Целью работы является изучение свадебного песенного обряда Руси.
Задачи:
Результаты: Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись и являются сегодня могущественным средством национального воспитания и сложения народа в одно духовное целое. К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. Не звучат старые песни, причитания, частушки. Многие обряды и обычаи свадьбы потеряли первоначальный смысл, а отношение современных людей к старинным обрядам изменилось – нередко свадьбы ограничиваются росписью в ЗАГСе. Но некоторые пары продолжают соблюдать древние традиции торжества, отдавая дань богатому прошлому нашей страны. Подрастающее поколение, как показал социальный опрос, имеет представление о многих этапах свадебного обряда, а также не против при вступлении в брак следовать традициям и обычаям своего народа., в частности не против такого важного этапа, как венчание.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована для бесед с подростками, на классных часах и на уроках психологии.
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 858.15 КБ |
svadebnyy_obryad_i_svadebnye_pesni_rusi.docx | 1.43 МБ |
svadebnye_obryadovye_pesni_rusi.pptx | 1.42 МБ |
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции "Эврика" Малой академии наук учащихся Кубани
Направление: гуманитарное
Секция: литературоведение
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД И
СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ РУСИ
Автор: Шевченко Татьяна
ученица 9 «Б» класса МБОУ СОШ №2
ст. Калининской Калининского района
Руководитель: Драй
Тамара Васильевна,
учитель литературы МБОУ СОШ №2
ст. Калининская, 2017 г.
Слайд 1
Свадебный обряд и свадебные песни Руси Работу выполнила ученица 9«Б» класса Калининской МБОУ СОШ №2 Шевченко Таня Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции "Эврика" Малой академии наук учащихся Кубани Направление: гуманитарное Секция: литературоведениеСлайд 2
Свадебные песни были неотьемлемой частью обрядов и выполняли функции: магическую, юридическую, эстетическую. Свадебный обряд, где не спели бы традиционных песен, не мог считаться состоявшимся, как и обряд без коллективного гуляния.
Слайд 3
Этапы традиционного свадебного ритуала сватовство осмотр хозяйства жениха смотрины невесты сговор богомолье(обручение) запой девичник и молодечник венчание свадебный пир
Слайд 4
На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. старались избежать свадьбы в мае, чтобы не "маяться всю жизнь"
Слайд 5
Предсвадебные и свадебные обрядовые песни Этномузыкология - интегративная научная дисциплина, исследующая музыкальные системы народов (этносов) мира Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко . 1999
Слайд 6
Девичник Милые мои подруженьки, Милые и задушевные, Отчего же вас долго не было, За какими недосугами? Или батюшки вас не отпускали? Или матушки да вас задерживали? Или братики да вам делов нашли? Или сами за собой не шли? Под окошечком-то ровно сад растет, Во саду-то ровно мак цветет. Одна маковка-то победнее всех, Опадает с нее алый цвет. Отличительным признаком девичника были печальные песни и причитания
Слайд 7
Обряд расплетания Затрубила трубонька Рано на заре, Вот всплакнула Настенька По русой косе. Вечером ее косу Девушки плели, Девушки плели, Все бантили . Приехала свахонька Немилостивая, Стала ее косыньки Рвать-порывать, Разделила косыньку На две стороны И сказала косынькам : «Век вам вековать, Век вам вековать, В девках не бывать»
Слайд 8
« Молодечник " или "жениховы посиделки" Кто у нас умен, Кто у нас разумен? Николай-то умен, Петрович разумен. Он по двору ходит, Манерно ступает, Манерно ступает, Сапог не ломает. Сапог не ломает, Чулок не марает. Он по двору ходит, Руками разводит. На коня садится – Конь под ним бодрится, Плетеночкою машет – Конь-то под ним пляшет, Лугами он едет – Луга зеленеют. Садами он едет – Садик расцветает.
Слайд 9
Перед выездом к невесте Дружка обращался к родителям жениха Господи Иисусе Христе, Помилуй нас! Батюшка и матушка, Умели свое дитя Вспоить и вскормить, Умейте теперь и благословить!
Слайд 10
Невеста, увидев свадебный поезд в окошко, причитала: То не пыль ли в поле пылится, Не валы ли загораются, То не искры ль высыпаются? Еще едет, посылается Что моя-то скрутна свадебка, Со большим она со поездом, Со удалым добрым молодцем.
