Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.
Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.
Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.
Задачи:
народной песни, ее собирателях и исполнителях
Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.
В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:
1. Изучение литературы
2. Анализ русской народной песни
3. Поисковый метод
4. Анкетирование
5. Метод индукции
Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.
Перед исследованием было сделано следующее:
По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.
Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya.docx | 2.73 МБ |
vvedenie._osnovnaya_chast.docx | 64.48 КБ |
Введение
Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче,
тем более глубоко и радостно
поймем великое значение
творимого нами настоящего.
А. М. Г о р ь к и й
Нынешний век – это время забвения и утраты традиций и разрушения многих семейных и социальных устоев. Поклонение перед западной культурой вытесняет из жизни русского общества исконные, хранимые веками народные обычаи и традиции. Например, традицию русской народной песни, исполняемой в кругу друзей, семьи или при застолье, мамы перестали петь детям колыбельные – один из древнейших жанров народной песни. Богатство народной песни сообщает о нравственном законе и правилах жизни, о лучших качествах человеческого сердца. Справедливость и отвага, любовь и честь, патриотизм и трудолюбие, бескорыстие и широта души – вот предметы вековой русской песни.
Наша исконная песня не только раскрывает неповторимость русской души и хранит достояние истории русского народа, но ещё и сохраняет общность русской нации, приобщает последующие поколения к культурному достоянию прошлого. Понимая ценность народного творчества, старшее поколение бережно хранит и помнит многие народные песни. В сердцах многих людей продолжают жить лучшие образцы песенного творчества русского народа. Перед нами встал вопрос: почему русская народная песня живет по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали ее записывать и изучать? В своей работе мы попытаемся познакомить вас с краткой историей, известными собирателями и исполнителями русской народной песни, а также выяснить, насколько молодое поколение знакомо с русской народной песенной культурой.
Цель исследовательской работы: сравнить прошлое состояние русской народной песни с современным.
Задачи:
народной песни, ее собирателях и исполнителях
Таким образом, предметом исследования становиться русская народная песня, объектом исследования – процесс развития русской народной песни как явления культурной жизни русского народа.
В ходе работы применялись следующие методы исследовательской деятельности:
1. Изучение литературы
2. Анализ русской народной песни
3. Поисковый метод
4. Анкетирование
5. Метод индукции
Эти методы позволили выявить основные исторические закономерности развития жанра русской народной песни, помогли обозначить исторический путь изучаемого объекта.
Перед исследованием было сделано следующее:
По данной теме существует достаточно много сведений, которые в данной работе были проанализированы и систематизированы.
Актуальность темы исследования обусловлена самой жизнью, многие прежние культурные ценности утратили свой смысл, изменились нравственные ориентиры, поэтому необходимо возрождать интерес к своим корням и традициям, так как традиция – важнейшая составляющая культуры любого народа.
2.Основная часть
I. Краткая история русской народной песни, жанровые особенности.
Русская народная песня берет начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси в IX-XII веках. Исследователи полагают, что до того как сложилась Киевская Русь восточные славяне уже имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку [Приложение №1]. Как утверждает музыковед Б.В.Асафьев: «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами»[1]. Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения светской профессиональной и православной музыки.
Таким образом, ко времени появления русского православного песнопения фольклор имел многовековую историю. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни.
С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной песенной музыки, постепенно забывался. Христианская православная церковь негативно относилась к народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках. Известны, например, ответы киевского митрополита Иоанна II писателю XI в. Якову Черноризцу, где говорится: «Тем лицам иерейского сана, которые ходят на мирские пиры, святые отцы повелевают соблюдать благообразие; когда же войдут с игрой, плясками и музыкой, то надлежит, как повелевают отцы, встать из-за стола, дабы не осквернить чувства тем, что могут увидеть и услышать, либо совсем отказаться от тех пиров»[2]. В XVII веке, во времена царя Алексея Михайловича воевода Всеволожский наказывал своему приказчику настрого: «Где объявятся домры, гудки, и гусли, и всяки гудебны бесовски сосуды, выимать и, изломав, те бесовские игры велеть сжечь»[3]. Это доказывает, что в то время признавались песнопения только церковные, т.к. считалось, что любое народное творчество, не подкрепленное верой - ложно.
