Дано целостное описание обычаев и нравов русского общества первой половины 19 века в комедии «Горе от ума», а также отобразить истинное отношение А. С. Грибоедова к родному городу, в котором он родился и прожил длительное время.
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_i_moskvichi_gore_ot_uma.doc | 991 КБ |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия №1 города Волоколамска»
Реферат
Москва и москвичи в 1/3 XIX века в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Автор: Коробкова Евгения Борисовна
ученица 9 «Г» класса
Руководитель: Козлова Светлана Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
2022 год
План работы:
I. Вступление. Москва в произведениях русских писателей
1. Грибоедовские места в Москве
2. «Своя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
3. Состояние Москвы в 19 веке
II. Основная часть. Москва и москвичи в 1/3 XIX века
III. Заключение. Комедия жива и по сей день
1 . Актуальность пьесы в наши дни
IV. Список используемой литературы
Вступление
«Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
(А. С. Пушкин)
Москва… для каждого это слово имеет особое значение. Человек, хотя бы раз побывавший в этом городе, перестает воспринимать его лишь как абстрактное понятие «столицы нашей Родины». Он открывает для себя то, что нужно лишь ему, и этот щедрый город дарит каждому ту свою частичку, которую приберег только для него одного, в соответствии с тем, как устроен его внутренний мир. Вряд ли кто-либо отважится оспаривать, что внутренний мир писателя богаче и сложнее, нежели рядового обывателя. Поэтому и Москва в его восприятии оказывается полнее, многообразнее.
Во многих произведениях русских писателей и поэтов встречается образ Москвы, и в каждом из них мы узнаем все более важные характеристики этого города, без которых нельзя получить единый портрет нашей столицы.
Образ Москвы в произведениях русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу «старины глубокой», с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям.
Издавна Москва была деятельным центром России, который постоянно совершенствовался и процветал. Туда тянулись как богатые, постоянно ищущие хорошей жизни, так и бедные, пытающиеся хоть как-нибудь наладить свое положение в обществе.
Я хочу дать целостное описание обычаев и нравов русского общества первой половины 19 века в комедии «Горе от ума», а также отобразить истинное отношение А. С. Грибоедова к родному городу, в котором он родился и прожил длительное время.
Эту тему я выбрала не случайно. Во-первых, «Горе от ума» одно из самых ярких произведений в русской литературе.
Во-вторых, эта комедия уже на протяжении нескольких десятков лет остается актуальна. Проблемы и конфликты, поднятые писателем в произведении, можно найти и в повседневной жизни.
В-третьих, меня поразило мастерство Грибоедова, которое помогло сделать каждого героя реальным человеком со своим индивидуальным характером.
Миновало XVIII столетие, «золотой век» дворянства. Однако обычаи и нравы меняются не так легко, как перевертываются листки календаря. Еще и в первой четверти нового века только дворяне управляют государством, подчиняясь лишь государевой воле. Нравственная атмосфера все же начинает исподволь меняться, хотя изменение это происходит медленно и болезненно. Эволюция общественной морали улавливается и литературой. В «Недоросле» конфликт разрешается почти что в семейных пределах: образованные «хорошие» господа обличают невежественных «плохих». В «Горе от ума» ситуация иная. Ретроградным, не привыкшим ни в чем себя стеснять «отцам» противостоят стремящиеся исправить социальное неблагополучие «дети». Родственные связи в их кругу по-прежнему крепки, но, видимо, не случайно у Грибоедова семья уже не так многочисленна и сплочена, как у Фонвизина, а действие и вовсе выходит за пределы одной фамилии.
Грибоедовские места в Москве
Проходя по Новинскому бульвару, вряд ли кто сейчас обращает внимание на дом №17, с виду обычный, ничем не примечательный двухэтажный особняк. В 1801 году он вместе с прилегающей к нему землей и постройками перешел по наследству к матери поэта Настасье Федоровне Грибоедовой. Хотя, если быть точнее, перешел не этот дом, а предыдущий, сгоревший во время пожара в 1812 году. Именно в прежнем доме прошли ранние годы Сашеньки Грибоедова.
Дом располагался недалеко от Новинской площади, где каждый год на пасхальной неделе проходили знаменитые «Подновинские гулянья». Там устраивались качели, карусели, кукольные представления, продавались сладости и игрушки. В. И. Лыкошин, сверстник Грибоедова, впоследствии вспоминал: «Дом Грибоедовых был… с большой открытой галереей к площади; можно судить, как счастливы мы были, когда на святой неделе, во время известного катанья, мы толпились на этой галерее в куче ровесников и взрослых, собиравшихся смотреть, что происходило под Новинским».
Следующее по хронологии место, связанное с Грибоедовым, на Тверской. Сейчас здесь находится здание Центрального Московского телеграфа. А тогда, в 1803 году, тут располагалось лучшее в Москве учебное заведение — Московский университетский благородный пансион. Из его стен вышло немало достойных людей. Сюда-то и определили Сашу Грибоедова, когда ему исполнилось девять лет. Учащиеся пансиона получали разносторонние знания. Кроме русского языка и словесности, там преподавали французский, немецкий, английский и латинский языки, математику, физику, естествознание, историю, географию, военное дело и «приятные искусства»: танцы, музыку, пение. Не все предметы были обязательны. Родители могли их выбрать по желанию.
Директором пансиона был Антон Антонович Прокопович-Антонский. Ученики шутили о нем меж собой: «Дважды Антон, а на закуску — Антонский». Он интересовался многими науками. Но делом своей жизни считал педагогическую работу. К преподаванию Антон Антонович привлекал лучших профессоров Московского университета. Большое значение придавал он урокам русского языка и словесности: «Ошибаются <…> те, кои думают, что изучение природного своего языка не великого труда стоит. Знать его основательно, знать со всеми тонкостями, чувствовать всю силу его, красоту, важность; уметь говорить и писать на нем, сильно и выразительно <…> не так легко, как многие думают. На приобретенье такого знанья должно употребить много трудов», — писал он в одной из своих статей в журнале «Утренняя заря». В 1806 году, когда Саше исполнилось 12, он закончил пансион, и в его жизни начался новый, очень важный этап. Но он связан уже с другим местом в Москве.
30 января 1806 года Грибоедов поступил в Московский университет. Учебное заведение располагалось в большом, красивом здании, выходившем фасадом на Моховую, а боковой стороной — на Большую Никитскую улицу. Знаменитый зодчий, Матвей Федорович Казаков, расположил это строгое и одновременно изящное здание таким образом, что центральная его часть находилась на довольно значительном расстоянии от тротуара, во дворе, обнесенном чугунной решеткой. Перед началом лекций в этот двор въезжали экипажи, из которых выходили молодые люди в безукоризненно сшитых студенческих мундирах, синих с блестящими позолоченными пуговицами и бархатным воротником малинового цвета. Все он были довольно юны, почти дети, поэтому их сопровождали гувернеры, которые обязаны были посещать с ними лекции, а дома помогать в учении. К тому времени, как в университет поступил Грибоедов, в нем насчитывалось около двухсот студентов.
Университет связан с очень важной стороной жизни Грибоедова — он готовил его к государственной службе. Но не стоит забывать о том, что Александр Сергеевич был молод, и, как всякий представитель студенчества, не чуждался светских развлечений. Свободное время он частенько проводил в Колонном зале Благородного собрания на Большой Дмитровке, где каждую неделю молодежь собиралась потанцевать. В такие вечера вдоль Охотного ряда можно было видеть вереницы карет, в которых тогдашняя «золотая молодежь» съезжалась в поисках светских развлечений.
