В современном мире есть много различных писателей, мы решили узнать о творчестве современного писателя Республики Коми Петра Митрофановича Столповского.
Цель работы:
Изучить тематику произведений писателя, особенность языка писателя, интересы в жизни писателя и его героев, что ценит автор в людях, в своих героях, в окружающем мире, на что направлена идея его творчества.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 344.99 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа» с. Объячево
Прилузского района Республики Коми
Детские краеведческие чтения «Читаю с Маршаковкой»
Тематика: МОЙ ПИСАТЕЛЬ СОВРЕМЕННИК
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
« Настоящий воспитатель маленьких душ»

Выполнил:
Сердитов Григорий
учащийся 11 «а» класса
МБОУ «СОШ» с. Объячево
Руководитель:
учитель начальных классов
Сердитова Людмила Васильевна
с. Объячево
2024 г
Содержание:
Введение………………………………………………………………….3
1.Биография………………………………………………………………..3
2.Творчество……………………………………………............................4
3.О книге писателя………..…………………………………………….....7
Заключение……………………………………………………………….10
Список источников и литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире есть много различных писателей, мы решили узнать о творчестве современного писателя Республики Коми Петра Митрофановича Столповского.
Цель работы:
Изучить тематику произведений писателя, особенность языка писателя, интересы в жизни писателя и его героев, что ценит автор в людях, в своих героях, в окружающем мире, на что направлена идея его творчества.
Объектом исследования является:
Творчество Петра Митрофановича Столповского
Задачи:
1. Собрать сведения о биографии П.М. Столповского на разных этапах жизни.
2. Выяснить, что повлияло на становление мировоззрения.
3. Проанализировать литературное произведение автора.
4. Определить тематику произведений писателя, особенность языка писателя, интересы в жизни писателя и его героев, что ценит автор в людях, в своих героях, в окружающем мире, на что направлена идея его творчества.
Методы исследования:
- изучение литературы, фото и собранной информации;
- чтение произведений писателя и анализ.
Практическая значимость: на основе материала выполнить видеосюжет по теме проекта.
П. М. Столповский родился 10 апреля 1943 года в городе Ачинске Красноярского края, куда во время Великой Отечественной войны была эвакуирована его семья. Вслед за наступлением советских войск мать с детьми вернулась на родину предков, в деревню Нижняя Ведуга Воронежской области. Там и прошло детство писателя.
Работать начал в 15 лет. Как и известные детские писатели Борис Житков, Георгий Паустовский, он освоил несколько строительных профессий, трудился на стройках страны. Три года служил в армии (1963–1966), в войсках противовоздушной обороны в Забайкальской степи. В эти годы складывался характер будущего писателя, формировалось его мировоззрение, накапливался жизненный опыт. На 1967 год приходится начало журналистской деятельности, он сотрудничал с газетами Воронежской области, Сибири, Казахстана, Крыма.
В 1973 году приехал в Сыктывкар, работал в газетах «Молодежь Севера» (1973–1974), «Красное знамя» (1974–1984). В 1980 году окончил филологический факультет Коми государственного педагогического института. Был редактором художественной литературы с 1984 года, а затем – директором Коми книжного издательства (1999–2002). С декабря 2002 года – на пенсии.
Пётр Столповский активно печатается в литературных журналах и альманахах. Он – автор более 20 книг.
П. Столповский – один из самых ярких представителей прозы Республики Коми на русском языке. Первая книга – повесть «Про Кешу, рядового Князя», вышла в Коми книжном издательстве в 1980 году. В ней с юмором рассказывается о том, как Кеша Киселёв, по прозвищу Князь, проходит школу армейской жизни. Вначале он невежественный, трудновоспитуемый подросток, склонный к неприличным с точки зрения окружающих поступкам. Но благодаря доброму отношению автора к своему герою, читатель видит в Кеше хорошее начало: чувство товарищества, юмор, изобретательность. Петр Столповский убежден, что из таких мальчишек, до поры безалаберных, «в конце концов вырастают нормальные, надежные мужчины».
Тема обездоленного детства звучит и в книге «Дорога стального цвета» (1984). В ней рассказывается о трудной жизни мальчишки военной поры, детдомовца Юры Зубарева по прозвищу Зуб. На долю героя книги выпадает много испытаний, и он выдерживает их с честью и достоинством. Без документов и денег Зуб отправляется в Сибирь искать своего дядю. Дорога к единственному родственнику, полная злоключений, станет школой жизни для подростка. Зуб встретится с разными людьми, в том числе воришками, хамами, делягами, черствыми чиновниками. Но все же в его душу залегло: хороших людей больше, «добро, оно посильней зла будет…». «Дорога стального цвета» – остросюжетное, полное драматических событий произведение. В нём автор делится своими раздумьями о формировании сознания в обстановке равнодушия общества к судьбам молодежи. Автор достиг цели: показал, из каких ребят вырастают люди, на которых держится мир. В следующем году, в 1985, эта повесть была издана в Москве, но под другим названием – «На распутье». В послевоенное время живут герои книги П. Столповского «Вдовий клад», изданной в 1986 году. Непросто складывается судьба слобожанки Прасковьи Вагиной. Умирает муж, вернувшийся с войны израненным, гибнет корова – кормилица многодетной семьи, случается пожар на подворье. Поддержкой и опорой вдове стали её сыновья – «большак» Васюня, «двойнята» Максимка и Данилка, младший Ванюшка. Автор показал самобытные характеры жителей слободки. Разговорная речь героев насыщена поговорками, приметами и быличками, с древности бытующими в среднерусских селениях.
В книгу П. Столповского «Заступник», изданную в 1988 году, вошли повести и рассказы. Писатель тревожится за будущее северного края, за судьбы людей, предки которых испокон веков жили на этой земле. Герои рассказов «Замор», «Хищник», «Заступник», «Озёванный», «Заповедный путик», «Пустой выстрел» нередко рискуют своей жизнью, защищая ранимую северную природу и её обитателей.
В произведениях П. Столповского передано трагическое мироощущение современника. В рассказах «Замор», «Пустой выстрел», «Заповедный путик», «Хищник», «Озёванный», образующих своеобразный цикл, писатель стремится определить первоосновы человеческого поведения, выявить родовую природу человека.
В центре повествования рассказа «Замор» один день жизни главного героя – Захария Пантелеймоновича. Внутренний мир героя представлен довольно гармонично, между тем трагическое ощущение возникает уже с первых строк повествования. Внешний конфликт определен встречей Захария Пантелеймоновича с «чужаками», с людьми «заезжими», в восприятии которых тайга – добыча. Для Захария они – деляги, «мнимые» хозяева леса, от которых парма страдает, а значит, и он сам. Направляя размышления читателя, П. Столповский намеренно отбирает детали, позволяющие понять мировоззренческие ценности героя: субъективизм мировосприятия героя ощутим в его слитности с плотью пармы, ее «душой», мировой гармонией, которую он знает «не умом, а сердцем». В мировосприятии героя заложены вековые образные представления, в которых человек и Природа не противопоставлены, а взаимосвязаны, поэтому так естественны в тексте постоянные сравнения душевного состояния Захария, предчувствующего трагедию, и состояния «умирающего» озера Эткаты. Нельзя не отметить, что, следуя художественным концепциям писателей второй половины ХХ века, автор соотносит следование героя нравственным законам бытия с традиционным национальным восприятием. Это находит проявление и в желании посвататься к любимой по давно забытому «номвэрскому» обычаю, вследствие чего герой и становится калекой; это и сравнение дум героя с «распевными, стародавними» коми песнями, и восприятие огня «как колдуна».
В цикле рассказов замкнутое (локальное) пространство – парма – духовное пространство, в котором действуют герои, органически слитые с «мировой» природой. Не взаимоотношения человека с природой определяют психологическую доминанту текстов, а взаимодействие каждого героя, душа которого выражает гармоническое проявление родовых и этнических традиций, и пустотой, отсутствием родовой «почвы».
В сборник произведений писателя «Саботажники» (1990) вошли повести «Дорога стального цвета», «Саботажники», «Волк». Герои повести «Саботажники», выпускники строительной школы, отправились на одну из нашумевших новостроек страны. Там, в Целинограде, молодым романтикам стало ясно: никто их здесь не ждёт. Жизнь оказалась без малейших признаков романтики, она разбросала ребят в разные стороны, и для многих из них, как Никите Лунину, «…бесприютной стала вся земля, и теперь не сыскать на ней тёплого местечка». В жёстко написанной повести «Волк» происходят драматические события в таёжном захолустье. Часто люди до конца жизни не могут простить своего обидчика, и это заканчивается трагически. В такой ситуации оказался герой повести Фёдор Карякин, «волчья душа» которого жаждала мести.
Событием в литературной жизни республики 2001 года стал сборник повестей, рассказов и заметок П. Столповского «Одуванчик во Вселенной». Повествование «Меловатские памятки» ведётся от лица литератора Антона Матвеевича, вспоминающего послевоенное детство. Обидно становится и за Данилку Мальцева, художника от бога, талант которого не признал учитель рисования в рассказе «Боярышник». Острую жалость вызывает герой рассказа «Балимба!», полоумный Маркияша, погибший от взорвавшейся в руках гранаты. Произведения «Дятел Дядя», «Глупая шутка», «Сосна кричала», вошедшие в раздел «Короткие рассказы», исполнены состраданием к обитателям леса. Рассказы «Туман в пестере», «Всех обхитрил», «Дураки» убеждают читателя в том, что мудрая природа обладает неведомыми человеку свойствами. Она умеет ответить обидчику, может одарить щедрого человека. Повесть «Одуванчик во Вселенной» заставляет задуматься о духовных ценностях, о смысле существования человека на земле.
В 2000-е годы П. Столповский – редактор и составитель энциклопедий, сборников, альманахов о Республике Коми. Он несколько лет был редактором энциклопедии «Республика Коми» в трёх томах, изданной Коми книжным издательством в 1997–2000 годах. П. Столповский занимается и переводами. Он перевёл на русский язык произведения Н. Куратовой, В. Безносикова, А. Одинцова и других коми писателей. Пересказал на русском языке сто сказок народа коми, вошедших в сборники «Коми народные сказки» и «Три стрелы». Для этих изданий были отобраны наиболее яркие сказки, выходившие в разные годы на коми языке в сборниках, составленных исследователями коми фольклора А. К. Микушевым, Ф. В. Плесовским, Ю. Г. Рочевым и другими. В своём изложении П. Столповский сумел воспроизвести основные черты характера коми народа. Нет ни одной сказки, где побеждали бы злые Вöрса, Ёмы, Туны, Яг-Морты, Гундыры. Нигде коварство, обман, злоба или глупость не одерживают победу над добром.
В 2005 году в Коми книжном издательстве вышла книга «Рассказы для детей об истории Коми края» И. Жеребцова и П. Столповского. В книге авторы занимательно рассказывают о формировании этнической общности – о войнах и походах, в которых участвовали коми-зыряне, чем они занимались на протяжении многих веков, о том, какие интересные события произошли на Коми земле с древности и до настоящего времени. Многие мифы, легенды, интересные факты из истории коми народа опубликованы здесь впервые. Авторы подготовили новое, более подробное издание, которое под этим же названием вышло в Сыктывкаре в 2008 году. Затем последовало издание на коми языке (2009).
В 2010 году П. Столповский издал книгу «Там русский дух» об удивительном приполярном Печорском крае – Усть-Цильме.
П. М. Столповский – член Союза писателей России (1982), ему присвоены почётные звания «Заслуженный работник культуры Республики Коми» (1993), «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (2004), «Народный писатель Республики Коми» (2018). Лауреат республиканского конкурса «Лучшая книга года» (2014), лауреат Правительства Республики Коми в области литературы имени И. А. Куратова (2018).
Одна из первых рецензентов творчества Петра Столповского поэт Надежда Мирошниченко писала: «Его «детская» книга написана на высшей трагической ноте. Она заставляет нас вспоминать о том, какое социальное бедствие представляет собой война, как мы, сегодняшнее поколение, формировалось там, в далеких 45–48 годах, как калечились наши души, как наши матери, бабушки и оставшиеся в живых отцы бережно и терпеливо учили нас обязательным человеческим качествам – доброте и щедрости».
За повесть «Дай доброты его сердечку» (1982) Петр Столповский был удостоен второй премии Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей и юношества. В центре сюжета повести – духовно-нравственное становление личности. Повествование ведется от первого лица – семилетнего Шурки. Автором воссоздано послевоенное время, 1947 год. Автор стремится взглянуть на трудности послевоенного периода с точки зрения мальчика Шурки и его друзей; они не знают другой жизни: для них постоянный голод, игры на минных полях – реальность. Для повести характерен психологизм. Автор моделирует динамику внутренней жизни героев, различные состояния души. Стремление автора показать не только типическую послевоенную ситуацию жизни детей, но и индивидуализировать героев, приводит к созданию психологических портретов. Эпизод, связанный с поджогом урожая хлеба, характеризует 1947 год и как «сталинское» время, когда поиски «врагов народа» возобновились с новой силой. Убедительно изображается поведение председателя колхоза и городского уполномоченного, стремящихся бездоказательно обвинить простых честных тружеников. Благодаря характеристике психологических состояний матери и бабушки, очень кратких, но точных, удается передать чувство мучительной тревоги. Постепенно автор усугубляет психологический конфликт героя, который связан с трагической гибелью на глазах Шурки его друга Борьки. Особую значимость получает образ родной бабушки Шурки, исповедующей христианское миропонимание. Восьмидесятилетняя женщина пронесла на своих плечах тяжкое бремя исторических катаклизмов ХХ века, при этом ее образ очерчен вне социальных детерминант; главный стержень ее существования – вера в Господа, ассимилирующая в себе веру в доброту человеческую. Взаимоотношения бабушки и внука претерпевают в процессе повествования значительные изменения. Молитвы бабушки обретают в тексте функцию связующей силы между «внутренним» (душой) мальчика и «вечными» ценностями, оберегающими души людские от ненависти и злобы, а, значит, и греха. Обращаясь к Богу – «Дай доброты его сердечку», бабка выполняет не социальный заказ, а «родовой» наказ. Религиозный оттенок сознания бабушки воплощает нравственный закон сохранения жизни человека. Естественность смерти бабушки в финале повести противостоит «случайным» смертям («…от железа нынче помирают, а не по совести…»), меняющим осмысленность земного гармоничного миропорядка, поэтому значимо, что «тихой» смертью бабушки завершается рассматриваемый текст.
Психологически соотносим с повестью «Дай доброты его сердечку» рассказ П. Столповского «На горе алмаз блистал» (1988); действие разворачивается в небольшом поселке в 1953 году, в день, когда народ узнает о смерти И. Сталина. П. Столповский сфокусировал нравственноэтические, психологические проблемы общества. Небольшое путешествие детей за «сверкающим» алмазом оборачивается для них разочарованием, когда вместо предполагаемого алмаза они видят осколки разбитой бутылки. Возникает символическая параллель между ложным блеском алмаза, разрушившим надежды и мечты детей, и вождем, которому «из чистого золота памятник не жалко».
Я удивительную книгу
Петра Столповского прочитал,
«Дай доброты его сердечку»,
Такое название автор книге дал.
Это произведение о детстве,
О детстве послевоенной поры.
О жизни мальчика по имени Шурик,
Одного из той детворы.
У Шурика лучший друг – Борька.
Ему живется еще тяжелей.
И как бы судьба не была горька,
Они – друзья, их водой не разлей.
Приятели живут по соседству,
У Борьки на войне убили отца.
Но дружба и верность живет,
В их добрых детских сердцах…
Они наган найти мечтали,
Чтоб им убить лесного кабана.
Но это не ради забавы.
А чтоб весь двор наелся сполна.
И ни злой монах в пещере, ни поджигатель,
Который поля с картошкой поджег,
Ничего их не остановит…
Ведь смелость, как известно, города берет.
Фашистская мина жизнь Борьки унесла,
А Шурка, друг его, стал заикаться.
Во всем виновата проклятая война,
Уж два года прошло, но как не старайся.
Мать Шурки сошла с ума, не выдержав этого.
Такое суровое послевоенное эхо.
Тяжкие очень последствия войны,
Сколько радости, столько и горя,
в масштабе страны.
Природа тоже, словно настоящий герой.
Тоньше чувствуешь мальчиков порой.
Их настроения, чувства и переживания
Оторваться от книги не оставляют желания…
Я долго после прочтения еще размышлял,
О том, что такой правды о войне я не знал.
Я настолько этой книгой пропитался,
В события влился, в каждую строчку вчитался…
Как будто увидел все своими глазами.
Впечатление рассказал своей маме.
Она со мной составила отзыв стихами,
Чтобы эту книгу еще больше читали.
Христианская нравственность и к родине любовь,
Все это ценности вновь и вновь.
Много было ребячьих смертей.
Помнить о прошлом - задача будущих поколений детей.
Жанр произведения такой не часто встречается,
Синтез рассказа и притчи в нем сочетается.
Я очень рад и по- настоящему горд,
Что гениальный автор в Республике Коми живет!
5. Заключение
По итогам исследования по теме: «Настоящий воспитатель маленьких душ» - я узнал много интересных фактов из жизни Петра Митрофановича Столповского и выяснил: тематику произведений писателя, особенность языка писателя, интересы в жизни писателя и его героев, что ценит автор в людях, в своих героях, в окружающем мире, на что направлена идея его творчества.
Сам автор сказал о произведении такие слова: «Это мое золотое, голодное детство – не по-детски суровое, но все равно отчаянно счастливое».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Китайгородская Г. Петр Митрофанович Столповский / Г. Китайгородская // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2022. – Т. 2 : М – Я. С. 503 - 508.
Приложение № 1.



В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое

Тигрёнок на подсолнухе

Паук

Северное сияние

Домик зимней ночью