Таким образом, в XVII веке наши предки либо довольствовались песнопениями сугубо духовными, либо боязливо слушали на пирах старинные народные песни.
В XVIII столетии, во времена правления Елизаветы и Екатерины Второй - растет и укрепляется самосознание русской нации. Но для русской песни эта эпоха оказалась несладкой. С Запада хлынула на Русь незнакомая, порой чуждая ей культура. Русскую народную песню уже никто не считал бесовской, но интерес к ней заметно ослабел, вытесняемый новыми иностранными образами и мотивами. Правда, репертуар русской народной песни еще после Петра I несколько расширился, например, благодаря солдатским песням. Расширилось и содержание песен, так как стал меняться жизненный уклад, культурные отношения, взгляд на женщину. Но эстетическая цельность русской песни с западным влиянием стала разрушаться, теряя самобытность. Несмотря на начинающиеся разрушения, русская народная песня в XVIII веке все еще определяла весь семейный и бытовой уклад народа. У каждого уважающего себя барина был свой крепостной хор. Но с конца XVIII века в порче старой чисто народной песни никто уже не сомневался. Вовсю стали распеваться романсы, а в деревнях стала появляться новая крестьянская «аристократия»: писари, целовальники, подьячие, - в песнях вместо традиционных героев, идущих из дедовских былин - добра молодца и красной девицы - появились новые - плут-подъячий, щеголь-писарь и т.д.
Таким образом, постепенно старые образы и символы стирались, новые песенные сюжеты стали напоминать анекдот. Русская народная песня теряла свою прежнюю глубину и чистоту, близость к родной природе.
Однако лучшие образцы русской народной песни с конца XVIII века начинают записываться и издаваться. Также в этот период русская народная музыка сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению через радиопередачи, граммпластинки, телевидение. Существовало множество самодеятельных хоров, профессиональных коллективов, исполнителей-солистов.
С течением времени складываются определенные жанры русских народных песен. Наиболее древнейшим жанром считаются календарно-обрядовые песни [Приложение №2.1]. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Жанр семейно-бытовых песен [Приложение№2.2]. К ним относятся: родинные, крестинные песни, колыбельные, свадебные игровые песни. Музыкальный язык этих песен, отличался особой эмоциональностью, выразительностью, напевностью мелодий. Так же древними жанрами являются – хороводные и плясовые песни [Приложение№2.3]. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после Пасхи. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. К этому же периоду относятся былины - русские народные эпические песни [Приложение№2.4]. Эпические песни-былины повествуют о подвигах богатырей или исторических личностей. Хотелось бы упомянуть об особом жанре русской народной песни как скоморошья песня. Негативную реакцию православной церкви вызывала эта определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа с непременным участием музыки, принципиально отличались от храмовых праздников. В песнях скоморохов не раз находилось острое словцо про духовенство, монахов и бояр. Лирические песни [Приложение№2.5] - один из популярнейших жанров русской народной песни. В них раскрывается внутренний мир человека, его переживания, чувства и настроения. В обрядовых песнях — праздничных и семейных — лирика является одним из основных элементов. По характеру своему русская народная лирика отличается большей частью грустным тоном, но наряду с грустными, протяжными песнями, есть безудержные, дышащие беззаветным весельем. Недаром А.С.Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» (стихотворенье «Зимняя дорога»). Трудовые песни [Приложение№2.6] создавались во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, а именно исполнялись при подымании тяжестей, вспахивании поля, ручном помоле зерна, выделке льна, сборе урожая. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что русская народная песня прошла долгий период своего развития, сопровождая народ в его великом историческом пути. Развиваясь, народная песня приобретала новые темы, образы, средства музыкальной выразительности, что привело к сложению определенных жанров русских народных песен.
II. Собиратели русских народных песен и первые исполнители.
Народную песню, мог придумать обычный русский крестьянин, ямщик, мастеровой или служивый. Неизвестный сочинитель ни заботился, ни помышлял о том, чтобы его имя было увековечено в будущем. Народная память просто бережно хранила на протяжении столетий многие прекрасные русские песни, передавая их из уст в уста.
