• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Традиционный праздник –духовная основа жизни предков»

Опубликовано Мирошникова Ольга Владимировна вкл 05.04.2013 - 8:39
Мирошникова Ольга Владимировна
Автор: 
Кубрак Максим

 

Творческая работа «Народные традиции- моя история, моя культура»  в номинации«Традиционный        праздник –духовная основа жизни предков». Выполнена учеником 6 класса. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tradicionnyy_prazdnik-duhovnaya_osnova_zhizni_predkov._kubrak_maksim.rar441.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»

 396330  п. Воля, ул. Садовая  61а.

Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: tresvyatskaya@yandex.ru

Творческая работа

«Народные традиции - моя история, моя культура»

 в номинации

«Традиционный праздник –духовная основа жизни предков»

Выполнил:  ученик 6 класса «Б» Кубрак Максим

Руководитель: Мирошникова О.В.

 

«Всякая душа празднику рада!»   Именно так гласит русская народная пословица.   Праздник – душа народа. Он издавна являлся неотъемлемой частью его духовной жизни, это важнейший элемент традиционной народной культуры. 

  Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Но в силу некоторых исторических причин, эта связь была прервана.

Напрасно  мои родители, бабушки и дедушки пыталась обойтись без прошлого нашей русской земли.  В «первомаях» и «октябрях» их детства и юности все равно присутствовали элементы традиционных народных празднеств: обязательный выход людей на улицу, шествия, заменившие традиционные крестные ходы, непременное хождение в гости к родным и близким, праздничное застолье с домашними пирогами.

Как это ни удивительно, но мы - дети, соприкоснувшись с народными праздниками в школе, можем помочь своим «суперсовременным» родителям открыть в себе новый мир, новую сторону своей русской души.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

По  утверждению философов и педагогов, традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение  нормы поведения и принципы общественных отношений.

Тысячелетние православные праздничные традиции русского народа  соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба), образуя «годовой круг праздничных дней».

Традиции  Воронежского края очень близки к общероссийским традициям,  но, конечно же, существуют  и отличительные  черты. Ведь наша об-

ласть соединяет в себе различные фольклорные традиции  разных регионов: среднерусских , южнорусских, украинского.

        Жизнь моих предков была тесно связана с  чередованием труда и отдыха, праздников и будней. Поэтому в их жизни большое мест занимали  праздники.

Выполнение календарных праздников было обязательным! Праздники являлись школой нравственного поведения и приобщения к культуре.

Пословица говорит: «День свят – все дела спят». Время будто приостанавливается, люди радостно и сообща переживают, осмысливают нечто важное для жизни всей общины.

Праздничный день требовал преображения. Дома и улицы сияли чистотой, люди одевали богато украшенные праздничные костюмы, способные даже невзрачного в будничной жизни человека превратить в «доброго молодца», а самую обычную деревенскую девушку – в сказочную Жар-птицу. Родня, ближняя и дальняя, объединялась за праздничной трапезой, включавшей в себя особо вкусную пищу, в состав которой входили продукты, наделяемые  символическим значением: зерно и дрожжи (хлеб, пироги, блины), яйца, масло и мед, изюм, пряности. Скатерть и посуда также были празднично украшены. В праздник отношения людей были подчеркнуто уважительны друг к другу, гостеприимство проявлялось даже по отношению к незнакомым: нищим, странникам, просто прохожим.

Каждый праздник на Руси имел определённую возрастную адресованность и соответствующее музыкальное оформление (музыкальные традиции).                 Так, Святки были праздником холостой молодёжи, с ряжением, колядованием, гаданием,  причём в колядовании обязательно принимали участие и дети.

Этот праздник был средством формирования духовного начала в человеке: трудолюбия, святости, благочестия, доброты, щедрости, личного достоинства:

Со Христовым Рождеством,

Со великим праздничком!

Свят-свят, свят-свят.

И ваших ребят,

Ваших нянюшек.

Ваших матушек,

Ваших батюшек!

Свят-свят, свят-свят!

В нашем доме лад!

Весенние обряды были ориентированы на детей, начинались со дня весеннего равноденствия – 22 марта, когда земля освобождалась от снега. Многие ритуалы были сопряжены с языческими верованиями, что весну приносят птицы, которые прилетают из дальних краёв. Из теста пекли лепёшки – «жаворонки» и лепёшки-«кулики». Дети их поднимали к небу, исполняли веснянки, закликая весну и солнце:

Жаворонки, прилетите.               – Кулик-весна! На чём пришла?

Холодную зиму унесите,                На кнутике, на хомутике

Тёплую весну принесите!…        - Покинь сани, возьми воз!

Нам зима-то надокучила,               Мы поедем под Ростов

Без хлебушка замучила…              Весне поклониться,

                                                          Из родника напиться.

Иванов день или праздник Ивана Купалы был адресован мужчинам, отсюда простонародное название  - «ивановщина»

Выполнение обрядов Троицы  являлось обязанностью девочек-подростков и девушек. Символом праздника была молодая берёзка. Девушки шли в лес, играли в горелки, плели венки, загадывали желание, водили хороводы, воспевая природу, будущий урожай, счастье и любовь. Окончание семицкой недели завершалось днём Святой Троицы: праздновалось великое событие в истории христианства – сошествие Святого Духа на апостолов. Сама берёза (как растительный символ России) в Троицын день рассматривалась как образ невесты, как выражение красоты .

 А вот Масленицу можно считать семейным праздником, так как он способствовал укреплению семейных уз («тёщины вечера», «заловкины посиделки»), напоминал о необходимости уделять внимание старшим, особенно родителям, о чувстве благодарности и дружелюбии.

