• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«В ДЕТСТВЕ ТАКИМ ЯВИЛОСЬ - И ОСТАЛОСЬ» (Тема отцовского воспитания в повести И. С. Шмелева «Лето Господне»)

Опубликовано Замышляева Марина Евгеньевна вкл 15.06.2024 - 6:54
Замышляева Марина Евгеньевна
Автор: 
Ширбанов Динар

Анализ проблемы взаимоотношений "отцов и детей, роли родителей и семьи в формировании личности ребенка в повести И. С. Шмелева "Лето Господне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirbanov_dinar_gbou_so_eshi_10.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по повести И. С. Шмелева «Лето Господне»

«В ДЕТСТВЕ ТАКИМ ЯВИЛОСЬ - И ОСТАЛОСЬ»

(Тема отцовского воспитания в повести И. С. Шмелева «Лето Господне»)

Автор: Ширбанов Динар, учащийся 12 «А» класса, ГБОУ СО «ЕШИ №10»

Руководитель: Замышляева Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СО «ЕШИ №10»

«В ДЕТСТВЕ ТАКИМ ЯВИЛОСЬ - И ОСТАЛОСЬ»

(Тема отцовского воспитания в повести И. С. Шмелева «Лето Господне»)

Так и поступай, с папашеньки пример бери...

 И. С. Шмелев «Лето Господне»

        В русском фольклоре много замечательных пословиц о взаимоотношениях в семье, о роли родителей в воспитании детей. И если мать призвана дарить душевное тепло, сердечную заботу, то на отце лежит ответственность за формирование личности ребенка, особенно сына.  Правильно говорится: «Каков отец, таков и молодец», «Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил».  Но во все времена остаются актуальными вопросы, как научить своего ребенка ценить то, что дорого самому, как передать ему жизненный опыт, наставить на истинный путь. Ответы можно найти в мудрой и удивительно поэтичной книге Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

       Книга эта автобиографическая, в ней трогательный и очень искренний рассказ о чудесной стране детства. Автор-повествователь смотрит на прошлое глазами ребенка.  Иван Шмелёв родился в Замоскворечье в 1873 году и рос, по словам философа Ильина, «проникаясь от юности всеми природными, историческими и религиозными ароматами этого дивного города».  Но происходило это не само по себе, а под влиянием окружающих. Душевной близости с суровой матерью у мальчика не сложилось, центром притяжения для него стал отец, именно он во многом определил мировоззрение Вани.  Поэтому, как признавался впоследствии сам писатель, о матери он «писать не мог, а об отце- бесконечно». Сергей Иванович умер, когда мальчику было всего семь лет, но и этого короткого времени, проведенного вместе, оказалось достаточным для того, чтобы Ваня проникся светлым мироощущением и всю жизнь чувствовал себя защищенным самой памятью об отце, ставшем его ангелом-хранителем. Книга «Лето Господне»-это гимн отцовской любви и пример того, какими могут и должны быть отношения «отцов и детей».

      Центральное место в повести занимает отец Сергей Иванович. Этот образ представляет собой тот идеал, которому сын Ваня хочет соответствовать.  Бережное внимание, с которым отец относится к ребенку, делает авторитет отца непререкаемым и вызывает ответный отклик: «Я прижимаюсь к отцу…», «Я целую ласковую руку».  Молодой, красивый, щедрый человек сам несет в своей душе большую любовь к людям и этому учит сына. Отцу важно, чтобы мальчик рос благодарным и чутким человеком, поэтому он не только осуждает Ваню за то, что тот забыл об именинах своего старого наставника, но и помогает исправить ошибку, передает в подарок кошелек для Горкина и советует сыну: «Скажешь ему: «А золотенький орелик…от меня с папашенькой, нераздельно…так тебя вместе любим». Сергей Иванович не сердится, не обижается на мальчика, наоборот, подчеркивает, что они одно целое. И Ваня, которому от справедливых упреков отца сначала было «стыдно», начинает испытывать совсем другие эмоции: «У меня перехватывает в горле, не помню себя от счастья».   Отец добивается того, чтобы сын поступал правильно не из страха наказания, а на основе самостоятельного морального выбора.

