В этом году я стала посещать школьный хоровой кружок «Веселый ветер», поэтому тема моего проекта «Детское хоровое исполнительство в России: вчера, сегодня, завтра» неслучайна. Мне стала интересна история детских хоров, а так же я решила побольше узнать и изучить тему воспитания детей через хоровое пение.
Помимо того, что в своём проекте я хочу рассказать об истории и развитии детского хорового пения, мне очень интересна тема влияния хорового исполнительства на здоровье и социальные навыки детей. Я считаю, что занятия в хоре учат дисциплине, развивают самоконтроль и усердие, полезны для здоровья.
Свой проект я хотела бы представить в виде презентации для урока музыки с просмотром выступления моего хора. Я провела опрос и составила таблицы наглядно показывающие влияние хорового пения на успеваемость обучающихся. Так же мною была составлена подборка произведений в исполнении детских хоровых коллективов для использования в учебном процессе.
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №939
Проект на тему:
Выполнила ученица 4 класса
Трусова Ульяна Андреевна
Руководитель проекта: Франчук Р.А.
Москва 2017
Содержание:
Резюме.
Введение.
«Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение!»
К. Д. Ушинский
Введение.
В этом году я стала посещать школьный хоровой кружок «Веселый ветер», поэтому тема моего проекта «Детское хоровое исполнительство в России: вчера, сегодня, завтра» неслучайна. Мне стала интересна история детских хоров, а так же я решила побольше узнать и изучить тему воспитания детей через хоровое пение. Помимо того, что в своём проекте я хочу рассказать об истории и развитии детского хорового пения, мне очень интересна тема влияния хорового исполнительства на здоровье и социальные навыки детей. Я считаю, что занятия в хоре учат дисциплине, развивают самоконтроль и усердие, полезны для здоровья. Свой проект я хотела бы представить в виде презентации для урока музыки с просмотром выступления моего хора. Я провела опрос и составила таблицы наглядно показывающие влияние хорового пения на успеваемость обучающихся. Так же мною была составлена подборка произведений в исполнении детских хоровых коллективов для использования в учебном процессе.
Главная цель проекта:
Задачи проекта:
Методы работы над проектом:
Обзор литературы.
Хор: основные понятия и классификации.
Хор (др. греч. хорос – толпа) – хоровой коллектив, певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (трио, квартета, квинтета и др.) наличием как минимум двух и более человек, исполняющих одну и ту же партию
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a capella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии – 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
История детского хорового исполнительства в России.
Хоры в дореволюционной России.
Издревле на Руси всегда пели. Пели на праздники, пели, когда приходило горе, на работах в поле и доме. Песнями встречали рождение человека и провожали его в последний путь. Поэтому обучению хоровому исполнительству выделяли особую роль. В первую очередь детское хоровое пение непрерывно было связано с церковью, в Древней Руси в 10-13 веке детей, начиная с 6-7 летнего возраста, обучали хоровому пению в монастырских и церковных школах.
В 1551 году по указу Ивана Грозного возникают специальные училища при церквях. Постепенно появляются профессиональные хоры. В 16 веке был создан хор «Патриарших певчих дьяков». В 18 веке он получил название Синодальный хор. Голоса мальчиков нужны были не только в детских церковных хорах. С развитием светского многоголосого пения, в мужские профессиональные хоры вводились голоса мальчиков, так как звучание женских голосов в те времена в смешанном хоре не использовалось.
В 17 веке в Россию проникает с Запада так называемый стиль «концертного пения». Лучшие детские и взрослые голоса набирались по всей России, появились частные хоры.
В 19 веке происходит расцвет хорового пения в России и детского в том числе. Возникают хоры в различных учебных учреждения: хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, бесплатные классы хорового пения в Москве и др. В 1878 году происходит организация Русского хорового общества.
