Первая треть XIX века была временем блистательного развития поэзии, достаточно назвать имена А. С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.А. Батюшкова, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова. Однако это время почти не оказало влияния на поэзию для детей. Лишь где-то, понемногу, в детских журналах стали появляться отдельные стихотворения, подхваченные детьми, такие как «Завтра! завтра! не сегодня — Так ленивцы говорят...» Б.М. Федорова; «Вечер был; Сверкали звезды; На дворе мороз трещал;...» («Сиротка» К. А. Петерсона); «А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети...» («Птичка» А. А. Пчельниковой); «Раз-два-три-четыре-пять» Ф. Б. Миллера. Эти стихи легко запоминались, в них играли, они становились считалками. Однако они не могли стать для детей открытием окружающего их мира. С начала 40-х годов XIX века в поэзию для детей один за другим стали приходить большие поэты.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.93 МБ |
Слайд 1
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ Пейзажная лирика для детей Выполнила студентка группы ПДО-20 Младшева ПолинаСлайд 2
Первая треть XIX века была временем блистательного развития поэзии, достаточно назвать имена А. С. Пушкина, В.А. Жуковского , К.А. Батюшкова , Е.А . Баратынского, М.Ю. Лермонтова . Однако это время почти не оказало влияния на поэзию для детей. Лишь где-то, понемногу, в детских журналах стали появляться отдельные стихотворения, подхваченные детьми, такие как «Завтра! завтра! не сегодня — Так ленивцы говорят...» Б.М. Федорова ; «Вечер был; Сверкали звезды; На дворе мороз трещал;...» («Сиротка» К. А. Петерсон а ); «А, попалась, птичка, стой! Не уйдешь из сети...» («Птичка» А. А. Пчельниковой ); «Раз-два-три-четыре-пять» Ф. Б. Миллера. Эти стихи легко запоминались, в них играли, они становились считалками. Однако они не могли стать для детей открытием окружающего их мира. С начала 40-х годов XIX века в поэзию для детей один за другим стали приходить большие поэты.
Слайд 3
А.А. Фет « Природы праздный соглядатай» - так сам Фет полуиронически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Именно так - как один из тончайших мастеров пейзажной лирики, Фет вошел в хрестоматии и многочисленные стихотворные сборники «поэтов природы» наряду с Тютчевым, Майковым , Полонским. А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот, став признанным певцом природы. Здесь проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие. Л.Н. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество - способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук». Чувство природы у Фета универсально, ибо он обладает богатейшими возможностями поэтического «слуха» и «зрения». Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одухотворяя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии . Фет больше всего любил изображать весну. «Фет стремится к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов». «Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).
Слайд 4
А.Н. Майков Радостен мир природы и в стихах Аполлона Николаевича Майкова (1821 — 1897). Гармоничность, светлое мироощущение свойственны были эллинистической поэзии. Близость к ней поэт ощущал настолько сильно, что и на русскую природу смотрел, по выражению Белинского, «глазами грека». Майков много путешествовал, и впечатления от заграничных странствий находили отражение в его творчестве. Он увлеченно переводил стихи с других языков, а в 1870 году перевел с древнеславянского «Слово о полку Игореве». Его перевод до сих пор считается одним из лучших (1856). В детское чтение вошли те стихи Майкова , которые, по выражению Белинского, отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы». Для Майкова поэзия — это прекрасная форма, в которую облекаются идеи и наблюдения; это вечные высокохудожественные создания, заключающие в себе «божественную тайну», «гармонию стиха».
Слайд 5
А.К. Толстой Большая часть пейзажных шедевров А. К. Толстого написана в семидесятые годы. Они уже свободны от явной фольклорной стилизации, надолго закрепившейся за именем их автора, учитывают всесторонний опыт современной лирики и даже прозы . Истинная суть его музы – земная. Поэт мог бы повторить слова героя одной из своих былин – Садко: «Уж очень я к земле привязан». Отрывок из поэмы «Иоанн Дамаскин » «Благословляю вас, леса…» воспринимается как гимн земной красоте и свободному человеческому духу, который она питает. А в послании И. С. Аксакову поэт противопоставляет своей устремлённости к «беспредельному» страсть к «земному», которая обретает в стихотворении характер единственной подлинной реальности. Пейзажи А. К. Толстого семидесятых годов не претендуют на грандиозность или исключительность, в них не входят описания гор, моря, широких степей. Они часто строятся на очаровании отдельных, хорошо знакомых, даже примелькавшихся деталей, которые находятся буквально под рукой.
Слайд 6
Ф.И. Тютчев Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в динамике, движении. Об этом говорит В.Н. Касаткина в монографии «Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева»: «Движение в природе мыслится Тютчевым не только как механическое перемещение, но и как взаимосвязь, взаимопереход явлений, переход одного качества в другое, как борьба противоречивых проявлений. Поэт улавливал диалектику движения в природе». Причем диалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души. Конкретно-зримые приметы внешнего мира порождают субъективное впечатление. А.А. Фет пишет о стихотворениях Тютчева: «По свойству своего таланта г. Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникала соответственная яркая мысль. До какой степени природа является перед ним одухотворенной, лучше всего выражает он сам Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…». «В последнем программном стихотворении поэта, где он поэтически сформулировал свое отношение к земле как отношение сына к матери, он создал образ земли весенней. Весна для него - прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды - вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха.
Слайд 7
И.А. Бунин И ван Алексеевич Бунин является одним из выдающихся писателей и поэтов XX века, последним классиком русской литературы. Даже его прозаические произведения несут в себе неповторимый отпечаток руки автора, роднящих их с поэзией. Произведения Бунина неповторимы, они наполнены совершенно особенной поэзией и яркими, емкими образами, вошедшими в бесценную копилку мировой литературы. Именно поэтому именно лирику, которой пропитаны все произведения И. А. Бунина активно изучают в младших классах прививая детям умение смотреть на мир красиво и ярко. Стоит сказать, что все творчество Бунина цельно, в нем наблюдается определенная преемственность основных линий и тем, которые в нем затрагиваются. Вместе с тем, творчество И.А. Бунина периода эмиграции значительно отличается от предшествующего времени некоторой трагедийностью, а также особенно острым восприятием действительности. Актуальность данной темы состоит в том, что даже спустя столько лет, в изменившимся мире, людям не хватает той чистоты и красоты, которые так душевно выражены в творчестве И. А. Бунина. Именно поэтому детям с младших классов начинают прививать любовь к красоте в окружающем нас мире.
Слайд 8
Спасибо за внимание!
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Весенняя сказка
Весенняя гроза
Рисуем акварельное мороженое
Можно от Солнца уйти...