«Стили и направления в современной популярной музыке»
Вложение | Размер |
---|---|
«Стили и направления в современной популярной музыке» | 139.11 КБ |
Тема: «Стили и направления в современной популярной музыке»
Выполнила:
Саврасова Александра 9б класс
Введение
Музыка входит в число искусств, наиболее древних и распространенных в человеческой культуре. Основой музыки является звук, который лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира. Но при этом он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.
Современное музыкальное искусство представлено различными стилями благодаря межкультурной коммуникации людей разных стран, общению, а также развитию техники.
В 21 веке изменения в современной музыке происходят очень быстро. Часто приходиться сталкиваться с тем, что мои сверстники, увлекаясь современной музыкой, не знают к какому стилю или направлению принадлежит музыка, которую они слушают.
Чтобы в этом убедиться в этом я провела социальный опрос среди своих сверстников. В опросе приняли участие 46 человек (учащиеся-7-9 классов). Участникам опроса было предложено 2 вопроса:
- Какие музыкальные современные стили и направления ты знаешь?
-Музыку каких стилей ты слушаешь?
При анализе результатов опроса выяснилось, что 19 человек (41%) знают такие музыкальные стили как: рэп (5 человек-11%), хип-хоп (3 человека - 6,5%), поп-музыка (3 человека - 6,5%), классика (8 человек -17%), а 27 человек (59 %) не знают музыкальных стилей. Это вызвало затруднение при ответах на второй вопрос, так как здесь надо было отвечать конкретно.
Таким образом мне пришлось определять стиль по любимому исполнителю или музыкальным композициям.
Анализируя результаты второго вопроса выяснилось, что самым востребованным для прослушивания оказался рэп, его выбрали 25 человек (54 %), на втором месте оказался хип-хоп -12 человек (28 %), на третьем месте поп-музыка, ее выбрали 5 человек (10 %), на четвертом месте, рок- 3 человека (6 %) и на пятом месте, электромузыка -1 человек (2 %).
Результаты опроса показали, что подростки 12-15 лет недостаточно осведомлены об изменениях в современной музыкальной культуре. Недостаток знаний указывает на наличие проблемы.
Тема проекта: «Стили и направления в современной популярной музыке» актуальна, так как владение музыкальной культурой необходимо каждому человеку.
Цель проекта: изучение стилей и направлений современной популярной музыки.
Задачи проекта:
Проектный продукт: презентация на тему «Музыка XXI века» и диск с музыкальными композициями в формате mp 3, для использования на уроке и во внеурочной деятельности.
Что есть стиль? Как известно, слово стиль заимствовано из древнегреческого. Палочке для письма на восковых дощечках соответствовало в греко-латинской терминологии слово stylus, и оно легко ассоциировалось с почерком. Узнаваемый почерк – стиль и послужил прототипом для понятия более высоких уровней – индивидуальности авторского слова, творческой манеры. Термин стиль в значении, близком к современному, появляется сравнительно поздно. Он встречается, в частности, в музыкально-теоретических трактатах эпохи Возрождения. Диапазон его интерпретаций в современном музыкознании чрезвычайно широк.
Стиль – это особенное свойство или, лучше сказать, качество музыкальных явлений. Им обладает произведение или его исполнение, редакция, или даже описание произведения, лишь тогда, когда них непосредственно ощущается, воспринимается стоящая за музыкой индивидуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.
Следовательно, стиль –это то качество, которое позволяет в музыке слышать, угадывать, определять того или тех, кто её создает или воспроизводит.
По музыкальным темам, по композиции, по конкретной структуре музыкальной ткани и интонационной организации мы отличим первую фортепианную сонату Бетховена от второй, а тем более от симфонии или концерта. Но во всех этих совершенно разных по жанру, форме, образному строю произведениях слух угадывает и нечто общее – почерк, манеру, интонацию того единственного мастера.
Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно узнавать, определять их происхождение и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему.
Во всех разновидностях стиля (в музыке – это авторский стиль, исполнительский стиль, фортепианный стиль, жанровый стиль, стиль эпохи, национальный и т.п.) непременно предполагается единое происхождение. Совокупность музыкальных явлений – произведений, фольклорных творений, исполнительских интерпретаций и т.п. – необходимым образом соотносится с породившим эти явления источником – творчеством конкретного композитора, определённой эпохи, культуры, нации. Если в двух музыкально-звуковых текстах восприятие отмечает единство стиля, то это говорит об их едином творческом, историко-культурном происхождении [1].
Итак, можно сказать, что стиль – это почерк, т.е. отличительные характерные черты, проявляющиеся в произведения, в его организации, в отборе средств музыкального языка. В музыке различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного композитора в широком смысле этого слова.
Понятие музыкального стиля настолько широко, что необходимо разобраться детально. Этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Светлана Субботина в статье «Какие бывают стили в музыке» предлагает следующую классификацию музыкальных стилей:
Попробуем разобраться в том, что понимается под каждым из них.
Стиль эпохи. Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.). Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).
Жанровый стиль. Стиль жанра отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям. Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы. Если же брать произведения крупных форм (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль. А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.
Стиль музыкального направления. Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке. Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.
Говоря о том, какими бывают стили музыки, нельзя пройти мимо национальных особенностей.
Национальный стиль. Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского). Если подойти к вопросу о том, какие бывают стили музыки, с точки зрения композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё несколько музыкальных стилей.
Стиль объединения композиторов. Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе. Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков. В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.