Но беззаботная жизнь вскоре закончилась. Началась война, и Грибоедов, как истинный патриот, отправился защищать родину. По возвращении он был направлен в Петербург, а затем — в Иран. По пути к месту назначения поэт на несколько дней остановился в Москве. К тому времени из ветреного юноши он превратился уже в зрелого государственного мужа, и на свой родной город смотрел совсем по-иному. «В Москве не по мне, — писал Грибоедов Бегичеву. — Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному… Все тамошние помнят во мне Сашу, милого ребенка, который теперь вырос, много повесничал, наконец становится к чему-то годен, определен в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят».
Не под влиянием ли этих настроений родился замысел «Горя от ума»? Александр Сергеевич оказывается в Москве в таком же положении, как его герой, Чацкий. Тому в гостиной дворянского дома приходят на ум те же мысли:
… Душа здесь у меня каким-то горем сжата,
И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! Недоволен я Москвой.
Скорее всего, Александр Сергеевич мыслил самого себя прототипом Чацкого, о чем говорит некоторое сходство автора и его героя. Чацкий, как и сам Грибоедов, «пишет, переводит». В пьесе говорится, что он три года был в чужих краях (как и автор). Говоря, что лечился на «кислых водах» (так тогда назывались Кавказские воды), он вспоминает Кавказ, который посещал и Грибоедов:
Я был в краях,
Где с гор верьхов ком снега скатит…
Нельзя не вспомнить еще один московский адрес: дом Марьи Ивановны Римской-Корсаковой у Тверских ворот. До наших дней он не сохранился. По адресу Пушкинская площадь, 3 находится сейчас другое здание. Грибоедов бывал частым гостем в ее доме. Вяземский писал о ней: «Мария Ивановна Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катанья за городом, импровизированные завтраки…». Современники вспоминали, что приезжать к ней можно было довольно поздно, уже с другого бала, потому что у нее танцевали до рассвета. К тому времени, как там стал бывать студент Грибоедов, в Москве входила в моду мазурка с постукиванием шпорами.
Война прервала мирное течение жизни, и Марья Ивановна вынуждена была покинуть первопрестольную. По возвращении она попыталась наладить прежний быт, что ей вполне удалось. Грибоедов вновь оказывается в числе ее гостей. Этот гостеприимный дом служил писателю хорошим материалом для наблюдения за жизнью московского общества.
В эти годы он работает над созданием своей пьесы. Позже, в 1828 году, семьи Грибоедовых и Римских-Корсаковых породнились: Сергей, младший сын Марьи Ивановны, женился на кузине Грибоедова, Софье Алексеевне, которую называют прототипом Софьи Фамусовой (ее отец, дядя Грибоедова, считается прототипом самого Фамусова), а самого Сергея Александровича Римского-Корсакова некоторые считали прототипом Скалозуба.
На то, что Грибоедов бывал в этом доме, ясно указывает четверостишие из «Горя от ума». Дом располагался рядом с Тверским бульваром, на который к полудню собиралась молодежь со всей Москвы. Здесь можно было увидеться со знакомыми и услышать все городские сплетни. Конечно же, автор пьесы, навещая Марью Ивановну, чей дом находился в непосредственной близости от бульвара, не мог не воспользоваться возможностью понаблюдать за картинами московской жизни, чтобы потом включить небольшую зарисовку в свое произведение.
А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?
Родных мильон у них, и с помощью сестриц
Со всей Европой породнятся.
Дом Марьи Ивановны, который, пока был еще цел, современники и последующие поколения поклонников поэта прозвали «домом Фамусова». Это большое просторное здание в два этажа и два десятка комнат с залой, в которой устраивались те самые маскарады, балы на сотни персон и благотворительные концерты. Фасад его выходит на Страстную площадь. При доме — усадьба, в которой флигель-особняк и службы: конюшня, каретные сараи, помещения для дворни семейной и холостой. Кроме своих, в доме жила еще «инвалидная команда». Так ласково называла Марья Ивановна нескольких старушек и слепого старичка. Так что за столом собиралось человек 15. И всем, включая слуг, жилось здесь сыто и привольно, потому что хозяйка любила жизнь и не любила отравлять существование другим.
В этот дом и входит однажды на правах доброго знакомого Чацкий. Входит и видит «знакомые все лица».
Вот горничная Дуняша. Она говорит по-французски, пьет поутру чай с Марьей Ивановной, сопровождает ее к обедне, а летом, в деревне, — на конные прогулки. Не с нее ли списал автор «Горя от ума» свою Лизу? А Наталья Дмитриевна? Не дочь ли хозяйки, Софья Волкова, послужила ее прототипом? Софья всегда была в заботах о своем муже, московском коменданте. А Наталья Дмитриевна относительно своего супруга думает, что:
Когда бы службу продолжал,
Конечно, был бы он московским комендантом.
А вот частый гость Марьи Ивановны, бессарабско-венецианский грек Метакса. Один из современников так писал о нем: «Как это вы не знаете Метаксы? Толстый, маленький, 35 лет, чернее цыгана, нос уже в гостиной, когда сам грек еще в передней… Софья давно его знает, я часто по турам встречался с ним у нее; он — завсегдатай Марьи Ивановны Корсаковой». Сравним со словами Чацкого:
«А этот… как его… он турок или грек…
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься — тут как тут
В столовых и гостиных?»
Разве не один и тот же портрет?
А что же Фамусов? С кого списан его портрет? Уж, не с Офросимова ли, который тоже Павел Афанасьевич? Генерал-майор в отставке, он был приятелем Марьи Ивановны и, несомненно, был знаком и с Грибоедовым.
Все это, конечно, предположения, которые сейчас (да и тогда, пожалуй) весьма трудно подтвердить или опровергнуть. Но вот один из прототипов, граф Федор Иванович Толстой, сам узнал себя в следующих стихах:
Но голова, какой у нас в России нету,
Не надо называть узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом
И крепко на руку не чист.
Этот незаурядный, умный и сильный человек был известен безудержным разгулом и крупной карточной игрой. В молодости был офицером, сопровождал камергера Резанова, но за дерзость и своеволие был высажен на Камчатке, за что и получил прозвище Толстой-американец. Прочитав один из списков с рукописи «Горя от ума», он, желая уточнить некоторые детали своего портрета, собственноручно внес поправки: «В Камчатку черт носил» (ибо попал туда не в качестве ссыльного) и «В картишках на руку не чист» (чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола).
Спору нет, все персонажи комедии, московская публика выписаны с поразительным мастерством, у каждого свой характер, своя речь, своя манера поведения. Но… не надо забывать, что все это пропущено сквозь призму индивидуального восприятия конкретного человека. Ф. Ф. Кокошкин, директор Московских императорских театров, выразился о произведении весьма категорично: «Горе от ума — есть прямой пасквиль на Москву». Князь П. А. Вяземский был более объективен в суждениях: «Это разве часть, закоулок Москвы. Рядом или над этой выставленной Москвою была другая, светлая, образованная Москва». А О.М. Гершензон пояснил: «На всем протяжении оба эти круга жили раздельной жизнью, и грибоедовская Москва… осталась почти неизменной вплоть до Крымской войны или, может быть, даже до отмены крепостного права».
Почему же Грибоедов выбирает местом действия Москву, а не Петербург? Ведь в столичном центре все общественные недостатки и достоинства всегда легче увидеть. Тому несколько причин. Драматург изображает то, что он хорошо знает, – он родился и большую часть жизни провел в Москве. Правда, это не главное. Для Грибоедова важнее всего было указать на те пороки и изъяны «века минувшего», от которых было необходимо избавиться, чтобы отечество стало жить достойно. Для решения такой задачи Москва, конечно же, представляла обширный и яркий материал.
