Великая Отечественная война - трагическая страница в истории нашей страны и каждой семьи. В своём рассказе ученица 8 класса Светлана Волынкина попробовала взглянуть на события тех лет глазами своей сверстницы.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
ПАПА НИКОГДА НЕ ВРЁТ!
***
«Ну, что ж, дорогой мой дневник, подходит к концу 1940 год, завтра мы с семьёй встречаем Новый 1941 год! Точно знаю, что папа где-то сумел достать селёдку, а это значит, что на праздничном столе будет наш любимый салат. Уже слюнки текут. В этом году праздник ещё прекраснее, потому что мой брат вернулся из армии. Два года его не видела, соскучилась сильно, но ему, конечно, в этом не призналась, а-то зазнается. А он-то ещё и не один пришёл, а с невестой Настенькой. Говорят, летом свадьбу сыграют. Мне она понравилась. Красивая и добрая. Медсестра! Я тоже стану медсестрой, когда вырасту, или актрисой – ещё не определилась. Ладно, будем прощаться! Спишемся уже в 41-м!
Твоя Алёнка».
Алёна – обычная 14-летняя девчонка, которая жила самой обычной жизнью: ходила в школу, занималась в театральном кружке, общалась со сверстниками, жила в дружной и счастливой семье. Алёна ещё не знает, что 1941 год разделит её жизнь на «до» и «после». Не знала она, что совсем скоро её детство закончится, а юность так и не наступит, придётся повзрослеть раньше… Но пока она строит планы на будущее и радуется каждому дню.
…«Привет, мой молчаливый друг, который мужественно терпит мои каракули. Вот и лето! Каникулы! Ура! Омрачает только то, что много дел в огороде: грядки полей, траву прополи, телят выпаси, воды натаскай. Ещё и маме в колхозе помогаю. Оглянуться не успею, на покос надо будет. Тут ещё этот рыжий Ванька поновадился меня до дома провожать, хоть я и не прошу»…
Алёнка с семьёй жили в небольшой деревушке под Брестом. Дел летом в колхозе всегда много, а ей так хотелось отдохнуть: с утра убежать на речку с друзьями, ведь там Ванька, который ей, разумеется, нисколечко не нравился. А вечером надо бежать на соседнюю улицу, где у избы Матрёны Ивановны собиралась вся молодёжь, ведь только у той был патефон, да модные пластинки – подарок сыновей из Ленинграда. И, само собой, Алёна вовсе не ждала, что Иван пригласит её на танец, ещё чего…
…«И вот что ему надобно от меня? Стоит и смотрит, глаз не сводит, а на танец не зовёт. Потом я домой пойду, и он за мной хвостом плетётся. Ещё бы говорил чего, так нет же: просто идёт сзади, молча. Вот клянусь, завтра, 22 июня, выскажу ему всё, что о нём думаю! Точнее, что вообще о нём не думаю, а потому пускай не ходит по пятам. Вот, честное слово, прямо так и скажу»…
***
Но Алёна с Ваней так никогда и не поговорят. На рассвете войска Германии вторгнутся в Советский Союз. Ванин дом находился недалеко от железной дороги, фашистская бомба оставила от него лишь воронку. Вот только о том, что семья Вани, и он сам погибли, Алёна узнает позже.
«Только что по радио передали: фашисты напали. Зачем? Что мы им сделали плохого, за что нас так? Когда всё началось, мы спрятались в подполье. Многие дома разрушены. До нас бомбы не долетели. Повезло, наверное. Всё вокруг теперь в дыму. Это война. Настоящая война. Страшно-то как»…
Отец и брат Алёны уже на следующий день отправились в военкомат, чтобы их забрали Родину защищать. Настенька с ними.
«Настя говорит, что на войне без медсестёр никак. Я тоже хочу немцев бить, но они не берут меня с собой. Ещё и этого противного Ваньку несколько дней не видела, наверное, уже на войну сбежал. Он такой. Он может. А мама целыми днями тайком рыдает, но я всё вижу»…
…«Попрощались с папой, Андреем и Настей. Мама совсем плохая стала. А мне нельзя раскисать, отец наказал, чтобы следила за матерью. «Я отстою русскую землю, чего бы мне это ни стоило! Фашисту на Руси нет места», - крикнул папка уже из вагона. Я верю ему, он никогда не врёт!»…
…«Вернулись домой с поля. Теперь всё для фронта. Мы стараемся. Нашим солдатам нужна поддержка. Сижу, забившись в углу, потому что мне кажется, что здесь самое безопасное место. Стараюсь не плакать, чтобы ещё больше не расстраивать маму. Но руки трясутся. Мне страшно. Очень страшно. Хочется зажмуриться сильно-сильно, потом резко открыть глаза, и всё как раньше. Без взрывов, стрельбы, криков и слёз. Какой же я глупенькой была: на грядки да скот жаловалась – работы, видите ли, много. Да я бы сейчас хоть всю картошку одна прополола от сорняков, всё стадо со всей деревни одна пасла бы, лишь бы всё это закончилось! Ненавижу фашистов. Из-за них мама каждый день плачет»…
…«Ванька мой погиб в первый день»…
***
Места в Алёнином дневнике уже не хватало. Она стала делать новые записи между исписанных строк. А последнюю чистую страницу берегла. Ей почему-то казалось, что там надо будет написать что-то важное, особенное.
…«Матрёне Ивановне пришла похоронка на сыновей. Сразу на двоих. Она ушла партизанить. Мы не останавливали. До этого она уже потеряла мужа. Дни летят. А война всё идёт. Немец наступает. От папы и Андрея давно не было весточки. Мама иссохла. Почти не спим. Работаем. И откуда в маме столько силы? За двоих мужиков вкалывает!»…
…«Похоронку на Матрёну Ивановну получили»…
…«Недавно ночью пришли наши и сказали, чтобы мы убегали. Вот и до нас добрались. Немец был так близко, что мне показалось, что я даже их слышу»…
…«Успели, убежали. Прячемся в лесу. Еды только мало. И почему я должна убегать из собственного дома? Но ничего, вот доберутся наши до немцев, накажут!»...
…«До города бы какого добраться»…
…«Мы вышли на наших солдат. Они отвели до ближайшей станции. Завтра едем в Елабугу, там рабочих на заводе не хватает»…
…«Мама умерла»…
***
Алёне 16. Она работает на заводе. В своей смене она самая старшая, поэтому уже привыкла, что все зовут Алёной Сергеевной. Рано тогда приходилось становиться взрослыми. Рано вчерашние дети находили у себя седые волосы.
…«Папа обещал, что отстоит русскую землю! Папа никогда не врёт! Папа не сдаётся, и я рук не опущу!»…
…«Настенька погибла»…
…«От отца снова нет вестей, уже шесть месяцев»…
…«Андрейка пишет, что фашиста давят! Так им, проклятым, и надо»…
***
9 мая 1945 года Алёна работала в ночную смену. В 02.10 по московскому времени уже такой знакомый голос Юрия Левитана возвестил о полной и безоговорочной капитуляции Германии и завершении Великой Отечественной войны.
По всему городу мгновенно поднялась волна ликования. Жильцы домов будили соседей, зажигались окна, люди выходили во дворы, на улицы.
В своём дневнике, изрядно потрепавшемся, Алёна запишет: «Победили! Отстояли! Потому что папа никогда не врёт!».
***
Андрея она найдёт в московском госпитале. 24 июня они вместе пойдут на парад Победы. А потом ещё долго будут искать отца. Лишь спустя десятилетия они найдут его захороненным в братской могиле под Киевом.
***
«Победили! Отстояли! Потому что папа никогда не врёт!», - она снова и снова перечитывала эту фразу, хотя знала наизусть все записи дневника, который всю жизнь был рядом с ней. Страницы пожелтели, местами было не прочесть написанного.
Осталась последняя страница, та самая. Алёна сберегла её.
Она смахнула слезу, взяла ручку и начала писать. От прежней девчонки остались только синие глаза, вокруг которых уже давно собрались морщинки.
Ей 75. У неё четверо детей: старшая дочь Юлия (в честь бабушки), средняя дочь Настенька, сын Сергей и младший - Ванька. Она бабушка семерых внуков, а недавно у неё появился правнук, Андреем назвали.
«Как же мне вас не хватает, папа и мама! Наверное, я не самая лучшая дочь, если решилась написать лишь сейчас. Столько лет уж миновало. Знаете, я всё по первости ждала, когда же боль утихнет, когда легче станет, но потом поняла, что не случится этого. Никогда не случится. Так и живу – с горечью в сердце.
Вы не увидели своих внуков, но они знают о вас. Мы бережно храним все письма и фотокарточки в нашей большой и дружной семье. Память будет жить вечно!
Не стала я актрисой, да и медсестрой не стала. Так всю жизнь на заводе и проработала. Не дал нам фашист нашу жизнь прожить, всё и всех искалечил.
Андрейка наш умер уже десять лет как. Он так и не женился. Не забыл свою вечную невесту Настю. А я никогда и не уговаривала.
Всё у нас хорошо, дорогие мои. Вот только огорчает, что никак не получается у меня приготовить для семьи селёдку под шубой такой же вкусной, какой была она у мамы тогда, 31 декабря 1940 года»...
Она не привыкла плакать, но сейчас и сама не замечала, как слёзы капали на страницу. С улицы раздавались весёлые голоса. Алёна Сергеевна выглянула в окно и не удивилась тому, что спокойствие нарушили её внуки.
- Бабуля, айда с нами на речку! - крикнули они ей.
…«Спасибо вам, родные мои, за нашу жизнь! Горжусь вами, скучаю и бесконечно люблю!
Ваша Алёнка».
Она закрыла свой дневник. Впереди было целое лето.
От автора.
Да, моя история – выдумка. Но разве не было в годы Великой Отечественной войны таких Алён? Сотни. Тысячи.
Тысячи девочек, судьбы которых сложились куда трагичнее, чем у моей героини. Моя Алёнка жила, а тысячи девчонок лишились и этого, самого драгоценного – жизни.
Можно ли найти оправдание тому зверству, что учинила Германия? Никогда. Но, к сожалению, события последних лет показывают, что её не просто пытаются обелить, но находятся ещё и последователи.
Но фашизму нет места на русской земле. Наш солдат отстоит свою Родину, чего бы ему это ни стоило, потому что русский солдат никогда не врёт!
Почему Уран и Нептун разного цвета
Два морехода
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Цветение вишни в лунную ночь
Самый главный и трудный вопрос