- у подростков общение на первом месте, потому что подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками;

- школьники стремятся к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений, коммуникации, и они не всегда полезны и безопасны;

- подростки объективны в оценке содержания информации в сети, которая способна оказать влияние – как позитивное, так и негативное – на становление личности ребенка.

   Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем  изучении проблемы идеологии в развитии современного российского общества, в целом, и в частности,  в развитии детского интернета. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке медиа-плана местного (школьного) интернета, плана воспитательной работы школы, работы с родителями, социальных институтов города или округа.

«Роль  интернета  в социализации школьника»

Борисик Анастасия Константиновна

Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2», 8   класс

                                                             Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3-4

Глава I.   Информационное пространство в социальном контексте..……………….5-6

Глава  II  Роль интернета в социализации школьника………………………….....6-11

Заключение…………………………………………………………………………….11

Список литературы……………………………………………………………………12

Приложение…………………………………………………………………………….13

«Роль  интернета  в социализации школьника»

Борисик Анастасия Константиновна

Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 класс

Введение

 Актуальность темы исследования. Средства массовой информации: пресса, радио, телевидение,  реклама, PR , Интернет в настоящее время представляют собой систему производства информации и являются не только средствами конструирования социального пространства и времени, но и механизмами социального управления, в том числе управления процессами социализации ребенка. Остановимся в большей степени на последнем: Как интернет «управляет» физическим и психологическим здоровьем детей школьного возраста?

Объект исследования: интернет и детские сайты, доступные детям школьного возраста.

Предмет исследования: определение  роли информационного пространства , интернета в развитии школьника.

Гипотеза: российская общественная линия развития по мере либерализации всех сфер стирает идеологическую  составляющую  информационного пространства, в т.ч. интернета для детей.

Цель: на основе анализа современных показателей по преобладанию идеологических направлений интернета, детских сайтов, определить  причины и практические решения проблемы воспитания детей школьного возраста.

Задачи:

- определить идеологическое направление, присущее динамично развивающемуся интернету;

-выявить роль идеологии в социализации детей школьного возраста;

- рассмотреть возможные практические решения проблемы доступного либерального интернета для детей школьного возраста.

Методы:

-компаративный анализ;

-системный подход ;

- опрос;

-метод фокус - групп .

База исследования: учащиеся  6-7 классов МБОУ СОШ № 2. В исследовании приняло участие 54 человека. Фокус-группа – 10 обучающихся  11 а класса.

Достоверность исследования подтверждается опорой на результаты анкетирования, фокус - группы (по методике американских социологов Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл), на материал  книги  «Фокусированное интервью» Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл, на статью «Социология массовых коммуникаций» В.А. Бачинина, на материал статьи  Федотовой Л.Н. «Социологический метод изучения средств массовой коммуникации», Цымбаленко С.Б., «Подрастающее поколение в Российском информационном пространстве ХХI века», Э. И. Саттарова   «Дети и современное информационное пространство».

Теоретическая и практическая значимость: Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем  изучении проблемы идеологии в развитии современного российского общества, в целом, и в частности,  в развитии детского интернета. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке медиа-плана местного (школьного) Интернета, плана воспитательной работы школы, работы с родителями и обучащимися, социальных институтов города или округа.

Глава I.   Информационное пространство в социальном контексте

       Современный ритм жизни способствует усугублению процесса воспитания. В наше время дети растут действительно слишком быстро – развитие информационных технологий и их возможностей способствует этому. Рост выражается не в физиологическом развитии, а скорее в социальном и духовном плане.

       Средства массовой информации: пресса, радио, телевидение, реклама, PR , интернет в  настоящее время представляют собой систему производства информации и являются не только средствами конструирования социального пространства и времени, но и механизмами социального управления, в том числе управления процессами социализации ребенка. Остановимся на ключевых аспектах : социализация (здесь и далее детей школьного возраста) и информационное пространство, в.т.ч. интернет.

     Первое - социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению[1].

  Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило с помощью семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку. Сегодня родители передоверили эти функции воспитателям в детском садике, тренеру, школе, религиозным организациям. В современном обществе особое место в процессе социализации личности отведено  телевидению и интернету.

     Второе - интернет – своеобразное отражение окружающего нас мира, который богат сокровищами, но, увы, не избавлен от безобразий и уродств. Во все времена взрослые справедливо видели свою задачу в том, чтобы помочь растущему ребенку войти в мир, освоить его богатства и избежать опасностей на этом пути.