Здесь, в отдалении от двора, бывшие фавориты, министры и генералы могли беспрепятственно критиковать неполадки государственной машины, которой они, по их убеждению, так хорошо управляли прежде. Их недовольство было направлено на отдельных лиц, а вовсе не на всю систему в целом. Фамусов очень точен в изображении вельможных «протестантов»:
А наши старички? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, —
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют,
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их… беда!
Не то чтоб новизны вводили, – никогда,
Спаси нас Боже!.. Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят и… разойдутся.
Сам Фамусов не принадлежит к подобным «государственным деятелям», но у него есть родственный пример для подражания – дядя Максим Петрович. Дядюшка не имел княжеского или графского титула, однако пользовался влиянием («в чины выводит кто? и пенсии дает?») и нажил немалое состояние («…не то на серебре. На золоте едал»). Всего этого он добился не какими-либо заслугами на военном или государственном поприще, а тем, что умел угодить царице самым незатейливым способом, неприемлемым для благородного человека. Максим Петрович не был, конечно, фаворитом масштаба.
Всего вольготнее Максим Петрович и его собратья чувствуют себя в Английском клубе, где никакие заботы им не докучают. Клуб был открыт еще в 1770 году по образцу английских аристократических клубов и служил местом времяпровождения избранных. Располагался он в роскошном особняке, в котором все – от обстановки до вышколенной прислуги – было предназначено для удобства и хорошего настроения посетителей. Содержался клуб на взносы его членов, причем взносы эти далеко не каждому были по карману.
Стать членом Английского клуба было весьма затруднительно. Каждая новая кандидатура придирчиво обсуждалась и нередко оказывалась забаллотированной. Получить членство в Английском клубе значило удостоверить в глазах света прочность своей репутации: число желающих попасть в клуб впятеро превышало строго ограниченное уставом число действительных членов (около шестисот). Кандидат, заручившись рекомендацией члена клуба, с сердечным трепетом ожидал результатов тайного голосования.
Клуб славился своими обедами и карточной игрой – здесь иногда спускались огромные состояния. Здесь, в уютных гостиных, укромных уголках мужчины (женщины в клуб не допускались и появлялись только на балах и концертах) могли рассуждать на любые темы.
Существовало и еще одно место встреч. В середине дня, перед обедом, общество для моциона, а также и желая себя показать и других посмотреть, устремлялось на прогулку по Тверскому бульвару. Вот как описывал К. Батюшков эту пеструю толпу: «Хороший тон, мода требуют пожертвований: и франт, и кокетка, и старая вестовщица, и жирный откупщик скачут в первом часу утра с дальних концов Москвы на Тверской бульвар. Какие странные наряды, какие лица! Здесь вы видите приезжего из Молдавии офицера, внука этой придворной ветхой красавицы, наследника этого подагрика, которые не могут налюбоваться его пестрым мундиром и невинными шалостями; тут вы видите провинциального щеголя, который приехал перенимать моды… Здесь красавица ведет за собой толпу обожателей, там старая генеральша болтает со своей соседкою… Университетский профессор… пробирается домой или на пыльную кафедру. Шалун напевает водевили и травит прохожих своим пуделем, между тем как записной стихотворец читает эпиграмму и ожидает похвалы или приглашения на обед». О завсегдатаях этих прогулок упоминает и Чацкий:
А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?
Женщины не могут пройти и мимо Кузнецкого моста, улицы, на которой располагались модные лавки и магазины. Они тогда еще не имели витрин. У входа стояли специальные зазывалы, в задачу которых входило завлечь прохожих в магазин. В лавках вывески укреплялись над входом, причем на каждой вывеске можно было видеть изображение товара – сапог, бутылка, чудовищная рыбина… В магазинах «для чистой публики» приказчики каждое утро выносили на тротуар доски с надписями, сообщающими, кто хозяин заведения и что здесь можно приобрести. Магазины модной одежды, которыми и славился Кузнецкий мост, содержали преимущественно француженки. Иностранцы вообще занимали видное место в жизни дворянской России. Они торговали и занимались ремеслами; существовала даже специализация: немцы – булочники и сапожники, англичане – учителя верховой езды, французы – преподаватели и гувернеры и т. д. Иностранцы служили в русской армии и принимали активное участие в государственном управлении.
Конечно, со времен Фонвизина обучение и воспитание дворян несколько усовершенствовалось. И, тем не менее, Пушкин в записке «О народном воспитании» (1826) утверждал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное… Воспитание… ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальными основаниями всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем». Так воспитывали мальчиков. Женское же образование и воспитание, по словам Гоголя, и вовсе сводилось к трем главным предметам, которые «составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейной жизни, фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов» («Мертвые души»).
Позиции Чацкого и Фамусова, во всем антагонистичные, совпадают в одном пункте. Фамусов не любит всех французов и немцев, потому что они за все берут втридорога. Чацкому же нестерпим «дух пустого, рабского, слепого подражанья». Симптоматично, что обличительный монолог Чацкого о засилье иностранцев в доме Фамусова никто не расположен выслушивать. Авторская ремарка гласит: Чацкий «оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старички разбрелись к карточным столам».
Эта ремарка дает повод определить отношение Чацкого и его единомышленников к светским развлечениям. «…«Серьезные» молодые люди… (а под влиянием поведения декабристов «серьезность» входит в моду, захватывая более широкий ареал, чем непосредственный круг членов тайных обществ) ездят на балы, чтобы там не танцевать». Это замечает и княгиня Тугоуховская: «Танцовщики ужасно стали редки».
Таковы быт и нравы богатой и знатной Москвы в первые два десятилетия XIX века.
«Своя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Мне кажется, в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» Москва показана реалистично и правдиво, здесь автор рассказывает о «своей Москве» - городе, в котором он живет и творит.
Я думаю, под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Автор касается в пьесе множества вопросов общественной жизни, морали, культуры, быта. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости личности. Конечно, «купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки» мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в «Евгении Онегине», но они его не занимают важной роли, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.
Грибоедовская Москва - это город, где отслужившие свое «тузы живут и умирают». Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что «умел же он гостей созвать — уродов с того света». Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: «Князь, князь! Назад!», и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин... имел душ сотни три». Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится «к обедам, ужинам и танцам». Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. «Все фрейлиной Екатерины Первой?» - спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.
Большую роль в обществе, безусловно, играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они «судьи всему, над ними нет судей». С их помощью, без сомнения, можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин, само собой, чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь «чиновные и должностные - все ей друзья и все родные»), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин, вероятно, и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей, разумеется, нужен «муж-мальчик, муж-слуга», а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует «идеалу московских мужей», ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.
В историю русской литературы А. С. Грибоедов вошел как автор комедии «Горе от ума». Комедия еще в списках стала известна всей читающей России. Цензурное запрещение только способствовало ее успешному распространению, ее переписывали, заучивали наизусть.
«Горе от ума» - яркое, оригинальное произведение, которое отличает буквально рентгеновский анализ современного ему светского общества; оно потрясает, безусловно, глубиной мысли и наблюдения, живостью фантазии, поразительным блеском остроумия. Язык комедии яркий и живой. Столь велика сила таланта Грибоедова, что действующие лица комедии кажутся нам живыми, реальными людьми.