Уже в это время многие педагоги-новаторы начали отмечать роль хорового пения в воспитании и образовании детей. Появляется много трудов на эту тему. В 70-х годах 19 века появляется книга Серегея Миропольского «О музыкальном образовании народов в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвящённая обзору русской учебной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет хоровое пение, которое, по его словам является:
Детское хоровое пение в СССР.
В советский период развития нашего государства в общеобразовательных школах приобщение учащихся к музыкальному искусству происходило, в основном, посредством хорового пения, как на уроках музыки, так и на занятиях школьных хоровых коллективов. Школа «пела», регулярно проводились конкурсы школьных хоров сельских, городских, республиканских и других уровней. Именно в этот период подъёма и расцвета детского хорового исполнительства в СССР создаётся Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения имени В.С.Попова, один из лучших детских хоров мира.
Хор создал большой фонд записей, насчитывающий больше тысячи произведений. От небольших песен до симфоний и опер, от классических произведений до патриотических советских песен. Хор известен всем нам по огромному количеству песен для детей, в том числе из детских и молодёжных фильмов. Этот хор впервые исполнил и записал такие любимые не одним поколением песни, как: «Прекрасное далёко», «Вместе весело шагать», «Крылатые качели», и многие другие.
За годы своего существования хор достиг больших успехов, став лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов. Обрёл репутацию одного из самых известных, успешных и лучших детских хоров мира.
Детские хоры сегодня
К сожалению, в последние десятилетия ситуация с детским хоровым исполнительством изменилась не в лучшую сторону. Конечно, есть популярные хоровые коллективы, но до уровня Большого детского хора они не дотягивают. Нет популяризации хорового пения у детей. А ведь многими учёными и педагогами доказана несомненная польза хорового пения на воспитание и развитие юного поколения, влияние на здоровье детей.
Хоровое пение – это объединяющий процесс. Я считаю, что сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы вернуть молодому поколению то чувство товарищества, которое дает хоровое пение. К.Д. Ушинский считал, что хоровое пение – это могучий педагогический инструмент. Он утверждал, что песня способна несколько отдельных чувств объединить в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце. Я разделяю его точку зрения и полагаю, что в песне, особенно хоровой , есть нечто оживляющее человека, организующее труд, располагающее всех певцов дружному делу.
Детское хоровое воспитание является важным компонентом эстетического и нравственного воспитания. По массивности и демократичности оно имеет преимущества перед всеми другими видами искусства. Пение открывает человеку законы гармонии мира, помогает воспитывать чувство истинной красоты, любви и сопереживания. Учёными доказано: занятие хоровым пением в детстве воспитывает творческих, неординарных, толерантных людей с хорошим вкусом.
Выводы.
Способы решения проблемы.
Каждый российский ребёнок должен и имеет право с самого раннего детства получать опыт совместного музыкального самовыражения через пение. В Министерстве образования рассматривается идея о разработке программы уроков хорового пения в школе. Я думаю, эту идею поддержат все учителя музыки.
Мои наблюдения на уроках музыки, на занятиях и выступлениях моего хорового кружка, позволяют мне утверждать, что пение оказывает огромное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и должным образом воспитывать.
Я провела социометрию зависимости успешности обучения от участия в хоровом кружке среди пяти девочек и сравнила данные об успеваемости на конец прошлого учебного года, когда дети ещё не занимались в хоровом коллективе, с данными за два триместра этого года.
Средний балл по четырём основным предметам за 2016-2017 учебный год.
Имя ученика | Русский язык | Математика | Литературное чтение | Окружающий мир |
Маша | 4.1 | 3.9 | 4.7 | 4.3 |
Каныкей | 3.8 | 3.7 | 4.1 | 3.9 |
Таисия | 4.6 | 4.3 | 4.8 | 4.5 |
Майя | 4.0 | 3.9 | 4.2 | 4.6 |
Софья | 4.3 | 4.1 | 4.6 | 4.2 |
Средний балл по четырём основным предметам за первые два семестра 2017-2018 учебного года.