Ни одно событие в семье или на селе не обходится без участия детей (неважно, принимают они в нём участие или наблюдают со стороны). В любом случае дети впитывали услышанное, увиденное, запоминали и оценивали происходящее.

     

 В нашей  семье всегда  или поют, или играют, или хотя бы слушают народную музыку. Большим примером для меня является мой дедушка - Сухоруков В.А. Он является хранителем традиций игры на самом незабываемом инструменте, русской красавице – гармони! С рождения я слышу эти волшебные звуки, от которых замирает сердце. Она — истинная душа русского человека!  Всю свою жизнь мой дед связан с гармонью и теперь старается передать свой опыт мне.  Гармонь – лучший помощник в деле возрождения духа народа, его истории, традиций, культуры.  Чуть не утратив этот инструмент, многие сохранили к нему любовь. Если не гармонист, то слушатель. К сожалению, по-настоящему играющих на гармони не так много. Зато по-настоящему любящих её, как близкого родственника, к счастью, много. Надеюсь, что традиции моей семьи ещё долго будут передаваться от поколения к поколению, и я постараюсь, чтобы русская гармонь не перестала звучать в нашей семье!!!

Любимым праздником нашей семьи является «Троица». День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
В этот день мы идём в церковь с букетами луговых цветов, а дом украшаем травой и ветками деревьев.

        Традиционной для нашей семьи в этот день  является поездка  в Новою Усмань, где проходит областной фольклорный фестиваль «На Троицу». В нем принимают  участие  коллективы из Липецка, Саратова, Волгограда, Белгорода, а также Чукотки, Украины и Латвии. 

 Перед  многочисленными зрителями  представлены работы творческих лабораторий, русское подворье разных деревень, духовные песнопения и фольклорные представления различных коллективов. Наш поселок Воля ежегодно принимает участие в этом фольклорном празднике с народными гуляниями на берегу реки Усманка.

 Я с радостью и интересом принимаю участие во всех мероприятиях, связанные с народными творчеством. Побывал в библиотеке-музее имени Пономарёва, познакомился с инструментами Воронежского края в музее «Забытой музыки», участвую в каждой постановке школьного  театра,  где мы  с руководителем стараемся  возродить народные традиции через сказку, изготовление народных костюмов. Являюсь солистом школьного музыкального ансамбля, где с удовольствием знакомлюсь с песенным наследием и традициями нашего народа, принимаю участие во многих музыкальных конкурсах. Так, в декабре 2011 года занял 1 место в областном конкурсе «Я люблю тебя, Россия»

Стараниями учителей, родителей и учеников в нашей школе активно возрождаются народные традиции. Традиционными стали ярмарки, обычно в феврале – марте (на масляной неделе). Масленица в нашем посёлке проходит с большим размахом! Празднование Масленицы считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». Поэтому к этому празднику мы готовимся заранее: изготовляем поделки, вяжем, шьем, работаем с природным материалом, занимаемся росписью по дереву. На ярмарке присутствуют скоморохи, зазывалы, звучит музыка. Обязательны на ярмарке блины, чай, сладости, катание с горы. На площади устанавливается традиционный масленичный столб,   проводится множестве веселых конкурсов. Например,  катание на санях, перетягивание каната,  катание  с  горы, которое было одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» — пелось в старинной масленичной песне. Дети садились на санки по нескольку человек. Однако чаще всего катались парами на санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была поблагодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблюдала этого правила, молодежь «замораживала» санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются. По обычаю в катании с гор должны были принимать участие и молодожены. Они садились на санки и съезжали с горы под крики: «Солите рыжиков, солите рыжиков» (то есть целуйтесь при всех). Катание с гор не запрещалось и женатым людям, существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна.

Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!

Современный человек, воспитанный как «хозяин природы», но уничтожающий её,  должен относиться к земле с уважением. Праздничные традиции возвращают все возрастные категории в природу, воспитывают чувство уважения и поклонения  земле, тайны которого не до конца познаны. Ведь главной чертой русского характера, является национальной гордость! Это чувство неподвластно ни историческим катаклизмам, ни политическим условиям, а порой, его не может объяснить даже здравый смысл!

Несомненно, жаль, что многие традиции этого праздника уже невозможно возродить в современном мире.  На смену старому приходит новое, со столь же глубоким смыслом. Но очень хочется, чтобы мы не забывали о собственных корнях, и, шагая вперед, не растеряли в пути то, что поистине ценно: собственные традиции и историю. Я уверен, что возрождение традиций русских народных праздников станет большим шагом к возрождению истинно русской души и исконно русского характера!

Используемая литература:

  1. http://folk.phil.vsu.ru/publ/sborniki/afanasiev_sb3/pukhova.pdf :

http://hlebosol.info/category/russkiy-hleb/

  1. http://www.jlady.ru/prazdniki/prazdnik-maslenica.html
  2.   http://www.kuljturastran.ru/?p=1345
  3. http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_3/Yakubovskay.htm
  4. http://www.wikipedia.org/
  5. Воронежский краеведческий сборник. Из истории культуры края/ Сост. А. Гайворонский. – Воронеж. Изд-во ВГУ.
  6. Народные обряды, обычаи и приметы. А. Звонарева. Издательство: Центрполиграф. 2009.
  7. Русские народные праздники. Л. Михеева. Дрофа-плюс, 2007.

Приложение.

Широкая Масленица. Праздник в родном посёлке.

«На Троицу».  Новая Усмань.

Библиотека-музей им.  П. Д. Пономарёва.

Воронежский  музей забытой музыки

МОЙ МИР                                                                                    МОИ ТРАДИЦИИ


Поделиться:

Рисуем весеннюю вербу гуашью

Сорняки

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Интересные факты о мультфильме "Моана"

Рыжие листья