В комедии действие происходит в те годы, когда становится очевидным раскол в дворянской среде. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания, формирование декабристской идеологии – объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт, актуальность которого была сразу же отмечена и оценена современниками, и запечатлел Грибоедов в своем шедевре.
Особенностью комедии, мне кажется, можно считать то, что текст насыщен самыми жгучими проблемами того времени, в произведении уделяется внимание положению народа и взаимоотношениям между помещиками и крепостными, состоянию просвещения и принципам воспитания и образования. Драматург с большим мастерством не только обличил поместную и бюрократическую знать, но и показал рост прогрессивных настроений в обществе.
Грибоедов говорил, что ставит своей задачей изображать "натуру событий". И именно эта "натура", то есть реальная жизнь были для него одновременно источником и предметом искусства. Он сумел выделить в окружавшей его действительности самое существенное и характерное, и потому сумел так изобразить героев своей комедии, что мы словно видим стоящие за каждым из них социальные законы, определяющие их психику и поведение.
И. А. Гончаров подчеркивал, что пьеса «… громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая». Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" является величайшим памятником русской литературы, в котором автор рассказал о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня, однако, проявил при этом необыкновенную широту мысли, уловив и запечатлев тот "особый отпечаток", который лежит на "всем московском", разоблачив порядки и нравы крепостнического общества начала XIX века.
«Горе от ума» связано с Москвой, выражает Москву, возникшую заново из пожарищ 1812 года. Мало того комедия своим содержанием и персонажами принадлежит к эпохе декабристов, началу 1820-х годов. Одним из наиболее ярких, сильных и образованных противостояний в мировой поэзии является то, которое запечатлел Грибоедов характерами Чацкий-Молчалин. Имена этих персонажей неизбежно нарицательны и в качестве таковых принадлежат всему человечеству.
Мне кажется, комедия «Горе от ума» относится к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе. Произведения эти содержат некую высшую идею своего времени, но эта идея обладает свойством развития, устремлена в будущее. Поколения видят в таких созданиях нечто свое, толкуют их в духе своего времени, тем самым обогащая и углубляя опыт восприятия.
Состояние Москвы в 19 веке
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Сатирическое изображение действительности было присуще произведениям Д.И.Фонвизина, И.В.Крылова и другим, однако в «Горе от ума» автору удается добиться не только обличительной злободневности, но и дать глубокий анализ различных кругов дворянства начала XIX века. Содержание комедии – столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего».
Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов, косный и прочный уклад «высшего» общества. С другой стороны, он показывает возникновение новых, прогрессивных идей поколения будущих декабристов. Новаторство Грибоедова, наверное, в том, что он отразил современную ему действительность.
В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь той эпохи. Да, Фонвизин был образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем протяжении действия. Грибоедов же, напротив, стремился раскрыть внутреннее развитие тех героев, кто к таковому способен. И характер, мотивация поступков героев находится в необычайно тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила реализма. Фамусов не дурак, и Софья совсем не глупа, а Молчалин так и вовсе умен. Но человек во всей своей красоте и благородстве – только Чацкий. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!» А в нашей действительности? До недавнего времени Молчалины процветали, а от Чацких старались избавиться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, так как слишком много было покорных, живущих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».
Основной чертой реализма, должно быть, является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Александр Сергеевич придал каждому из своих персонажей индивидуальные черты и свойства, в которых современники, порой, узнавали самих себя. Грибоедов, очевидно, блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена.
Итак, в комедии «Горе от ума» перед нами предстали живые типы русских людей первой части 19 века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии «Горе от ума», получила название грибоедовская Москва.
«Век минувший» и «век нынешний»
В комедии «Горе от ума» воспроизводится извечная борьба старого и нового, «века нынешнего» и «века минувшего», которая с большей силой развернулась в то время не только в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовым, декабристски настроенными людьми, и крепостниками, оплотом старины.
Яркий представитель «века минувшего» - так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии: князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлёстова, супруги Горичи. Всех этих людей, безусловно, объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, которым главное выгода для себя, а не для окружающих. У них считается нормальным явлением торговля людьми. К примеру, на балу в доме Фамусова Хлёстова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для служанки и собачки. Хлёстова не видит никакой разницы, для нее они равны. Конечно, и сам Фамусов постоянно кричит на всех своих слуг: «В работу вас, на поселенья вас!» Глядя на отца, дочь Павла Афанасьевича Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!» Такое же несправедливое отношение к окружающим и у всех других членов фамусовского общества.
В этом обществе отсутствует представление о национальной культуре, зато, преклоняются и уважают французский язык.
Московский «свет» дорожит своим «дворянством», надежно охраняет крепостнические идеалы. Даже Фамусов с какой-то радостью говорит о Москве:
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Всех представителей фамусовского общества роднят взгляды на образование и просвещение. Подобно Фамусову они искренне уверены в том, что «ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, «а книги сохранят так: для больших оказаний».
«Век нынешний» представляла молодежь. Но молодежь - это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боится их. Его девиз - жить по правилу: «Мне завещал отец…». Скалозуб же вообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Где же конфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирно сосуществуют, но еще и «век нынешний» является полным отражением «века минувшего», то есть конфликта веков нет. Грибоедов не сталкивает "отцов" и "детей", он противопоставляет им Чацкого, который оказывается в одиночестве. Однако в тоже время, Грибоедов стремиться показать своим читателям, насколько различны взгляды героев, что позволяет нам отнести Софью, Молчалина и Скалозуба к «веку минувшему». А это свидетельствует о том, что конфликт все-таки был.
Члены Фамусовского общества способны погубить каждого, кто решил бороться с их устоями. Но Чацкий посмел бороться. Разве может терпеть передовой человек советы Фамусова поступать так, как Максим Петрович, который готов был играть роль шута, чтобы добиться расположения вышестоящих? Разве может он терпеть то, что Софья готова выйти замуж за Скалозуба только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы»? Конечно, нет! Чацкий открыто высказывает свое мнение, он не боится обличать тех, кто, по его мнению, нарушает моральные устои общества:
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...
Однако таких людей, как Чацкий, мало. Сторонников же Фамусова гораздо больше: это все дворяне России, причем не только они. Молчалин ведь тоже всецело принадлежит фамусовскому обществу. Одним словом, поддерживающих «век минувший» большинство, а, как известно, мнение большинства определяет судьбу остальных.
Итак, Чацкий попытался бороться с обществом, но оно оказалось сильнее, объявило героя сумасшедшим, избавившись таким образом от неугодного человека. Чацкий был сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва. Вопреки симпатиям автора, победа оказывается на стороне фамусовского общества, хотя моральную победу одерживает Чацкий. В этом проявился реализм комедии.
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу.
Таким образом, проблема «века нынешнего» и «века минувшего» - это проблема не только XIX века, она остается всегда.
Прототипы
А теперь познакомимся с персонажами грибоедовской пьесы. Уже в первых критических откликах на публикацию неполного текста комедии автора ее упрекали в «портретности» ряда действующих лиц. Даже Пушкин, находившийся в южной ссылке, спрашивал одного из своих петербургских корреспондентов: верен ли слух, что в Чацком Грибоедов изобразил Чаадаева?
Между тем, сам автор комедии в ответе на письмо П. Катенина, также считавшего, что «Горе от ума» изобилует портретами, энергично отводил от себя подобный упрек. «…Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии; в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь».
Действительно, главные герои комедии порождены авторской фантазией и не могут быть возведены к конкретным персонам. Но Грибоедов окружил этих действующих лиц «толпой персонажей с прозрачными прототипами», которые выражали «особый отпечаток» московского дворянства. При этом большинство из них не участвует в происходящем, а лишь упоминается в монологах и диалогах других персонажей.