Имя ученика | Русский язык | Математика | Литературное чтение | Окружающий мир |
Маша | 4.0 | 4.1 | 4.6 | 4.7 |
Каныкей | 3.8 | 4.1 | 4.3 | 4.2 |
Таисия | 4.7 | 4.4 | 4.6 | 4.5 |
Майя | 3.9 | 4.2 | 4.4 | 4.8 |
Софья | 4.3 | 4.3 | 4.9 | 4.6 |
Я вывела средний балл по всем четырём предметам за 2016-2017 учебный год и за первые два триместра 2017-2018 года.
Имя ученика | 2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год |
Маша | 4.2 | 4.3 |
Каныкей | 3.8 | 4.1 |
Таисия | 4.5 | 4.5 |
Майя | 4.1 | 4.3 |
Софья | 4.3 | 4.5 |
Как можно увидеть по таблицам, успеваемость опрошенных учениц повысилась. Это позволяет мне сделать вывод, что занятия хоровым пением положительно влияют на успешность обучения.
Так же в ходе работы над проектом, мной были интервьюированы несколько музыкальных руководителей, работающих в школе, детском саду, руководитель хорового кружка. Все они исключительно положительно рассказывают о хоровом пении, не жалеют о занятиях в детских хорах и считают, что детское пение бесспорно благотворно влияет на духовное и нравственное развитие детей.
В связи с низкой популярностью хорового пения у современных детей, я хотела бы, чтобы в школах проходили открытые уроки музыки, дети посещали концерты хоровых коллективов, прослушивали аудиозаписи. При чем аудиозаписи могут использоваться не только на уроках музыки, но и быть методическим приёмом на других учебных дисциплинах. Например, в четвертых классах записи с исполнением на религиозную тематику можно использовать на уроках ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики).
Музыкальные произведения в исполнении детских хоровых коллективов, которые можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классах:
Детский хор Отрада – Пасха
Большой Детский Хор – Ангел
Детский хор Храма Сергия Радонежского – Масленица
Детский хор Храма Сергия Радонежского – Пасха красная
Детский ансамбль церкви Голгофа – Счастливого Рождества
Детский хор приюта Покровского монастыря – Эта ночь святая
Детский хор из Дарёво – Иисус среди нас
Детский хор адвентистов седьмого дня г. Бреста – У Иерусалимских гор
Музыкальные произведения для уроков патриотического воспитания и на тему Великой Отечественной войны.
Большой Детский Хор – По коням, ребята
Большой Детский Хор – Мальчишка – будущий солдат
Детский хор девочек – Песня о войне
Большой Детский Хор – Бравые солдаты
Большой Детский хор – Солдатские звёзды
Детский сводный хор – Вставай страна огромная
Большой Детский Хор – И вновь продолжается бой
А закончить свой проект я хочу словами из « Песни России»:
Песня учит нас дружить, мечтать, жить по законам совести и чести,
Родителей любить и старших уважать,
Любимой Родиной гордится,
Ей песни петь и почитать.
Благодарности:
Я хочу выразить благодарность моему учителю и классному руководителю Франчук Раисе Анатольевне за консультирование, полезные советы и постоянную поддержку в процессе работы над проектом.
Преподавателю музыки ГБОУ «Школа № 939» Сергеевой Галине Владимировне, воспитывающей на уроках у своих учеников хороший музыкальный вкус.
Руководителю кружка «Весёлый ветер» Тихомировой Зое Владимировне за знакомство с этим видом музыкального искусства.
Особые слова благодарности моей маме Трусовой Кристине Вадимовне за помощь на всех этапах выполнения проекта.
Список источников:
1 слайд.
Добрый день! Я хочу представить Вам свой проект на тему: «Детское хоровое исполнительство в России: вчера, сегодня, завтра.»
2 слайд.