Стиль отдельного композитора. Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини. Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.
Исполнительский стиль. Исполнительское искусство основано на индивидуальной манере исполнения музыканта, который по-своему интерпретирует замысел композитора. Исполнительский стиль проявляется в эмоциональной окрашенности исполнения произведений того или иного автора. Яркими примерами здесь являются те композиторы, которые были вдобавок и музыкантами-виртуозами. Это и Никколо Паганини, который изумлял слушателей безупречной техникой и необычными приёмами игры на скрипке, и блестящий пианист Сергей Рахманинов, истинный рыцарь музыки, который подчинял мелодическую канву строгому ритмическому рисунку. Вот какие бывают стили музыки. Этот список, конечно, можно дополнить классификацией и по другим основаниям, так как мировое музыкальное наследие велико и разнообразно [2].
Какие стили есть в современной музыке?
Самые основные и широко используемые стили современной музыки рассмотрим ниже. Эти стили определены по жанровому признаку.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА
Термин для данного типа музыки (folk music англ.) получил широкую известность в конце прошлого века, для определения народной музыки в различных культурах мира. Естественно сам вид зародился гораздо раньше и является одним из первых в музыке. В свою очередь в нём прослеживаются три основных жанра: инструментальный, песенный и танцевальный. В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.
БЛЮЗ
Как музыкальный стиль зародился ещё в XIX века, а широкую популярность приобрёл уже в начале следующего. Является смешением нескольких направлений музыки афроамериканской культуры таких как «рабочая песня», «spirituals» и «холер». Очень большое влияние блюз оказал на возникновение других музыкальных стилей, в частности поп-музыки, джаза, рок’н’ролла, ритм’н’блюза и ряда других.
ПОП-МУЗЫКА
Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появляется поп-музыка. Корни, которой уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время. Кабаре, Менестрель-шоу, Мюзик-холл, Мюзикл, Рэгтайм, Лаунж, Классический кроссовер, Психоделический поп, Итало-диско, Евродиско, Хай-энерджи, Nu-disco, Space disco, Йе-йе, K-pop, Европоп, Арабская поп-музыка, Российская поп-музыка, Ригсар, Лаика, Латиноамериканская поп-музыка, J-pop - современные стили поп –музыки.
ДЖАЗ
Джазу, основанному на блюзе, характерны огромная зажигательность и импровизация. Основной чертой этого стиля является полиритмия, основанная на синкопированном ритме. Джаз является элитарной музыкой, которая развивалась благодаря освоению музыкантами новых моделей ритмики и гармонии. Некоторые жанры джаза можно отнести к профессионально-академическому направлению. Например, кул-джаз, бибоп.
К джазу можно отнести множество стилей: новоорлеанский джаз, свинг, вестерн-свинг, бибоп, хард-боп, кул или прохладный джаз, модальный или ладовый джаз, авангардный джаз, соул-джаз, фри-джаз, босса-нова. Симфо-джаз, прогрессив, фьюжн или джаз-рок, электрический джаз, Acid jazz, Crossover, Acid jaz
РОК’Н’РОЛЛ
В середине XX века в США появился рок’н’ролл. Данный стиль сочетает в себе невероятное смешение огромного, и как кажется на первый взгляд, несовместимого количества жанров. Отличительная черта рок’н’ролла – четкий ритм и откровенно раскованное исполнение. Границы рок’н’ролла значительно расширялись, в силу чего появилась рок-музыка – абсолютно самостоятельный, новый стиль.
РОК-МУЗЫКА
В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Rock в переводе с английского означает качать, что можно отнести к характерному ритму для этого стиля. В рок-музыке имеется огромное количество направлений, начиная от поп-рока, брит-рока, которые можно отнести к более лёгким вариантам. И заканчивая тяжелыми и агрессивными: дет-мелтал (death metal), треш-метал (thrash metal), хардкор (hardcore) и многие другие. Также определённые жанры рок-музыки неотъемлемо связаны с субкультурными явлениями: хиппи, панки, готы, металлисты и другие. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами:
РЕГГИ
В 60-х годах, на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.
РЭП
В 1980-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу. Он также довольно быстро обрел популярность и разросся на множество различных стилей:
ХИП-ХОП
В 1979 году в США в афроамериканской среде зародился новый стиль в музыке – хип-хоп. Два элемента: рэп (четко рифмованный ритмический речитатив) и ритм который задаёт ди-джей (в основном партии баса и синтезатора) – являются основой жанра. Хип-хоп, как и многие из перечисленных выше стилей, также имеет огромное количество жанров и поджанров.
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА
Данный вид музыки объединяет произведения, созданные с помощью электронных технологий и инструментов, в основном специализированных компьютерных программ и синтезаторов. Утвердился во второй половине XX века и объединяет в себе обширный спектр различных жанров, поджанров и стилей. Музыка композиторов, использующих современные компьютерные технологии относится к академической электронике.
Все эти стили современной массовой музыки достаточно популярны[3].
1.4. Особенности музыкальных стилей в 21 веке
В 21 веке пришло время абсолютно новой и эклектичной музыки. Здесь не столь важно, в каком жанре исполнитель создает музыку и является ли он новым, важно то, на сколько умело он сочетает все элементы уже существующих направлений. Именно на стыке границ и появляются новые жанры современной музыки.