Так, обрадованный первой встречей с Софьей, Чацкий перечисляет московские «достопримечательности». «А этот, как его, он турок или грек?..» Мемуаристы и историки литературы выдвигают здесь не менее трех кандидатур. П. Вяземский: «Был еще оригинал, повсеместный, всюду являющийся, везде встречаемый… Он был вхож в лучшие дома. Дамский угодник, он находился в свите то одной, то другой московской красавицы. Откуда был он? Какое было предыдущее его? Какие родственные связи? Никто не знал, да никто и не любопытствовал знать. Знали только, что он дворянин Сибилев, и довольно».
По другой версии, речь идет о «бессарабско-венецианском греке» Метаксе, который был знаком со всей Москвой, всюду завтракал и обедал, и прошлое которого также было покрыто тайной. В последнее время выдвинута еще одна гипотеза, согласно которой прототипом этого внесценического персонажа мог быть «индийский князь» Александр Порюс-Визапурский, личность оригинальная и незаурядная. Визапур служил «по дипломатической части», время от времени выполняя какие-то таинственные поручения правительства. Он женился на девице из аристократического круга и не без успеха занимался изящной словесностью, напечатав (на французском языке) нечто вроде путеводителя по Москве.
Для нас не столь уж важно, кого именно имел в виду автор «Горя от ума», существенно лишь то, что Грибоедов буквально в двух-трех словах умел очертить силуэт, который современникам казался точным портретом одного из обитателей «допожарной» Москвы.
В Татьяне Юрьевне, которую поминают Фамусов и Молчалин, причем последний расписывает ее достоинства:
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче, —
тоже видели реальное лицо. Образ старой барыни, известной всей Москве и считающейся чуть ли не оракулом светского общества, по-видимому, был для Грибоедова немаловажен, ибо в ранней редакции пьесы (так называемый «музейный автограф») она охарактеризована еще подробнее:
Татьяна Дмитриевна!!! – Ее известен дом,
Живет по старине, и рождена в боярстве,
Муж занимает пост из первых в государстве,
Любезен, лакомка до вкусных блюд и вин,
Притом отличный семьянин:
С женой в ладу, по службе ею дышит,
Она прикажет, он подпишет…
Рядом с Татьяной Юрьевной возникает и еще одна московская знаменитость – старуха Хлестова. И это тоже реальная личность, считавшая своей обязанностью держать все общество в страхе и трепете и уверенная в том, что в ней самой сосредоточены все добродетели и мудрость. Ей, то есть старой родовитой барыне Наталье Дмитриевне Офросимовой, ничего не стоило в разгар бала подозвать к себе какого-нибудь молодого щеголя и при всех начать отчитывать его: почему не подошел поклониться. Однажды Офросимова собралась в Петербург и решила путешествовать на недавно пущенном дилижансе. Тут же один из ее знакомых написал своему родственнику, содержателю конторы дилижансов, чтобы тот ей во всем угождал и не смел ни в чем перечить, ибо «она своим языком более может наделать заведению… вреда, нежели все жители двух столиц вместе».
И еще один персонаж, не появляющийся на сцене, но очень колоритно описанный Репетиловым:
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом;
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.
В «ночном разбойнике» современники сразу же узнали графа Ф. Толстого, человека во всех отношениях незаурядного. Еще в 1803 году молодой поручик Толстой был прикомандирован к адмиралу И. Крузенштерну, под командой которого совершалось первое русское кругосветное плавание. Безделье и буйный нрав юного офицера сделали его подлинным бичом корабля, так что адмирал был вынужден высадить его на самом краю российских владений. Там Толстой сдружился с местными индейцами, почтившими его татуировкой почти по всему телу, но вскоре первобытное состояние ему надоело, и он пешком отправился в Петербург. В дальнейшем он прославился кутежами и отчаянной храбростью в Отечественной войне, а затем приобрел сомнительную известность отчаянного бретера (говорили, что от его пистолета погибло одиннадцать человек). Знали Толстого и как азартного игрока, обладавшего замечательной «ловкостью рук». И вместе со всем этим был он человеком талантливым и образованным, недаром с ним знались Пушкин, Вяземский и другие литераторы.
Прочитав «Горе от ума» в рукописи, Толстой не обиделся, но сделал поправку к тексту, к нему относящемуся: «В Камчатку черт носил, ибо сослан никогда не был». В стих «и крепко на руку нечист» он тоже внес изменение: «В картишки на руку нечист. Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола; по крайней мере, думал отгадать намерения автора».
Возникают в комедии и другие лица, названные лишь по имени или по роду занятий, однако и в таком виде они усиливают актуальность и достоверность событий, как бы проецируя происходящее за пределы сцены.
Так, княгиня Тугоуховская, кипящая негодованием против «вольнодумцев», причисляет к ним и своего племянника, князя Федора, который заразился духом «расколов и безверья», насаждаемым профессорами Педагогического института. Племянник шокирует тетушку: он «чинов не хочет знать», стал каким-то химиком, ботаником, что совсем не пристало светскому человеку. Современники не сомневались, что под именем князя Федора выведен двоюродный брат А. Герцена – А. Яковлев. Сам Герцен счел нужным отметить это обстоятельство в «Былом и думах».
Таким образом, Грибоедов «оживил» не только основных героев своей комедии, но и тех, о которых упоминалось довольно мало.
Закадровое общество
Второстепенные персонажи комедии, вероятно, соотнесены с главными действующими лицами, однако вместе с тем имеют важное самостоятельное значение и непосредственно влияют на ход событий. Каждый из них наделен своими качествами и характерами, которые, безусловно, помогают писателю более точно раскрыть поднятые проблемы комедии.
Вот, например, Скалозуб являет собой тип военного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного человека. Казалось бы, Грибоедов ввел этого героя, чтобы показать другого типичного человека того времени. Однако появление Скалозуба в произведении сильно осложняет и любовный, и общественный конфликт.
Рассмотрим, другой пример второстепенного персонажа комедии - Лиза. Без этого образа нельзя представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. Вместе с тем Лиза остроумна, иронична, дает точные характеристики разным героям:
Да-с, так сказать, речист, а больно не хитёр;
Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остёр,
Как Александр Андреич Чацкий!
Не для того, чтоб вас смутить;
Давно прошло, не воротить,
А помнится...
Она сопоставлена со своей хозяйкой, и в ряде случаев, разумеется, это сопоставление разрешается в ее пользу. Одновременно с помощью этого образа Грибоедов подчеркивает противостояние дворянства и крепостных.
Сопоставлены с главным героем и два других персонажа – Репетилов и Горич. Первый являет собой тип псевдооозиционера. Для автора, очевидно, было важно отгранить человека, имеющего свои глубоко продуманные убеждения, от того, кто склонен повторять чужие. Судьба второго показывает, что могло бы случиться с Чацким, попытайся он выполнить условия Фамусова и стать как все.
Эпизодические персонажи – Хлёстова, Хрюмины, Тугоуховские – разумеется, принимают участие в общественном противостоянии, подхватывают и распространяют сплетню о безумии Чацкого, что не менее важно для развязки конфликта произведения. Они являют собой дополнительные общественные типажи, благодаря присутствию которых картина становится более сатирической. В их изображении автор широко использовал приемы гиперболы, иронии, сарказма. Важно также обратить внимание не только на то, что их объединяет, делая так называемыми представителями фамусовского общества, но и на то, чем они друг от друга отличаются, на их индивидуальные черты и на противоречия, возникшие между ними.
