• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Каталог ЭОР "Классическая музыка для детей и взрослых"

Опубликовано Пономарева Елена Николаевна вкл 09.06.2015 - 4:36
Пономарева Елена Николаевна
Автор: 
Захарова Анастасия, Быкова Анна

Каталог состоит из двух больших разделов. В первом разделе - музыка великих русских композиторов: М.И. Глинки, П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова. во втором разделе - великая музыка знаменитых зарубежных композиторов: импрессиониста Клода Дебюсси, Норвежца Эдварда Грига, итальянского композитора и скрипача Антонио Вивальди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл М.И. Глинка20.33 КБ
Файл Ан. Лядов24.29 КБ
Файл М.П. Мусоргский. Сюита "Картинки с выставки"35.79 КБ
Файл М.П. Мусоргский. Вокальный цикл "Детская"18.04 КБ
Файл Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Садко"22.2 КБ
Файл П.И. Чаковский. Фп альбом "Времена года"21.07 КБ
Файл П.И. Чаковский. Детский альбом23.71 КБ
Файл Г.В. Свиридов17.18 КБ
Файл К. Дебюсси15.35 КБ
Файл Э. Григ. Сюита "Пер Гюнт"18.06 КБ
Файл А.Вивальди. "Времена года"16.57 КБ

Предварительный просмотр:

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

"Прощание с Петербургом", романс на стихи Н. Кукольника Попутная песня

Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Паровоз тогда назывался пароходом. Эта песня - из самых известных в репертуаре Федора Шаляпина. Повторы строк сделаны для песенного варианта, в оригинальном стихотворении они отсутствуют. Это образец светлой жизнерадостной лирики. В ней все – движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. В песне все подчинено этому настроению.

 


Размер: 4.27 мб

 

"Прощание с Петербургом", романс на стихи Н. Кукольника Жаворонок

Это лирическая картина русской весенней природы. В романсе преобладает интонация «неисходною струей льющаяся песня». Довольно часто у Глинки можно наблюдать выражение длящегося томительного душевного состояния, «охваченности аффектом», сосредоточенности внимания на каком-либо явлении выдержанным внутри тоном, вокруг которого сплетаются остальные голоса, повторами интонации или «опеванием» характерного для данной мелодии тона посредством около него расположенных или им притягиваемых звуков.

 


Размер: 6.2 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"В крови горит огонь желанья..."

Аудиозапись романса М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина.

 


Размер: 1006.2 кб

"Арагонская хота" - испанская увертюра N1

В произведении Глинки призывные торжественные фанфары в начале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца. Основная мелодия не просто повторяется несколько раз в вариантном развитии. Она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и торжественно-свадебные, и таинственные.

 


Размер: 12.61 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Камаринская", фантазия на темы двух русских песен

Симфоническая фантазия М. И. Глинки "Камаринская" написана в 1848 году. Представляет собой вариации на две русские народные песни, разработанные поочередно. Первая из них - свадебная "Из-за гор, гор высоких", вторая - плясовая "Камаринского". В этой Фантазии Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. Контрастное сопоставление медленной лирической и веселой задорной песен часто можно встретить в народном музицировании.

 


Размер: 10.16 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Вальс-фантазия"

Произведение посвящено Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн. История взаимоотношений А. С. Пушкина и М. И. Глинки с семьей Керн и создания этого произведения, а также романса «Я помню чудное мгновенье…». Концерты в Павловском вокзале. История создания оркестровой версии «Вальса-фантазии». Бал Наташи Ростовой как литературная параллель этой пьесе Глинки. Композиторские средства и приемы, использованные М. Глинкой при создании вальса. Особенность трехдольного ритма и уместность его для передачи идеи кружения (вальсирования).

 


Размер: 14.03 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]


Предварительный просмотр:

АНАТОЛИЙ ЛЯДОВ

"Кикимора". Народное сказание, соч. 63

"Кикимора" - позднее оркестровое сочинение А. К. Лядова. В партитуре произведения имеется предписанная композитором литературная программа, основанная на "Сказаниях русского народа", составленных И. П. Сахаровым. Музыка замечательно передает как описанный в этой программе облик Кикиморы, так и ее действия. Сахаров рисует нам Кикимору злобную ("зло держит Кикимора на весь люд честной"). Но только ли это мы слышим в музыке? Это страх, зло, или шаловливая проказница? Какой характер Кикиморы нарисовал автор? Определять это - увлекательнейшее занятие при слушании этого шедевра.

 


Размер: 9.22 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Баба-Яга". Картинка к русской народной сказке, соч. 56

В историю вошло немного оркестровых произведений Анатолия Лядова: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора", "Танец амазонки", "Из Апокалипсиса", "Скорбная песнь". Все они не являются симфониями или концертами. Автор называл их "картинами для оркестра". "Баба-Яга" - изумительная по мастерству и изобретательности оркестровое произведение, открывшее новые выразительные возможности большого симфонического оркестра.

 


Размер: 3.98 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

155.  

"Кикимора" в пересказе А. Н. Толстого

Дать представление об изображении персонажей славянской мифологии в произведениях устного народного творчества

 


Размер: 202.8 кб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Волшебное озеро". Сказочная картинка, соч. 62 ре бемоль мажор

В этом произведении воплотилась давняя мечта композитора. Как известно, Лядов задумывал написать оперу «Зорюшка», но так и не сделал этого. Материал, который стал «озером» предназначался для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов XIX века. Таким образом, замысел композитора воплотился без малого через двадцать лет. И автор, безусловно чувствовал удовлетворение каждым тактом и каждой деталью, чего он всегда искал в произведениях других композиторов, но не всегда находил, особенно в крупных формах.

