• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Шахматная игра-это испытания ума

Опубликовано Ондар Арат Даш-оолович вкл 01.11.2021 - 6:06
Автор: 
Ученик 6 "б" класса Ондар Сенгин-Чангы

Шахматы игра богов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реферат игра богов223.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Шахматная игра – это испытание ума...

                                                                                                                (Иоганн Гете.).

Введение

Из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Это шахматы. Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы - древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший

Шахматы представляют собой организованный вид спорта с иерархией званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами. Возникновение профессионального спорта привело к появлению профессиональных спортсменов, тренеров, журналистов, функционеров, опирающиеся на армию любителей игры. Хотя шахматы и не входят в программу Олимпийских игр, по шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование.

Польза шахмат

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат.

В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы  также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию.

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист. Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Влияние шахмат на человеческий ум.

Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом самовыражении, рождены для испытания ума. Шахматы – абстракция, чистая мысль, вы не найдете в жизни ничего материально ощутимого, что адекватно бы в них выражало. Это демонстрация нашей способности творить новое на основе известного. Они проверяют нас не статично, не в холодном сопоставлении, а резком противоборстве ума, воли, проницательности, воображения, дальновидности. В абстрактной форме они воплощают идею справедливости: перед шахматами все равны. Игра отвечает истинно человеческим потребностям разума, духовного нашего существа. В борьбе создаются, захватывающие дух своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе отпечаток драматизма, озарений и заблуждений.

Таким образом, шахматы оказывают, несомненно, позитивное влияние на умственное развитие человека. Совершенствуется возможность ума в предугодании дальнейших ходов противника, полного овладевания своими фигурами и правильного их применения в ходе партии. Нередко навыки, полученные при игре в шахматы, помогают в жизненных ситуациях. Для правильного развития всего организма человека также необходимо заниматься различными физическими упражнениями, которые поддерживают организм, обеспечивают правильное его развитие, хорошее кровоснабжение мозга, что повышает его деятельность. Непосредственно перед шахматным матчем полезно провести дыхательные, двигательные упражнения, которые полезно также повторить и после матча, так как игра не редко продолжается очень длительное время. Укрепляя, таким образом, свой организм на много проще выполнять шахматные приемы, которые требуют тщательного продумывания позиции.

О появлении шахмат.

О том, что шахматы впервые появились в Индии, известно всем. А вот все ли знают, как долго и через какие этапы шли шахматы к современному виду. Сначала появилась так называемая чатуранга (четырехсоставное войско), где игра сводилась не к матованию короля, а к уничтожению всех сил каждого из соперников, которые делали ходы по поочередно, в зависимости от показаний игральной кости. Так, если выпадала цифра 2, то играла ладья, 3 –конь, 4 – слон и так далее. Чатуранга возникла в Северной Индии не позже 5 века. На рубеже VI – VII веков чатуранга превратилась в шатрандж (или в шатранг) – игру для двух соперников, внешне схожую с нынешними шахматами, но с иными правилами. Здесь не было рокировки, пешка передвигалась лишь на одно поле и превращалась только в ферзя. Сам ферзь считался слабой фигурой и ходил так же, как и в современных шахматах. Выигрышем считался не только мат, но и пат. Кроме того, победителем считался тот, кто забирал все фигуры соперника, даже если у сильнейшей стороны к этому моменту оставалась только одна фигура или пешка.

История возникновения и становления игры

Историки игры стремятся установить, где, как и почему они возникли, как распространились по белу свету через века и страны, от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. Как со временем менялись правила игры, как развивалась ее теория, как и почему возникали различные школы шахмат. Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена - в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III-IV тысячелетиях до н.э.

Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне.

Примерно в том же VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название «чатранг», что является производной от чатуранги. Примерно в тоже время, что и в Персию, шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII-VIII вв. Это самые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, так как изображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.

После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.

В VIII-IX вв. в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.

Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.

Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.

В XI-XII вв. шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.

С конца XVI века слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие школы - итальянской. Их партии и дебютные анализы, представленные в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко, показывают ярко выраженную наступательную стратегию игры - стремление к жертвам материала ради выигрыша времени для мобилизации сил, открытия линий и организации атаки на короля противника.

Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851. Его победителем стал Андерсен. Он же выиграл в 1862 в Лондоне второй международный турнир. Победу в третьем международном турнире, прошедшем в Париже в 1867, одержал Колиш. Первый международный турнир в Германии состоялся в 1870 - там снова победил Андерсен. В дальнейшем международные турниры стали проводиться регулярно.

Первый официальный матч на первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира.

1924 году создается Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ). Она взяла на себя организацию соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира. В проведенном в 1948 матч-турнире победил представитель Советского Союза Михаил Ботвинник (1911-1995). Начиная с 1927 ФИДЕ начала проводить соревнования на первенство мира среди женщин. Первой чемпионкой мира стала чешка Вера Менчик. Она побеждала еще в шести подобных турнирах.

На территории Руси шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию. Первые письменные упоминания о них относятся к XIII века, хотя есть археологические находки, датируемые XI века.

Игре в шахматы уделяли время русские цари - Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I. В шахматы играли на Петровских ассамблеях.

В XIX в. шахматы в России были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Ей уделяли внимание декабристы, члены кружка Т.Грановского. Шахматы были любимым досугом А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Е.Чернышевского, Л.Толстого.

Первым международным соревнованием в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистов мира 1895-1896.

Индийские истоки

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры), но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница — в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон — сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Арабские преобразования

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов шатрандж, у персов «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности — ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры оригинальны по внешнему виду и механизму. Прежде всего это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» — может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Появившийся позже японский вариант — сёги, — считается потомком сянци, но имеет свои особенности. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9x9 клеток. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было. Механизм превращения оригинален — фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги — взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой — игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

F:\Шахматы\индий.jpg

 Вишваната́н (Ви́ши) А́нанд ( род. 11 декабря 1969, Мадрас, ныне Ченнай) — индийский шахматист, гроссмейстер (1988), чемпион мира по версии ФИДЕ (2000—2002), 15-й чемпион мира с 2007 года.

Появление шахмат на Руси

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь — переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»).[1] Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи. Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию.

Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в 10-11 веках, из Италии, через Польшу.

F:\Шахматы\фишшр.jpg

Алекса́ндр Алекса́ндрович Але́хин (распространённое написание и произношение Алёхин ошибочно; 19 (31) октября 1892[4], Москва — 24 марта 1946, Эшторил, Португалия) — русский шахматист, выступавший за Российскую империю, Советскую Россию и Францию, четвёртый чемпион мира по шахматам. Первый чемпион РСФСР (1920). Алехин вошёл в число сильнейших шахматистов мира перед Первой мировой войной, заняв третье место на петербургском турнире 1914 года, а в 1921 году покинул Россию и переехал на постоянное местожительство во Францию, гражданином которой стал в 1925 году. В 1927 году Алехин выиграл матч за звание чемпиона мира у считавшегося непобедимым Хосе Рауля Капабланки и затем в течение нескольких лет доминировал в соревнованиях, выигрывая крупнейшие турниры своего времени с большим преимуществом над соперниками. Дважды (в 1929 и 1933 годах) Алехин защитил титул в матчах против Ефима Боголюбова, в 1935 году он проиграл матч Максу Эйве, но через два года победил в матче-реванше и удерживал звание чемпиона мира до самой смерти. Алехин стал единственным чемпионом мира по шахматам, который умер непобеждённым.

Проникновение в Европу

В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

Шахматы в искусстве

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал ибн Эзра. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

Начиная с XVI века шахматные книги выходили всё чаще, постоянно появлялись шахматы и в художественных произведениях. В XVIII веке у шахмат появилась муза-покровительница. Ее придумал английский поэт Уильям Джонс, большой любитель шахмат. Он издал поэму о происхождении шахмат, в которой бог войны Марс влюбился в лесную нимфу Каиссу; нимфа не отвечала поклоннику взаимностью, и чтобы добиться своего, Марс изобрёл шахматы и научил Каиссу играть в них. Вообще, мотив шахматной игры античных богов нередко встречался в искусстве.

Христианская церковь против шахмат

        С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1061 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV.

На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года. В Новгородской кормчей книге 1280 года говорится: «Шахматы имети да ся останеши». Софийский сборник XIV века стоит на том же: «Аще поп играет шахы да извержется сана своего». В Домострое, который датируется XV—XVI веками, тоже имеется порицание шахмат: «Возрадуются беси и вся угодная творится им да такоже бесчиньствуют и зернью и шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся».

В 1551 году запрет был подтверждён Стоглавым собором:

«Святаго вселенского шестого собора правило 50 и 51 запрещает всякое играние. Пятьдесятное убо правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы, и тавлеями, и влириями, рекше костьми, и прочими таковыми играми. 51 правило всякое играние возбраняет и отметает и причетникам, и простым людем. Такоже и упивание в пьянство.

Глава 92 Стоглавого собора «О игрищах еллинского беснования»

Характерна последняя фраза в вышеприведённой цитате: правило рассматривает шахматы и прочие игры наравне с пьянством и другими способами праздного времяпровождения, признаваемыми порочными.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII-XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV-XV векоНовгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа.[4] В Европе в 1393 году Регенсбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный (по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Развитие шахматной теории

 К XV—XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

F:\Шахматы\карпов.jpg

Анато́лий Евге́ньевич Ка́рпов (род. 23 мая 1951 года, Златоуст, Челябинская область) — двенадцатый чемпион мира по шахматам (1975—1985), международный гроссмейстер (1970), заслуженный мастер спорта СССР (1974). Трёхкратный чемпион мира по шахматам среди мужчин (1975, 1978, 1981), трёхкратный чемпион мира ФИДЕ (1993, 1996, 1998), двукратный чемпион мира в составе сборной СССР (1985 и 1989), трёхкратный чемпион СССР (1976, 1983, 1988), чемпион РСФСР (1970). Почетный гражданин Златоуста (1979) и Тулы (1998).

Превращение шахмат в международный вид спорта

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность. Первый шахматный журнал «Паламед» начал издавать в 1836 году французский шахматист Луи Шарль Лабурдонне. В 1837 году шахматный журнал появился в Великобритании, в 1846 — в Германии.

В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пол Морфи (США), выигравший в 1858 году матч со счётом +7-2=2, однако после ухода в 1859 году Морфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в 1866 году Вильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём».

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот же Вильгельм Стейниц, победив Иоганна Цукерторта в первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Единственным механизмом, способным принудить чемпиона играть с претендентом, было общественное мнение: если сильный, по общему признанию, шахматист долгое время не мог добиться права на матч с чемпионом, это рассматривалось как признак трусости чемпиона и он, спасая лицо, оказывался вынужден принять вызов. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу.

Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использовать контроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре английским шахматистом-любителем Томасом Брайтом Уилсоном (T.B.Wilson) были изобретены специальные шахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». Благодаря введению контроля времени возникли специальные формы шахматных турниров с сильно укороченным лимитом времени: «быстрые шахматы» с лимитом порядка 30 минут на игру каждому игроку и «блиц» — 5-10 минут. Впрочем, широкое распространение они получили гораздо позже.

Шахматы в XX веке

 В конце XIX — начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

До 1948 года сохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До 1921 года чемпионом оставался Эмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по 1927 — Хосе Рауль Капабланка,

1927 по 1946 — Александр Алехин (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры, победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель и становится чемпионом мира.

Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграла советская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад).

В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию — ПША, и сыграли матч под её эгидой.

Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматный рейтинг после Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом — Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в 2000 году и отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004.

До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов.

Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре — матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» — контроль времени с добавлением после каждого хода.

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием — компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 — с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баз дебютов и таблицы малофигурных окончаний ещё больше увеличивает силу

машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практики откладывания партий. Сократилось и отводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях — даже до 100 минут) на 40 ходов.

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник — Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия), выигравший этот матч.

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года. В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. В 2010 году проведён очередной матч, в котором приняли участие участие Ананд и Веселин Топалов; Ананд вновь отстоял звание чемпиона.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат — кингчесс или боевые шахматы. Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

F:\Шахматы\ботвинник.jpg

Михаил Моисеевич Ботвинник (4 (17) августа 1911, Куоккала, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское — 5 мая 1995, Москва) — 6-й в истории шахмат и 1-й советский чемпион мира (1948—1957, 1958—1960, 1961—1963). Гроссмейстер СССР (1935), международный гроссмейстер (1950) и арбитр по шахматной композиции (1956); заслуженный мастер спорта СССР (1945), 6-кратный чемпион СССР (1931, 1933, 1939, 1944, 1945, 1952), абсолютный чемпион СССР (1941). Чемпион Москвы (1943/44). Шестикратный победитель Шахматных Олимпиад в составе команды СССР (двукратный победитель в личном зачёте). «Патриарх» советской шахматной школы. Председатель Всесоюзной шахматной секции (1938—1939) и правления общества «СССР — Нидерланды» (с 1960). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971), заслуженный деятель науки и техники России (1991). Доктор технических наук, профессор.

Правила игры

Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

Цель каждого игрока является атака короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.

Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Всего 64 равных квадрата (8х8). Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h, слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”.

В начале партии у каждого из игроков имеется по 16 фигур (у одного - они белые, у другого - черные). В процессе игры фигуры движутся по доске, нападают на фигуры противоположной стороны, берут их и снимают с доски. Единственная фигура, которая всегда остается на доске - король.

Эти фигуры следующие:

Один король.

Один ферзь (в просторечии - королева, хотя настоящее значение этого слова - министр).

Два слона (в просторечии - офицеры).

Два коня.

Две ладьи (в просторечии - туры или башни).

Восемь пешек.

В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2 и 7 занимают пешки.

Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Фигуры не могут быть перемещены на поле, занятое фигурой того же цвета. произвести взятие на этом поле.

Фигуры ходят следующим образом:

- ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит. Ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой;

- ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит;

- слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит;

- конь ходит в форме буквы «Г»: на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или, наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали;

- пешка ходит вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или

а) с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;

б) пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру;

в) пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе»;

г) когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена (по желанию игрока) на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу;

- король может перемещаться двумя различными путями:

а) ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить.

б) “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек.

Рокировка становится невозможной:

a) если король уже ходил;

б) с ладьей, если она уже ходила.

Рокировка временно невозможна:

a) если поле, на котором стоит король, которое он должен пересечь, или которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера;

б) если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке.

Считается, что король находится «под шахом», если он атакован, хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.

Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

Понятия, используемые в шахматной игре.

Нередко люди, не имеющие отношения к шахматам, слышат по телевиденью, радио, СМИ или просто от людей, играющих в шахматы различные понятия, используемые в шахматной игре. Это в основном такие, как мат, пат, гарде, эндшпиль и так далее. Эти понятия используются в шахматах при возникновении тех или иных позиций, ситуаций в ходе игры. Как известно, вся суть игры в шахматы сводиться к матованию короля. Таким образом, отсюда можно сделать вывод о том, что вся стратегия игры должна разрабатываться из защиты своего короля и нападению на короля противника.

Если королю угрожает какая либо фигура противника, то в этом случае объявляется шах. В этом случае шахуемый король может либо уйти в сторону, либо закрыться какой – либо своей фигурой. Запрещается во время шаха производить лакировку. Лакировка в свою очередь также относится к одному из понятий шахматной игры. Она производиться в том случае, если королю ничто не угрожает и свободен путь от ладьи до короля в правую или левую сторону. При этом обязательным правилом должно являться то, что король и ладья не делали еще ни одного хода. В случае если королю угрожает фигура противника, а ходить некуда, то в этом случае объявляется мат и присуждается выигрыш атакующей стороне. В подобном же случае, при не имении хода ни одной фигурой, но шах не был произведен, то в этом случае фиксируется пат, то есть ничья. И даже в том случае, если один игрок имеет значительное преимущество над другим.

Также возникают различные ситуации для ферзя. Если ферзь находится под угрозой сруба, то в этом случае объявляется гарде, но ферзем в определенных ситуациях можно и пожертвовать, если под угрозой находится король или того требуют обстоятельства игры. Эти понятия относятся к основным при игре в шахматы и их необходимо знать даже начинающим игрокам.

                   

Ро́берт (Бо́бби) Джеймс Фи́шер (англ. Robert James «Bobby» Fischer; 9 марта 1943, Чикаго, США — 17 января 2008, Рейкьявик, Исландия) — один из самых ярких и выдающихся шахматистов своего времени, одиннадцатый чемпион мира по шахматам (1972—1975). По версии журнала Chess Informant — сильнейший шахматист XX века.

Атаки и прикрытия.

Атаковать можно как с помощью жертв, так и путем планомерного усиления позиции. Очень часто атака может развиваться сама собой, катализатором атакующего процесса служат размены. В теме  «Атака короля» всегда большой интерес вызывают методы наступления при разносторонних рокировках. Положение короля на третий вертикали после длинной рокировки создает дополнительные мотивы. Обычно атака при разносторонних рокировках ведется взаимно. Например: белые атакуют на королевском фланге, а черные на ферзевом. Самое главное при этом – сохранить высокий темп наступления, опередить соперника в решающих действиях. Ведь очень часто возникают ситуации, когда обоим королям угрожает мат и все решает один темп. Также на первый взгляд пешечные окончания кажутся простыми. На самом деле игра пешками содержит многочисленные тонкости. Вот некоторые принципы пешечного эндшпиля: оппозиция, квадрат, отдаленная проходная, защищенная проходная, прорыв, пат, преграда, цугцванг, крайняя пешка, оттеснение, треугольник, пространство, фиксация, обход, двойная угроза, подрыв, подвижность пешек, запасной темп. Любой из перечисленных приемов пешечного эндшпиля можно встретить в практических отношениях. Иногда идеи пешечного эндшпиля служат стержнем стратегического плана прямо с дебюта. К одной эндшпильной закономерности, относится мат слоном и конем. По сути своей он не сложен, но требует знания механизма взаимодействия короля, слона и коня. Необходимо оттеснить короля из центра в угол. Так как мат слоном и конем возможен лишь в том случае, если король слабейшей стороны будет в углу цвета слона. По этому необходимо приступать ко второй задаче – силой приближают черного короля к полю а8, выигрыш темпа слоном, треугольный маневр коня, перегруппировка перед заключительным ударом. Эту схему нужно знать твердо, в противном случае может повториться история, происшедшая с одним известным шахматным мастером, который в турнирной партии не сумел поставить мат слоном и конем. Партнер мастера Н., оставшись с «голым» королем, хотел сначала сдаться, но потом решил все же поиграть, терять – то уже было нечего. К удивлению окружающих, мастер Н. Увлекся шахами и никак не мог загнать короля в нужный угол (король все время вырывался на простор). Наконец, мастер Н. «открыл» для себя способ перегонки, но… поздно. Чтобы оттеснить короля из угла в угол, требуется около 20 ходов, а уже было израсходовано больше 30 ходов. Шахматный кодекс же неумолимо гласит: мат слоном и конем ставиться за 50 ходов, на 51 – ом фиксируется ничья. Оказывается, неудачнику никогда в жизни не приходилось ставить мат конем и слоном, да он и не изучал этот механизм, так как до того мата дело обычно не доходит. Вывод: проблемы в шахматном образовании рано или поздно, но сказываются.

Ничья в позициях слон и пешка против слона

Существует три основных типа ничейных позиций в окончаниях слон и пешка против слона.

1.Ничья достигается в позициях, в которых король слабейшей стороны занимает поле перед пешкой, недоступное слону.

2.Также ничья достигается в позициях, в которых вытеснение или перекрытие диагонали слона приводит к ничейному пешечному окончанию.

3.Наконец, ничья достигается в позициях, в которых король слабейшей стороны может помешать вытеснению или перекрытию диагонали слона.

В шахматах нельзя ни на секунду забывать о возможных угрозах, и даже в самых спокойных на вид позициях, при самых естественных продолжениях надо, прежде чем окончательно решиться на ход, еще раз спросить себя: «Что мне грозит?».

Активность фигуры.

Очередной принцип оценки позиции фигур связан с коэффициентом полезного действия фигур. Активное расположение фигур имеет очень большое значение. Что понимать под активностью фигур? Если фигура способна энергично вмешаться в события, происходящие на доске, то такая фигура называется активной. Ради активности жертвуют пешками в дебюте миттельшпиле, переходят без пешки в эндшпиль; характерный признак атаки – совокупность активных фигур лучше всего видна в простых позициях. При оценке позиции надо очень внимательно следить за коэффициентом полезного действия всех боевых единиц Активность фигур часто подсказывает направление поиска при выборе конкретного хода.

                       Пешечный центр

Подвижный центр характеризуется наличием у одной из сторон пешечной пары в центре. Неподвижный центр – главный признак – пешечные цепи в центре. Получается из старо индийской, французской защит, испанской партии. Открытый центр – особенность его в том, что на центральных полях нет пешек. К этому приводят варианты из разных дебютов. Статический центр – образуется после фиксации центральных пешек. Может возникнуть из любой дебютной системы. Динамический центр получил такое название из – за невыясненного «напряженного» положения пешек в центре. Он характерен для сицилийской защиты.

Ничья фиксируется в следующих случаях.

        Если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилось патом.

Если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась “мертвой” позицией.

Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Ля предложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор на некоторых турнирах применяются так называемые «Софийские правила», ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью.

Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды, причём в понятие позиции здесь входит расположение фигур, очерёдность хода и возможные ходы (в том числе право на рокировку и взятие на проходе для каждой стороны). Для фиксации ничьей игрок, заметивший это должен обратиться к судье.

Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур.

Один из игроков просрочил время, но у его противника недостаточно материала, чтобы поставить мат.

Шахматные часы

«Шахматные часы» это часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин «падение флажка» означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.

При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.

Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования.

В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.

В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру. Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.

Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход.

Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.

Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.

Правила соревнований

Каждый ход игрок имеет право делать только одной рукой. При своем ходе он может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например, сказав «поправляю»).

Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен. Если же он, намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером или, как только он намеренно коснется фигуры.

Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле. Ход считается сделанным.

Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей. Выигрыш фиксируется в следующих случаях:

На доске поставлен мат. Игрок, поставивший мат королю противника, выигрывает.

Один из игроков сдался. Игрок, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, может сдаться в любой момент. Его противник объявляется победителем. В официальных соревнованиях в большинстве партий игроки не доводят игру до мата, а сдаются, когда их позиция становится безнадёжной.

Один из игроков просрочил время. Его противник объявляется победителем, если при этом у него формально достаточно материала, чтобы поставить мат.

Техническая победа -- присуждается в официальном турнире игроку, если его противник не явился на партию в течение определённого правилами турнира времени, либо прервал партию (начал партию, но отказался её продолжать), либо в случае грубого нарушения правил турнира или неподчинения судье. Также техническая победа может быть присуждена за несыгранную игру в том случае, если игроку в данном туре по какой-либо причине не находится соперника и правила проведения турнира специально оговаривают данный случай (например, если соперник, с которым должна была проводиться партия, выбыл из турнира, либо при нечётном количестве игроков в турнире по швейцарской системе).

 F:\Шахматы\кирсан.jpg

Кирса́н Никола́евич Илюмжи́нов (калм. Үлүмҗин Кирсан, род. 5 апреля 1962, Элиста) — российский государственный деятель, первый президент Республики Калмыкия (1993-2005), глава Республики Калмыкия (с 2005 по 2010 г.), предприниматель. Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ).

Международная Шахматная Федерация

Главным органом, занимающимся организацией международных шахматных соревнований, является ФИДЕ (FIDE, фр. Fйdйration Internationale des Йchecs), организованная в 1924. Во многих странах мира существуют также национальные организации шахматистов.

Национальные Федерации могут обращаться в ФИДЕ с просьбами дать официальное разъяснение по всем вопросам, касающихся Правил Шахмат. ФИДЕ является членом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковые никогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. По шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование. Олимпиада 2008 прошла в Дрездене, ФРГ. Золотые медали у мужчин и женщин завоевали соответственно Армения и Грузия.

В 1993 году по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта была организована Профессиональная шахматная ассоциация (ПША). В неё вошли целый ряд гроссмейстеров, не согласных с политикой, проводимой ФИДЕ. ПША проводила собственное первенство мира по шахматам. Просуществовав до 1996 года, ПША прекратила своё существование, лишившись спонсоров, после чего чемпионов мира по версии ПША стали называть «чемпионами по классическим шахматам».