Классическая музыка
В 21 веке заметное влияние оказывают современные технологии, включая Интернет, VST и на классическую музыку. Академическая музыка сохраняет тенденции последней четверти 20 века, в том числе — направления полистилизма и эклектики, и зачастую включает элементы всех характерных музыкальных стилей вне зависимости от их принадлежности к академическому музыкальному искусству. Также, академическая характеризуется ослаблением различий между музыкальными жанрами и отсутствием единого преобладающего направления. При этом важнейшими атрибутами академической музыки остаётся эстетическое предназначение.
Джаз и блюз
Это музыка эмигрантов и американских окраин, которая приобрела популярность благодаря заинтересованности высших слоев общества. В истоках этого направления лежат этнические мотивы, подстроившиеся под каноны классической гармонии. Джазовые музыканты популяризировали искусство импровизации, которое невозможно без диалога исполнителей. Базовая линия ударных, мастерство духовиков и гитаристов и абсолютная непредсказуемость бас-гитариста. Это музыкальный разговор, где никто не знает, чем все закончится. Теперь музыкальная импровизация не кажется чем-то страшным, как это было в академической музыке эпохи авангарда и модерна. Джазовая музыка создавалась и создаётся коллективом во время взаимодействия – джема. Сейчас этот принцип используют многие музыканты, сочиняя музыку непосредственно на репетиционной базе.
Что появилось в XXI веке: джазовые музыканты разговорились так сильно, что перешли в пограничные жанры, такие как чилаут и трип-хоп, фанк, лаунж и нео-свинг, дум-джаз, нуар и дарк, брасс-хаус.
Для трип-хопа характерна расслабленная и в чём-то мрачная атмосфера. В этом жанре используют технологию лупов - зацикленных музыкальных фрагментов из различных джазовых произведений, а также своих мелодий. Здесь можно выделить исполнителей Gramatik, который также занимается сведением музыки несочетаемых жанров и Wax Tailor, Morcheeba и Tricky. Самая современная форма брасс-хауса – это группа Too Many Zooz. Трое парней из Нью-Йорка, с помощью трубы, саксофона и ручных ударных инструментов создают затейливые мелодии, схожие по звучанию с электронной музыкой.
В большинстве своём, джаз очень консервативен. Поэтому к отдельному направлению всей жанровой структуры можно отнести музыку кинематографа. Композиторы используют джаз в тех случаях, когда необходима стилизация под определенный исторический период.
Рок-н-рол и дальнейшие его ипостаси
Он появился и сразу перевернул всю музыкальную индустрию. Раньше мировое население не могло себе представить, что группа способна самостоятельно добиться успеха благодаря песням собственного сочинения. В 50е годы ХХ века самые известные исполнители, такие как Литл Вилли Джон, Пегги Ли, Элвис Пресли выпустили пластинку с композицией Fever.
Эта песня была написана композиторами и поэтами Эдди Кули и Отисом Блэкуэллом для Литл Вилли Джона, но получилось, что она перешла в общее пользование.
Для рок-н-рольных первопроходцев, таких как Бил Хэйли с Rock Around the Clock, была свойственна тенденция к композиторским текстам и музыку. Тогда это действительно была «лихорадка». Но в отличие от поп музыки 30-х, 40-х и 50-х, рок-н-рол действительно перевернул систему. Со временем эта молодежная культура прогрессировала. Во-первых, рок исполнители все реже прибегали к услугам композиторов, все песни сочинялись самостоятельно. Во-вторых, композиции стали закрепляется за конкретными исполнителями. У истоков рока в широком его понимании стоит группа The Beatles, у которых получилось из ливерпульской гусеницы превратиться в мировую бабочку.
Что появилось в XXI веке: рок музыка 21 века – это ривайвл, возврат в прошлое с привнесением элементов настоящего. В основном, многие музыкальные жанры локальны и их известность заканчивается в стране пребывания группы. В России самыми популярными новыми жанрами стали якутский панк-рок, электро-панк и пост-бард.
Феномен якутского панк-рока заключается в их изоляции от внешнего мира. Их гаражное и небрежное звучание не создано для винтовых пластинок. Этот тот случай, когда жанрообразующими факторами выступают происхождение и условия создания музыки. Якутские панки в условиях изоляции смогли создать что-то своё.
Пост-бард – это явление, появившееся совсем недавно, в 2017 году. На просторах интернета появился новый жанр, основателем которого стала группа «Сатана Печёт Блины». Стиль характеризует наличие одного инструмента (гитары/акустической гитары), простого ритма (возможно при отсутствии ударных инструментов) и неумелый вокал. Пост-бард исполнители придерживаются идеологии DIY, в рамках которой они записывают и выпускают свою музыку самостоятельно. На данный момент самые популярные исполнители в этом жанре – Гречка, Сергей Бабкин и группа «Сатаны Печёт Блины». Они играют в жанре синти-панк или электро-панк, который характеризует сочетание инструментальной гитарной музыки и электроники.
Э – электроника.
Первые опыты в электронной музыке прошли еще в 1897 году, когда американский ученый Тaддеус Кэхилл получил патент на изобретение первого в мире электромузыкального инструмента. Он генерировал звуки с помощью магнитных колебаний.
Дальнейшее становление музыки связано с появлением новых технологий, в том числе и с доступностью специальных компьютерных технологий.
Что появилось в XXI веке: жанры House (Wich-house), Black MIDI и Сипанк.
Black MIDI самобытный жанр, появившийся только благодаря новым технологиям. Это своего рода гонка за количеством сыгранных нот. Чем больше, тем лучше. Мелодии создаются в приложении по обучению игре на фортепьяно, где есть возможность превзойти способности профессиональных пианистов с пятью пальцами на каждой руке.