       В России сегодня много говорят о влиянии интернета на все сферы жизни: экономику, политику, социальную сферу, медиа и личную жизнь. Уже более половины взрослого населения России- пользователи интернета. Последняя статистика свидетельствует о том, что перед экранами мониторов сидит больше людей, чем перед телевизорами. Влияние интернета все усиливается: по данным социологических исследований, годовой прирост интернет- аудитории — минимум 16 % [4]. Это уже тот этап, когда можно говорить о качественных изменениях общества. Несмотря на эти впечатляющие цифры, все еще недостаточно внимания уделяется результатам и последствиям, пожалуй, самого радикального воздействия интернета — на подрастающее цифровое поколение. И этот вопрос — один из ключевых для системы общего образования. На фоне непростых и неоднозначных реформ, проблем и трудностей современной школы осталась практически незамеченной несколько запоздалая революционность в отношении инфокоммуникационных технологий в новом федеральном образовательном стандарте начальной школы. Революционность — потому что многие взрослые еще крепко держат позицию: не пускать в интернет своих чад столько, сколько возможно. Запоздалая — потому что они все уже давно там. Стандарт, по которому в прошлом году стали учиться все первоклассники в России, предполагает знакомить их не только с компьютером, но и с современными средствами сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. Но , к сожалению, не секрет, что обучение не всегда поспевает за развитием. Правда, в соответствии с нашими классиками, должно его опережать. Но не получается, а между тем дети уже совсем другие. Психологи считают, что у них меняются даже высшие психические функции. Например, по-другому начинает функционировать память — запоминается не содержание, а «места», где можно найти ту или иную информацию. Меняется внимание — есть данные, что средняя продолжительность концентрации внимания(удержания внимания) уменьшилась в десятки раз по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Зато появилась ошеломляющая взрослых многозадачность. А руки детей лучше приспособлены к клавиатуре компьютера или мобильника, чем к завязыванию шнурков. Недаром цифровое поколение называют еще поколением большого пальца. И еще много всяких непонятностей и странностей, из-за которых новое поколение нередко все целиком обвиняют в аутизме, эгоцентризме, инфантилизме, гиперактивности и в других грехах[4 ].

         Кроме этого, существуют проблемы адаптации учащейся молодёжи в информационной среде, здоровья детей и молодёжи в современном информационном пространстве. Определено влияние на личность ребенка ряда факторов информационного пространства, что может рассматриваться как зона повышенной опасности при отсутствии родительского и общественного «фильтра» в выборе получаемой ребенком информации, определены проблемы интернет-зависимости, родительские проблемы в восприятии и принятии ИТ свободы подростков, и многие из них  носят уже глобальный характер.[6]  

Глава  II  Роль интернета в социализации школьника

     Интернет пришел не только в офисы, школы, но и в жизнь многих из нас. Происходит освоение новых средств коммуникации и новых возможностей, они уже включены в структуру жизнедеятельности, в образ жизни. Как показывают данные опроса, у обучающихся 6-7 классов (54 человека) значительное место в освоении социального опыта, информационного пространства занимают учеба, досуг ( занятия в кружках по интересам.), спорт, интернет, чтение книг, телевизор, телефон, компьютер.

учеба

спорт

досуг

чтение книг(не учебников)

интернет

телефон

компьютер

(в.т.ч. игры)

телевизор

65%

61%

46%

41%

35%

26%

26%

22%

Как видим, на первом месте учеба, спорт, досуг. Интернет занимает лишь шестое место. И это когда так много говорят об информационном пространстве, интернете. Опираясь на данные, можно лишь предположить,  что у обучающихся 6-7 классов еще есть пробелы в медиаобразовании.

     Интересно сопоставить  полученные данные с некоторыми из соцопроса журнала «Дети и информационное пространство» [2]. Так у школьников , проживающих в Москве, на 1 м. – общение (68%), на 2 -телевидение ( 56%),  на 3 -  компьютерные игры (48%) и обмен информацией по интернету (47%). На 4 – общение по телефону (36%). Далее следуют чтение книг (не учебников) – 35%, занятия в кружках, секциях и других объединениях по интересам – 33% . (Диаграмма 1)

     Результаты говорят, что обучающиеся МБОУ «СОШ № 2» в меньшей степени подвергаются информационному воздействию :  на 13 % больше уделяют время занятиям по интересам, читают книги (6%), занимаются спортом, приоритетным для большинства остается учеба. Свободное время предпочитают проводить в интернете только 25% семиклассников из 20 учащихся. Прогулку с друзьями выбирает 85 % опрошенных. Для выполнения творческого задания отправятся в библиотеку или музей 55%, в интернет – 25%. Хорошо это или плохо?

     Чтобы понять это, предлагаем школьникам назвать источники информации, которыми они пользуются. Это позволило нам не только выделить основные информационные источники, но и сопоставить, насколько досуговые коммуникационные каналы совпадают, с одной стороны, с теми, которые подростки сознательно выбирают в качестве источников информации и, с другой стороны, с теми информационными каналами, которые традиционно обеспечивают образование и социализацию подростков (школа и семья).