Необычно также то, что Грибоедов использует много несценических персонажей, которых даже больше, чем сценических. Мне кажется, они также представляют ту или иную из противоборствующих сторон, с их помощью расширяются рамки конфликта: из локального, происходящего в одном доме, он становится общественным; преодолеваются узкие рамки единства места и времени, действие переносится из Москвы в Петербург, из XIX в XVIII в.; усложняется и еще более конкретизируется картина нравов тех времен. Кроме того, благодаря несценическим персонажам читатель получает возможность более точно оценивать взгляды лиц, действующих на сцене.
Павел Афанасьевич Фамусов чиновник и богатый помещик
Павел Афанасьевич является одним из главных действующих лиц комедии. Он крупный чиновник и богатый помещик, известный человек в Москве. При переводе с латыни фамилия Фамусов означает - "известный", "пользующийся славой". Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Идеалом для него служит дядя Максим Максимыч, который служил при дворе Екатерины II: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб». Также Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером "с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат". Таким людям герой стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным.
Фамусов любит дочь и заботится о ней, считая, что для ее воспитания сделал все. Павел Афанасьевич с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба: «Сергей Сергеич, к нам суда-с, прошу покорно…», «Сергей Сергеич дорогой! Кладите шляпу, сденьте шпагу…».
Герой является сторонник крепостных порядков. Он не видит в слугах людей, не считается с их человеческим достоинством. А наоборот ругает их, не стесняясь в выражениях, называет «ослами». Будучи помещиком, Фамусов, однако, живет в деревне, в имении, а не в Москве и занимает видное положение на службе, которая для него только средство для получения наград, чинов и денег. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем "служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки".
Самое важное для Павла Афанасьевича - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться.
Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Павел Афанасьевич считает учение-науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
Нет! Уж, коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Фамусов, вероятно, подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!» Однако сам следует этой моде:
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Павел Афанасьевич ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил, уехал в деревню и занялся чтением книг».
Значительная проблема – имитация героизма
Полковник Скалозуб – грубый карьерист, очень принципиален, но достаточно состоятелен. Он уверен, что «чтоб чины добыть есть многие каналы». Тип Скалозуба в пьесе связан со значительной проблемой, которая проявляется в обществе: имитация героизма. «Говорящая» фамилия героя, как и первые характеристики, которые дают еще до появления его на сцене Софья и Лиза («Он слова умного не выговорил сроду…», «Так сказать, речист, а больно не хитер…»), подготавливают восприятие этой фигуры в рамках традиционного театрального амплуа любовной комедии: тупого вояки, комизм речи которого – в явном несоответствии «штатской» любовной интриги и чрезмерно военизированной лексики, к месту или не к месту вставляемой в разговор. В портрете Скалозуба очень многие черты действительно восходят к этой традиционной фигуре: карикатурная глупость, казарменные шутки («дистанции огромного размера…»). Однако куда значительнее связанное с ним размышление автора о тех изменениях, что произошли со времен екатерининского правления и войны 1812 года в облике офицера.
Военные XVIII столетия решали судьбы государств и тронов. Знаки принадлежности к воинской среде несли в себе эту творческую энергию, свидетельствовали о тайной власти над самим троном и блестящих победах на полях сражений. Гвардия, офицерство 1812 года еще более живо испытывало это ощущение. Победившие в Отечественной войне, спасители России, они несли в себе этот живой свободный дух, они воевали за свободу против тирана. И память об этом жива в их душе – ведь тот, кто был хоть недолго свободен, не сможет забыть этого никогда. Но в пьесе Грибоедова блеск, сила, свобода, творческий порыв более не нужны. Их сменил «мундир, один мундир…» - то есть лишь знак принадлежности к воинской среде без самого духа этой среды, скалозубовские «выпушки, погончики, петлички», награды, данные ни за что. Скалозуб – «трех сажен удалец», не слишком удал на войне, зато незаменим на параде, где так кстати придутся его рост, и видная фигура, и зычный голос, и главное – где вовсе не нужно ума.
Не случайно в комедии Скалозуб усиленно подчеркивает свою принадлежность к «армии», а не к «гвардии», то есть привилегированным воинским частям, лишенным столь богатой славной истории, но зато более исполнительным, аккуратным. В них нет той непредсказуемости и своевольства, на которые решалась ближе стоявшая к трону гвардии.
Скалозуб пытается преобразовать всю Россию и подобию тупо-исполнительной военной машины: «Там будут лишь учить по-нашему: раз-два…». Он действительно видит Россию такой – «выстроенной в три шеренги», подчиняющейся странной гуманности военного строя, легко управляемой фельдфебелем в лице нынешнего владыки. Однако итогом этого может быть только вырождение самой власти, для которой не нужны будут ни таланты, ни военные познания, на правое дело, к которому она будет вести страну. В этом смысле исполнительные Скалозубы куда разрушительнее самых злостных «вольтерьянцев»: они создают условия для того, чтобы истинный авторитет власти заменился ложной магией силы приказа, устрашения, уничтожения мысли.
В этом герое сочетаются многие качества и свойства, типичные для тех лет. Скалозуб, безусловно, был завидным женихом. Однако на него обращали внимание только потому, что он был богат.
Я думаю, такой тип людей присутствует во все времена.
Пародийный двойник Чацкого
Естественным завершение этой линии – защитников подмены – становится Репетилов, сама фамилия которого прямо указывает на бездумное повторение, бессмысленность действий, лишенных истинного побудительного мотива, лишенных живого содержания. Речь Репетилова – блистательный фонтан; кажется, ничто не прервет этот поток фраз, то восторженных, то самоуничижительных; но ни похвалы из его уст, ни его осуждение собственных пороков не имеют ровно никакого значения. Д. Н. Овсянико-Куликовский назвал Репетилова «пародийным двойником» Чацкого. И действительно стремительное появление Репетилова и его уход из дома Фамусова «в никуда» словно зеркально отражают появление и уход Чацкого. И все же Репетилов – не столько созданная волей автора пародия, словно «вынесенная за скобки» смешная сторона личности героя, сколько самостоятельная фигура, осмысление которой тесно связано с развитием всей пьесы.
Казалось бы, ничего дурного в нем нет. Ведь герой не делает того, сто могло бы по-настоящему оттолкнуть его; он даже сам признается в разговоре с Чацким: «Способностями Бог меня не наградил, Дал сердце доброе – вот чем я людям мил…». И все же Репетилов не случайно является в IV действии, как бы подводя черту под развитием конфликта, развитием сплетни о сумасшествии. Он, не смотря на свое «доброе сердце», по сути, предает Чацкого, согласившись с общим мнением. Он выбирает ложь и по личной слабости и по странной внутренней предрасположенности к неправде, которая и определяет ядро этой личности.
Репетилов и его единомышленники в комедии – высшее выражение лжи и подмены. И если Фамусов был подметой авторитета, Молчалин – деловых качеств и благонравия, Скалозуб – подметой героизма, то эти герои подменяют саму мысль, наиболее творческую из всех способностей человека. Истинная их цель имитация свободомыслия, за которой скрывается та же безликость и зависимость от «общественного мнения», что и у всех других.