 


Размер: 8.26 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Восемь русских народных песен" для оркестра. Описание

Описание "Восьми русских народных песен" для оркестра Лядова А.К.

 


Размер: 28 кб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Духовный стих

Духовный стих - это характер калик перехожих. В старину в зеленые Святки (неделя перед Пасхой) в дом приходили бродячие музыканты и пели Духовные стихи. В каждой песне - сюжеты о "небесной" жизни, о загробном мире, о душе и так далее. В данном цикле - это символ молитвы. И эта "духовность", собственно, задает тон всем остальным пьесам.

 


Размер: 2.41 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Коляда-маляда

Коляда-Маляда - это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом приходили ряженные, плясали с хозяевами дома, пели им величальные (то есть хвалебные) песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Быть может, это марионетки зажигают вифлеемскую звезду и несут дары младенцу Иисусу? В оркестровке все "кукольное", "крошечное" - тихие шаги пиццикато, негромкие трубы - голоса кукол, но характер все же торжественный.

 


Размер: 1.43 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

  

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Протяжная

Протяжная - это наиболее красочное выражение страдания народного. Как сказал поэт, "этот стон у нас песней зовется". Несомненно, имелись ввиду протяжные. В каждой такой песне рассказывается о тяжкой судьбе, женской доле или какая-то душещипательная история с грустным концом.

 


Размер: 4.19 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Шуточная (Я с комариком плясала)

Шуточная - "Я с комариком плясала". Изображение писка комаров - это не самая главная прелесть пьесы. Звукоизобразительность - это неотъемлемая часть почерка автора, но этим он лишь отвлекает внимание, желая немного приободрить слушателя после такого глубокого горя, которое было в предыдущей пьесе.

 


Размер: 1.19 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Былина о птицах

Былина о птицах - это разговор особый. Былина - это какая-то быль, то есть история о том, что было. Она обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И музыка обычно повествовательного характера, медленная спокойная, "эпическая". А отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные.

 


Размер: 1.64 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Колыбельная

Колыбельная - логическое продолжение "приговора". Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень спокойные. Но здесь - не все так прямо. Если кто и качает люльку - так это не добрая мамаша, а сама Смерть. Это она стучалась в дверь в прошлой пьесе. А сейчас - стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с дорогим человеком.

 


Размер: 3.06 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Плясовая

Хотя весь цикл называется песнями, танец (пляска) всегда сопутствовал песне. Здесь, в Плясовой, появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и скота. А дудочки делали из "волшебной" травы, которая играет сама. Эта волшебная дудочка - маленькая, тоненькая как комар, может проскользнуть в царство смерти и вывести человека обратно на "этот" свет.

 


Размер: 927.5 кб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Хороводная

Хоровод - это когда все вместе держатся за руки и идут по кругу. Круг - это символ солнца. А солнце - это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса - это победа над смертью и радостный гимн Ее Величеству Жизни.

 


Размер: 1.74 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

  

"Музыкальная табакерка" для фортепиано, вальс-шутка соч. 32 ля мажор

Большую часть творческого наследия Лядова составляют фортепианные миниатюры. Им написано множество прелюдий, мазурок, вальсов, интермеццо, этюдов... "Музыкальная табакерка" - одна из программных фортепианных миниатюр Лядова. Музыкальная табакерка - это, собственно, такая, музыкальная "штучка", сувенир, популярный в начале XIX века. Откроешь коробочку - а там музыка играет нежными, "хрустальными" звуками. С такой музыкой были и часы, и шкатулки, и табакерки. Мелодии у них были красивые, но с неживым оттенком, (играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа).

 


Размер: 2.55 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]


Предварительный просмотр:

М.П. МУСОРГСКИЙ. КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

"Картинки с выставки", для ф-но. Описание

Описание сюиты для фортепиано "Картинки с выставки" Мусоргского М.П.

 


Размер: 99.5 кб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Прогулка

Это вступление не составляет основной – содержательной – части выставки, но является существенным элементом всей музыкальной композиции. В первый раз музыкальный материал этого вступления излагается полностью; в дальнейшем мотив «Прогулки» в разных вариантах – то спокойном, то более взволнованном – используется в качестве интерлюдий между пьесами, что замечательно выражает психологическое состояние зрителя на выставке, когда он переходит от одной картины к другой.

 


Размер: 1.57 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Гном

Рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка.

 


Размер: 3.29 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Прогулка

Переход от одной картины к другой сопровождается музыкальным материалом «Прогулки». Эта интерлюдия несколько отличается от первоначального своего звучания.

 


Размер: 1.04 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Старый замок

Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В. Стасов (в каталоге посмертной выставки художника такого рисунка не значится). Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского.

 


Размер: 6.44 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Прогулка

Переход к следующей картине. Новое звучание «Прогулки».

 


Размер: 562.8 кб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры

Законы психологии требуют контраста, чтобы художественное и эмоциональное впечатление было ярким. И этот контраст вносит данная пьеса. Тюильрийский сад или точнее Сад Тюильри (кстати, именно так во французском варианте названия) это место в центре Парижа. Он простирается приблизительно на один километр от площади Карусель до площади Согласия.