учитель

учебник

интернет

родители

библиотека

друзья

СМИ

телевизор

одноклассники

66%

66%

64%

30%

26,4%

19%

17%

15%

15%

     Данные опроса показывают,  что интернет еще не стал для наших школьников  определяющим . Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для подростков информации (64%). Обучающиеся школы еще зависимы от взрослых в получении интересующих их сведений (учитель 66%), возможно, потому что до сих пор родителями и детьми возлагается эта задача на школу, учителя. Межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми с целью получения информации невысокое (19%) Это особенно заметно по  изменению ранга родителей (30%).

       Сопоставим результаты , они вновь показывают существенные различия: у московских школьников со значительным опережением лидируют компьютерные источники, интернет – 72%. Друзья и подруги как источник значимой информации занимают вторую позицию – 58%. За сверстниками следуют родители - 56% и учителя – 54%.  Телевидение продолжает уменьшать аудиторию в качестве источника важной информации – 41% (54,1% в 1998 г.). Газеты и журналы указывают - 28% респондентов [2].(Диаграмма 2)        

      Почему так рознятся результаты? Причин несколько: позиция многих взрослых: не пускать в интернет своих детей столько, сколько возможно, запоздалый приход инфокоммуникационных технологий в наш регион, есть пробелы в медиаобразовании.

      Как осваивают пространство интернета наши респонденты? Участники фокус – группы (обучающиеся 11 класса) относят себя к активным пользователям интернета: 20% в сети 1-2 часа в день, 40% - 2-3 часа, 40% - 4 часа. Свой сайт или блог (кроме страниц в «Контакте» и «Одноклассниках») имеют только 30%. А вот среди семиклассников есть настоящие «рекордсмены»: от 4 ч. до 8 ч. в интернете проводит 45%. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках. Свой сайт не создал ни один семиклассник. Что интересует школьников в интернете?

семиклассники

участники фокус- группы

общение в т.ч. соцсети

информация

развлечение (игры, клипы)

общение в т.ч. соцсети

информация

видео

книги

80%

60%

50%

70%

90%

20%

10%

    Как видим, общение на первом месте, потому что подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками. Межличностное общение является основным фильтром для отбора значимой информации, выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Таким способом строятся личностные и групповые картины мира, корректируются ценностные и целевые установки, определяются жизненные смыслы, идет процесс формирования личности. 

       Ни для кого не секрет, что сегодня подрастающее поколение сталкивается с информационным хаосом, особенно в интернете, есть трудности в поиске качественной информации по различным направлениям.

     Предлагаем семиклассникам назвать  2-3 сайта, которыми они постоянно пользуются.

Наименование сайта

Vk.com

20

Odnoklassniki.ru

2

Google.com

5

Sprashivai.ru

2

www.mail.ru

5

Facebook.ru

1

Друг  Вокруг

3

ru.wikipedia.org

1

www.lingualeo.com

2

Turnicmen.ru

1

Yandex.ru

2

You Tybe

1

Beon.ru

2

Bing.ru

1

Kinder-onlain.ru

1

Twitter.ru

1

   Отдельно они перечислили детские сайты, которые знают и были когда-либо зарегистрированы.

Наименование сайта

www.lingualeo.com

2

Галактика

1

ru.wikipedia.org

1

Агент.ру

1

www.biligon.ru

1

Друг Вокруг

1

www.kiti.com

1

Kinder-onlain.ru

1

Disney.ru

3

www.zaycev.net

1

Tvidi.ru

2

Baby.ru

1

 

Какие еще детские сайты предлагает детям интернет? Каково их содержание? Мы исследовали интернет – пространство и пришли к мнению, что наиболее востребованными  среди детей и подростков являются следующие сайты:

 Клёпа http://www.klepa.ru/

 развлечения -  60%. ресурсы - 30%

Детский браузер Го́гуль  

ресурсы – 100%

Интернешки

развлечения –  65%, ресурсы- 35%

Детский поисковик «Ага»

ресурсы – 50%, развлечения – 50 %

Kinder-online

общение – 100%

Тырнет

развлечения – 100%

Смешарики   http://www.smeshariki.ru/

развлечения – 90%  ресурсы – 10%

Энциклопедия мастерства Игрушка http://igrushka.kz/

раз   развлечения  -20% , ресурсы – 80%

Чудеса природы http://nature.worldstreasure.com/

рес  ресурсы-  100%

Несмотря ни на  что семиклассники основное время  предпочитают проводить здесь:

Наименование сайта

Vk.com

17

Друг Вокруг

2

Lingualeo.com

2

Sprashivai.ru

1

Поисковики

1

       Школьники (85%) больше времени проводят «ВКонтакте». Почему? Понятно – общаются. Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться, вот данные соцопроса: самая невоспитанная аудитория у соцсети — «ВКонтакте». Как сообщила газета «РБК-Дейли», сеть «ВКонтакте», которая является самой популярной среди россиян, лидирует по использованию бранной лексики и отстает по богатству словарного запаса пользователей. Здесь на тысячу слов в среднем приходится  17 нецензурных. [7].

