• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Итальянская песенка" Пётр Ильич Чайковский

Опубликовано Алаева Татьяна Сергеевна вкл 21.05.2013 - 13:51
Алаева Татьяна Сергеевна
Автор: 
Мещерякова Ольга

Работа на тему "Итальянская песенка" П.И. Чайковского - собственное творчесское исследование, посвященное исполняемому произведению, в форме сообщения.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon italyanskaya_pesenka_chaykovskiy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного

образования детей "Центральная детская музыкальная школа" г. Саратова

Слайд 1"Милая песенка из венеции"

"Итальянская песенка"

Пётр Ильич Чайковский

Выполнила работу

ученица 4 класса ЦДМШ

Мещерякова Ольга

преподаватель

Алаева Т.С.


Слайд 2 "Петр Ильич Чайковский"

Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893)  – великий русский композитор XIX века, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.

Жизнь П.И. Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера.

Слайд 3 "Творческий портрет"

"Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору"[1].

В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьезном и волнующем их. Разрешение такой задачи было возможно при освоении богатейшего опыта русской и мировой музыкальной культуры, при овладении высшим профессиональным композиторским мастерством. Постоянное напряжение творческих сил, повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого художника.

П.И.Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры, опираясь на русское народное творчество и городской романс XIX века, создал классические образцы русского национального музыкального искусства. Он создал лирическую оперу, русский классический балет; его фортепианные и скрипичные концерты являются большим вкладом в мировую камерно-инструментальную музыку. По-новому зазвучали его фортепианные миниатюры и лирические романсы.

Слайд 4 "Творческое наследие"

Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров.

Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства.

Путь композитора П.И. Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений, в том числе оперы "Евгений Онегин", балета "Лебединое озеро", четырех симфоний, программно-симфонических произведений "Ромео и Джульетта" и "Франческа да Римини". Но наивысшего расцвета его дарование достигло в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет "Спящая красавица", опера "Пиковая дама", Пятая и Шестая симфонии[2].


Слайд 5 "Сборник миниатюрных пьес для детей"

П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время Пётр Ильич любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник Володя в это время осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.

О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора  своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону от 30 апреля 1878 года. Находясь в Каменке, в семье Давыдовых, Чайковский написал: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана"[3] (имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора).

Слайд 6 "Детский альбом"

"Детский альбом" Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок "Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано". Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову[4].

Мотивы для своих миниатюр П.И. Чайковский брал из самых разных источников. Одни он брал из русских народных песен, другие из записных книжек во время путешествий по Европе, третьи рождались в моменты счастливых времяпрепровождений в семье своей сестры.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни каменских жителей с воплощением земного благоденствия.

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. П.И. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался.


Слайд 7 "Содержание"

Цикл состоит из 24 пьес и  связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Содержание:

1. Утренняя молитва;
2. Зимнее утро;
3. Мама;
4. Игра в лошадки;
5. Марш деревянных солдатиков;
6. Болезнь куклы;
7. Похороны куклы;
8. Вальс;
9. Новая кукла;
10. Мазурка;
11. Русская песня;
12. Мужик на гармонике играет;
13. Камаринская;
14. Полька;
15. Итальянская песенка;
16. Старинная французская песенка;
17. Немецкая песенка;
18. Неаполитанская песенка;
19. Нянина сказка;
20. Баба Яга;
21. Сладкая греза;
22. Песня жаворонка;
23. Шарманщик поет;
24. В церкви.

Слайд 8 "Итальянская песенка"

«Итальянская песенка» открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.

Живя в Италии, П.И. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой, с которой связана интересная история.

Однажды во Флоренции Пётр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окружённого толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром. В письме родным Чайковский писал: «Из Венеции я вывез с собою очень милую песенку. Вообще в Италии я испытал два приятных музыкальных впечатления. Одно во Флоренции - не помню, писал ли я Вам об этом. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую и пробрались. Оказалось, что пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным густым голосом с такою законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются. Всего курьезнее было то, что он пел песню с словами очень трагического свойства, звучавшими необыкновенно мило в устах ребенка: «Зачем изменяешь мне, зачем покидаешь меня». Это было прелестно и грустно одновременно. Чайковский пожалел мальчика. «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера, и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно»[5]. Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка»

Слайд 9 "Вместо заключения"

Все пьесы из «Детского альбома» очень популярны, они полюбились не только юным исполнителям, но и взрослым. В настоящее время существуют много аранжировок и переложений для различных инструментов и составов исполнителей: переложение для детского хора, для фортепиано в четыре руки, для скрипки и фортепиано, десять пьес для виолончели и фортепиано, инструментальная обработка для квартета и клавишных.

Слайд 10 "Мультфильм"

В 1976 году Инесса Алексеевна Ковалевская, советский режиссёр и сценарист мультипликации, создала мультфильм, посвященный «Детскому альбому" П.И. Чайковского, который состоит из последовательности миниатюрных зарисовок к каждой пьесе фортепианного цикла.

Слайд 11"Благодарю за внимание"


Список используемой литературы:

  1. Творческие портреты композиторов. М., "Музыка", 1990.
  2. Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 1. М.2004.
  3. Чайковский П. Избранные  письма. М. 2002.

Используемые электронные ресурсы:

  1. http://www.belcanto.ru
  2. http://istoriyamuziki.narod.ru
  3. http://.school-collection.edu.ru
  4. http://ru.wikipedia.org


[1] http://www.belcanto.ru/tchaikovsky.html

[2] http://istoriyamuziki.narod.ru/chaykovskiy-tvorchestvo.html

[3] Чайковский П. Избранные  письма. М. 2002. С. 90 – 91.

[4] http://ru.wikipedia.org

[5] Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 1. М.2004. С. 150. 


Поделиться:

Бабочка

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Три коробки с орехами

Ель

Какая бывает зима