 


Размер: 1.36 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Быдло

В. Стасов, представляя публике «Картинки» и давая пояснения к пьесам этой сюиты, уточнил, что быдло - это польская телега на огромных колесах, запряженная волами. Тупая монотонность работы волов передана остинатным, то есть неизменно повторяющимся, элементарным ритмом – четыре ровных удара в такте. И так на протяжении всей пьесы. Сами аккорды помещены в нижний регистр, звучат fortissimo (итал. - очень громко).

 


Размер: 3.21 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Прогулка

Мы переходим к другой картине… (Тема «Прогулки» звучит спокойно).

 


Размер: 816.3 кб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Балет невылупившихся птенцов

Вновь контраст: волов сменяют птенцы. Другое все: вместо moderato, pesante – vivo leggiero (итал. – живо и легко), вместо массивных аккордов fortissimo в нижнем регистре – игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano (тихо). Все это призвано дать представление о маленьких шустрых существах, к тому же еще… не вылупившихся.

 


Размер: 1.69 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Два еврея, богатый и бедный

Мусоргский внес свою лепту в разработку одной из самых старых тем в искусстве и литературе, как, впрочем, и в жизни, получившей различное оформление: либо в виде сюжета «счастливцев и несчастливцев», либо «толстый и тонкий», либо «принц и нищий», либо «кухня жирных и кухня тощих». Для звуковой характеристики богатого еврея Мусоргский использует баритональный регистр, причем мелодия звучит в октавном удвоении. Национальный колорит достигнут использованием особого звукоряда. Бедный еврей обрисован во второй части пьесы.

 


Размер: 2.45 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Прогулка

Мы достигли середины цикла – не столько в арифметическом выражении (по числу уже прозвучавших и еще остающихся номеров), а по тому художественному впечатлению, которое дает нам это произведение в целом. И Мусоргский, ясно осознавая это, позволяет слушателю более продолжительный отдых: здесь звучит «Прогулка» почти в точности в том варианте, в каком она звучала в начале произведения (продлен на один «лишний» такт последний звук: своеобразный театральный жест – поднятый вверх указательный палец: «То-то еще будет!...»).

 


Размер: 1.55 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Лимож. Рынок

Сюжет пьесы комичен и простоват. Взгляд на нотные страницы невольно наводит на мысль, что «французское» в этом цикле – сад Тюильри и рынок в Лиможе – Гартману-Мусоргскому виделись в одном эмоциональном ключе. Прочтение же исполнителями высвечивают эти пьесы по-разному. Данная пьеса, изображающая «базарных баб» и их спор, звучит более энергично, чем детская ссора.

 


Размер: 1.84 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке

В этой же второй части «Картинок с выставки» есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусоргского сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Потом на тремоландо идет в миноре тема первой променады - это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздается волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому.

 


Размер: 5.24 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Избушка на курьих ножках. Баба-яга

Рисунок Гартмана изображал часы в виде избушки Бабы-Яги на курьих ножках, Мусоргский прибавил поезд Бабы-Яги в ступе. Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой.

 


Размер: 4.22 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", для ф-но. Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве

Поводом для написания этой пьесы послужил эскиз Гартмана для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года. В музыке М. Мусоргского нашла яркое выражение традиция подобных финальных праздничных сцен в русских операх. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал.

 


Размер: 6.72 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля 

  

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Описание

Описание оркестровой версии произведения Мусоргского М.П. "Картинки с выставки", созданной Равелем М.

 


Размер: 1.17 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Прогулка

Это вступление не составляет основной – содержательной – части выставки, но является существенным элементом всей музыкальной композиции. В первый раз музыкальный материал этого вступления излагается полностью.

 


Размер: 2.47 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Гном

Рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка. Если не знать авторского названия этой пьесы, то в оркестровке – чрезвычайно изобретательной – М. Равеля она предстает скорее портретом сказочного великана (а не гнома).

 


Размер: 3.93 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Прогулка

В некоторых случаях мотив «Прогулки» оказывается связующим для соседних пьес (так происходит при переходе от пьесы «Гном» к пьесе «Старый замок»). По ходу произведения эти переходы в прямом и переносном смысле безошибочно узнаются.

 


Размер: 1.15 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Старый замок

В. Стасов в каталоге выставки В. Гартмана писал, что художник, чтобы передать масштаб замка, изобразил изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. На известном теперь рисунке В. Гартмана трубадура нет, но сам рисунок хорошо передает атмосферу этой пьесы. Равель воспользовался альтовым саксофоном, чтобы передать воображаемую песню певца.

 


Размер: 7.38 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

  

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Прогулка

Вновь мотив «Прогулки» оказывается связующим для соседних пьес – переход от пьесы «Старый замок» к пьесе «Тюильрийский сад». Это переход в прямом и переносном смысле.

 


Размер: 778.4 кб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля.Тюильрийский сад. Ссора детей после игры

Сравнение фортепианной версии (в исполнении С. Рихтера) с оркестровой (инструментовкой М. Равеля) наводит на мысль, что у Рихтера, который этот контраст скорее сглаживает, нежели подчеркивает, участниками сцены являются только дети. Что касается оркестровой версии, то в средней части пьесы в сознании возникает образ нянюшек, то есть кого-то взрослого, кто старается мягко уладить ссору между детьми (увещевательные интонации струнных).

 


Размер: 1.67 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Быдло

В. Стасов, представляя публике «Картинки» и давая пояснения к пьесам этой сюиты, уточнил, что быдло - это польская телега на огромных колесах, запряженная волами. Известно, что авторская ремарка в нотах предписывает заканчивать пьесу fortissimo, без всякого diminuendo. Однако в редакции Римского-Корсакова она завершается ppp (очень тихо). Вероятно, это угасание звучности должно изображать удаляющуюся телегу. В оркестровке Равеля передана именно эта идея.