     Это лишь один пример негативного воздействия на подростка. Что еще может ожидать школьника в сети? Еще пример, данные, полученные в исследовании EU Kids Online II в ходе опроса 25 142 детей 9–16 лет из 25 европейских стран. подтверждают, что дети, которые используют социальные сети, сталкиваются с большим количеством онлайн-рисков, чем те дети, которые не используют социальные сети[7].

     На ежегодном заседании научноконсультативного комитета Международного проекта по электромагнитным полям, проведенном под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прозвучало предупреждение: сети Wi-Fi грозят развитием заболеваний у детей. Об этом сообщают РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Федерального медикобиологического агентства РФ (ФМБА). [7]

       А воздействие на подростка различных Интернет - сообществ, молодежных субкультур? Каково влияние на личность ребенка ряда факторов информационного пространства при отсутствии родительского и общественного «фильтра» в выборе получаемой ребенком информации? Измерить сложно, но известно, что  интернет-риск зависит от конкретного соотношения между риском и платформой (веб-сайт, мгновенный обмен сообщениями, игра или социальная сеть). Задача взрослых - уберечь школьника от негативного воздействия  получаемой им информации. Эта проблема обсуждается, принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», изучается опыт других стран.

       А что думают школьники: вреден или полезен интернет? Участники фокус-группы отмечают, что интернет как вреден, так и полезен (80%):

вреден

полезен

- физическому здоровью подростка (70%)

- негативно воздействует на психику ребенка  (80%) : развивает агрессию(60%), воспитывает жестокость (70%), вызывает  суицидальные попытки поведения (50%)

- получение информации (80%)

- общение (60%)

- развлечение  (40%)

    Наши опрошенные отметили, что интернет может повлиять на формирование модели поведения в обществе:

- да - 73% (как положительное, так и отрицательное в зависимости от наличия или отсутствия родительского контроля, от содержания информации или видео, игр);  

- нет – 37%.

    Обучающиеся считают, что интернет помогает формировать нравственные качества личности:

- да – 64% (как положительные, так и отрицательные в зависимости от наличия или отсутствия родительского контроля, от содержания информации или видео, игр);

- нет – 26%.

   Участники фокус-группы (30%) утверждают, что детям до 14 лет вообще нельзя знать интернета.

     Данные показывают, что подростки стремятся к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений, коммуникации. Они объективны в оценке содержания информации в сети, которая способна оказать влияние – как позитивное, так и негативное – на становление личности ребенка.

Заключение

- роль идеологии интернета в социализации детей школьного возраста определяется в большей степени  наличием родительского контроля,  содержанием информации или видео, игр ;

- обучающиеся 6-7 классов  МБОУ «СОШ № 2» пока в меньшей степени подвергаются информационному воздействию;

- у подростков общение на первом месте, потому что подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками ;

- школьники стремятся к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений, коммуникации, и они не всегда полезны и безопасны;

- подростки объективны в оценке содержания информации в сети, которая способна оказать влияние – как позитивное, так и негативное – на становление личности ребенка.

Список литературы

  1. Большой справочник школьника.5-11 классы.-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2000.- С.287-298.
  2. Дети в информационном обществе. журнал № 11 (апрель-сентябрь 2012)
  3. Р.Мертон М.Фиске П.Кендалл .Фокусированное интервью. Перевод с английского к.э.н. Т.Н.Федоровской, под редакцией к.э.н. С.А.Белановского .- Москва .: МГУ. 1991 с.119-129
  4. Э. И. Саттаров . Дети и современное информационное пространство .
  5. Федотова Л.Н. Социологический метод изучения средств массовой коммуникации.  М.: Научный мир, 2001. 214с.
  6. Цымбаленко С.Б., Подрастающее поколение в Российском информационном пространстве ХХI века. sbz-2@yandex.ru
  7. Увеличивает ли риск использование социальных сетей? /(Does the use of social networking sites increase children’s risk of harm? E.Staksrud, K. lafsson, S. Livingstone) www.eukidsonline.net

                                                                                                                                     Приложение

Диаграмма 1.

Результаты говорят, что обучающиеся МБОУ «СОШ № 2» в меньшей степени подвергаются информационному воздействию :  на 13 % больше уделяют время занятиям по интересам, читают книги (6%), занимаются спортом, приоритетным для большинства остается учеба.

Диаграмма 2.

      Можно отметить,  что интернет еще не стал для наших школьников  определяющим  . Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для подростков информации (64%). Обучающиеся школы еще зависимы от взрослых в получении интересующих их сведений (учитель 66%), возможно, потому что до сих пор родителями и детьми возлагается эта задача на школу, учителя. Межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми с целью получения информации невысокое (19%) Это особенно заметно по  изменению ранга родителей (30%). Почему мы так отстаем от московских школьников? Причин несколько: позиция многих взрослых: не пускать в интернет своих детей столько, сколько возможно , запоздалый приход инфокоммуникационных технологий и проблемы с их применением.


Предварительный просмотр:

«Читающая страна: миф или реальность?»