Для танцевальных целей был создан жанр House. С помощью компьютера, драм-машины и синтезатора любому ди-джею стал доступен процесс синтеза новой музыки. Включая в себя элементы диско, соула и фанка, хаус характеризуется прямым битом и ритмом 4/4, простыми зацикленными мелодиями и не таким жестким звучанием, как в техно. Wich-house как поджанр появился в 2009-2010 годах. Это полностью электронная экспериментальная музыка с темным и томным звучанием, создаваемая, как правило, людьми без музыкального образования.
Жанр сипанк сформировался в интернете. Для этого стиля не так важна музыка, как внешний вид и оформление видео. Морская тематика и атмосфера свободы здесь проявляется во всем. В музыке это тоже свобода – хаус, поп, r&b и американский хип-хоп.
С появлением интернета, информационные потоки стали распространяться с безумной скоростью. Узнавать о новых исполнителях стало намного проще, а определить жанр, в котором они играют – сложнее. Интернет способствовал распространению таких жанров поп-музыки как: K-pop, J-pop, Cantopop.
K-pop— музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.
J-pop или джей-поп — обобщающий термин для классификации японской популярной музыки, сокр. от англ. «Japanese pop». Иногда термин употребляют и для рок-музыки Японии, но для неё в основном используется другой термин J-rock. Из-за этого многие рок-исполнители (не тяжёлых направлений) из Японии относят часть своего творчества к J-pop.
Cantopop— общий термин для обозначения популярной музыки на кантонском языке (диалекте). Cantopop также называют HK-pop, гонконгской популярной музыкой. Кантотская популярная музыка — это поджанр китайской популярной музыки, C-pop. На кантопоп влияет не только собственно китайская музыка, но и многие международные жанры: джаз, рок-н-ролл, ритм-н-блюз, электронная музыка, западная поп-музыка и другие. Тексты кантонской популярной музыки почти всегда написаны на юэском языке.
Достоинство современных музыкальных направлений в том, что они перерабатывают опыт прошлого. Для них характерна ретроспективность, то есть уход от новаторства к более старым и проверенным музыкальным схемам. Объединяя стили и жонглируя разными жанрами, музыканты создают что-то отличное от предыдущего, но при этом и знакомое для слушателей [4].
Таким образом, в основной части работы я выяснила, что музыкальный стиль – это почерк, т.е. совокупность отличительных характерных черт, проявляющиеся в произведении, в его организации, в отборе средств музыкального языка. Классифицировала представления о понятии «музыкальный стиль». Это позволяет сказать, что в музыке различают стиль эпохи (исторический), стиль жанра, стиль направления, национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), стиль объединения композиторов, индивидуальный стиль конкретного композитора и стиль исполнителя. Опираясь на стиль жанра выяснила каково многообразие музыкальных стилей. Так к основным стилям можно отнести: народную музыку, блюз, джаз, рок-н ролл, рок, регги, рэп, хип-хоп, электронную музыку. Выяснила особенности самых популярных музыкальных стилей 21 века: чилаут, трип-хоп, фанк, лаунж, нео-свинг, дум-джаз, нуар и дарк, брасс-хаус, якутский панк-рок, электро-панк и пост-бард, House (Wich-house), Black MIDI и Сипанк, K-pop, J-pop, Cantopop. В академической музыке узнала имена композиторов, музыка которых пришлась по душе.
Заключение
Работая по теме проекта, я убедилась, что современное музыкальное искусство представлено различными стилями благодаря общению, а также развитию техники. В 21 веке изменения в современной музыке происходят так быстро, что не успеваешь следить за музыкальными новинками.
Я провела социальный опрос среди своих сверстников. Результаты которого показали, что подростки 12-15 лет недостаточно осведомлены об изменениях в современной музыкальной культуре.
В ходе работы было изучено множество источников информации. Я узнала насколько широко понятие «музыкальный стиль», выяснила как много разнообразных стилей и направлений в современной музыке. Подготовила презентацию на тему «Музыка XXI века» с музыкальным приложением для использования на уроке и во внеурочной деятельности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены. Работа над проектом оказалась увлекательным занятием, так как я узнала много нового и готова поделиться со своими сверстниками.
Список источников информации
Приложение 1
Слайд № 1 Презентация на тему: «Музыка XXI века»
Слайд № 2
Музыка входит в число искусств, наиболее древних и распространенных в человеческой культуре. Основой музыки является звук, который лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира. Но при этом он специфическим образом организован и имеет интонационную природу.
Современное музыкальное искусство представлено различными стилями благодаря межкультурной коммуникации людей разных стран, общению, а также развитию техники.
Слайд № 3
Что есть стиль? Стиль – это особенное свойство или, лучше сказать, качество музыкальных явлений. Им обладает произведение или его исполнение, редакция, или даже описание произведения, лишь тогда, когда них непосредственно ощущается, воспринимается стоящая за музыкой индивидуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.
Следовательно, стиль –это то качество, которое позволяет в музыке слышать, угадывать, определять того или тех, кто её создает или воспроизводит.
Можно сказать, что стиль – это почерк, т.е. отличительные характерные черты, проявляющиеся в произведения, в его организации, в отборе средств музыкального языка.
Слайд № 4
Классификация музыкальных стилей:
Слайд № 5
Какие стили есть в современной музыке?