Молчалин не довольно резко подл
Особое внимание, мне кажется, А. С. Грибоедов уделил Молчалину, который был олицетворением карьериста, пытающегося добиться самого главного в жизни: богатства и чинов. Для этого он готов лицемерить, унижаться, «угрожать всем людям без изъятия». В то же время он по-своему умен, деловит, «два награждения получил». Молчалин в пьесе долгое время остается в тени. В полном соотношении со своей «говорящей» - то есть в данном случае «молчащей» фамилией герой большей частью отмалчивается, что подтверждает общую линию его поведения – преданность до подобострастия и услужливая готовность поступать так, как ждут от него собеседники. Молчалин «заговорил» лишь в 12-м явлении II действия, заигрывая с Лизой, - но эта речь еще не пугает; мы лишь начинаем понимать, что за показанной скромностью и сентиментальной любовью к Софье скрываются куда более мелкие и приземленные интересы, однако пока они не выходят за рамки довольно безобидных поступков.
Новое лицо Молчалина начинает раскрываться лишь в 3-м явлении III действия, в момент его объяснения с Чацким. На явные издевки Чацкого Молчалин вначале практически не отвечает, прикрываясь привычной маской скромника, «безродного», живущего из милости существа, не смеющего «своего суждения иметь». Но чем дальше, тем яснее становится, что здесь перед нами совсем другой Молчалин. Он уже имеет награды, с явной гордостью говорит о своих талантах; наконец с тончайшим ядом «сопереживает» Чацкому: «Вам не дались чины, по службе на успех?» - и начинает давать ему советы: где искать покровительство, какие завести знакомства, что читать и чем заниматься, чтобы найти свое место в жизни. Теперь уже он, а не Чацкий, стал на самом деле «своим» в этом мире – не случайно в разговоре с героем Молчалин все время употребляет «мы» («Как удивлялись мы…», «Жалели вас…»), называет имена московских вельмож, советует «в Москве у нас служить». Молчалин уже победил, даже не смотря на то, что снова стал «жалчайшим созданием» - его сущность уже проявилась.
По-моему, А. С. Пушкин вполне справедливо заметил: «Молчалин не довольно резко подл». Это действительно так: в житейском, психологическом плане он лишь «подыгрывал» Софье и пользовался сложившейся ситуацией. Он не отвлекается на мелкие подлости, стремясь к гораздо более «высокой» цели – всегда быть при власти, при тех, кто сильнее, от кого зависит материальное и житейское благополучие, кто «кормит и поит, а иногда и чином подарит». Эта власть когда-то олицетворялась для него в блестящем сверстнике Чацком, теперь же ее лицо – Фамусов, Хлестова, Софья, но и их сменяют новые фигуры – Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, затем будут и другие, куда более высокие; со сменой этих «покровителей» увеличивается количество власти и у самого Молчалина. Во время словесной перепалки Чацкий не видит истинной силы Молчалина вовсе не вследствие слепоты чересчур зарвавшегося «умника», - то, что говорит «сильный», победивший Молчалин, настолько мелко, что поверить в силу таких талантов действительно невозможно. Допустить же торжество этой безликости в государственном масштабе – значит пожинать горькие плоды в будущем. Не случайно именно Молчалин провоцировал позднейших критиков комедии на наиболее печальные прогнозы о перспективах этой фигуры. Грибоедовский Молчалин привлекал и внимание Ф. М. Достоевского, увидевшего за показанной «трогательностью» этого типа его нравственную опасность: « особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притворяться святым. Он именно антихрист…» - потому что лишает содержания человеческие добродетели, подделывает самые искренние и добрые чувства.
Основные качества его натуры – низость, подлость, которые он умело скрывает. Молчалин бессловесен только, потому, что он «в небольших чинах», но он очень расчетливый человек, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. Он живет по заветам своего отца:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятия –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была…
Безусловно, Молчалин чуток к любым переменам и, хотя недалек умом, хорошо ориентирован в социальной структуре. Он очень хитрый и изворотливый, всегда способен найти «ключ» к каждому человеку: «Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет». Цель жизни Алексея Степановича – идти по служебной лестнице вверх, медленно, но верно. Он мечтает стать богатым и властным. Молчалин даже не стыдится того, что будет много унижаться, чтобы достигнуть своей цели. Он и является идеалом всех московских кумушек того времени. До какого цинизма нужно было дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, только для того, чтоб «словечко замолвить». Она же в свое время, ничего этого не замечая, верит и искренне надеется в его добродушие.
Важнейшим открытием Грибоедова было то, что именно Фамусовы сами создали такой тип людей, которые внешне тихие, скромные, раболепно-услужливые, но при этом «деловые» не ради исполнения дела, но лишь, чтобы выслужиться и получить то, чего они жаждут – власти.
Премудрая Софья
Софья, в отличие от Молчалина, всегда высказывает свое мнение. Ее характер сразу привлекает множеством симпатичных качеств. Отчасти это определено влияниями традиции любовной комедии классицизма, центральная героиня любовного конфликта в которых всегда несла в себе положительное начало; ее победа в борьбе за свое чувство с нетерпением ожидается зрителями. Само имя героини - «Софья», то есть «премудрость» - в русской комедии XVIII века, как правило, давалось благонравным, действительно мудрым девушкам, искренне и верно любящим, противостоящим пошлому миру невежественных и жестокосердных людей, среди которых им доводилось жить. Грибоедовская Софья также скорее отличается от княжон Тугоуховских, «молоденькой дамы» Натальи Дмитриевны и других представительниц «женского мира» фамусовской Москвы. Ее мечтательная романтичность, наивность в начале I действия слишком искренна и по-своему трогательна; умение метко охарактеризовать человека, неспособность на притворство, независимость перед чужим мнением, наконец, внутреннее достоинство перед лицом открывшейся в финале правды о подлости Молчалина – все это действительно показывает яркую, незаурядную личность. Но все же «мудрая» Софья в нарушение традиций обманывается, «добродетельная» героиня становится активной противницей Чацкого и в конечном итоге виновницей сплетни, «подсказывая» «общественному мнению» выгодный путь устранения героя, слово которого не ко двору в фамусовском мире. Источник этого, по сюжету, - желание Софьи защитить Молчалина от нападок Чацкого.
Вполне можно сделать вывод, что Софья отравлена миром фамусовской Москвы, вненациональным воспитанием; со времени расставания с Чацким она «поумнела», приблизилась к тому воплощению московской барышни, какой должна была стать как истинная дочь своего отца. Софья внутренне выше общего мнения и всевластия лжи, она стремится к иному идеалу счастья: неспроста же так отрицательно относится к возможности стать женой завиднейшего московского жениха Скалозуба; ее не пугает, что избранник «в бедности рожден» - она верит, что любовь и добродетель есть всяком человеке и они выше ценимых в обществе богатства и знатности. Однако Софья попадает в ловушку общепринятых представлений именно тогда, когда, казалось бы, она наиболее далеко отошла от них: ведь ее избранник на самом деле – воплощение иной стороны «высокого идеала московских всех мужей», он, в ее представлении, - «прелестный муж», вечно способный находиться под влиянием своей супруги. Молчалинская покладистость, готовность принять тот «сюжет» любовного романа, который она ему предлагает, и становится для Софьи воплощением идеала счастья.
Размышляя об образе Софьи, можно попробовать рассмотреть героиню в связи с общей проблемой комедии: проблемой выбора между истиной и ложью, проблемой имитации – в данном случае, любовного чувства. «Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит как его…» - говорит о Софье Молчалин, в общем не справедливо, однако подобное есть и в речи Чацкого: «Никем, по совести, она не дорожит».
Любовная линия пьесы завершается сценой за колонной, случайным свидетелем которой становится Софья. Здесь Молчалин признается Лизе в любви. Софья обманута и унижена, ей достается «мильон терзаний», тем более, что еще одним случайным свидетелем становится Чацкий. Она не могла поверить, что Молчалин, которого она считала своим женихом, предал ее, что он всегда ей врал и не любил вовсе. Софья пыталась прожить свою жизнь, как описывают во французских романах. Однако Алексей Степанович использовал ее как средство для достижения своих целей. Это больно ранит душу девушки, и она понимает, что вся ее любовь к Молчалину лишь книжная выдумка.
Главная роль – роль Чацкого
По словам И. А. Гончарова «главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов». В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но несмирившегося перед ним.
Мастерство автора сказалось в том, что практически каждый персонаж его комедии не только тип, обобщение значительного масштаба, но и неповторимая личность. Особенно интересен в этом смысле образ Чацкого. В его мечтательности, устремленности в будущее, эмоциональности, готовности жертвовать собой проявились романтические черты. Однако это романтик, изображенный реалистически. Отнюдь не случайно И. А. Гончаров называет этого героя одним из «провозвестников новой зари». Александр Андреевич Чацкий – образ, данный в развитии, он постепенно преодолевает социальные иллюзии, изменяет мнение о Софье. Такие черты характера этого героя, как благородная пылкость, чувство чести, мужество, независимость, нашли отражение и в речи персонажа. Она «кипит умом, остроумием».
Чацкий – истинный патриот своей страны. Для него «служить», безусловно, означает служить делу, а не начальнику. Герой был близок к министрам в Петербурге, но прекратил общаться с ними, поскольку понял, что там царят лицемерие, подлость, карьеризм. Чацкий не принимает этой рабской морали, а открыто бориться с ней. Он беззаветно любит Россию, русский народ, называет его умным, бодрым. Чацкому больно смотреть на пребывающее в рабском положении крестьянство, слышать про все издевательства, творимые крепостниками. Герой комедии, отпускает своих крестьян на волю. Многие декабристы поступали подобным образом, чем вызывали ярость крепостников. Чацкий стоит за развитие национальной культуры и против всего иностранного.
В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий высмеивает это общество и резко высказывается против порядков «века покорности и страха – века лести и спеси». Александр Андреевич – умный, образованный человек, «он славно пишет, переводит». Видя в учении благо для страны, он критикует невежество барской Москвы. Чацкий принадлежит к числу тех просвещенных дворян, многие из которых были членами тайных обществ.
Судьба Чацкого – это судьба пылкого мечтателя, обманувшегося в своих лучших надеждах, лицом к лицу столкнувшегося с реакционной действительностью. В жизни Чацкий не так уж и одинок. В комедии говорится о двоюродном брате полковника Скалозуба, бросившем армейскую службу и занявшемся учением, о племяннике княгине Тугоуховской, химике и ботанике. Это примеры нарастающего влияния передовых идей на русское общество, становления лагеря прогрессивного дворянства, к которому относится и герой комедии.
Но в фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Ум ставит его вне круга фамусовых, молчаливых, скалозубов, загорецких, тугоуховских, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта двадцати пяти глупцов и одного здравомыслящего человека. Я думаю, лучшие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сначала чудаком, странным человеком, а потом просто безумцем. "Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?" - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес. Сам Грибоедов в письме П. А. Катенину, важном для понимания его замысла, очень ясно показал, как планомерно и постепенно нарастает конфликт Чацкого с реакционным обществом. "...В моей комедии, - писал он, - ...человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножечко повыше прочих..." Сначала Чацкий весел, и это воспринято обществом и девушкой, ради которой он приехал в Москву, как порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" Затем он встречает своих прежних знакомых, и "слегка перебирает" их странности. "Что ж делать, - говорит Грибоедов в оправдание своего героя, - коли нет в них благороднейшей заметной черты!" Насмешки Чацкого не язвительны, но только до тех пор, пока его не выведут из себя. И тут уж, действительно: "Не человек! змея!". А как же иначе? Ведь затронута его гордость. Но общество далеко от понимания причин такого поведения и таких высказываний. "Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!" - звучит приговор. Герой не терпит подлости, поэтому в глазах общества он карбонарий. "Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства, и до него доходит притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков... что ж может быть полнее этого?"- заключает в своем письме Грибоедов.
Говоря о Чацком, необходимо постоянно помнить, что даже названный Герценом «декабристом», он не является таковым хотя бы потому, что действие пьесы разворачивается не позднее 1823 года, то есть задолго до декабристского восстания. Грибоедовский герой не «стоит за социальную справедливость», не «грозит разрушением, революционной ломкой». Начало «гоненья на Москву», что устраивает Чацкий в I действии, даже при самом строгом взгляде на него – нисколько не обидная и отнюдь не злая беглая зарисовка нравов и обычаев людей, в чем-то для него даже привлекательных; это некая естественная для всякой молодости игра силы, сглаженной философской готовностью принять этот мир, с его скорее смешными, нежели отталкивающими недостатками.
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах
<…>
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Даже в самом остром монологе герой не крушит устоев – действительно устойчивых, нравственно-состоятельных безусловных ценностей, на которых должно основываться общество; его гневные упреки высказаны в адрес видимости, имитации, которая предлагается его поколению вместо подлинных ценностей.
В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботиться о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны. Высказав их горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует места для свободы не только себе, но и своему веку.
Таким образом, Чацкий не просто соединяет все линии противостояния в пьесе, но и становится самой причиной ее движения и развития. Его личность и судьба принципиально важны для Грибоедова, потому что история Чацкого – это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков.
Актуальность пьесы в наши дни
Побольше действия! – Что зрителей манит?
Им видеть хочется, - ну живо
Представить им на вид.
(Гете).
Как могла продержаться об этой
комедии репутация пьесы, лишенной
сценарического движения?
(В. И. Немирович-Данченко).
Уже больше 150 лет привлекает читателей комедия Грибоедова «Горе от ума» и каждое новое поколение прочитывает ее заново, находя в ней созвучие с тем, что его сегодня волнует.
Сейчас не в диковинку видеть на сцене и читать пьесы, в которых нет никаких событий. Об одной, двухактной, критик сказал, что «в ней дважды ничего не происходит».
О комедии «Горе от ума» можно сказать, что в ней ничего не происходит четырежды. И современники, даже те, которые очень высоко оценивали поэтические достоинства комедии и силу общественно-политического накала в ней, - все же пророчили провал пьесы. Но как удивились те из них, которые дожили до первой постановки хотя бы отдельных сцен комедии и убедились в напряженном внимании зрителя, в успехе неслыханном.
Да, дом фамусовский со всем тем, что произошло в нем однажды с Чацким,- не более как «закоулок Москвы», однако оттуда, именно из него, Грибоедов показал нам не только всю тогдашнюю Москву, но и всю российскую действительность такою, какова она была после Отечественной войны, наметив черты, определившие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов».
Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед. Однако, ее значение очень велико.
Прежде всего, комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристских взглядов. Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия; со всей отчётливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют фамусовы и молчалины, лучшие человеческие качества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его видах. Духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова. В лице Чацкого дан возбуждающий любовь образ положительного героя, революционера-декабриста.
Литературное наследие Грибоедова по объему не столь обширно, однако это не уменьшает заслуг писателя. Комедия "Горе от ума" является важнейшим произведением в российской драматургии. Вряд ли можно найти театр в России, в репертуаре которого не значится "Горе от ума" А.С. Грибоедова.
Список литературы:
Как нарисовать ветку ели?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Есть ли лёд на других планетах?
"Портрет". Н.В. Гоголь
Под парусами