• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Музыка души

Опубликовано Гаврилова Марина Павловна вкл 04.07.2015 - 19:48
Гаврилова Марина Павловна
Автор: 
Зайцева Вероника, Захарова Елизавета

В музыкальной школе мы увидели очень интересный инструмент. Захотелось услышать его звуки, узнать, что это такое, как на нём играют, научиться играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dlya_rasskaza.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль исследовательских

и творческих проектов младших школьников

«Я познаю мир»

МУЗЫКА ДУШИ

Работу выполнили:

ученицы 2а класса

МКОУ «Эссойльская СОШ»

Захарова Елизавета,

Зайцева Вероника

Руководитель:

Гаврилова М.П.

2014

Введение

Мы хотели бы рассказать историю идеи нашего проекта. У Вероники мама-учитель в музыкальной школе и мы очень часто приходим к ней на работу. В прошлом году мы заметили в кабинете очень интересный музыкальный инструмент. Нам захотелось услышать его звуки, узнать, что это такое и как на нем играют. Возникло предположение, если инструмент музыкальный, значит, на нём можно научиться играть. Мама Вероники, узнав об этом, предложила поступить на отделение фольклора, чтобы узнать  об  инструменте – кантеле. Услышав его звуки, мы были очарованы! Целью стало: научиться играть на таком волшебном инструменте.

Задачи :

  • найти информацию о кантеле и изучить ее;
  • узнать о кантеле в музыкальной школе;
  • научиться играть.

Объект исследования- кантеле.

Методы и приемы:

  • Сбор информации
  • Самостоятельная работа с литературой
  • Обработка полученной информации
  • Интервью преподавателя кантеле в музыкальной школе
  • Создание презентации с полученной информацией
  • Игра на кантеле

История кантеле

Мы сходили в первую очередь в библиотеку посёлка, литературы о кантеле там не было, библиотекарь не смог нам помочь. Из книги «Музыка Северной деревни» Михайловой Е.П., которую мы взяли в музыкальной школе, мы узнали :

  • первое  кантеле вспоминается в книге в 1785г. великим русским поэтом Г.Р.Державиным;
  •  из эпоса «Калевала» мы узнали о создании кантеле по двум версиям, первая - из головы огромной щуки, вторая –из березы;
  • « Kantele» -название инструмента.  Существует версия возникновения названия от финского слова « kansi» ( крышка) , а также «kantaa» (нести)-всегда носили с собой, есть версия  от карельского слова «kando»-пень, обрубок.
  • именно из деревянного обрубка вытесывается топором, затем окончательно отделывается ножом резонансовый ящик кантеле;
  • принято считать , что древнейшие кантеле имели  пять струн, что соответствовало числу пальцев на руке и совпадало с мелодичным построением эпических песен, но в южных районах Карелии распространены преимущественно 9-,10-, 11- и 12- струнные кантеле.

Созвучие голосов Севера

Мы составили вопросы для преподавателя кантеле и взяли у нее интервью.

Вопросы были следующие:

  1. Откуда появилось кантеле в нашей музыкальной школе?
  2. Как настраивать инструмент?
  3. Строение кантеле
  4. Сколько струн у кантеле?
  5. Кто научил играть учителя?

Марина Ивановна Лукина рассказала:

«Кантеле в нашу школу приобрели у мастера Фролова в городе Петрозаводске в результате проекта «Сказки да присказки» - музыкальный спектакль на карельском языке. Кантеле настраивают специальным ключом, подкручивая «колки» на требуемую высоту звука. В школе есть 5-ти и 10-ти струнные старинные, традиционные кантеле. Изготовлено кантеле из ели, выглядеть оно может по-разному, в виде «коробочки» с резонатором, либо корпус без нижней части. Оттуда исходит звук».

Научилась играть Марина Ивановна на курсах «Созвучие голосов Севера» в Петрозаводске.

Игра на кантеле

Кантеле — карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гуслям. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

В нашей стране существует два способа передачи традиции игры на кантеле. Первый, это фольклорная традиция - изустный способ (на слух), второе это академическая традиция - письменный способ (ноты).

 На кантеле в нашей случае 5 струн. Начинаем играть сверху, щипком, бряцанием и перебором. Струны называются РЭ, ДО,СИ, ЛЯ,СОЛЬ.

Выводы

В ходе работы над проектом мы научились работать с научной литературой и находить необходимую информацию, узнали об истории кантеле, о строении, о происхождении названия, научились брать интервью, Лиза исполнила свою маленькую мечту - научилась играть на кантеле. В перспективе она хочет выступать для людей с музыкой души.

Источники

1.        Михайлов Е.П.; Михайлова Н.С.,МУЗЫКА СЕВЕРНОЙ ДЕРЕВНИ: Традиционные музыкальные инструменты из фондов Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника « Кижи», Карельского государственного краеведческого  музея и частных коллекций. - Петрозаводск, 2009.- 160с.

2.        http://history.kantele.ru/instrument-kantele/

3.        http://eomi.ws/plucked/kantele/


Поделиться:

Два Мороза

Тигрёнок на подсолнухе

Снежный всадник

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"

Яблоко