Самые основные и широко используемые стили современной музыки определены по жанровому признаку.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА
БЛЮЗ
ПОП-МУЗЫКА
ДЖАЗ
РОК’Н’РОЛЛ
РОК-МУЗЫКА
РЕГГИ
РЭП
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА
Слайд № 6
В 21 веке пришло время абсолютно новой и эклектичной музыки. Здесь не столь важно, в каком жанре исполнитель создает музыку и является ли он новым, важно то, на сколько умело он сочетает все элементы уже существующих направлений. Именно на стыке границ и появляются новые жанры современной музыки.
Слайд № 7
Классическая музыка
В 21 веке заметное влияние оказывают современные технологии, включая Интернет. Академическая музыка сохраняет тенденции последней четверти 20 века, включает элементы всех характерных музыкальных стилей вне зависимости от их принадлежности к академическому музыкальному искусству. Также, академическая музыка характеризуется ослаблением различий между музыкальными жанрами и отсутствием единого преобладающего направления. При этом важнейшими атрибутами академической музыки остаётся эстетическое предназначение.
Слайд № 8
Что появилось в XXI веке: появились новые имена на произведения, которых стоит обратить внимание:
Ли Рума - Yiruma (род. 15 Февраля 1978г.; Сеул, Корея) - южнокорейский композитор. Yiruma начал играть на фортепиано с 5 лет, в 11 он отправился в Англию, где учился в Purcell School of Music для музыкально одаренных. Yiruma поступил в Королевский Колледж, где учился у выдающегося современного музыканта Харрисона Бертвистля. Любовь корейцев Yiruma заработал сочинением и исполнением музыкальных тем к популярным телесериалам, в том числе к сериалу «Зимняя соната» и его продолжению «Весенний вальс».
Слайд № 9
Брайан Крэйн - Родился в Голливуде. Брайан, как и многие другие дети, частенько напевал собственные мелодии, но к музыке его не тянуло: купленное родителями пианино пылилось без дела в углу, а сам Брайан мечтал о профессиональном баскетболе. Интерес к музыке у будущего композитора проснулся в возрасте 15 лет, четыре года спустя он организовал собственную звуковую студию работая над музыкальным сопровождением к голливудским фильмам и, примерно в то же время, начал заново, по собственной системе, изучать фортепьяно…
Слайд № 11
Слайд № 12
Джаз и блюз
Это музыка эмигрантов и американских окраин, которая приобрела популярность благодаря заинтересованности высших слоев общества. В истоках этого направления лежат этнические мотивы, подстроившиеся под каноны классической гармонии. Это музыкальный разговор, где никто не знает, чем все закончится.
Слайд № 13
Что появилось в XXI веке: джазовые музыканты разговорились так сильно, что перешли в пограничные жанры, такие как:
Чилаут, трип-хоп, для трип-хопа характерна расслабленная и в чём-то мрачная атмосфера. В этом жанре используют технологию лупов - зацикленных музыкальных фрагментов из различных джазовых произведений, а также своих мелодий. Здесь можно выделить исполнителей Gramatik, который также занимается сведением музыки несочетаемых жанров и Wax Tailor, Morcheeba и Tricky. Фанк, лаунж, нео-свинг, дум-джаз, нуар и дарк, брасс-хаус.
Слайд № 14
Самая современная форма брасс-хауса – это группа Too Many Zooz.
Трое парней из Нью-Йорка, с помощью трубы, саксофона и ручных ударных инструментов создают затейливые мелодии, схожие по звучанию с электронной музыкой.
В большинстве своём, джаз очень консервативен. Поэтому к отдельному направлению всей жанровой структуры можно отнести музыку кинематографа. Композиторы используют джаз в тех случаях, когда необходима стилизация под определенный исторический период.
Слайд № 15
Рок-н-рол и дальнейшие его ипостаси
Он появился и сразу перевернул всю музыкальную индустрию.
Для рок-н-рольных первопроходцев, таких как Бил Хэйли с Rock Around the Clock, была свойственна тенденция к композиторским текстам и музыку. Тогда это действительно была «лихорадка». Но в отличие от поп музыки 30-х, 40-х и 50-х, рок-н-рол действительно перевернул систему. Со временем эта молодежная культура прогрессировала. Во-первых, рок-исполнители все реже прибегали к услугам композиторов, все песни сочинялись самостоятельно. Во-вторых, композиции стали закрепляется за конкретными исполнителями.
Слайд № 16
У истоков рока в широком его понимании стоит группа The Beatles, у которых получилось из ливерпульской гусеницы превратиться в мировую бабочку.
Слайд № 17
Что появилось в XXI веке: рок музыка 21 века – это ривайвл, возврат в прошлое с привнесением элементов настоящего. В основном, многие музыкальные жанры локальны и их известность заканчивается в стране пребывания группы. В России самыми популярными новыми жанрами стали якутский панк-рок, электро-панк и пост-бард.
Слайд № 18
Феномен якутского панк-рока заключается в их изоляции от внешнего мира. Их гаражное и небрежное звучание не создано для винтовых пластинок. Этот тот случай, когда жанрообразующими факторами выступают происхождение и условия создания музыки. Якутские панки в условиях изоляции смогли создать что-то своё.
Слайд № 19
Пост-бард – это явление, появившееся совсем недавно, в 2017 году. На просторах интернета появился новый жанр, основателем которого стала группа «Сатана Печёт Блины». Стиль характеризует наличие одного инструмента (гитары/акустической гитары), простого ритма (возможно при отсутствии ударных инструментов) и неумелый вокал. Пост-бард исполнители придерживаются идеологии DIY, в рамках которой они записывают и выпускают свою музыку самостоятельно.
Слайд № 20
На данный момент самые популярные исполнители в этом жанре – Гречка, Сергей Бабкин и группа «Сатаны Печёт Блины». Они играют в жанре синти-панк или электро-панк, который характеризует сочетание инструментальной гитарной музыки и электроники.
Слайд № 21
Э – электроника.
Первые опыты в электронной музыке прошли еще в 1897 году, когда американский ученый Тaддеус Кэхилл получил патент на изобретение первого в мире электромузыкального инструмента. Он генерировал звуки с помощью магнитных колебаний.
Дальнейшее становление музыки связано с появлением новых технологий, в том числе и с доступностью специальных компьютерных технологий.
Слайд № 22
Что появилось в XXI веке: жанры House (Wich-house), Black MIDI и Сипанк.
Слайд № 23
Black MIDI самобытный жанр, появившийся только благодаря новым технологиям. Это своего рода гонка за количеством сыгранных нот. Чем больше, тем лучше. Мелодии создаются в приложении по обучению игре на фортепьяно, где есть возможность превзойти способности профессиональных пианистов с пятью пальцами на каждой руке.
Слайд № 24
Для танцевальных целей был создан жанр House. С помощью компьютера, драм-машины и синтезатора любому ди-джею стал доступен процесс синтеза новой музыки. Включая в себя элементы диско, соула и фанка, хаус характеризуется прямым битом и ритмом 4/4, простыми зацикленными мелодиями и не таким жестким звучанием, как в техно. Wich-house как поджанр появился в 2009-2010 годах. Это полностью электронная экспериментальная музыка с темным и томным звучанием, создаваемая, как правило, людьми без музыкального образования.
Слайд № 25
Жанр сипанк сформировался в интернете. Для этого стиля не так важна музыка, как внешний вид и оформление видео. Морская тематика и атмосфера свободы здесь проявляется во всем. В музыке это тоже свобода – хаус, поп, r&b и американский хип-хоп.
Слайд № 26
С появлением интернета, информационные потоки стали распространяться с безумной скоростью. Узнавать о новых исполнителях стало намного проще, а определить жанр, в котором они играют – сложнее.
Интернет способствовал распространению таких жанров поп-музыки как: K-pop, J-pop, Cantopop.
Слайд № 27
K-pop— музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.
Слайд № 28
J-pop или джей-поп — обобщающий термин для классификации японской популярной музыки, сокр. от англ. «Japanese pop». Иногда термин употребляют и для рок-музыки Японии, но для неё в основном используется другой термин J-rock. Из-за этого многие рок-исполнители (не тяжёлых направлений) из Японии относят часть своего творчества к J-pop.
Слайд № 29
Cantopop— общий термин для обозначения популярной музыки на кантонском языке (диалекте). Cantopop также называют HK-pop, гонконгской популярной музыкой. Кантотская популярная музыка — это поджанр китайской популярной музыки, C-pop. На кантопоп влияет не только собственно китайская музыка, но и многие международные жанры: джаз, рок-н-ролл, ритм-н-блюз, электронная музыка, западная поп-музыка и другие. Тексты кантонской популярной музыки почти всегда написаны на юэском языке.
Слайд № 30
Достоинство современных музыкальных направлений в том, что они перерабатывают опыт прошлого. Для них характерна ретроспективность, то есть уход от новаторства к более старым и проверенным музыкальным схемам. Объединяя стили и жонглируя разными жанрами, музыканты создают что-то отличное от предыдущего, но при этом и знакомое для
Слушателей.
Слайд 31
Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена по всем.
Слайд № 32
Спасибо за внимание!
Приложение 2
Защита проекта
Слайд № 1 Титульный лист
Слайд № 2
Здравствуйте! Я, Саврасова Александра, ученица 9 «А» класса.
Представляю вашему вниманию проект на тему: «Стили и направления в современной популярной музыке». Выбранную тему считаю актуальной, так как владение музыкальной культурой необходимо каждому человеку.
В 21 веке изменения в современной музыке происходят очень быстро. Часто приходиться сталкиваться с тем, что мои сверстники, увлекаясь современной музыкой, не знают к какому стилю или направлению принадлежит музыка, которую они слушают.
Слайд № 3
Чтобы в этом убедиться в этом я провела социальный опрос среди своих сверстников. В опросе приняли участие 46 человек (учащиеся-7-9 классов). Участникам опроса было предложено 2 вопроса:
- Какие музыкальные современные стили и направления ты знаешь?
-Музыку каких стилей ты слушаешь?
Слайд № 4
При анализе результатов опроса выяснилось, что 19 человек (41%) знают такие музыкальные стили как: рэп (5 человек-11%), хип-хоп (3 человека - 6,5%), поп-музыка (3 человека - 6,5%), классика (8 человек -17%), а 27 человек (59 %) не знают музыкальных стилей. Это вызвало затруднение при ответах на второй вопрос, так как здесь надо было отвечать конкретно.
Таким образом, мне пришлось определять стиль по любимому исполнителю или музыкальным композициям.
Слайд № 5
Анализируя результаты второго вопроса выяснилось, что самым востребованным для прослушивания оказался рэп, его выбрали 25 человек (54 %), на втором месте оказался хип-хоп -12 человек (28 %), на третьем месте поп-музыка, ее выбрали 5 человек (10 %), на четвертом месте, рок- 3 человека (6 %) и на пятом месте, электромузыка -1 человек (2 %Результаты опроса показали, что подростки 12-15 лет недостаточно осведомлены об изменениях в современной музыкальной культуре. Недостаток знаний указывает на наличие проблемы.
Слайд № 6
Цель проекта: изучение стилей и направлений современной популярной музыки.
Задачи проекта:
Проектный продукт: презентация на тему «Музыка XXI века» и диск с музыкальными композициями в формате mp 3, для использования на уроке или во внеурочной деятельности.
Слайд № 7
В ходе работы было изучено множество источников информации. Я узнала насколько широко понятие «музыкальный стиль», узнала о классификации стилей, открыла для себя много разнообразных стилей и направлений в современной музыке. Подготовила презентацию на тему «Музыка XXI века» с музыкальным приложением для использования на уроке и во внеурочной деятельности.
.
Итак, можно сказать, что стиль – это почерк, т.е. отличительные характерные черты, проявляющиеся в произведения, в его организации, в отборе средств музыкального языка.
Слайд № 8
Классификация музыкальных стилей включает в себя:
Слайд № 9
Самые основные и широко используемые стили современной музыки определены по жанровому признаку.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА
БЛЮЗ
ПОП-МУЗЫКА
ДЖАЗ
РОК’Н’РОЛЛ
РОК-МУЗЫКА
РЕГГИ
РЭП
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА
Слайд № 10
В 21 веке пришло время абсолютно новой музыки. Здесь не столь важно, в каком жанре исполнитель создает музыку и является ли он новым, важно то, на сколько умело он сочетает все элементы уже существующих направлений. Именно на стыке границ и появляются новые жанры современной музыки.
Слайд № 11
Классическая музыка
В 21 веке заметное влияние оказывают современные технологии, включая Интернет. Академическая музыка сохраняет тенденции последней четверти 20 века, включает элементы всех характерных музыкальных стилей вне зависимости от их принадлежности к академическому музыкальному искусству. Также, академическая музыка характеризуется ослаблением различий между музыкальными жанрами и отсутствием единого преобладающего направления. При этом важнейшими атрибутами академической музыки остаётся эстетическое предназначение.
Слайд № 12
Что появилось в XXI веке: появились новые имена на произведения, которых стоит обратить внимание:
Ли Рума - Yiruma (род. 15 Февраля 1978г.; Сеул, Корея) - южнокорейский композитор. Yiruma начал играть на фортепиано с 5 лет, в 11 он отправился в Англию, где учился в Purcell School of Music для музыкально одаренных. Yiruma поступил в Королевский Колледж, где учился у выдающегося современного музыканта Харрисона Бертвистля. Любовь корейцев Yiruma заработал сочинением и исполнением музыкальных тем к популярным телесериалам, в том числе к сериалу «Зимняя соната» и его продолжению «Весенний вальс».
Слайд № 13
Брайан Крэйн - Родился в Голливуде. Брайан, как и многие другие дети, частенько напевал собственные мелодии, но к музыке его не тянуло: купленное родителями пианино пылилось без дела в углу, а сам Брайан мечтал о профессиональном баскетболе. Интерес к музыке у будущего композитора проснулся в возрасте 15 лет, четыре года спустя он организовал собственную звуковую студию работая над музыкальным сопровождением к голливудским фильмам и, примерно в то же время, начал заново, по собственной системе, изучать фортепьяно…
Слайд № 15
Слайд № 16
Джаз и блюз
Это музыка эмигрантов и американских окраин, которая приобрела популярность благодаря заинтересованности высших слоев общества. В истоках этого направления лежат этнические мотивы, подстроившиеся под каноны классической гармонии. Это музыкальный разговор, где никто не знает, чем все закончится.
Слайд № 17
Что появилось в XXI веке: джазовые музыканты разговорились так сильно, что перешли в пограничные жанры, такие как:
Чилаут, трип-хоп, для трип-хопа характерна расслабленная и в чём-то мрачная атмосфера. В этом жанре используют технологию лупов - зацикленных музыкальных фрагментов из различных джазовых произведений, а также своих мелодий. Здесь можно выделить исполнителей Gramatik, который также занимается сведением музыки несочетаемых жанров и Wax Tailor, Morcheeba и Tricky. Фанк, лаунж, нео-свинг, дум-джаз, нуар и дарк, брасс-хаус.
Слайд № 18
Самая современная форма брасс-хауса – это группа Too Many Zooz.
Трое парней из Нью-Йорка, с помощью трубы, саксофона и ручных ударных инструментов создают затейливые мелодии, схожие по звучанию с электронной музыкой.
В большинстве своём, джаз очень консервативен. Поэтому к отдельному направлению всей жанровой структуры можно отнести музыку кинематографа. Композиторы используют джаз в тех случаях, когда необходима стилизация под определенный исторический период.
Слайд № 19
Рок-н-рол и дальнейшие его ипостаси
Он появился и сразу перевернул всю музыкальную индустрию.
Для рок-н-рольных первопроходцев, таких как Бил Хэйли с Rock Around the Clock, была свойственна тенденция к композиторским текстам и музыку. Тогда это действительно была «лихорадка». Но в отличие от поп музыки 30-х, 40-х и 50-х, рок-н-рол действительно перевернул систему. Со временем эта молодежная культура прогрессировала. Во-первых, рок-исполнители все реже прибегали к услугам композиторов, все песни сочинялись самостоятельно. Во-вторых, композиции стали закрепляется за конкретными исполнителями.
