исследовательская работа
«Роль интернета в социализации школьника»
Борисик Анастасия Константиновна
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 класс
Аннотация
Эта научная работа рассказывает о роли Интернета в социализации детей школьного возраста.
Цель работы: На основе анализа современных показателей влияния информационного пространства, в т.ч. интернета определить причины и практические решения проблемы воспитания детей школьного возраста.
В работе использованы компаративный анализ, системный подход , анкетирование, метод фокус- групп. Данная работа состоит из 2-х глав: I. - Информационное пространство в социальном контексте, II - Роль интернета в социализации школьника.
Учащаяся приходит к следующим выводам:
-роль идеологии интернета в социализации детей школьного возраста определяется в большей степени наличием родительского контроля, содержанием информации или видео, игр ;
- обучающиеся 6-7 классов МБОУ «СОШ № 2» пока в меньшей степени подвергаются информационному воздействию;
- у подростков общение на первом месте, потому что подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками;
- школьники стремятся к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений, коммуникации, и они не всегда полезны и безопасны;
- подростки объективны в оценке содержания информации в сети, которая способна оказать влияние – как позитивное, так и негативное – на становление личности ребенка.
Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы идеологии в развитии современного российского общества, в целом, и в частности, в развитии детского интернета. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке медиа-плана местного (школьного) интернета, плана воспитательной работы школы, работы с родителями, социальных институтов города или округа.
«Роль интернета в социализации школьника»
Борисик Анастасия Константиновна
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 класс
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3-4
Глава I. Информационное пространство в социальном контексте..……………….5-6
Глава II Роль интернета в социализации школьника………………………….....6-11
Заключение…………………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………………12
Приложение…………………………………………………………………………….13
«Роль интернета в социализации школьника»
Борисик Анастасия Константиновна
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 класс
Введение
Актуальность темы исследования. Средства массовой информации: пресса, радио, телевидение, реклама, PR , Интернет в настоящее время представляют собой систему производства информации и являются не только средствами конструирования социального пространства и времени, но и механизмами социального управления, в том числе управления процессами социализации ребенка. Остановимся в большей степени на последнем: Как интернет «управляет» физическим и психологическим здоровьем детей школьного возраста?
Объект исследования: интернет и детские сайты, доступные детям школьного возраста.
Предмет исследования: определение роли информационного пространства , интернета в развитии школьника.
Гипотеза: российская общественная линия развития по мере либерализации всех сфер стирает идеологическую составляющую информационного пространства, в т.ч. интернета для детей.
Цель: на основе анализа современных показателей по преобладанию идеологических направлений интернета, детских сайтов, определить причины и практические решения проблемы воспитания детей школьного возраста.
Задачи:
- определить идеологическое направление, присущее динамично развивающемуся интернету;
-выявить роль идеологии в социализации детей школьного возраста;
- рассмотреть возможные практические решения проблемы доступного либерального интернета для детей школьного возраста.
Методы:
-компаративный анализ;
-системный подход ;
- опрос;
-метод фокус - групп .
База исследования: учащиеся 6-7 классов МБОУ СОШ № 2. В исследовании приняло участие 54 человека. Фокус-группа – 10 обучающихся 11 а класса.
Достоверность исследования подтверждается опорой на результаты анкетирования, фокус - группы (по методике американских социологов Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл), на материал книги «Фокусированное интервью» Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл, на статью «Социология массовых коммуникаций» В.А. Бачинина, на материал статьи Федотовой Л.Н. «Социологический метод изучения средств массовой коммуникации», Цымбаленко С.Б., «Подрастающее поколение в Российском информационном пространстве ХХI века», Э. И. Саттарова «Дети и современное информационное пространство».
Теоретическая и практическая значимость: Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы идеологии в развитии современного российского общества, в целом, и в частности, в развитии детского интернета. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке медиа-плана местного (школьного) Интернета, плана воспитательной работы школы, работы с родителями и обучащимися, социальных институтов города или округа.
Глава I. Информационное пространство в социальном контексте
Современный ритм жизни способствует усугублению процесса воспитания. В наше время дети растут действительно слишком быстро – развитие информационных технологий и их возможностей способствует этому. Рост выражается не в физиологическом развитии, а скорее в социальном и духовном плане.
Средства массовой информации: пресса, радио, телевидение, реклама, PR , интернет в настоящее время представляют собой систему производства информации и являются не только средствами конструирования социального пространства и времени, но и механизмами социального управления, в том числе управления процессами социализации ребенка. Остановимся на ключевых аспектах : социализация (здесь и далее детей школьного возраста) и информационное пространство, в.т.ч. интернет.
Первое - социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколения к поколению[1].
Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило с помощью семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку. Сегодня родители передоверили эти функции воспитателям в детском садике, тренеру, школе, религиозным организациям. В современном обществе особое место в процессе социализации личности отведено телевидению и интернету.
Второе - интернет – своеобразное отражение окружающего нас мира, который богат сокровищами, но, увы, не избавлен от безобразий и уродств. Во все времена взрослые справедливо видели свою задачу в том, чтобы помочь растущему ребенку войти в мир, освоить его богатства и избежать опасностей на этом пути.
В России сегодня много говорят о влиянии интернета на все сферы жизни: экономику, политику, социальную сферу, медиа и личную жизнь. Уже более половины взрослого населения России- пользователи интернета. Последняя статистика свидетельствует о том, что перед экранами мониторов сидит больше людей, чем перед телевизорами. Влияние интернета все усиливается: по данным социологических исследований, годовой прирост интернет- аудитории — минимум 16 % [4]. Это уже тот этап, когда можно говорить о качественных изменениях общества. Несмотря на эти впечатляющие цифры, все еще недостаточно внимания уделяется результатам и последствиям, пожалуй, самого радикального воздействия интернета — на подрастающее цифровое поколение. И этот вопрос — один из ключевых для системы общего образования. На фоне непростых и неоднозначных реформ, проблем и трудностей современной школы осталась практически незамеченной несколько запоздалая революционность в отношении инфокоммуникационных технологий в новом федеральном образовательном стандарте начальной школы. Революционность — потому что многие взрослые еще крепко держат позицию: не пускать в интернет своих чад столько, сколько возможно. Запоздалая — потому что они все уже давно там. Стандарт, по которому в прошлом году стали учиться все первоклассники в России, предполагает знакомить их не только с компьютером, но и с современными средствами сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. Но , к сожалению, не секрет, что обучение не всегда поспевает за развитием. Правда, в соответствии с нашими классиками, должно его опережать. Но не получается, а между тем дети уже совсем другие. Психологи считают, что у них меняются даже высшие психические функции. Например, по-другому начинает функционировать память — запоминается не содержание, а «места», где можно найти ту или иную информацию. Меняется внимание — есть данные, что средняя продолжительность концентрации внимания(удержания внимания) уменьшилась в десятки раз по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Зато появилась ошеломляющая взрослых многозадачность. А руки детей лучше приспособлены к клавиатуре компьютера или мобильника, чем к завязыванию шнурков. Недаром цифровое поколение называют еще поколением большого пальца. И еще много всяких непонятностей и странностей, из-за которых новое поколение нередко все целиком обвиняют в аутизме, эгоцентризме, инфантилизме, гиперактивности и в других грехах[4 ].
Кроме этого, существуют проблемы адаптации учащейся молодёжи в информационной среде, здоровья детей и молодёжи в современном информационном пространстве. Определено влияние на личность ребенка ряда факторов информационного пространства, что может рассматриваться как зона повышенной опасности при отсутствии родительского и общественного «фильтра» в выборе получаемой ребенком информации, определены проблемы интернет-зависимости, родительские проблемы в восприятии и принятии ИТ свободы подростков, и многие из них носят уже глобальный характер.[6]
Глава II Роль интернета в социализации школьника
Интернет пришел не только в офисы, школы, но и в жизнь многих из нас. Происходит освоение новых средств коммуникации и новых возможностей, они уже включены в структуру жизнедеятельности, в образ жизни. Как показывают данные опроса, у обучающихся 6-7 классов (54 человека) значительное место в освоении социального опыта, информационного пространства занимают учеба, досуг ( занятия в кружках по интересам.), спорт, интернет, чтение книг, телевизор, телефон, компьютер.
учеба | спорт | досуг | чтение книг(не учебников) | интернет | телефон | компьютер (в.т.ч. игры) | телевизор |
65% | 61% | 46% | 41% | 35% | 26% | 26% | 22% |
Как видим, на первом месте учеба, спорт, досуг. Интернет занимает лишь шестое место. И это когда так много говорят об информационном пространстве, интернете. Опираясь на данные, можно лишь предположить, что у обучающихся 6-7 классов еще есть пробелы в медиаобразовании.
Интересно сопоставить полученные данные с некоторыми из соцопроса журнала «Дети и информационное пространство» [2]. Так у школьников , проживающих в Москве, на 1 м. – общение (68%), на 2 -телевидение ( 56%), на 3 - компьютерные игры (48%) и обмен информацией по интернету (47%). На 4 – общение по телефону (36%). Далее следуют чтение книг (не учебников) – 35%, занятия в кружках, секциях и других объединениях по интересам – 33% . (Диаграмма 1)
Результаты говорят, что обучающиеся МБОУ «СОШ № 2» в меньшей степени подвергаются информационному воздействию : на 13 % больше уделяют время занятиям по интересам, читают книги (6%), занимаются спортом, приоритетным для большинства остается учеба. Свободное время предпочитают проводить в интернете только 25% семиклассников из 20 учащихся. Прогулку с друзьями выбирает 85 % опрошенных. Для выполнения творческого задания отправятся в библиотеку или музей 55%, в интернет – 25%. Хорошо это или плохо?