В XVIII в., в период становления профессиональной музыки народное искусство впервые становится предметом изучения. Музыканты стали думать о том, как сохранить для будущего великие богатства народной песни. Уже в XVIII веке появились сборники песен с нотами. Первый сборник под названием песен «Собрание разных песен» создал в 1770году М. Д. Чулков [Приложение№3.1]. Огромный вклад в сохранении русской народной песни внес известный русский писатель, фольклорист Петр Киреевский [Приложение№3.2]. В 1840-50-е года Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Он собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. Огромный вклад в сохранении и обработке народных песен внесли русские композиторы XIX века. В 1866 г. вышел в свет «Сборник русских народных песен», составленный М. Балакиревым. Здесь впервые встречается полная точность записи мелодий и тщательный выбор самих песен. В 1877 г. издан Н. А. Римским-Корсаковым «Сборник русских народных песен». В состав сборника вошли песни, сообщенные собирателю композитором Мусоргским. Нельзя не сказать и о Митрофане Ефимовиче Пятницком [Приложение№3.3], русском советском музыканте, исполнителе и собирателе русских народных песен, основателе и первом художественном руководителе русского народного хора. С 1903 года он посетил много деревень, записал много песен от крестьян. «Народная песня, – говорил Пятницкий, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днём…деревня начинает забывать свои прекрасные песни… народная песня исчезает и её надо спасать». [4]
В конце XIX века начинается освоение песенных традиций Русского Севера экспедицией Песенной комиссии императорского Русского географического общества. Фольклорная экспедиция была направлена – в Олонецкую, Вологодскую и Архангельскую губернии. Результатом экспедиции было появление в 1894 г. сборника «Песни русского народа» [Приложение№3.4].Работа заключалась в одновременной записи слов и напева во время исполнения. Таким образом, была осуществлена «точная запись напевов…воспроизведение слов песен с поэтическими уклонениями и местными особенностями народной речи…»[5].
Одним из первых фольклорных коллективов в России в начале XX века стал Русский народный хор М.Е.Пятницкого [Приложение№4.1]. Ни одно важное событие в России не обходилось без выступления хора Пятницкого, коллективу уже более 100 лет. Первый концерт крестьянского хора, которым руководил Митрофан Ефимович Пятницкий, состоялся в марте 1911 года в Москве. Сейчас хор продолжает выступать на различных концертных площадках страны.
Одной из исполнительниц русских народных песен была Лидия Андреевна Русланова [Приложение№4.2] . Ее своеобразный певческий стиль возрождал забытые традиции русских песенниц. Проникновенная исполнительница народных песен, на сцену любила выходить в подлинно русских костюмах.
Людмила Зыкина [Приложение№4.3] - царица русской песни. Свои «певческие университеты» Зыкина начала постигать рано. В семье пели все – бабушка, мать, отец. Именно тогда, в домашней песенной атмосфере и был заложен фундамент будущей карьеры певицы. Главные темы песен Людмилы Георгиевны – это Россия, любовь к Отчизне, родной земле. Каждая её песня – это «маленький шедевр», наполненный глубокой житейской мудростью. Галина Вишневская, народная артистка СССР, говорила: «Л.Г.Зыкина пронесла через всю свою жизнь удивительную чистоту и любовь к музыке и возвела русскую фольклорную песню на уровень необычайной высоты» [6]
Огромный вклад в популяризацию русской народной песни внесли известные оперные певцы: Сергей Лемешев, Иван Козловский, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский. Во второй половине XX столетия русская песня так же звучала в концертах Клавдии Шульженко, Валентины Толкуновой, Владимира Трошина и многих других исполнителей.
Русская народная песня в наши дни постоянно звучит на концертной эстраде в исполнении таких коллективов и солистов как Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» [Приложение№4.4], Надежда Кадышева и «Золотое кольцо» [Приложение№4.5], Екатерина Шаврина, Сергей Захаров, Людмила Рюмина. Есть и молодые исполнители, такие как Марина Девятова [Приложение№4.6] и Пелагея. С эстрады звучит в большей мере стилизованная песня, меньше мы слышим и видим коллективы, которые сохраняют исконность русской народной песни.