Горбунова Виктория Олеговна

Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2», 9 класс

                                                               

Научный руководитель: Кашаева Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Аннотация

                                                           

    Эта научная работа рассказывает о проблеме негативного отношения к чтению в современном обществе, т.к. чтение стало терять статус национальной культурной традиции, и это  повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

     Цель работы: На основе анализа современных показателей  развития России определить  причины и практические решения проблемы формирования мотивации к чтению  детей школьного возраста.

      В работе использованы компаративный анализ, системный подход, метод фокус-группы.

    Данная работа состоит из 2-х глав: 1 – Проблемы чтения в современном обществе, 2 – Читающая Россия – читающие дети.

     Обучающаяся приходит к следующим выводам:

-  утверждение о самой читающей стране появилось, скорее всего, из-за экономической ситуации в стране, чем из-за духовной потребности;

- государство,   снимая с себя социальную ответственность, ушло из книжной сферы и из учреждений культуры, и это отрицательно сказалось на чтении, грамотности особенно подрастающего поколения;

- распространение издаваемых книг по территории страны, обеспечение доступа к ним самых массовых читателей, снижение цен на книжную продукцию, обеспечение максимального разнообразия выбора самой актуальной специальной, общегуманитарной, художественной литературы для всех групп читателей - меры, которые вернут читателя в библиотеку, а Россия снова станет читающей страной, формирующей высокоинтеллектуальную, культурную и грамотную личность;

- глобальная информатизация(интернет, телевизор),  занятия по интересам, нехватка времени, отсутствие читающих в семье - причины снижающие мотивацию к чтению, в.т. среди школьников.

     Проблема будет решена, если ассортимент детских библиотек будет тщательно подобран(книги для души), в каждой семье будет библиотека, родители станут примером для подражания, учитель будет формировать читательский вкус, библиотечные фонды будут обновляться ежегодно на 10-15 %.

«Читающая страна: миф или реальность»

Горбунова Виктория Олеговна

Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2», 9 класс

Введение

Актуальность темы исследования. Россия перестала быть самой читающей страной.  Опрос фонда "Общественное мнение" показал: 44 процента соотечественников за год вообще ни разу не взяли книгу в руки! Чтение в России  стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде. 

Объект исследования: читающее население  как показатель социального и культурного развития современного российского общества.

Предмет исследования: Определение  основных источников чтения, доступного для детей школьного возраста.

Гипотеза: Либеральный характер развития российского общества стирает четкую идеологическую  составляющую  в способах информатизации  детей школьного возраста.

Цель: На основе анализа современных показателей  развития России определить  причины и практические решения проблемы формирования мотивации к чтению  детей школьного возраста.

Задачи:

- определить идеологическое направление, присущее государству и динамично развивающейся российской книгоиндустрии;

-выявить роль мотивации к чтению  детей школьного возраста;

- рассмотреть  практические решения проблемы, связанные с негативным отношением к чтению детей школьного возраста.

Методы:

-компаративный анализ;

-системный подход;

- опрос;

-метод фокус - групп .

База исследования: учащиеся 7-х классов (41 человек)  МБОУ СОШ № 2. В исследовании приняло участие 42 человека. 1 фокус-группа – 10 обучающихся  10 а класса, 2 фокус-группа -  10 жителей города Салехард в возрасте от 49 лет и выше.

Достоверность исследования подтверждается опорой на результаты анкетирования, фокус - группы (по методике американских социологов Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл), на материал  книги  «Фокусированное интервью» Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл, на результаты исследований Левада-Центра и Фонда «Общественное мнение», на материал статьи «Книги и читатели – Россия и Америка: статистика – кто кого?», на интервью И.Шевелева  с Борисом Дубиным.

Теоретическая и практическая значимость: Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем  изучении проблемы идеологии в развитии современного российского общества, в целом, и в частности,  в развитии детского чтения. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке плана школьной библиотеки, плана воспитательной работы школы, работы с родителями, социальных институтов города или округа.

Глава 1. Проблема чтения в современном обществе

      Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. А ведь без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры.

     Что же произошло в современном обществе? Согласно данным опроса 2011 года, проведенного Левада-центром, процент жителей России, которые совсем не читают книг, вырос до 44%. Серьёзным поводом к размышлениям и действиям служат следующие показатели: если в развитых странах доля читающих составляет 52-56%, то в России — всего 23%.[2]

     За последние 10–15 лет преобладающая часть населения России: не менее двух третей взрослого населения стали  в своем привычном жизненном укладе либо вовсе обходиться без печатных источников, переключившись на ежедневное многочасовое телесмотрение, либо выбирает себе для чтения исключительно серийную жанровую словесность: детектив, любовный роман, сенсационно-приключенческую историческую прозу. Иными словами, в стране по сравнению с   годами перестройки и периодом системной трансформации советского социума в 1990-е годы сложилось в определенном смысле другое общество. Оно другое по структуре коммуникаций, по их интенсивности, по содержанию.[ 4]

    Социологи говорят о нынешней России как социуме телезрителей, объединенных в их воображении именно тем, что они - только зрители. Телепрограммы сегодня не просто много смотрят - телевидение формирует картину мира, отношение к себе и другим людям, к опеке государства и собственной инициативе, поддерживает общее представление о коллективном «мы».

   Аналитики считают, что во многих отношениях российская культура - по составу наиболее массовых ценностей и представлений, воспроизводимых основными коммуникационными каналами изо дня в день и от праздника к празднику, возвращается к прошлому, к 25–30 летней давности. Идет исключительно массовизация (стандартизация, сериализация) транслируемых образцов культуры.[1]

    Падение интереса населения к чтению негативно влияет на интеллектуальный потенциал всего общества, формирование системы нравственных и духовных ценностей, особенно среди молодёжи. Снижение грамотности населения создаёт угрозу конкурентоспособности страны не только в отдалённом, но и в самом ближайшем будущем.

    Отсюда понятно, что образование и культура и их неотъемлемая часть — чтение, культура чтения нуждаются в защите, организованном и продуманном отражении духовной интервенции – антиобразования, антикультуры, засилья всевозможных духовных наркотиков, внедряемых в Россию под предлогом открытости и доступности. Без возвращения традиции чтения Россия будет пребывать бездуховной, криминальной, безнравственной.

Глава 2. Читающая Россия - читающие дети

      Россия в советское время считалась самой читающей страной в мире. Мы решили выяснить у представителей советской эпохи (2 фокус-группа) их точку зрения по этому утверждению.

Книга и  чтение до 90-х XX столетия

(2 фокус-группа)

Книга и  чтение сегодня

(автор)

Библиотека – единственное место, где можно взять книгу; в магазине пустые полки или материалы съездов КПСС

Книга перетекла в другой формат (скачать проще, чем идти в библиотеку), ассортимент книжного магазина гораздо шире, доступнее стала зарубежная литература

Домашняя библиотека – модная традиция, т.к.  дефицит заставлял приобретать свое, это было очень престижно

Огромное количество людей, ежедневно скачивающих книги, посетителей электронных библиотек

Чтение – не только процесс формирования личности, но и времяпровождения, т.к. телевидение имело всего 3 программы, а телевизор был не у всех

Большинство читателей перетекло в разряд потребителей информации;

Каждому доступно до 100 и более каналов

    Данные показывают, что утверждение о самой читающей стране появилось, скорее всего, из-за экономической ситуации в стране, чем из-за духовной потребности. Многомиллионные тиражи классики раскупались лишь только потому, что ничего другого в ассортимент магазина не поступало.

    Далее попробуем сравнить показатели двух сверхдержав: США и России.[3]

Америка

Россия

Ассортимент

По оценкам ЮНЕСКО, США занимают первое место в мире по количеству наименований книг, выходящих из печати ежегодно. По оценкам компании Bowker, в 2014 году в США опубликовано 316 480 наименований книг.

По данным Российской книжной палаты, в 2014 году российские издательства выпустили 121 738 наименований книг.

Тиражи

Журнал Publishers Weekly в конце 2010 года сообщил, что средний тираж книги в США составляет 5-6 тыс. экземпляров.

    По оценкам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, средний тираж книги, изданной в стране, составляет 5 371 экземпляров.

Читатели

По данным Бюро переписи населения США, в 2010 году 37.9 % американцев читали книги, причем 20,8 % – читали два раза в неделю или чаще.

По данным Левада-Центра, в 2011 году 44 % россиян не прочитали ни одной книги. 36 % читали от случая к случаю, 16 % читали постоянно.

Жанры

По данным Harris Interactive, у жителей США популярные жанры: боевики, триллеры и детективы (47 %), биографии (29), история (27) научная фантастика (25), религия (24).

Предпочтения российских читателей: 28 % предпочитают «женский» детектив, по 24 % – книги о здоровье и российские боевики, 23 % – историко-приключенческую классику, по 19 % – любовные романы и книги по специальности.

Литература

В 2008 году литературные произведения читали 50,2 % совершеннолетних жителей США.

20 % россиян практически никогда не читают художественную литературу,14 % читают такие книги ежедневно, 26 % – раз в неделю и чаще.

Электронные книги

Компания Book Industry Study Group пришла к выводу, что в январе 2011 года 13 % покупателей книг, приобретали книги в электронной форме.

По данным ВЦИОМ, электронные книги ныне читают 28 % россиян.

Библиотеки

По данным Американской библиотечной ассоциации (American Library Association), 58 % жителей США время от времени посещают библиотеку.

Количество библиотек в России сокращается, фонды их беднеют, и читатели перестают их посещать. По данным ВЦИОМ, библиотеку посещают 11 % россиян.

    Как видим, Россия занимает четвертое место в мире, кроме Соединенных Штатов, уступая Великобритании и Китаю по ассортименту книжных изданий, на 1,9%/4,8% ниже  продолжительность чтения, на 12% - чтение художественной литературы, на 47% россиян меньше посещает библиотеку, но по количеству тиражей не уступает США (5371 тыс – 5/6 тыс), электронную книгу на 15% больше читают в России. Данные позволяют думать, что книга проиграла «рыночным формам массовой культуры» и  в России книга покидает семью и уходит из личной жизни, т.е. все те же экономические отношения. Так ли это? Мы решили это выяснить у обучающихся нашей школы. Данные опроса показали.

   

 

 

     Данные опроса показывают, что 87% семиклассников любят читать, предпочитает  в большинстве фантастику (46,3%), классика на 3 месте  в списке чтения, ежедневно более часа читает 73% , читать книги предпочитает 83%. В числе любимых авторов были названы Л.Толстой (4), А.Пушкин (5), И.Тургенев, Н.Гоголь, А.Грин, А.Чехов, Э.Хемингуэй, Антуан де Сент-Экзюпери, Э. По. Нет любимых книг всего у 6 (14,6%) обучающихся. Полученные данные показывают большой процентный рост показателей: на 35% читающих больше, читающих ежедневно на 59% в сравнении с данными Левада-центра.[2] Показатели представляют более, чем благополучную картину. Посмотрим результаты проверки читательской грамотности, прошедшей в 2017-2018 учебном году в 5,7,9 классах  ЯНАО в рамках проекта «Оценка динамики читательской грамотности обучающихся 5-х,7-х,9-х классов путем внедрения и адаптации в региональной системе оценки качества образования инструментария международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS)»[6]. По результатам выполнения работы оценивалась сформированность следующих читательских умений: вычитывание, интерпретация, оценка. Вот результаты нашей школы:

   Как видим, они ниже региональных на 4% в 5-х классах, на 3% в 7-х классах. По критериям оценки читательской грамотности минимальный уровень - 50%, максимальный – 65%. В 5-х ниже 50%, что говорит о несформированности читательской грамотности как в совокупности, так и в отдельных умениях. Минимальный у обучающиеся 7-х кл., оптимальный в 9-х. Хотя в  некоторых классах(7а) результат выглядит так:

Обучающиеся 7 а класса показывают высокий уровень читательской грамотности. (Приложение 1.)Хотя уже через год мы предложили им отметить наиболее любимые занятия (в порядке жизненной значимости).

1

2

3

4

5

6

Затрудняюсь ответить

Почитаете книгу

6/22%

1/4%

3/11%

5/18,5%

5/18,5%

6\22%

1/4%

Только половина опрошенных (всего опрошено  27 уч) выбрали первые три позиции для чтения 10уч-37% после прогулки, компьютерных игр, просмотра кино, домашних дел.

    Почему так рознятся показатели? Может проблема не в людях, а в системе, которая так или иначе отвечает за мотивацию к чтению. На наш взгляд, эта система должна выглядеть так:

       

     Главенствует в системе государство, т.к. по нашему мнению, только на государственном уровне можно добиться решения этой проблемы. Но государство  ушло из книжной сферы. Сначала – из книгоиздания и распространения книг. Сегодня две трети книг изданы в негосударственных издательствах. Если говорить о тиражах, то цифра подходит к 90% – 9 из 10 книг издаются частными предпринимателями и группами[4], которые больше всего заинтересованы в собственной выгоде, а не в подборе литературы, формирующей личность и повышающей грамотность. Что сказывается и на ассортименте, и на тиражах, и на читательском вкусе, формирующем культуру человека. Но, сбрасывая с себя социальную сферу, государство уходит и из учреждений культуры. Положение библиотек всех типов чудовищное (фонды не пополняются из-за нехватки денежных средств, за нерентабельность их закрывают, особенно в сельской местности), что не может не сказаться на чтении. Вот данные поступления художественной и научно-популярной литературы в библиотеку МБОУ «СОШ № 2».

книги

2008

2009

2010

2011

2012

Художественная

1438

233

191

821

192

Научно-популярная

537

33

112

148

173

  Это при наличии в учреждении в среднем 1260 обучающихся и 115 педагогов. Поэтому неудивительно, что постоянно читают художественную литературу из фондов библиотеки всего 2-3 % от числа обучающихся и работников.(данные зав. библиотекой Шабановой Т.Г).

    Таким образом, первая главная проблема в области чтения - реальное распространение издаваемых во все большем количестве книг по территории страны, обеспечение доступа к ним самых массовых читателей, снижение цен на книжную продукцию, открытость электронных библиотек, их ответственность за ассортимент, качество, доступность и др. Вторая проблема — обеспечение максимального разнообразия выбора самой актуальной специальной, общегуманитарной, художественной литературы для наиболее образованных, квалифицированных и других групп читателей. Тогда читатель вернется в библиотеку или в книжный магазин, а Россия снова станет читающей страной, формирующей высокоинтеллектуальную, культурную личность.