Слайд № 20
У истоков рока в широком его понимании стоит группа The Beatles, у которых получилось из ливерпульской гусеницы превратиться в мировую бабочку.
Слайд № 21
Что появилось в XXI веке: рок музыка 21 века – это ривайвл, возврат в прошлое с привнесением элементов настоящего. В основном, многие музыкальные жанры локальны и их известность заканчивается в стране пребывания группы. В России самыми популярными новыми жанрами стали якутский панк-рок, электро-панк и пост-бард.
Слайд № 22
Феномен якутского панк-рока заключается в их изоляции от внешнего мира. Их гаражное и небрежное звучание не создано для винтовых пластинок. Этот тот случай, когда жанрообразующими факторами выступают происхождение и условия создания музыки. Якутские панки в условиях изоляции смогли создать что-то своё.
Слайд № 23
Пост-бард – это явление, появившееся совсем недавно, в 2017 году. На просторах интернета появился новый жанр, основателем которого стала группа «Сатана Печёт Блины». Стиль характеризует наличие одного инструмента (гитары/акустической гитары), простого ритма (возможно при отсутствии ударных инструментов) и неумелый вокал. Пост-бард исполнители придерживаются идеологии DIY, в рамках которой они записывают и выпускают свою музыку самостоятельно.
Слайд № 24
На данный момент самые популярные исполнители в этом жанре – Гречка, Сергей Бабкин и группа «Сатаны Печёт Блины». Они играют в жанре синти-панк или электро-панк, который характеризует сочетание инструментальной гитарной музыки и электроники.
Слайд № 25
Э – электроника.
Первые опыты в электронной музыке прошли еще в 1897 году, когда американский ученый Тaддеус Кэхилл получил патент на изобретение первого в мире электромузыкального инструмента. Он генерировал звуки с помощью магнитных колебаний.
Дальнейшее становление музыки связано с появлением новых технологий, в том числе и с доступностью специальных компьютерных технологий.
Слайд № 26
Что появилось в XXI веке: жанры House (Wich-house), Black MIDI и Сипанк.
Слайд № 27
Black MIDI самобытный жанр, появившийся только благодаря новым технологиям. Это своего рода гонка за количеством сыгранных нот. Чем больше, тем лучше. Мелодии создаются в приложении по обучению игре на фортепьяно, где есть возможность превзойти способности профессиональных пианистов с пятью пальцами на каждой руке.
Слайд № 28
Для танцевальных целей был создан жанр House. С помощью компьютера, драм-машины и синтезатора любому ди-джею стал доступен процесс синтеза новой музыки. Включая в себя элементы диско, соула и фанка, хаус характеризуется прямым битом и ритмом 4/4, простыми зацикленными мелодиями и не таким жестким звучанием, как в техно. Wich-house как поджанр появился в 2009-2010 годах. Это полностью электронная экспериментальная музыка с темным и томным звучанием, создаваемая, как правило, людьми без музыкального образования.
Слайд № 29
Жанр сипанк сформировался в интернете. Для этого стиля не так важна музыка, как внешний вид и оформление видео. Морская тематика и атмосфера свободы здесь проявляется во всем. В музыке это тоже свобода – хаус, поп, r&b и американский хип-хоп.
Слайд № 30
С появлением интернета, информационные потоки стали распространяться с безумной скоростью. Узнавать о новых исполнителях стало намного проще, а определить жанр, в котором они играют – сложнее.
Интернет способствовал распространению таких жанров поп-музыки как: K-pop, J-pop, Cantopop.
Слайд № 31
K-pop— музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.
Слайд № 32
J-pop или джей-поп — обобщающий термин для классификации японской популярной музыки, сокр. от англ. «Japanese pop». Иногда термин употребляют и для рок-музыки Японии, но для неё в основном используется другой термин J-rock. Из-за этого многие рок-исполнители (не тяжёлых направлений) из Японии относят часть своего творчества к J-pop.
Слайд № 33
Cantopop— общий термин для обозначения популярной музыки на кантонском языке (диалекте). Cantopop также называют HK-pop, гонконгской популярной музыкой. Кантотская популярная музыка — это поджанр китайской популярной музыки, C-pop. На кантопоп влияет не только собственно китайская музыка, но и многие международные жанры: джаз, рок-н-ролл, ритм-н-блюз, электронная музыка, западная поп-музыка и другие. Тексты кантонской популярной музыки почти всегда написаны на юэском языке.
Слайд № 34
Достоинство современных музыкальных направлений в том, что они перерабатывают опыт прошлого. Для них характерна ретроспективность, то есть уход от новаторства к более старым и проверенным музыкальным схемам. Объединяя стили и жонглируя разными жанрами, музыканты создают что-то отличное от предыдущего, но при этом и знакомое для
слушателей.
Таким образом в заключении можно сказать, что цель проекта достигнута, задачи решены. Работа над проектом оказалась увлекательным занятием, так как я узнала много нового и готова поделиться со своими сверстниками.
Слайд 31
Завершить защиту моего проекта хочу строчками из стихотворения Евгения Винокурова «Музыка»
Стихия музыки — могучая стихия.
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена по всем.
Слайд № 32
Спасибо за внимание!
Два морехода
Ласточка. Корейская народная сказка
Рисуем кактусы акварелью
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Весенняя гроза