Слайд 11
Гостей усаживали за стол с песней Сватушко и свахонька , Вы своих-то гостей потесните, А нас ненадолго за стол посадите, Полштофчика винца поднесите, Не сыщете полрюмочки винца – Не найдется ли полрюмочки пивца? Не найдете полрюмочки пивца – Мы так посидим и на том будем благодарны.
Слайд 12
ПРИПЕВ Вьюн над водой, ой, вьюн над водой, Вьюн над водой расстилается. Жених у ворот, ой, жених у ворот, Жених у ворот дожидается. Вынесли ему, ой, вынесли ему Вынесли ему сундуки, полны добра. - Это не мое, ой, это не мое, Это не мое, это деверя мово . ПРИПЕВ Вывели ему, ой, вывели ему, Вывели ему златогривого коня. - Это не мое, ой, это не мое, Это не мое, это батюшки мово . ПРИПЕВ Вывели ему, ой, вывели ему, Вывели ему Свет-Настасьюшку . - Это вот мое, ой, это вот мое, Это вот мое, Богом суженое . ПРИПЕВ «Вьюн по над водой» свадебная песня
Слайд 13
А щекотала ласточка на заре, Щекотала ласточка на заре, Ой, на заре, на заре, Ой, на заре, на заре. Плакала девчоночка на дворе, Плакала девчоночка на дворе. Ой, на дворе, на дворе Ой, на дворе, на дворе На белом, на камушке сидючи , На белом, на камушке сидючи . Ой, сидючи , сидючи , Ой, сидючи , сидючи , На быструю реченьку глядючи , На быструю реченьку глядючи . Ой, глядючи , глядючи Ой , глядючи , глядючи . По бережку батенька гуляли, По бережку батенька гуляли. Ой , гуляли, гуляли, Ой, гуляли, гуляли, Гуляй, гуляй, батюшка, здорова, Гуляй, гуляй, батюшка, здорова. Ой, здорова, здорова. Ой, здорова, здорова. Сыми меня со камушка белова , Сыми меня со камушка белова . Ой, белова , белова , Ой, белова , белова , У батюшки жалости не многа , У батюшки жалости не многа . Ой, не многа , не многа : Ой, не многа , не многа : Не снял меня со камушка белова , Не снял меня со камушка белова , Ой, белова , белова . Ой, белова , белова . Щекотала ласточка на заре, Щекотала ласточка на заре Ой, на заре, на заре. Ой, на заре, на заре. «А щекотала ласточка» свадебная песня
Слайд 14
Куда летишь, кукушечка , ку-ку? Куда летишь да ты, серая, кукушечка ? Лечу, лечу да я в тот лесок, ку-ку. Лечу, лечу да я в тот лесок, кукушечка . А в том лесу - там три терема, А в том лесу - там три терема, ку-ку. А в тереме - там три девицы, ку-ку, А в тереме - там три девицы, кукушечка . Три девицы - три красавицы, ку-ку, Три девицы - три красавицы, кукушечка . « Кукушечка » свадебная песня
Слайд 15
Результаты: В опросе участвовало 40 человек, учащиеся 9 и 11 классов. На 1 вопрос ответили: а) положительно- 22 человека; б) отрицательно- 1 человек; в) нейтрально – 15 человек; г) затрудняюсь ответить – 2 человека. На 2 вопрос ответили: а) да – 14 человек; б) нет – 2 человека; в) возможно – 18 человек; г) не знаю – 6 человек. На 3 вопрос ответили: а) положительно – 8 человек; б) отрицательно – 14 человек; в) нейтрально – 17 человек; г) не знаю – 1 человек. На 4 вопрос ответили: а) положительно – 27 человек; б) отрицательно – 0 человек; в) нейтрально – 10 человек; г) затрудняюсь ответить – 2 человека. На 5 вопрос ответили: а) знаю – 12 человек; б) не знаю – 3 человека; в) знаю о некоторых – 25 человек.
Слайд 16
Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания и сложения народа в одно духовное целое. К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены.
Ёжикина Радость
Воздух - музыкант
Петушок из русских сказок
Щелкунчик
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев