Материал можно использовать в 10-11 классах, когда изучаем творчество Ф.М. Достоевского, А.А. Ахматовой.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84.2 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 г. Сегежи
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Образ Санкт-Петербурга в литературных произведениях
Автор: Андреева Валерия Даниловна, учащаяся 11-А класса Руководитель: Фитисова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Сегежа
2022 год
Оглавление
ΙΙ. История Санкт-Петербурга. 4
ΙΙΙ. Образ Петербурга в русской литературе. 4
3.1. Санкт-Петербург в произведениях 18 века. 5
Ломоносов Михаил Васильевич. 5
3.2. Санкт-Петербург в произведениях 19 века. 6
Николай Алексеевич Некрасов. 9
Федор Михайлович Достоевский. 11
3.3. Образ Петербурга в поэзии Серебряного века. 13
IV. Анкетирование. Результаты исследования. 17
Список литературы и электронных источников: 20
Ι.Вступление.
Санкт-Петербург является не только красивейшей культурной столицей, но и городом с захватывающей историей, наполненной великими победами и тяжелейшими бедами. Именно в Петербурге произошли многие важнейшие для страны события, определившие дальнейший ход развития истории не только страны, но и мира.
16 мая 1703 года был дан старт строительству Петропавловской крепости по велению царя Петра I. По идее царя Санкт-Петербург должен был принять роль политической и культурной столицы страны, стать «новым Римом». Согласно задумке, город должен воплотить государственную мощь и влияние Европы: детище Петра и впрямь стало воистину Северной Жемчужиной, оправдавшей все надежды великого правителя.
Цель: рассмотреть на страницах прозаических и лирических произведений образ Петербурга, выяснить, как относились к нему поэты и писатели, а также побывать в тех местах таинственного Петербурга, которые показаны на страницах художественных произведений.
Задачи:
Актуальность темы исследования: В актуальности данной темы можно отразить особенности, которые присущи великим классикам литературы XIX - XX века в описании Санкт-Петербурга, в чем их мнения расходятся.
Методы исследования: обзор отечественной литературы, обзор информационных ресурсов, анализ, сравнительная характеристика, обобщение, анкетирование учащихся, статистический метод.
Предмет исследования: литературоведение.
Продукт: научная статья.
История отвоевания выхода к морю также, как и история возникновения Петербурга, неразрывно связана с именем российского царя Петра I. Именно он в 1700 г. начал войну за возвращение России выхода в Балтийское море. Эта война, называющаяся в русской истории Северной, продлилась в общей сложности 21 год.
Уже к началу мая 1703 г. устье Невы полностью находилось под контролем русской армии, что позволило царю заложить на небольшом Заячьем острове в дельте Невы крепость, получившую название Санкт-Питербурх (впоследствии - Петропавловская). По мысли Петра I она должна была стать оплотом России на отвоеванных у шведов землях. Дата закладки первого камня в основание крепости - 16 (27 по новому стилю) мая 1703 г. - вошла в историю как день рождения Петербурга и до сих пор отмечается как большой общегородской праздник. И крепость, и позднее город получили свое имя в честь святого апостола Петра, небесного покровителя русского царя.
К весне 1704 г., когда крепость уже стояла в своем первоначальном виде в форме неправильного шестиугольника с вынесенными вперед бастионами, Петр решил закрепиться в отвоеванном крае - построить рядом с крепостью корабельную гавань, склады для продовольствия и боеприпасов, казармы для солдат, дома для офицеров.
Новый город изначально задумывался как крепость-порт, форпост России на отвоеванных землях. Петр поставил нелегкую задачу переориентировать в него поток морских перевозок с достаточно удаленного Архангельска (до тех пор бывшего единственной точкой соприкосновения России с внешним миром по морю). Осенью 1703 г. в петербургскую гавань вошел первый иностранный торговый корабль. Его прибытие отмечали как праздник, а экипаж был щедро награжден.
Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века. Петербург - город контрастов. Для одних литераторов это место собрания униженных и оскорбленных, для других объединение светского общества и высшей аристократии. Это город, в котором происходит противостояние мира величественных дворцов, парадных подъездов, таинственных садов грязным зловонным улицам и проспектам, где царит нищета, пьянство и распутство.
Петербург зачастую играет роль не только фона, где разворачиваются основные события произведений, но и полноценного героя, постоянно взаимодействующего с другими персонажами, и каждому предрекая свою судьбу.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, историк, лингвист, теоретик литературы, поэт, художник. Его имя стало символом служения науке и родной стране, стремления к знаниям. Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.
Михаил Ломоносов впервые увидел Петербург в 1735 году, когда он вместе с другими 12-ю учениками Спасского училища был отправлен в столицу Российской империи и зачислен в студенты университета при Академии Наук. Трудно в это поверить, но Ломоносов ранее хотел стать священником. Однако он уже увлекался естественными науками. Но думал заниматься науками как священник. В первые дни пребывания в Санкт-Петербурге Ломоносова и его друзей поселили при самой Академии Наук.
Позднее они переехали на жительство в каменное здание новгородской епархии, снятое Академией. Оно располагалось около Невы на 1-й линии Васильевского острова. Впоследствии жизнь за границей заставила его думать о стезе учёного.
Побывав за рубежом и тайно женившись, в июне 1741 года 30-летний Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, оставив супругу в Марбурге. На Родине он никому не рассказывал о своей женитьбе. Позднее он способствовал её переезду в столицу России. За рубежом жить ему не понравилось, откуда он бежал из-за ссор и от прочих не очень благоприятных жизненных обстоятельств.
«Надпись на спуск корабля, именуемого Иоанна Златоустаго»:
«Сойди к нам, Златоуст, оставив небеса,
Достойна твоего здесь зрения краса:
Петрова дщерь тебе корабль сей посвящает
И именем твоим всё море наполняет.
Когда ты пойдешь в путь на нем между валов,
Греми против ее завистливых врагов.
Златыми прежде ты гремел в церьквах устами,
Но пламенными впредь звучи в водах словами»
«Надпись 3 к статуе Петра Великого»:
«Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петрове граде се россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше»
М.В.Ломоносов в своих произведениях относится к Санкт-Петербургу с уважением и восхищением.
Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Санкт-Петербург занимает особое место в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. С Петербургом связаны многие события, произошедшие в жизни А.С. Пушкина. Здесь он жил по окончании Царскосельского Лицея, служил в Коллегии иностранных дел, стремительно рос как поэт. В этом городе Пушкин приобрёл прекрасных друзей, познакомился с известными людьми, создал замечательные произведения. После женитьбы на Наталье Гончаровой в 1831 г., являясь уже первым русским поэтом, он получил должность при дворе и снова поселился в столице.
Петербург – место, где в начале 1837 г. состоялась дуэль А.С. Пушкина с Дантесом.
«Волшебным краем» назвал А.С. Пушкин столицу в романе «Евгений Онегин». В первых главах он с юношеской восторженностью писал о светской жизни и парадном блеске Петербурга, прославлял театр:
«Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня»
***
«А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден»
«Люблю тебя, Петра творенье», — признавался поэт во вступлении к поэме «Медный всадник», написанной в 1833 г. Прекрасный город вызывал чувство восхищения у автора, представлялся величественным памятником его прославленному основателю.
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…»
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 гг.) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX–XX веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа XIX века.
В Петербург Лермонтов переехал, чтобы поступить в университет. Ему не засчитали два года учебы в Московском университете, и молодой поэт стал курсантом Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Северная столица поэта не воодушевила. Его раздражал высший свет города, в письме к Марии Лопухиной Лермонтов рассказывал: «все вместе они производят на меня впечатление французского сада, в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями!».
Даже вернувшись из ссылки, в которую он был отправлен за стихотворение «Смерть поэта», и обретя в петербургском обществе популярность, Лермонтов продолжал скучать.
«Примите дивное посланье»:
«Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой!..
Куда ни взглянешь, красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой:
Нет милых сплетен — всё сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Всё удивительно и ново —
А нет не пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них!.. »
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященный обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.
Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. В Петербург он переехал в 19 лет, в 1828 году. Здесь начинающего писателя ждало разочарование: Гоголя не приняли в актеры, государственная служба ему быстро наскучила, а первую его поэму жестко раскритиковали. К тому же жизнь в столице требовала затрат, которые Гоголь не мог себе позволить. Жизненные неудачи сказывались на его восприятии нового города, Гоголь писал матери: «На Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в свою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».
