Сообщение о литературных параллелях в творчестве И.Куприна, А.Бунина
Вложение | Размер |
---|---|
sytnikov_tezisy.doc.docx | 30.3 КБ |
Сытников Владислав Сергеевич, ученик 11 класса
МБОУ «Лицей информационных технологий города Енакиево»
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ
(на примере произведений И. А. Куприна и А. И. Бунина)
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена
И. А. Бунин
В литературе существуют постоянные и интересные темы и удивительные персонажи. Добро и зло – это одно из тех единств противоположностей, определяющиекакдуховность, так и человеческую жизнь [1].Неотъемлемой частью в творчестве русских писателей являются темы взаимной любви и несравненной природы. Это та тема, писать о которой может далеко не каждый автор, ведь не каждому дано по-особенномувидетьнесравненный и исключительный мир, индивидуально его чувствовать. Именно поэтому данная тема актуальна сегодня и вызывает интерес в её изучении. Целью настоящих исследований было всестороннее изучение литературных параллелей в творчестве русских писателей.
Этой очень важной и интересной темы в русской литературе касались некоторые учёные и писатели. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ веков определилась известными именами Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна и другими известными писателями. Критики литературыотобразили в своёмтворчестве интересное состояние мира, процесс изменения человеческой природы, утраты людьми настоящих черт характера. Рисуя жизнь в такихяркихтонах, писатели находят положительные идеалы в высокой и чистой любви [3]. Представления о таком чувстве, на мой взгляд,особеннопохожи у двух русских реалистов – Ивана Бунина и Алексея Куприна. Большая сила воли и необычайная искренность настоящего чувства свойственны главным героям их произведений.
А. Куприн по-особенному смотрел на преданную и верную любовь. В его рассказахвозникает высокое и настоящеечувство, которое было присущетворчеству более ранних писателей, которые создавали вдохновенные гимны и серенады любви. И. Бунину удавались рассказы о неимоверном чувстве, потому что они шли из самой глубины сердца,настоящей и вернойчеловеческой души.Любовь завораживает все мысли человека, его силу духа. Но иногда кое-что идёт не так, и влюблённыедолжнырасставаться. Читая произведения этих авторов, можно догадаться, что любовь – чувство настоящее, иможет причинять людям только страдания и несчастья, слёзы и расставания. Действительно, финал «Гранатового браслета» А. Куприна трагичен: главный герой обрывает свою жизнь самоубийством. Да и в «Солнечном ударе» или «Тёмных аллеях» И. Бунина тоже нет счастливого конца. Все персонажи писателей живут в вечном ожидании любви, ищут её везде и, опалённые ею, иногда погибают. Но была ли на самом деле любовь главных героев в творчестве Бунина и Куприна несчастна?
Чтобы увидеть отношение Купринак любви, на мой взгляд, достаточно понять, была ли эта любовь настоящим счастьем для героя в рассказе «Гранатовый браслет».В основе этого произведения- реальное событие – любовь телеграфиста к жене известного чиновника.
По мнению Куприна, взаимная любовь не может быть вечной. Писатель был реалистом, поэтому в любовных рассказах автора о любви не может быть счастливого конца. Влюблённые, по его мнению, обязательно должнырасстаться.
Обратим вниманиена рассказы И.Бунина. Его нетрадиционные взгляды на любовь по-особенному выражают слова из «Тёмных аллей»:«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
В рассказе «Солнечный удар» любовь предстаёт мгновенной вспышкой, которая оставляет в человеческой душе глубокий и сильный след. Влюблённые расстаются, что приносит страдания главному герою. Жизнь без возлюбленной – это обычное сильное страдание. Он не находит себе места нигде, вспоминая те счастливые и драгоценные моменты, проведённые с ней вместе. Читая произведения Бунина, начинаешь понимать, чтобы убедиться в настоящей искренности чувств, нужна только трагедия. Но, несмотря на весь их трагизм, светлое чувство полностью охватывает читателя, когда перевёрнута последняя страница сборника: необычайная и светлая сила и искренность чувствсвойственна героям этих рассказов.
Любовь у Бунина долго не живёт. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюблённых, приводя их к трагическому концу – гибели, самоубийству. В творчестве Куприна в каждом из его героев есть сходные черты: душевная чистота, мечтательность, соединённая с непрактичностью и безволием. И точнее всего раскрываются они в этой любви. Все они относятся к женщине с особой чистотой и настоящим благоговением. Готовность погибнуть ради любимой женщины, романтическое поклонение, неверие. Все купринские герои с хрупкой душой попадают в реальный и жестокий мир. Через всё творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувства. " Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена " – эти слова из рассказа "Тёмные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.
Тема любви и природы гармонично переплетается в рассказе А. И. Куприна «Олеся». Олеся – представительница любимых Куприным обычных людей, «детей природы», не испорченных жизнью, способных на настоящиечувства. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у неё чуткое, горячее сердце, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко и по-настоящему. Длявзаимной любви девушка может пойти на большие жертвы. Она способна на физические и моральные мучения, выполнитстранное желание своего любимого, хотя и наперёд знала, чем это закончится[2].
И.Бунин же принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с красотой природы России. “Так знать и любить природу, как умеет И. Бунин, мало кто умеет”, — писал А. Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений “Листопад”, воспевающих деревенскую неотразимуюприроду. В своих стихотворениях поэт связал нитью печаль русского неотразимого пейзажа с русской реальной жизнью в одно нераздельноецелое.
“Томит меня родная тишина,томит меня гнезда родного запустенье”.
Этой печальной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты также и рассказы И.Бунина. Точка зрения автора начеловека направлена против тех народолюбцев, которые идеализировали свой народ. Гибнущая русская деревня окружена унылым пейзажем: “Косо неслась белая крупа, падая на чёрную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лёд и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля, всю эту великую пустыню с её снегами, лесами, селениями и городами, — царство голода и смерти...”
Тема страшной смерти получит в творчестве И. Бунина многообразное освещение. Это не только гибель страны, но и смерть самого человека. Смерть оказывается разрушительницей всего противоречивого, источником очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).
О творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна можно говорить бесконечно: в их произведениях отразилось большое жизнелюбие их авторов, сделавшее их необычайно великими.Всё творчество этих авторов сегодня является частью классической русской литературы. Литературы, которую должны помнить веками…
Литература
Всему свой срок
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Развешиваем детские рисунки дома
Девочка-Снегурочка