В этом году я стала посещать школьный хоровой кружок «Веселый ветер», поэтому тема моего проекта «Детское хоровое исполнительство в России: вчера, сегодня, завтра» неслучайна. Мне стала интересна история детских хоров, а так же я решила побольше узнать и изучить тему воспитания детей через хоровое пение. Я считаю, что занятия в хоре учат дисциплине, развивают самоконтроль и усердие, полезны для здоровья. Я провела опрос и составила таблицы, наглядно показывающие влияние хорового пения на успеваемость обучающихся. Так же мною была составлена подборка произведений в исполнении детских хоровых коллективов для использования в учебном процессе.
3 слайд.
Главная цель моего проекта: привлечь внимание к проблеме упадка популярности детского хорового пения в России. Задачи проекта: познакомиться с основными терминами и классификациями хоров, изучить историю хорового искусства в России, проанализировать данные о влиянии хорового пения на здоровье и воспитание детей и подростков.
4 слайд.
В своей работе над проектом я использовала такие методы, как: сбор и анализ информации, просмотр видеозаписей и прослушивание аудиозаписей детских хоровых коллективов, интервьюирование музыкальных педагогов, наблюдения на уроках музыки и занятиях кружка, консультации с руководителем проекта и музыкальными педагогами.
5 слайд.
Хор (др. греч. хорос – толпа) – хоровой коллектив, певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом. Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a capella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.
6 слайд.
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так: смешанный хор (наиболее распространённый тип хора) – состоит из женских и мужских голосов ; хор мальчиков и юношей; мужской хор, женский хор и детский. Минимальное количество певцов в одной партии – 3 человека.
7 слайд.
С точки зрения манеры пения различают следующие виды хоров: академические хоры, поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического исполнения; народные хоры, поющие в народной манере, церковные хоры и другие.
8 слайд.
Издревле на Руси всегда пели. Пели на праздники, пели, когда приходило горе, на работах в поле и доме. Поэтому обучению хоровому исполнительству выделяли особую роль. В первую очередь, детское хоровое пение непрерывно было связано с церковью: в Древней Руси в 10-13 веке детей, начиная с 6-7 летнего возраста, обучали хоровому пению в монастырских и церковных школах.
9 слайд.
В 1551 году по указу Ивана Грозного возникают специальные училища при церквях. Постепенно появляются профессиональные хоры. В 16 веке был создан хор «Патриарших певчих дьяков». В 18 веке он получил название Синодальный хор. С развитием светского многоголосого пения, в мужские профессиональные хоры вводились голоса мальчиков, так как звучание женских голосов в те времена в смешанном хоре не использовалось. В 17 веке в Россию проникает с Запада так называемый стиль «концертного пения». Лучшие детские и взрослые голоса набирались по всей России, появились частные хоры.
10 слайд.
В 19 веке происходит расцвет хорового пения в России, и детского в том числе. Возникают хоры в различных учебных учреждениях: хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, бесплатные классы хорового пения в Москве и др.Уже в это время многие педагоги-новаторы начали отмечать роль хорового пения в воспитании и образовании детей. Появляется много трудов на эту тему. В 70-х годах 19 века появляется книга Серегея Миропольского «О музыкальном образовании народов в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвящённая обзору русской учебной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет хоровое пение, которое, по его словам является: привычкой тщательно выполнять свою собственную деятельность, разумным стремлением общими силами достигнуть цели, навыком к дружному, совокупному действию.
11 слайд.
В советский период развития нашего государства в общеобразовательных школах приобщение учащихся к музыкальному искусству происходило, в основном, посредством хорового пения, как на уроках музыки, так и на занятиях школьных хоровых коллективов. Школа «пела», регулярно проводились конкурсы школьных хоров сельских, городских, республиканских и других уровней.
12 слайд.
В 1970 году создается Большой Детский Хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения имени В. С. Попова, один из лучших хоров мира. Хор создал большой фонд записей, насчитывающий больше тысячи произведений. Хор известен всем нам по огромному количеству песен для детей, в том числе из детских и молодёжных фильмов. Этот хор впервые исполнил и записал такие любимые не одним поколением песни, как: «Прекрасное далёко», «Вместе весело шагать», «Крылатые качели», и многие другие. За годы своего существования хор достиг больших успехов, став лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов и обрёл репутацию одного из самых известных, успешных и лучших детских хоров мира.
13 слайд.
К сожалению, в последние десятилетия ситуация с детским хоровым исполнительством изменилась не в лучшую сторону. Нет популяризации хорового пения у детей. А ведь многими учёными и педагогами доказана несомненная польза хорового пения на воспитание и развитие юного поколения, влияние на здоровье детей. Хоровое пение – это объединяющий процесс. Я считаю, что сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы вернуть молодому поколению то чувство товарищества, которое дает хоровое пение. К.Д. Ушинский считал, что хоровое пение – это могучий педагогический инструмент. Он утверждал, что песня способна несколько отдельных чувств объединить в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце. Я разделяю его точку зрения и полагаю, что в песне, особенно хоровой , есть нечто оживляющее человека, организующее труд, располагающее всех певцов к дружному делу.
14 слайд.
Детское хоровое воспитание является важным компонентом эстетического и нравственного воспитания. По массивности и демократичности оно имеет преимущества перед всеми другими видами искусства. Пение открывает человеку законы гармонии мира, помогает воспитывать чувство истинной красоты, любви и сопереживания. Учёными доказано: занятие хоровым пением в детстве воспитывает творческих, неординарных, толерантных людей с хорошим вкусом. Каждый российский ребёнок должен и имеет право с самого раннего детства получать опыт совместного музыкального самовыражения через пение. В Министерстве образования рассматривается идея о разработке программы уроков хорового пения в школе. Я думаю, эту идею поддержат все учителя музыки.
15 слайд.
Мои наблюдения на уроках музыки, на занятиях и выступлениях моего хорового кружка, позволяют мне утверждать, что пение оказывает огромное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и должным образом воспитывать. Я провела социометрию зависимости успешности обучения от участия в хоровом кружке среди пяти девочек и сравнила данные об успеваемости на конец прошлого учебного года, когда дети ещё не занимались в хоровом коллективе, с данными за два триместра этого года. В таблицах представлен средний балл по каждому из четырех основных предметов.
16 слайд.
Я вывела средний балл по всем четырём предметам за 2016-2017 учебный год и за первые два триместра 2017-2018 года. Как можно увидеть по таблицам, успеваемость опрошенных учениц повысилась. Это позволяет мне сделать вывод, что занятия хоровым пением положительно влияют на успешность обучения.
17 слайд.
В связи с низкой популярностью хорового пения у современных детей, я хотела бы, чтобы в школах проходили открытые уроки музыки, дети посещали концерты хоровых коллективов, прослушивали аудиозаписи. При чем аудиозаписи могут использоваться не только на уроках музыки, но и быть методическим приёмом на других учебных дисциплинах. Например, в четвертых классах записи с исполнением на религиозную тематику можно использовать на уроках ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики).
Я составила подборку музыкальных произведений в исполнении детских хоровых коллективов, которую можно использовать на уроках ОРКСЭ. Плейлист Вы можете видеть на слайде.
18 слайд
Ещё одна подборка хоровых песен может быть использована на уроках, посвящённых воспитанию патриотизма у детей, а так же на тему Великой Отечественной войны.
19 слайд.
А закончить своё выступление я хочу словами благодарности моему учителю и классному руководителю Франчук Раисе Анатольевне за консультирование, полезные советы и постоянную поддержку в процессе работы над проектом. Преподавателю музыки ГБОУ «Школа № 939» Сергеевой Галине Владимировне, воспитывающей на уроках у своих учеников хороший музыкальный вкус. Руководителю кружка «Весёлый ветер» Тихомировой Зое Владимировне за знакомство с этим видом музыкального искусства. Особые слова благодарности моей маме Трусовой Кристине Вадимовне за помощь на всех этапах выполнения проекта.
20 слайд.
Спасибо большое за внимание!
"Не жалею, не зову, не плачу…"
У меня в портфеле
Пчёлы и муха
Этот древний-древний-древний мир!
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский