"Исторический фольклор 1812 г."
Вложение | Размер |
---|---|
"Исторический фольклор 1812 г."- презентация | 2.72 МБ |
Слайд 1
Исторический фольклор 1812 годаСлайд 2
Исторический фольклор – это идеальное выражение русской души и истинное отражение судьбы народа, то есть своеобразный синтез исторического и поэтического материала. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, произведения устного народного творчества явились проводником от наших предков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего народа, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценный дар наших предков.
Слайд 3
Основным событием 1812 года стала война между Российской и Французской империями на территории России. Она нашла отражение в произведениях различных фольклорных жанров: исторических песнях, легендах и преданиях, пословицах, что подтверждает неразрывную связь устного народного творчества с историей русского народа. Знакомясь с произведениями устного народного творчества о войне 1812 года, понимаешь, насколько велико уважение русского человека к воинам, защищавшим свою Родину, её свободу и независимость. Произведения русского фольклора о войне 1812 года воспитывают в нас , сегодняшних гражданах России, любовь к своей стране, глубокую благодарность её защитникам, составляющим честь и славу Родины.
Слайд 4
Песни о войне 1812 года условно можно разделить на несколько групп . В песнях первой группы можно проследить путь русской армии в Отечественной войне, сюда можно включить песни о войне и битвах 1812 года: "Ан, вот хвалится француз","Француз", "О разорении Москвы французами", "Казаки на фронте Отечественной воины 1812 года", "Разорена путь-дорожка от Можайска до Москвы", "Канун Бородина", «Бородинский бой», Француз в Москве», "Освобождение Смоленска", "Поход за Вислу", "Под Парижем", "Казаки проклинают французскую сторону", "Дон после войны"и т.д. В них говорится о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.
Слайд 5
В песне " Разорена путь-дороженька от Можайска до Москвы" реалистично изображается наступление неисчислимого вражеского войска: Не пыль во поле пылит, Не дубровушка шумит: Француз с армией валит. Он валит-таки валит, Сам подваливает. Русские генералы говорят врагу-французу: Не бывать тебе, злодею, В нашей каменной Москве. Как у нас ли во России Есть получше Парижа — Есть получше, пославнее, — Распрекрасна жизнь-Москва; Распрекрасна жизнь-Москва: Москва чисто убрана; Москва чисто убрана: Дикарёчком выстлана; Диким камнем выстлана, Жёлтым песком сыпана; Жёлтым песком сыпана.
Слайд 6
Вторая группа песен рассказывает о пребывании врага в Москве. В песне "О разорении Москвы французом" русские люди тяжело переживали вынужденное отступление из Москвы. Москва "славна", " новакаменна " разорена, и виноват в этом несчастье "неприятель вор- француз ", который заряжал "пушки медненьки "," ружья светленьки", стрелял, палил в Москву. "Как на горочке стояла Москва"- в этой песне столица России названа " матушкой Москвой, разоренной с краю до конца", а "разорил Москву неприятель злой, неприятель злой, француз молодой". В следующем произведении "Ночь темна была" рассказывается, что «все солдатушки призадумались, призадумавшись, — горько всплакали ». О чем же они всплакали ? «Не отцов родных оплакивали, И не жен младых, и не детушек; Как оплакивали мать родимую, Мать родимую, мать кормилицу, Златоглавую Москву-матушку, Разоренную Бонапартием !» После тяжелых и кровопролитных боев русским пришлось оставить Москву. С болью и негодованием говорится в песнях о разорении Москвы неприятелем. Когда «вор-француз» «стрелял, палил в каменнуславну Москву», то « потрясалася мать-сыра земля». А когда он взрывал кремлевские стены, то « мать-сыра земля расступилася ».
Слайд 7
О РАЗОРЕНИИ МОСКВЫ ФРАНЦУЗАМИ Был на горке, на горе, Видел нову каменну Москву. Москва славна разорёна до конца. Разорил Москву. Неприятель вор-француз. Не один разорил — Со всей армией, Со всей армией, С конной гвардией Разорил Москву. Заряжал француз Ружья светленькие, Пушки медненькие . Он стрелял, палил В каменну славну Москву. Потрясалася мать-сырая земля...
Слайд 8
Третья группа песни запечатлели такие крупные события войны, как бои под Смоленском, изгнание французов из России, переправу их через Березину, поход за Вислу, битву под Лейпцигом, взятие Парижа и др.
Слайд 9
ВОССИЯЛО, ВОССИЯЛО КРАСНОЕ СОЛНЦЕ Воссияло , воссияло Красное солнце, — Воссияла, вот бы, у Кутузова Вострая сабля. Казаки вот, скажем, француза Они порубали, Да французскова маёра Они у плен взяли; Повели этова маёрика К нашему Кутузову. Да и стал жа этова маёрика , Стал он пытать-спрашивать: «Ты скажи, скажи, маёрик , Скажи всею правдицу , — Да и сколько у вас всево войска, Всево сколько у француза?» «Да у нас-то, у нас, у француза, Всево войска много. Уж и много у нас войска, много, Много сорок тысячей, Да со всеми-то батальёнами Всево сметы нету!» «Ну и, врешь жа , врешь , шельма-маёрик , Врешь ты, облыгаешь , Да мене жа ты, мене, Кутузова, Маёрик , пугаешь! Только я твово-то пугальица Ничуточки не боюся , Я до города до Парижа Скоро доберуся , Сы донскими-то я казаками Вот распоряжуся , Да и всею, вот бы, своей славушкой Вот сам поделюся !»
Слайд 10
Еще одна группа песен рассказывает о героях Отечественной войны 1812 года – это Кутузов и Платов . Это два разных характера. Кутузов — руководитель народной войны, опытный, умный, рассудительный и храбрый полководец; он разгадывал все планы неприятеля — «знал все вывертки французски ». Он полностью уверен в народной победе и хорошо знает пути к ней, поэтому при получении грозного письма от французского короля, требовавшего сдаться без бою, он успокаивает испугавшегося русского царя: А мы встретим злодея середи пути, Середи пути, на своей земли, А мы столики поставим ему — пушки медные, А мы скатерти ему постелим — вольны пули, На закусочку поставим — каленых картеч ; Угощать его будут — канонерушки , Провожать его будут — всё козачушки .
Слайд 11
О Платове записано много песен среди казаков. Особенно интересна песня о том, как Платов побывал «в гостях» у французов и беседовал с недогадливым Наполеоном. Песня построена на художественном вымысле, но этот поэтический вымысел применен для оценки совершенно реальных событий. Народное мужество и оптимизм — характерные черты образа Платова. Во многих песнях Платов и Кутузов выступают совместно, и атаман всегда является помощником фельдмаршала. Платов - ловкий и отважный разведчик, смельчак-партизан, бесстрашный удалой донской атаман. Будучи всегда готовым к подвигу, он своим примером воодушевляет казачьи полки, на боевом коне гордо разъезжает на виду у неприятеля, побеждает всех французов. Он показан властным командиром грозных и гибких боевых соединений, хорошим организатором казачьих масс. Солдаты говорят: От своих чистых сердец Совьем Платову венец. «Добрый молодец», он подбадривает русское войско: Посмелее поступайте Со французом воевать!
Слайд 12
Легенды и предания И исторические песни, и предания – это фольклорные жанры, берущие своё начало в устном народном творчестве, однако легенды и предания – это сравнительно недавно утвердившиеся народные творения. Война 1812 года дала этому жанру новые темы и образы. Героями легенд и преданий стали русские и французские солдаты, а события, о которых рассказываются в них, это: - появление населенных пунктов с новыми названиями: Лукая , Жанвиль , Головы; - смекалка русского солдата; - участие в войне крестьян; влияние русского языка на французски 18 марта 1814 года русские войска взяли Париж. В фольклоре сохранилась легенда о том, как в Париж вошли гвардейцы Казачьего полка под командованием атамана Платова. Будто бы, боясь, что во время форсирования Сены может попортиться форменная одежда, в которой они собирались поразить парижанок, они разделись донага, переплыли Сену и в таком виде предстали перед изумлённой толпой горожан, собравшихся встречать русских воинов на набережной. Существует и другая легенда, связанная с русскими казаками. Будто бы благодаря им во Франции появилось широко известное название небольших ресторанчиков «бистро». Якобы это казаки, забегая в парижские уличные кафе, торопливо выкрикивали русское: «Быстро, быстро!» В конце концов русское «быстро» трансформировалось во французское «бистро». Эти и другие легенды и предания говорят о том, насколько глубоко вошла война 1812 года в жизнь всех слоёв населения России .
Слайд 13
Пословицы и поговорки Пословица представляет собой логически законченную фразу, образное изречение, несущее поучительный смысл и в большинстве случаев имеющее ритмическую организацию. Народ сразу же дал свою оценку нашествию французов: «Нашествие двунадесяти языков». Так кратко и ёмко подчёркивалась огромная сила захватчиков. Но русский солдат ничем не уступает французу, - так считал народ. Француз боек, а русский стоек. Русский солдат не знает преград Русский солдат умом и силой богат Солдату честь дороже жизни Во многих пословицах подчёркивается храбрость, сила и мужество русского воина. Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом! На латника по ратнику. Мало штыка, так вот те приклада! На француза и вилы ружьё. Оценивая сражение под Бородиным, другие битвы, отступление и бегство Наполеона , народ говорил: Был не опалён Наполеон, а из Москвы вышел опалён Докалывай француза вилами! Наступил на землю русскую, да оступился. Отогрелся в Москве, да замёрз на Березине. Сам себя сжёг француз, сам и поморозил. Голодный француз и вороне рад Высоко оценивал народ роль Кутузова в разгроме Наполеона. «Приехал Кутузов бить французов», -говорили в Петербурге сразу после назначения его командующим русскими войсками. Позже значение этой поговорки расширилось. Так стали говорить вообще обо всех, на кого возлагали большие надежды и ожидания. А говоря о его мастерстве полководца, народ отмечал, что именно под его руководством русские одерживали и физические, и моральные победы. Таким образом, пословицы – яркое свидетельство мужества, храбрости, стойкости русского солдата, его высокого патриотизма.
Снежная книга
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Смекалка против Змея-Горыныча