Чтобы понять это, предлагаем школьникам назвать источники информации, которыми они пользуются. Это позволило нам не только выделить основные информационные источники, но и сопоставить, насколько досуговые коммуникационные каналы совпадают, с одной стороны, с теми, которые подростки сознательно выбирают в качестве источников информации и, с другой стороны, с теми информационными каналами, которые традиционно обеспечивают образование и социализацию подростков (школа и семья).
учитель | учебник | интернет | родители | библиотека | друзья | СМИ | телевизор | одноклассники |
66% | 66% | 64% | 30% | 26,4% | 19% | 17% | 15% | 15% |
Данные опроса показывают, что интернет еще не стал для наших школьников определяющим . Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для подростков информации (64%). Обучающиеся школы еще зависимы от взрослых в получении интересующих их сведений (учитель 66%), возможно, потому что до сих пор родителями и детьми возлагается эта задача на школу, учителя. Межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми с целью получения информации невысокое (19%) Это особенно заметно по изменению ранга родителей (30%).
Сопоставим результаты , они вновь показывают существенные различия: у московских школьников со значительным опережением лидируют компьютерные источники, интернет – 72%. Друзья и подруги как источник значимой информации занимают вторую позицию – 58%. За сверстниками следуют родители - 56% и учителя – 54%. Телевидение продолжает уменьшать аудиторию в качестве источника важной информации – 41% (54,1% в 1998 г.). Газеты и журналы указывают - 28% респондентов [2].(Диаграмма 2)
Почему так рознятся результаты? Причин несколько: позиция многих взрослых: не пускать в интернет своих детей столько, сколько возможно, запоздалый приход инфокоммуникационных технологий в наш регион, есть пробелы в медиаобразовании.
Как осваивают пространство интернета наши респонденты? Участники фокус – группы (обучающиеся 11 класса) относят себя к активным пользователям интернета: 20% в сети 1-2 часа в день, 40% - 2-3 часа, 40% - 4 часа. Свой сайт или блог (кроме страниц в «Контакте» и «Одноклассниках») имеют только 30%. А вот среди семиклассников есть настоящие «рекордсмены»: от 4 ч. до 8 ч. в интернете проводит 45%. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках. Свой сайт не создал ни один семиклассник. Что интересует школьников в интернете?
семиклассники | участники фокус- группы | |||||
общение в т.ч. соцсети | информация | развлечение (игры, клипы) | общение в т.ч. соцсети | информация | видео | книги |
80% | 60% | 50% | 70% | 90% | 20% | 10% |
Как видим, общение на первом месте, потому что подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками. Межличностное общение является основным фильтром для отбора значимой информации, выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Таким способом строятся личностные и групповые картины мира, корректируются ценностные и целевые установки, определяются жизненные смыслы, идет процесс формирования личности.
Ни для кого не секрет, что сегодня подрастающее поколение сталкивается с информационным хаосом, особенно в интернете, есть трудности в поиске качественной информации по различным направлениям.
Предлагаем семиклассникам назвать 2-3 сайта, которыми они постоянно пользуются.
Наименование сайта | |||
Vk.com | 20 | Odnoklassniki.ru | 2 |
Google.com | 5 | Sprashivai.ru | 2 |
www.mail.ru | 5 | Facebook.ru | 1 |
Друг Вокруг | 3 | ru.wikipedia.org | 1 |
www.lingualeo.com | 2 | Turnicmen.ru | 1 |
Yandex.ru | 2 | You Tybe | 1 |
Beon.ru | 2 | Bing.ru | 1 |
Kinder-onlain.ru | 1 | Twitter.ru | 1 |
Отдельно они перечислили детские сайты, которые знают и были когда-либо зарегистрированы.