Однако писатель отдавал должное архитектуре столицы, называя ее «щеголем Петербургом», а Невский проспект — «красавицей нашей столицы». Здесь к писателю пришла известность — после издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Повесть «Невский проспект» написана в 1834году. Петербург – главный герой этого произведения. Гоголь показывает его как город контрастов. Роскошь и нищета, сила и слабость сосуществуют в одном месте. Меркантильность, жадность, корысть нашли здесь приют. Через описание Невского проспекта раскрывается жизнь всего большого города. Главная улица отражает суть общественных отношений, занятия жителей, их вкусы, идеалы.
«Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои!»
В повести “Шинель” Гоголь тщательно описывает Петербург различными средствами: прямыми описаниями, через действия персонажей, которые живут в столичном городе. Образ Петербурга рисуется с помощью описания грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза», с помощью описания квартир, в одной из которых не живет, а только существует Акакий Акакиевич.
Эти цитаты позволяют сказать о том, что цвета Петербурга связаны с оттенками черного, серого и желтого. Дома – серые, и из окон всегда выбрасываются всякие помои, которые вечно прилипают на вицмундир Башмачкина. Серый и ничтожный – вот каким предстает Петербург в повести «Шинель».
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Cорок лет своей большой творческой жизни Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) провел в Петербурге. В этом городе сложилось мировоззрение поэта-гражданина, окрепла его “муза мести и печали”. Здесь тридцать лет руководил он передовой русской журналистикой. В Петербурге же Некрасов скончался и похоронен. За долгие годы труда, борьбы и напряженной творческой и журнальной работы Некрасов сроднился с Петербургом.
В стихотворении «Размышление у парадного подъезда» роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов показывает глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.
Фрагмент из книги Н.А.Некрасова «Петербургские улицы»:
«И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ. И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного».
Неправильно было бы утверждать, что Некрасов не замечал красоты Петербурга. В одном из стихотворений поэта можно прочитать: «Прекрасен ты в безмолвии полуночи безлунной» или такие строки:
«Улицы, зданья, мосты
При волшебном сиянии газа
Получают печать красоты…
Все свежо, все эффектно зимой
Словно весь посеребренный, пышен
Петербург самобытной красой!
Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов…»
Но беда в том, что эта красота не для голодного люда. Некрасов высоко ценил Петербург за то, что он был центром общественной мысли. С одной стороны, это “город роковой”, но с другой стороны – в Петербурге творили Пушкин и Гоголь, которых Некрасов так любил и так неутомимо пропагандировал. И обращаясь к этому Петербургу, поэт пишет:
«…в стенах твоих
И есть и были в стары годы
Друзья народа и свободы,
А посреди могил немых
Найдутся громкие могилы.
Ты дорог нам – ты был всегда
Ареной деятельной силы,
Пытливой мысли и труда.»
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) – величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Автор таких бессмертных произведений, как: «Идиот», «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на Елке», «Униженные и оскорблённые», «Мальчики», «Братья Карамазовы» и многих других.
Достоевский, как и многие другие, оценивал Петербург как самое фантастическое, и в тоже время умышленное место на земле. Действия многих произведений автора происходят именно в этом городе. Современный читатель может окунуться в атмосферу столичного быта тех времен. Сейчас они кажутся необычными и даже нереальными, но для того это были обычные серые будни.
Произведение «Преступление и наказание» получило и другое название – «петербургский роман». Его действующие лица больны, подобно самому городу. Они больны духовно, они больны физически, они больны душевно. Городской пейзаж Петербурга Достоевский представляет в романе безотрадным и сумрачным. Летний город открывается перед нами глазами бедняков. Автор лишь изредка описывает природу и достопримечательности столицы, и делает это разве что для контраста.
«Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем.»
Петербург Достоевского – это прежде всего человеческие муки, страдания и горе. Его герои протестовали против унижения достоинства и свято верили в высокое призвание Человека на Земле. Достоевский словно подчеркивает, что так никто не может жить, поэтому половина его героев погибает, а половина попадает под суд. Писатель специально не стал создавать уютный семейный очаг или более-менее приспособленное человеческое жилье. Он сравнивает комнаты с гробом, сараем, с чем угодно, но только не с человеческой обителью.
Петербург Достоевского – это город, в котором процветает проституция, полно беспризорных детей. Это город, где мужчины злоупотребляют алкоголем в распивочных и ищут минуты забвения.
В романе «Преступление и наказание» изображен центр торговли тогдашнего Петербурга – Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда – с раннего утра и до позднего вечера – толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков.
Для Раскольникова – это Петербург. Нет не тот Петербург, который видит турист приезжающий осмотреть достопримечательности, а страшный, душный Петербург, который как нельзя лучше описал в своем произведении Достоевский.
“Петербург – виновник разыгрывающихся драм” – писал Р. И. Левкин. И действительно если посмотреть в какой обстановке жил Раскольников то можно понять, что являлось одной из причин преступления.
Попробуем рассмотреть Петербург, так как нам показывает автор. Забудем все то, что мы о нем знаем. И так что же мы видим в самом начале романа: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня”.
Каморка Раскольникова отражает весь Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление.
И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит уличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку.
«– Вот, смотрите, совсем пьяная, сейчас шла по бульвару: кто ее знает, из каких, а не похоже, чтоб по ремеслу. Вернее же всего, где-нибудь напоили и обманули… в первый раз… понимаете? да так и пустили на улицу. Посмотрите, как разорвано платье, посмотрите, как оно надето: ведь ее одевали, а не сама она одевалась, да и одевали-то неумелые руки, мужские. Это видно. А вот теперь смотрите сюда: этот франт, с которым я сейчас драться хотел, мне незнаком, первый раз вижу; но он ее тоже отметил дорогой сейчас, пьяную-то, себя-то не помнящую, и ему ужасно теперь хочется подойти и перехватить ее, – так как она в таком состоянии, – завезти куда-нибудь…»
Она, еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей.
В романе Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания: “неужели ты не видела здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке.
Период Серебряного века - время очень значимое для развития города. Было много сделано открытий в науке и технике, наблюдался небывалый расцвет в области литературы и искусства. Вместе со всеми открытиями и развитием в различных областях рос и сам город, с небывалой скоростью менялся облик людей, живущих в нем, приобретая с одной стороны европейский облик, с другой стороны, безликий и пугающий.
Петербург в стихах Анны Ахматовой – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич Пушкин.
Потому и первые ее стихи, посвященные городу, звучат торжественно и светло, ведь это – пушкинский город, овеянный столетьями русской поэзии. Любовь и судьба Ахматовой тесно переплелись с историей Петербурга, он словно третий и вовсе не лишний участник ее первых свиданий, холодный, гордый, равнодушный и непостижимо прекрасный. Звучат в поэзии Ахматовой и «блоковские» нотки о страшном, сумрачном, неестественном городе, проступает сквозь ритмичные строфы «Петербург Достоевского» с его болью, нищетой и лишениями.
«По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.»
В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу — на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв.
Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в «Кресты» в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. «Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне», — напишет Ахматова в одной из песен своего «Реквиема».
Лев Гумилев за свою долгую жизнь арестован три раза. В 38 году семнадцать месяцев подряд приходила Ахматова к стенам «Крестов», прежде чем сына отправили в заключение в норильскую колонию.
Потрясение от этого ареста — наряду с другими страшными жизненными событиями — и повлекло за собой возникновение поэмы «Реквием». В предисловии Ахматова расскажет, что в годы ежовщины она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то стоявшая за ней женщина спросила — может ли она об этом написать. Ахматова ответила — да, и «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.»
Жизнь поэта Серебряного века А.А. Блока неразрывно связана с Петербургом. Судьба поэта переплетается с судьбой города. Блок вырос в Петербурге, впитал атмосферу города на Неве. И всё его творчество пронизано духом Петербурга. Стихи Блока менялись вместе с общественными настроениями, царившими в тогдашней столице. Блок очень остро чувствовал и предугадывал перемены. Многие его произведения тревожны и содержат настоящие пророчества, которые потом оправдались. Блок чувствовал город – то любил его, то ненавидел, но никогда не оставался равнодушным.
На творчество поэта во многом повлияли петербургские места, где он жил, где любил гулять. Некоторые произведения Блока даже привязаны к конкретным излюбленным им городским пейзажам. Как, например, пьеса «Незнакомка», где «всё становится сказочным - темный мост и дремлющие голубые корабли».
Или стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Ведь, по словам небезызвестного в биографии Блока Е.П. Иванова, поэт имел в виду вполне конкретную аптеку, которая находилась на углу Большой Зелениной и набережной (современный адрес – набережная Адмирала Лазарева, дом №44). Сейчас аптеки там уже нет. Но во времена Блока на этом месте находилась мрачная, захолустная аптека. Известно, что до революции именно в аптеках оказывалась первая помощь при несчастных случаях. Поэтому, и благодаря прибрежному расположению той самой аптеки, в ней часто оказывалась помощь покушавшимся на самоубийство. Вот и произведения Блока, связанные с окраинами Петербурга у Крестовского моста, в основном выходили мрачные, наполненные мыслями о смерти и безысходности.
Для Александра Блока петербургской пейзаж был одной из основных тем творчества. Рассмотрим его на примере отрывка из стихотворения «Сумрак дня несет печаль…», который очень точно передает атмосферу города.
«Сумрак дня несет печаль. Тусклых улиц очерк сонный, Город, смутно озаренный, Смотрит в розовую даль. Видит с пасмурной земли Безнадежный глаз столицы: Поднял мрак свои зеницы, Реют ангелы вдали.»
Блокада Ленинграда – это большая рана Великой Отечественной войны, про которую трудно говорить и трудно вспоминать. В годы войны вся страна испытывала неимоверные лишения, но на долю ленинградцев выпали самые тяжелые испытания. 27 января 1944 года Красной Армии в ходе победоносной Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции удалось полностью освободить Ленинград и его жителей от блокады немецко-фашистскими войсками.
Ольга Федоровна Берггольц для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Тысячи горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи, вселяющие надежду на солнце, которое обязательно прорвется сквозь сгустившиеся тучи, голод и холод. Ольга Берггольц стала музой людей, находившихся в блокадном городе.
Многие исследователи ее творчества считают это чудом. Малоизвестный автор детских книжек и стихов заставляла обессилевших людей подниматься и идти вперед, помогала жить за гранью человеческих возможностей. Три с половиной года ее чистый голос, наполненный удивительной энергией, практически ежедневно звучал в эфире. Поразительные выступления Берггольц имели такую силу, что враги внесли ее в список советских людей, которые должны быть расстреляны сразу после взятия Ленинград. Откуда она брала силы, неизвестно. Ольга Федоровна, как и все ленинградцы, сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти.
Отрывок из стихотворения «Я буду сегодня с тобой говорить»:
«…Я буду сегодня с тобой говорить,
товарищ и друг мой ленинградец,
о свете, который над нами горит,
о нашей последней отраде.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
и небывалые беды,
но мы не забыты с тобой, не одни, —
и это уже победа.»
Писатель | Отношение к городу |
М.В.Ломоносов | В своих произведениях относится к Санкт-Петербургу с уважением и восхищением. |
А.С.Пушкин | Город трагической красоты и безумия. |
М.Ю.Лермонтов | Создал самое поэтичное описание города. Город глазами Демона. Город, несущий в себе и добро, и зло. |
Н.В.Гоголь | Город – призрак. |
Н.А.Некрасов | Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков. |
Ф.М.Достоевский | Город - фон всего происходящего, в какой-то степени действующее лицо. Город бедняков, людей, забитых жизнью; город угрюмый, в котором «так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды». |
А.А. Ахматова | Не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. |
А.А. Блок | Петербургский пейзаж был одной из основных тем творчества. |
О.Ф. Берггольц | Для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. |
Чтобы выявить отношение нынешних школьников к Санкт-Петербургу и писателям, которые затрагивали тему этого города в своих произведениях, я провела анкетирование учеников своей школы [Приложение А]. Всего в опросе участвовало 53 человека, учащихся 9 «А», 10 «А» и 11 «А» классов. Были получены следующие результаты.

Большая часть учеников (78%) ответили, что были в Петербурге.
Рисунок 1.

91% получил положительные эмоции, а остальные 9% не остались в восторге.
Рисунок 2.

Опрошенные вспомнили произведения, где действия происходили в Санкт-Петербурге
Рисунок 3.
Тема Петербурга, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности. В моем воображении Петербург двуликий, он привлекает меня красотой архитектурных сооружений, памятными литературными местами.
Петербург поэтов очень разный. Но при всём различии есть в отношении поэтов к городу и нечто общее. Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ уходящего века.
Анкета для исследовательской работы
«Образ Санкт-Петербурга в литературных произведениях».

Рисуем кактусы акварелью

Злая мать и добрая тётя

Карандаши в пакете

Золотая хохлома

Рождественские подарки от Метелицы