В работе Д. Александрова «Владимир Набоков – натуралист и энтомолог» дается представление о бабочке, как об обобщенном воплощении мировой красоты и гармонии окружающего мира у других авторов. А в творчестве самого Набокова исследователь всё- таки подходит к мысли, что в большинстве произведений Набокова бабочки символизируют смерть главного героя.
В нашей работе предпринимается попытка проследить взаимосвязь между традиционными способами интерпретации образа бабочки вообще и, в частности, в творчестве В. В. Набокова. По ходу исследования мы заметили, если у многих авторов бабочки являются символом красоты и гармонии, то у Набокова они являются знаком иного, во многих случаях- знаком смерти и ухода из жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 23.05 КБ |
Презентация к докладу | 1.36 МБ |
Знак иного: бабочки в творчестве Владимира Набокова
Работу выполнила: ученица 8 класса Хара-Алданской СОШ им. Г.В.Егорова Голикова Надя.
Руководитель: Захарова Варвара Ивановна, учитель русского языка и литературы
«… И умру я не в летней беседке
От обжорства и от жары,
А с небесною бабочкой в сетке
На вершине дикой горы».
Я очень люблю наблюдать за бабочками, много читаю об их жизни в окружающей среде. Это и объясняет моё обращение к данной теме. Набоков – автор, обладавший профессиональными знаниями ученого-энтомолога и сумевший переносить их в литературное творчество.
Бабочки — важная тема в жизни и творчестве Владимира Набокова. Они являются неотъемлемой частью образной системы большинства его произведений и одним из ключевых сюжетов его собственной жизни.
В работе Д. Александрова «Владимир Набоков – натуралист и энтомолог» дается представление о бабочке, как об обобщенном воплощении мировой красоты и гармонии окружающего мира у других авторов. А в творчестве самого Набокова исследователь всё- таки подходит к мысли, что в большинстве произведений Набокова бабочки символизируют смерть главного героя.
В нашей работе предпринимается попытка проследить взаимосвязь между традиционными способами интерпретации образа бабочки вообще и, в частности, в творчестве В. В. Набокова. По ходу исследования мы заметили, если у многих авторов бабочки являются символом красоты и гармонии, то у Набокова они являются знаком иного, во многих случаях- знаком смерти и ухода из жизни человека.
Мы стараемся доказать, что появление бабочек в произведениях Набокова часто связано со смертью. Это и мы стараемся доказать в ходе исследования
Цель работы: показать знаки иного в образе бабочек в рассказах Набокова
Задачи:
Гипотеза: знак иного: бабочки у Набокова являются неотъемлемой частью образной системы большинства его произведений и одним из ключевых сюжетов его собственной жизни.
Предмет исследования: бабочки в произведениях Набокова
Методика исследования:
- наблюдение;
- анализ произведений;
- исследование творчества писателя
Научная новизна:
- нами доказано, что бабочки у Набокова являются знаком скорой смерти героев;
- примерами для этого служат рассказы «Пильграм», «Рождество»;
- определены все названия бабочек, которые встречаются в рассказах «Пильграм», «Рождество». (мой личный интерес)
Практическая ценность исследования.
- основные положения исследования могут применяться при прохождении новой темы по произведениям Набокова;
- также их можно использовать в научно просветительской и музейной деятельности;
- выводы, касающиеся о разновидностях бабочек, можно использовать в различных проектах по биологии, краеведению.
Набоков – энтомолог. Наш выбор определен тем, что Набоков – автор, обладавший профессиональными знаниями ученого-энтомолога и сумевший интегрировать их в литературное творчество. При этом бабочка из объекта научного исследования и описания, превратилась у него в тончайший инструмент реализации художественных замыслов.
В работе Д. Александрова «Владимир Набоков – натуралист и энтомолог» дается представление о бабочке как об обобщенном воплощении мировой красоты и гармонии окружающего мира. Вместе с тем можно предположить, что художественный образ бабочки является многоплановым: в последние годы для Набокова бабочки стали знаком иного, предзнаменованием приближающей смерти его героев
Литература и энтомология (а точнее – лепидоптерология, наука о бабочках) всегда были неразделимы в его жизни, но со временем литература заняла первое место, а бабочки стали отдыхом и неизменным источником вдохновении. Владимир Набоков не раз говорил, что, останься он в России, он, скорее всего, был бы скромным научным сотрудником в каком-нибудь провинциальном зоологическом музее. Он понимал, что никогда не смог бы выжить в Советской России как писатель, но предполагал, что смог бы выжить как энтомолог. И в изгнании бабочки не раз спасали Набокова – если не от гибели, то от мук разлуки с родным домом и родным языком.
Знак иного: бабочки в рассказе Набокова «Пильграм»
Главный герой рассказа «Пильграм». Пильграм в городе имел собственную лавку коллекций бабочек. У героя Набокова нет настоящего имени, носит какое- то нарицательное имя Пильграм. Пильграм — это искажённый вариант слова “пилигрим”, то есть странник, путешественник. Но настоящим пилигримом герой Набокова не стал. Он был путешественником, пилигримом только в своих мечтах.
Заветная мечта Пильграма. Пильграму очень хотелось самому ловить редчайших бабочек далеких стран, собственными глазами видеть их полет, взмахивать сачком, стоя по пояс в траве. Всякая чужая страна представлялась, ему исключительно, как родина той или иной бабочки.
Бабочки: знак иного в рассказе Набокова «Рождество» знак иного: финал рассказа.
Наконец – то у Пильграма появились деньги, и он мог уехать в путешествие за бабочками. Пильграм никуда не уезжает, но перед смертью в его сознании происходит переоценка жизненных ценностей: «Какой же я дурак! Мечта была всей моей жизнью! Я не видел реальность, я не видел того счастья, когда со своей любящей женой находился рядом, когда капал назойливый кран... А дети? Почему я не хотел их?
Нами произведена попытка связать таинственное появление бабочек в произведениях Набокова со смертью героя.
Слова Набокова в конце рассказа: Целый рой белых ночных и ярких экзотических бабочек кружит над умершим Пильграмом в финале одноименного рассказа.
Буквальное объяснение этой странной связи бабочек с потусторонним миром было предложено самим Набоковым в других произведениях («Лолита», «Дар», «Другие берега» и др).
Когда-то в юности Набоков, как свой герой Пильграм, мечтал о дальних экспедициях за редкими бабочками – в Центральную Азию, в тропические страны. Тогда для этого нужны были только деньги и полноценный паспорт. Ни того, ни другого у молодого эмигранта Набокова не было, и поэтому путешествия состоялись только на страницах «Пильграм», и др
Бабочки: знак иного в рассказе Набокова «Рождество»
Повествование начинается с того момента, когда Слепцов (почему-то даётся только фамилия) возвращается с кладбища. Он приехал в деревню из города, похоронил своего единственного сына в семейном склепе и вернулся на дачу
Совсем недавно, в Петербурге, - радостно, жадно поговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой – то индийской бабочке, - он умер. Это горе придавило Слепцова.
Вечером сурово затосковав, он велел отпереть большой дом. Зашёл в комнату сына, сел у голого письменного стола. В столе он нашёл вещи своего сына: тетради, расправилки, коробку с крупным индийским коконом.
«При тусклом свете лампы шёлком отливали под стеклом ровные ряды бабочек: хвостатые махаоны, небесно- лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках, с перламутровым исподом».
Слепцов вернулся во флигель, неся деревянный ящик с индийским коконом под мышкой. Долго сидел не раздеваясь. Завтра Рождество, он не может жить дальше, не может нести в себе своё большое горе. Смерть, нужно умереть, сегодня, здесь, рядом с сыном.
Финал рассказа. Внутренний монолог Слепцова прерван на слове «смерть» неожиданным появлением из кокона индийского шелкопряда (Attacusatlas).
Слепцов открыл глаза и увидел: «в коробке торчит прорванный кокон, по стене, над столом, быстро ползёт вверх чёрное сморщенное существо величиной с мышь. Оно стало крылатым, и крылья стали расти. И на стене уже была вместо чёрной мыши, громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд». Это было последним мгновением, что видел умирающий Слепцов.
Разновидности бабочек в рассказе «Пильграм»:
Серенькая бабочка
Капустница
Махаон.
Ночница
Аполлон
Жёлтая бабочка
Оранжевая бабочка
Денница
Голубянка
Разновидности бабочек в рассказе «Рождество»:
Махаон
Небесно- лазурные мотыльки
Рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках (перламутровки)
Индийский шелкопряд
Заключение
В ходе проведения данной исследовательской работы нами обнаружено, что в своих произведениях автор упоминает бабочек, сборами которых сам занимался – голубянок, перламутровок, адмирала, махаона, аполлона, капустницу, ночницу, индийского шелкопряда и др. (Музей Набокова)
Нами произведена попытка связать таинственное появление бабочек в произведениях Набокова со смертью героя.
Как энтомолог, он очень хорошо изучил разновидности бабочек. И включал их в своих произведениях. Только в двух произведениях автора, исследованных нами, мы увидели таких бабочек (Альбом)
Слайд 1
Тема: Знак иного в образе бабочек в произведениях Набокова Работа ученицы 10 класса Хара - Алданской СОШ Таттинского улуса Голиковой Нади Руководитель: учитель русского языка и литературы Захарова Варвара ИвановнаСлайд 2
Цель работы : Показать знаки иного в образе бабочек в рассказах Набокова Задачи: Выяснить большую мечту Пильграма ; Определить знаки иного в рассказе Набокова « Пильграм »; Показать знаки иного в рассказе Набокова «Рождество»; Узнать разновидности бабочек в рассказах Набокова « Пильграм », «Рождество». Гипотеза: знак иного: бабочки у Набокова являются неотъемлемой частью образной системы большинства его произведений и одним из ключевых сюжетов его собственной жизни. Предмет исследования : бабочки в произведениях Набокова
Слайд 3
Набоков- энтомолог
Слайд 4
Знак иного: бабочки в рассказе Набокова « Пильграм »
Слайд 6
Заветная мечта Пильграма : самому ловить бабочек Всякая чужая страна представлялась, ему исключительно, как родина той или иной бабочки: Он уже давно посетил и Гранаду, и Мурцию , и Альбарацин , он уже давным-давно попал и в Конго, и в Суринам, посещал Тенериффу , окрестности Оротавы и др.
Слайд 7
Знак иного: финал рассказа Пильграм никуда не уезжает, но перед смертью в его сознании происходит переоценка жизненных ценностей; От этой мысли в его сердце ещё раз кольнуло, на этот раз смертельно. Так он и умер изменившимся человеком.
Слайд 8
Бабочки: знак иного в рассказе Набокова «Рождество»
Слайд 13
Разновидности бабочек в рассказе « Пильграм »: Серенькая бабочка Капустница Махаон. Ночница Аполлон Жёлтая бабочка Оранжевая бабочка Денница Голубянка
Слайд 14
Разновидности бабочек в рассказе «Рождество»: Махаон Небесно- лазурные мотыльки Рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках (перламутровки) Индийский шелкопряд
Слайд 15
Заключение В ходе проведения данной исследовательской работы нами обнаружено, что в своих произведениях автор упоминает бабочек, сборами которых сам занимался – голубянок, перламутровок, адмирала, махаона, аполлона, капустницу, ночницу, индийского шелкопряда и др. Нами произведена попытка связать таинственное появление бабочек в произведениях Набокова со смертью героя . Целый рой белых ночных и ярких экзотических бабочек кружит над умершим Пильграмом в финале рассказа. Внутренний монолог Слепцова (рассказ «Рождество») прерван на слове «смерть» неожиданным появлением из кокона индийского шелкопряда ( Attacusatlas ).
Слайд 16
Как энтомолог, он очень хорошо изучил разновидности бабочек. И включал их в своих произведениях. Только в двух произведениях автора, исследованных нами (« Пильграм », «Рождество»), встречаются такие бабочки: серенькая бабочка, капустница, махаон, ночница, Аполлон, жёлтая бабочка (лимонница), оранжевая бабочка, денница, голубянка, махаон, небесно- лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках (перламутровки), индийский шелкопряд.
Слайд 17
Научная новизна: - нами доказано, что бабочки у Набокова являются знаком скорой смерти; - примерами для этого служат « Пильграм », «Рождество»; - определены все названия бабочек, которые встречаются в рассказах « Пильграм », «Рождество». Практическая ценность исследования. - Основные положения исследования могут применяться при прохождении новой темы по произведениям Набокова; -Также их можно использовать в научно просветительской и музейной деятельности; - Выводы, касающиеся о разновидностях бабочек можно использовать в различных проектах по биологии, краеведению.
Заяц, косач, медведь и весна
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Нора Аргунова. Щенята
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Воздух - музыкант