Наименование сайта | |||
www.lingualeo.com | 2 | Галактика | 1 |
ru.wikipedia.org | 1 | Агент.ру | 1 |
www.biligon.ru | 1 | Друг Вокруг | 1 |
www.kiti.com | 1 | Kinder-onlain.ru | 1 |
Disney.ru | 3 | www.zaycev.net | 1 |
Tvidi.ru | 2 | Baby.ru | 1 |
Какие еще детские сайты предлагает детям интернет? Каково их содержание? Мы исследовали интернет – пространство и пришли к мнению, что наиболее востребованными среди детей и подростков являются следующие сайты:
Клёпа http://www.klepa.ru/ | развлечения - 60%. ресурсы - 30% |
Детский браузер Го́гуль | ресурсы – 100% |
Интернешки | развлечения – 65%, ресурсы- 35% |
Детский поисковик «Ага» | ресурсы – 50%, развлечения – 50 % |
Kinder-online | общение – 100% |
Тырнет | развлечения – 100% |
Смешарики http://www.smeshariki.ru/ | развлечения – 90% ресурсы – 10% |
Энциклопедия мастерства Игрушка http://igrushka.kz/ | раз развлечения -20% , ресурсы – 80% |
Чудеса природы http://nature.worldstreasure.com/ | рес ресурсы- 100% |
Несмотря ни на что семиклассники основное время предпочитают проводить здесь:
Наименование сайта | |||
Vk.com | 17 | Друг Вокруг | 2 |
Lingualeo.com | 2 | Sprashivai.ru | 1 |
Поисковики | 1 | ||
Школьники (85%) больше времени проводят «ВКонтакте». Почему? Понятно – общаются. Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться, вот данные соцопроса: самая невоспитанная аудитория у соцсети — «ВКонтакте». Как сообщила газета «РБК-Дейли», сеть «ВКонтакте», которая является самой популярной среди россиян, лидирует по использованию бранной лексики и отстает по богатству словарного запаса пользователей. Здесь на тысячу слов в среднем приходится 17 нецензурных. [7].
Это лишь один пример негативного воздействия на подростка. Что еще может ожидать школьника в сети? Еще пример, данные, полученные в исследовании EU Kids Online II в ходе опроса 25 142 детей 9–16 лет из 25 европейских стран. подтверждают, что дети, которые используют социальные сети, сталкиваются с большим количеством онлайн-рисков, чем те дети, которые не используют социальные сети[7].
На ежегодном заседании научноконсультативного комитета Международного проекта по электромагнитным полям, проведенном под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прозвучало предупреждение: сети Wi-Fi грозят развитием заболеваний у детей. Об этом сообщают РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Федерального медикобиологического агентства РФ (ФМБА). [7]
А воздействие на подростка различных Интернет - сообществ, молодежных субкультур? Каково влияние на личность ребенка ряда факторов информационного пространства при отсутствии родительского и общественного «фильтра» в выборе получаемой ребенком информации? Измерить сложно, но известно, что интернет-риск зависит от конкретного соотношения между риском и платформой (веб-сайт, мгновенный обмен сообщениями, игра или социальная сеть). Задача взрослых - уберечь школьника от негативного воздействия получаемой им информации. Эта проблема обсуждается, принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», изучается опыт других стран.
А что думают школьники: вреден или полезен интернет? Участники фокус-группы отмечают, что интернет как вреден, так и полезен (80%):
вреден | полезен |
- физическому здоровью подростка (70%) - негативно воздействует на психику ребенка (80%) : развивает агрессию(60%), воспитывает жестокость (70%), вызывает суицидальные попытки поведения (50%) | - получение информации (80%) - общение (60%) - развлечение (40%) |
Наши опрошенные отметили, что интернет может повлиять на формирование модели поведения в обществе:
- да - 73% (как положительное, так и отрицательное в зависимости от наличия или отсутствия родительского контроля, от содержания информации или видео, игр);
- нет – 37%.
Обучающиеся считают, что интернет помогает формировать нравственные качества личности:
- да – 64% (как положительные, так и отрицательные в зависимости от наличия или отсутствия родительского контроля, от содержания информации или видео, игр);
- нет – 26%.
Участники фокус-группы (30%) утверждают, что детям до 14 лет вообще нельзя знать интернета.
Данные показывают, что подростки стремятся к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений, коммуникации. Они объективны в оценке содержания информации в сети, которая способна оказать влияние – как позитивное, так и негативное – на становление личности ребенка.
Заключение
- роль идеологии интернета в социализации детей школьного возраста определяется в большей степени наличием родительского контроля, содержанием информации или видео, игр ;
- обучающиеся 6-7 классов МБОУ «СОШ № 2» пока в меньшей степени подвергаются информационному воздействию;
- у подростков общение на первом месте, потому что подрастающее поколение с большим опережением живет по модели коллективного разума, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками ;
- школьники стремятся к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений, коммуникации, и они не всегда полезны и безопасны;
- подростки объективны в оценке содержания информации в сети, которая способна оказать влияние – как позитивное, так и негативное – на становление личности ребенка.
Список литературы
Приложение
Диаграмма 1.

Результаты говорят, что обучающиеся МБОУ «СОШ № 2» в меньшей степени подвергаются информационному воздействию : на 13 % больше уделяют время занятиям по интересам, читают книги (6%), занимаются спортом, приоритетным для большинства остается учеба.