    Многие считают, что воспитание  - в семье, и родители сами прививают любовь к чтению. В семьях наших опрошенных чтение – неотъемлемая часть жизни для 23(56%), читают ежедневно больше часа 32 (78%),  предпочитают бумажный формат книги – 61%, читают классику 5(12%), детективы – 6 (14,6%), приключения и фэнтези 7(17%),  журналы предпочитают 32%, читают в интернете  29%( в большей степени профессиональную литературу) , ничего не читают 24%.

     Только 24% сказали, что в семье никто не читает, самые читающие мамы(61%), 41 % пап и 9% сестра или брат. В 36% семей нет домашней библиотеки (по стране 34%), 44% имеют до 100 томов (по стране 36%), более 500 т имеют 12%(по России 6%), более 1000 – 4,8%.[4]        

    Как же в такой ситуации сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе? Как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня  чтения в нашем обществе? Кто все же должен этим заниматься? Попробуем разобраться в причинах проблемы читательского негативизма с позиции школьника.

    Участники 1 фокус - группы назвали несколько причин, понижающих интерес к чтению.

  1. отвлекают интернет, телевизор,  занятия по интересам: спортивные секции, музыкальные школы, студии танца, школы искусств и др.;
  2. из-за нехватки времени читают только то, что необходимо для учебы;
  3. предпочитают литературу научно-популярную, классическая - требует вдумчивого чтения, большей затраты времени и много сил;
  4. никто не читает в семье;
  5. не сформирован список чтения для души.

     Решение они видят в следующем:  
- в каждой семье должна быть библиотека (80%);

-  образованные и читающие родители - пример для подражания (70%);

- учитель формирует читательский вкус (список для души) (80%), родители – 20%;

- фонды библиотек должны обновляться ежегодно на 10-15 % (70%);

- тщательно отбирать литературу для детских библиотек, потому что в этом возрасте формируется и грамотность, и культура, и внутренний мир человека(90%);

- книга должна жить в бумажном формате (70%), в электронном – 30%;

- Россия станет читающей страной через 5-7 лет (50%).

   Все эти меры позволят чтению снова стать российской традицией, составляющей ядро национальной культуры, мощного механизма поддержания и приумножения богатств родного языка, системы формирования личности и развития социальной структуры общества, единственной технологией, выработанной человечеством за всю его продолжительную историю для того, чтобы последовательно и гармонично выкристаллизовывать сознание и совершенствовать духовный мир людей.

Заключение

     На основе анализа современных показателей  развития России определили  причины и практические решения проблемы формирования мотивации к чтению  детей школьного возраста.

     Рассмотрели  практические решения проблемы, связанной с негативным отношением к чтению детей школьного возраста,  обозначили идеологическое направление, присущее динамично развивающейся российской книгоиндустрии.

    Пришли к выводу, что утверждение о самой читающей стране появилось, скорее всего, из-за экономической ситуации в стране, чем из-за духовной потребности,  что государство,   сбрасывая с себя социальную ответственность, ушло из книжной сферы и из учреждений культуры, и это отрицательно сказалось на чтении.

     Реальное распространение издаваемых во все большем количестве книг по территории страны, обеспечение доступа к ним самых массовых читателей, снижение цен на книжную продукцию, обеспечение максимального разнообразия выбора самой актуальной специальной, общегуманитарной, художественной литературы для наиболее образованных, квалифицированных и других групп читателей - меры, которые вернут читателя в библиотеку или в книжный магазин, а Россия снова станет читающей страной, формирующей высокоинтеллектуальную, культурную личность.

    Причины, также понижающие интерес к чтению:  интернет, телевизор,  занятия по интересам, нехватка времени, отсутствие читающих в семье.

     Решение проблемы в следующем:   в каждой семье должна быть библиотека, родители - пример для подражания, учитель должен формировать читательский вкус, библиотечные фонды должны обновляться ежегодно на 10-15 %, особенно детских библиотек, потому что в этом возрасте формируется и грамотность, и культура, и внутренний мир человека.

Библиография:

  1. О.И Еланцева. Чтение в современной России. www.svetgrad.ru
  2. Исследование Левада-Центра: Чтение в России 2008. Тенденции и проблемы. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/culture/2008/12/07/1935
  3. Книги и читатели – Россия и Америка: статистика – кто кого? http://brightonbeachnews.com/rus/
  4. Материалы Фонда «Общественное мнение». www.fom.ru
  5. И. Шевелев. Читают все. Но – разное. Интервью с Борисом Дубиным. Новое время. – 2005. – № 32. – С.40-41.
  6. Оценка динамики читательской грамотности обучающихся 5-х,7-х,9-х классов путем внедрения и адаптации в региональной системе оценки качества образования инструментария международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS). Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО. centeroko@mail.ru


Поделиться:

Цветущая сакура

Ребята и утята

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Рождественский венок

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"