      Сергей Иванович умеет видеть и ценить красоту окружающего мира и делится этим с Ваней. В одном из эпизодов они заслушиваются птичьим пением: «Отец привстает и поднимает палец; лицо его сияет. - Запел! …Отец замечает, что и я здесь, и поднимает меня к жавороночку». В другом- отец показывает сыну прелесть цветов: «дает понюхать осторожно белый цветочек апельсинный. Чудесно пахнет…любимыми его душками-флердоранжем». Мужчина по-доброму относится ко всему вокруг.  Все в мире, по мнению Сергея Ивановича, устроено гармонично, и сам он несет красоту в мир. Например, с мальчишеским азартом первым бросается запускать фейерверк над построенным им «ледяным домом». Для сына в этих огнях горит «свет живой, кристально чистый-свет радостного детства», подаренного отцом. Поэтому Ване находиться с «папашенькой» всегда интересно и радостно. Он берет пример с отца и воспринимает действительность во всем многообразии красок, запахов, звуков.

      Мальчик чувствует, что рядом с Сергеем Ивановичем не только ему «ничего не страшно», но и «всем хорошо», потому что отец живет «по совести».  В его характере деловитость сочетается с бескорыстием, энергичность и удаль -с христианским терпением. Он настоящий труженик: «трудами-заботами дедушкины дела поправил». Подрядчик Сергей Иванович всегда в работе, не только руководит, но и участвует во всех делах артели.  Он справедливый хозяин: «сам не допьет — не доест, а рабочего человека не обидит». Сын видит, как его отец творит добрые дела: на Рождество устраивает обед для «разных», подает милостыню нищим, тайно платит приюту за содержание старых работников. В Сергее Ивановиче нет высокомерия, презрения к простым людям, радость православных праздников он разделяет со своими рабочими. Он думает о каждом человеке: подарками, угощением, ласковым словом «всех обласкал». Сергей Иванович занимается благотворительностью: заботится о храме в честь Казанской иконы Божией Матери, помогает в организации открытия памятника своему любимому поэту А. Пушкину. Чтобы порадовать других, он мог действовать даже себе в убыток: построив «ледяной дом», «всех папашенька, наградил, …ни копеечки ему прибытка не вышло…Душеньку зато потешил».   За это его считают «правильным человеком», а ведь «нонеча правильные-то люди ... днем с огнем не найтить!» Ваня гордится отцом, радуется, глядя, как до слез растроган Сергей Иванович, когда на День Ангела работники дарят ему «огромный румяный крендель» с сахарной надписью «Хозяину Благому».

     Между отцом и сыном существует особая духовная связь. Все, что дорого Сергею Ивановичу, становится значимым и для мальчика.  Отец Вани, человек глубоко религиозный, открыл Ване силу молитвы, смысл и красоту православных праздников, соблюдая в семье обряды и обычаи празднования Сочельника, Рождества, Святок, Пасхи, Троицы, Яблочного Спаса.   Ваня с восторгом рассказывает, как «отец начинает оправлять лампадки. Это он всегда сам: другие не так умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое Христе Спасе... Ангели поют на небеси...». И я хожу с ним». И не случайно, что в пасхальном яичке, подаренном отцом, Ване «чудится …живое, неизъяснимо-радостное, святое.  -Бог?»  Благодаря отцу, вместе с любовью к православной вере рождается в сердце мальчика и восхищение Россией: ее размахом («Широка Россия, - без весов, на глаз»), ее богатствами («У нас, в России, всякой рыбы много», «А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь»), ее природой («Морозная Россия- а… тепло!»).   Любовь к Москве -тоже от отца.  Так, в одном из эпизодов сын завороженно слушает, как отец, любуясь Москвой, наизусть читает любимые Ванины «стишки» Федора Глинки: «Город чудный, город древний…».

      Личный пример-вот главный метод воспитания в повести.  В этом еще раз убеждаешься, когда сравниваешь отношения между Сергеем Ивановичем и Ваней с отношениями между отцом и сыном Кашиными.  Крестный Вани Кашин «грубый, глаза у него, «как у людоеда, огромный, черный, идет-пол от него дрожит». Он очень богат, но «Кашинские деньги сиротскими слезами политы… Кашины…дерут с живого и с мертвого, от слез на пороге мокро». И сын Данька при попустительстве отца ведет себя развязно и нахально: подбегает к Ване, который младше и слабее него, дразнится, кичится силой («дерг за башлык…и свалил»), высмеивает гувернантку. Не зря окружающие отмечают сходство Даньки со старшим Кашиным: «Такой же живоглот вырастет». Прием антитезы помогает автору подчеркнуть, что дети учатся вести себя, подражая родителям.

      Ване же от отца передались сострадание и милосердие.  Сергея Ивановича сбросила необъезженная лошадь, его привезли домой едва живого.  Но отец винит в случившемся только себя: «Нет… все -таки славная лошадка… Как она меня мчала!.. Я во всем виноват». Какое великодушие и благородство! Думая о захворавшем отце, мальчик признается: «Сердце мое тоскует». Отец научил Ваню чувствовать боль другого человека. Когда Сергей Иванович заболел, сын в его кабинете отыскал «самое важное – от папашеньки»: цветок «желтик», сорванный Ваней на Пасху и засушенный и сохраненный отцом. Сколько нежности в том, как мальчик «взял цветочек осторожно и поднес к губам». Ваню глубоко ранят страдания отца; ему уже «не так радостно, как тогда, когда отец был здоров». Хотя Сергей Иванович и пытается его подбодрить, ребенок даже во время игр помнит о том, что отец болен, переживает и молится сквозь слезы: «Господи, помоги папашеньке, …исцели». Отец тоже думает о своих детях перед смертью, наставляя их: «Мать не обижайте, слушайтесь, как меня …Будьте честные, добрые, не ссорьтесь, за отца молитесь».  Ване Сергей Иванович передает самое сокровенное- заветную икону: «…тебе Святую … Троицу…мою».  

     Жизнерадостная атмосфера безграничного детского счастья, которой пронизана повесть, в финале сменяется картиной огромного горя, связанного с потерей отца.  Умирает отец так же достойно, как и жил, - как праведник. Ваня видит, что провожают Сергея Ивановича «всем миром», и понимает, что это не только его личная потеря, осознает, как много людей уважали и ценили отца: во время похорон «улица черна народом», мостовая устлана можжевельником, бесплатно привезенным возчиком, за гробом идут под дождем с непокрытыми головами. В последних строках повести много раз используется эпитет «черный», но символично, что заключительная фраза – это слова поминальной молитвы: «Святой…Бессмертный…Помилуй нас». Упоминание о бессмертии смягчает боль невосполнимой утраты: отчаяние сменяется смирением.  

        Ваня сразу взрослеет: «Я знаю: это последнее прощание, прощание с родимым домом, со всем, что было». Но навсегда в его памяти сохранится образ отца - то, как отец называл его «братцем», как ласково «теребил» за щеку, как шептал ему, засыпающему: «Счастье мое миндальное!» И утешением для него становится надежда на то, что можно еще будет встретиться с отцом (ведь душа вечна), если «добрую жись блюсти»: «Держи папашеньку за пример- и свидишься». Так рождается мечта мальчика: «И мне хочется стать святым».

         Автор повести «Лето Господне» Иван Сергеевич Шмелев убежден, что в основе настоящего отцовского воспитания лежит уважение к маленькому человеку, бережное отношение к нему, основанное на любви и доверии: сопереживание его чувствам, помощь в решении детских проблем, серьезные ответы на наивные вопросы.  Становление личности происходит в семье: «В детстве таким явилось- и осталось». И сегодня, в 21 веке, родители должны осознавать свою ответственность перед детьми.  Уроки доброты, трудолюбия, щедрости, истинной веры не пройдут бесследно.  Пример отца- это и есть тот нравственный компас, который ведет ребенка по жизни и определяет его судьбу.


Поделиться:

Ветер и Солнце

Флейта и Ветер

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Бородино. М.Ю. Лермонтов