Га́рри Ки́мович Каспа́ров (фамилия при рождении Вайнште́йн; род. 13 апреля 1963, Баку, Азербайджанская ССР) — советский и российский шахматист, 13-й чемпион мира по шахматам, шахматный литератор и политик. Многие эксперты признают Каспарова величайшим шахматистом в истории Международный гроссмейстер (1980), заслуженный мастер спорта СССР (1985), чемпион СССР (1981, 1988), чемпион России (2004). Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад: четырежды в составе команды СССР (1980, 1982, 1986, 1988) и четырежды в составе команды России (1992, 1994, 1996, 2002). Обладатель одиннадцати шахматных «Оскаров» (призов лучшему шахматисту года). Каспаров единолично возглавлял рейтинг ФИДЕ с 1985 по 2006 год с двумя краткими перерывами: в 1994 году он был исключён из рейтинга по решению ФИДЕ, принятому в 1993 году а в январе 1996 года Каспаров имел такой же рейтинг, как Владимир Крамник. В 1999 году Гарри Каспаров достиг рекордного рейтинга в 2851 балл который держался 13,5 лет, пока не был побит Магнусом Карлсеном. Каспаров стал чемпионом мира в 1985 году, победив Анатолия Карпова. Противостояние «двух К» продолжалось с середины 1980-х до начала 1990-х, за это время Карпов и Каспаров сыграли пять матчей за звание чемпиона мира. В 1993 году Каспаров и новый претендент Найджел Шорт вышли из ФИДЕ и провели матч под эгидой новой организации — ПША. ФИДЕ лишила Каспарова титула, и до 2006 года существовало два чемпиона мира — по версии ФИДЕ и по «классической» версии. В 2000 году Каспаров проиграл матч на первенство мира Владимиру Крамнику. В 2005 году Каспаров объявил, что заканчивает шахматную карьеру, чтобы посвятить себя политической деятельности. Каспаров участвует в ряде оппозиционных движений: является председателем Объединённого гражданского фронта, одним из сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса, депутатом Национальной ассамблеи Российской Федерации. В 2008 году он стал одним из создателей и членом Федерального бюро Объединённого демократического движения «Солидарность», однако в 2013 году вышел из его руководящих органов. В октябре 2012 года избран в Координационный Совет российской оппозиции. Каспаров считается одним из лидеров оппозиции существующему политическому режиму, регулярно выступает с жёсткой критикой в адрес В. В. Путина.F:\Шахматы\ггаспаров.jpg

Некоторые даты из истории шахмат.

1119 год — Состоялась первая партия по переписке между королём

Генрихом I и королём Франции Людовиком VI.

1173 год — Во французском манускрипте впервые использовали алгебраическую шахматную нотацию.

1471 год — Первая работа, полностью посвящённая шахматам того времени — Гёттингенская рукопись.

1475 год - впервые упоминается шахматная фигура "дама", названная в честь испанской королевы Изабеллы. До этого существовала фигура "ферзь" с ограниченными возможностями в перемещении.

1490 год — Впервые использовано правило «взятия на проходе».

1495 год - в Валенсии опубликована книга Франсеска Висента (es:Francesc Vicent) "Llibre dels jochs partits dels schachs".

1497 год — Книга Лусены — первая европейская работа по шахматным дебютам.

1512 год — Первая шахматная книга в Италии, которую издал Дамиано.

1550 год — В Италии создан первый шахматный клуб.

1561 год - испанским шахматистом Руй Лопесом де Сегура впервые введён в оборот термин гамбит.

1575 год — Первый шахматный турнир, который прошёл при королевском дворе в Мадриде.

1744 год — Первый сеанс игры вслепую против двух игроков (Филидор в Париже).

1763 год — Появление музы шахмат Каиссы в поэме Уильяма Джонса.

1769 год — Первый шахматный «автомат» — турок Кемпелена.

1779 год — Первая шахматная статья в Америке: Бенджамин Франклин, «Моральные ценности шахмат».

1791 год — В России издана первая шахматная книга.

1795 год — Первый систематический трактат по шахматам на немецком. Автор — Альгаер.

1836 год — Первый шахматный журнал La Palamede, который издал Лабурдонне в Париже.

1840 год — Первый шахматный журнал на английском Chess Player’s Chronicle.

1846 год — Первый шахматный журнал на немецком Deutsche Schachzeitung Людвига Бледова.

1851 год — Первый международный шахматный турнир в Лондоне (7 мая — 15 июля).

1857 год — Первые демонстрационные шахматы дизайна Левенталя.

1857 год — Первый национальный шахматный турнир в Нью-Йорке (США), который закончился победой Морфи.

1861 год — Первый Американский шахматный конгресс (Нью-Йорк, 6 октября).

1866 год — Первый официальный чемпионат Британии выиграл С. де Вер.

1867 год — Первое использование шахматных часов на турнире в Париже (4 июня).

1873 год — В Вене впервые опробованы «тай-брейки» (12 участников играли по круговой системе матчи из 3 партий; при счете 2:0 матчи прекращались).

1876 год — Первый российский шахматный журнал — «Шахматный листок» Чигорина.

1876 год — Впервые вручен приз «за красоту» (серебряный кубок) — Г. Берду за разгром Дж. Мезона.

1878 год — Сыграна первая шахматная партия по телефону.

1880 год — Правило «взятие на проходе» признали во всех странах.

1881 год — Начало издания British Chess Magazine.

1881 год — Первый международный матч по телеграфу между Ливерпулем и Калькуттой.

1883 год — Первое использование шахматных часов с двумя циферблатами (Лондон, 26 апреля).

1885 год — Первый конгресс Британской шахматной ассоциации (15 июня).

1886 год — Первый официальный матч за звание чемпиона мира по шахматам между Стейницем и Цукертортом.

1888 год — Первый шахматный турнир по переписке.

1889 год — Впервые вручен приз за наилучшую партию — И. Гунсбергу за победу над Дж. Мезоном.

1895 год — В Цюрихе впервые провели турнир по швейцарской системе.

1896 год — Первый матч через трансатлантический кабель между Лондоном и Нью-Йорком (13 марта — 14 марта).

1897 год — Первый международный женский турнир в Лондоне выиграла Мари Рудж.

1905 год — На турнире в Остенде впервые использовано звание «гроссмейстер».

1906 год — В подмосковной Коломне основан Клуб любителей шахматной игры.

1925 год — В Москве сняли первый фильм про шахматы — «Шахматная горячка».

Набор шахматных фигур, какими играли в Советском Союзе.

1927 год — Впервые использовали алгебраическую фигурную нотацию в журнале L’Echiquier (Бельгия).

1936 год — Первый официальный чемпионат США выиграл С.Решевский.

1937 год — Первый балет на шахматную тему — «Шах и мат» Артура Блисса.

1945 год — Первое послевоенное международное спортивное соревнование — радиоматч СССР — США.

1947 год — В Болгарии выпустили первую шахматную марку.

1947 год — Первая компьютерная шахматная программа А. Тьюринга.

1948 год — Увидела свет первая статья про компьютерные шахматы (автор — Клод Шеннон).

1970 год — Первый шахматный турнир среди компьютеров.

1974 год — Первый чемпионат мира среди шахматных программ выиграла советская «Каисса».

1976 год — Впервые на больших соревнованиях запретили курение.

1996 год — Впервые компьютер Deep Blue победил чемпиона мира при нормальном контроле времени.

1997 год — Впервые компьютер Deep Blue выиграл матч у чемпиона мира.

1998 год — Создан генератор шахматных окончаний Налимова

2000 год — Высококвалифицированные шахматисты начали играть показательные партии в шахматы Фишера. Обычно такие встречи проводились в качестве дополнений к каким-либо обычным шахматным турнирам.

2007—2008 годы — Первый онлайн турнир по Боевым шахматам.

Шахматные термины.

Гандикап - англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причем сильные какое-либо преимущество (фору: вперед 1-2 хода, пешки или фигуру) более слабым игрокам для относительно уравновешиванием сил.

Горизонталь - поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Двух слонов преимущество - ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона - слоном или конем, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в Открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу.

Дебют - начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизации (развитие, развертывание) сил.

Демаркационная линия - линия, условно проведенная между четвертой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.

Диагональ - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.

Детский мат - мат в дебюте, которые объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф: f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея - ферзь и слон атакуют поле f7.


Дурацкий мат - мат в дебюте, который  получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Жертва - неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.

Жертва корректная - то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.

Жертва некорректная (блеф) - жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно Очевидное опровержение.

Задача шахматная - произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейший стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двуходовку, треходовку и многоходовку.

Зевок - грубый просмотр, чаще всего приводящих к проигрыш партии.

Зрение комбинационное (Тактическое) - умение увидеть таящиеся в позиции возможности получить преимущество с помощью тех или Иных жертв материала

Игра вслепую - игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу Международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нем игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).

Инициатива - преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.

«Капкан» - ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.

- Качество «вес», отличающей тяжелую фигуру от легкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) прочь, отдавать (получил) за нее легкую фигуру.

Квалификация шахматная - признанные В соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматистов. Фиксируется в виде присвоения соответствующих называемый и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный Гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистов-игрокам, но и шахматным композиторам.

Комбинация - форсированный вариант с жертвой.

Контргамбит - разновидность дебюта, в которой осуществляется Встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит

Фалькбер в королевский  гамбит (1.e4 e5 2.f4 d5).

Контригра - возможность встречной игры против слабостей противника.

Кооперативный мат - разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.

Крепость - разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Лавированию - маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределенность, и стороны НЕ обнаруживают до конца Своих намерений.

«Ласкеровская компенсация» - компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и легкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официально чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейших фигуры.

Ловушка - один из приемов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку рассчитывает на опрометчивость противника, Который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получить «взамен» мат или потерпит Существенный Материальный урон.


Мат Легал - матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя легком фигурами.

Мат - в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

Мат линейный - мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжелыми фигурами (двумя прочь, прочь и ферзем, двумя ферзя).

Мат спёртый - мат, объявляемый конем, при этом матуемый король ограничен в передвижения собственными фигурами и пешком.

Мат эполетный - мат, Который ставится ферзем, при этом матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладьями (эполетами) (например, белый ферзь с Е6 матует черного короля на е8, а черные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8) .

Матовая сеть - позиция, в которой король слабейший стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются Атакующий стороной.

Материал - фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала во имя получения решающего преимущества - комбинация, жертва.

Миниатюре - 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале Миттельшпиль (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравших стороны; 2) Шахматный задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур.

Миттельшпиль - середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводит к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

Мишень - фигура или поле, Которые являются объектом комбинации или атаки.

Ничья - результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог получат победу. По ничья каждый игрок получает по пол-очка.

Новинка - новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табы).

Нокаут-система - принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейшем круг проходит победитель каждой из пар, определенных жеребьевкой. Причем сначала играются партии с классическим контролем, затем (если Победителя не определились) - в "быстрые" шахматы, затем (если и рапид НЕ определил победителя) - блиц.

Нотациях шахматная - общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или тот или иной позиции.

Запись полной нотациях предполагает обозначение поля, с которого Пешка или фигура делает ход - и, соответственно, поля, на который указанный выше ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращенной нотациях ограничивается указание поля, на которое сделан ход (например, 56. ... Лg7 - черная ладья сделала ход на поле g7).

Пат - позиция, в которой какой-либо стороны не объявлен шах, но она не имеет ходов.

План в шахматах - стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (Миттельшпиль и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничья), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемость) серии разменов, необходимость тех или Иных маневровых, лавированию и т. п.

Батарея - две (или более) фигур, Объединенная сила которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.

Блиц - молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по мину). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).

Быстрые шахматы (рапид) - партия в шахматы с укороченным лимита времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

Вертикаль - поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).

Вечный шах - ситуация, при которой сторона, которой объявляются шахи, не может от них никаким образом уклониться. При возникновении такой ситуации партия признается ничья.

Вилка - ход коня или пешки, при котором под боем оказываются две и более фигуры противника.

Гамбит - жертва в дебюте материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.

Гарде? - В шахматах: нападение на ферзя объявление «гарде» не обязателен.

Использованная литература:

Черевко К. Е. О происхождении шахмат. // Шахматы в СССР.1984, № 1.

Калинин О. М., Черевко К. Е. Древнекитайская нумерология, протошахматы (ци) и генетический код  Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I. М., 1988. С.46-50.

Новотельнов Н. А. Знакомьтесь: шахматы. — Л.: Лениздат, 1976. С. 256. ISBN 734267

Е. М. Браун «Шахматы в Казахстане» (Алма – Ата, издательство «Казахстан», 1992 год).

А. Н. Костьев «Уроки шахмат» (Москва, издательство «Физкультура и спорт», 1984 год).

Е. Я. Пик «Беседы о шахматах» (Москва, 1985 год).

Линдер И.М. Шахматы на Руси. М.: 1964г.

Линдер И.М. У истоков шахматной культуры. М.: 1967г.

Шахматы. Энциклопедический словарь. М.: 1990г.

Авербах Ю.Л. В поисках истины: 1992г. М.

Содержание

                                                                                                                 Введение………………………………………………………………………     2.        

Польза шахматной игры……………………………………………………     3.

Влияние шахмат на человеческий ум……………………………………      4.

О появлении шахмат………………………………………………………….  4.

История возникновения и становления шахмат………………………..      5

Индийские истоки…………………………………………………………        7.

Арабские преобразования…………………………………………………       7.

Шахматы в Юго-Восточной Азии………………………………………….    8.        

Проникновение в Европу……………………………………………………    10

Появления шахмат на Руси…………………………………………………     9

Христьянская Церковь против шахмат………………………………….      11

Развитие шахматной теории………………………………………….             12

Преврашение шахмат в международный вид спорта……………………    13,14                                                                                                                      Шахмат в ХХ-веке…………………………………………………………..      14,15,16.

Современное состояние и перспективы………………………………….     17.

Правила игры……………………………………………………                        18,19,20.

Понятия, используемые в шахматной игре…………………………….        20,21.

Атаки и прикрытия……………………………………………………………  21,22.

Ничья в позициях слон и пешка против слона……………………………   22.

Активность фигуры……………………………………………………………  23.

Ничья фиксируется в следующих случаях…………………………………   24.

Шахматные часы………………………………………………………………   25,26..

Правила соревнований………………………………………………………… 26.

Международная шахматная федерация…………………………………..      27.

Некоторые даты из истории шахмат………………………………                28,29,30.

Используемая литература……………………………………………………    36.

Словарь………………………………………………………………………       37.

 

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

Управления образования Дзун-Хемчикского кожууна РТ

МБОУ СОШ № 1 г.Чадана

РЕФЕРАТ

По теме: «Шахматы игра-богов»

Реферат выполнил:

Ученик 6 «б» класса

МБОУ СОШ № 1 г.Чадана

Ондар Сенгин-Чангы


Поделиться:

Новый снимок Юпитера

Весенняя сказка

Акварельные гвоздики

Почему Уран и Нептун разного цвета

Рисуем "Осенний дождь"