Настоящим хранителем исконной русской народной песни является Русский Север. О том, что старинная русская народная песня жива, свидетельствует творчество самодеятельных фольклорных коллективов в районах Архангельской области: Пинежском, Лешуконском, Мезенском. Гордостью Северного края и всей страны является Государственный академический Северный русский народный хор [Приложение№5] высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре. Коллектив является хранителем северной исполнительской манеры. Н.К.Мешко – руководитель хора с 1960по 2008 гг. часто повторяла: "Не надо передразнивать старух. Мы - коллектив не крестьянский. Мы - профессионалы. Народная традиция, плюс высшая музыкальная культура, высшее мастерство - вот к чему мы стремимся".[7]
Северный хор узнаваем, он не утратил свою манеру пения. "Теперь, когда все меньше и меньше становится песенниц, знающих старинные напевы, владеющих искусством импровизации и многоголосого исполнения, Государственный Северный хор становится не только пропагандистом, но и хранителем традиционного народного творчества. Черпая свое искусство у народа, он возвращает его в обогащенном виде", - писала музыковед Л.Жирнова в книге "Северный русский народный хор"[8].
Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории.
Таким образом, музыканты XVIII – XIX веков записали и сохранили для будущих поколений русскую народную песню, а исполнители начала XX века возродили традиции русской народной песенности.
Прежде чем выяснить насколько хорошо современная молодежь знает русскую народную песенную культуру, я взял интервью у основателя и бессменного руководителя детского ансамбля народной песни «Морошка» при ДДЮТ г. Архангельска Евгении Георгиевны Тиглевой [Приложение№6] Более 30 лет Евгения Георгиевна прививает детям любовь к русской народной песне. Она любезно согласилась дать интервью, которое я включила в свою работу.
III. Интервью.
1.Как давно вы знаете русские народные песни?
С детства. Учительница в школе пела, я запоминала. Пели родители по маминой линии, музыкальных инструментов не было и папа остукивал ритм палочками, а я пела.
2. Чем привлекла Вас народная песня?
Привлекало то, что народная песня исходит из души народа, и она близка народу. В русской песне – мелодичность, искренность.
3. Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся (весёлые, грустные, хороводные, частушки)?
Все народные песни нравятся, но - лирические протяжные, например, песни Лешуконского района, нравятся и частушки. Куда голос направлен, – туда и душа лежит.
4. А есть у Вас самая любимая песня?
Самой любимой песни нет, не выбирала, все любимые. Больше нравиться исполнять песни Пинежского района: «Цветики, цветочки», «Гуленьки», «Соловеюшка».
5. Какие жанры русской народной песни вы знаете?
Их очень много: баллады, хороводные, плясовые, игровые, календарные, частушки.
6. Как вы думаете, есть ли у русской народной песни будущее?
Обязательно будет. Много ансамблей и хоров на эстраде. В том числе и в нашем регионе. Детей поет много. Мы выступаем на городских, областных, международных фестивалях. Пока мы поем, пока в нас нуждаются, слушают и любят – русская песня будет жить. Ансамбль «Морошка» воспитал много талантливых артистов. Среди них Татьяна Белкина – главный хормейстер Северного хора, (две ее дочки поют в «Морошке»), нашими выпускниками являются – артисты Северного хора, преподаватели народного пения, которые работают в музыкальных школах.
7. Но ведь не секрет, что большинство нашей молодежи интересуется совсем другими песнями, и если спросить какие русские народные песни они знают, думаю, ответ не будет оптимистичным. И получается, что книг не читаем, русский язык не знаем, песен народных не помним. Что нужно сделать, чтобы молодежь потянулась к русской народной песне?
Когда мы начинали 30 лет назад, детей и молодежи в коллективе было больше. Они приходили записываться сами, а сейчас мамы за ручку приводят. В настоящее время руководители ансамблей стараются выходить в школы заниматься с детьми, т.е родители и учителя в этом заинтересованы. Я считаю, что все-таки народ почувствовал упадок собственной культуры и старается приобщиться к ней, в том числе и к русской народной песне. Сейчас больше стало создаваться фольклорных ансамблей. Создаются певческие ансамбли, которые поют именно истинно русскую песню без всяких изменений. Современные же ансамбли сохраняют основу мелодии, а остальное идет уже в современной обработке: и ритм, и свет, и костюмы. Чтобы привлечь молодежь, нужно больше афиш, рекламы, концертов русской народной песни и по телевидению, и на сцене концертных залов.
Побеседовав с руководителем детского фольклорного ансамбля «Морошка», нам захотелось узнать мнение наших учащихся о народной песне.
Учащимся 6-8 классов была представлена следующая анкета:
1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?
2. Какую музыку ты любишь слушать (современную зарубежную, современную русскую,
классическую, русскую народную)?
3.Какие народные песни ты знаешь?
4.Назовите известных вам исполнителей солистов народных песен?
5. Какие народные коллективы ты знаешь?
6. Нужна ли нам народная песня?
Анализ результатов опроса показал следующие результаты [Приложение№7,№8].
Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкой современной музыке, которая является частью массовой культуры. Музыка классическая и народная, которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, школьникам менее известна. Однако большая часть опрошенных считают, что русская народная песня нужна т.к она(из высказываний школьников) «является частью нашей культуры», «чтобы не забывать русские традиции, обычаи, обряды», «она отличает нас от других народов», «учит нас патриотизму и любви к Родине», «это наша история», «сейчас в русском языке появляется много иностранных слов, язык деградирут, русская музыка, несомненно, нужна», «нужна, чтобы современный человек знал, на каких песнях выросли его родители», «в ней изложена мудрость народная», «человек должен гордиться своими песнями», «да, нужна, чтобы пенсионеры зажигали».
Заключение.
Таким образом, изучение прошлого и настоящего русской народной песни помогло понять, что в России испокон веков любят, чтят и помнят народные песни, в которых отражаются обычаи, традиции, характер народа. Песня прошла долгий исторический путь умирала, подвергалась гонениям и возрождалась. Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни, которые благодаря профессиональным музыкантам были собраны, записаны и дошли до наших дней. Многие выдающиеся исполнители подарили нам их душевное звучание. В народной песне нашли воплощение все лучшие черты русского характера: доброта, трудолюбие, душевная щедрость и смелость. Человек, знающий культуру и наследие своего народа, любящий русскую песню, не может быть равнодушным и злым. Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее стремительными темпами, какими бы разными ни были бы наши цели и задачи - нас объединяет то, что мы живем в России, следовательно, несем в себе русские народные традиции. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру.
Из результатов опроса школьников выяснилось, что современная молодежь в силу своего возраста увлекается жанрами современной и в большей степени зарубежной музыкой. Однако, несмотря на это, молодые люди правильно понимают значение культурных ценностей своего народа, а именно: важность сохранения русской народной песенной культуры.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в деятельности учителей музыки, литературы, истории, а так же руководителей детских фольклорных коллективов.
4.Библиографический список
1.Асафьев Б. О народной музыке.- Л., 1987.
2.Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор, 1975.
3. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г.. Русское народное творчество: Учебник для фил. Спец.
Ун-тов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 1983, 448 с., с ил..
4. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году /Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).
5.Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Государственное
музыкальное издательство, 1982.
6. Попова Т. Основы русской народной музыки. – М.: МУЗГИЗ, 1987.
7. Соболева Г. Г., Россия в песне. Музыкальные страницы: Для детей среднего
и старшего возраста. – 2-е изд. – М.: Музыка. 1982. -207 с., ил., нот.
8. Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное
издательство, 1987.
9. Сайт в Интернет. www.playcast.ru
5.Приложения.
[1] Асафьев Б.В. О народной музыке. – Л. 1987. С. 65.
[2] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.163.
[3] Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: МУЗГИЗ, 1987. С.174.
[4] Щуров В.М. Песня, традиция, память. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1987. С.76.
[5] Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 году / Записали: слова – Ф.М.Истомин, напевы – Г.О.Дютш. СПб., 1899. С.VII. В дальнейшем – Песни русского народа (I).С.12.
[6]Сайт в Интернет. www.playcast.ru.
[7] Жирнова Л. Северный русский народный хор. – М.:Советский композитор,1975. С.45.
[8] Жирнова Л. «Северный русский народный хор». – М.:Советский композитор,1975. С.64.
Рисуем зимние домики
Финист - Ясный сокол
Карандаши в пакете
Каргопольская игрушка
Яблоко