 


Размер: 4.62 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Балет невылупившихся птенцов

Надо отдать должное изобретательности Гартмана, сумевшего найти форму для невылупившихся птенцов; этот его рисунок, представляющий эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В высшей степени изобретательна и оркестровка М. Равеля.

 


Размер: 1.03 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Два еврея, богатый и бедный

Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных в Польше - «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир». Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Так что эта пьеса, строго говоря, не является картинкой «с выставки», а, скорее, из личного собрания Мусоргского.

 


Размер: 1.83 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Прогулка

Мы достигли середины цикла – не столько в арифметическом выражении (по числу уже прозвучавших и еще остающихся номеров), а по тому художественному впечатлению, которое дает нам это произведение в целом. И Мусоргский, ясно осознавая это, позволяет слушателю более продолжительный отдых - здесь звучит «Прогулка» почти в точности в том варианте, в каком она звучала в начале произведения (продлен на один «лишний» такт последний звук: своеобразный театральный жест – поднятый вверх указательный палец: «То-то еще будет!...»).

 


Размер: 3.21 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Лимож. Рынок

Сюжет пьесы комичен и простоват. Взгляд на нотные страницы невольно наводит на мысль, что «французское» в этом цикле – сад Тюильри и рынок в Лиможе – Гартману - Мусоргскому виделись в одном эмоциональном ключе. Прочтение же исполнителями высвечивает эти пьесы по-разному.

 


Размер: 1.96 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке

В. Стасов так описал эту пьесу в письме к Н. Римскому-Корсакову: «В этой же второй части [«Картинок с выставки». – А. М.] есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусорянина (так Стасов ласково называл Мусоргского. – А. М.) сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами).

 


Размер: 5.65 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Избушка на курьих ножках. Баба-яга

Эта пьеса открывает собой ряд образов и произведений, изображающих всяческую чертовщину, нечистую силу и наваждение – «Ночь на Лысой горе» самого М. Мусоргского, «Баба-Яга» и «Кикимора» А. Лядова, Леший в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, «Наваждение» С. Прокофьева…

 


Размер: 5 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Картинки с выставки", оркестровка М. Равеля. Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве

Заключительная пьеса цикла Мусоргского - интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. Это особенно ярко передано в оркестровой версии «Картинок с выставки» в инструментовке М. Равеля. Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso. Con grandezza (итал. - торжественно, величественно). Тема пьесы – не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки».

 


Размер: 8.46 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]


Предварительный просмотр:

Детская, вокальный цикл. М.П. Мусоргского

Найдено документов - 8

1.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргского. Описание

Описание вокального цикла "Детская", слова Мусоргского М.П.

[Карточка ресурса]



htm
19.4 кб

2.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргского. С няней

В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

[Карточка ресурса]



mp3
2.7 мб

3.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргского. В углу

Вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие».

[Карточка ресурса]



mp3
2.23 мб

4.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргскогою Жук

На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.

[Карточка ресурса]



mp3
3.04 мб

5.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргского. С куклой

Четвертая пьеса цикла «Детская» - посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.

[Карточка ресурса]



mp3
2.77 мб

6.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргского. На сон грядущий

Пятая сценка цикла «Детская» - подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев. Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок.

[Карточка ресурса]



mp3
2.92 мб

7.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргского. Кот матрос

Шестая сценка из цикла «Детская» - образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.

[Карточка ресурса]



mp3
2.54 мб

8.  Детская, вокальный цикл. Слова М.П.Мусоргского. Поехал на палочке

Седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления).

[Карточка ресурса]



mp3
4.02 мб


Предварительный просмотр:

Н.А.Римский-Корсаков Опера "Садко"

1.  Опера "Садко". Описание

Описание к опере "Садко" Римского-Корсакова Н.А.

[Карточка ресурса]



htm
64.9 кб

2.  Опера "Садко". Вступление. Океан Море синее

Оркестровое вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко". Самим композитором оно названо "Окиан-море синее", и рисует спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа.

[Карточка ресурса]



htm
2.6 мб

 Опера "Садко". Картина 1. Пляска и песня скоморохов

Пиршество, которое прервал Садко своими неприятными речами, возобновляется (сцена с хором вновь на 11/4), и наставники призывают скоморохов завести "песенку потешную".

[Карточка ресурса]



htm
5.21 мб

 Опера "Садко". Картина 2. Песня Садко

Вторая картина чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на крутом берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко. Звучит песня Садко "Ой, ты темная дубравушка".

[Карточка ресурса]



htm
7.63 мб

 Опера "Садко". Картина 2. Дуэт и сцена Садко, Волхва

Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц-красных, а среди них Царевна Морская Волхова, дочь Царя Морского. Садко играет наигрыш и запевает хороводную песню. Оживленная хоровая песня Садко сменяется мечтательным любовным дуэтом.

[Карточка ресурса]



htm
2.02 мб

 Опера "Садко". Картина 2. Хороводная песня Садко

Садко и Волхова поют мечтательный любовный дуэт. Временами в него вплетаются доносящиеся издалека отголоски хороводной песни.

[Карточка ресурса]



htm
3.94 мб

 Опера "Садко". Картина 4. Песня Варяжского гостя

Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему о своих странах. Первым поет скандинавский гость - Песня варяжского гостя. Песня варяжского (скандинавского) гостя суровая, мужественная: "О скалы грозные дробятся с ревом волны". Хор (народ) комментирует рассказ каждого: "Ой! не на радость ко варягам плыть".