Диаграмма 2.

Можно отметить, что интернет еще не стал для наших школьников определяющим . Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для подростков информации (64%). Обучающиеся школы еще зависимы от взрослых в получении интересующих их сведений (учитель 66%), возможно, потому что до сих пор родителями и детьми возлагается эта задача на школу, учителя. Межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми с целью получения информации невысокое (19%) Это особенно заметно по изменению ранга родителей (30%). Почему мы так отстаем от московских школьников? Причин несколько: позиция многих взрослых: не пускать в интернет своих детей столько, сколько возможно , запоздалый приход инфокоммуникационных технологий и проблемы с их применением.
«Читающая страна: миф или реальность?»
Горбунова Виктория Олеговна
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», 9 класс
Научный руководитель: Кашаева Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Аннотация
Эта научная работа рассказывает о проблеме негативного отношения к чтению в современном обществе, т.к. чтение стало терять статус национальной культурной традиции, и это повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.
Цель работы: На основе анализа современных показателей развития России определить причины и практические решения проблемы формирования мотивации к чтению детей школьного возраста.
В работе использованы компаративный анализ, системный подход, метод фокус-группы.
Данная работа состоит из 2-х глав: 1 – Проблемы чтения в современном обществе, 2 – Читающая Россия – читающие дети.
Обучающаяся приходит к следующим выводам:
- утверждение о самой читающей стране появилось, скорее всего, из-за экономической ситуации в стране, чем из-за духовной потребности;
- государство, снимая с себя социальную ответственность, ушло из книжной сферы и из учреждений культуры, и это отрицательно сказалось на чтении, грамотности особенно подрастающего поколения;
- распространение издаваемых книг по территории страны, обеспечение доступа к ним самых массовых читателей, снижение цен на книжную продукцию, обеспечение максимального разнообразия выбора самой актуальной специальной, общегуманитарной, художественной литературы для всех групп читателей - меры, которые вернут читателя в библиотеку, а Россия снова станет читающей страной, формирующей высокоинтеллектуальную, культурную и грамотную личность;
- глобальная информатизация(интернет, телевизор), занятия по интересам, нехватка времени, отсутствие читающих в семье - причины снижающие мотивацию к чтению, в.т. среди школьников.
Проблема будет решена, если ассортимент детских библиотек будет тщательно подобран(книги для души), в каждой семье будет библиотека, родители станут примером для подражания, учитель будет формировать читательский вкус, библиотечные фонды будут обновляться ежегодно на 10-15 %.
«Читающая страна: миф или реальность»
Горбунова Виктория Олеговна
Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2», 9 класс
Введение
Актуальность темы исследования. Россия перестала быть самой читающей страной. Опрос фонда "Общественное мнение" показал: 44 процента соотечественников за год вообще ни разу не взяли книгу в руки! Чтение в России стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.
Объект исследования: читающее население как показатель социального и культурного развития современного российского общества.
Предмет исследования: Определение основных источников чтения, доступного для детей школьного возраста.
Гипотеза: Либеральный характер развития российского общества стирает четкую идеологическую составляющую в способах информатизации детей школьного возраста.
Цель: На основе анализа современных показателей развития России определить причины и практические решения проблемы формирования мотивации к чтению детей школьного возраста.
Задачи:
- определить идеологическое направление, присущее государству и динамично развивающейся российской книгоиндустрии;
-выявить роль мотивации к чтению детей школьного возраста;
- рассмотреть практические решения проблемы, связанные с негативным отношением к чтению детей школьного возраста.
Методы:
-компаративный анализ;
-системный подход;
- опрос;
-метод фокус - групп .
База исследования: учащиеся 7-х классов (41 человек) МБОУ СОШ № 2. В исследовании приняло участие 42 человека. 1 фокус-группа – 10 обучающихся 10 а класса, 2 фокус-группа - 10 жителей города Салехард в возрасте от 49 лет и выше.
Достоверность исследования подтверждается опорой на результаты анкетирования, фокус - группы (по методике американских социологов Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл), на материал книги «Фокусированное интервью» Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл, на результаты исследований Левада-Центра и Фонда «Общественное мнение», на материал статьи «Книги и читатели – Россия и Америка: статистика – кто кого?», на интервью И.Шевелева с Борисом Дубиным.
Теоретическая и практическая значимость: Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы идеологии в развитии современного российского общества, в целом, и в частности, в развитии детского чтения. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов при подготовке плана школьной библиотеки, плана воспитательной работы школы, работы с родителями, социальных институтов города или округа.
Глава 1. Проблема чтения в современном обществе
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. А ведь без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры.
Что же произошло в современном обществе? Согласно данным опроса 2011 года, проведенного Левада-центром, процент жителей России, которые совсем не читают книг, вырос до 44%. Серьёзным поводом к размышлениям и действиям служат следующие показатели: если в развитых странах доля читающих составляет 52-56%, то в России — всего 23%.[2]
За последние 10–15 лет преобладающая часть населения России: не менее двух третей взрослого населения стали в своем привычном жизненном укладе либо вовсе обходиться без печатных источников, переключившись на ежедневное многочасовое телесмотрение, либо выбирает себе для чтения исключительно серийную жанровую словесность: детектив, любовный роман, сенсационно-приключенческую историческую прозу. Иными словами, в стране по сравнению с годами перестройки и периодом системной трансформации советского социума в 1990-е годы сложилось в определенном смысле другое общество. Оно другое по структуре коммуникаций, по их интенсивности, по содержанию.[ 4]
Социологи говорят о нынешней России как социуме телезрителей, объединенных в их воображении именно тем, что они - только зрители. Телепрограммы сегодня не просто много смотрят - телевидение формирует картину мира, отношение к себе и другим людям, к опеке государства и собственной инициативе, поддерживает общее представление о коллективном «мы».
Аналитики считают, что во многих отношениях российская культура - по составу наиболее массовых ценностей и представлений, воспроизводимых основными коммуникационными каналами изо дня в день и от праздника к празднику, возвращается к прошлому, к 25–30 летней давности. Идет исключительно массовизация (стандартизация, сериализация) транслируемых образцов культуры.[1]
Падение интереса населения к чтению негативно влияет на интеллектуальный потенциал всего общества, формирование системы нравственных и духовных ценностей, особенно среди молодёжи. Снижение грамотности населения создаёт угрозу конкурентоспособности страны не только в отдалённом, но и в самом ближайшем будущем.
Отсюда понятно, что образование и культура и их неотъемлемая часть — чтение, культура чтения нуждаются в защите, организованном и продуманном отражении духовной интервенции – антиобразования, антикультуры, засилья всевозможных духовных наркотиков, внедряемых в Россию под предлогом открытости и доступности. Без возвращения традиции чтения Россия будет пребывать бездуховной, криминальной, безнравственной.
Глава 2. Читающая Россия - читающие дети
Россия в советское время считалась самой читающей страной в мире. Мы решили выяснить у представителей советской эпохи (2 фокус-группа) их точку зрения по этому утверждению.
Книга и чтение до 90-х XX столетия (2 фокус-группа) | Книга и чтение сегодня (автор) |
Библиотека – единственное место, где можно взять книгу; в магазине пустые полки или материалы съездов КПСС | Книга перетекла в другой формат (скачать проще, чем идти в библиотеку), ассортимент книжного магазина гораздо шире, доступнее стала зарубежная литература |
Домашняя библиотека – модная традиция, т.к. дефицит заставлял приобретать свое, это было очень престижно | Огромное количество людей, ежедневно скачивающих книги, посетителей электронных библиотек |
Чтение – не только процесс формирования личности, но и времяпровождения, т.к. телевидение имело всего 3 программы, а телевизор был не у всех | Большинство читателей перетекло в разряд потребителей информации; Каждому доступно до 100 и более каналов |
Данные показывают, что утверждение о самой читающей стране появилось, скорее всего, из-за экономической ситуации в стране, чем из-за духовной потребности. Многомиллионные тиражи классики раскупались лишь только потому, что ничего другого в ассортимент магазина не поступало.
Далее попробуем сравнить показатели двух сверхдержав: США и России.[3]
Америка | Россия |
Ассортимент | |
По оценкам ЮНЕСКО, США занимают первое место в мире по количеству наименований книг, выходящих из печати ежегодно. По оценкам компании Bowker, в 2014 году в США опубликовано 316 480 наименований книг. | По данным Российской книжной палаты, в 2014 году российские издательства выпустили 121 738 наименований книг. |
Тиражи | |
Журнал Publishers Weekly в конце 2010 года сообщил, что средний тираж книги в США составляет 5-6 тыс. экземпляров. | По оценкам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России, средний тираж книги, изданной в стране, составляет 5 371 экземпляров. |
Читатели | |
По данным Бюро переписи населения США, в 2010 году 37.9 % американцев читали книги, причем 20,8 % – читали два раза в неделю или чаще. | По данным Левада-Центра, в 2011 году 44 % россиян не прочитали ни одной книги. 36 % читали от случая к случаю, 16 % читали постоянно. |
Жанры | |
По данным Harris Interactive, у жителей США популярные жанры: боевики, триллеры и детективы (47 %), биографии (29), история (27) научная фантастика (25), религия (24). | Предпочтения российских читателей: 28 % предпочитают «женский» детектив, по 24 % – книги о здоровье и российские боевики, 23 % – историко-приключенческую классику, по 19 % – любовные романы и книги по специальности. |
Литература | |
В 2008 году литературные произведения читали 50,2 % совершеннолетних жителей США. | 20 % россиян практически никогда не читают художественную литературу,14 % читают такие книги ежедневно, 26 % – раз в неделю и чаще. |
Электронные книги | |
Компания Book Industry Study Group пришла к выводу, что в январе 2011 года 13 % покупателей книг, приобретали книги в электронной форме. | По данным ВЦИОМ, электронные книги ныне читают 28 % россиян. |
Библиотеки | |
По данным Американской библиотечной ассоциации (American Library Association), 58 % жителей США время от времени посещают библиотеку. | Количество библиотек в России сокращается, фонды их беднеют, и читатели перестают их посещать. По данным ВЦИОМ, библиотеку посещают 11 % россиян. |
Как видим, Россия занимает четвертое место в мире, кроме Соединенных Штатов, уступая Великобритании и Китаю по ассортименту книжных изданий, на 1,9%/4,8% ниже продолжительность чтения, на 12% - чтение художественной литературы, на 47% россиян меньше посещает библиотеку, но по количеству тиражей не уступает США (5371 тыс – 5/6 тыс), электронную книгу на 15% больше читают в России. Данные позволяют думать, что книга проиграла «рыночным формам массовой культуры» и в России книга покидает семью и уходит из личной жизни, т.е. все те же экономические отношения. Так ли это? Мы решили это выяснить у обучающихся нашей школы. Данные опроса показали.





Данные опроса показывают, что 87% семиклассников любят читать, предпочитает в большинстве фантастику (46,3%), классика на 3 месте в списке чтения, ежедневно более часа читает 73% , читать книги предпочитает 83%. В числе любимых авторов были названы Л.Толстой (4), А.Пушкин (5), И.Тургенев, Н.Гоголь, А.Грин, А.Чехов, Э.Хемингуэй, Антуан де Сент-Экзюпери, Э. По. Нет любимых книг всего у 6 (14,6%) обучающихся. Полученные данные показывают большой процентный рост показателей: на 35% читающих больше, читающих ежедневно на 59% в сравнении с данными Левада-центра.[2] Показатели представляют более, чем благополучную картину. Посмотрим результаты проверки читательской грамотности, прошедшей в 2017-2018 учебном году в 5,7,9 классах ЯНАО в рамках проекта «Оценка динамики читательской грамотности обучающихся 5-х,7-х,9-х классов путем внедрения и адаптации в региональной системе оценки качества образования инструментария международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS)»[6]. По результатам выполнения работы оценивалась сформированность следующих читательских умений: вычитывание, интерпретация, оценка. Вот результаты нашей школы:

Как видим, они ниже региональных на 4% в 5-х классах, на 3% в 7-х классах. По критериям оценки читательской грамотности минимальный уровень - 50%, максимальный – 65%. В 5-х ниже 50%, что говорит о несформированности читательской грамотности как в совокупности, так и в отдельных умениях. Минимальный у обучающиеся 7-х кл., оптимальный в 9-х. Хотя в некоторых классах(7а) результат выглядит так:

Обучающиеся 7 а класса показывают высокий уровень читательской грамотности. (Приложение 1.)Хотя уже через год мы предложили им отметить наиболее любимые занятия (в порядке жизненной значимости).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Затрудняюсь ответить | |
Почитаете книгу | 6/22% | 1/4% | 3/11% | 5/18,5% | 5/18,5% | 6\22% | 1/4% |
Только половина опрошенных (всего опрошено 27 уч) выбрали первые три позиции для чтения 10уч-37% после прогулки, компьютерных игр, просмотра кино, домашних дел.
Почему так рознятся показатели? Может проблема не в людях, а в системе, которая так или иначе отвечает за мотивацию к чтению. На наш взгляд, эта система должна выглядеть так:

Главенствует в системе государство, т.к. по нашему мнению, только на государственном уровне можно добиться решения этой проблемы. Но государство ушло из книжной сферы. Сначала – из книгоиздания и распространения книг. Сегодня две трети книг изданы в негосударственных издательствах. Если говорить о тиражах, то цифра подходит к 90% – 9 из 10 книг издаются частными предпринимателями и группами[4], которые больше всего заинтересованы в собственной выгоде, а не в подборе литературы, формирующей личность и повышающей грамотность. Что сказывается и на ассортименте, и на тиражах, и на читательском вкусе, формирующем культуру человека. Но, сбрасывая с себя социальную сферу, государство уходит и из учреждений культуры. Положение библиотек всех типов чудовищное (фонды не пополняются из-за нехватки денежных средств, за нерентабельность их закрывают, особенно в сельской местности), что не может не сказаться на чтении. Вот данные поступления художественной и научно-популярной литературы в библиотеку МБОУ «СОШ № 2».
книги | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Художественная | 1438 | 233 | 191 | 821 | 192 |
Научно-популярная | 537 | 33 | 112 | 148 | 173 |
Это при наличии в учреждении в среднем 1260 обучающихся и 115 педагогов. Поэтому неудивительно, что постоянно читают художественную литературу из фондов библиотеки всего 2-3 % от числа обучающихся и работников.(данные зав. библиотекой Шабановой Т.Г).
Таким образом, первая главная проблема в области чтения - реальное распространение издаваемых во все большем количестве книг по территории страны, обеспечение доступа к ним самых массовых читателей, снижение цен на книжную продукцию, открытость электронных библиотек, их ответственность за ассортимент, качество, доступность и др. Вторая проблема — обеспечение максимального разнообразия выбора самой актуальной специальной, общегуманитарной, художественной литературы для наиболее образованных, квалифицированных и других групп читателей. Тогда читатель вернется в библиотеку или в книжный магазин, а Россия снова станет читающей страной, формирующей высокоинтеллектуальную, культурную личность.
Многие считают, что воспитание - в семье, и родители сами прививают любовь к чтению. В семьях наших опрошенных чтение – неотъемлемая часть жизни для 23(56%), читают ежедневно больше часа 32 (78%), предпочитают бумажный формат книги – 61%, читают классику 5(12%), детективы – 6 (14,6%), приключения и фэнтези 7(17%), журналы предпочитают 32%, читают в интернете 29%( в большей степени профессиональную литературу) , ничего не читают 24%.


Только 24% сказали, что в семье никто не читает, самые читающие мамы(61%), 41 % пап и 9% сестра или брат. В 36% семей нет домашней библиотеки (по стране 34%), 44% имеют до 100 томов (по стране 36%), более 500 т имеют 12%(по России 6%), более 1000 – 4,8%.[4]
Как же в такой ситуации сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе? Как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе? Кто все же должен этим заниматься? Попробуем разобраться в причинах проблемы читательского негативизма с позиции школьника.
Участники 1 фокус - группы назвали несколько причин, понижающих интерес к чтению.
Решение они видят в следующем:
- в каждой семье должна быть библиотека (80%);
- образованные и читающие родители - пример для подражания (70%);
- учитель формирует читательский вкус (список для души) (80%), родители – 20%;
- фонды библиотек должны обновляться ежегодно на 10-15 % (70%);
- тщательно отбирать литературу для детских библиотек, потому что в этом возрасте формируется и грамотность, и культура, и внутренний мир человека(90%);
- книга должна жить в бумажном формате (70%), в электронном – 30%;
- Россия станет читающей страной через 5-7 лет (50%).
Все эти меры позволят чтению снова стать российской традицией, составляющей ядро национальной культуры, мощного механизма поддержания и приумножения богатств родного языка, системы формирования личности и развития социальной структуры общества, единственной технологией, выработанной человечеством за всю его продолжительную историю для того, чтобы последовательно и гармонично выкристаллизовывать сознание и совершенствовать духовный мир людей.
Заключение
На основе анализа современных показателей развития России определили причины и практические решения проблемы формирования мотивации к чтению детей школьного возраста.
Рассмотрели практические решения проблемы, связанной с негативным отношением к чтению детей школьного возраста, обозначили идеологическое направление, присущее динамично развивающейся российской книгоиндустрии.
Пришли к выводу, что утверждение о самой читающей стране появилось, скорее всего, из-за экономической ситуации в стране, чем из-за духовной потребности, что государство, сбрасывая с себя социальную ответственность, ушло из книжной сферы и из учреждений культуры, и это отрицательно сказалось на чтении.
Реальное распространение издаваемых во все большем количестве книг по территории страны, обеспечение доступа к ним самых массовых читателей, снижение цен на книжную продукцию, обеспечение максимального разнообразия выбора самой актуальной специальной, общегуманитарной, художественной литературы для наиболее образованных, квалифицированных и других групп читателей - меры, которые вернут читателя в библиотеку или в книжный магазин, а Россия снова станет читающей страной, формирующей высокоинтеллектуальную, культурную личность.
Причины, также понижающие интерес к чтению: интернет, телевизор, занятия по интересам, нехватка времени, отсутствие читающих в семье.
Решение проблемы в следующем: в каждой семье должна быть библиотека, родители - пример для подражания, учитель должен формировать читательский вкус, библиотечные фонды должны обновляться ежегодно на 10-15 %, особенно детских библиотек, потому что в этом возрасте формируется и грамотность, и культура, и внутренний мир человека.
Библиография:

Цветущая сакура

Ребята и утята

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку

Рождественский венок

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"