[Карточка ресурса]

 Опера "Садко". Картина 7. Ф. Шаляпин. "Песня Варяжского гостя"

Песня Варяжского гостя из четвертой картины Оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко" в исполнении великого русского певца Ф. И. Шаляпина.

[Карточка ресурса]



mp3
3.58 мб



htm
4.3 мб

27.  Опера "Садко". Картина 4. Песня Индийского гостя

После варяжского гостя свою песню поет Индийский гость: "Не счесть алмазов в каменных пещерах". Хор комментирует его рассказ: "Ой, и чудна ж земля Индийская!".

[Карточка ресурса]

 Опера "Садко". Картина 7. С. Лемешев "Песня Индийского гостя"

Сергей Яковлевич Лемешев (1902 - 1977) – выдающийся представитель русской вокальной школы. Обладал лирическим тенором красивого мягкого и своетлого тембра, люьщимся легко и совбодно. Певца отличала большая искренность исполнения, естественное ощущение слова в музыке, яркая эмоциональность, тонкое чувство стиля, тщательность отделки музыкально-сценического образа. Партия Индийского гостя одна из ярких в огромном оперном репертуаре певца.

[Карточка ресурса]



mp3
4.72 мб



htm
5.99 мб

28.  Опера "Садко". Картина 4. Песня Веденецкого гостя

Последним свою песню поет Веденецкий гость, то есть гость из Венеции: "Город каменный, городам всем мать, славный Веденец".

[Карточка ресурса]



htm
5.16 мб

 

 Опера "Садко". Картина 7. Д. Гамриетели "Песня Веденецкого гостя"

Песня Индийского гостя из четвертой картины оперы Н. А. Римского – Корсакова «Садко» в исполнении замечательного тенора Д. Гамриетели. В этой картине заморские гости рассказывают Садко о своих странах. Песня Индийского гостя - «Не счесть алмазов в каменных пещерах». Эта сцена, в особенности три песни иноземных гостей – Варяжского, Веденецкого и Индийского - самые популярные страницы оперы. Эти песни звучат в сольных концертах басов, теноров и баритонов, являясь часто коронными номерами их программ.

[Карточка ресурса]



mp3
5.51 мб

 Опера "Садко". Картина 4. Садко и финальный хор

Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной запевает матросскую песню: "Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота - окиан-море, широко раздолье по всей земли, глубоки омуты днепровские!" (стихи эти - прибаутка-прелюдия к былине о "Соловье-Будимировиче", странствовавшем по морям).

[Карточка ресурса]



htm
3.07 мб

32.  Опера "Садко". Картина 5. Садко и Сокол-корабль Садко

Сокол-корабль, то есть главный, тот на котором Садко, останавливается посреди озера; его паруса обвисли. Другие (тридцать) корабли проходят вдали и скрываются: "А и все корабли, - поет хор корабельщиков и дружины, - словно соколы летят, а Сокол-то корабль один на море стоит" - стоит, словно удерживаемый неведомой таинственной силой.

[Карточка ресурса]



htm
6.62 мб

 Опера "Садко". Картина 6. Пляски обитателей Царства Подводного

Свадебная песня непосредственно переходит в пляски царства подводного. Проходят все обитатели подводного царства, пока, в конце концов, в пляс не пускются сами царь морской с царицею.

[Карточка ресурса]



htm
1.9 мб

Опера "Садко". Картина 6. Пляски рыбок

Все обитатели - вес рыбки - царства подводного пускаются в пляс.

 Опера "Садко". Картина 7. Колыбельная песня Волховы

Еще за опущенным занавесом слышны голоса Садко и морской царевны - они восхваляют друг друга. Это их любовный дуэт. Занавес поднимается. Зеленый лужок и край Ильмень-озера. Едва начинает светать. Садко спит на крутом бережку. Волхова поет Садко колыбельную песню.

[Карточка ресурса]



htm
7.35 мб

  Опера "Садко". Картина 7. А. Нежданова "Колыбельная Волховы"

Волхова поет колыбельную песню, склонившись над спящим Садко. Кажется, что в эту минуту Волхова изведала все счастье земной женщины, счастье жены и матери, и ради этого счастья пожертвовала своим призрачным существованием царевны фантастического подводного царства. Выдающейся исполнительницей партии Волховы на русской оперной сцене была Антонина Васильевна Нежданова. Она утвердила национальные традиции исполнения многих колоратурных и лирических партий в руских и западноевропейских классических операх. Особенно трогательными были созданные ею сказочные образы в операх Н.Римского-Корсакова: Волховы, Снегурочки; Шемаханской царицы.

[Карточка ресурса]



mp3
3


Предварительный просмотр:

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. ВРЕМЕНА ГОДА.

"Времена года". Описание

Истории создания П. И. Чайковским фортепианного цикла "Времена года". Инициатива петербургского книгоиздателя Н. М. Бернарда публиковать в каждом номере его ежемесячного журнала "Нувеллист", начиная с января 1875 года, по одной фортепианной пьесе П. Чайковского, которая должна была передавать звуками настроение, характерное для данного месяца. Тема времен года в мировой культуре. Идея использовать эпиграфы к каждой пьесе цикла. Оформление всех двенадцати пьес в цикл уже после публикации их по одной.

 


Размер: 2.94 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

  

"Времена года". Январь. "У камелька"

Эпиграф (из А. Пушкина); его содержание (более соответствующее осени), его воплощение в музыке пьесы. Форма пьесы. Трудности исполнения "простой" музыки: две крайности, опасные при исполнении произведения - простоватость (примитивность) и вычурность. Золотая середина - исполнение естественное, согретое чувством. "Подсказки" (исполнительские ремарки) композитора в тексте произведения. Параллели с другими произведениями П. Чайковского.

 


Размер: 7.64 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Февраль. "Масленица"

Эпиграф (из П. А.Вяземского). Масленица в художественной литературе и в других источниках, картины Сурикова и Б. Кустодиева. Камерный характер пьесы Чайковского в сравнении с другими известными воплощениями этого праздника в русской музыке. Музыкальная форма пьесы. Воспроизведение звучания гармоники и бубенцов. Суждение профессора К. Игумнова об образе - "медведя водят" - средней части пьесы.

 


Размер: 4.02 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Март. "Песнь жаворонка"

Эпиграф (из А. Майкова). В стихотворении описывается более позднее время. Картины весны (И. Левитан). Две пьесы П. Чайковского, имитирующие песню жаворонка. Привлекательность для композиторов воспроизведения пения птиц, примеры из творчества других композиторов. Особенность музыкальной формы пьесы (отличие простой трехчастной формы от так называемой сложной трехчастной формы). Трактовка исполнителем буквального повторенного в репризе музыкального материала экспозиции.

 


Размер: 3.3 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Апрель. "Подснежник"

Эпиграф (из А. Майкова); его разночтения - в литературных публикациях и в изданиях пьесы П. Чайковского. Стихотворение в данном случае описывает, в противоположность предыдущей пьесе, наоборот, более раннее состояние природы. Тональный план цикла. Трепетность - наиболее точное определение настроения этой пьесы. Вальсообразный (в отличие от настоящего вальса) характер движения. Музыкальные приемы, с помощью которых все это выражено.

 


Размер: 3.71 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Май. "Белые ночи"

Эпиграф (из А. Фета). Рапсодический характер музыки. Способность музыки П. Чайковского сразу проникать в сердце слушателя. Сходство этой пьесы с романсами композитора. Точное следование музыкальной интонации за поэтической. Фортепианное сопровождение напоминает звучание струнного квартета, при этом то там, то здесь на первый план выступают то воображаемый альт, то виолончель. Ясное членение пьесы на три части (средняя часть контрастирует крайним).

 


Размер: 5.47 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Июнь. "Баркарола"

Эпиграф (из А. Плещеева). О баркароле - значении слова, музыкальном жанре. Типичные черты баркаролы: минорный лад, трехдольный ритм. Примеры баркаролы у других композиторов. Примечательное несоответствие этой пьесы Чайковского типичным чертам классической баркаролы. Важные отличия печатных изданий пьесы от того, как она записана самим П. Чайковским. Влияние этих отличий на интерпретацию пьесы разными исполнителями. Чрезвычайная популярность этой пьесы.

 


Размер: 6.97 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Времена года". Июль. "Песнь косаря"

Эпиграф (из А. Кольцова). О поэте и его поэзии. Полное соответствие музыки пьесы поэзии А. Кольцова. Характерные приемы, которыми П. Чайковский передает народный характер музыки. Одновременно при этом пьеса создает картину русской природы.

 


Размер: 2.6 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Август. "Жатва"

Эпиграф (из А. Кольцова). Тема жатвы и сбора урожая в русской литературе и живописи. Сходства и различия в трактовке темы у Чайковского и Венецианова. Большое авторского названия произведения значение для понимания музыки. Обсуждение проблемы программности в музыке. Музыкальная форма пьесы; характерные особенности каждой из трех ее частей.

 


Размер: 5.16 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Сентябрь. "Охота"

Эпиграф (из А. Пушкина). Примеры описания охоты в русской литературе. Образы охоты в европейской музыке. Сугубо практические причины использования музыки (в виде сигналов) на охоте - охотничьей музыки. Особый эффект так называемого "золотого хода" (валторн). Устойчивые музыкальные образы. Очень тонкое использование "наработанных" музыкальных приемов, рисующих охоту, П. Чайковским в этой пьесе. Трехчастная форма пьесы.

 


Размер: 3.79 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Времена года". Октябрь. "Осенняя песня"

Эпиграф (из гр. А. Толстого). Одна из самых популярных пьес не только "Времен года", но и во всем наследии П. И. Чайковского. Много поэтических описаний осени в русской поэзии и изображений в русской живописи (Левитан). Мелодический строй пьесы имеет общее с другими творениями композитора (обсуждаются другие примеры). Анализ тех композиторских приемов, которые позволили Чайковскому создать этот шедевр.

 


Размер: 6.64 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

  

"Времена года". Декабрь. "Святки"

Эпиграф (из В. А. Жуковского). Описание святок у С. Максимова. Использование жанра вальса в этой пьесе; разные мнения по поводу уместности западного танца для изображения типично русского праздника. Секреты популярности и легкой запоминаемости музыки П. Чайковского. Трехчастная форма пьесы; ее психологическая оправданность.

 


Размер: 5.99 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]


Предварительный просмотр:

Чайковский П.И.

Детский альбом

2.  "Детский альбом". Описание

Первые упоминания П. Чайковского о работе над циклом "Детский альбом". Роль Коли Конради, глухонемого мальчика, воспитанника Модеста Ильича Чайковского, брата композитора, в создании цикла. Музыкальные впечатления от поездки в Италию и жизни во Флоренции, сыгравшие свою роль в создании цикла. Посвящение В. Давыдову, племяннику композитора. Отличие последовательности пьес в автографе, от той, которая была принята в первом издании цикла. Особенности и закономерности в конструкции всего цикла. Музыкальная форма пьес этого собрания.

[Карточка ресурса]



htm
27.4 кб

3.  "Детский альбом". Утренняя молитва

Пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название - "Утреннее размышление". В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций Особенности изложения музыкального материала. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

[Карточка ресурса]



htm
2.23 мб

4.  "Детский альбом". Зимнее утро

"Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский альбом". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся. О музыкальной форме пьесы. Пьеса - образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением. В этом произведении П. Чайковский использовал редкий композиторский прием: пьеса завершается не в той тональности, в которой она началась.

[Карточка ресурса]



htm
1.55 мб

5.  "Детский альбом". Игра в лошадки

Примечательная музыкальная особенность пьесы - однородность фортепианной фактуры на протяжении всей пьесы. Это позволяет провести параллель с образцами старинной музыки, что в свою очередь побуждает подойти к ней с позиций так называемой теории аффектов. С другой стороны, напрашивается сравнение с пьесами Р. Шумана. Единообразие фактуры сочетается в пьесе с разнообразием гармонии. Внимание привлекает также особый композиторский прием - так называемый органный пункт. Пьеса дает хороший повод для обсуждения этого приема - его функции и значения.

[Карточка ресурса]



htm
938.7 кб

6.  "Детский альбом". Мама

Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Выразительность ее исполнения в значительной мере зависит от точности выполнения авторских ремарок. Ощущению мягкости и гибкости способствует трехдольный размер. Фортепианная фактура пьесы двухголосна. Голоса движутся, сохраняя между собой "теплый интервал" (дециму). Для исполнителя определенную проблему представляет интонационная самостоятельность голосов.

[Карточка ресурса]



htm
1.71 мб

7.  "Детский альбом". Марш деревянных солдатиков

Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и объединяется с близкой с ней по содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и "действиям" солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.

[Карточка ресурса]



htm
1.17 мб

8.  "Детский альбом". Болезнь куклы

П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

[Карточка ресурса]



htm
4.09 мб

9.  "Детский альбом". Похороны куклы

Слушая эту пьесу, чувствуешь бережное отношение П. Чайковского к переживаниям ребенка, понимание их глубины и значительности. Пьеса вполне доказывает оправданность посвящения "Детского альбома" Р. Шуману: напрашивается ее сравнение с "Первой утратой" из "Альбома для юношества" Р. Шумана. При всей серьезности темы следует помнить, что композитор звуками создает впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.

[Карточка ресурса]



htm
2.75 мб

10.  "Детский альбом". Вальс

Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу (приводится много примеров вальса в произведениях композитора). В русской музыке традиция вальса идет от М. И. Глинки. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. П. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса - так называемые гемиоли (дается объяснение этой ритмической фигуры). Этот вальс побуждает к сравнению с вальсами Ф. Шопена.

[Карточка ресурса]



htm
1.78 мб

11.  "Детский альбом". Новая кукла

Эта пьеса - яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение - радость. Композиторские средства, которыми это сделано, заставляют вспомнить другой музыкальный шедевр - песню Л. Бетховена "Новая любовь - новая жизнь" на стихи И. В. Гете. Пьеса написана в трехчастной форме пьесы; особенности средней части. Задача исполнителя - передавая бурную радость, не впасть в суетливость и суметь передать оттенки этой радости. В репризе настроение более умиротворенное.

[Карточка ресурса]



htm
879.8 кб

12.  "Детский альбом". Мазурка

Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.

[Карточка ресурса]



htm
1.65 мб

13.  "Детский альбом". Русская песня

Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько мини-циклов - рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому. Интересна переписка П. Чайковского и Л. Толстого, в которой обсуждаются особенности русской песни. "Русская песня" из "Детского альбома" написана на основе подлинной народной песни. В связи с этим рассматривается роль А. Дельвига в создании авторской русской песни. Эта пьеса - пример темы и одной вариации на нее.

[Карточка ресурса]



htm
945.7 кб

14.  "Детский альбом". Мужик на гармонике играет

Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.

[Карточка ресурса]



htm
1.84 мб

15.  "Детский альбом". Камаринская

Эта пьеса заставляет, прежде всего, сказать о русской плясовой песне "Камаринская". Упоминание об этой песне можно встретить, например, у М. Лермонтова. До П. Чайковского "Камаринскую" написал М. Глинка (у П. Чайковский есть яркое высказывание об этом произведении М. Глинки). Между этими пьесами имеется примечательное сходство. Характерные композиторские приемы позволяют П. Чайковскому воспроизвести звучания народных инструментов - волынки и гармоники.

[Карточка ресурса]



htm
867.2 кб

16.  "Детский альбом". Полька

Полька - одна из наиболее популярных пьес "Детского альбома". Название танца уже само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.

[Карточка ресурса]



htm
1.03 мб

17.  "Детский альбом". Итальянская песенка

Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки. Об обстоятельствах использования национальных мелодий, в данном случае итальянской, П. Чайковский писал Н. фон Мекк.

[Карточка ресурса]



htm
1.26 мб

18.  "Детский альбом". Старинная французская песенка

Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе пьесы подлинная старинная французская мелодия. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после "Детского альбома" он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере "Орлеанская дева". Композитор использует приемы, характерные для старинной музыки. Музыкальную форму пьесы можно представить себе двояко - как двухчастную, так и трехчастную.

[Карточка ресурса]



htm
2 мб

19.  "Детский альбом". Немецкая песенка

По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (в описании пьесы этот тезис подробнее раскрывается). Примечательно, что трехдольный размер в данном случае больше ассоциируется с лендлером, чем с вальсом (который П. Чайковский очень любил). Эта пьеса, как и большинство номеров "Детского альбома", написана в трехчастной форме.

[Карточка ресурса]



htm
1.27 мб

20.  "Детский альбом". Неаполитанская песенка

Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: помимо "Детского альбома" она звучит в III действии балета "Лебединое озеро". Эта пьеса может считаться заключительной в мини-цикле внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальные впечатления от путешествия по разным странам".

[Карточка ресурса]



htm
1.57 мб


Предварительный просмотр:

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ

"Поет зима - аукает..."

Аудиозапись текста, сорпровождаемая иллюстративным рядом

 


Размер: 2 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Метель"

Музыкально-литературная композиция по повести Александра Сергеевича Пушкина "Метель" из цикла "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". В качестве музыкального материала звучит музыка Георгия Васильевича Свиридова "Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина "Метель"

 


Размер: 89 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]


Предварительный просмотр:

КЛОД ДЕБЮССИ

"Шаги на снегу"

Из фортепианного цикла "Прелюдии", созданного французским композитором Клодом Дебюсси.

 


Размер: 8.76 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

 

"Лунный свет"

Фрагмент "Бергамасской сюиты", созданной Клодом Дебюсси в 1890 году.

 


Размер: 8.28 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]

"Девушка с волосами цвета льна"

Фортепианный этюд Клода Дебюсси, знаменитого французского композитора, основоположника музыкального импрессионизма.

 


Размер: 5.21 мб

[Скачать] [Просмотр] [Карточка ресурса]


Предварительный просмотр:

Эдвард Григ "Пер Гюнт", музыка к драме

1.  "Пер Гюнт", музыка к драме. Описание

Описание к произведению "Пер Гюнт", музыка к драме Григ Э.

[Карточка ресурса]



htm
5.5 кб

2.  1. Prelude: In the Wedding

-

[Карточка ресурса]



mp3
6.28 мб

3.  2. The bridal procession passes

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.83 мб

4.  3. Halling

-

[Карточка ресурса]



mp3
1.65 мб

5.  4. Spring Dance

-

[Карточка ресурса]



mp3
1.27 мб

6.  5. Prelude: The Abduction. Ingrid's Lament

-

[Карточка ресурса]



mp3
5.09 мб

7.  6. In the Hall of the Mountain King

-

[Карточка ресурса]



mp3
2.94 мб

8.  7. Dance of the Mountain King's Daughter

-

[Карточка ресурса]



mp3
2.12 мб

9.  8. Prelude: Deep in the coniferous forest

-

[Карточка ресурса]



mp3
2.78 мб

10.  9. Solvejg's Song

-

[Карточка ресурса]



mp3
6.75 мб

11.  10. Ase's Death

-

[Карточка ресурса]



mp3
6.63 мб

12.  11. Prelude: Morning Mood

-

[Карточка ресурса]



mp3
4.95 мб

13.  12. Arab Dance

-

[Карточка ресурса]



mp3
5.34 мб

14.  13. Anitra's Dance

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.83 мб

15.  14. Solvejg's Song

-

[Карточка ресурса]



mp3
6.82 мб

16.  15. Prelude: Peer Gynt's Journey Home

-

[Карточка ресурса]



mp3
2.93 мб

17.  16. Solvejg's Song in the Hut

-

[Карточка ресурса]



mp3
1.62 мб

18.  17. Song of the Churchgoers (Whitsun Hymn: Oh Blessed Morning )

-

[Карточка ресурса]



mp3
1.32 мб

19.  18. Solvejg's Lullaby

-

[Карточка ресурса]



mp3
6.33 мб


Предварительный просмотр:

А.Вивальди. Концерты для скрипки с оркестром - "Времена года" - Opus 8 NN 1-4

Найдено документов - 13

1.  Концерты для скрипки с оркестром. Описание

Описание к произведению "Концерты для скрипки с оркестром" Вивальди А.

[Карточка ресурса]



htm
23.5 кб

2.  N 1, "Весна". Allegro

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.91 мб

3.  N 1, "Весна". Largo e Pianoissimo sempre

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.16 мб

4.  N 1, "Весна". Allegro

-

[Карточка ресурса]



mp3
4.51 мб

5.  N 2, "Лето". Allegro non molto

-

[Карточка ресурса]



mp3
5.82 мб

6.  N 2, "Лето". Adagio - Presto

-

[Карточка ресурса]



mp3
2.82 мб

7.  N 2, "Лето". Presto

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.13 мб

8.  N 3, "Осень". Allegro

-

[Карточка ресурса]



mp3
5.29 мб

9.  N 3, "Осень". Adagio molto

-

[Карточка ресурса]



mp3
2.87 мб

10.  N 3, "Осень". Allegro

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.77 мб

11.  N 4, "Зима". Allegro nоn molto

-

[Карточка ресурса]



mp3
4.01 мб

12.  N 4, "Зима". Largo

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.06 мб

13.  N 4, "Зима". Allegro

-

[Карточка ресурса]



mp3
3.42 мб


Поделиться:

Новогодние гирлянды

Как я избавился от обидчивости

Заповеди детства и юности

Огонь фламенко

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками